Научная статья на тему 'Контрабанда наркотических средств в Республике Ирак как объект уголовно-правового и криминалистического исследования'

Контрабанда наркотических средств в Республике Ирак как объект уголовно-правового и криминалистического исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
788
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / КОНТРАБАНДА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИРАК / РАССЛЕДОВАНИЕ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / DRUGS / DRUG SMUGGLING IN IRAQ / DRUG TRAFFICKING / CRIMINAL LAW IN IRAQ / INVESTIGATING DRUG SMUGGLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толстухина Татьяна Викторовна, Шервани Эзат Наджмаддин Кадир

В статье рассмотрены международно-правовые нормы и уголовное законодательство Ирака, предусматривающие ответственность за контрабанду наркотических средств, а также проведен анализ уголовно-правовой характеристики данного преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRABAND DRUGS IN THE REPUBLIC OF IRAQ AS OBJECT CRIMINAL AND CRIMINALISTIC RESEARCH

The article examines international law and criminal law in Iraq is liable for the smuggling of drugs, as well as an analysis of the characteristics of the criminal law of the crime with forensic point of view

Текст научной работы на тему «Контрабанда наркотических средств в Республике Ирак как объект уголовно-правового и криминалистического исследования»

LEGAL BASIS AND METHODS FOR THE IMPLEMENTATION OF IDEAS OPEN

GOVERNMENT IN U.S.

A.YGolovin A.A Spiridonov The article presents ascientific reviewthe legal frameworkand the methods andmechanismsof activityof open governmentin the United States.

Keywords:opengovernment, freedom of information,open data

Golovin A.Y., Doctor. jurid. Science, Deсan of the Faculty of TSU bodies. 8 (4872) 35-55-85, [email protected] (Russia, Tula, Tula State University)

Spiridonov A.A., the candidate of jurid. science, associate professor of legal disciplines of «Tula state pedagogical university named Leo Tolstoy», +7 (4872) 35-55-85,

[email protected] (Russia, Tula, TSPU named Leo Tolstoy)

УДК 343.98

КОНТРАБАНДА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ИРАК КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Т.В. Толстухина, Э.Н.К. Шервани

В статье рассмотрены международно-правовые нормы и уголовное законодательство Ирака, предусматривающие ответственность за контрабанду наркотических средств, а также проведен анализ уголовно-правовой характеристики данного преступления.

Ключевые слова: наркотические средства, контрабанда, незаконный оборот

наркотических средств, уголовное законодательство Республики Ирак, расследование контрабанды наркотических средств

Незаконный оборот наркотических средств - одна из наиболее серьезных угроз безопасности и стабильности развития любого государства. При этом возрастает криминализация общества, создается угроза жизни и здоровью населения, а также подрываются экономические и морально-нравственные устои государства и общества. Во многих странах мира контрабанда упомянутых объектов карается самым жестким образом. На борьбу с контрабандой наркотических средств во всех странах выделяются огромные бюджетные средства.

Контрабанда наркотических средств является наиболее масштабной и социально опасной разновидностью нелегальной трансграничной активности между государствами. Масштабность оборота определяется стоимостью

незаконно ввозимого груза, а также огромными людскими потерями. Контрабанда наркотических средств провоцирует различного рода асоциальные проявления в обществе. Следует отметить, что потенциал, заложенный в международных соглашениях, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, не полностью реализуется в законотворческой деятельности Ирака, а предпринимаемые меры, по справедливому замечанию исследователей, явно недостаточны в сложившейся ситуации [1, С. 3-5; 2].

Неудивительно, что контрабанда наркотических средств признается ведущими мировыми межгосударственными организациями (например, ООН) в качестве глобальной международной проблемы [3; 4, С. 133-157; 5, С.184-192]. Анализ международно-правовых документов показал, что регулирование в области борьбы с контрабандой наркотических средств представлено значительным количеством источников, тем не менее, достаточно широкий круг проанализированных актов не отвечает современным подходам к обеспечению противодействия контрабанде наркотиков в межгосударственных масштабах.

