Научная статья на тему 'Контрабанда и ее виды в соответствии с законодательством РФ'

Контрабанда и ее виды в соответствии с законодательством РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7933
670
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вавилов С.П.

В статье автором проводится анализ видов контрабанды и обосновывается необходимость введения законодательных ограничений при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу Российской Федерации с государствами членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMUGGLING AND ITS VIEWS IN ACCORDANCE WITH THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the author analyzes the types of smuggling and justifying the introduction of legislative restrictions on movement across the customs border of the Customs Union within the EurAsEC or across the state border of the Russian Federation with the states members of the Customs Union within the EurAsEC

Текст научной работы на тему «Контрабанда и ее виды в соответствии с законодательством РФ»

5.5. КОНТРАБАНДА И ЕЕ ВИДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ

Вавилов С. П., адъюнкт Всероссийского научно-исследовательского института МВД России; старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве

Место работы: УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве

Место учебы: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России

s. vavilov1981@yandex.ru

Аннотация: В статье автором проводится анализ видов контрабанды и обосновывается необходимость введения законодательных ограничений при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

Ключевые слова: контрабанда, общественные отношения, таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

SMUGGLING AND ITS VIEWS IN

ACCORDANCE WITH THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vavilov S. P., adjunct

Study place: All-Russian research Institute of MIA of Russia

s. vavilov1981@yandex.ru

Annotation: In the article the author analyzes the types of smuggling and justifying the introduction of legislative restrictions on movement across the customs border of the Customs Union within the EurAsEC or across the state border of the Russian Federation with the states - members of the Customs Union within the EurAsEC

Keywords: smuggling, social relations , customs border of the Customs Union within the EurAsEC Abstract

Состояние уголовно-правовых мер борьбы с контрабандой постоянно анализируется правоохранительными органами, придающими значение их развитию и усилению. Происходит это особенно активно под влиянием социальных и экономических перемен, в частности глобализации, роста преступности, реального либо статистического. В российской уголовно-правовой литературе этим вопросам уделяли внимание: П.С. Яни, Ю.М. Антонян, Е.Ф. Галанжин, T.A. Диканова, И.О. Жук, Г.П. Качкина, Д.В. Коземаслов, П.А. Модестов, В.А. Верин, Л.Ю. Родина и др.

Несмотря на имеющую место дискуссию среди ученых и практиков относительно криминализации и декриминализации контрабанды, рассмотрим в законодательстве РФ виды данного противоправного деяния, с учетом различных критериев классификации.

По характеру и степени общественной опасности контрабандные посягательства подразделяются на: уголовно-наказуемые (ст. ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ) и административно-наказуемые (ст. ст. 16.1 и 16.2 КоАП РФ).

В Российской Федерации уголовная ответственность за контрабанду была предусмотрена статьёй 188 УК РФ [1]. Контрабанда была отнесена к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности. Данная норма, по мнению некоторых авторов [2], являлась перегруженной деяниями с разными объектами и предметами преступления. Однако эта статья в прежнем виде уже утратила силу [3]. Вместо нее в УК РФ введены 4 новые статьи:

Ст. 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Согласно статистическим данным в 2014 году в правоохранительные органы поступило 3 348 сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 226.1 УК РФ, что на 28,5% превышает показатели аналогичного периода прошлого года (2 606). Практически половина сообщений о преступлении рассматриваемой категории поступает и регистрируется в таможенных органах (2014 г. - 1 513/2013 г. - 1 184). В органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ в 2014 году поступило 874 сообщения (2013 год - 720), в органы внутренних дел - 632 (2013 год - 524), в органы федеральной службы безопасности - 296 (2013 год

- 170) и в следственные органы - 60 (2013 год - 8).

В 2014 году зарегистрировано 1 241 преступление, предусмотренное ст. 226.1 УК РФ, что на 35,5% больше аналогичного периода прошлого года (915).

По результатам рассмотрения сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 226.1 УК РФ, правоохранительными органами в 2014 году принято 1 474 процессуальных решения о возбуждении уголовных дел (2013 год - 1 014). Из них, таможенными органами возбуждено 690 уголовных дел анализируемой категории (2013 год - 517), органами по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ - 541 (2013 год - 347), органами внутренних дел - 144 (2013 год - 108), органами федеральной службы безопасности - 85 (2013 год

- 39) и следователями Следственного комитета Российской Федерации - 14 (2013 год - 3).

