юридические науки
Филиппова Елена Олеговна КОНТРАБАНДА: ИСТОРИЯ ...
УДК 340.5; 343.3
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0040
КОНТРАБАНДА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ И МЕРЫ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
© 2019
Филиппова Елена Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного права Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: elena56-75@mail.ru)
Аннотация. В статье исследуется история развития уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду и меры ее предупреждения. После того, как Россия начала переход к рыночной экономики, стали выявляться некоторые недочеты в борьбе с такими проявлениями как терроризм, экстремизм, бандитизм, коррупция, хищения, а также преступления в сфере экономической деятельности, в том числе и контрабанда. В начале 90-х годов в Российской Федерации наблюдался рост преступлений контрабанды. Масштабы контрабанды стали достигать таких высоких границ, что они начали создавать большую угрозу национальным интересам России. Более того, такие виды контрабанды как контрабанда наркотических средств и психотропных веществ, оружия, культурно-исторических ценностей, способствует терроризму, создавая для него питательную почву. В рамках статьи автор проводит сравнительно-историческое исследование развития норм уголовного права, регламентирующих ответственность за контрабанду в России с Древней Руси и до настоящего времени. Принимая во внимание тот факт, что закон не может быть статичным и должен отвечать реалиям своего времени необходимо проводить работу, направленную на повышение эффективности норм права. Представляется необходимым в связи с активным формированием Таможенного экономического союза, уделить должное внимание нормам, регламентирующим уголовную ответственность за контрабанду.
Ключевые слова: контрабанда, преступление, ответственность, культурно-исторические ценности, Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Уголовный кодекс Российской Федерации.
SMUGGLING: HISTORY OF DEVELOPMENT OF CRIMINAL LEGAL NORMS OF RESPONSIBILITY FOR SMUGGLERS IN CUSTOMS AREA AND MEASURES FOR ITS PREVENTION
© 2019
Filippova Elena Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of criminal law Department Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, PobedyAvenue, 13, e-mail: elena56-75@mail.ru)
Abstract. The article examines the history of the development of criminal law on liability for smuggling and measures to prevent it. After Russia began the transition to a market economy, some shortcomings in the fight against such manifestations as terrorism, extremism, banditry, corruption, theft and crimes in the sphere of economic activity, including smuggling, began to be revealed. In the early 1990s, an increase in smuggling crimes was observed in the Russian Federation. The scale of smuggling began to reach such high boundaries that they began to create a greater threat to Russia's national interests. Moreover, such types of smuggling as smuggling of narcotic drugs and psychotropic substances, weapons, cultural and historical values, contributes to terrorism, creating a fertile soil for it. As part of the article, the author conducts a comparative historical study of the development of criminal law norms governing liability for smuggling in Russia from Ancient Russia to the present. Taking into account the fact that the law cannot be static and must meet the realities of its time, it is necessary to carry out work aimed at increasing the effectiveness of legal norms. It seems necessary in connection with the active formation of the Customs Economic Union, to pay due attention to the rules governing criminal responsibility for smuggling.
Keywords: smuggling, crime, responsibility, cultural and historical values, Customs code of the Eurasian Economic Union, Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan, criminal code of the Russian Federation.
Такое преступление как контрабанда возникло в Х1У-ХУ вв. с появлением капитализма, в момент массового распространения товарно-денежных отношений, в связи с чем, открытый ввоз и вывоз товаров наносил вред экономике.
Вопросы контрабанды неоднократно исследовались как в мировой, так и в российской юридической науке. Некоторые проблемные вопросы уголовной ответственности за контрабанду изучались в работах В.П. Верина [1], Д.В. Коземаслова [2], В.М. Колдаева [3], П.А. Модестова [4], А.В. Пантюхина [5], А.В. Попенко[6], А.А. Сергеева [7] и др.
В ранний период времени, в российских нормативных актах имеются нормы, по содержанию которых можно сделать вывод о том, что была установлена ответственность за нарушение различных правил провоза товаров. Однако, данные правила регламентировали провоз товаров в границах территории одной страны, но не между суверенными государствами [8, с. 98].
