Научная статья на тему 'Правовые модели противодействия контрабанде: опыт зарубежного законотворчества'

Правовые модели противодействия контрабанде: опыт зарубежного законотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3011
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМЫ ПРАВА / НАРКОТИКИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / SMUGGLING / LEGAL MODEL / RIGHT SYSTEMS / DRUGS / DIFFERENTIATIONS OF CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прохоров Леонид Александрович, Скачко Анна Владиленовна

В статье рассмотрены правовые модели противодействия контрабанде как важнейшего направления борьбы с преступностью, показаны особенности подхода к дифференциации уголовной ответственности за контрабандные преступления в законодательстве зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прохоров Леонид Александрович, Скачко Анна Владиленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal models of counteraction to smuggling: experience of foreign lawmaking

In the article legal models of counteraction to smuggling as most important direction of fight against crime are considered, features of approach to differentiation of criminal liability for illicit crimes in the legislation of foreign countries are shown.

Текст научной работы на тему «Правовые модели противодействия контрабанде: опыт зарубежного законотворчества»

Правовые модели противодействия контрабанде: опыт зарубежного

законотворчества

В статье рассмотрены правовые модели противодействия контрабанде как важнейшего направления борьбы с преступностью, показаны особенности подхода к дифференциации уголовной ответственности за контрабандные преступления в законодательстве зарубежных стран.

Ключевые слова: контрабанда, правовая модель, системы права, наркотики, дифференциация уголовной ответственности.

Prokhorov L.A., Doctor of Law, Professor of a Chair of Criminal Law and Criminology of the Kuban State University, Honoured Worker of the Higher School of the Russian Federation, the Chairman of the Commission on Pardon Questions in the Territory of Krasnodar Region; tel.: +79282100487;

Skachko A.V., Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79180722722.

Legal models of counteraction to smuggling: experience of foreign lawmaking

In the article legal models of counteraction to smuggling as most important direction of fight against crime are considered, features of approach to differentiation of criminal liability for illicit crimes in the legislation of foreign countries are shown.

Key words: smuggling, legal model, right systems, drugs, differentiations of criminal liability.

Прохоров Леонид Александрович

доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

(тел.: +79282100487)

Скачко Анна Владиленовна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России _(тел.: +79180722722)

Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, являясь традиционными для уголовного законодательства деяниями, в последние годы получили весьма значительное распространение, модернизировались, проявили новые черты криминологической характеристики. Особую тревогу вызывает контрабанда предметов, изъятых из свободного оборота или ограниченных в нем. Стратегически важным направлением при этом является недопущение интервенций как промышленного, так и общеопасного характера (оружие, наркотики, произведения искусства и т.д.). В системе правового обеспечения деятельности по противодействию преступным посягательствам на экономическую безопасность, связанным с нарушением таможенных отношений и, прежде всего, с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей, особое место занимают нормы уголовного законодательства. Вполне естественно, что подходы законодательных органов к регламентации уголовной, административной ответственности

за таможенные правонарушения в разных странах отличаются, о чем свидетельствует анализ соответствующих норм уголовного законодательства. Как представляется, данные подходы предопределены многими обстоятельствами. Это связано и с уровнем экономического развития, сложившимися историческими традициями, с культурой внешнеторговых отношений, их прочностью и состоянием доверия между партнерами. Изучение опыта регулирования ответственности за нарушение этих отношений в зарубежном уголовном законодательстве позволило нам выделить, в определенной степени условно, четыре подхода к обеспечению таможенного режима и регламентации ответственности за таможенные правонарушения. В качестве критериев выступили: 1) объект и предмет таможенных преступлений; 2) формы преступного поведения (контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и др.); 3) особенности дифференциации уголовной ответственности за нарушение правил перемещения различного

69

рода товаров и предметов через таможенную и государственную границы государства, взятых уголовным законом под охрану.

Первый подход - либеральный и в части организации таможенного режима, и в области дифференциации уголовной ответственности за его нарушение; максимальный предел наказания, как правило, не превышает 10 лет лишения свободы. Такой подход более всего характерен для государств Европейского союза (ЕС), в которых сложились многолетние дружеские внешние торговые отношения. Однако ответственность за контрабандные правонарушения, в том числе за экономическую контрабанду, в законодательстве имеет достаточно полную регламентацию. При этом в одних странах законодатель криминализировал более широкий круг деяний, а в других включил в уголовный кодекс только наиболее опасные для государства деяния. Соответственно мы наблюдаем и разный подход к дифференциации уголовной ответственности за данную группу преступлений.

