ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
ПОНЯТИЕ КОНТРАБАНДЫ, ПОСЯГАЮЩЕЙ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ (СТ. 2261 УК РФ)
ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА АЗАРЕНКОВА,
адъюнкт кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected] Научный руководитель: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Л.Д. Гаухман Рецензент: кандидат юридических наук Е.А. Русскевич
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы правового регулирования понятия общественная безопасность. Обосновывается актуальность исследования понятия контрабанды в связи с изменением уголовного и таможенного законодательства, а также перехода к новой форме экономической интеграции - Евразийскому экономическому союзу. Раскрываются различия между понятиями таможенная и государственная граница.
Ключевые слова: общественная безопасность, контрабанда, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз, Государственная граница РФ, таможенная граница.
Annotation. Considered the issues of legal regulation of the concept of public safety. The urgency of research concepts smuggling in connection with a change in criminal and customs legislation, as well as the transition to a new form of economic integration - the Eurasian economic Union. Revealed the differences between the concepts of customs border and state border.
Keywords: social security, smuggling, the Customs Union, the Eurasian Economic Community, the Eurasian Economic Union, the State border of the Russian Federation, customs border.
Существующая социально-экономическая и политическая обстановка в России характеризуется обострением проблем обеспечения общественной безопасности. В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 20 ноября 2013 г. говорится, что обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации1. Также в Концепции дается определение понятия «общественная безопасность», под которой понимается «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2.
В настоящее время перечень посягательств на общественную безопасность закреплен в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в Кодексе Российской Федерации об административных
правонарушениях в гл. 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ была дополнена гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» ст. 2261, предусматривающей ответственность за контрабанду ряда предметов, изъятых из гражданского оборота, или в отношении которых установлены определенные правила их оборота3.
Следует согласиться с высказанной ранее в науке уголовного права критикой, что регламентация ответственности за контрабанду предметов, ограниченных в обороте или в отношении которых установлены определенные правила их оборота в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», нарушает логику построения Особенной части Уголовного кодекса. Перемещение данной нормы из гл. 22 УК РФ в гл. 24 УК РФ представляется оправданным, так как данный вид контрабанды объективно посягает на отношения в сфере общественной безопасности.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
По итогам работы за 9 месяцев 2014 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 518 уголовных дел, что на 7% больше, чем за 9 месяцев
2013 г. - 1 415 дел; в 2012 г. - 1 234 дела. По ст. 2261 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники) - 496 уголовных дел (за 9 месяцев 2013 г. - 344 дела). Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел за 9 месяцев
2014 г. составила 62,5% (за 9 месяцев 2013 г. - 72%). Из незаконного оборота изъято более 16 кг сильнодействующих веществ (за 9 месяцев 2013 г. - более 12 кг).
За аналогичный период 2012 г. таможенными органами Российской Федерации по ст.ст. 2261 и 2291 Уголовного кодекса Российской Федерации возбуждено 876 уголовных дел. Их доля от общего количества возбужденных уголовных дел составила 71%. Из незаконного оборота изъято около 103 килограммов сильнодействующих веществ (за 9 месяцев 2011 г. - около 33 кг)4.
Статья 2261 УК РФ определяет контрабанду как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Госудаственную границу Российской Федерации с государствами-членами ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных. Для уяснения содержания диспозиции данной нормы необходимо, в первую очередь, разобраться в разграничении таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Государственной границы Российской Федерации с государствами-членами ЕврАзЭС.
ЕврАзЭС - это международная экономическая организация, созданная в 2000 г. Она просуществовала 14 лет и была упразднена в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 г. Странами-участниками ЕврАзЭС являлись Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан; Узбекистан приостановил свое членство
в данной организации с 2008 г., а статус наблюдателя с потенциальным присоединением имели Армения, Молдавия и Украина. Цели создания ЕврАзЭс - дальнейшее формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства, взаимное сотрудничество в различных областях, социально-экономические преобразования для повышения уровня жизни своих народов. Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС был создан в декабре 2010 г. В него вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. 10 октября главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 г.
В ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза было сказано, что Единая таможенная территория Таможенного союза состоит из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящихся за пределами территорий государств-членов Таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией5. При этом пределы таможенной территории Таможенного союза являлись таможенной границей Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Таким образом, незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках Ев-рАзЭС означает перемещение через пределы единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, которую составляли территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В настоящее время существует новая форма торгово-экономической интеграции России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии - Таможенный союз ЕАЭС. Значительная часть функций ЕврАзЭС передана ЕАЭС. Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза (страны-участники: Казахстан - с 1 июля 2010 г., Россия - с 1 июля 2010 г., Беларусь - с 6 июля 2010 г., Армения - с 10 октября 2014 г., Киргизия - с 1 мая 2015 г.)6, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Учитывая, что Таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС представляла собой пределы единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, образованного Белоруссией, Казахстаном и Россией, незаконное перемещение товаров через эту границу обоснованно признается Уголовным кодексом преступлением против интересов Российской Федерации и ответственность за такие деяния должна наступать по ст. 2261 УК РФ7.
В настоящее время уголовная ответственность за перемещение предметов контрабанды через та-
моженную границу Таможенного союза закреплена только в Российской Федерации и Республике Казахстан. Но если таможенная граница Таможенного союза включает в себя внешние государственные границы нескольких государств, то, на наш взгляд, будет правильнее закрепить в законодательстве всех стран-участников Таможенного союза в качестве места совершения контрабанды помимо Государственной границы, еще и таможенную границу Таможенного союза.
