Научная статья на тему 'Международно-правовые вопросы таможенной безопасности ЕАЭС'

Международно-правовые вопросы таможенной безопасности ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1047
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / EURASIAN ECONOMIC INTEGRATION / CUSTOMS SECURITY / CUSTOMS CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шулепов Н. А.

В статье рассмотрены уголовно-правовые вопросы обеспечения таможенной безопасности России в условиях евразийской экономической интеграции, показаны возможные пути конвергенции уголовного законодательства государств-участниц ЕАЭС, впервые в отечественной юридической науке поставлен вопрос о необходимости введения в государственный документационный оборот категории «таможенная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International law issues of the customs security of the Eurasian Economic Union

The article covers the criminal law issues of ensuring the customs security of Russia in the framework of Eurasian economic integration, reveals the possible ways of convergence of the criminal legislation of the member states of the Eurasian Economic Union, for the first time in the domestic legal science there has been raised an issue as to the necessity to introduce the category of “customs security” into the state’s circulation of documents.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые вопросы таможенной безопасности ЕАЭС»

УДК 343.37 Н. А. Шулепов

д-р юрид. наук, Заслуженный юрист России,

зав. каф. международного и конституционного права

Института права, экономики и управления информацией МГЛУ, проф.;

e-mail: [email protected]

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ТАМОЖЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕАЭС

В статье рассмотрены уголовно-правовые вопросы обеспечения таможенной безопасности России в условиях евразийской экономической интеграции, показаны возможные пути конвергенции уголовного законодательства государств-участниц ЕАЭС, впервые в отечественной юридической науке поставлен вопрос о необходимости введения в государственный документаци-онный оборот категории «таможенная безопасность».

Ключевые слова: евразийская экономическая интеграция; таможенная безопасность; таможенные преступления.

Shulepov N. А.

Ph. D. (Law, higher doctorate degree), Honoured jurist of Russian Federation, Professor, Head of Department of International and Constitutional Law, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU; e-mail: [email protected]

INTERNATIONAL LAW ISSUES OF THE CUSTOMS SECURITY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article covers the criminal law issues of ensuring the customs security of Russia in the framework of Eurasian economic integration, reveals the possible ways of convergence of the criminal legislation of the member states of the Eurasian Economic Union, for the first time in the domestic legal science there has been raised an issue as to the necessity to introduce the category of "customs security" into the state's circulation of documents.

Key words: Eurasian economic integration; customs security; customs crime.

На постсоветском пространстве успешно запущен механизм беспрецедентной торгово-экономической интеграции дружественных стран, ознаменовавшийся подписанием в мае 2014 г. Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [8] - территории с 170-миллионным населением и совокупным ВВП в 2,7 трлн

долл. (2,5 % мирового ВВП). Согласно подпунктам «а» и «д» п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [10] Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировала Договор о ЕАЭС 26 сентября 2014 г. [11].

Стороны Договора взяли на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в границах трех государств, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (ст. 1). Договор фиксирует переход к следующей после Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) стадии интеграции. Данное обстоятельство ставит новые задачи для различных отраслей науки, в том числе и правовой.

При подготовке Договора была проведена работа по кодификации договорно-правовой базы ТС и ЕЭП в целях оптимизации действующих норм, устранения ряда отсылочных норм, исключения противоречий, восполнения пробелов, а также для приведения ее в соответствие с правилами и нормами Всемирной торговой организации. Кроме того, была максимально использована имеющаяся договорно-правовая база Евразийского экономического сообщества (ЕЭС) в той части, которая не противоречит договоренностям в рамках ТС и ЕЭП.

Наряду с имплементацией норм ТС и ЕЭП в правовую систему ЕАЭС потребовалось также их совершенствование. Договор содержит ряд положений, которые закрепляют иные правила, чем те, которые применяются в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, и, что важно, предусматривают передачу части их полномочий наднациональным структурам, а также устанавливают юридическую обязательность решений органов ЕАЭС для его субъектов.