Война в Европе в ХУ1-ХУП веках способствовала развитию контрабанды в целом, и в частности появлению нового вида контрабанды, такого как «военная контрабанда»^, с. 102]. Этот вид контрабанды включал в себя поставки невоюющими странами одной из стран -участниц войны материалов и предметов, которые были запрещены стороне конфликта.
Следует отметить, что как в период войн, так и в перерывах между ними, контрабандная торговля набирала обороты, учитывая тот факт, что целым рядом государств были приняты специальные законы и положения в этой сфере.
В России контрабанда возникла в период, создания на государственных границах таможенных барьеров и реализации процесса образования единого рынка. В принятом Соборном Уложении 1649 года, имеются свидетельства того, что правительством принимались защитные меры, которые были направлены на развитие и укрепление внутреннего рынка в совокупности с методами уголовного преследования.
В 1653 году был принят Таможенный устав, а также в 1667 году Новоторговый устав. В данных нормативных актах того времени устанавливался строгий контроль, за соблюдением норм, устанавливающих правила перемещения товаров через государственную границу. Кроме того, определялась ответственность за нарушение правил, связанных с ввозом товаров, которые запрещались в употреблении, к примеру, табак, или спиртные напитки, составляющие государственную монополию. За ввоз контрабандных спиртных напитков не только били кнутом, но и отсекли ноги и руки. Какое-либо правонарушение правил ввоза товаров и ценностей через границы со сокрытием от проверки таможенных органов, стало
именоваться контрабандой, и получило свое закрепление в законе, и в вышеуказанных нормативных актах, а виновные в совершении таких действий подлежали ответственности [8, с. 102].
Пошлины в таможенной сфере, стали обретать место инструмента в государственной торговой политической жизни по мере образования единого национального рынка.
В связи с принятием Таможенного устава 1819 года, и вслед за ним, Уложение о наказаниях 1845 года, законодательство о контрабанде получило системный подход. Под контрабандой стали понимать перемещение предметов и товаров через государственные границы, помимо таможни, либо через таможню, но скрывая от таможенного контроля товары или предметы. По истечении некоторого времени, вышеуказанное определение дополнялось, или приобретало иное содержание. Однако, и на сегодняшний день по действующему Уголовному кодексу Российской Федерации значением уголовно-наказуемой контрабанды является только незаконное перемещение предметов и товаров через государственную границу Российской Федерации, помимо таможни либо через таможню, воспользовавшись приемами и способами во избежание таможенного контроля [9, с. 74].
На рост преступлений, связанных с контрабандой в Российской Федерации, прямо или косвенно может воздействовать ряд социально-экономических факторов, а именно сложное экономическое положение в стране, несоответствие мировых экспортных и внутренних цен на товары, устоявшиеся связи организованных преступных групп, в том числе и с государственными служащими, недостаточное урегулирование проблем взаимодействия служб таможенного контроля с органами федеральной службы безопасности в сфере борьбы с контрабандой на международном уровне.
В связи с тем, что контрабанда относится к противоправным деяниям, так как она посягает на жизненно важные интересы общества, органы законодательной власти всех государств, принимают жесткие меры в отношении контрабандистов.
Преступления, связанные контрабандой, наносят вред экономике государства и обществу в целом, и посягают на финансово-экономическую систему страны. Лицо, которое перемещает запрещенные товары либо товары, которые облагаются таможенными пошлинами, без их уплаты или не соблюдающее нормы запрета, является нарушителем таможенного законодательства, и подлежит привлечению к уголовной ответственности.
На сегодняшний день, об ответственности за преступления, связанные с контрабандой, в законах и доктринах большинства стран говорится неоднозначно. Следует отметить тот факт, что усиливаются интеграционные процессы, создаются таможенные союзы, единые экономические пространства, принимаются и издаются совместные таможенные законы.
Однако, несмотря на вышеизложенное, имеются расхождения, как в определении понятия контрабанды, так и в определении видов наказаний за преступления, связанные с контрабандой.
