Алина Булгакова директор МИА ASG
ЗАРИСОВКИ УСАДЕБНОГО БЫТА. АМПИР
Аннотация: статья посвящена анализу стиля ампир во Франции. В ней рассматриваются особенности развития декоративно-прикладного и мебельного искусства первой четверти XIX в., а также принципы организации интерьеров. Кроме того, в статью включен каталог с описаниями предметов искусства эпохи Ампир из Большого собрания изящных искусств ASG, с помощью которых реконструированы интерьеры кабинета, гостиной и будуара.
Ключевые слова: ампир, стиль, орнаментика, мебель, декоративно-прикладное искусство, интерьер,строгость, простота.
Abstract: The article is the analysis of Empire style in France. The article reviewed particular development of decorative applied and furniture arts of the first quarter of XIX century, as also principles of interior's formation. In addition, the article includes catalogue with description of Empire epoch art objects from Grand Assembly of Fine Arts ASG, used in reconstruction of office, drawing room and lady's sanctum.
Keywords: empire, style, ornamentation, furniture, decoration and applied art, interior, chastity, tenuity.
Интерьеры эпохи Ампир - явление уникальное, сочетающее в себе имперскую тягу к роскоши с аскетической строгостью, унаследованной от античности. Как и предшествующие ему большие стили, ампир отличается однородностью выражения и широким охватом всех сфер изобразительного искусства. Именно по отношению к предметам эпохи Ампир часто можно слышать такие эпитеты как массивный, тяжеловесный и даже топорный. Однако при всей кажущейся простоте он гармоничен, тонок и изыскан в рациональности и лаконизме своих форм и пропорций.
Античность, искусство Древней Греции и Рима - вот что служит фундаментом ампирного искусства. Вопреки распространенному мнению оно родилось не из революции, а из стиля Людовика XVI, развивалось в период Директории, достигло своего апогея при Империи и постепенно начало угасать в эпоху Реставрации. Существует точка зрения, что ампир возник бы, даже если не было бы революции и Империи, и именовался он тогда стилем Людовика XVII, логично вписавшись в художественную эволюцию искусства Франции. Уже при Людовике XVI декоративно-прикладное искусство отошло от изогнутых линий, вернувшись к прямым силуэтам, простым и правильным формам. Симметрия заменила собой причудливые рокайльные фантазии, а после раскопок в Помпеях и Геркулануме «весь Париж был в греческом стиле».
Уже тогда мастера-мебельщики отдавали предпочтение шпону красного дерева
особого, «пылающего», оттенка вместо изысканных наборов маркетри. Зачастую даже бронзовая фурнитура создавалась под античным влиянием, например, накладки в виде сфинксов, орлов или «античных» звезд.
В то же время этот возврат к простоте прекрасно вписался и в стиль Первой французской республики с его строгостью и суровостью. Орнаментальное искусство выражало главные ценности того времени: Свободу, Равенство, Единство, Победу и Нацию.
Вслед за эпохой террора якобинской диктатуры наступает период Директории, а с ним вернулись спокойствие и прежняя тяга к роскоши. Активно начинает развиваться мебельная индустрия. Но заказчик значительно отличается от той клиентуры, что была до революции - теперь это обогатившиеся разными путями аристократы-карьеристы, буржуа-спекулянты, многочисленные эмигранты, снабженцы армии и сановники
j/if,
Доминик Виван-Денон
Большой сфинкс в Гизе
1798 г. The Freeman Institute History
Collection, Мэриленд (США)
нового режима. Все они хотели как можно быстрее и шикарнее обставить свои дома. Желание всех поразить и пустить пыль в глаза порой приводило к утрате изысканности и отрыву от прежних художественных традиций. Привыкшие считать деньги, новые заказчики предпочитали недорогие, но непременно качественные изделия. Все это привело к упрощению декоративно-прикладного искусства в целом и отказу от дорогих материалов. Формы упрощаются, сокращается количество моделей мебели.
В этот же период Наполеон Бонапарт в Египте одерживает одну победу за другой. В военных походах его сопровождает научная делегация, изучающая древнее искусство. Одним из участников этой делегации был выдающийся французский гравер, египтолог и первый директор Лувра Доминик Ви-ван-Денон (1747 - 1825), который собрал большой сборник зарисовок, сделанных на месте. Эта документация затем сыграет огромную роль в формировании орнаментации эпохи Ампир.
После своего военного триумфа Наполеон был пожизненно объявлен консулом. В этот период он немало способствовал развитию торговли предметами роскоши, которую считал средством экономического стимулирования. Увеличилось число художественных выставок, которые он посещал лично. Также Наполеон вводит в практику материальное поощрение художников и мебельщиков. Для себя и Жозефины он делает большие заказы. В частности, для Жозефины он обустроил Мальмезон, ставший на тот момент одним из самых модных особняков. Работа была доверена молодым архитекторам Шарлю Персье и Пьеру Фонтену, которые с успехом реализовали этот проект. В Мальмезоне стали проводиться блестящие приемы и балы. Дам обязывают носить шелк, чтобы обеспечить заказами заводы Лиона. Сама Жозефина носит линон (дорогой и тонкий батист), чтобы поддержать его производство в Амьене. Ее шарм и элегантность вдохновляют мастеров на создание гордых лебедей с расправленными крыльями, которые украшают собой предметы декоративно-прикладного искусства.
После коронации Наполеона роскошь не знает границ. Не остается ничего, что казалось бы слишком красивым или слишком дорогим. Хотя в быту император остается прост, свою публичную жизнь для усиления и укрепления власти он обставляет с невероятной пышностью. Убранство всех официальных резиденций (Тюильри, Люксембург-
ский дворец, Фонтенбло, Сен-Клу, Рамбуйе) было выполнено в соответствии с новыми вкусами. Шелк и парча, изделия из золота и бронзы, зеркала и ковры, живопись и мебель - все должно служить прославлению Наполеона. К предшествовавшим декоративным элементам добавились пчелы, орлы и молнии, символизирующие августейшую власть.
Стиль ампир культивировался не только властью. За шестнадцать лет Наполеону не удалось бы самостоятельно сформировать целое художественное направление. Невозможно представить себе ампир без творчества архитекторов Шарля Персье и Пьера Франсуа Леонара Фонтена. Эти молодые и талантливые архитекторы, получившие образование в Италии, попали в придворные круги благодаря Жоржу Жакобу, знаменитому эбенисту XVIII в., который блестяще изготовил мебель в античном духе по эскизам художника Давида. Он получил большой заказ на изготовление мебели для зала Конвенции. Поняв, что в одиночку он не справится, Жакоб привлек к работе Персье и Фонтена. В это время архитекторы жили в бедном квартале в ожидании лучших времен. Когда их рисунки были утверждены, а проект реализован, слава их уже больше не покидала. По совету того же Давида Бонапарт заказал им мебель для Мальмезона, а после коронации они получили звание архитекторов императора.
