УДК 339.19 Скачко Анна Владиленовна
кандидат юридических наук Краснодарского университета МВД России
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ТЕНДЕНЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЧЛЕНСТВОМ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
Skachko Anna Vladilenovna
PhD in Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
REGULATION OF LIABILITY FOR SMUGGLING CRIME BY LAWS OF THE REPUBLIC OF BELARUS: TRENDS DETERMINED BY THE MEMBERSHIP IN THE CUSTOMS UNION
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности подходов к регламентации уголовной ответственности за контрабандные преступления в УК Республики Беларусь, обусловленные членством в Таможенном союзе. Определено содержание следующих статей УК РБ: ст. 228 «Контрабанда», ст. 229 «Незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля», ст. 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей». Проведено сравнение некоторых положений данных статей УК РБ с аналогичными положениями УК РФ и УК РК.
Ключевые слова:
Таможенный союз, Модельный Уголовный кодекс, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, дифференциация уголовной ответственности, квалифицированные составы.
Summary:
The article considers some approaches to the regulation of criminal liability for smuggling crimes in the Criminal Code of the Republic of Belarus determined by the membership in the Customs Union. The author reviews some articles of the Criminal Code of Belarus: Art. 228 "Contraband", Art. 229 "Illegal export or trans-fer for the purpose of export of objects under export control", Art. 231 "Customs duties evasion". The paper compares some regulations of these articles with similar regulations of the Criminal Codes of Russia and Kazakhstan.
Keywords:
Customs Union, Criminal Code Model, smuggling, evasion from custom duties, differentiations of criminal liability, aggravation.
Законодатель Республики Беларусь в части регламентации ответственности за действия контрабандного характера придерживается Модельного Уголовного кодекса стран СНГ. Статья 228 УК «Контрабанда» состоит из четырех частей, редакция диспозиций соответствующих норм и пределы санкций почти аналогичны ст. 188 УК РФ 1996 г. Так, в ч. 1 ст. 228 УК РБ установлена ответственность за экономическую контрабанду. Суть этого вида контрабанды заключается в перемещении в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженном с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.
Как видим, законодательная интерпретация содержания контрабанды несколько отличается от той, что изложена в уголовных кодексах РФ и Казахстана, где речь идет о таможенной границе Таможенного союза [1]. Законодатель также не предусмотрел второго варианта контрабанды, характерного для УК РФ, который заключается в перемещении товаров через государственную границу Российской Федерации [2].
При конструировании основного состава контрабанды было определено несколько условий для наступления ответственности за эти деяния. Во-первых, это требования к предмету преступления: а) крупный размер товаров и ценностей; б) запрещенность или ограниченность соответственных товаров и ценностей к такому перемещению; в) исключение из перечня разрешенных к перемещению через таможенную границу товаров, указанных в ч. 2 ст. 228 Ук (речь идет о наркотиках, оружии и т. д.).
Во-вторых, это перечисленные в норме способы контрабанды товаров и ценностей, то есть перемещение, совершенное: а) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; б) с обманным использованием документов или средств идентификации; в) сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.
Наказание за это преступление предусмотрено в виде штрафа, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на тот же срок.
В конструкцию состава контрабанды, сформулированную в ч. 2 ст. 228 УК, законодатель включил перечень специальных предметов преступления без указания на крупный размер.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
По сути дела, это специальный состав контрабанды товаров, исключенных из свободного оборота. В этой части статьи ответственность установлена за перемещение через таможенную границу Республики Беларусь, независимо от размера:
а) наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ;
б) вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов;
в) ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Способ перемещения этих предметов такой же, как и в основном составе.
Наказание за это преступление предусмотрено более строгое: лишение свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Дифференциация уголовной ответственности за контрабанду осуществлена посредством формулирования квалифицированных и особо квалифицированных составов (ч. 3 и 4 ст. 228 УК Республики Беларусь). Квалифицирующие признаки в ч. 3 ст. 228 УК - это совершение действий:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом, ранее судимым за контрабанду;
в) должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;
г) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;
д) в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ. За эти квалифицированные виды контрабанды законодатель установил более строгое наказание - в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Особо квалифицированный состав контрабанды (ч. 4 ст. 228 УК) образуют действия, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 ст. 228 УК, совершенные организованной группой. Санкция ч. 4 ст. 228 УК предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации. Как видим, санкция этой уголовно-правовой нормы значительно мягче в сравнении с аналогичной нормой в УК РФ, предусматривающей лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненное лишение свободы.
В примечании к ст. 228 УК определен крупный размер контрабанды: стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей должна превышать в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
Нельзя не отметить и тот факт, что законодатель Республики Беларусь в соответствующих статьях Уголовного кодекса в основу понятия контрабанды закладывает факт пересечения таможенной границы своего государства.