Незаконное перемещение предметов через Государственную границу России с государствами-участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС образует вторую разновидность контрабанды. Данный вид контрабанды имеет место в тех случаях, когда перемещаемый незаконным образом предмет был произведен на территории государства-участника Таможенного союза и в дальнейшем ввезен в Россию, или наоборот. Другими словами, речь идет о контрабанде общеопасных предметов внутри Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» государственной границей Российской Федерации признается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации8.
Таким образом, уголовно наказуемой контрабанда будет в случаях перемещения товаров через Государственную границу РФ независимо от того, совпадает она с таможенной границей Таможенного союза или нет.
Однако, как отмечает Берзинь О.А., возникает «возражение, которое заключается в том, что пересечение товарами Государственной границы не влечет за собой необходимости декларировать товар и предъявлять его таможенным органам, равно как и необходимости осуществления таможенными органами таможенного контроля в отношении таких товаров»9. Таким образом, при пересечении Государственной границы нет необходимости проходить таможенные процедуры - их производят лишь при пересечении таможенной границы. К тому же, так как территории стран-участников Таможенного союза образуют единое таможенное пространство, то на Государственной границе между этими странами (т.е. внутри Таможенного союза) также не требуется соблюдать таможенные процедуры при перемещении товаров.
Законодатель неспроста выделил две разновидности места совершения контрабанды. Различия между понятиями таможенная и государственная граница следующие: государственная граница - реальная линия на местности, а таможенная граница - условная, воображаемая линия; государственная граница устанавливает
область действия суверенитета в целом, а таможенная граница - то, что относится к сфере экономического суверенитета государства; государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства России как формы выражения таможенного права10.
Таким образом, мы приходим к выводу, что законодатель при формулировании диспозиции ст. 2261 выделил два вида контрабанды. Первый - это незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, и второй - незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. То есть, если лицо незаконно вывозит из Китая в Казахстан, а из Казахстана в Россию, например, огнестрельное оружие, то в данном случае совершается два разных преступления, квалифицируемые по ст. 2261 УК РФ. Эти преступления различаются по объективной стороне, по месту и времени их совершения.
Незаконность как признак перемещения предметов при контрабанде означает нарушение требований таможенного контроля, единых для всех этих стран. Если ч. 2 ст. 188 УК РФ являлась по своей конструкции описательно-бланкетной нормой, то ст. ст. 2261 УК РФ представляют собой бланкетную норму - в ней, в отличие от ст. 188 УК РФ не упоминаются такие признаки контрабанды, как перемещение предметов через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо когда такое перемещение сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Вместо этого используется понятие «незаконное перемещение», которое не раскрывается в диспозиции нормы, что чревато его необоснованным расширительным толковани-ем11. Таким образом, для привлечения к уголовной ответственности достаточно установления факта незаконности перемещения предмета контрабанды через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, либо Государственную границу, независимо от способов совершения.
Под незаконным перемещением товаров через Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза следует понимать перемещение таких предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы пограничных органов в этих местах, либо с сокрытием от пограничного контроля, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о перемещаемых предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение12.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что некоторые вопросы, возникающие в связи с применением норм о контрабанде, не регламентированы. В настоящий момент отсутствует постановление Пленума Верховного Суда, которое могло бы дать разъяснения по спорным вопросам. Диспозиция ст. 2261 является бланкетной, что создает трудности для практических работников в ее применении, так как вызывает необходимость изучения ряда международных, таможенных и иных законов, посвященных вопросам общественной безопасности, вопросу определения таможенной и государственной границ РФ, определения предметов контрабанды.
Таким образом, можно предложить следующее определение понятия контрабанды, ответственность за совершение которой установлена ст. 2261 УК РФ, - это общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 2261 УК РФ, посягающее на общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность посредством перемещения через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации предметов, перечисленных в данной статье, совершаемое с прямым умыслом физическим вменяемым лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста.
1 Босхамджиева Н.А. Административно-правовые основы обеспечения общественной безопасностив Российской Федерации: Автореф. дисс. ...докт. юрид. наук. 12.00.14. М., 2013.
2 Официальный сайт Президента РФ http://www.kremlin.ru/ acts/19653 (дата обращения 3 марта 2015 г.).
3 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 28 декабря 2013 г.) // Российская газета. № 278. 2011. 9 декабря. Этим же законом в УК РФ включена ст. 2291 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ». Федеральным законом от 28 июня 2013 г.
№ 134-Ф3 в УК РФ была внесена еще одна ст. 2001 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»; а Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-Ф3 в УК РФ включена еще одна ст. 2002 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий».
4 Официальный сайт ФТС РФ http://www.customs.ru/index. php (дата обращения 28 января 2015 г.).
5 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 10 октября 2014 г.). Данная статья в редакции от 10 октября 2014 г. выглядит следующим образом: «Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией».
6 Таможенный союз ЕАЭС https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 4 марта 2015 г.).
7 Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы // Уголовное право. 2012. № 2. С. 71-77.
8 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 31 декабря 2014 г.) // Российская газета. № 84, 1993. 4 мая.
9 Берзинь О.А. Уголовно-правовые меры противодействия контрабанде // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 3. С. 121-128.
10 Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В.. Таможенное право России: Учебник / Отв.. ред. Н.И. Химичева.2-е изд., перераб. и доп.М.: Юристь., 2007. С. 16.
11 Остапенко В., Морозова О. Проблемы квалификации контрабанды // Уголовное право. 2012. № 6. СПС «Консуьтант Плюс».
12 Козлов В.И. (введение, гл. 4), Остапенко В.И. (введение, гл.гл. 1, 2 и 3), Кравченко Е.В. (гл.гл. 1 и 2) Методические рекомендации по актуальным вопросам возбуждения уголовных дел и уголовно-правовой квалификации контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов. Москва, 2013. С. 23.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