Наиболее четко выражен подход к регулированию ответственности за контрабанду (в сфере экономики, интеллектуальной собственности, общественной безопасности) в Уголовном кодексе Республики Сан-Марино. Наиболее строгое наказание предусмотрено за ввоз на территорию Республики питательных веществ и веществ, используемых в медицинских целях. Эти действия оцениваются как посягательства на общественное здравоохранение. Санкция ст. 242 УК РФ предусматривает наказание в виде тюремного заключения четвертой степени (от 4 до 10 лет). Статья 243 УК Республики Сан-Марино посвящена регламентации ответственности за ввоз веществ, предназначенных для потребления, которые представляют опасность для здоровья. Санкция -тюремное заключение третьей степени (от 2 до 6 лет).

Ввоз наркотических средств на территорию Республики лицом, не имеющим на это разрешения, наказывается в соответствии с ч. 2 ст. 244 УК Республики Сан-Марино тюремным заключением второй степени (от 6 месяцев до 3 лет). Наказание в виде тюремного заключения третьей степени (от 2 до 6 лет) установлено для лиц, имеющих разрешение на ввоз наркотических средств на территорию Республики, но нарушающих установленные правила ввоза. Статья 250 УК Республики Сан-Марино предусматривает ответственность за неосторожное нарушение правил ввоза наркотических средств на территорию государства. Наказание за это преступление - тюремное заключение первой степени (от 3 месяцев до 1 года). Законодатель установил уголовную ответственность и за ввоз на территорию Рес-

публики личного оружия, бомб, газа либо взрывных устройств и воспламеняющихся материалов или взрывчатых веществ (ст. 251 УК Республики Сан-Марино). Это деяние отнесено к категории проступков, а предусмотрен-ноенаказание - тюремное заключение первой степени (от 3 месяцев до 1 года).

Достаточно строгое наказание установлено за ввоз на территорию государства алкогольных напитков (ст. 280 УК Республики Сан-Марино) - поденный штраф третьей степени (от 20 до 60 дней). Статья 309 УК Республики Сан-Марино предусматривает уголовную ответственность за ввоз на территорию государства продуктов и авторских произведений с маркировкой, предназначенной для обмана. Наказание за это деяние - тюремное заключение второй степени (от 6 месяцев до 3 лет). К категории проступков отнесено деяние, связанное с ввозом на территорию Республики или вывозом с ее территории товаров и продовольствия вопреки запретам властей либо в таких количествах, которые не разрешены властями (ст. 319 УК Республики Сан-Марино). Наказание за этот проступок - поденный штраф третьей степени (от 20 до 60 дней).

Следует обратить внимание на состав преступления, предусмотренный ст. 388 УК Республики Сан-Марино «Производство и контрабанда имущества, сопряженные с обманом государственной казны». Он сходен с включенным в УК РФ составом уклонения от оплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). С объективной стороны это ввоз на территорию Республики вещей, «подлежащих обложению налогом, за которые он еще не уплатил налога...». Данное лицо подлежит наказанию в виде тюремного заключения первой степени (от 3 месяцев до 1 года), лишения политических прав четвертой степени и денежные санкции.

Уголовная ответственность по УК Республики Сан-Марино предусмотрена и за ввоз на территорию государства поддельных монет, ценных бумаг или кредитных документов с фальшивой подписью. За подобные деяния ст. 401 УК Республики Сан-Марино устанавливает наказание в виде тюремного заключения четвертой степени (от 4 до 10 лет) [7].

Как видим, почти в каждой главе Уголовного кодекса Республики Сан-Марино содержится норма, регламентирующая ответственность за контрабандные деяния.

По нашему мнению, следует отметить и достаточно обстоятельный подход к регламентации ответственности за контрабандные правонарушения законодателя Голландии. Спектр предусмотренных Уголовным кодексом Голландии преступлений достаточно широк: от преступлений, посягающих на основы кредитно-

70

денежных отношений, до хозяйственных правонарушений. Так, уголовной ответственности по ст. 209 УК Голландии подлежит лицо, ввозящее в европейскую часть Королевства (в Нидерланды) подделанные или фальсифицированные монеты, государственные ценные бумаги или банкноты. Санкция предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком не более 9 лет или штрафа пятой категории. Лицо, которое ввозит в европейскую часть Королевства (в Нидерланды) монеты с обрезанными краями под видом не поврежденных, подлежит ответственности по ст. 211 УК Голландии. Наказание за это преступление предусмотрено в виде тюремного заключения сроком не более 8 лет или штрафу пятой категории.

Статья 220 УК Голландии устанавливает ответственность за ввоз в европейскую часть Королевства (в Нидерланды) ложных, фальсифицированных или незаконно произведенных клейм, печатей, знаков или предметов, на которые они незаконно поставлены. За совершение этих преступлений санкция предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком от 2 до 6 лет (в зависимости от предмета преступления) или штрафа пятой категории.

