Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ законодательства стран Таможенного союза, предусматривающего уголовную ответственность за контрабанду'

Сравнительно-правовой анализ законодательства стран Таможенного союза, предусматривающего уголовную ответственность за контрабанду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1195
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / SMUGGLING / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / СРАВНЕНИЕ / COMPARISON / УНИФИКАЦИЯ / UNIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азаренкова Е. А.

Проводится сравнительный анализ признаков состава контрабанды в Уголовных кодексах государств-участников Таможенного союза. Выделяются существующие различия в перечнях предметов контрабанды, в описании способов и места ее совершения, в определении стоимости перемещаемых предметов контрабанды. Приводятся некоторые предложения по унификации законодательства стран-участников Таможенного союза в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative legal analysis of the legislation of the Customs Union criminalizing smuggling

The author presents a comparative analysis of the signs of smuggling in Penal codes of the States-participants of the Customs Union. Highlighted the differences in the lists of smuggling, in the method and place of its commission, in determining the value of movable items of smuggling. Are some proposals for unification of legislation of the States-participants of the Customs Union in this area.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ законодательства стран Таможенного союза, предусматривающего уголовную ответственность за контрабанду»

УДК 34 ББК 67

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА,

ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАБАНДУ

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА АЗАРЕНКОВА,

адъюнкт кафедры уголовного права Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 — уголовно право и криминология;

уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected] Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Гаухман Л.Д. Рецензент: кандидат юридических наук мордовец А.А.

Citation-индекс в электронной библиотеке НииоН

Аннотация. Проводится сравнительный анализ признаков состава контрабанды в Уголовных кодексах государств-участников Таможенного союза. Выделяются существующие различия в перечнях предметов контрабанды, в описании способов и места ее совершения, в определении стоимости перемещаемых предметов контрабанды. Приводятся некоторые предложения по унификации законодательства стран-участников Таможенного союза в данной области.

Ключевые слова: контрабанда, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз, Таможенный союз, сравнение, унификация.

Annotation. The author presents a comparative analysis of the signs of smuggling in Penal codes of the States-participants of the Customs Union. Highlighted the differences in the lists of smuggling, in the method and place of its commission, in determining the value of movable items of smuggling. Are some proposals for unification of legislation of the States-participants of the Customs Union in this area.

Keywords: smuggling, the Eurasian Economic Community, the Eurasian Economic Union, the Customs Union, the comparison, unification.

Контрабанда относится к преступлениям международного характера, так как представляет угрозу безопасности сразу нескольких государств. Она является благотворной средой для международного терроризма, средством незаконных операций с наркотическими и психотропными веществами, незаконного оборота оружия, фальшивомонетничества, средством незаконного вывоза за границу культурных ценностей[6].

В Международной Конвенции «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений», подписанной в Найроби 9 июня 1977 года дано легальное определение контрабанды, которого придерживаются большинство стран мира. В п. «г» ст. 1 данной конвенции говорится, что термин «контрабанда» означает обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме. Присоединиться к Конвенции могут любое государство — член Совета таможенного сотрудни-

чества и любое государство — член Организации Объединенных Наций или ее специализированных учреждений[1]. Россия к Конвенции присоединилась в 1994 году.

С момента создания Евразийского Экономического сообщества и принятия Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Таможенного кодекса Таможенного союза, начался новый этап развития таможенного законодательства. Но для единообразного правотолкования и правоприменения недостаточно изменения национального уголовного законодательства, касающегося таможенной сферы деятельности, необходима унификация законодательства в этой области для эффективного действия Таможенного кодекса Таможенного союза.

С 1 января 2015 года начался следующий этап интеграции с момента вступления в силу Договора о создании Евразийского экономического союза. Данная организация создана в целях всесторонней модерниза-

ции, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов[8].

Различное закрепление признаков состава контрабанды в Уголовных кодексах государств-членов ЕАЭС — Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан может привести к такой ситуации, что через страны с менее высокими санкциями или даже некриминализи-рованностью деяний будут ввозиться предметы контрабанды для дальнейшей перевозки их по территории Таможенного союза.

В уголовных законах Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан больше различий, чем общих черт, что, на наш взгляд, негативно влияет на таможенное регулирование в Таможенном союзе.

Действующее уголовное законодательство Республики Беларусь содержит одну статью, предусматривающую ответственность за контрабанду, в которой прослеживается схожесть с ранее действовавшей в УК РФ статьей 188.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь статья 228 «Контрабанда» расположена в главе 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» раздела VIII «Преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности». Она содержит два состава преступления — в части первой данной статьи говорится, что контрабанда — это «перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием». Часть 2 данной статьи признает также контрабандой «перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием»[3].

Также, законодатель Республики Беларусь в перечень квалифицирующих признаков включил совершение контрабанды лицом, ранее судимым за это престу-

пление (данный признак отсутствует в УК РФ).