Ярые поклонники Античности, Персье и Фонтен создают целую доктрину стиля ампир, изложенную в «Сборнике внутренних декораций» (1801 - 1812). Это монументальная работа наполнена духом восхищения искусством античных мастеров. Сборник богато иллюстрирован архитектурными проектами, образцами декора интерьеров, мебелью, золотыми и серебряными изделиями, тканями, обоями и т.д. Мастера тщательно копировали античные модели, которых осталось слишком мало. Часто единственным,
Иллюстрация из книги Шарля Персье и Пьера Франсуа Леонара Фонтена «Сборник внутренних декораций» 1801 г. [1, с. 60]
Примеры бронзовых накладок эпохи Ампир с наиболее популярными орнаментальными мотивами и сюжетными композициями [2, с. 19]
что сохранялось от мебели, были бронзовые элементы, найденные во время раскопок. Фантазия Персье и Фонтена домысливала формы, конструкцию и материалы этой несо-хранившейся мебели. Так, проявив изобретательность в стесненных обстоятельствах, им удалось создать уникальное художественное наполнение стиля ампир, придав ему гомогенность, и адаптировать античное искусство к наполеоновской эпохе.
Первой областью искусства, которую настигли изменения, была орнаментация. Здесь, как и во всем искусстве в целом, господствует античный дух. Широко используются этрусские и греческие орнаменты: легкие арабески и пальметты, сфинксы и грифоны, орлы, морские коньки, танцовщицы в разлетающихся одеяниях, головы Бахуса с венками из виноградных лоз, медузы Горгоны и т.д. Изображения амфор, факелов, кубков, бубнов, различных военных трофеев, использовавшихся еще в конце XVIII в., также представлены наряду с оливковым деревом и миртой, символом славы у греков.
При Консулате появились новые декоративные элементы: капитель в форме лотоса, скарабей, головы людей или животных в уборах фараонов, кариатиды и проч. Антич-
ная лютня иногда заменяется египетским систром, а обелиски и пирамиды встречаются как в мебели, так и в золотых и серебряных изделиях.
После коронации Наполеона, его монограмма, увенчанная короной, украшает практически все предметы декоративно-прикладного искусства. Пчелы, орлы, звезды и молнии, символизирующие мощь, широко использовались в качестве императорских эмблем. Наряду с ними популярностью пользовались и римские мотивы: мечи, дубы и лавры, триумфальные колесницы и богини, несущие пальмовые ветви и стрелы, напоминающие о военных победах. Каду-цеи (жезлы глашатаев в Древней Греции и Риме), рога изобилия, лебеди с изящно изогнутыми шеями удачно сочетались в композициях с бычьими и львиными головами, а также их когтистыми лапами. Колчаны, амуры, арки, увитые розами, лиры и изображения Психеи с крыльями бабочки разбавляют суровую орнаментацию, привнося лирическое содержание.
При Ампире не забыты и растительные мотивы: венки из роз, маки, виноградные гирлянды, пальмы, цветочные розетки. Очень часто растительные композиции обрамлены геометрическими фигурами, такими как квадрат и прямоугольник, круг, эллипс, ромб, шестиугольник и восьмиугольник.
Что касается материалов, то здесь мастера-мебельщики отдают предпочтение красному дереву. Для них это не новый материал, так как к нему прибегали еще во времена Людовика XVI, но при Ампире он становится преобладающим. Его привозили с берегов Малабара (Южная Индия), Сан-Доминго, а затем Кайенны (французская Гвиана). Массив красного дерева использовали лишь для роскошной мебели или для некоторых ее элементов (ножки консоли, колонны, основания столов гери-донов или львиные лапы), т.к. стоимость его была очень высока. Постепенно начали применять шпон красного дерева толщиной 3 - 4 мм. Его муаровый рисунок и теплый красный оттенок были невероятно красивы. Чаще всего этот шпон накладывали на дубовую основу.
Потеря Сан-Доминго в 1803 г., континентальная блокада, из-за которой был запрещен ввоз американских и британских товаров, вынудила французских эбенистов использовать местные породы древесины. С 1806 г. стала производиться мебель из капа вяза, тиса, ясеня, фруктовых пород деревьев, ореха, груши, оливкового дерева, липы, а
во времена Реставрации из клена и лимонного дерева. В 1810 г. Наполеон запретил использовать красное дерево, которое стали заменять буком.
Техника маркетри исчезает полностью. Теперь главным элементом оформления выступает золоченая и чеканная бронза. В период с 1797 по 1803 гг. на мебели еще встречаются инкрустации из красного дерева или металла в виде тонких филенок и розеток. Иногда филенки изготавливали из светлых пород дерева (лимонное дерево, клен), которые оживляли темно-красной древесиной, выгодно выделяющейся на светлом фоне.
Накладки из бронзы использовали на всей без исключения мебели этой эпохи. Их золотили, полировали, иногда придавали матовую текстуру. С невысоким рельефом, почти плоские, они были прекрасно прочеканены, благодаря чему сюжеты хорошо читались.
Еще одним характерным материалом эпохи был мрамор, привлекавший мастеров своей холодной красотой и прочностью. Его использовали для декора полов, стен, опорных колонн и мозаик, вдохновленных Античностью. Черный или серый мрамор предназначался для столешниц комодов, туалетных столиков, геридонов и т.д. Белый же мрамор чаще можно видеть на различных подставках, обелисках, часах, низких колоннах и плинтах под античные статуи.
Фарфор и бисквит Веджвуда и Севра также украшали столы, кровати и центральные части дверок. Этот утонченный декоративный элемент для убранства мебели впервые использовал Жакоб-Демальтер, привезя его из Англии, где он работал над оформлением Виндзорского замка.
Все вышеперечисленные материалы были дорогими. Для менее обеспеченных клиентов использовали их имитации: крашеный и полированный гипс заменял мрамор, золоченое листовое железо подражало бронзе. Можно даже встретить ловко смешанные лаки, имитирующие порфир так же, как и обои заменяли ткани, а драпированные портьеры - росписи в технике гризайль.
Общий принцип оформления интерьеров подчинялся строгим правилам, главным из которых была симметрия. Каждая комната имела свое собственное лицо.