Основную систему международного контроля над контрабандой наркотических средств составляют конвенции ООН, на которых базируется мировая система контроля над их незаконным оборотом. Однако конвенции ООН основаны на опыте межгосударственного сотрудничества в условиях «прозрачности границ» стран - участниц Европейского Союза. Поэтому сущностная характеристика понятия «контрабанда наркотических средств», используемая в национальных законодательствах различных государств, не всегда согласуется с терминологией упомянутых конвенций в сфере борьбы с наркопреступлениями (экспорт, импорт), так как последние понятия в большей степени отражают экономические отношения, а не уголовно-правовые.

В этой связи отсутствие в международных правовых актах дефиниции понятия «контрабанда наркотических средств» порождает коллизии при трактовке правовых норм и определений объекта контрабанды наркотиков в международном праве. Нам представляется, что понятия импорт и экспорт (ввоз и вывоз) включают в себя как законное, так и незаконное перемещение наркотических средств через государственную границу.

Мы полагаем, что в международно-правовых документах контрабанду наркотических средств следует определить как внешнеэкономическую деятельность, направленную на незаконное перемещение наркотиков из одного государства в пределы другого. Такой подход, по нашему мнению, будет способствовать унификации уголовного законодательства отдельных стран в данном вопросе, что, в свою очередь, будет способствовать раскрытию и расследованию контрабанды наркотических средств.

Практически на всех участках границы республики Ирак с 2003 года наблюдается активизация деятельности, связанной с контрабандой наркотических средств. Наркотрафик используется в качестве инструмента и политической

борьбы для дестабилизации общественно-политической ситуации в северовосточной части Курдистана и подкупа некоторых племен на юго-востоке страны.

На фоне деструктивных настроений в Ираке произошел резкий всплеск наркомании. Наркотики стали доступными как по цене, так и по возможности их приобретения. При этом в сферу наркобизнеса активно вовлекаются молодежь, подростки и дети. Ситуация осложнилась тем, что с 2003 года власти Ирака выпустили из тюрем тысячи уголовных заключенных, которые интенсивно включились в организацию нелегальной поставки и оборота наркотиков.

Таким образом, международная военная операция по свержению режима С. Хусейна привела к неожидаемому результату, превратив некогда безопасную с точки зрения нелегального транзита наркотических средств страну в элемент трансграничного наркобизнеса. В немалой степени этому способствовали отлаженные логистические цепи и выгодное географическое местоположение страны, имеющей выходы на Турцию, Иран, Иорданию, Сирию и государства Персидского залива.

На сегодняшний день самой сложной проблемой является контрабанда наркотиков из стран Золотого полумесяца - Афганистана, Ирана, Пакистана. Самым крупным за последние десятилетия мировым производителем опия-сырца и героина является Афганистан. За последние 15 лет урожай опиумного мака вырос более чем в 40 раз. Сегодня только Афганистан производит в 2 раза больше опиатов, чем весь мир. Лидером по производству кокаина в мире является Колумбия [6; 7; 8].

Иран по-прежнему остается для Ирака основным каналом поступления наркотических средств, производимых в Афганистане, доставка которых осуществляется, в основном, через Курдистан, который слабо контролируется властями Ирака. В настоящее время оборот наркотических средств достиг апогея, и эта проблема вышла на уровень острейшего социального явления, поразив многие слои иракского общества.

Так, иракские исследователи [9, С. 17-19; 10, С. 144] отмечают возросшую заболеваемость и смертность населения, безработицу, снижение способности к адаптации в социальных условиях, всплеск преступности - краж, изнасилований, грабежей и разбоев, а также проступков - например, дорожно-транспортных происшествий и др. Кроме того, в обществе наблюдается распад семей в силу употребления наркотиков и невозможности сохранить супружеские отношения; среди подростков по этой же причине отмечается бродяжничество.

Для разработки таких рекомендаций и их последующей реализации в ходе расследования конкретных преступлений имеет правильное понимание уголовноправовой характеристики вида преступления. Российские ученые-криминалисты доказали необходимость ее изучения и освещения в методиках расследования отдельных видов преступления [11, С. 342; 12, С. 9-10; 13, С. 12; 14, С. 135-145;

15, С. 128-130; 16, С. 190-195]. Это объясняется тем, что от уголовно-правовой

характеристики зависит и характер возникающих в процессе расследования задач, и особенности формирования криминалистической характеристики преступления отдлеьного вида [22, С. 44;], и разработка особенностей тактики проведения отдельных следственных действий, [17, С. 5; 18, С. 14; 19, С. 28-29; 20, С. 33; 21, С. 133; 23, С. 80-92].

