Научная статья на тему 'Мебель Матье Криера в большом собрании изящных искусств ASG'

Мебель Матье Криера в большом собрании изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
469
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОКОКО / ROCOCO / СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XV / LOUIS XV STYLE / ТРАНЗИСЬОН / TRANSITION / ФРАНЦУЗСКАЯ МЕБЕЛЬ XVIII В / FRENCH FURNITURE OF THE XVIII CENTURY / МАТЬЕ КРИЕР / MATHIEU CRIAERD / МАРКЕТРИ / MARQUETRY / КОМОД / ТУАЛЕТНЫЙ СТОЛИК / КУАФЁЗ / БЮРО ДЕ ПАНТ / BUREAU DE PENTE / COMMODE / COIFFEUSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черепанова Анна, Яо Михаил

Статья посвящена анализу французской мебели XVIII в. эпохи Рококо. Особое внимание уделяется творчеству выдающегося французского краснодеревщика Криера Матье и его трем предметам мебели из Большого собрания изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the analysis of the French furniture of the XVIII century of Rococo time. The special attention is paid to creativity of outstanding French cabinetmaker Mathieu Criaerd and his three pieces of furniture from the Great Assembly of Fine arts ASG.

Текст научной работы на тему «Мебель Матье Криера в большом собрании изящных искусств ASG»

поиск. версия. атрибуция

№1 (01) 2013

мебель матье криера в большом собрании изящных искусств ASG

АННС1 Черепанова, искусствовед МИА ASG

Михаил яо, директор МИА ASG, к.с.н.

клеймо «M.CRIAERD»

резная золоченая раковина на раме зеркала (фрагмент) Нталия, XVIII в. дерево, левкас, зеркало; резьба, золочение 117х83 см Бсии ASG № 23-0065

Аннотация: Статья посвящена анализу французской мебели XVIII в. эпохи Рококо. Особое внимание уделяется творчеству выдающегося французского краснодеревщика Криера Матье и его трем предметам мебели из Большого собрания изящных искусств ASG.

Ключевые слова: рококо, стиль Людовика XV, транзисьон, французская мебель XVIII в., Матье Криер, маркетри, комод, туалетный столик, куафёз, бюро де пант.

Summary Abstract: This article is devoted to the analysis of the French furniture of the XVIII century of Rococo time. The special attention is paid to creativity of outstanding French cabinetmaker Mathieu Criaerd and his three pieces of furniture from the Great Assembly of Fine arts ASG.

Key words: rococo, Louis XV style, transition, French furniture of the XVIII century, Mathieu Criaerd, marquetry, commode, coiffeuse, bureau de pente.

В Большом собрании изящных искусств ASG находятся три предмета мебели работы Матье Криера (Mathieu CRIAERD): комод, туалетный столик и бюро де пант. Лишь один из них (комод) был атрибутирован французским экспертом Эльзой Козловски (Elsa Kozlowski) как предмет работы названного мастера. Авторство туалетного столика и бюро де пант определилось позднее по ходу реставрации и обнаружения клейм «M.CRIAERD» на остальных предметах. Хотя само по себе клеймо не является полным гарантом исполнения изделия указанным мастером, всё же его нанесение было в своё время особой формой защиты авторства продукции. В клейме можно усмотреть и залог качества, который давал предмету автор. Ставить клеймо мастера или цеха вошло в правило у мебельщиков после 1743 г. Первоначально его помещали на особенно качественные предметы мебели. [1]

Но не только клейма являются подтверждением того, что именно этот французский краснодеревщик был создателем анализируемых нами вещей собрания.

Матье Криер был одним из самых примечательных мастеров стиля Людовика XV, который во Франции традиционно именуется стиль рококо.

Общеизвестно, что он зародился во второй четверти XVIII в., а своё название получил от декоративного элемента, часто применяемого в нём - раковины «rocaille». Расцвет французского рококо (1730 - 1760 гг.) приходится на годы правления Людовика XV

«Возлюбленного» («Le Bien Aimé») (1715 -1774), как когда-то называли этого короля. Черты нового стиля, естественно получившего название «Стиль Людовика XV», начали угадываться ещё в период егентства, который совпадает со временем правления Филиппа II Орлеанского (1674 - 1723).