В официальных помещениях присутствовали росписи с изображениями парящих фигур, аллегорий, трофеев и арабесок, выделяющихся на коричневом или белом фоне. Во внутренних комнатах предпочитали тканевую обивку, лионский шелк, ткани Жуи и
мюлузский набивной ситец. При Консулате драпировки оформляют «по-гречески», т.е. делаются складки, приподнятые через одинаковые интервалы золотыми гвоздями, при Ампире их украшают позументами. Иногда использовали обои, выполненные в технике гризайль с обманками, оптическими иллюзиями или панорамными изображениями.
Образец ткани Жуи по рисунку Жана-Батиста Юэ Создана на мануфактуре Оберкампфа 1800 - 1805 гг. [1, с. 68]
Карнизы украшались лебедями, амурами, химерами и гирляндами. В центре потолка размещались розетки, состоящие из геометрических и стилизованных орнаментальных мотивов. Двери также декорировались с большим вкусом. В центре прямоугольного или ромбовидного панно помещался какой-либо орнаментальный мотив, который дублировался в верхней и нижней частях. Пилястры и бандо (горизонтальная тяга на плоскости стены) обрамляли двери, увенчанные фронтонами.
Большую роль играло оформление окон, которые были видны с улицы, и именно они свидетельствовали о достатке владельцев. Здесь использовались как минимум три наложенные друг на друга шторы различных цветов, с подхватами, сделанными таким образом, что складки следуют друг за другом, чередуясь и не смешиваясь. Шторы дополнялись цветными галунами и бахромой.
Паркет в виде листов или мозаики, иногда покрытый турецким ковром, коврами Савоннери или Обюссона, членился на квадраты, сторона которого составляла примерно метр. Паркет был везде, кроме вестибюлей частных домов.
Пространство ампирного дома четко разграничено на помещения для приемов и частные комнаты. Они отличались как по размеру, так и по декору. В прихожих мебели мало. Стены покрыты мрамором, холодность которого смягчается многочисленными жардиньерками с экзотическими растениями. У стен устанавливались банкетки, перед окнами или в нишах размещалась античная скульптура на пьедесталах. В буржуазных домах предпочитали окрашенный мрамор и обои.
В салонах (гостиных) использовалась мебель красного дерева или вяза. Комоды, консоли и канапе чередуются вдоль стены с креслами, помещенными симметрично с каждой стороны от более крупного предмета мебели. Центральную стену всегда занимает большой камин, преимущественно из белого мрамора с кариатидами или прямыми опорными колоннами. На камине располагаются часы из чеканной бронзы, декорированные античными сюжетами, а также канделябры в виде крылатой богини победы Виктории, кариатид или простые подсвечники в форме кадуцей или лотосов. Бронза отражается в размещенном над камином зеркале, обрамленном плоским поясом из светлых пород древесины или красного дерева с ветвевид-ным орнаментом, пальметтами и звездами.
В углу гостиной находилась золоченая арфа (реже фортепиано), на которой умела играть любая образованная женщина. Дополняет этот ансамбль большой геридон с мраморной столешницей, который устанавливали на центральном медальоне ковра. Столы-геридоны меньшего размера размещались перед окнами или по углам.
В столовой самый важный предмет мебели - большой круглый стол, столешница которого поддерживается химерами или сфинксами. Приглашенные на обед гости рассаживаются вокруг стола на стульях с прямыми спинками или спинками-«гондола-ми». Стены оживляют консоли с зеркалами, имитации мрамора или росписи с оптическими иллюзиями. Углы столовой занимают низкие поставцы-дрессуары, необходимые при сервировке стола в приемные дни. Тонкое столовое белье, севрский фарфор, богемское стекло, серебряные изделия Мартина-Гийома Бьенне (1764 - 1843) или Жана-Батиста-Клода Одио (1763 - 1850) блестят под бронзовой люстрой, часто с хрустальным убором, подвешенной к центральной розетке потолка.
Однако столовые в период Ампира еще не получили широкого распространения. Они
были только в лучших домах и использовались для особых торжественных обедов. Обеденные столы не имеют своего постоянного местонахождения и устанавливаются по желанию хозяев в салоне, вестибюле, саду и т.д.
Значительным при Ампире остается количество спален в домах. Доминантное место занимает кровать из красного дерева, украшенная золоченой бронзой. Ее обычно устанавливают на возвышение, а напротив находится квадратный или круглый ночной столик. Над кроватью подвешивают шелковый или муслиновый балдахин, ниспадающий по бокам. В спальнях же размещаются комоды и шкафчики для корреспонденции, алебастровые торшеры с мягким освещением и несколько кресел.
В зимнее время в домах в эпоху Ампир было достаточно прохладно, поскольку каминные очаги давали мало тепла. Кроме того, тепло забирали многочисленные воздушные потоки, «курсирующие» между большими окнами и дверьми. Сохранилось любопытное свидетельство о том, как согревался Наполеон: он давал аудиенции, стоя перед камином, постоянно работая щипцами, чтобы перемешивать раскаленные угли.
Освещение также было слабым. В больших домах многочисленная прислуга следила за люстрами с большим количеством канделябров, вовремя меняя в них свечи. В торжественных случаях использовались лампы Карсель - масляные лампы с системой подачи масла на основе часового механизма. Повседневно же использовали свечи, которые жгли крайне скупо.
Красоту строгих линий, материала и декора мебели эпохи Ампир сложно понять без представлений об обстановке, в которой она находилась. Чтобы мебель лучше интегрировалась в общий интерьерный ансамбль, ее часто создавали в соответствии с тектоническими принципами эпохи. Не только декор мебели соответствовал величию эпохи, но даже ее формы и объемы: гладкие поверхности, ограниченные прямыми линиями, пересечение плоскостей под острым углом, преобладание в конструкции прямоугольных очертаний и т.д. Объемная резьба практически полностью исчезает при Ампире. Часто используются такие архитектурные приемы, как листель (выпуклость в виде валика) или четвертной вал (сечение в виде четверти окружности). Опорные стойки и царги, которые были рельефными при Людовике XVI, теперь спрятаны под покрытым лаком шпоном красного дерева, что придает мебели более монолитный вид. Наряду с
ножками используются цельные основания.
Главным элементом декора мебели остается золоченая бронза, но используют ее теперь крайне избирательно. В основном это тонко прочеканенные накладки с невысокими барельефами в духе Древнего Рима. Их размещают на мебели симметрично по отношению друг к другу и используют не для того, чтобы прикрыть какую-либо функциональную деталь, как например замочная скважина, а единственно в целях придания декоративности. Порой эти накладки имеют несогласованный характер, и на одной и той же мебели встречаются различные орнаментальные мотивы.