Необходимо также отметить, что государства закрепили ответственность за контрабанду в уголовном законе или в таможенном законодательстве. Одни поместили нормы, которые предусматривают ответственность за контрабанду, полностью в уголовное законодательство (страны бывшего СССР, Андора, Китайская народная республика) другие же поместили только часть, опасные виды контрабанды, которые посягают не только на внешнеэкономическую деятельность страны, но и на безопасность государства и его граждан (Австралия, Германия, Голландия, Франция).
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы уголовной ответственности за контрабанду в таможенной сфере России, является Уголовный кодекс Российской Федерации. 184
Нормы права, которые фиксируют уголовную ответственность за контрабанду в таможенной сфере, определены двумя разделами: раздел восьмой «Преступления в сфере экономики», где закреплена глава двадцать вторая «Преступления в сфере экономической деятельности», со статьями 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», и статья 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий, и раздел девятый «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» с главой двадцать четвертой «Преступления против общественной безопасности», которая содержит в себе статью 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых отравляющих взрывчатых, радиационных источников, и т.д.», главой двадцать пятой, включающей статью 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов растений, содержащих наркотические средства и т.д.» [10].
Следовательно, при совершении данных преступлений объектом будут те общественные отношения, защиту которых обеспечивает соответствующий раздел.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере применения норм уголовного права, которые регламентируют ответственность за преступления, связанные с контрабандой.
Таким образом, наблюдается большая разница, между размерами, установленными в законе и размерами денежных средств, фактически перевозимыми через таможенные границы. Учитывая факт, привязки к установленному эквиваленту в 10 тысяч долларов США, и перерасчета валюты по курсу Банка России, на день перемещения может возникнуть некоторое затруднение при квалификации по той или иной части ст. 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [11, с. 29].
Субъектами преступления о контрабанде становятся по общим основаниям лица, достигшие к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Но, по определенным видам контрабанды присутствует и специальный субъект. Криминологический портрет преступника совершившего контрабанду составляют для подавляющего числа привлеченных к ответственности такие черты, как наличие постоянной работы, положительная характеристика по месту работы и жительства, отсутствие судимости, наличие на иждивении детей.
Изучаемые виды преступлений, связанные с контрабандой могут быть совершены, только умышлено. Очень редко встречаются апелляционные жалобы, в которых оспариваются приговоры, в связи с тем, что неправильно установлена форма вины осужденного.
Следующие проблемы квалификации контрабанды связаны с появлением ЕврАзЭС.
Несмотря на то, что Таможенный кодекс Таможенный союза на сегодняшний день утратил свою силу, вышеуказанное положение получило свое продолжение в нормах Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза, который вступил в силу с 01.01.2018 года. По этой причине на внутренних границах контроль над перемещением товара не производится.
Кроме того, до недавнего времени в уголовных законах Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан диспозиции норм, которые предусматривают ответственность за контрабанду, не были должным образом согласованы друг с другом, и фиксировали отличающиеся друг от друга криминоо-бразующие признаки. К примеру, в Уголовном кодексе Республики Беларусь, в статье 228 устанавливается ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению.
Следовательно, в диспозиции статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь не закреплено положение, указывающие на незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
[12, с. 141]._
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
юридические науки
Филиппова Елена Олеговна КОНТРАБАНДА: ИСТОРИЯ ...
В свою очередь, законодатель исключил в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи, которые предусматривают ответственность за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, за контрабанду алкогольной и табачной продукции; за контрабанду сильнодействующих, ядовитых веществ, отравляющих, взрывчатых радиоактивных веществ; за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.
Учитывая тот факт, что если страны планируют дальше развивать единое таможенное пространство и общую таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС им следует одинаково обозначить понятие контрабанды не только в уголовных законах вышеуказанных государств, но и остальных государств входящих в Евразийский Экономический Союз.