Для того чтобы понять художественное своеобразие как предметов мебели Матье Криера, так и вообще мебельного искусства Франции середины XVIII в., необходимо кратко остановиться на некоторых его специфических особенностях, а также своеобразии конструкции предметов.

Новый стиль потребовал появления нового оборудования и инструментов, позволявших воплотить замысел мастера. В результате был изобретён рубанок для криволинейных поверхностей, с помощью которого выполнялись ножки и панели с округлым контуром. Вместе с тем усовершенствовалась техника сборки мебели - был придуман новый способ крепления изогнутой фанеровки, имевшей изгибы в двух плоскостях. Всё это в сочетании с использованием прочных пород древесины (орех, бук, черешня, красное дерево) дало мастерам возможность облегчить каркасы стульев и кресел, отказаться от применения поперечных рёбер и выполнять изогнутые ножки-кабриоли. Кабриоль или ножка-кабриоль - одна из четырех вертикальных опор мебельного изделия, имеет S-образный изгиб в одной плоскости [2]. Форма ножки-кабриоль (англ. «cabriole leg» - гнутая нога) использовалась во многих мебельных стилях в самых разных культурах. Считается, что эта форма ведет свое происхождение от древнего китайского искусства, где она применялась очень интенсивно. Об

ножка «коготь и шар» в английском чайном столике, (фрагмент), коллекции Уолласа, Лондон

^лшр вестник мэедундрояюго инстуггута антиквариата

Í4up искусств

№1 (01) 2013

поиск. версия. атрибуция

этом же говорит и другое её название: «шар и коготь» (англ. «claw-and-ball») - форма ножки в китайской культуре в виде когтя дракона, сжимающего жемчужину. [3] Изгиб «кабриоль» часто ассоциируется также с беличьим хвостом. Идентичные приемы применения данной формы были распространены ещё в античной Греции. Исчерпывающе они были осмыслены в стиле рококо, после чего ножка-кабриоль получила также название «ножка Людовика XV».

Ведущим центром Франции по изготовлению мебели в XVIII в. был Париж. В мастерских парижских мастеров-краснодеревщиков, или так называемых эбенистов («ebenistes» - дословно «черноде-ревщиков»), изготовлялась мебель стиля рококо, которой обставлялись резиденции короля и аристократии. Во второй половине XVIII столетия парижские цехи мебельщиков («Maitres menuisiers et ebenistes») объединяли около 1200 мастеров [4]. Среди них высокой художественностью и профессионализмом отличались работы Николя Фолио (Nicolas Foliot), Мишеля Бари (Michel Bary), Kû-да Сене (Claude Sené), Жан-Батиста Леба (Jean-Baptiste Lebas), Жерара Перидье (Gérard Péridiez), Жан-Батиста Тийара (Jean-Baptiste Tilliard), Жан-Рене Надаля (Jean-René Nadal), Этьена Дуа-ра (Etienne Doirat), Луи Делануа (Louis Delanois). Некоторые краснодеревщики начали свою работу еще в период регентства (Шарль ^ессон (Charles Cresson)), другие стали известны в эпоху Рококо (Жак Дюбуа (Jacques Dubois), Николя Пети (Nicolas Petit), Адриан Делорм (Adrien Delorme)). Также во Франции в это время работало много иностранных мастеров, из которых наиболее известны Жан-Франсуа Эбен (Johann Franz Oeben), автор знаменитого секретера короля Людовика XV; Бернард ван Ризен Бург (Bernard van Risen Burgh), известный под аббревиатурой BV.R.B. , и др.

Несколько слов о своеобразии формы и назначения рассматриваемых предметов. XVIII в. -столетие, давшее удивительное разнообразие мебельных форм. Особенно ярко это проявилось во Франции. Именно здесь вошли в быт комод, туалетный столик, бюро, секретер с наклонной плоскостью и многие другие предметы мебели.