Новый УК Республики Казахстан был принят 3 июля 2014 года (опубликован в «Казахстанской правде» 9 июля 2014 года №132 (27753); введен в действие 1 января 2015 года). Данный кодекс, как и предшествующий ему, включает 2 статьи о контрабанде. Статья 234 «Экономическая контрабанда — то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза товаров или иных предметов, в том числе запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в статье 286 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием»[4]. Данная статья размещена в главе 8 «Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности» Особенной части УК Республики Казахстан.

И статья 286 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено», расположенная в главе 10 «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка». Данный вид контрабанды представляет собой «перемещение через таможенную границу Таможенного союза помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, а равно незаконное перемещение через Государственную границу Республики Казахстан наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов или ядерных материалов, взрывчатых веществ, вооружения, военной техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения, материалов, оборудования или компонентов, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения»[5].

В УК Армении статья о контрабанде расположена в главе 22 «Преступления против экономической деятельности». В ч. 1 статьи 215 помимо товаров к предметам контрабанды относит также культурные или иные ценности, в части 2 данной статьи, также используется понятие «культурные ценности», и, как мы полагаем, здесь имеются ввиду другие культурные ценности, для перемещения которых установлены специальные правила. В ч. 3 ст. 215 УК Армении приведен широкий перечень квалифицирующих признаков, среди них — совершение контрабанды лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение

через таможенную границу отдельных товаров или транспортных средств, освобожденных от установленных форм таможенного контроля.

Сравнение норм об уголовной ответственности за контрабанду в странах Таможенного союза свидетельствует об их существенных различиях, среди которых можно выделить следующие.

Из УК Российской Федерации исключена уголовная ответственность за простую экономическую контрабанду[2], а в УК Республики Армения, УК Республики Беларусь и УК Республики Казахстан она присутствует.

В УК РФ отсутствует описание способов совершения контрабанды (лишь указывается на незаконность перемещения предметов контрабанды), а в УК Республики Армения, УК Республики Беларусь и УК Республики Казахстан оно есть (помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием — такие способы приведены в УК Республики Беларусь и УК Республики Казахстан. В УК Республики Армения перечень способов контрабанды несколько уже — помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием таможенных и иных документов).

Неодинаковое определение места совершения контрабанды (в УК РФ — таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Госудаственная граница Российской Федерации с государствами-членами ЕврАзЭС; в УК Республики Армения — таможенная граница Республики Армения; в УК РБ — таможенная граница Республики Беларусь; в УК РК — таможенная граница Таможенного союза, Государственная граница Республики Казахстан).

Учитывая, что Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь и Республика Казахстан имеют единое таможенное пространство и общую таможенную границу Таможенного союза, целесообразно будет дать единообразное определение понятия контрабанда в национальных уголовных кодексах этих четырех государств.

Различие в перечнях предметов, ограниченных в обороте (к примеру, в УК РФ раскрыто, что относится к основным частям огнестрельного оружия; также в качестве предметов контрабанды указаны стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере, особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, их части и производные; уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов и т.д. закреплена в другой главе УК РФ в статье 2291. В уголовном законодательстве Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан ответственность за контрабанду предметов, ограниченных в

обороте, закрепляется в одной и той же статье).

В уголовных кодексах Республики Беларусь и Республики Казахстан используются такие понятия, как неоднократность, наличие судимости. Из УК РФ данные юридические понятия исключены.

Различные подходы к определению стоимости перемещаемых предметов контрабанды (в УК РФ — это рубли; в УК Республики Армения — размер минимальной заработной платы, установленной на момент совершения преступления; в УК Республики Беларусь — размер базовой величины; в УК Республики Казахстан — месячные расчетные показатели).

Также УК РФ включает статью 2001 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов; и статью 2002 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий».

Следует обратить внимание на примечание к ст. 2261 УК РФ, в котором говорится, что перечень стратегически важных товаров и ресурсов, а также перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, подлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации. В Республике Армения, Республике Беларусь и Республике Казахстан существуют свои перечни, которые разнятся с нашими.

Поэтому может возникнуть ситуация, когда российские правоохранительные органы не смогут применить на практике ст. 2261. Допустим, в России расследуется дело о контрабанде конкретного сильнодействующего вещества на белорусско-польской границе. При этом согласно российскому перечню данное вещество признается сильнодействующим, а по белорусскому законодательству — нет. Таким образом, при формальном наличии всех признаков преступления по российскому законодательству лицо, совершившее перемещение указанного сильнодействующего вещества через таможенную границу Таможенного союза на белорусско-польском участке этой границы, не может быть привлечено к уголовной ответственности в связи с непризнанием белорусским законодательством указанного вещества сильнодействующим[7].

Выход из данной ситуации мы видим в том, чтобы принять единые для стран-членов Таможенного союза перечни сильнодействующих, ядовитых веществ и других предметов, ограниченных в обороте.

