УДК 339.543.62:343.97
Сергей Петрович ЕВТЕЕВ,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (г. Москва), кандидат юридических наук, доцент
Олег Николаевич КОРЧАГИН,
заместитель начальника Научно-исследовательского центра Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (г. Москва), кандидат юридических наук
апМто-пеу2011 @yandex.ru
О КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПОСТАВКЕ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
ON A CONTROLLED DELIVERY WITHIN THE TERRITORY OF THE CUSTOMS UNION OF THE EUROASIAN ECONOMIC COMMUNITY
Статья посвящена предлагаемым изменениям и дополнениям в Таможенный кодекс Таможенного союза, который действует на территории Евразийского экономического сообщества, в части проведения оперативно-розыскного мероприятия "контролируемая поставка".
The article is devoted to the proposed changes and additions to the Customs Code of the Customs Union, which is valid on the territory of the Eurasian economic community in regard to carrying out operational-search action "controlled delivery".
Ключевые слова: Таможенный кодекс Таможенного союза, механизм регулирования таможенных отношений, Единый перечень товаров, транснациональная организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, контролируемая поставка.
Keywords: the Customs Code of the Customs Union, mechanism of regulating customs relations, Unified List of Products, transnational organized crime, drug trafficking, сontrolled delivery.
Изменения, с 2007 г. происходящие в таможенном праве, применяемом на территории Российской Федерации, свидетельствуют о масштабных преобразованиях в механизме нормативно-правового регулирования таможенных отношений. На смену "мононациональному" механизму таможенного регулирования, предполагавшему наличие всей полноты нормотворчес-ких полномочий в таможенной сфере у компетентных федеральных органов Российской Федерации, с созданием Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (далее - ЕАЭС) пришел слож-
ный механизм регулирования отношений в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Он предусматривает наличие сразу двух уровней регулирования: таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕАЭС и формирующегося на его основе национального законодательства о таможенном деле государств - членов Таможенного союза.
При этом уникальной особенностью таможенного законодательства Таможенного союза стало наличие в нем актов наднационального регулятора, которому госу-
дарства - члены Таможенного союза передали часть своих полномочий по таможенному регулированию.
Нормативно-правовой механизм регулирования таможенных отношений, сформировавшийся после создания Таможенного союза ЕАЭС, существенным образом отличается от ранее существовавшего таможенного законодательства Российской Федерации.
Принципиальное отличие состоит в том, что отныне механизм нормативно-правового регулирования таможенных отношений включает две взаимодействующие и соподчиненные подсистемы - таможенное законодательство Таможенного союза и национальные законодательства о таможенном деле государств - членов Таможенного союза.
Таможенное законодательство Таможенного союза обладает по отношению к национальному законодательству о таможенном деле приоритетной юридической силой и распространяет свое действие на всю единую таможенную территорию Таможенного союза.
В ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза [6] закреплена трехуровневая структура таможенного законодательства Таможенного союза:
на верхнем уровне - Таможенный кодекс Таможенного союза, наделенный высшей юридической силой среди всех актов таможенного законодательства;
на втором уровне - международные договоры государств - членов Таможенного союза;
на третьем - решения Евразийской экономической комиссии, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В системе таможенного законодательства актом, обладающим высшей юридической силой, является Таможенный кодекс Таможенного союза - приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.
Кардинальные изменения, произошедшие в таможенном праве, повлекли изменения и в других отраслях российского законодательства.
Согласно Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. №420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 420-ФЗ) ст. 188 УК РФ "Контрабанда" утратила силу. Как известно, ч. 2 этой статьи предусматривала, помимо прочего, ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотиков, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для их производства и изготовления. Закон № 420-ФЗ ввел в УК РФ две новые статьи об уголовной ответственности за контрабанду: 226.1 и 229.1 УК РФ.
В связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза был отменен Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г., который регулировал, в частности, правоотношения, возникающие при применении такого оперативно-розыскного мероприятия, как контролируемая поставка. Этому мероприятию посвящались целая глава, состоящая из двух статей.
В 2010 г. был принят Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" [7], в который вошли положения о контролируемой поставке товаров, изложенные в гл. 46, ст. 319 и 320. Однако его действие не распространяется на всю таможенную территорию Таможенного союза.