В Российской Федерации ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ установлена ст.229.1 УК РФ.

Уголовный кодекс Республики Ирак (далее - УК РИ) не содержит норм, связанных с контрабандой. В УК РИ дается классификация двух групп преступлений: «Политические преступления» и «Общеуголовные» - преступления против личности и имущества (см. ст.21 УК). Однако, в отличие от российского законодательства, нормы об уголовной ответственности в Ираке могут быть включены в другие нормативные акты.

Действующий иракский закон «О таможне» 1984 г. (далее - закон «О таможне») содержит ряд положений, касающихся контрабанды. По степени тяжести в зависимости от наказания, которое может быть применено за их совершение, одни из этих положений распространяются на таможенные проступки, другие — на таможенные преступления.

Закон «О таможне» не содержит отдельной статьи, посвященной контрабанде наркотических средств. При этом статья 191 указанного закона расширительно трактует понятие контрабанды как незаконный ввоз или вывоз любых товаров..., под которыми пункт 13 статьи 1 указанного Закона понимает «любые материалы или продукты природного, животного, растительного или промышленного происхождения». Однако пункт 19 статьи 1 этого же закона трактует контрабанду как импорт или экспорт запрещенных законом товаров. Указанное расхождение в терминологии при определении понятия контрабанды в иракском законодательстве не способствует единообразному толкованию закона и правоприменительной практике и, на наш взгляд должно быть устранено.

Закон «О таможне» также, как и УК Республики Ирак, говорит о трех элементах преступления: легальном, материальном и моральном.

Легальный элемент предполагает установление того, что каждое конкретное деяние до его совершения было предусмотрено законом (в отношении контрабанды - это ст.191 закона «О таможне»). Установление наличия легального элемента по иракскому уголовному законодательству, на наш взгляд, соответствует определению противоправности как признака преступления в соответствии с УК РФ.

В статье 25 и пункте 5 статьи 214 Закона «О таможне», посвященных легальному элементу, содержится указание на обстоятельства, в силу которых деяние не будет являться преступлением. Так, например, если самолет оказался в пределах воздушного пространства Ирака вследствие неблагоприятных погодных условий, то Закон «О таможне» не расценивает это деяние как преступное. Однако здесь, проводя параллели между российским и иракским уголовным правом, речь идет уже о другом признаке преступления - виновности лица в его совершении.

Подобно любому другому преступному деянию, контрабанда не может считаться преступлением без наличия материальной составляющей. Иначе говоря, преступление должно иметь ощутимую материальную природу, без которой обществу не причиняется какой-либо ущерб и не имеет места посягательство на чьи-либо права. Если не совершены действия, имеющие конкретные материальные последствия, то не должно быть и наказания [24, С. 462; 25, С. 27; 26, С. 44].

В основе материального элемента преступления лежит деяние. Однако само по себе деяние еще не образует материального признака. Оно должно произвести определенные изменения в окружающем мире, т.е. породить некое последствие. Иными словами, этот элемент преступления предполагает материальную реализацию намерения, так как простого обнаружения умысла для привлечения лица к уголовной ответственности и наказанию недостаточно.

Контрабанда проявляется в нарушении таможенных правил и обязанностей, и объективная сторона данного преступления выражается в незаконном перемещении товаров через государственную границу республики Ирак.

К объективным нарушениям государственной границы иракский законодатель в статье 192 Закона « О таможне» относит следующие деяния:

1) уклонение от предъявления ввезенных товаров на ближайшем таможенном посту;

2) транспортировка товаров помимо установленных путей и таможенных коридоров;

3) разгрузка или погрузка товаров на морские суда в местах, где отсутствуют таможенные службы;

4) погрузка или разгрузка товаров с воздушных судов за пределами аэропортов или сброс товаров в ходе их транспортировки по воздуху;

5) уклонение от представления таможенным органам сведений о весе перемещаемых товаров, включая товары, перевозимые пассажирами транспортных средств;

6) попытка миновать службы таможенного контроля без декларирования товаров при их ввозе или вывозе;

7) случаи обнаружения в помещениях таможенных служб товаров, скрытых в специально оборудованных тайниках, а также в проемах или иных местах, не предназначенных для содержания таких товаров;

8) преувеличение либо приуменьшение количества упаковок или их содержимого или их необоснованная подмена;

9) представление подложных или обманных документов, проставление обманных знаков таможенной идентификации с целью уклонения от полной либо частичной уплаты таможенных пошлин, а также преодоления запретов или ограничений;

10) транспортировка или владение запрещенными товарами либо товарами, оборот которых ограничен, без представления документов,

подтверждающих законность их ввоза;

11) подмена сведений о владельце автомобиля, в котором транспортируются товары, в декларации о транзитных товарах или товарах, предназначенных для реэкспорта.