Юомод (с фр. œmmode - «удобный») - форма мебели, появившаяся в XVII столетии и предназначавшаяся для хранения белья. Она произошла от средневекового сундука через итальянские «скабелло», у которых делалась откидной фасадная доска, т.е. происхождение комода аналогично происхождению кабинета. Уже в XVI в. появились предметы мебели с выдвижными ящиками. Особую популярность комоды получили в середине XVIII столетия. Для них характерны ярко выраженные силуэты с выпуклыми поверхностями. Неотъемлемым элементом декора стали золоче-

ные бронзовые накладки. Кроме декоративной функции они имели и утилитарное назначение, закрывая наиболее уязвимые для повреждений места - стыки набора шпона на углах. Кроме этого, бронза декоративно подчеркивала красоту набора цветных пород дерева. Изысканность предмету придавали также золоченые замочные скважины (так называемые «личинки»). Характерной чертой комода эпохи Людовика XV является плавно выступающий между ножками декоративный элемент, отдаленно напоминающий холодное оружие, от формы которого он и получил своё название - арбалет.

Вторым рассматриваемым предметом является туалетный столик - куафёз «coiffeuse». Развитие этого вида мебели естественно связано с совершенствованием техники изготовления зеркал. Уже в XIII в. появились зеркала, которые выполнялись из залитого оловом стекла, крепившегося на предмете мебели, напоминающем будущий туалетный столик. По своей форме обрамление этого зеркала представляло собой изогнутые дуги, ставшие позднее составной частью трюмо, отличавшегося от куафёза тем, что зеркало в нём не являлось частью столешницы и не складывалось в неё.

Как самостоятельная единица интерьера туалетный столик появился, по мнению некоторых авторов, не во Франции, а в Англии в самом начале XVIII в. [5]. Уже тогда куафёзы были украшены золотым и бронзовым орнаментом, трафаретным рисунком набора или аккуратной росписью -нередко в стиле шинуазри. Дерево обычно лакировалось. Зеркала крепились на специальные деревянные подставки, которые монтировались в откидную столешницу или поворотную деревянную раму. Это позволяло видеть себя с разных сторон.

Третья интересующая нас форма - бюро (фр. bureau - «письменный стол»). Форма бюро происходит от кабинета - вида мебели, предназначенного для письма, возникшего в конце XV столетия в Испании. В XVIII в. появилось несколько видов бюро: «бюро-пюпитр» (bureau-pupitre), «бюро с закругленной крышкой» (bureau cylindre), «бюро с верхними ящиками» (bureau bonheur-de-jour), бюро-стол (бюро де табль) и др. рассматриваемая форма - бюро де пант (bureau de pente) - сложилась к середине столетия и стала очень популярной во Франции. Почти все мастера-мебельщики создавали бюро де пант. Как правило, бюро являлось частью меблировки будуара. Его главное назначение -написание писем и хранение корреспонденции.

О самом Матье Криере (Mathieu Criaerd) нам известно довольно мало. Он был младшим братом мебельщика Антуана Криера (Antoine Criaerd) и являлся наиболее талантливым и продуктивным

Криер, Матье Бюро де пант Франция XVIII в., (время Людовика XV) Цветной набор маркетри, бронзовые накладки, золочение Париж, аукцион Mes Ader, Picard, Tajan, 17 декабря 1983 г.

Криер, Матье Бюро де пант Франция XVIII в., (время Людовика XV) Цветной набор маркетри, бронзовые накладки, золочение Аукцион Mes Mabille, Vankemmel, Revol, 6 декабря 1987 г., Гавр

чвяр вестник \еждународного института антиквариата

ÍMLUP ИСКУССТВ

Криер, Матье

Угловая тумба (encoignure

galbée)

Франция XVIII в., (время Людовика XV)

Черный и красный лак, внутри резерва пейзаж в стиле шенуазри. Высота 88 см, Париж, аукцион Ме Кон (Me Kohn), 21 ноября 2000 г.

Криер, Матье Комод

Франция XVIII в., (время Людовика XV) Черный и красный лак, внутри резерва пейзаж в стиле шенуазри. 87,5x153x62 см. Galerie Segoura, Париж

членом семьи эбенистов Кри-еров. Матье родился в 1689 г. Уже став профессиональным мастером, он обосновался на улице Траверсьер-Сент-Анту-ан (Traversière-Saint-Antoine), традиционном месте мебельного производства. 29 июля 1738 г. Криер получил звание мастера. Вполне возможно, что он какое-то время работал на Жана-Франсуа Эбена, поскольку после смерти последнего в 1763 г. фигурировал в числе его кредиторов [6]. Криер также сотрудничал с торговцем мебелью Эбером (Hébert). О популярности и признании мастера среди аристократии говорит тот факт, что им исполнены четыре комода для охотничьего домика ля Мюэтт (la Muette) около Сент-Жермен-ан-Лайе (Saint-Germain-en-Laye), заказанные ему Жилем Жубе-ром (Gilles Joubert) - известным поставщиком мебели для двора.