Примыкают к данному составу преступления действия, связанные с незаконными экспортом или передачей в целях экспорта объектов экспортного контроля (ст. 229 УК). Эта норма регламентирует уголовную ответственность за незаконные экспорт или передачу в целях экспорта объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники. При квалификации отмеченных действий необходимо доказать отсутствие признаков преступлений, предусмотренных ст. 129 УК - предназначение этих предметов для ведения войны, ст. 228 УК - контрабанда и ст. 356 УК -измена государству. Санкция ч. 1 ст. 229 УК устанавливает наказание в виде штрафа, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на тот же срок.
Квалифицирующими признаками для ч. 2 ст. 229 УК законодателем установлены следующие: повторность; совершение группой лиц по предварительному сговору или должностным лицом с использованием своих служебных полномочий. Наказываются эти деяния лишением свободы на срок от двух до шести лет.
Особо квалифицирующими признаками в ч. 3 ст. 229 УК являются совершение преступления организованной группой либо в отношении объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании оружия массового поражения, средств его доставки. Наказываются эти деяния лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Законодатель Республики Беларусь не злоупотребляет законотворческим приемом построения составов преступлений путем включения в содержание объективной стороны таких действий, как ввоз и вывоз, наряду с другими действиями, совершаемыми в пределах Республики. Можно привести только один пример. Так, Уголовный кодекс РБ в ст. 330 устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил ввоза, вывоза наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, либо инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся
под специальным контролем. Последствия нарушения этих правил заключаются в утрате или расхищении названных средств, веществ или предметов. Субъективную сторону преступления характеризует неосторожная форма вины, то есть к последствиям виновный отнесся легкомысленно или небрежно. Субъект этого преступления специальный, то есть лицо, обязанное соблюдать указанные правила. Наказываются отмеченные неосторожные деяния достаточно строго -штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Санкция более строгая, чем установленная в ч. 1 ст. 228 УК за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов.
Законодатель Республики Беларусь при конструировании составов преступлений употребляет также термин «оборот», но значительно реже, чем законодатель Российской Федерации и Республики Казахстан, причем в ином значении. Так, статья 328 УК РБ устанавливает ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, то есть за их изготовление, переработку без цели сбыта, приобретение, хранение, перевозку или пересылку. В содержание понятия термина «<оборот», согласно редакции ст. 328 УК РБ, включены действия, совершаемые только внутри страны. Эта статья является аналогом ст. 228 УК РФ, в которой российский законодатель обоснованно избежал термина «<оборот».
Нельзя не отметить, что законодатель Республики Беларусь вполне логично подошел и к регламентации ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Основной состав преступления образуют деяния, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч. 1 ст. 231 УК РБ). Это преступление наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до трех лет.
Часть 2 ст. 231 Ук содержит квалифицированный состав - совершение действий повторно либо группой лиц по предварительному сговору, что наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет.
К ст. 231 УК РБ законодателем предусмотрено следующее примечание: уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере признается уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
Необходимо отметить, что законодательное описание состава уклонения от уплаты таможенных платежей, квалифицированных составов и дифференциация уголовной ответственности в Уголовном кодексе Республики Беларусь в основном сходны с подходом российского законодателя до внесения им существенных изменений в ст. 194 УК РФ 7 декабря 2011 г.
Анализ подходов к регламентации уголовной ответственности за контрабандные преступления законодателем Республики Беларусь в условиях членства в Таможенном союзе позволяет сделать следующие основные выводы.
Во-первых, законодательство этой страны, вошедшей в состав Таможенного союза, отличает достаточно высокая стабильность в регламентации ответственности за контрабандные преступления и уклонения от уплаты таможенных платежей. Сохранены прежние подходы к регламентации ответственности за контрабандные преступления, в полной мере учитывающие интересы своего государства. Таможенный кодекс не только продолжает действовать, но и еще более сфокусирован на защиту суверенитета и экономической безопасности государства.
Во-вторых, в Уголовном кодексе сохранена статья, регламентирующая ответственность за товарную контрабанду. Более того, ужесточена ответственность за этот вид преступлений. Например, уголовная ответственность по ст. 228 УК Республики Беларусь наступает при контрабандном перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь на сумму 130 тыс. белорусских рублей, то есть примерно 455 российских рублей (на 2013 г. это крупный размер).
В-третьих, законодатель Республики Беларусь в соответствующих статьях Уголовного кодекса в основу понятия контрабанды закладывает факт пересечения таможенной границы своего государства, а не таможенной границы Таможенного союза.
В-четвертых, законодатель в ряде составов использует опыт законотворчества ряда европейских стран, вкрапливая контрабандные действия в ряд иных действий, не связанных с перемещением через границу государства.
Ссылки:
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь (по состоянию на 20 марта 2013 года).
2. Грачев О.В. Уголовная политика Российской Федерации в таможенной сфере // Российский следователь. 2013. № 4.
С. 20-22.