Важнейшей особенностью материального элемента контрабанды является то, что с объективной стороны она может быть совершена только в форме действия, поскольку в данном случае то или иное лицо обязано было воздерживаться от ввоза или вывоза данных товаров. Об этом, в частности, говорится в ст. 191 иракского закона «О таможне»: «Контрабандой считается ввоз на территорию Республики Ирак или вывоз с территории Республики незаконными путями любых товаров без полной либо частичной уплаты причитающихся таможенных пошлин либо вопреки запретам и ограничениям, предусмотренным этим законом, а также другим действующим законодательством» [27].

Субъект преступления предпринимает активное действие с целью ввести в заблуждение работников таможни или избегает встречи с ними. Например, он может скрыть от них товары, приуменьшить их количество, занизить их стоимость, дать ложные сведения о виде товара. Он может причалить лодку, катер или судно в районе, где нет таможенного поста, попытаться проникнуть в страну в обход таможенного контроля и т.д.

Под незаконным ввозом и вывозом подразумевается любое незаконное перемещение товаров через государственную границу. При этом иракский законодатель в статье 192 закона «О таможне» перечисляет формы квалифицированной контрабанды. Перемещение может производиться как через сухопутную границу с использованием автотранспорта или вьючного скота, так и посредством морского или воздушного транспорта, а также по почте, с использованием поддельных документов и т.п. В любом из этих случаев действие считается контрабандой, если только нарушитель не действовал в силу чрезвычайных обстоятельств, о которых мы упоминали ранее.

По законодательству Ирака объект контрабанды может быть различным, в зависимости от предмета. Если предметом являются запрещенные товары, т.е. такие товары, ввоз или вывоз которых запрещены законом, в том числе, наркотиков всех видов и их производных, которые, соответственно, не облагаются пошлиной, то объектом преступления будут являться не экономические (налоговые), а иные интересы государства. Запрет на определенные товары объясняется либо соображениями охраны здоровья граждан (например, ввоз наркотических средств (статья 124 закона «О таможне») или товаров из районов, являющихся очагами эпидемических заболеваний), либо экономическими причинами (например, ввоз фальсифицированных товаров или товаров, носящих поддельные знаки), либо мотивами внутренней безопасности (оружие, боеприпасы), либо издаваться в силу военных соображений (ввоз товаров из вражеской страны), а также вводиться по политическим, моральным и иным основаниям. По иракскому законодательству запрещенные товары приравниваются к товарам, на оборот которых наложены ограничения. Таким образом, объектом контрабанды наркотических средств в Ираке, также как и в России, являются интересы здоровья населения и общественная нравственность.

Здесь стоит добавить, что нами не разделяется точка зрения некоторых российских ученых, которые к наркотикам кроме наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и т.п. относят инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем, и используемые для изготовления наркотических средств и психотропных веществ [28, С. 11].

Ввиду опасности попыток нелегального провоза запрещенных товаров законодатель запрещает транспортировать такие товары на небольших судах водоизмещением менее двухсот тонн, поскольку такие суда легко пришвартовать к побережью, удаленному от районов таможенного контроля (статья 24 иракского закона «О таможне»). Чтобы закрепить это положение, закон запрещает подобным судам уклоняться от заданного курса в пределах 12-мильной зоны морского контроля. Одновременно законодатель озаботился правилами передвижения наземного транспорта и навигации в пределах внутренних и территориальных вод, запретив судам большого водоизмещения швартоваться вне пределов отведенных для них портов, и без предварительного разрешения таможни (статья 25 того же закона).

