Научная статья на тему 'Анализ уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду'

Анализ уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2003
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЕ МЕРЫ / КОНТРАБАНДА / ТАМОЖНЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абреч Мурат Аскерович

В статье определяется генезис и современный набор дефиниций норм уголовно-правовых норм. Индикаторные параметры определяются на примере контрабанды наркотических средств. Показывается, что формирование уголовно-правовых норм происходит на фоне интеграционных процессов межгосударственного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду»

УДК 343

Абреч Мурат Аскерович

адьюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России Milena.555@mail.ru

Анализ уголовно-правовых

НОРМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ

Murat A. Abrech

The adjunct of the Department of criminal Law. Krasnodar University The Ministry of internal Affairs of Russia Milena.555@mail.ru

Analysis of the criminal

LAW ON LIABILITY FOR SMUGGLING

Аннотация. В статье определяется генезис и современный набор дефиниций норм уголовно-правовых норм. Индикаторные параметры определяются на примере контрабанды наркотических средств. Показывается, что формирование уголовно-правовых норм происходит на фоне интеграционных процессов межгосударственного характера.

Ключевые слова: уголовные меры, банда, таможня, функционирование.

контра-

Annotation. In the article the genesis and modern set of definitions of criminal law. The indicator parameters are defined by the example of drug smuggling. It is shown that the formation of criminal law against the background of the integration processes of interstate character.

Keywords: criminal

customs, operation.

measures, smuggling,

В рамках создания Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации проделана большая работа. Сформирована нормативно-правовая база Таможенного союза, Единый таможенный тариф Таможенного союза, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, институциональная структура Таможенного сою за, единая система мер регулирования внешней торговли, перенос всех согласованных видов государственного пограничного контроля (таможенного, транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) на внешние границы государств - членов Таможенного союза, унификация торговых режимов и защитных мер по отношению к третьим странам. Тем не менее, несмотря на успешное функционирование Таможенного союза и достигнутые результаты, первые годы существования интеграционного объединения выявили ряд проблем, которые предстоит решить, среди них - отсутствие унифицированных уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за нарушение таможенного законодательства. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза территории Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации составляют Единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - ТС) [1]. Следовательно, перемещение товаров между странами Таможенного союза осуществляется свободно, за исключением товаров, оборот которых запрещен или ограничен в соответствии с Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в торговле с третьими странами, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 [2].

В условиях снятия контроля за перемещением товаров на внутренних границах стран - членов Таможенного союза особую актуальность приобретает борьба с таким преступлением, как контрабанда и необходимость унификации национального законодательства стран - членов Таможенного союза об уголовной ответственности за нарушение таможенного законодательства, так как одним из основных условий успешного развития и функционирования Таможенного союза является эффективная и взаимно скоординированная работа правоохранительного блока стран - членов Таможенного союза. Снятие ограничений на внутренних границах стран - членов Таможенного союза привело к снижению возможности контроля за движением товаров и так осложненного либерализацией и открытием экономик, вызванных увеличением степени глобализации и международной интеграции. Такой ситуацией активно пользуются недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности. Подтверждение тому следующие цифры. По итогам работы за 11 месяцев 2013 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1796 уголовных дел, в том числе 465 дел - по статье 226.1 УК России «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов»; 776 дел - по статье 229.1 УК России «Контрабанда наркотиче-

123

ских средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или ихпрекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ». Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации товаров составила более 2 млрд рублей, сумма неуплаченных таможенных платежей - более 2,4 млрд рублей [3].

Необходимо отметить, что контрабанда представляет собой не только преступление, нарушающее таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, но и, являясь непосредственным посягательством на финансово-экономические системы стран - членов Таможенного союза, причиняет огромный ущерб экономике этих государств в целом. В настоящее время соответствующая унификация не осуществлена, что способствует перемещению товаров на территорию Таможенного союза отдельными участниками ВЭД с нарушением таможенного законодательства через страну с менее высокими санкциями за данные преступления, а в некоторых случаях даже невозможность привлечения к уголовной ответственности лица одной страной - участницей Таможенного союза в связи с отсутствием ответственности за соответствующее преступление в законодательстве другой страны - участницы Таможенного союза.