Матье Криера проработал как мастер тридцать лет. После смерти жены в 1767 г. он прекратил свою деятельность и передал мастерскую второму сыну Себастьяну Матье (Sébastien Mathieu), который не стал продолжать традиции ремесла своего отца и ограничился торговой сферой.

Умер мастер 1 февраля 1776 г., оставив после себя довольно большое количество предметов мебели, образцы которой находятся как в крупных мировых музеях, так и в частных собраниях [7].

Матье Криер преуспел в изготовлении многих видов мебели. В целом его наследие, как и наследие других мастеров, можно разделить на две части: первую составляют, говоря современным языком, VIP заказы - мебель, сделанная для дворцов, шато и отелей аристократии. Вторая часть изготовлялась для более широкого круга заказчиков: зажиточных горожан, состоятельных фермеров, складывающейся в это время интеллигенции, иными словами - для «среднего класса» XVIII в. Работы Криера интересны тем, что предметы, сделанные для «демократического круга», не только не уступают в художественном отношении предметам для аристократии, но и являют собой глубоко творческие произведения, отличающиеся замечательной простотой, выразительностью форм и мастерством выявления художественных качеств материала.

Мастер исполнил большое количество комодов, которые представляют собой почти полную панораму эволюции стиля мебели середины XVIII в. Первые комоды Матье Криера относятся к стилю регентства. Они имеют прямую или уже изгибающуюся в соответствии со вкусами времени форму, которая часто напоминает римские гробницы. Вот почему она получила название «commode tombeau» - «комод-гробница». Комоды покрывались набором маркетри с использованием таких экзотических пород дерева, как палисандр, амарант, эбеновое дерево. Применялась также древесина атласного, розового, лимонного и других ценных пород. Характерной особенностью предметов Криера является умеренность и такт в использовании бронзовых накладок. Его мебель редко бывает перегруженной декоративным металлом, что часто свойственно другим мастерам. Самые простые модели Матье Криера в стиле Людовика XV - комоды с двумя выдвижными ящиками и царгой. Они покрыты маркетри фиалкового и розового дерева и несут на себе очень небольшие по размеру накладки.

В декоре своих предметов Матье часто использовал орнаментику, построенную на крестообразных мотивах. Свойственны ему и наборы маркетри в виде свободно расположенных цветов. Он автор также комодов, покрытых бело-голубым тонированным левкасом. Один из них входит в собрание Лувра.* Все предметы украшают бронзовые накладки тонкого растительного орнамента - листьев и гирлянд, образующих в центре рамку изогнутой формы. Позднее они станут отличительной чертой его продукции.*

Говоря о Матье Криере, невозможно не упомянуть и его замечательные лаки. Мастер хорошо понимал возможности этого пришедшего с Востока вида декора. Он эффектно украшал предметы изысканными стилизациями в стиле шинуазри и также виртуозно интерпретировал восточные элементы в рокайльных композициях.

Криер, Матье Комод

Франция XVIII в. (время Людовика XV)

Лак Мартин (Martin), посеребр енная бронза, мрамор.

Лувр, Париж

чшшр вестник мэедунарояюго инстуггута антиквариата

Í4up искусств

лья бабочки» («Aile de papillon»). Именно этот элемент французские эксперты часто называют визитной картой мастера.

Комод из собрания ASG был приобретен на аукционе Tajan 9 марта 2011 г. Он декорирован набором маркетри палисандра и фиалкового дерева. Конструктивно состоит из четырех выдвижных ящиков вогнуто-выгнутого контура. Типологически принадлежит к commode tombeau. Украшен бронзовыми золочеными накладками и личинками. Столешница - из мрамора Rouge de France[8].

Криер, Матье Бюро де пант Франция, сер. XVIII в.

Набор из различных пород дерева, маркетри, золоченая бронза.