Формирование ЕАЭС сопровождается постановкой и решением задач различной значимости и сложности. Важнейшей из них является задача обеспечения равной экономической безопасности государств-членов ЕАЭС. Не случайно в Договоре закреплено, что Стороны, тесно сотрудничая экономически, вправе применять ограничения в случаях, если они необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена (ст. ст. 29, 74).

Наиболее уязвимой с точки зрения обеспечения экономической безопасности ЕАЭС в целом и каждого из его субъектов в отдельности

является таможенная сфера. В Договоре о создании ЕАЭС определено, что в Союзе «осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и правовыми актами Союза, регулирующими таможенные правоотношения, а также в соответствии с положениями настоящего Договора» (ст. 46). Реализация данной нормы инициирует процесс формирования принципиально новой нормативно-правовой базы таможенной деятельности, призванной обеспечить гармонизацию не только регулятивных, но и охранительных отраслей законодательства.

На наш взгляд, необходимо, прежде всего, озаботиться таможенной безопасностью государств - членов ЕАЭС, в особенности России. Это исключительно актуально в современных условиях, когда западные страны, используя санкции, проводят враждебную антироссийскую торгово-экономическую политику, в том числе направленную на воспрепятствование развитию евразийских интеграционных процессов.

В настоящее время в России категория «таможенная безопасность» в официальных документах не используется. Не представлена она и в трудах отечественных авторов, за редким исключением [2], хотя известно, что незаконное или с нарушением установленных правил перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу способно причинить интересам общества и государства существенный вред.

В некоторых работах используется термин «безопасность в сфере таможенной деятельности» [3], но он, как, кстати, и словосочетание «экономическая безопасность в сфере таможенной деятельности» [1], лишь формально сопоставим с понятием «таможенная безопасность», так как не охватывает все нормы и институты материальных отраслей законодательства, обеспечивающих охрану этой сферы деятельности.

В научной литературе выделены и подвергнуты анализу самые различные составляющие национальной безопасности. Специалисты освещают, к примеру, безопасность конституционную, военную, экономическую, продовольственную, информационную, общественную, налоговую, имущественную, экологическую, энергетическую, криминологическую, транспортную, финансовую, пограничную, правовую, пенитенциарную, пожарную и даже религиозную. Таможенная безопасность в этом ряду не значится, хотя она имеет все

необходимые признаки для рассмотрения ее как элемента национальной безопасности государства и, прежде всего, при осуществлении внешней экономической деятельности. Такую безопасность в жизни обеспечивают таможенное законодательство, таможенные процедуры и таможенный контроль.

Обратим внимание, что в Европейском Союзе (ЕС) уже принята и успешно осуществляется Программа таможенной безопасности («Le programme de sécurité en matière douanière de l'UE»). В этом документе подчеркивается большая роль таможенных органов государств-членов ЕС в противодействии трансграничной преступности и терроризму, поскольку осуществляемый ими таможенный контроль имеет жизненно важное значение для выявления нелегальных товаров, наркотиков, взрывчатых веществ, компонентов ядерного и химического оружия [9].

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 [14] подчеркивается, что одну из угроз безопасности представляет «активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции» (п. 41).

Институт таможенной безопасности популярен в ряде зарубежных стран. Например, в ст. 6 Таможенного кодекса Украины («Таможенные интересы и таможенная безопасность») закреплено: «Таможенная безопасность - это состояние защищенности таможенных интересов Украины». В Украине с 2009 г. издается научный журнал «Митна без-пека» («Таможенная безопасность»). Среди теоретических работ по данной проблематике можно выделить труды П. В. Пашко, в особенности его докторскую диссертацию «Организационно-экономический механизм обеспечения таможенной безопасности Украины» [5] и монографию «Таможенная безопасность» (теория, методология и практические рекомендации)» [6].