Следующей проблемой при квалификации является определение степени ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, и т.д., а также сильнодействующих ядовитых веществ. Так как на сегодняшний день не установлен единый перечень наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ и других предметов, изъятых из гражданского оборота государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в Российской Федерации действует свой перечень, в котором обозначены предметы контрабанды. Также на каждой территории государств участниках ЕврАзЭС, действует индивидуальный перечень товаров изъятых из гражданского оборота.
Решить данную проблему можно путем принятия на законодательном уровне единого для всех членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС перечня, в котором будут закреплены наркотические средства; психотропные вещества, сильнодействующие и ядовитые вещества, и другие предметы, изъятые из гражданского оборота, или в отношении которых установлены специальные правила перемещения [13].
Таким образом, подводя итог изученному материалу, следует отметить, что преступления, связанные с контрабандой, закрепленные в уголовном законе относятся к таможенным преступлениям, которые характеризуются высокой латентностью в связи многообразием способов совершения контрабанды, и недостаточным таможенным контролем. Такие преступления препятствуют проведению экономических реформ и наносят большой ущерб экономическим интересам государства, а именно, посредством контрабанды наличных денежных средств и денежных инструментов.
Кроме того, существует еще одна актуальная проблема применения норм, регламентирующих преступления в таможенной сфере - это конкуренция, уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за контрабанду, и уклонение от уплаты таможенных платежей.
Данная проблема обсуждается теоретиками, но особенно остро она ощущается для практиков, так как для решения возникающих вопросов недостаточно разъяснений. В связи с этим, необходимо установить преследуемую цель. Если умысел преступника направлен на перемещение в крупном размере товаров или предметов, запрещенных к перемещению через таможенную границу Российской Федерации, или через таможенную границу ЕврАзЭС, то содеянное следует квалифицировать как контрабанду. Если же цель направлена на уклонение от уплаты таможенных платежей в полном объеме или их уплата в значительно меньшем размере, то в данном случае следует квалифицировать, как уклонение от уплаты таможенных платежей. Что и вызывает затруднение при принятии решений. Аналогичную точку зрения о проблемах практики применения норм Уголовного кодекса РФ по делам о контрабанде высказывали В.Ф.Матюшкин [14], Т.Н. Москалькова [15] и С.Л. Нудель [16]._
Пресечение контрабанды - одна из ключевых функций таможенных органов. Это не только защита экономических интересов страны, но и защита прав российских потребителей. Как правило, контрабандный товар ввозится без каких-либо разрешительных документов. За безопасность такой продукции не может поручиться никто.
В регионе деятельности ЦТУ контрабандные товары, преимущественно, ввозятся из Республики Беларусь и стран Балтии. Незаконный ввоз выявляют при таможенном досмотре на пунктах пропуска. Использование инспекционно-досмотровых комплексов позволяет выявить даже тщательно спрятанную контрабанду. Но, как правило, в Россию, минуя таможенный контроль, так называемые «челноки», пытаются ввезти небольшие товарные партии товаров. Жители приграничных регионов России, Украины, Белоруссии, пользуясь разницей цен на товары народного потребления в сопредельных государствах, в электричках, поездах, на автомобилях везут на продажу в Россию различные товары. О сертификатах качества, гигиенических сертификатах и прочей разрешительной документации речи не идет.
Белгородскими таможенниками задержана крупная партия товара, которую пытались ввезти в нашу страну помимо таможенного контроля на шести велосипедах. Они были переоборудованы в «большегрузные» транспортные средства, конструкции были настолько перегружены, что велосипедисты вынуждены были катить их, как тачки. В общей сложности в шести «повозках» оказались 800 пар джинс, 208 женских сумок, 118 комнатных тапочек на сумму около 500000 рублей. По фактам незаконного перемещения товара через таможенную границу оформлены определения по ч. 1 ст.16. 1 КоАП РФ.
Еженедельно сотрудники приграничных таможен возбуждают дела об административных правонарушениях по статьям ст.16.1 КоАП (Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации) и 16.2 КоАП (Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств).