Уголовное законодательство Голландии предусматривает понятие «экономическая контрабанда». Так, ответственности по ч. 1 ст. 337 УК Голландии подлежит лицо, которое «умышленно ввозит в Нидерланды:

1) ложные, фальсифицированные или незаконно произведенные торговые марки;

2) товары или тару, на которой ложно нанесено фирменное наименование другого лица или товарный знак, на которое имеет право другое лицо;

3) товары с ложно указанным местом происхождения и с добавлением фиктивного фирменного названия;

4) товары или тару с имитацией, какой бы незначительной она ни была, фирменного наименования или товарного знака другого лица.

Санкция 337 УК Голландии предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком не более 1 года или штрафа пятой категории. Часть 2 ст. 337 УК Голландии устанавливает, что «преступник подлежит сроку тюремного заключения не более 4 лет или штрафу пятой категории, если можно было ожидать, что в результате преступления, о котором идет речь в части 1, последует общая опасность для людей или собственности» [3].

Менее широкий круг преступлений контрабандного характера предусмотрен Уголовным кодексом Федеративной Республики Германия.

Так, § 275 УК ФРГ установлена ответственность за контрабандный ввоз и вывоз:

1) пластин, форм, полиграфических наборов, клише, негативов, матриц или подобных приспособлений, пригодных по своему роду для совершения деяния;

2) бумагу, подобную бумаге, предназначенной для изготовления служебных удостоверений и особым образом защищенной от подделки, или бумагу, которую можно перепутать с подлинной;

3) бланки служебных удостоверений.

Санкция данной уголовно-правовой нормы

предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет или штрафом.

При наличии квалифицирующих признаков, т.е. совершение этих действий в виде промысла или в качестве члена банды, наказание устанавливается в виде лишения свободы на срок от 3 месяцев до 3 лет. Законодатель предусматривает возможность освобождения от наказания за совершение подобных действий при добровольном отказе.

В § 276 УК ФРГ установлена ответственность за контрабандный ввоз и вывоз поддельных или фальсифицированных служебных удостоверений, содержащих фальшивое засвидетельствование заявлений, переговоров или правовых отношений, а также ложное удостоверение должностным лицом фактов или ложных сведений, внесенных в публичные регистры, книги или официальные данные (перечислены в § 271, 348 УК ФРГ).

Параграф 328 УК ФРГ устанавливает ответственность за ввоз и вывоз радиоактивных веществ и других опасных веществ и ресурсов. Санкция предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет и денежный штраф [11]. Характерно, что этим составам не посвящены отдельные параграфы УК ФРГ, они включены в перечень иных действий, таких как изготовление, хранение и другие формы противоправного поведения.

Законодатель Японии криминализировал только контрабандный ввоз опия (ст. 136), а также ввоз приборов для его курения (ст. 137). Санкция ст. 136 УК Японии предусматривает наказание в виде лишения свободы с принудительным физическим трудом на срок от 6 месяцев до 7 лет, санкция ст. 137 УК Японии -наказание в виде лишения свободы с принудительным физическим трудом на срок от 3 месяцев до 5 лет. Ответственность за подобные деяния усилена, если их совершает специальный субъект. Статья 138 УК Японии гласит: «Если лицо, ведающее таможенными делами, ввозит опий или приборы, служащие для его курения, оно наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок от 1 года до 10 лет» [15].

71

Уголовный кодекс Швейцарии содержит очень актуальный в настоящее время состав преступления, связанный с ввозом в страну различного рода предметов (звуковые записи, фотоснимки, изображения и др.) с навязчивым изображением жестокости в отношении людей или животных. Этим нарушаются элементарные ценности. Статья 135 УК Швейцарии устанавливает, что за подобные деяния лицо наказывается тюремным заключением или штрафом. Квалифицированный состав данного преступления образует корыстный мотив.

Подлежат уголовной ответственности лица, совершившие деяния, сопряженные с ввозом в страну программ для неправомерного изменения или ликвидации данных либо с целью сделать их неприменимыми (ст. 144-б УК Швейцарии). Виновное лицо наказывается тюремным заключением или штрафом. Квалифицированный состав данного преступления будет иметь место в случае, если лицо занимается этими делами в виде промысла. Наказание для подобных лиц установлено в виде каторжной тюрьмы на срок до 5 лет. Ввоз в страну и вывоз из страны предметов, предназначенных для незаконной расшифровки кодированных материалов, подлежит квалификации по ст. 150-б УК Швейцарии. За подобные деяния по жалобе заинтересованных лиц виновный наказывается тюремным заключением или штрафом.