"Несмотря на единство таможенной территории Таможенного союза, таможенные органы государств - членов Таможенного союза (а равно другие субъекты оперативно-розыскной деятельности - С.Е., О.К.) вынуждены были ограничиться проведением ОРМ (в том числе контролируемой поставки - С.Е., О.К. ) каждый на своей территории, а остальные проблемы борьбы с преступностью решать в процессе взаимодействия" [8, с. 144].
Правовые положения о возможности проведения контролируемой поставки как наиболее эффективного оперативно-розыскного мероприятия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков не нашли отражения в Таможенном кодексе Таможенного союза.
Следует отметить, что Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", другие федеральные законы Российской Федерации не вправе регулировать правоотношения, которые будут возникать при осуществлении контролируемой поставки в государства, которые являются членами Таможенного союза ЕАЭС, или в другие государства.
Целесообразно инициировать в рамках Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза внесение изменений в решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 о дополнении положений Таможенного кодекса Таможенного союза главой "Контролируемая поставка предметов, средств, веществ и продукции, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления либо орудий или средств совершения преступления".1 В этой главе необходимо предусмотреть статьи, которые регулировали бы механизм проведения контролируемой поставки товаров, предметов, средств, веществ, продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, ввозимых на территорию Таможенного союза в рамках ЕАЭС, перемещаемых
по ней либо вывозимых с этой территории.
На наш взгляд, в Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый как приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17, необходимо внести ряд изменений и дополнений.
1. В ст. 3 "Таможенное законодательство Таможенного союза" ввести п. 5: "При перемещении товаров через Таможенную границу Таможенного союза или между государствами - членами Таможенного союза с использованием контролируемой поставки возникающие правоотношения регулируются:
- настоящим Кодексом;
- международными конвенциями, договорами, соглашениями, подписанными и ратифицированными государствами - членами Таможенного союза;
- решениями Евразийской экономической комиссии Таможенного союза;
- национальным законодательством государств - членов Таможенного союза в части, не урегулированной законодательством Таможенного союза, при проведении контролируемой поставки на их территории;
- международными договорами и соглашениями правоохранительных и иных компетентных органов государств - членов Таможенного союза, субъектов оперативно-розыскной деятельности".
2. В ч. 1 ст. 4 "Основные термины, используемые в настоящем Кодексе" ввести п. 42: "Контролируемая поставка - контролируемые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ввоз, вывоз, транзит через таможенную территорию Таможенного союза предметов, средств, веществ и продукции, включенных в Еди-
1 О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования : решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. №134, приложение №1, п. 2.12. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии; п. 2.13. Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе // СПС КонсультантПлюс.
ный перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления".
3. В Таможенный кодекс Таможенного союза ввести главу 51 "Контролируемая поставка", содержащую:
статью 374 "Основания для проведения контролируемой поставки
1. Основаниями для проведения контролируемой поставки являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государств -членов Таможенного союза.
2. Контролируемая поставка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в государстве - члене Таможенного союза. Применительно к другим товарам, средствам, веществам и предметам постановление на проведение контролируемой поставки не требуется.
3. Проведение контролируемой поставки по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов государств - членов Таможенного союза и иностранных государств, не входящих в Таможенный союз, осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
4. Допускается проведение контролируемой поставки по запросам субъектов оперативно-розыскной деятельности иностранных государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), заключенными субъектами оперативно-розыскной деятельности государств - членов Таможенного союза";
статью 375 "Особенности проведения контролируемой поставки
1. В зависимости от места отправления и места назначения контролируемой поставки и соответственно государственной принадлежности территории, на которой планируется осуществить оперативно-розыскное мероприятие, контролируемые поставки подразделяются на внутренние, внешние и транзитные.
Внутренняя контролируемая поставка -это оперативно-розыскное мероприятие, обеспечивающее контролируемое перемещение предметов, средств, веществ, продукции и товаров в пределах границ государства - члена Таможенного союза или внутри таможенной территории государств - членов Таможенного союза.