93x80x45,5 см. БСИИ АБС № 15-0623

Бюро из Большого собрания изящных искусств АБС несет в себе все признаки, характерные для творчества Матье Криера. На задней стенке внутри помещено клеймо М. СЯЬЛЕЯЦ аналогичное клеймо - на правой боковой стенке. Об авторстве этого мастера говорит также близость пропорциональных соотношений предмета к другим его работам, использование палисандра и фиалкового дерева, специфическая манера накладывания шпона «в косую», форма крышки с характерным изгибом в верхней части. Особенно показательными деталями являются слегка закругленные углы. Пропорциональные соотношения весьма органичны. Благодаря им уже при первом взгляде создается ощущение комфортности предмета и трогательной миниатюрности. Перед нами не просто предмет мебели - это предмет из будуара - «святая святых» дамской половины дома. Криеру свойственна изысканная простота формы. Как и другим работам, предмету присуща спокойная текучесть форм, плавный переход несущих элементов в несомые, чистый и спокойный силуэт. Изгибы формы не приводят к капризности, они хранят в себе простую и упругую динамику напряжений. Все части предмета перераспределяют между собой скрытые в нем усилия, создавая ощущение едва ли ни живого существа.

Матье Криер - мастер, доносящий всю неповторимость полированного дерева. Разглядывая бюро, поражаешься раскрывающейся красоте теплых переливов древесины. Виртуозна в своей простоте композиция набора крышки. Она представляет собой четыре среза шпона, составленные вокруг центральной оси, в результате чего образован рисунок, получивший название «Кры-

Художественная выразительность этого предмета хорошо ощутима при сравнении его с аналогичным комодом Этьена Дуара (проходил на аукционе Ме Тажан в Париже [9]). Оба предмета - commode tombeau. Работа Этьена Дуара принадлежит к последним годам Регентства, поэтому стилистически она являет, с одной стороны, пример предмета периода Регентства, а с другой - образец оформляющегося стиля Людовика XV. Характерной особенностью работы можно назвать загруженность бронзовыми золочеными накладками. Пышная капризная многословность характерна для Дуара. В сравнении с ним комод Криера привлекает простой и логичной формой. Бронза не столь тяжеловесна и лишь подчеркивает теплоту палисандра. Дополняет это ощущение и столешница из мрамора Rouge de France.

Интересно провести ещё одно сравнение. На этот раз с другим комодом работы рассматриваемого мастера. Он проходил на аукционе Ме Кон (Me Kohn) в Париже 7 ноября 2001 г. Примечательно, что данный комод имеет крышку того же мрамора, что и комод из собрания ASG. При сравнении очевидно,

Криер, Матье Комод

Франция, XVIII в. № 12-1998

Набор из различнъж пород дерева, золоченая бронза, мрамор

87x147x69 см

БСИИ АЗС Инв. №12-1998

Дуара, Этьен

Комод в форме «гробницы» (commode tombeau) Франция XVIII в. (эпоха Регентства)

Амарант, мрамор, маркетри Париж, аукцион Me Tajan 20 июня 2000 г.

уыр вестник глеждународного института антиквариата

шшр искусств

Криер, матье Комод

Франция XVIII в. (время Людовика XV) Набор различнъж пород дерева, маркетри, бронзовые накладки, золочение, мрамор.

86x145x69 см. Париж, 7 ноября 2001 г., аукцион Ме Кон (Ме Коки)

Криер, Матье Туалетный столик Франция XVIII в. (время Людовика XV) Набор различнъж пород дерева, маркетри, золоченая бронза, зеркало 76x89,5x51 см БСИИ АЗС № 22-2043

что комод с аукциона Ме Кон представляет собой предмет, принадлежащий к первой, VIP, части наследия Криера, тогда как рассматриваемый комод принадлежит ко второй. Оба предмета имеют практически одинаковые размеры, почти идентичный силуэт деталей, что определенно говорит о том, что они вышли из одной мастерской. Более скромный бронзовый декор, который определял более низкую стоимость, отнюдь не уменьшил художественного значения предмета, скорее наоборот - освободил его от чрезмерный вычурности и перегруженности. Если сравнивать отдельные детали, в частности низ комода с арбалетом посередине, то вполне можно почувствовать, что комод из собрания ASG сделан несколькими годами позднее комода аукциона Кона. Об этом свидетельствует то, что линия, соединяющая ножки с арбалетом, не столь выпукла и в средней части близка к прямой, что говорит о готовности автора перейти от пластичности стиля Людовика XV к прямолинейности транзисьона.