Статья 236 УК Швейцарии устанавливает ответственность за умышленный ввоз в страну корма, вредного для здоровья животных, или средств для корма. Приговор суда по данным делам подлежит публикации. Наказание для подобных лиц установлено в виде тюремного заключения или штрафа, а за неосторожное совершение этих деяний наказанием является штраф. УК Швейцарии предусматривает ответственность за ввоз фальсифицированных банкнот, металлических монет или служебных знаков оплаты, а также фальшивых бумажных денег. Максимальное наказание за эти деяния - заключение в каторжную тюрьму на срок до 5 лет (ст. 243, 244 УК Швейцарии) [13].

Наиболее либеральный подход к регламентации ответственности за контрабандные преступления и определению их круга проявили законодатели Швеции и Польши. Так, УК Швеции устанавливает ответственность за вывоз из Королевства любого имущества значительной стоимости должником с намерением утаить такое имущество от банкротства (ст. 2 гл. 11 УК Швейцарии) [13]. Это преступление наказывается тюремным заключением на срок от 6 месяцев до 6 лет. Статья 3 гл. 14 УК Швеции предусматривает ответственность за подделку таможенной закладной. Наказание установлено в виде тюремного заключения на срок от 6 месяцев до 6 лет.

УК Польши за ввоз в страну отходов или веществ, угрожающих окружающей среде, устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет (ст. 183 УК Польши). Статья 299 УК Польши устанавливает ответственность за вывоз за границу платежных средств, ценных бумаг или иных валютных ценностей, имущественных прав либо движимого или недвижимого имущества, полученного преступным путем. За это преступление установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет [5].

Уголовное законодательство Исламской Республики Иран устанавливает ответственность за контрабандный ввоз (вывоз не регламентирован) на территорию страны: 1) поддельных национальных и иностранных монет золотой и серебряной чеканки (ст. 518 УК Ирана) - наказание в виде тюремного заключения на срок от 1 года до 10 лет; 2) поддельных национальных и иностранных монет, отчеканенных не из драгоценных металлов (ст. 520 УК Ирана) - наказание в виде тюремного заключения на срок от 1 года до 3 лет; 3) поддельных указов, печатей высших органов власти, решений судов (ст. 525, 526 УК Ирана) [1].

Строгий подход и в части организации таможенного режима, и в области дифференциации уголовной ответственности за нарушение правил этого режима характерен тем, что предел наказания установлен свыше 10, а максимально - до 15 лет лишения свободы. Это государства, ранее входившие в состав СССР в качестве Союзных Республик: Азербайджан, Республика Беларусь, Казахстан, Украина. Особенная часть уголовных кодексов этих стран была построена также, как и УК РФ, в соответствии с Модельным Уголовным кодексом стран СНГ 1996 г. Это касается и перечня деяний, связанных с незаконным перемещением товаров через государственную и таможенную границы, и дифференциации уголовной ответственности. Так, законодатель Республики Казахстан в ст. 209 УК РК регламентирует ответственность за «экономическую контрабанду». Это традиционный состав контрабанды, связанный с перемещением в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов (за исключением предметов, изъятых из свободного обращения). Такое перемещение осуществляется помимо таможенного контроля или с сокрытием от него либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации. Этим же составом преступления охватывается нарушение правил декларирования товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу. Квалифицированные и особо квалифицированные составы

72

контрабанды предусматривают более строгое наказание: ч. 2 ст. 209 УК Казахстана - лишение свободы от 2 до 5 лет с конфискацией имущества или без таковой; ч. 3 ст. 209 УК Казахстана - лишение свободы от 3 до 8 лет с конфискацией имущества.

В уголовном законодательстве предусмотрена ответственность и за контрабанду предметов, изъятых из свободного обращения (ст. 250 УК РК). Перечень этих предметов широкий - наркотики, сильнодействующие и ядовитые вещества, радиоактивные или взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы и др. Максимальное наказание за совершение этих действий при наличии особо квалифицирующих признаков - лишение свободы от 5 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой. В ст. 214 УК Республики Казахстан устанавлена ответственность за уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии или других таможенных платежей в крупных размерах [6].

Заслуживает внимания подход к регламентации ответственности за преступления, связанные с контрабандным перемещением предметов через границу, в законодательстве Украины. Под охрану взят широкий перечень государственных, общественных интересов. Так, в ст. 199 УК Украины сконструирован состав преступления, посягающего на кредитно-денежную систему, т.е. незаконный ввоз в Украину с целью сбыта поддельных денег, государственных ценных бумаг либо билетов государственной лотереи. Часть 3 ст. 199 УК Украины (особо квалифицированный состав этого преступления) устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 12 лет с конфискацией имущества.