Что касается мастеров-мебельщиков, то в эпоху Ампира работают многие эбенисты периода Людовика XVI, которые лишились своих привилегий в 1791 г. при упразднении присяжных и цеховых организаций. Хотя многие из них остались без своих мастерских, были и те, кто создавал мебель, отличающуюся прекрасной древесной фактурой, точностью креплений, высоким качеством шпона и превосходным выбором материалов декора. При этом многие эбенисты эпохи Ампир ограничиваются выполнением моделей по определенному рисунку, а не в соответствии со своей творческой фантазией, как это было до революции. Все это привело к некой шаблонности при создании предметов меблировки.
Среди мастеров эпохи Ампир выделяются: Будон-Губо и Лемаршан, являвшиеся поставщиками мебели для императорских дворцов; Папст, чьи изделия можно найти в Гард-мёбль; Линере, соперничавший с Жакобом-Демальтером; Бюретт, первым начавший использовать шпон ясеня; Реска-лу, декорировавший клавесины и небольшие предметы мебели росписями по стеклу; Бьенне, который был также мастером золотых и серебряных изделий. Но, конечно же, особое место занимали мастерские Жоржа Жакоба - основоположника выдающейся династии мебельщиков, работавших в Париже с 1773 по 1847 гг. В 1790 г. Жакоб становится поставщиком короля. Особой популярностью пользовались его кресла, благодаря своей элегантности и разнообразию конструкций.
С 1787 г. Жакоб создает «этрусские» кресла по рисункам Давида, а чуть позднее получает большой заказ на изготовление мебели для зала заседаний в Тюильри: 700 кресел для депутатов, многочисленные банкетки для публики, трибуна, столы для секретарей и многое другое. После смер-
ти мастера мастерскую возглавил один из сыновей Жоржа - Франсуа-Оноре-Жорж Жакоб. Если его отец стоял у истоков стиля ампир, то Франсуа-Оноре-Жорж был его верным последователем. В мастерских Жа-коба, расположенных на улице Винегрийе в Париже, в 1805 г. работало 350 рабочих, а в 1810 г. - 800.
Часто на мебели, произведенной Фран-суа-Оноре-Жоржем, можно встретить клеймо «Жакоб-Демальтер». Дело в том, что Жакоб - фамилия отца мастера, сделавшая его знаменитым, а Демальтер - название земельных владений семьи в Бургундии.
Жакоб Младший также считается создателем многих новых типов мебели - столик для чтения, геридон на трех ножках, механическое бюро и проч. Среди его наиболее известных работ можно назвать большой шкаф для украшений Марии-Луизы (Фонтенбло), бюро для императора в Мальмезоне, витрины кабинета для античных диковинок Национальной библиотеки.
Жакоб-Демальтер, Франсуа-Оноре-Жорж Набор из восьми кресел Массив и шпон красного дерева, фанерование; золоченая бронза 89x59x69 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3779 (1 - 8)
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится набор мебели из восьми кресел, созданный Жакобом-Демальтером из красного дерева. Интересна форма отогнутых назад спинок кресел, а также золоченые стойки, выполненные в виде крылатых богинь.
Всего на сегодняшний день в собрании ASG около 300 предметов мебели «строгого» ампира, без примеси других направлений. Все эти предметы разнообразны по технологии производства, а также типологии: шкафы, шифоньеры, секретеры, комоды, бюро,
столы-геридоны, консоли, зеркала-псише, кровати, а также многочисленная мебель для сидения - канапе, кресла и стулья. Предметами из собрания ASG можно воссоздать обстановку практически любого интерьера эпохи Ампир. В музее Международного института антиквариата представлены реконструкции интерьеров мужского кабинета, гостиной и будуара первой четверти XIX в., где каждый предмет мебели, декоративно-прикладного искусства, а также живописи уникален и заслуживает отдельного разговора.
Мужской кабинет
«ми
t__JÊM
Книжный шкаф (библиотека)
Впервые книжные шкафы или библиотеки стали рассматриваться как самостоятельные предметы меблировки во времена Ампира. В этот период они имели прямоугольную форму и прямой силуэт. Дверцы стеклились полностью либо на две трети. Шкаф мог конструктивно делиться на две или три части, с расширением вверху или внизу. Каркас чаще всего шпонировался красным деревом. По бокам располагались опорные стойки в виде пилястр или колонн с бронзовыми капителями. Фронтоны - прямые. Фурнитура золоченой бронзы декорировала личинки, створки, основания и карнизы.
Книжный шкаф (библиотека) Франция, первая четверть XIX в. Кап красного дерева, фанерование; золоченая бронза 234*150*37 см БСИИ ASG, инв. № 17-4210
Описание: Книжный шкаф. Две распашные створки застеклены в верхней части. Каждая разделена пополам по горизонтали. Внизу - две квадратные филенки. На карнизе по центру - накладка золоченой бронзы в виде лаврового венка и пальметт. Установлен на небольших ножках-коньках.
Провенанс: Приобретен во Франции на аукционе Claude Aguttes SAS, 18.03.2014.
Экспертное заключение: Cabinet Dillée, G. Dillée - S.P. Etienne, Paris.
Секретер
Франция, первая четверть XIX в. Красное дерево, фанерование, тонирование; золоченая бронза; черный мрамор с прожилками белого цвета (Noir de Sable) 147^90x44 см БСИИ ASG, инв № 16-0974
Секретер
Секретер - одна из наиболее распространенных форм мебели, получившая развитие еще в XVIII в. Этот непременный атрибут как спален, так и кабинетов, является доверенным лицом, хранящим секреты своих владельцев. Здесь также превалируют прямые строгие линии. Если в XVIII столетии чаще использовали скошенные крышки, то теперь эти дверки представляют собой откидные плоскости прямоугольной формы. Чаще всего секретеры устанавливались не на основания, а на невысокие ножки в виде снарядов или львиных лап. Боковые опорные стойки имели форму пилястр, колонн или герм, увенчанных сфинксами, женскими головами, химерами или лебедями. Вверху располагался широкий выдвижной ящик или фальшпанель. Завершались секретеры мраморными столешницами. Внутреннее пространство за откидной крышкой состояло из нескольких выдвижных ящиков (2 - 3), полок, различных ниш и углублений.
Описание: Секретер-комод. На верхнем выдвижном ящике - золоченая бронзовая накладка в виде композиции из человеческих фигур, лиры и завитков. Откидная стенка - с прямоугольной окантовкой, за ней - пять отделений и выдвижной ящик. По бокам от неё - стойки в виде кариатид на выступающих элементах основания. Передние ножки выполнены в форме звериных лап с когтями.