Для контрабанды товаров преступники часто используют гужевый транспорт, а самым «ходовым» автомобилем по преодолению приграничного бездорожья является отечественный УАЗ. Например, в мае брянскими таможенниками был задержан автомобиль УАЗ без регистрационных знаков, направлявшийся из Украины в Россию. При досмотре в автомобиле было обнаружено 18 больших коробок и 2 мешка с товарами народного потребления. В общей сложности таможенники насчитали 632 упаковки примерной стоимостью около 200 тысяч рублей. В 2016 году по данным статистики таможенных органов РФ было возбуждено по делам о контрабанде в целом 2235 уголовных дел [17].
Схемы незаконного провоза товаров через границу постоянно совершенствуются, становятся более сложными и изощренными, что требует от сотрудников таможни постоянного повышения уровня аналитической работы, применения современных технологий, ведения оперативных мероприятий в круглосуточном режиме. Результатом этой упорной работы является неуклонный рост выявленных фактов правонарушений и сборов платежей в государственный бюджет.
Подводя итог изученному материалу, сложилось более обобщенное, на наш взгляд, понятие о таком преступлении как контрабанда.
Контрабанда в Европе была обозначена термином illicit trafficking (перевозка, незаконное тайное перемещение) либо 1гаЙск^(перемещение), то есть незаконное тайное перемещение товаров или предметов через таможенную границу.
А, согласно, нормам законодательства Российской Федерации, в частности, Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза, незаконным перемеще-
нием является перемещение товаров через таможенные границы Евразийского Экономического Союза в обход мест, в которых, в соответствии с законом предписано осуществление перемещения товаров через таможенную границу, либо вне рабочего времени таможенных органов, находящихся в определенных местах, или скрывая от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием, или, недекларирование товаров, либо с использованием документов, которые содержат недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных или относящихся к другим товарам средств идентификации [18].
Необходимо определить, что контрабанда, как вид преступления появилась в момент развития товарно-денежных отношений и развивается уже на протяжении не одного века.
Общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, в сфере экономике наносят вред экономической безопасности и экономическому суверенитету государства, а именно, деяния, которые закреплены в статьях 200.1 и 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Как известно, такие виды контрабанды имеют перспективы на репродукцию [19].
Так как, в случае удачной контрабанды в выгодном положении остается конкретное лицо, которое тайно переместило наличные денежные средства или денежные инструменты, либо конкретный покупатель, приобретающий тайно привезенную алкогольную продукцию, или табачные изделия. А, проигрывают все налогоплательщики, вследствие чего, такая общественная опасность слабо осознается обывателями. В связи с этим, на поддержку населения в борьбе с данными видами контрабанды органам государственной власти рассчитывать не приходится.
Куда более опасными являются виды контрабанды, закрепленные в статьях 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые благодаря своим предметам, не только не приносят пользы конкретным людям, но и способны нанести вред жизни и здоровью всего общества, и подорвать безопасность государства [20].
В заключение следует подчеркнуть, что виды преступлений связанные с контрабандой, имеют формальные составы, которые не требуют наступления вредных последствий. Контрабанду всегда рассматривают как оконченное преступление. При том факте, что момент окончания совпадает с моментом непосредственного пересечения таможенных границ при въезде, либо с момента предъявления таможенной декларации, или совершения других действий, нацеленных на реализацию намерения вывезти товары, или иные предметы при выезде.
Так же, субъективная сторона преступлений, связанных с контрабандой, характеризуется присутствием вины только в форме прямого умысла по отношению к товарам и предметам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.
К сожалению, на сегодняшний день есть факты, которые говорят о том, что контрабанда на таможенных границах еще будет существовать, так как наблюдаются некоторые колебания в экономике страны, а также не малое влияние на контрабанду оказывает место расположения некоторых предприятий производства.