В 2014 году правоохранительными органами расследовано вдвое больше преступлений, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ (2014 год - 494 / 2013 год - 254). Согласно статистическим отчетам раскрываемость преступлений анализируемой категории в 2014 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла почти на 9% и составила 49,3 % (2013 год - 40,6%). По результатам предварительного расследования преступлений указанной категории, выявлено 444 лица их совершивших (2013 год - 215). Для рассмотрения по существу в суд направлено с обвинительным заключением 485 уголовных дел (2013 год - 248) [4].

Ст. 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психо-

тропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

По статистической отчетности в правоохранительные органы в 2014 году поступило 2 917 сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 229.1 УК РФ, что на 9% ниже показателей аналогичного периода прошлого года (в 2013 году - 3 192).

Как и предыдущая категория преступления, половина сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 229.1 УК РФ регистрируется в таможенных органах (2014 г. - 1 333 /2013 год - 1 440). В органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ в 2014 году поступило 712 сообщения (2013 год - 741), в органы внутренних дел - 593 (2013 год - 740), в органы федеральной службы безопасности - 262 (2013 год - 262) и в следственные органы - 17 (2013 год - 9).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2014 году зарегистрировано на 15% меньше преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ (1 345 / 2013 год - 1 594).

По результатам рассмотрения в 2014 году сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 229.1 УК РФ, практически на четверть сократилось число возбужденных уголовных дел анализируемой категории по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2014 год - 1 234 / 2013 год - 1 634).

При этом должностными лицами таможенных органов возбуждено 545 уголовных дел анализируемой категории (2013 год - 828), органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ -546 (2013 год - 566), органов внутренних дел - 15 (2013 год - 112), органов федеральной службы безопасности - 117 (2013 год - 126) и следователями следственных органов - 11 (2013 год - 2).

Следует отметить, что при увеличении количества направленных следователями наркоконтроля в суд дел о контрабанде сильнодействующих и ядовитых веществ по ст. 226.1 УК РФ (с 88 до 152) вызывает обеспокоенность снижение в 2014 году на 14% (с 333 до 286) выявляемости контрабандного перемещения наркотических средств (ст. 229.1 УК РФ) и их раскрываемости, которая снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти более чем на 11% и составила 50,3 (2013 год - 62,1%), несмотря на рост их производства в приграничных государствах. Соответственно сократилось почти на 20% (с 391 до 314) и число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за контрабанду наркотиков. По 16 делам в отношении 25 лиц расследование прекращено, в том числе 6 лиц - реабилитированы. В 2014 году правоохранительными органами расследовано на 8,5% меньше преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ (2014 год - 742 /2013 год - 817). В тот же период по результатам предварительного расследования указанных преступлений, выявлено 709 лиц их совершивших (2013 год - 780). Для рассмотрения по существу в суд направлено с обвинительным заключением 728 уголовных дел (2013 год - 810) [5].

Ст. 200.1 Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов [6]. Согласно статистическим данным ФТС России за 2014 г. по статье 200.1 УК РФ возбуждено 76 уголовных дел (в 2013 году - 95

дел), в 1 квартале 2015 г. возбуждено 24 уголовных дела (в 1 квартале 2014 года - 19 дел) [7].

Ст. 200.2 Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий [8]. По статье 200.2 УК РФ в 1 квартале 2015 г. таможенными органами возбуждено 1 уголовное дело, с аналогичным периодом сравнение не проводим, так как данное деяние криминализировано с 12.01.2015 [9].

Таким образом, помимо сущностных изменений в составе этого преступления, изменилось и место контрабанды в системе охраняемых общественных отношений, закрепленных в Особенной части УК РФ.

На протяжении 2002-2009 годов наблюдалась тенденция роста регистрируемых преступлений и возбужденных уголовных дел по делам о контрабанде. В 2010, 2011 и 2012 годов регистрируемых преступлений по контрабанде немного меньше, но и этот показатель мог быть выше, чем в аналогичные периоды до 2009 г. Дело в том, что значительное влияние на правоприменительную практику оказали изменения уголовного законодательства в части повышения крупного размера в составах экономической контрабанды, а в дальнейшем ее декриминализации. Кроме того, на показатели регистрации преступлений оказало влияние решение Конституционного Суда Российской Федерации об использовании таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования при решении вопроса о наличии состава контрабанды.