В ст. 201 УК Украины сконструированы два состава контрабанды. Первый охватывает незаконное перемещение через таможенную границу Украины товаров в крупном размере (так называемая экономическая контрабанда). Второй состав - это контрабанда предметов, исключенных из свободного оборота в стране, кроме наркотиков. Речь идет о перемещении исторических, культурных ценностей, отравляющих веществ, оружия, стратегически важных сырьевых товаров и т.д. Максимальное наказание при наличии квалифицирующих признаков предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет с конфискацией предметов контрабанды и имущества. Законодатель установил уголовную ответственность за ввоз на территорию Украины либо транзит через нее отходов или вторичного сырья без надлежащего разрешения (ч. 1 ст. 268 УК Украины). Санкция предусматривает наказание в виде штрафа или ограничения свободы на срок до 3 лет. Более строгое наказание в виде 3 лет лишения свободы предусмотрено за ввоз на

территорию Украины либо транзит через нее веществ или материалов, относящихся к категории опасных отходов, запрещенных к ввозу (ч. 2 ст. 268 УК Украины) [10].

Уголовный кодекс Украины, также как и УК Швейцарии, содержит статью, регламентирующую ответственность за ввоз произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, с целью сбыта или распространения. В ч. 1 ст. 300 УК Украины предусмотрено наказание в виде штрафа или ограничения свободы на срок до 3 лет за ввоз на территорию государства произведений такого содержания. В ч. 2 ст. 300 УК Украины за ввоз кино- и видеопродукции, пропагандирующих культ насилия и жестокости, следует наказание в виде штрафа или ограничения свободы на срок до 5 лет. За совершение таких действий повторно или по предварительному сговору группой лиц предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 5 лет (ч. 3 ст. 300 УК Украины). Более строгое наказание законодатель Украины предусмотрел за ввоз произведений, изображений или иных предметов порнографического характера. Санкция ч. 3 ст. 301 УК Украины устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет за совершение таких действий повторно или по предварительному сговору группой лиц.

Статья 305 УК Украины «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров» предусматривает довольно строгое наказание за это преступление. Так, контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, совершенная организованной группой, а равно в особо крупном размере наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, бывших предметом преступления, и с конфискацией имущества.

Статьей 333 УК Украины за незаконный вывоз за пределы государства сырья, материалов, оборудования, технологий для создания оружия, а также военной и специальной техники установлено наказание в виде штрафа, ограничения свободы на срок до 3 лет либо лишения свободы на тот же срок.

Анализ системы уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за контрабанду по УК Украины, показывает, что это наиболее эффективный подход законодателя к правовому регулированию деятельности по предупреждению исследуемого вида преступлений.

Уголовный кодекс Азербайджанской Республики устанавливает ответственность за «экономическую» контрабанду, т.е. перемещение (ввоз и вывоз) в крупном размере предметов

73

через таможенную границу с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 206 УК Азербайджанской Республики). В ч. 2 ст. 206 УК Азербайджанской Республики сконструирован состав контрабанды предметов, исключенных из свободного оборота. Законодатель указал обширный список предметов преступления (наркотики, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие вещества, оружие всех видов, стратегически важное сырье, предметы, представляющие культурную, историческую или археологическую ценность). За совершение этого преступления в санкции ч. 2 ст. 206 УК Азербайджанской Республики предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок 3 до 7 лет с конфискацией имущества. В ч. 3 и 4 ст. 206 УК Азербайджанской Республики сформулированы квалифицированные составы исследуемых преступлений. В ч. 3 ст. 206 УК Азербайджанской Республики в качестве квалифицирующих признаков законодатель признал: повторность; совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. За совершение этого преступления в санкции ч. 3 ст. 206 УК Азербайджанской Республики предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с конфискацией имущества или без таковой. Ответственность за совершение контрабанды организованной группой предусмотрена ч. 4 ст. 206 УК Азербайджанской Республики -наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества.

Статья 209 УК Азербайджанской Республики предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Санкции ч. 1 и 2 ст. 209 УК Азербайджанской Республи-кик достаточно мягкие, максимальное наказание в виде лишения свободы - до 2 лет. Квалифицирующими признаками законодатель признал неоднократность и крупный размер [4].

Законодатель Республики Беларусь в части дифференциации ответственности за действия контрабандного характера придерживается Модельного кодекса стран СНГ. Статья 228 УК Азербайджанской Республики «Контрабанда» состоит из 4 частей, редакция диспозиций соответствующих норм и пределы санкций почти аналогичны ст. 206 УК Азербайджанской Республики. Аналогичным образом законодателем регламентирована ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК Азербайджанской Республики).