Следует отметить, что во время пересечения границы в местах, не отведенных для этой цели, при обнаружении и задержании контрабандистов, работникам таможенных или пограничных служб может быть оказано вооруженное сопротивление. Поэтому мы полагаем, что в статье 194 иракского закона «О таможне» необходимо включить квалифицирующий признак «с угрозой применения физического насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль».

Наличие материального элемента в деянии предполагает выполнение трех условий:

• совершение деяния;

• возникновение последствий в результате этого деяния;

• наличие причинной связи между деянием и результатом.

Характерным для Республики Ирак является то, что зачастую деяние

признается преступлением и при отсутствии одного из указанных условий. То есть, по аналогии с российским уголовным правом, состав преступления в Республике Ирак может быть как формальным, так и материальным

Моральный элемент преступления предполагает, что деяние совершено вменяемым лицом, достигшим 15-ти летнего возраста и действовавшим виновно. Содержанием этого элемента является связь между деянием и лицом, его совершившим. Данный элемент характеризует субъект и субъективную сторону преступления.

Определение вины в иракском законодательстве отсутствует, однако из содержания статей усматривается, что вина понимается законодателем как психическое отношение лица к совершенному деянию и его последствиям.

По иракскому законодательству контрабанда карается независимо от того, были ли соответствующие действия предприняты умышленно или неумышленно: наказание и в том, и в другом случае будет одинаковым [29, C. 10]. Впрочем, вряд ли оправдано правило уравнивания ответственности за наличие и отсутствия умысла; за перемещение, например, пяти граммов и ста килограммов наркотиков и т.п.

Поставить знак равенства между умышленной и неумышленной контрабандой законодателя побудило стремление установить заслон на пути этого опасного преступления, представляющего серьезную угрозу для экономики и безопасности государства. Законодатель озабочен материальными последствиями контрабанды и не склонен придавать значения тем или иным психологическим мотивам нарушителя [30,C. 8].

Среди иракских ученых-правоведов ведется дискуссия по вопросу об ответственности за контрабанду вне пределов района таможенного контроля [31, C. 41; 32, С. 111; 33, С. 143]. Общий принцип состоит в том, что коль скоро товары оказались за пределами зоны таможенного контроля, служащие таможни не вправе задерживать их.

Однако, в свете данного подхода, можно прийти к абсурдному выводу о том, что контрабандисты, сумевшие благодаря современным техническим и высокоскоростным транспортным средствам преодолеть границу района таможенного контроля, должны освобождаться от ответственности. Чтобы не допустить этого, иракским законодателем должны быть разработаны специальные меры преследования лиц, совершивших контрабандные преступления, вне

пределов района таможенного контроля, т.е. на внутренней территории государства.

В свете изложенного предлагаем дополнить закон Республики Ирак «О таможне»:

- статьей 191.1 следующего содержания:

«Статья 191.1 Контрабанда наркотических средств

Незаконное перемещение через таможенную границу республики Ирак наркотических средств как запрещенных к перемещению товаров, если это действие совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации»;

- статьей 194.1 следующего содержания:

«Статья 194.1 Наказание за контрабанду наркотических средств

Контрабанда наркотических средств наказывается лишением свободы от 3-х месяцев до 5-ти лет.

То же действие, совершенное:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) в отношении наркотических средств в значительном, крупном и особо крупном размере;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль;

г) с целью последующего сбыта, -

наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 15-ти лет со штрафом в размере до 1млн. динар».

Список литературы

1. Хасянов А.Ж. Иракская наркоугроза и пути ее устранения // www.iimes.ru

2. Имитация борьбы. США проигрывают антинаркотическую войну в Афганистане // rg.ru (19 января 2010 года).

3."Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" (Вместе с <Перечнями наркотических средств, занесенных в Списки I, II, III, 1У> по состоянию на 01.07.1993). Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961, с изм. и доп. от 25.03.1972 // Собрание законодательства РФ. 29 мая 2000 г. N 22. Ст. 2269.

4. "Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ", заключена в г. Вене 20.12.1988 // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII.- М., 1994.

5. "Соглашение о незаконном обороте на море в осуществление статьи 17 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" (ETS N 156), заключено

в г. Страсбурге 31.01.1995 // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. - М.: СПАРК, 1998.

6. Европа, Россия и Иран потребляют более 80 % афганских наркотиков. // islamnews.ru (9июня 2010 года).

7. ООН: «Каждая третья жертва героина — из России». // bbc.co.uk (9 октября 2009 года).