Важное место в формировании теории таможенной безопасности ЕАЭС занимают уголовно-правовые проблемы, поскольку основная угроза таможенной безопасности исходит от преступных

посягательств, образующих так называемую «таможенную преступность». В рамках ТС не удалось переломить негативную динамику таможенных и связанных с ними иных преступлений. Правильно замечено, что несовершенство нормативной базы государств - членов Таможенного союза и коррупция открыли широкие возможности для совершения экономических и других видов преступлений на таможенной границе: контрабанды, уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов, незаконного вывода и отмывания денег. О серьезности проблемы говорят обнародованные ЦБ РФ данные об объемах сомнительных операций, связанных с перемещением товаров в рамках ТС. Так, в 2012 г. по белорусско-казахским схемам было незаконно выведено 26,5 млрд (или 6,6 млрд за квартал), в 2013 г. - 21,8 млрд (или 5,4 млрд за квартал), а в I квартале 2014 г. - 100 млн долл. [7].

В государствах-членах ТС все виды таможенных преступлений и их наказуемость должны определяться в национальном уголовном законодательстве на основе «Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза от 5 июля 2010 г.». Российская Федерация ратифицировала Договор Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. №59-ФЗ [12]. Договор вступил в силу для России 30 декабря 2011 г.

Согласно названному Договору каждая из Сторон обязана, во-первых, принять меры по внесению изменений в свою нормативно-правовую базу, предусмотрев уголовную ответственность за криминальные нарушения таможенного законодательства ТС и законодательства Сторон, а, во-вторых, использовать единообразные определения противоправности таких деяний (ст. 3).

Сравнительный анализ источников уголовного права государств-членов ТС показывает, что процесс их конвергенции с учетом ст. 3 Договора не завершен. В действующих уголовных кодексах России, Белоруси и Казахстана действительно содержатся составы преступлений, которые можно объединить по признаку незаконного перемещения тех или иных предметов через таможенную границу. Однако в деталях по содержанию и по видам эти составы в уголовных кодексах государств - членов ТС не идентичны, имеют существенные отличия, что в условиях нового уровня интеграции вряд ли приемлемо.

Анализ Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) позволяет отнести к преступлениям, непосредственно посягающим на таможенную безопасность, следующие деяния:

а) незаконный экспорт из России или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189);

б) невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190);

в) уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194);

г) контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1);

д) контрабанду:

- сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов;

- огнестрельного оружия, его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;

- материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов;

- культурных ценностей в крупном размере;

- особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных (ст. 226.1);

е) контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем

и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1).

В Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее - УК РБ) к рассматриваемой группе преступлений относятся: контрабанда (ст. 228); незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля (ст. 229); невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231).

Основной состав контрабанды определяется в УК РБ как перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению (ч. 1 ст. 228). Специальный состав контрабанды - перемещение через таможенную границу Республики Беларусь:

- наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов;

- сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ;

- вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов;

- ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей;

- материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ч. 2 ст. 228).

Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее - УК РК) от 9 июля 2014 г., устанавливает уголовную ответственность за следующие преступления, посягающие на таможенную безопасность:

- экономическая контрабанда (ст. 234);

- невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте (ст. 235);

- уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов (ст. 236);

- незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 275);

- контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено (ст. 286).

Экономическая контрабанда определяется в УК РК как перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров или иных предметов, в том числе запрещенных или ограниченных к

перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (ч. 1 ст. 234).

Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено, определяется как перемещение через таможенную границу, а равно незаконное перемещение через Государственную границу Республики Казахстан:

- наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров;

- сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов или ядерных материалов;

- взрывчатых веществ, вооружения, военной техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов;

- ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения, материалов, оборудования или компонентов, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения (ч. 1 ст. 286).