Компромиссный подход характеризуется нейтральным либо либеральным отношением к экономической контрабанде с одновремен-

ным установлением повышенной уголовной-ответственности за незаконный ввоз или вывоз товаров, исключенных из свободного оборота и, прежде всего, наркотиков. Например, в УК Франции законодатель при нейтральном отношении к контрабанде экономического характера одновременно устанавливает повышенную уголовную ответственность за «незаконный ввоз или вывоз наркотиков». Статья 222-36 УК Франции за совершение этого преступления предусматривает наказание в виде 10 лет тюремного заключения и штрафа в размере 50 млн франков. Незаконный ввоз или вывоз наркотиков, совершенный организованной бандой, влечет наказание в виде 30 лет уголовного заключения и штрафа в размере 50 млн франков. Законодатель предусмотрел ответственность и за незаконный ввоз на территорию страны и вывоз из страны взрывчатых веществ (ст. 421-1 УК Франции). Этот состав преступления рассматривается в рамках акта терроризма [12].

Аналогичный подход к регламентации ответственности за контрабанду наблюдается и в Уголовном кодексе Республики Таджикистан. Он содержит две статьи, устанавливающие ответственность за преступления, связанные с незаконным ввозом на территорию государства и вывозом с нее соответствующих товаров, предметов (ст. 289, 291 УК Республики Таджикистан). Пределы ответственности за экономическую контрабанду аналогичны тем, что мы наблюдаем в УК Республики Беларусь, УК Азербайджанской Республики. Однако за контрабанду наркотиков, оружия и, соответственно, за совершение квалифицированных составов этих преступлений законодатель Республики Таджикистан предусмотрел более строгие наказания. Так, в ч. 2 ст. 289 УК Республики Таджикистан санкция предусматривает уже наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой.

В ч. 3 ст. 289 УК Республики Таджикистан в качестве квалифицирующих признаков законодатель признал: 1) повторность; 2) совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения; 3) с применением насилия или его угрозы к лицу, осуществляющему таможенный контроль; 4) путем прорыва таможенной границы. Санкция ч. 3 ст. 289 УК Республики Таджикистан предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или без таковой и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. Часть 4 ст. 289 УК Республики Таджикистан устанавливает ответственность за совершение контрабанды организованной группой. Санкция ч. 4 ст. 289 УК Республики Таджикистан предусматривает

74

наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Статья 291 УК Республики Таджикистан предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей только в крупном размере. Санкции ч. 1 и 2 ст. 209 УК Республики Таджикистан достаточно мягкие, максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет. Квалифицирующими признаками законодатель признал повторность, использование своего служебного положения, организованную группу [8].

Особо строгий подход к регламентации уголовной ответственности за нарушение таможенного режима, за контрабандные преступления характерен для УК Китайской Народной Республики и УК Турции. Возможно, особенности подходов к решению проблемы противодействия данной группе правонарушений (особенно контрабанде наркотиков, ценных животных и произведенной из них продукции) во многом продиктованы влиянием религиозных догматов буддизма и ислама. Как известно, представители этих систем права занимают позицию нетерпения и полного осуждения вплоть до физического уничтожения и потребителей, и распространителей наркотиков как вероотступников. Кстати, отношение китайского законодателя к контрабанде и иных предметов, товаров, т.е. к экономической контрабанде, также не отличается мягкостью. Так, ч. 2 ст. 151 УК КНР устанавливает ответственность за контрабанду запрещенных государством к вывозу из страны культурных ценностей, золота, серебра и прочих драгоценных металлов, а также запрещенных государством ценных животных и произведенной из них продукции. Наказание определено в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет и штрафа, а при смягчающих обстоятельствах - лишения свободы на срок до 5 лет и штрафа. При особо отягчающих обстоятельствах за данные преступления предусмотрено бессрочное лишение свободы или смертная казнь с конфискацией имущества. Уголовный кодекс КНР устанавливает также ответственность организаций, участвующих в контрабанде, в виде штрафных санкций, а руководители организаций и другие лица, участвующие в контрабанде, несут ответственность в соответствии с санкцией статьи.

Ответственность за контрабанду, торговлю, перевозку, производство наркотиков установлена независимо от их количества. Статья 347 УК КНР за контрабанду при наличии квалифицирующих обстоятельств устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок 15 лет, пожизненного лишения свободы либо смерт-

ной казни, дополнительное наказание - конфискация имущества. Квалифицирующими обстоятельствами признаны:

контрабанда опиума свыше одной тысячи граммов, пятидесяти граммов и более героина либо метиламфетамина, других наркотиков в большом количестве;

по контрабанде, торговле, перевозке, производству наркотиков;

вооруженное прикрытие контрабанды, торговли, перевозки, производства наркотиков;

применение насилия, сопротивление следствию, задержанию, аресту при отягчающих обстоятельствах; участие в организованном международном наркобизнесе [4].