Провенанс: Приобретен во Франции на аукционе Binoche Renaud Giquello, 30.06.2010.
Экспертное заключение: Cabinet Buttet-Lencquesaing, Paris.
Реставрация: 10.07.2012 МИА ASG Малахмаев А.М., Сидорова И.А., Степанов
А.
Публикации: Спасенная красота: Единство исторической и эстетической целостности реставрационной политики МИА ASG //Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. - 2013. - №2. - С. 180 -187.
Бюро
Столы-бюро большого размера встречаются во всех официальных и рабочих интерьерах. Их столешницы покрыты кожей и окантованы золотистым тиснением. В подстолье непременно устроены несколько выдвижных ящиков, а на боковых частях - небольшие выдвижные досочки для письма. Устанавливались на прямые массивные ножки.
Описание: Плоское бюро. На столешнице закреплена кожа. В подстолье - три выдвижных ящика в ряд. Фигурные ножки украшены перехватами.
Провенанс: Приобретен во Франции на аукционе Millón & Associes, 20.06.2014.
Экспертное заключение: Roland Lepic, Paris.
Бюро
Франция, первая четверть XIX в.
Красное дерево, фанерование; кожа, тиснение
81x115x63,5 см
БСИИ ASG, инв № 15-4452
Часы
В эпоху Ампира часы занимают центральное место на каминных полках и обязательно участвуют в декоративном оформлении помещений. Их конструкция несильно отличается от форм стиля Людовика XVI, тогда как сюжеты и персонажи, их декорирующие, кардинально меняются: исчезают миролюбивые пастухи и упитанные амуры, на смену которым приходят боги, герои, воины, крылатые грифоны и сфинксы. Тематика декора полностью заимствована из античного искусства: Церера и Помона, Ромул и Рем, Марс и Венера, Зефир и Психея, суд Париса или колесница Авроры. Порой мастеров вдохновляют легендарные подвиги Наполеона. Наиболее распространенные формы: часы-тумбы, каннелированные колонны, обелиски, портики, часы на высоких основаниях и т.д. Основные материалы - золоченая бронза, мрамор, малахит, алебастр и их различные комбинации.
Часы
Франция, первая четверть XIX в.
Мастер часового механизма: Синьоль Старший (Signol Aîné)
Золоченая бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат)
36^27x11 см
БСИИ ASG, инв. № 08-3782
Описание: Часы золоченой бронзы, декорированные фигурой Амура-победителя с лавровым венком и луком в руках. Рядом с ним - лира, скипетр, оканчивающийся шишкой пинии, тамбурин с изображением льва и парой голубей. Римские цифры нанесены на круглый эмалевый циферблат, подписанный: «Синьоль Старший в Париже» («Signol Aîné à Paris»). Стрелки типа Бреге выполнены из твердых пород древесины Индии и Южной Америки. Прямоугольное основание на четырех ножках украшено орнаментальной композицией в виде пальметт, стрелы Амура и воркующих голубей.
Провенанс: Приобретены во Франции на аукционе Claude Aguttes SAS, 18.06.2013.
Экспертное заключение: Cabinet Dillée, Paris.
Пара канделябров-жирандолей Франция, первая четверть XIX в. Золоченая бронза, литье, чеканка Высота 49 см
БСИИ ASG, инв. № 09-1928 (1,2)
Канделябры
Канделябры имеют достаточно большие размеры и отличаются строгостью и лаконичностью декора. Изготавливаются, в основном, из патинированной или золоченой бронзы, чаще всего имея матовую фактуру. Стержни выполнялись в виде богинь или мавров, поддерживающих рожки. Основания, иногда установленные на мраморные плинты, имели круглую или квадратную форму.
Описание: Парные канделябры-жирандоли на четыре свечи. Стержни выполнены в виде каннелированных колон с капителями коринфского ордера. Нижняя часть колонн и округлые основания декорированы пальметтами, листьями аканта и цветами лотоса. Изогнутые рожки также украшены растительным орнаментом.
Провенанс: Приобретены во Франции на аукционе Delorme & Collin Bocage, 21.06.2013.
Экспертное заключение: Xavier de Clerval, Paris.
Лоримье, Этьен де. Портрет Шарля Антуана Бокери Франция, ок. 1807 г. Холст, масло 106x83,5 см
БСИИ ASG, инв. № 02-4061
Лоримье, Этьен де. Портрет Шарля Антуана Бокери
Описание: Поколенный портрет Шарля Антуана Бокери. Портретируемый изображен сидящим на стуле возле столика с книгой в руках. Взгляд обращен на зрителя. Одет по моде эпохи Ампир с высоким платяным галстуком на шее, завязанным спереди.
Шарль Антуан Бокери официально являлся сыном графа де Трессана и Мель Ландан - танцовщицы Оперы, которая дала ребенку свое имя. На самом же деле его родителями были Антуан Шарль де Лоримье (1722 - 1808) и Жанна Мишель Руссель де Бедфор, известная под именем графини де Трессан.
Подпись: На обратной стороне полотна - этикетка с именем автора и годом создания: «Выполнен Шевалье де Лоримье около 1807 года» (фр. «Exécuté par le Chevalier de Lo rimier vers 1807»).
Сведения об авторе: Лоримье, Этьен де (Lorimier, Etienne de, 1759, Париж - 12 мая 1813, там же). Работал в пейзажном и архитектурном жанрах. Экспонировался в Салоне в 1784 г.,1791 и 1812 гг. Получил медаль второго класса в 1806 г. Обучался у Жана-Батиста Юэ. Во многих пейзажах Лоримье фигуры людей исполнены Николя-Антуаном Тонеем (1755 - 1830) [1, с. 802].
Првенанс: Работа приобретена по Франции на аукционе Bayeux Encheres S.A.R.L, 11.11.2013.
Ссылки:
1. Е. Benezit. vol. 8. p. 802.
Гостиная (Салон)
Мебель для сидения: кресла, стулья, канапе
Главное требование к мебели для сидения эпохи Ампир - роскошь оформления вкупе с удобством. Она подразделялась на модели для приемов и повседневного использования. Тысячи изделий, созданных в мастерских Жакоба, Линьера, Мансьона и Брена, поражают вариативным разнообразием декора, форм спинок и сводов.
Здесь чаще всего использовалось красное дерево. Царги и спинки покрывались шпоном, а ножки и подлокотники изготавливались из массива. Если мебель украшали резьбой, то ее золотили. Самые популярные орнаментальные мотивы - пальметты и геометрические узоры. Часто форма передних и задних ножек была разной.