Внешняя контролируемая поставка -это оперативно-розыскное мероприятие, обеспечивающее контролируемое перемещение предметов, средств, веществ, продукции и товаров с территории Таможенного союза на территорию третьих стран, не являющихся членами Таможенного союза.
Транзитная контролируемая поставка -это оперативно-розыскное мероприятие, обеспечивающее контролируемое перемещение предметов, средств, веществ, продукции и товаров через территорию Таможенного союза на территорию иностранных государств, не входящих в Таможенный союз.
2. Каждое государство - член Таможенного союза по запросу другого государства - члена Таможенного союза должно обеспечить разрешение на проведение контролируемой поставки на его территории в рамках уголовного расследования преступлений, влекущих экстрадицию преступника.
3. Решение по проведению контролируемой поставки для государств, не являющихся членами Таможенного союза, должно приниматься в каждом отдельном случае компетентными органами запрашиваемого государства - члена Таможенного союза с учетом его внутреннего национального законодательства.
4. Контролируемая поставка должна проходить в соответствии с законодательством запрашиваемого государства - члена Таможенного союза.
5. В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки уголовное дело в государстве - члене Таможенного союза не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку, незамедлительно и письменно уведомляет генерального прокурора в соответствии с национальным законодательством.
6. Инициаторами контролируемой поставки могут выступать как таможенные органы государств - членов Таможенного союза, так и другие компетентные органы этих стран, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в соответствии с национальным законодательством. К участию в контролируемой поставке могут привлекаться и другие государственные органы, в соответствии с национальным законодательством государств - членов Таможенного союза.
7. Инициаторы контролируемой поставки, выносящие постановление о ее проведении, обязаны согласовывать постановление с Евразийской экономической комиссией, которая является высшим таможенным органом Таможенного союза, или таможенными органами государств - членов Таможенного союза, которым делегированы эти полномочия.
Порядок такого согласования определяется соглашением между Евразийской экономической комиссией Таможенного союза, таможенными органами государств - членов Таможенного союза и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
8. Денежные средства, конфискованные судами государств - членов Таможенного союза и иностранных государств по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении которых использовалась контролируемая поставка, а также вырученные от реализации конфискованного при этом имущества распределяются между государствами, таможенные и компетент-
ные органы которых участвовали в этом мероприятии, в соответствии с договоренностями между таможенными и компетентными органами государств - членов Таможенного союза и компетентными органами иностранных государств";
статью 376 "Перехват, изъятие или замена предметов, средств, веществ и продукции при проведении контролируемой поставки
1. При осуществлении контролируемой поставки на международном уровне с согласия заинтересованных государств-участников перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза предметы, средства, вещества и продукция могут быть полностью или частично перехвачены или оставлены нетронутыми, изъяты или заменены в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза.
2. Предметы, средства, вещества, продукция, включенные в Единый перечень товаров, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза".
Правовое обоснование использования оперативно-розыскного мероприятия "контролируемая поставка"
Первым международным правовым актом, регламентирующим применение метода контролируемой поставки, стала Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. [3]
Согласно ст. 1 Конвенции "контролируемая поставка означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств, психотропных веществ, веществ, включенных в Таблицу I или Таблицу II, которые содержатся в Приложении к настоящей Конвенции,
или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором их компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении правонарушений, признанных таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 3 настоящей Конвенции".
Если в Конвенции ООН 1988 г. говорилось о контролируемой поставке в отношении наркотических средств и психотропных веществ, то в ст. 2 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. [4] дано определение контролируемой поставки в отношении "вызывающих подозрение партий груза". Контролируемая поставка определена как "метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления".
В статье 20 этой Конвенции контролируемая поставка отнесена к специальным методам расследования наряду с электронным наблюдением и агентурными операциями, которые осуществляются компетентными органами государств - участников Конвенции в пределах их возможностей и на условиях, установленных внутренним законодательством, с целью ведения эффективной борьбы с организованной преступностью.
Конвенция определила, что использование контролируемой поставки осуществляется на основе двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей. При полном отсутствии соглашений или договоренностей решение об использовании контролируемой поставки принимается в каждом отдельном случае и может
при необходимости учитывать финансовые договоренности и взаимопонимание в отношении осуществления юрисдикции заинтересованными государствами - участниками Конвенции.