Предусмотрена ответственность организаций, участвующих в контрабанде наркотиков. Часть 5 ст. 347 УК КНР устанавливает наказание для юридических лиц в виде штрафных санкций. Руководители организаций и другие лица, несущие непосредственную ответственность, отвечают в соответствии с санкциями ст. 347 УК КНР. В ч. 6 ст. 347 УК законодатель уделил особое внимание регламентации ответственности за использование, подстрекательство к контрабанде несовершеннолетних. За эти деяния установлены максимально суровые наказания из числа предусмотренных ст. 347 УК КНР - лишение свободы на срок 15 лет, пожизненное лишение свободы либо смертная казнь с конфискацией имущества. При неоднократном совершении контрабандных преступлений наказание определяется исходя из общего объема наркотиков (ч. 7 ст. 347 УК КНР).

Законодатель отдельно в ст. 349 УК КНР регламентирует ответственность за «покрыва-тельство преступных элементов, занимающихся контрабандой наркотиков, предоставление убежища преступным элементам, укрывательство наркотиков». За это предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет или краткосрочного ареста или надзора, а при наличии отягчающих обстоятельств -наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. В ч. 2 ст. 349 УК КНР предусмотрена уголовная ответственность специальных субъектов, т.е. «лиц, занимающихся розыском наркотиков, или иных работников государственных органов, покрывающих преступных элементов, занятых контрабандой наркотиков». Названные лица несут максимально суровое наказание из предусмотренных в ч. 1 настоящей статьи. В случае установления факта предварительного сговора этих лиц с контрабандистами наркотиков (ч. 3 ст. 349 УК КНР) следует квалификация по совокупности ст. 349 и ст. 347 УК КНР.

Уголовный кодекс КНР предусматривает повышенную ответственность при специальном

75

рецидиве. Статья 356 УК КНР устанавливает, что лица, ранее осужденные за контрабанду наркотиков и вновь совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, наказываются максимально суровым наказанием, предусмотренным соответствующей статьей УК КНР.

В ст. 411 УК КНР законодатель еще раз возвращается к регламентации уголовной ответственности специальных субъектов. Работники таможенных органов, из корыстных побуждений попустительствующие контрабанде, при отягчающих обстоятельствах наказываются лишением свободы на срок до 5 лет или краткосрочным арестом, а при особо отягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок свыше 5 лет.

Законодатель Турции особое внимание обратил на противодействие ввозу в страну подделанных или фальшивых денег, наркотиков, предметов непристойного характера. Прежде всего, были криминализированы деяния, посягающие на кредитно-денежные отношения:

1) ввоз в страну подделанных или фальшивых денег, национальных золотых украшений, что наказывается заключением на срок от 3 до 12 лет и тяжким денежным штрафом в размере от 1 тыс. до 10 тыс. лир (ст. 316 УК Турции); наличие смягчающих обстоятельств при совершении подобных действий обусловливает сокращение наказания от одной трети до половины (ст. 318 УК Турции);

2) ввоз в страну поддельных и фальшивых знаков оплаты (ценных бумаг, талонов, марок); наказания за это деяние сокращаются наполовину по сравнению с пределами наказания, предусмотренными санкцией ст. 316 УК Турции (ст. 322 УК Турции).

В систему Особенной части УК Турции включена группа норм, регламентирующих ответственность за контрабандные действия с наркотиками. Так, ч. 1 ст. 403 УК Турции гласит, что ввоз в страну наркотических веществ без наличия разрешения либо вопреки условиям разрешения наказывается тяжким заключением на срок от 10 до 20 лет и тяжким денежным штрафом в размере 500 тыс. лир за каждый грамм с дробью наркотических веществ. Отдельная норма (ч. 2 ст. 403 УК Турции) устанавливает ответственность за вывоз из страны наркотических веществ. Наказание предусмотрено несколько мягче - тяжким заключением на срок от 6 до 12 лет и большим денежным штрафом в размере 50 тыс. лир за каждый грамм с дробью наркотических веществ. Часть 3 ст. 403 УК Турции за вывоз из страны наркотических веществ после их переработки или ввоз наказывается тяжким заключением на срок от 10 до 20 лет и тяжким денежным штрафом в размере

500 тыс. лир за каждый грамм с дробью наркотических веществ.

Следует отметить, что законодатель уделил серьезное внимание дифференциации уголовной ответственности за данный вид преступлений. Сконструировано несколько квалифицированных составов с учетом следующих обстоятельств:

1. Первый квалифицированный состав создан в зависимости от предмета преступления. Если в качестве последнего выступают героин, кокаин, морфин, гашиш, то за вывоз из страны наркотических веществ или ввоз наказание увеличивается вдвое (ч. 6 ст. 403 УК Турции).