Глобальной проблемой мирового сообщества на сегодняшний день является наркотизация населения. Незаконный оборот наркотиков как проблема одного государства уже давно перестала существовать. Незаконная торговля наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, растениями либо их частями, содержащими наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, охватила все страны мирового сообщества [4]. Опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, резко возрастает из-за того, что они приобретают все более организованный характер, при этом причиняя значительный материальный ущерб экономике Российского государства и обществу в целом. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом России 12 мая 2009 г., одним из источников угроз национальной безопасности называется деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров [5]. В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Термин «контрабанда» заимствован из итальянского языка (contrabando, от contra - против, и bando -правительственный указ), дословно переводится

как «против правительственного указа незаконное перемещение через границу товаров и иных ценностей» [6]. Контрабандой также называют и сам незаконно перевозимый товар.

Обеспечение таможенных ограничений и запретов по ввозу и вывозу различных товаров и ценностей невозможно без использования уголовноправовых средств в борьбе с контрабандой. История возникновения контрабанды относится к началу XVII века, когда английские купцы, получив значительные льготы от российского правительства в торговле, часть товаров вывозили контрабандным путем. Размеры контрабанды увеличились в начале XVIII века. Одной из причин этого было принятие в 1724 году протекционистского тарифа, в соответствии с которым пошлины резко возросли, и одновременно осуществление мер по закрытию границ. Еще в 1723 году, чтобы воспрепятствовать беспошлинному ввозу товаров, Петр I издал указ, в котором говорилось: «По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги, проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет» [7]. Содержание указа ориентировало главным образом на борьбу с контрабандой, хотя практика тех лет показывает, что вводимые фортпостные команды из числа военных формирований, высылаемые на разъезды, не только препятствовали проникновению контрабанды, но одновременно выполняли задачу по охране границы и задержанию беглых людей. Вместе с тем это не остановило незаконный провоз товаров, который стал особенно увеличиваться после повышения размера пошлин в соответствии с тарифом, принятым в 1724 году.

В 1773 году была упразднена служба внутренней таможни, а таможенный сбор переложен на пограничные таможенные учреждения. Здесь проявилась важная закономерность - увеличение таможенных сборов способствовало активизации контрабанды. Учитывая, что контрабандисты причиняют значительный ущерб казне, в 1754 году в пограничной полосе был учрежден институт объездчиков, на который возлагалась обязанность поимки контрабандистов. В целях стимулирования указанной службы им выплачивалась четвертая часть задержанного контрабандного товара. Учитывая слабость Таможенной пограничной стражи, в 1811 году было введено Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи, подписанное военным министром России Барклаем Де Толли. На каждые 150 километров границы выделялся Донской казачий полк. Службу казаки несли от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днепр. Всего было выделено 11 донских казачьих полков. В результате реорганизации Таможенной пограничной стражи полки стали подчиняться вольнонаемным надзи-

124

рателям и их помощникам. Однако вскоре опыт показал, что такая структура себя не оправдывает, поскольку вольнонаемные вскоре объединились с контрабандистами и стали потворствовать им.

К тому времени в Российской империи был уже известен опиум, он относился к ядовитым веществам и его распространение строго контролировалось правилами 1813 года «О порядке продажи ядовитых веществ и аптекарских материалов», в которых помимо этого препарата упоминалось еще 59 ядовитых веществ. Первым нормативным документом советского периода, заявившим о контрабанде как преступлении, стало Постановление СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров». В нем впервые в истории советского законодательства сформулировано понятие контрабанды. В от. 1 устанавливалось, что «разрешения на вывоз за границу и ввоз товаров из-за границы в Россию выдаются исключительно Отделом внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности». Согласно от. 2 «Вывоз и ввоз товаров без таковых разрешений признается контрабандой и будет преследоваться по всей строгости законов Республики»[8]. Постановление СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. «О борьбе с контрабандой» впервые в законодательстве советского периода дифференцировало контрабанду, определило ее особые виды: вооруженная контрабанда; занятие контрабандой в виде промысла; контрабанда, осуществляемая должностными лицами; провоз за границу предметов, перечисленных в от. 10 Декрета СНК от 17 октября 1921 г. (оружие, взрывчатые вещества, воинское снаряжение и летательные аппараты, телеграфное и радиотелеграфное имущество, аннулированные ценные бумаги, автомобили и мотоциклетки). Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении статьи 97 Уголовного кодекса РСФСР» было сформулировано развернутое понятие контрабанды: «Контрабанда, то есть перемещение через государственную пограничную черту товаров, ценностей, имущества и всякого рода предметов, помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля». Согласно новой редакции, контрабанда также делилась на два вида: простую, наказуемую в административном порядке (ч.ч. 1 и 2), и квалифицированную (ч. 3).