Кресла
Кресла в основе своей имели прямоугольный, квадратный или кубический силуэт. Наиболее распространены прямые спинки квадратной или прямоугольной формы. Иногда их венчали небольшими фронтонами и украшали резным орнаментом. Другая форма спинок - «гондолы», которые будут популярны до середины XIX в. Передние ножки были фигурными, тогда как задние -квадратными или саблевидными.
Часто мастера не использовали в конструкции опорные стойки, доводя ножки до самых подлокотников. Иногда подобные соединения изготавливались в форме сфинксов, кариатид, львов с когтистыми лапами,
лебедей, химер и т.д. Подлокотники имели прямую или округлую форму, иногда с манжетами. Завершались подлокотники либо шарообразным элементом, либо прямым углом, а место крепления к спинкам украшалось пальметтами.
Канапе
В основе своей канапе эпохи Ампир имеют те же конструктивные формы и принципы декора, что и кресла. Однако кубические ножки здесь более низкие и часто завершаются когтистыми лапами. Спинки украшались фронтонами.
Канапе и шесть кресел Франция, первая четверть XIX в. Массив и шпон красного дерева, фанерование, резьба Канапе 94,5x180x66 см Кресла с желтой обивкой 90x58x47 см Кресла с зеленой обивкой 90x59x48 см Кресла с голубой обивкой 90x60x49 см БСИИ ASG, инв. № 11-0805 (1 - 7)
Описание: Набор мебели для сидения, состоящий из канапе и шести кресел с плоскими спинками. Подлокотники округло переходят в стойки, заканчивающиеся головами дельфинов. Ножки выполнены в форме сабель. На каркасе предметов - резьба в виде пальметт и цветов лотоса.
Провенанс: Приобретены во Франции на аукционе Millón & Associes, 1 7.06.2011.
Экспертное заключение: Roland Lepic, Paris.
Пара кресел-бержер Франция, первая четверть XIX в. Массив и шпон красного дерева, резьба 92x66,5x54 см
БСИИ АБв, инв. № 11-1550 (1,2)
Описание: Пара кресел-бержер с плоскими спинками. В месте крепления подлокотников к спинкам - резьба из пальметт. Подлокотники цилиндрической формы с резьбой в виде цветов лотоса округло переходят в стойки. Фасадная часть сидений - округлая. Ножки имеют форму сабель.
Провенанс: Приобретены во Франции на аукционе Versailles Encheres, 19.06.2011.
Столы
Вслед за античностью мастера-мебельщики эпохи Ампир создают в основном столы с круглыми столешницами. В связи с этим наиболее популярным типом стола становится геридон самых разных размеров. Классический геридон состоит из круглой деревянной столешницы, поверх которой наложен мрамор разных сортов, широкого подстолья с накладками золоченой бронзы и ножки-опоры. Ножка может быть единичной, установленной на треугольном цоколе с вогнутыми сторонами, либо состоящей из трех или четырех опор, декорированных кариатидами, капителями или резьбой. Часто кариатиды заменялись фантастическими животными: крылатыми сфинксами, львами, грифонами с орлиными головами, химерами и т.д. Эти фигуры сидят на основании или сами выполняют функцию опорных стоек.
Описание: Стол-геридон на одной ножке. Плоское треножие с выемками в виде полумесяцев. Круглая бронзовая накладка у основания треножия.
Провенанс: Приобретен во Франции, 01.04.2011.
Реставрация: 31.05.2013 МИА ASG Щеглов В., Степанов А., Сидорова И.А.
Ломберные столы
В первой трети XIX в. игральные столики являлись одним из центров гостиных, вокруг которых собирались хозяева и многочисленные гости для игры в карты. Формы столешниц ломберных столиков были самыми разнообразными - круглыми, прямоугольными, квадратными, но обязательно обтянутыми зеленым сукном. В подстолье располагались ящики для игровых принадлежностей и досочки, обтянутые все тем же сукном или кожей для нанесения на них мелом счета игры.
Описание: Ломберный стол. В закрытом состоянии столешница имеет прямоугольную форму. Под откидывающейся крышкой она обита суконной овальной вставкой зеленого цвета. В подстолье несколько выдвижных ящиков. Ножки, установленные на небольшие бронзовые основания, сужаются книзу.
Провенанс: Приобретен во Франции в Шартре у арт-дилеров, 23.06.2014.
Стол
Франция, первая четверть XIX в.
Массив и шпон красного дерева, фанерование;
золоченая бронза, серый мрамор с прожилками
белого цвета Gris Sainte-Anne belge
75x84,5 см
БСИИ ASG, инв. № 13-1230
Стол
Франция, первая четверть XIX в. Массив и шпон красного дерева, фанерование; зеленое сукно 75x60,5x54 см БСИИ ASG, инв. № 13-4432
Консоли
В эпоху Ампира пристенные консоли, которые можно рассмотреть лишь с трех сторон, дополняли собой ансамбли из комодов, низких буфетов или каминов. Имели прямоугольную, реже полукруглую форму. Вверху располагалась мраморная столешница с острыми углами. В подстолье из красного дерева - широкий выдвижной ящик, иногда декорированный орнаментом золоченой бронзы. Передние ножки украшались кариатидами, сфинксами, задние - выполнялись в виде пилястр на плоском основании. В задней части располагалось зеркало.
Описание: Консоль. Изогнутые ножки примыкают к стене. Опора имеет выемку в форме прямоугольника со скругленными углами на основаниях в виде звериных лап.
Провенанс: Приобретена во Франции у арт-дилеров, 25.10.2010.
Консоль
Франция, первая четверть XIX в. Красное дерево, фанерование, резьба; серый мрамор с прожилками белого цвета Gris Sainte-Anne belge 87*111x50 см БСИИ ASG, инв. № 14-1126
Часы
Франция (Париж), первая четверть XIX в. Мастер часового механизма: Лито Золоченая бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 37*28*19 см
БСИИ ASG Инв. № 08-1236
Описание: Часы золоченой бронзы, декорированные фигурами двух читающих детей. Дети сидят возле библиотеки, в виде которой выполнен корпус часов. Римские и арабские цифры нанесены на круглый эмалевый циферблат, подписанный: «Лито ул. Фейдо в Париже» («Litot rue Feydeau à Paris»). Овальное основание на четырех округлых ножках украшено цветочными гирляндами.