Также достаточно интересным представляется Уголовный кодекс Кыргызской Республики (вступила в Таможенный союз с 1 мая 2015 года). УК Кыргызской Республики содержит статью о контрабанде, расположенную в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Часть первая данной статьи содержит описание тех же способов перемещения товаров и иных предметов, что и УК Республики Беларусь и УК Республики Казахстан. Интерес вызывает примечание к данной статье, в котором указано,

что под деяния, предусмотренные частью первой статьи 204, не подпадают действия лица, направленные на вывоз из Кыргызской Республики товаров и предметов, приобретенных или произведенных на территории Кыргызской Республики, в случае если на их вывоз не предусмотрены уплата вывозных (экспортных) таможенных пошлин либо запрет.

В УК Кыргызской Республики предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности для лица, впервые совершившего преступление, предусмотренное частью первой статьи 204, в случае добровольной уплаты причитающихся таможенных платежей, включая штрафы и пени, с оформлением в таможенном отношении товаров и иных предметов, являющихся предметом контрабанды, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Подводя итог вышесказанному, мы приходим к выводу, что проведенный сравнительный анализ законодательства стран-участников Таможенного союза, свидетельствует о том, что данные государства стоят в начале пути унификации уголовного законодательства в части ответственности за контрабанду, а отличий в их Уголовных кодексах больше, чем схожих положений. Необходима согласованность государств в вопросах закрепления нормы о контрабанде в той или иной главе Уголовного кодекса, определения понятия контрабанды и способов ее совершения, закрепления единых общеопасных предметов контрабанды, принятие общих перечней сильнодействующих веществ и уменьшение количества отсылок на национальные законодательные акты.

Литература

1. Международная Конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» (Найроби, 9 июня 1977 года) / СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013). «Российская газета» от 9 декабря 2011 г. № 278. Статья 188 УК РФ признана утратившей силу, и за экономическую контрабанду установлена административная ответственность по ст. 16.2 КоАП РФ. УК РФ содержит три статьи, предусматривающие уголовную ответственность за контрабанду наличных денежных средств и денежных инструментов, контрабанду общеопасных предметов и контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и т.п.

3. Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г. № 275-З http://etalonline.by/?type=text&regnu

m=HK9900275#load_text_none_1_ (дата обращения 02.03.2015 г.).

4. Уголовный кодекс Республики Казахстан http:II medialaw.asia/postsI09-07-2014I83277.html (дата обращения 04.03.2015 г.).

5. Там же. http:IImedialaw.asia/postsI09-07-2014I83277. html (дата обращения 04.03.2015 г.).

6. Согомонов Д.К. Международно-правовые основания криминализации контрабанды в национальном уголовном законодательстве II Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 3. С. 168-173.

7. Федоров А. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы II Уголовное право. 2012. № 2. С. 71 — 77.

8. Официальный сайт ЕАЭС http:IIwww.eaeunion. orgI#about (дата обращения 02.03.2015 г.).

Reference:

1. Mezhdunarodnaya Konventsiya «O vzaimnom administrativnom sodeistvii v predotvrashchenii, rassledovanii i presechenii tamozhennykhpravonarushenii» (Nairobi, 9 iyunya 1977 goda) I SPS «Konsul'tant Plyus».

2. Federal'nyi zakon ot 7 dekabrya 2011 g. № 420-FZ «O vnesenii izmenenii v Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» (red. ot 28.12.2013). «Rossiiskaya gazeta» ot 9 dekabrya 2011 g. № 278.

Stat'ya 188 UK RF priznana utrativshei silu, i za ekonomicheskuyu kontrabandu ustanovlena administrativnaya otvetstvennost' po st. 16.2 KoAP RF. UK RF soderzhit tri stat'i, predusmatrivayushchie ugolovnuyu otvetstvennost' za kontrabandu nalichnykh denezhnykh sredstv i denezhnykh instrumentov, kontrabandu obshcheopasnykh predmetov i kontrabandu narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh veshchestv i t.p.

3. Ugolovnyi kodeks Respubliki Belarus' 9 iyulya 1999 g. № 275-Z http:IIetalonline.byI?type=text&regnu m=HK9900275#load_text_none_1_ (data obrashcheniya 02.03.2015 g.).

4. Ugolovnyi kodeks Respubliki Kazakhstan http:II medialaw.asiaIpostsI09-07-2014I83277.html (data obrashcheniya 04.03.2015 g.).

5.Tamzhe.http:IImedialaw.asia/postsI09-07-2014I83277. html (data obrashcheniya 04.03.2015 g.).

6. Sogomonov D.K. Mezhdunarodno-pravovye osnovaniya kriminalizatsii kontrabandy v natsional'nom ugolovnom zakonodatel'stve II Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii. 2012. № 3. S. 168-173.

7. Fedorov A. Izmeneniya v zakonodatel'stve ob otvetstvennosti za kontrabandu: novye realii i problemy II Ugolovnoe pravo. 2012. № 2. S. 71 — 77.

8. Ofitsial'nyi sait EAES http:IIwww.eaeunion. orgI#about (data obrashcheniya 02.03.2015 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.