22 ноября 1926 г. Постановлением ВЦИК был принят новый Уголовный кодекс РСФСР (введен в действие с 1 января 1927 г.), в котором сохранилось деление контрабанды на два вида: простую и квалифицированную. Простая контрабанда предусматривалась от. 83 УК РСФСР, а квалифицированная - от. 59.9 УК РСФСР. Наказание выражалось лишением свободы со строгой изоляцией на срок не меньше одного года с обязательной конфискацией специальных орудий контрабанды, транспортных средств и части имущества, с повышением строгости наказания при отягчающих обстоятельствах вплоть до расстрела. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 6 июня 1927 г. «Об изменении Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 г.» была изменена от. 83 УК РСФСР 1926 г. Новелла состояла в том, что определение контрабанды было изъято из

текста статьи. Данное законодательное решение еще более усложнило и без того нелегкий процесс толкования и применения норм, устанавливающих ответственность за контрабанду. 27 октября 1960 г. был принят Закон «Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР». Как и в предыдущих уголовных кодексах, контрабанда в соответствии с системой Особенной части Уголовного кодекса 1960 г. относилась к группе государственных преступлений, но в отличие от УК РСФСР 1922 г. и УК РСФСР 1926 г. была отнесена к категории «иные государственные преступления». В отличие от УК РСФСР 1960 года, новый Уголовный кодекс 1996 года внес принципиальные изменения в структуру и содержание норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономики, которые в теории уголовного права принято называть таможенными преступлениями.

В новом кодексе появился блок норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, совершаемые в экономике страны, а точнее в одной из ее важнейших отраслей - внешнеэкономической деятельности. Этот блок включен в главу 22 «Прес^пления в сфере внешнеэкономической деятельности», поскольку вышеназванные преступления, в конечном счете, нарушают нормальную экономическую деятельность государства и других хозяйствующих субъектов в целом. Согласно части 2 статьи 188 УК РФ «предметом» контрабанды являлись исключительно следующие группы материальных объектов: 1) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества; 2) вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы; 3) ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения; 4) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации; 5) стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации [9].

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 420-ФЗ в Уголовный кодекс РФ введена статья 229.1, согласно которой контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, признается незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, нахо-

125

дящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ. В отличие от предыдущей редакции (от. 188 УК РФ), статья 229.1 УК РФ отражает реалии, связанные с созданием Таможенного союза ЕврАзЭС. Кроме этого, в статье действующего Уголовного кодекса расширен предмет контрабанды, к наркотическим средствам и психотропным веществам добавлены их прекурсоры или аналоги, растения, содержащие наркотические средства и психотропные вещества или их прекурсоры, либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ [10]. Следует обратить внимание на то, что одним из ключевых нововведений, связанных с пониманием контрабанды, стало определение мест перемещения предметов, указанных в от. 229.1 УК РФ.

Ситуация в отношении мест совершения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов существенно изменилась в связи с дополнениями, которые были внесены Федеральным законом РФ от 7 декабря 2011 года N° 420-ФЗ, так как впервые в отечественном уголовном законодательстве появилась отсылка к межгосударственному объединению в рамках такой организации, как Евразийское экономическое сообщество. Отметим, что ЕврАзЭС - это международная экономическая организация, созданная в 2000 году для эффективного осуществления странами -участницами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. В настоящее время государствами - участниками ЕврАзЭС

Литература:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза

(приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL : http://www.eurasiancommission.org/

(дата обращения: 27.01.2014 г.).