Следует отметить, что одной из тенденций современной контрабанды является расширение спектра контрабандных предметов и изменение их перечня. В последнее время предметы, в отношении которых установлены специальные правила в гражданском обороте, все больше выступают в качестве предметов контрабанды. Это придает проблеме предупреждения различных видов контрабандных преступлений особую актуальность.

В юридической литературе встречаются попытки обобщить и систематизировать основные признаки предметов, указанных в статьях УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за контрабанду. Так, например, Лопашенко Н.А. по предмету, на который осуществляется посягательство в результате совершения преступления, различал следующие виды контрабанды:

1. наркотических средств,

2. психотропных веществ,

3. сильнодействующих веществ,

4. ядовитых веществ,

5. отравляющих веществ,

6. радиоактивных веществ,

7. взрывчатых веществ,

8. вооружения,

9. взрывных устройств,

10. огнестрельного оружия,

11. боеприпасов,

12. оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое и другое),

13. материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения,

14. стратегически важных сырьевых товаров,

15. культурных ценностей [10].

С учетом внесенных изменений в уголовный закон РФ дополним перечень предметов контрабанды, в частности:

16. денежных средств,

17. денежных инструментов (согласно п. 5 примечания к ст. 200.1 УК РФ под ними понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата),

18. алкогольной продукции и табачных изделий,

19. радиационных источников,

20. ядерных материалов,

21. основных частей огнестрельного оружия,

22. средств доставки оружия массового поражения,

23. иного вооружения или иной военной техники,

24. особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;

25. прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ,

26. растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества,

27. инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

В настоящее время в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду строго ограниченного перечня предметов, в отношении перемещения которых через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, помимо общих, установлены и специальные правила.

Предметами контрабанды, предусмотренной ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ, являются преимущественно предметы, изъятые из свободного гражданского оборота или ограниченные в нем. Для них установлен специальный правовой режим перемещения, так как они представляют повышенную общественную опасность, создают угрозу для здоровья населения, общественной безопасности. В эту группу включены и предметы, составляющие культурное достояние России или других государств, обеспечивающие биологическое разнообразие окружающего животного мира. Некоторые предметы контрабанды представляют определенную опасность - наркотики, психотропные вещества и т.д. и их оборот ограничен, либо они имеют стратегическое значение. Некоторые ценность в виде культурного достояния, либо ценность фауны как составляющей части окружающей среды.

Классификацию, выстроенную по несколько иному основанию, содержит исследование Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова [11]. Авторы связывают специфику предмета с содержанием дополнительного объекта посягательства, который включает определенные группы общественных отношений, охватывающих содержанием других родовых объектов. К таковым относятся:

1. Общественные отношения, обеспечивающие военную безопасность России, вред которой наносится в результате перемещения через таможенную границу вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, оружия массового поражения и предметов, которые могут быть использованы при его создании;

2. Общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения (как России, так и других стран), вред которому наносится бесконтрольным

перемещением через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих и радиоактивных веществ;

3. Общественные отношения, обеспечивающие общественную нравственность, вред которой причиняется в результате бесконтрольного перемещения через таможенную границу РФ культурных ценностей;

4. Общественные отношения, обеспечивающие безопасность человечества, которому причиняется вред в результате бесконтрольного перемещения вооружений, в том числе оружия массового поражения, материалов и оборудования, необходимых для его воспроизводства.

Однако в условиях современных реалий, вряд ли можно согласиться с мнением уважаемых авторов, что контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывных устройств посягает на военную безопасность России. Представляется более правильным связать характеристики данных предметов с таким объектом как общественная безопасность. Тем более, что ст. 229.1 УК РФ относится к преступлениям против общественной безопасности.

Подход Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова по существу верен с научной точки зрения, однако многообъектный состав преступления, предусмотренный ст. 188 УК РФ, был разделен на несколько составов, в которых указанные дополнительные объекты являются уже непосредственными. Классификацию видов контрабанды, предложенную вышеуказанными авторами, на наш взгляд, можно дополнить такими видами отношений, как:

- общественные отношения, обеспечивающие недопущение бесконтрольного вывоза финансовых капиталов в наличной форме, а также различные финансовые инструменты за пределы таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, для защиты интересов Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Исследуя целевое и функциональное предназначение, этот вид контрабанды можно охарактеризовать как финансовую.

- общественные отношения, обеспечивающие защиту, как финансовых интересов государства, так и экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, являющихся подакцизными товарами.