Эта модель часов пользовалась огромной популярностью во Франции в первой четверти XIX в. В 1821 г. придворный часовщик Лепот (Lepute) передал в Гард-Мёбль, где хранилось королевское имущество, идентичные часы, предназначавшиеся для рабочего кабинета первого дворецкого короля, герцога Д'Эскар в Тюильри.
Провенанс: Приобретены во Франции на аукционе Estimations-Drouot, 07.07.2010.
Реставрации: 07.06.11 МИА ASG Степанов А.
Ткани
В период своего правления Наполеон придавал огромное значение производству тканей. Текстильные фабрики, сильно пострадавшие после революции, удалось быстро восстановить благодаря деятельности Пернона в Лионе, Оберкампфа в Жуи, Дольфюса в Мулюзе, Ришара и Ленуара в Париже. Они смогли в короткий срок построить новые мастерские и поставить на ноги старые. Технологии производства тканей уходят далеко вперед, позволяя повысить их качество и увеличить скорость изготовления. Основными декоративными мотивами выступают античные образы и орнаменты. Текстильная индустрия, особенно шелковая, сконцентрирована в Лионе, а производство хлопка в Эльзасе, Нормандии, Бо-жоле и парижских предместьях.
Среди всех лионских домов особо важную роль играл дом Камиля Пернона, который за короткий срок возрождает мастерские по производству щелка и продает их Захари Гранду в 1804 г. Именно этому знаменитому дому, именующемуся сегодня Шатель и Тассинари, были заказаны почти все ткани для Компьенского дворца, Фонтенбло, Сен-Клу и Версаля. Здесь производится шелковая камчатая ткань, дамаст, атлас, тафта, бархат с рисунком и вышивкой. Цветовая гамма также широко варьировалась: сначала фоны были желтыми, белыми, небесно-голубыми с античными фигурами белого, кремового цветов; затем тона становятся более насыщенными - ярко-зеленый, темно-красный, синий, фиолетовый, на
Ткань
БСИИ ASG, инв. № 14-2030
фоне которого эффектно выделяются пальметты, дубовые листья, пчелы, звезды, розетки и монограммы императора, вышитые золотой нитью двух или трех оттенков.
Роскошные шелковые ткани украшают стены и окна больших официальных или частных домов, также используются в мебели для обивки канапе, кресел, табуретов и кроватей. Императорскому двору предписано носить бархат и атлас, чей вес и великолепие соответствовали величию властителя. Все лионское производство, которое включало в себя в 1800 г. 500 станков, а в 1812 г. - 10700, дорого обходилось в содержании, и поэтому ткани, созданные здесь, были привилегией богатых.
Описание: Образец шелковой камчатой ткани в стиле ампир, созданной на мануфактуре Шатель и Тассинари. На красном фоне в определенном порядке разбросаны небольшие кремовые и желтые звезды.
Экспертное заключение: Aymeric de Villelume, Paris.
Описание: На шпалере выткан парковый пейзаж с изображением двух цапель на переднем плане, пышных цветочных кустов и фонтана. Центральную часть заднего плана занимает замок. Композиция организована в соответствии с принципами пейзажного искусства вердюры второй половины XVII - первой половины XVIII вв.: кулисный принцип построения, парные изображения птиц, архитектурные постройки на заднем плане, некоторая наивность и статичность образов.
Обрамляет композицию широкий бордюр с гирляндами из листьев и цветов.
Провенанс: Приобретена во Франции на аукционе Damien Libert, 16.10.2009.
Шпалера (вердюра)
Франция, Обюссон, кон. XVII - начало XVIII вв. Шерсть, щелк 255^485 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0785
Гийон-Летьер, Гийом, круг Дрессировка собаки Ок. 1800 г. Холст, масло 32x41 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2154
Гийон-Летьер, Гийом, круг. Дрессировка собаки
Описание: На картине изображена молодая женщина, сидящая на стуле посреди цветущего сада с античной скульптурой. В соответствии со вкусами начала XIX в. она одета в белое легкое платье с красной накидкой, закрывающей ее колени, а волосы собраны на макушке и украшены белой лентой. Ее правая рука вытянута вперед к собачке, стоящей на задних лапах.
Провенанс: Работа приобретена во Франции на аукционе Chochon-Barre&Allardi SVV, 05.11.2010.
Экспертное заключение: Alexis Bordes, Paris.
Сведения об авторе: Гийон-Летьер, Гийом (Guillon-Lethiere, Guillaume, 10 января 1760, Гваделупа - 21 апреля 1832, Париж). Работал в историческом, религиозном и мифологическом жанрах. Родился в семье французского колониального чиновника Пьера Гийона и «бесправной мулатки» матери. В четырнадцать лет переехал во Францию. Обучался живописи в классе Габриеля Франсуа Дойена в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1784 г. занял второе место на конкурсе живописцев в Риме. Снова участвовал в конкурсе два года спустя и выиграл его, после чего работал в Риме. В 1791 г. вернулся в Париж. Здесь он открывает художественную мастерскую, конкурируя с Жаком-Луи Давидом. В 1818 г. был удостоен ордена Почетного легиона, а год спустя стал профессором Школы изящных искусств [1, с. 578 - 579].
Ссылки:
1. E. Benezit. vol. 6, p. 578 - 579.
Будуар
Туалетные столики
В эпоху Ампира практически исчезают туалетные столики XVIII столетия с многочисленными ящиками, небольшими зеркалами и «легкомысленным» декором. Отныне они представляют собой прямоугольные по форме столы с мраморными столешницами, высоким подстольем из красного дерева с выдвижным ящиком, фигурной проножкой и опорными колоннами по бокам.
Круглые, овальные, полукруглые и прямоугольные зеркала имели внушительные размеры. Опорные стойки выполнялись в виде прямых колонн, факелов, колчанов, канделябров или лебедей. Иногда стойки были снабжены держателями для свечей. Шарнир в центре позволял зеркалу легко менять положение.
Туалетный столик Франция, первая четверть XIX в. Массив и шпон красного дерева, фанерование; золоченая бронза 69*52*35 см
БСИИ ASG, инв. № 13-2644
Туалетный столик
Франция, первая четверть XIX в.
Красное дерево и его кап, фанерование, резьба; золоченая
бронза; серый мрамор с прожилками белого цвета
Sainte-Anne des Pyrenees, зеркало
188x90,5*45,5 см
БСИИ ASG, инв. № 23-2879
Описание: Туалетный столик с зеркалом-псише. Прямоугольное зеркало-псише между двумя боковыми колоннами с фронтоном над ним. Нижняя часть - консоль с одним выдвижным ящиком в фальшпанели на передних ножках изогнутой формы. Передние ножки выполнены в форме звериных лап, задние - прямые. Основание с выемкой в виде полумесяца. Золоченые бронзовые накладки по центру фронтона и ящика.