На первый взгляд, составы преступлений, посягающих на таможенную безопасность, в УК государств - членов ЕАЭС незначительно отличаются друг от друга. Однако необходимо иметь в виду, что территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию (ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза [13]). В ЕАЭС также будет осуществляться единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС. В связи с этим полагаем, что правовые основания уголовной ответственности за таможенные преступления в государствах - членах ЕАЭС должны быть унифицированы, несмотря на то, что в сфере уголовного права каждая из этих стран обладает государственным суверенитетом.

В настоящее время с объективной стороны контрабандой в УК РФ признается незаконное перемещение через таможенную границу указанных в ч. 1 ст. 200.1, ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 229.1 предметов. В УК РБ и УК РК все составы контрабанды наказуемы, если перемещение через таможенную границу соответствующих предметов было

совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Понятие «незаконное», на наш взгляд, значительно шире способов совершения контрабанды, перечисленных в УК РБ и УК РК. В условиях нового уровня интеграции такое противоречие недопустимо.

Обращает также на себя внимание тот факт, что в статьях УК государств - членов ЕАЭС таможенная граница определяется по-разному. В УК РФ говорится о таможенной границе «Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС», в УК РК - «Таможенного союза», в УК РБ - «Республики Беларусь». Полагаем, что в связи с образованием новой международной организации региональной экономической интеграции в УК государств - членов ЕАЭС в составах таможенных преступлений речь должна идти о таможенной границе «Евразийского экономического союза».

Как видно из представленного перечня составов таможенных преступлений, они не однородны, посягают на различные социально значимые блага, поставленные уголовным законом под охрану. Трудно согласиться с мнением, характеризующим таможенные преступления как запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальную внешнеэкономическую деятельность государства [4, с. 10]. Таможенные преступления посягают не только на внешнеэкономическую безопасность, но и на иные виды безопасности - военную (ст. 189 и ст. 226.1 УК РФ), культурную (ст. 190 и ст. 226.1 УК РФ), бюджетную (ст. 194 и ст. 200.1 УК РФ), антинаркотическую (ст. 229.1 УК РФ). Данное обстоятельство является еще одним аргументом в пользу признания таможенной безопасности самостоятельной структурной единицей категории «национальная безопасность», а вопросы уголовно-правового обеспечения таможенной безопасности ЕАЭС - новым направлением в науке уголовного и международного уголовного права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грачев О. В. Понятие преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции // Адвокатская практика. - 2012. - № 6. - С. 41-42.

2. Звягин М. М. Понятие и сущность таможенной жалобы в обеспечении таможенной безопасности // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты. - Т. 2 (40). -М. : Изд. Дом. «Ра», 2010.- С. 344-349.

3. КочубейМ. А. Безопасность в сфере таможенной деятельности: уголовно-правовой и криминологический аспект - М. : Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 255 с.

4. Краснов А. Д. Противодействие таможенным преступлениям (теоретико-прикладной анализ) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 31 с.

5. Пашко П. В. Оргашзацшно-екожмчний мехашзм забезпечення митно1 без-пеки Украгни: автореф. дис. ... д-ра екон. наук - Львш : [б. и.], 2009. - 40 с.

6. Пашко П. В. Митна безпека (теорiя, методолопя та практичш рекомендаций монографiя - Одеса : ПЛАСКЕ, 2009. - 623 с.

7. Сухаренко А. Криминальные угрозы Евразийскому экономическому союзу // Журнал «Юрист». - 2014. - № 29. - С. 8

8. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. eurasiancommission.org (дата обращения 29.09.2014).

9. Программа таможенной безопасности («Le programme de sécurité en matière douanière de l'UE») // Европейский информационный таможенный портал (ECIP). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fr.wikipedia.org/wiki/Portail_européen_d'information_douanière.

10. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. - ст. 2757.

11. О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.duma.gov.ru/news (дата обращения 26.09.2014).

12. О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств-членов таможенного союза: Федеральный закон от 05 апреля 2011 г. №59-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 15. - ст. 2032.

13. Таможенный кодекс таможенного союза // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - ст. 6615.

14. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 01 июля 2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - № 20. - ст. 2444.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.