8. Афганистан и проблема наркотиков // golos-ameriki.ru (3 июня 2010 года).

9. Казем Абдулла Джассим аль-Заиди Социальные проблемы иракского общества. Багдад , 2014.

10. Авад Мухаммад Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и контрабандой. Багдад, 2011.

11. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т.3. М.,1997.

12. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. М.,1973.

13. Колесниченко А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. Харьков,1965.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Кустов А.М. Криминалистическая характеристика преступлений и механизм преступления // Воронежские криминалистические чтения: Сб. науч. трудов. Воронеж: Воронеж.гос. ун-т, 2005. Вып. 6.

15. Селиванов Н.А. Советская криминалистика: система понятий. М.,1982.

16. Шмонин А.В. Криминалистическая характеристика, как составная часть частных криминалистических методик // Роль и значение деятельности Р.С. Белкина в становлении современной криминалистики: Матер Межд. науч. конф. (к 80-летию со дня рождения Р.С. Белкина). М., 2002.

17. Облаков А.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений и криминалистические ситуации. Хабаровск, 1985.

18. Яковенко В.В. Криминалистика: методика расследования преступлений. Курс лекций. Владивосток: Дальневосточный ун-т, 2000.

19. Лавров В.П. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. М., 1998.

20. Мамонов В.С., Степанов В.В. Осмотр места происшествия: правовые, научные основы и практика применения: Моногр. М., 2010.

21. Пропастин С.В. Следственный осмотр: проблема определения целей и задач // Современное право. 2012. № 5.

22. Головин А.Ю. Криминалистическая характеристика преступлений как категория современной криминалистики// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012.№ 1-2.

23. Филиппов А.Г. Проблемы криминалистики. Избранные статьи. М.: Юрлитинформ, 2007.

24. Махмуд Нагиб Хусни Экономические преступления. Ч.1.Багдад, 2009.

25. Магди Мухибб Хафиз Контрабанда как преступление.Багдад ,2012.

26. Г аляль Сарват Налоговые преступления.Багдад , 2007.

27. Закон «О таможне», № 23/1984, принят Советом революционного командования / Официальная газета «Аль-Вакаи Аль-Иракийя», № 1285 от 19.02.1984

28. Кромова А.Я. Уголовно-правовая характеристика контрабанды, предусмотренной ст.229.1 УК РФ. Автореф. Дисс....канд. юрид. наук. -Москва, 2013.

29. Махмуд Махмуд Мустафа Уголовная ответственность за контрабанду. Багдад, 2010.

30. Абд ар-Рауф Махди Уголовная ответственность за экономические преступления. Дисс.докт.юрид.наук. Багдад ,2006.

31. Мухаммад Нагиб ас-Сейид Контрабанда в свете правоведения и судебной практики. Багдад. 2012.

32. Абд аль-Муин Гумма Проблемы преследования контрабандных товаров. Багдад. 2010.

33. Фавзия Абд ас-Саттар Али Соучастие в преступлении. Дисс... докт.юрид.наук.Багдад. 2009.

Толстухина Татьяна Викторовна, докт. юрид. наук, заведущая кафедрой судебной экспертизы и таможенного дела, тел. (4872)35-39-97, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

Шервани Эзат Наджмаддин Кадир, аспирант кафедры судебной экспертизы и таможенного дела Тульского государственного университета, тел. 8(4872)35-39-97 (Россия, Тула, ТулГУ)

CONTRABAND DRUGS IN THE REPUBLIC OF IRAQ AS OBJECT CRIMINAL AND

CRIMINALISTIC RESEARCH

T. V. Tolstukhina, E.N.K. Shervani

The article examines international law and criminal law in Iraq is liable for the smuggling of drugs, as well as an analysis of the characteristics of the criminal law of the crime with forensic point of view

Keywords: drugs, drug smuggling in Iraq, drug trafficking, criminal law in Iraq, investigating drug smuggling

Tolstukhina Tatyana Viktorovna, Doctor. jurid. Science, supervisor of the department of forensic and custom, tel. (4872) 35-39-97, [email protected] (Russia, Tula, Tula State University).

Shervani E.N.K., graduate student forensics and customs of the Tula State University, tel. 8 (4872) 35-39-97 (Russia, Tula, Tula State University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.