Провенанс: Приобретен во Франции на аукционе Claude Aguttes SAS, 26.06.2012.
Экспертное заключение: Cabinet Dillee, G. Dillee - S.P. Etienne, Paris; Александр Евгеньевич Богатырев, Москва.
Публикации: Сибгатуллина Т.Р. Принцип воссоздания интерьеров зданий исторического центра города Казани на примере главного дома усадьбы Урванцовых // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. - 2013. - №1. - С. 106 - 109.
Борисова А.Н. Стилистические особенности развития зеркал-псише во Франции в первой трети XIX века // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. - 2013. -№1. - С. 102 - 105.
Описание: Малый туалетный столик. Откидная столешница имеет зеркало, закрепленное на внутренней ее стороне. Под ней - отделение, разделенное на три части, ниже - выдвижной ящик. Четыре изогнутые S-образно ножки соединены полочкой овальной формы.
Провенанс: Приобретен во Франции на аукционе Xavier Binoche & Ghislain de Maredsous, 17.03.2012.
Реставрация: 27.09.2013 МИА ASG Малах-маев А.М., Степанов А., Сидорова И.А.
Зеркала-псише
Зеркала-псише вошли в моду в период Директории и являлись непременным предметом интерьера дамского будуара первой четверти XIX столетия. Поддерживаемое рамой и зафиксированное на шарнирах, прямоугольное или овальное зеркало обрамлялось опорными стойками в форме круглых или утолщенных колонн, пилястр, кариатид и проч. Зеркала устанавливались либо на сплошное тяжеловесное основание, либо на арочные ножки. На уровне двух третей высоты каждая из опорных стоек имела держатель для свеч из золоченой бронзы. Фронтоны были, в основном, треугольной формы и в центре украшались накладкой из золоченой бронзы так же, как и опорные стойки, царга и ножки.
Описание: Напольное зеркало-псише. Рама зеркала вверху имеет округлую форму. Опоры увенчаны вазонами. На верхней части рамы зеркала и по центру перекладины внизу - золоченые бронзовые накладки в виде растительного орнамента. На арочных ножках - накладки в форме листьев аканта и колесики. Нижняя перекладина - цилиндрической формы.
Провенанс: Приобретено во Франции у арт-дилеров, 01.09.2010.
Публикации: Борисова А.Н. Стилистические особенности развития зеркал-псише во Франции в первой трети XIX века // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. - 2013. - №1. - С. 102 - 105.
Зеркало
Франция, первая четверть XIX в. Красное дерево, фанерование; золоченая бронза, зеркало
179x107x53,5 см БСИИ ASG, инв. № 23-1012
Кушетка
В эпоху Ампира появляется новая форма мебели для сидения и дневного отдыха - кушетка. Боковые перекладины спинок кушеток часто завершались «головами лебедей» и снабжались ножками в виде звериных лап.
Описание: Кушетка. Спинка изогнута в плоскости. Боковые перекладины завершаются «головами лебедей». Сиденье прямоугольной формы установлено на ножках в виде звериных лап.
Провенанс: Приобретена во Франции у арт-дилеров, 25.10.2010.
Кушетка
Франция, первая четверть XIX в. Красное дерево, резьба 83x142x62 см БСИИ ASG, инв. № 21-1141
Описание: Часы золоченой бронзы, декорированные фигурой вакханки с тамбурином в руках. Рядом с ней - сиринга, кувшин с вином, а также скипетр, увитый виноградной лозой. Римские цифры нанесены на циферблат, обрамленный растительным орнаментом и подписанный: «Дамерон в Бордо» («Dameron a Bordeaux»). Прямоугольное основание на четырех полусферических ножках украшено орнаментальной композицией из растительных мотивов.
Провенанс: Приобретены во Франции на аукционе Beaussant Lefevre, 16.10.2013.
Часы
Франция (Бордо), первая четверть XIX в. Мастер часового механизма: Дамерон (Dameron) Золоченая бронза, литье, чеканка 34x14,5x9,5 см БСИИ ASG, инв. № 08-3879
Экспертное заключение: Lencqueraing, Paris.
Jacques Bacot et Hughes de
Описание: Парные канделябры-жирандоли на три свечи. Стержни из патинированной бронзы выполнены в виде женских фигур в античных одеяниях. Фигуры укреплены на цилиндрических основаниях белого мрамора с квадратными плин-тами. В руках фигур - изогнутые рожки, декорированные виноградной лозой и петушиными головами. Канделябры увенчаны стилизованными шишками пинии.
Провенанс: Приобретены во Франции на аукционе Xavier Binoche & Ghislain de Maredsous, 17.03.2012.
Пара канделябров-жирандолей Франция, первая четверть XIX в. Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; белый мрамор (Saint-Béat blanc), полирование Высота 72 см БСИИ ASG, инв. № 09-2655 (1,2)
\é
| M: j
Французская школа XIX в. Портрет дамы в чепце
Описание: Погрудный портрет дамы в трехчетвертном повороте. Взгляд обращен на зрителя. Темные волосы собраны наверху в локоны. На голове белый чепец, ленты которого спускаются на грудь. Одета в черное платье, украшенное белым кружевом по линии ворота. На заднем плане - красная драпировка и пейзаж с кучевыми облаками.
Провенанс: Работа приобретена во Франции, 01.01.2007.
Французская школа XIX в. Портрет дамы в чепце Холст, масло 56^45 см
БСИИ ASG, инв. № 01-0979
Французская школа XIX в. Портрет дамы с ребенком
Описание: Портрет сидящей в кресле дамы. Ее темные волосы собраны в узел на затылке. Одета в серебристое платье, украшенное кружевным воротником, манжетами и брошью. Правой рукой она обнимает девочку в темном платье. На заднем плане - красная драпировка и пейзаж с кучевыми облаками.
Провенанс: Работа приобретена во Франции на аукционе Versailles Encheres, 20.03.2011.
Происхождение:
- Коллекция Жана Ремиза (Jean Remise)
Реставрация: 30.09.2011 МИА ASG Сульдин А.В.
Французская школа XIX в. Портрет дамы с ребенком Холст, масло 92x74 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0489
Ссылки:
1. Grant S. Toiles de Jouy. Les toiles imprimées en France de 1760 à 1830. - Lausanne : La bibliothèque des arts, 2010. - 144 p.
2. Chadenet S. Les styles Empire et Restauration. - Paris : Baschet et Cie, 1978. - 192 p.