2. Часть 7 ст. 403 УК Турции устанавливает, что за вывоз из страны наркотических веществ или ввоз их в страну в случае, если эти преступления совершены организаторами, руководителями или членами преступной организации, наказание должно быть увеличено наполовину.

3. Следующий квалифицирующий признак связан с систематичностью совершения данных преступлений, когда это превратилось в профессию, ремесло или средство заработка. Наказание за вывоз из страны наркотических веществ или их ввоз в рассматриваемой норме увеличено на одну треть (ч. 8 ст. 403 УК Турции).

4. Часть 9 ст. 403 УК Турции устанавливает более строгую ответственность лиц, использующих для совершения ввоза в страну и вывоза из нее наркотических веществ несовершеннолетних (до 18 лет) или не обладающих правоспособностью. Наказания при этом увеличиваются на одну шестую.

5. Лица, создавшие организацию для совершения ввоза в страну и вывоза из страны наркотических веществ или являющиеся главарями или членами такой организации, наказываются тяжким заключением на срок от 5 до 10 лет (ч. 10 ст. 403 УК Турции).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В УК Турции законодатель включил ст. 426, предусматривающую ответственность за ввоз в страну или вывоз из нее различного рода предметов непристойного содержания. Наказание за преступление установлено в виде штрафа в размере от 2 до 10 млн лир [9].

Анализ уголовного законодательства зарубежных стран показал следующее:

противодействие контрабанде как направлению борьбы с преступностью всегда неразрывно связывают с проблемами обеспечения экономической безопасности при осуществлении внешней экономической деятельности; стратегически важным направлением при этом является недопущение интервенций как промышленного, так и общеопасного характера (оружие, наркотики и т. д.).; на обеспечении экономической безопасности страны должны быть

76

сфокусированы правовые механизмы, организационные, тактические методы и средства;

в уголовном законодательстве зарубежных стран имеет место широкий разброс оценки законодателем степени общественной опасности преступлений контрабандного характера; так, максимальное наказание в виде тюремного заключения третьей степени (до 6 лет) установлено для лиц, имеющих разрешение на ввоз наркотических средств на территорию Республики Сан-Марино, но нарушающих установленные правила ввоза; в то же время в УК КНР за контрабанду наркотиков при наличии квалифицирующих обстоятельств предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок 15 лет, пожизненного лишения свобо-

ды либо смертной казни с конфискацией имущества;

система уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за контрабанду по УК Украины, представляет собой наиболее эффективный подход законодателя к правовому регулированию деятельности по предупреждению исследуемого вида преступлений;

достаточно обстоятельный подход к регламентации ответственности за контрабандные правонарушения в УК Голландии; спектр предусмотренных преступлений достаточно широк: от преступлений, посягающих на основы кредитно-денежных отношений, до хозяйственных правонарушений.

1. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран. СПб., 2008.

2. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. СПб., 2001.

3. Уголовный кодекс Голландии. СПб., 2001.

4. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. СПб., 2001.

5. Уголовный кодекс Польши. СПб., 2001.

6. Уголовный кодекс Республики Казахстан. Алматы, 2010.

7. Уголовный кодекс Республики Сан-Марино. СПб., 2002.

8. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. СПб., 2001.

9. Уголовный кодекс Турции. СПб., 2003.

10. Уголовный кодекс Украины. СПб., 2001.

11. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии. СПб., 2003.

12. Уголовный кодекс Франции. СПб., 2002.

13. Уголовный кодекс Швейцарии. СПб., 2002.

14. Уголовный кодекс Швеции. СПб., 2001.

15. Уголовный кодекс Японии. СПб., 2002.

1. Law on Islamic criminal punishments of the Islamic Republic of Iran. SPb., 2008.

2. Criminal code of the Azerbaijani Republic. SPb., 2001.

3. Criminal code of Holland. SPb., 2001.

4. Criminal code of People's Republic of China. SPb., 2001.

5. Criminal code of Poland. SPb., 2001.

6. Criminal code of the Republic of Kazakhstan. Almaty, 2010.

7. Criminal code of the Republic of San Marino. SPb., 2002.

8. Criminal code of the Republic of Tajikistan. SPb., 2001.

9. Criminal code of Turkey. SPb., 2003.

10. Criminal code of Ukraine. SPb., 2001.

11. Criminal code of the Federal Republic of Germany. SPb., 2003.

12. Criminal code of France. SPb., 2002.

13. Criminal code of Switzerland. SPb., 2002.

14. Criminal code of Sweden. SPb., 2001.

15. Criminal code of Japan. SPb., 2002.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.