В соответствии с вышеуказанной классификацией возможен и такой вид контрабанды как экологическая. По мнению Л.А. Прохорова и А.М. Максимова [12], в ст. 226.1 УК РФ предмет преступления не в полной мере соответствует объекту преступления. Когда совершается контрабанда птиц, животных, взятых большинством государств мира под особую охрану, предмет преступления в таких случаях явно не соответствует видовому и непосредственному объекту преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ.

С таким утверждением можно согласиться, ведь в данном случае речь идет о представителях фауны, которая является составной частью экологии. Они и являются предметом преступлений против экологии, характеризуют их видовой и непосредственный объект. Поэтому контрабандный их вывоз представляет собой посягательство против фауны как составной части окружающей среды (экологии), а не общественной безопасности. Тем более интеграция объекта и предмета контрабанды представляется с научной точки зрения вполне допустимой и обоснованной.

По обязательному признаку объективной стороны состава преступления, в частности, по месту совершения, различают контрабанду:

- через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;

- через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Участие Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе объясняет унифицированный подход при внесении указанных изменений в УК РФ, которые отличаются определенной сложностью в уяснении их содержания.

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС означает перемещение через пределы единой таможенной территории, состоящей из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Например, через росийско-китайскую, казахстанско-китайскую, белорусско-польскую границы.

По каждому из видов контрабанды рассматриваемой классификации приведем примеры. Так, в Пермском крае в 2014 г. к уголовной ответственности за совершение трех эпизодов контрабанды наркотиков был привлечен П.

В ходе следствия установлено, что П., обладая специальными познаниями в области компьютерных технологий, осознавая, что действующим законодательством при проведении таможенного осмотра и досмотра не предусмотрено предъявление ввозимых почтовых отправлений в виде почтовых писем, реализуя свой преступный умысел, направленный на совершение контрабанды наркотиков, путём выхода в сеть Интернет, отыскал сайт неустановленного лица, где предлагалось для приобретения путём контрабандной поставки из Королевства Нидерланды и Республики Германия наркотического средства МДМА и психотропного вещества - амфетамин.

П., используя персональный компьютер и сотовый телефон, путем выхода в сеть Интернет оформил заказ на поставку ему неустановленными лицами из указанных стран в г. Пермь международного почтового отправления, сопряжённого с сокрытием от таможенного контроля наркотического средства МДМА, общей массой 5,398 грамм, а также психотропного вещества амфетамина, массой 2,783 граммов, что является крупным размером, тем самым инициировал незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотического средства и психотропного вещества, оплатив их поставку цифровой интернет-валютой «Биткоин». При этом П. указал на сайте, осуществляющем рассылку указанных запрещенных веществ, свои анкетные данные и адрес для доставки почтового отправления.

Вышеуказанные международные почтовые отправления на имя П. с сокрытыми в них от таможенного контроля наркотическими средствами и психотропными веществами 12, 13 и 21 июля 2014 г. поступили в магистральный сортировочный центр международного почтового обмена ФГУП «Почта России», расположенный в г. Москве, а 05.08.2014 они прибыли в г. Пермь, в филиал почтового отделения ФГУП «Почта России» УФПС по Пермскому краю.

По результатам расследования уголовное дело в отношении указанного лица 16.01.2015 направлено в суд по ч. 3 ст. 229.1 УК РФ.

В Кемеровской области в 2013 г. расследовано и направлено в суд уголовное дело по обвинению М. в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 229.1, ч. 1 ст. 30 и п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, по факту незаконного ввоза из Республики Казахстан через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. и приготовления к сбыту героина массой более 83 кг. Уголовное дело рассмотрено, вынесен обвинительный приговор.

По способам совершения контрабанды, закрепленным в Таможенном кодексе Таможенного союза, различают следующие виды: незаконное перемещение

товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Если обобщить все квалифицированные виды уголовно-наказуемой контрабанды, то подразделяют: совершение должностным лицом с использованием служебного положения, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, в значительном, крупном и особо крупном размерах. Обратим внимание на то обстоятельство, что указанные квалифицированные виды присутствуют не во всех статьях, предусматривающих ответственность за контрабанду, дефицит обнаруживается в ст. 200.1, ст. 200.2 УК РФ.

Подводя итог отметим, что за последние три года новации в сфере борьбы с контрабандой, внесенные в уголовный закон, основаны не только на внешнеэкономической политике государства, но и на необходимости охраны важнейших общественных отношений: в сфере экономической деятельности, общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности. Закономерностью современной контрабанды является расширение и изменение перечня спектра контрабандных предметов, особенно, в отношении которых установлены специальные правила в гражданском обороте.