Кроме того, ст. 20 Конвенции предусматривает также, что решения об использовании контролируемых поставок на международном уровне могут с согласия заинтересованных государств-участников включать такие методы, как "перехват грузов и оставление их нетронутыми или их изъятие или замена, полностью или частично".
Об обязательных мерах, принимаемых в отношении поставок наркотиков, находящихся под "специальным наблюдением", говорилось в Конвенции о применении Шенгенского соглашения [6]. Правила, регламентирующие действия полиции в отношении поставок, находящихся под специальным наблюдением, были закреплены в ст. 73 Шенгенского соглашения1 (гл. 6 "Наркотики" раздела III "Полиция и безопасность").
Правовое положение о контролируемой поставке в странах Европейского Союза закреплено в ряде статей Европейской конвенции от 29 мая 2000 г.2 В ст. 12 Конвенции регламентируется порядок направления заинтересованным государством - членом Европейского Союза специального запроса другому государству-члену в целях получения разрешения осуществить контролируемые поставки на территории последнего. Режим контролируемых поставок подчиняется законодательству страны, на территории которой они проводятся.
Об использовании "метода контролируемой поставки" говорится в ст. 108 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [1 ].
1 Шенгенское соглашение - соглашение об упрощении паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 г. пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 г. и прекратило существование 1 мая 1999 г., будучи замещено Шенгенским законодательством Европейского союза.
2 Статьи 2, 5, 6, 9, 12, 15, 16 Европейской конвенции от 29 мая 2000 г. Convention established by the Council in accordance with Article 34 of the Treaty on European Union, on Mutual Assistance in Criminal Matters between the Member States of the European Union. 12.7.2000 EN Official Jornal of the European Communities. C 197/3.
Модельный закон государств - участников СНГ [7], имеющий рекомендательный характер, определяет контролируемую поставку как "контролируемый органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, оборот товаров, средств, веществ или предметов, прежде всего тех, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен, а также предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления с целью решения задач оперативно-розыскной деятельности".
До образования Таможенного союза в рамках ЕАЭС правовое регулирование контролируемой поставки осуществлялось на основании подписанных и ратифицированных Российской Федерацией международных правовых актов (конвенций, договоров, соглашений), Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г., Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи", других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных и межведомственных правовых актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации контролируемая поставка как оперативно-розыскное мероприятие осуществлялась в обязательном порядке по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определялся соглашением между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на основании международных договоров или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждалось и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомлял прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предметом контролируемой поставки могли быть как любые предметы, рассматриваемые в официальном договоре поставки, так и предметы, являющиеся орудием или средством совершения преступления, либо предметы, добытые преступным путем, либо объекты материального мира, являющиеся предметом преступления, либо предметы, оборот которых запрещен или ограничен. В частности, предметом контролируемой поставки могли быть наркотические средства и психотропные вещества, оружие, боеприпасы, взрывные устройства и взрывчатые вещества, предметы культурного и исторического наследия, драгоценные камни и металлы, стратегическое сырье, предметы контрабанды и другие предметы, ограниченные или изъятые из гражданского оборота.
Контролируемая поставка, как правило, проводится по преступлениям, носящим характер продолжительного процесса, когда действия с контролируемым предметом растянуты во времени, предмет передается от одного лица к другому, например в ходе сделок и других операций, то есть применительно к продолжаемым или длящимся преступлениям, а также отдельным стадиям преступления.
Не исключается проведение рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия и по оконченному преступлению после выполнения его объективной стороны. Здесь контролируемая поставка может проводиться с целью выявления других преступлений, обнаружения соучастников преступления, мест их нахождения и других обстоятельств.
Инициатором контролируемой поставки могут выступать как таможенные органы, так и другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а в силу перемещения груза (предмета) через таможенную границу Российской Федерации таможенные органы могут являться лишь обязательными участниками этого мероприятия.
Контролируемая поставка проводится на основании постановления, которое утверждается руководителем оперативно-розыскного органа, в случае если предметом оперативно-розыскного мероприятия являются предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен. Применительно к другим предметам постановления на проведение контролируемой поставки не требуется.