Немаловажным является тот факт, что уровень борьбы с контрабандой значительно влияет как минимум на четыре сферы государства. Следовательно, для устранения этого нужно, чтобы целенаправленно обеспечивался высокий уровень расследования по делам о контрабанде с реализацией принципа неотвратимости наказания за содеянное.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что в условиях настоящего времени стала острой необходимость привлечь больше внимания всего мирового сообщества к проблемам, назревшим в юридической сущности преступлений, связанных с контрабандой, и консолиди-186
ровать усилия в плане разработки продуктивных мер в борьбе с преступлениями, связанными с контрабандой. В связи с этим, государствам следует принять единый договор, который бы, давал общее понятие контрабанды и классифицировал как международное преступление. Кроме того, должен быть разработан общий подход к борьбе с контрабандой.
Также, в рамках Таможенного экономического союза стоит проводить большую работу в плане унификации документов, определяющих, к примеру, наркотические средства; психотропные веществ, сильнодействующие и ядовитые вещества и другие предметы, изъятые из гражданского оборота, или в отношении которых установлены специальные правила перемещения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Верин В.П. Контрабанда: уголовно-правовое и криминологическое исследование. Автореферат дис. ... кандидата юридических наук /Рос. правовая акад. М-ва юстиции РФ. Москва, 2004. 22с.
2. Колдаев В.М. История и современные способы борьбы с контрабандой в ссср (криминалистическое, уголовно-правовое и уголовно-процессуальное исследование). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук /Ленинград, 1972. 315с.
3. Коземаслов Д.В. Контрабанда (уголовно-правовые аспекты). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук /Екатеринбург, 2002. 183с.
4. Модестов П.А. Контрабанда: общественная опасность, квалификация, вопросы ответственности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Нижний Новгород, 2002. 244с.
5. Пантюхин А.В. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с контрабандой товаров, не ограниченных в гражданском обороте. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук /Москва, 2005. 195с.
6. Попенко А.В. Опыт борьбы с контрабандой на дальнем востоке россии (1884 - конец 20-х гг. Хх в.). Автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. Хабаровск, 2008. 25с.
7. Сергеева А.А. Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ: криминологическая характеристика и предупреждение. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук /Барнаул, 2006. 190с.
8. Рогатых Л.Ф. Контрабанда. Проблемы уголовно-правовой характеристики:. Дис. канд... юрид. наук /Л.Ф. Рогатых . - Санкт-Петербург, 1999. 207 с.
9. Карнишина Г.В. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с контрабандой:. Дис. канд. юрид. наук /Г.В. Карнишина. -М., 2005. 220 с.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 01.02. 2019 г. - М.: Маркетинг, 2019. 176 с.
11. Крылов О.М. Дискуссионные вопросы финансово-правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации // Финансовое право. 2014. № 8. С. 3-10.
12. Кузнецов А.П. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов: уголовно-правовая регламентация и вопросы квалификации //Российский следователь. 2015. № 2. С.29-33.
13. Малюков Ф.Б. Уголовное право России. Особенная часть: краткий конспект лекций / Ф.Б. Малюков. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. 294 с.
14. Матюшкин В.Ф. Законодательное обеспечение единого экономического пространства стран-членов Таможенного союза /В.Ф. Матюшкин // Таможенное дело. 2013. № 2. С. 2-5.
15. Москалькова Т.Н. Совершенствование законодательной базы функционирования Таможенного союза / Т.Н. Москалькова // Таможенное дело. 2013. № 2. С.6-8.
16. Нудель С.Л. Некоторые проблемы возбуждения уголовных дел и освобождения от уголовной ответственности за контрабанду наличных денежных средств и или денежных инструментов / С.Л. Нудель // Уголовный процесс: от прошлого к будущему. Часть 1. 2014. С. 262-266.
17. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2016 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=
24719:-2016-&catid=55:2011-01-24-16-40-26&Itemid=1958
18. Таможенный кодекс Евразийского Экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 11 апреля 2017 г. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЫЖ_215315/
19. Ляскало А.Н. Уголовная ответственность за незаконные операции по обналичиванию транзита денежных средств // Российский следователь. 2014. № 17. С. 23-28.
20. Рарог А.И. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / А.И. Рарог. - М.: Проспект. 2015. 672 с.
Статья поступила в редакцию 21.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)