Анализ правоохранительной деятельности в 2014 году показал, что результаты борьбы с контрабандой, предусмотренной ст. 226.1 УК РФ, превышают показатели аналогичного периода прошлого года: на четверть по количеству поступившим сообщениям, на треть по зарегистрированным сообщениям о преступлениях, на 40% больше возбуждено уголовных дел, на 50% больше расследовано преступлений, на 9% возросла раскрываемость, на 100% больше привлечено лиц у уголовной ответственности. Что нельзя сказать о результатах борьбы с контрабандным перемещением наркотических средств, которые снижены по всем направлениям и вызывают обеспокоенность, несмотря на рост их производства в приграничных государствах.

Также, результаты борьбы с контрабандой, предусмотренной ст. ст. 200.1 и 200.2 УК РФ, не в полной мере отражают реально происходящие теневые процессы в области незаконного пересечения через границу наличных денежных средств и денежных инструментов, алкогольной продукции и табачных изделий.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что правоохранительные органы не всегда нацелены на выявление и пресечение деятельности лиц и групп, специализирующихся на контрабанде, зачастую, ограничиваясь лишь задержанием курьеров, и требуют повышенного внимания и концентрацию максимальных усилий, направленных на борьбу с данными угрозами.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996

№ 6Э-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. (с послед. изм. и доп.)

2. Гирько А.С. Понятие экономической контрабанды, ее уровень и динамика. // Российский следователь. - 2008. - № 3.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета № 5652 от 08 декабря 2011.

4. Информационно-аналитические материалы к межведомственному совещанию руководителей правоохранительных органов РФ при Генеральной прокуратуре РФ «Эффективность взаимодействия правоохранительных органов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров через Государственную границу РФ, а также состояние законности при проведении контролируемой поставки товаров», М., 2015, С. 2-3.

5. Информационно-аналитические материалы к межведомственному совещанию руководителей правоохранительных органов РФ при Генеральной прокуратуре РФ «Эффективность взаимодействия правоохранительных органов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров через Государственную границу РФ, а также состояние законности при проведении контролируемой поставки товаров», М., 2015, С. 4-8.

6. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от

21.07.2014, с изм. от 29.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2013, № 26, ст. 3207.

7. Итоги правоохранительной деятельности таможенных органов за 2013, 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.customs.ru.

8. Федеральный закон от 31.12.2014 N 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий»// Российская газета, № 1,

12.01.2015.

9. Итоги правоохранительной деятельности таможенных органов за первый квартал 2015 год [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http:www.customs.ru.

10. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Ростов-на-Дону, 1999. С. 218-219.

11. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М. 1998. С. 275.

12. Прохоров Л.А., Максимов А.М. Криминализация контрабанды птиц и животных // Российский следователь. - 2012.

- № 4. - С. 19 - 21.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Вавилова С.П. «Контрабанда и ее виды в соответствии с законодательством РФ» Представленная на рецензирование статья С.П. Вавилова обладает достаточной актуальностью, т.к. в настоящее время криминальные посягательства исследуемого вида являются довольно распространенными, представляют повышенную общественную опасность, однако результаты противодействия и правоприменительная практика свидетельствуют о том, что нормы уголовного права, устанавливающие ответственность за контрабанду, требуют дальнейшего совершенствования.

Статья С.П. Вавилова посвящена одному из проблемных вопросов уголовного права - повышению эффективности борьбы с контрабандой и обоснованность законодательных ограничений при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу Российской Федерации с государствами -членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Кстати, именно эти события, обусловленные межгосударственными договоренностями, послужили в прошлом одним из оснований декриминализации товарной контрабанды.

В работе автором на основании подробного анализа уголовного законодательства РФ, научно-теоретических положений и эмпирических данных приведены виды контрабанды с учетом различных элементов состава указанных преступлений, таких как объект, предмет преступления, место совершения преступления и иные.

Несомненным достоинством статьи является использование автором примеров из современной судебной практики, подробный анализ результатов деятельности правоохранительных органов, а также рассмотрение различных позиций ученых относительно рассматриваемой проблемы.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что статья С.П. Вавилова заслуживает внимания с точки зрения практической и теоретической значимости, отвечает критериям актуальности и научной новизны и может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал».

Научный руководитель: главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», доктор юридических наук, профессор

Г. Ю. Лесников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.