Экспертные заключения о внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза в части положения о контролируемой поставке
Научно-исследовательский центр ФСКН России согласно п. 14 Плана основных организационных мероприятий ФСКН России на 2015 г. и п. 6.2 решения Коллегии ФСКН России от 12 декабря 2014 г. "Совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере реализации государственной антинаркотической политики", утвержденного приказом ФСКН России от 22 января 2015 г. № 31, осуществил разработку предложений по инициированию в рамках Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза внесения изменений и дополнений в решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17 в части дополнения его положений главой "Контролируемая поставка".
Подготовленные ФКУ НИЦ ФСКН России информационно-аналитические материалы и предложения о внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза, касающихся положе-
ний о контролируемой поставке, были направлены для получения экспертных оценок в Управление "Т" Оперативно-разыскного департамента ФСКН России, в международный межведомственный центр подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А.Н. Сергеева "Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России" (ВИПК МВД России), в институт правоохранительной деятельности Российской таможенной Академии ФТС России. Полученные ответы свидетельствуют, что наши предложения "в целом поддерживаются, так как своевременны и актуальны".
Эксперты из ВИПК МВД России предложили в качестве дополнений внести в п. 1 ст. 375 понятия "сопровождаемые" и "несопровождаемые" контролируемые поставки, а также ввести дополнительную статью 377 "Взаимодействие правоохранительных органов государств - членов Таможенного союза".
Эти предложения носят дискуссионный характер, так как понятия "сопровождаемые" и "несопровождаемые" контролируемые поставки относятся скорее к тактическим задачам контролируемой поставки. Это также относится к понятию "обычных" контролируемых поставок, когда обнаруженные оружие, наркотики и т.п. не изымаются до завершения операции. То же относится и к "чистым" контролируемым поставкам, когда в целях уменьшения риска потери контролируемого предмета или по соображениям безопасности на первоначальном этапе операции проводят его полное или частичное изъятие с подменой на муляж.
Предложение ввести ст. 377 о взаимодействии правоохранительных органов стран - членов Таможенного союза в вопросах контролируемых поставок будет дублировать ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза и ч.ч. 3 и 4 ст. 374 "Основания для проведения контролируемой поставки", которая определяет проведение контролируемых поставок на основе международных договоров (соглашений), что и означает организацию взаимодействия.
Предложенные нами положения и поня- поставка проводилась на территории одно-
тия о "внутренних", "внешних" и "транзит- го государства. С принятием Таможенно-
ных" контролируемых поставках тоже мож- го кодекса Таможенного союза "внутрен-
но было бы отнести к тактическим задачам няя" контролируемая поставка означает ее
контролируемой поставки, если бы они не проведение уже между странами - члена-
меняли свое содержание. Так, ранее в ми "внутри" Таможенного союза. Изменя-
теории о контролируемой поставке так ется понятие и о "внешней" и "транзитной"
называемая внутренняя контролируемая контролируемой поставке.
Библиографический список
1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. : принята на заседании Совета глав государств СНГ (г. Кишинев) // СПС КонсультантПлюс.
2. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. // СПС КонсультантПлюс.
3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1 988 г. : ратифицирована постановлением ВС СССР от 9 октяб-
ря 1990 г. №1711-1 : вступила в силу для СССР 17 апреля 1991 г. // СПС Консультан-
4. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. : принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г. // СПС КонсультантПлюс.
5. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 // СПС КонсультантПлюс.
6. Об оперативно-розыскной деятельности : Модельный закон (новая редакция) : принят на 27 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ, постановление от 16 ноября 2006 г. № 27-6 // Правовая система КОДЕКС.
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
8. Козловский, А.Ю. О проблемах осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами Российской Федерации на единой территории Таможенного союза / А.Ю. Козловский // Теоретические и практические аспекты таможенного регулирования на единой территории Таможенного союза : сборник материалов международной научно-практической конференции Секретариата Комиссии таможенного союза и Российской таможенной академии. - Люберцы: РТА, 2009.
тПлюс.