2. Решение Коллегии Евразийской экономиче-

ской комиссии от 16.08.2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL :

http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 27.01.2014 г.).

3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 27.01.2014 г.).

4. Гарманов В.М. Квалификация групповых преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их

наряду с Россией являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан (Узбекистан приостановил с 2008 года свое членство в организации, а статус наблюдателя с потенциальным присоединением имеют такие страны, как Армения, Молдавия и Украина).

Изучение исторических аспектов необходимо для решения вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Учитывая негативные тенденции развития наркоситуации в стране, главными задачами в противодействии распространению наркотиков и в дальнейшей наркотизации населения следует считать:

- выявление и нейтрализацию организаторов наркобизнеса, а также лиц, финансирующих эту преступную деятельность, создающих каналы транспортировки наркотиков и сети их сбыта, оперативное внедрение с этой целью в преступные группы, организованные сообщества, действующие в сфере наркобизнеса;

- проведение комплексных мероприятий с целью подрыва экономической базы наркобизнеса, в том числе обеспечения, изъятия, ареста и конфискации у наркоторговцев материальных ценностей и денежных средств, нажитых преступным путем;

- изучение международной антинаркотической практики по борьбе с контрабандой наркотиков и возможностей ее применения в российском обществе.

Literature:

1. The customs code of the Customs union (the annex to the Contract on the Customs code of the Customs union adopted by the Decision of Interstate Council of EurAsEC at the level of heads of states of 27.11.2009 No. 17) // the Official site of the Euroasian economic commission. URL : http://www.eurasiancommission.org/(date of the address: 27.01.2014).

2. The decision of Board of the Euroasian

economic commission of 16.08.2012 No. 134 «About regulations in the field of non-tariff regulation» // the Official site of the Euroasian economic commission. URL : http://www.

eurasiancommission.org/ (date of the address:

27.01.2014) .

3. Official site of the Federal Customs Service. -URL: http://www.customs.ru (date of the address:

27.01.2014) .

4. Garmanov V.M. Kvalifikation of group crimes in

the sphere of illicit trafficking in drugs, psychotropic substances or their analogs: studies. grant.

126

аналогов : учеб.-практ. пособие. Тюмень : ТЮИ МВД России, 2010. С. 14-17.

5. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690: ред. от 28 сент. 2011 г. № 1255. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6. Большой энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978. С. 351.

7. Царенко МЛ. Пограничники России в межвоенный период 1906-1914 // Пограничник. 1906. № 1. С. 14.

8. В.И. Ленин и охрана государственной границы СССР: сборник документов и от. М., 1970. С. 18.

9. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / П.В. Агапов [и др.]; отв. ред. Р.А. Сабитов. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень : ТИПК МВД России, 2013. С. 409.

10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 дек. 2011 г. № 420-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Tyumen : TYuI Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. P. 14-17.

5. Strategy of the state anti-narcotic policy of the Russian Federation till 2020 [An electronic resource]: decree of the Russian President of June 9, 2010 No. 690: an edition from 28 Saint. 2011 No. 1255. Access from inform.-legal Guarantor system.

6. Big encyclopedic dictionary. M. : Soviet

encyclopedia, 1969-1978. P. 351.

7. Tsarenko M.A. Frontier guards of Russia during the intermilitary period 1906-1914 // the Frontier guard. 1906. No. 1. P. 14.

8. V.I. Lenin and protection of frontier of the USSR: collection of documents and metro station, 1970. P. 18.

9. Criminal law of Russia. Special part: textbook / P.V. Agapov [etc.]; gen. edition R.A. Sabitov. 2nd prod., reslave. and additional Tyumen : TIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. P. 409.

10. About modification of separate acts of the Russian Federation [An electronic resource]: feeder. the law from 7 Dec. 2011 No. 420-FZ. Access from inform.-legal ConsultantPlus system.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.