Именно относительная простота формы, гармония между деревом и металлом накладок, ощутимая функциональность предмета делают его не просто бытовым предметом, а произведением мебельного искусства, отразившим в себе эстетику стиля.

В соответствии со вкусами эпохи Людовика XV данный туалетный столик имеет вогнуто-выгнутую форму с ножками-кабриолями. Маркетри представляет собой изысканное сочетание темного обрамления по контуру предмета шпоном палисандра светлых полей с изысканно рассыпанными по ним цветочными побегами. Пластика силуэта деталей носит подчеркнуто изысканный характер, что вполне соответствует самой природе предмета. Если бюро, даже учитывая, что оно является частью меблировки комнаты женской половины, предназначено для интеллектуальной деятельности, что определяет относительную строгость форм, то туалетный столик (coiffeuse) - главный элемент будуара, призванный удовлетворять потребности женщины в красоте. Его столешница состоит из трех частей, средняя из которых, с зеркалом, откидывается назад. В фасадной части находятся четыре выдвижных ящика разного размера - по центру, справа и слева. Интересной особенностью куафёза является фальш-ящик, который не имеет утилитарного назначения, а скорее является декоративным дополнением для симметричности форм. Все ящики и откидывающиеся боковые части снабжены личинками, декориро-

ванными золочеными бронзовыми рокайльными накладками. Известно, что Криер Матье часто и успешно использовал цветочные мотивы в своих декоративных композициях, украшающих мебель [10]. Этот мотив он чаще всего применял в деко-рировке комодов и туалетных столиков. Туалетные столики, вероятно, являются самыми характерными, самыми показательными предметами меблировки такого женского стиля, как рококо. Характерность стиля именно здесь проявилась наиболее полно, вот почему в наследии всех лучших мастеров середины XVIII в. coiffeuse занимает очень важное место. Если сравнивать рассматриваемый туалетный столик с работами других мастеров, то мы можем убедиться, что он не только выдерживает это сравнение, но и привносит свои нюансы в понимание рокайльных форм мебели. достаточно сопоставить наш предмет и работу Жерара Периди, проходившую на аукционе Me de Cagny в Париже 8 декабря 1975 г.: они

Периди, Жерар туалетный столик Франция, XVIII в. (время Людовика XV) Амарант, маркетри, Париж, аукцион Ме йе Cagиy, 8 декабря 1975 г.

очень близки друг другу. Оба покрыты маркетри с цветочным декором. При их сравнении видно, что Матье Криер проявляет себя как мастер, который хорошо понимает психологию женщины того времени. Его формы не просто перетекают друг в друга, а соединяются между собой с харак-

Пьетро, Лонги (Фалька)(Р1е1го Longhi (Falca)) Битье горшка, 1744 г.

терными пластичными наплывами, словно повторяющими буфы платья.

Не проигрывает столик Криера и в сравнении с аналогичной работой Леонара Будена из со-

чшшр вестник международного инстугтута антиквариата

4Чир искусств

брания АБС. Само по себе произведение Будена представляет собой блестящий образец мебели рококо, однако, не уменьшая достоинств этой вещи, стоит сказать, что пластика Криера более мягкая, выступающие части силуэта находятся чуть ниже, чем у Будена, что приводит к очень незначительному, но всё же большему ощущению устойчивости.

Леонар Буден

Туалетный столик Франция, XVIII в. (время Людовика XV)

Дерево, резьба, бронза, зеркало.

86x73,5x50 см

БСИИЛЗв Ине.№ 22-1852

Интересно отметить, что в это время туалетные столики получают распространение и в других странах, в частности в России. Здесь широкую популярность получает окрашенная, частично золоченая левкасная мебель. Конструкция предметов носит более основательный, массивный характер, но, как и во Франции, формы приобретают характерную пластику, ножки принимают форму кабриоли, а прихотливость силуэта слегка напоминает элементы Криера Матье

Все рассмотренные предметы, вышедшие из мастерской Матье Криера, можно рассматривать как блестящие образцы французской мебели XVIII в. Они характеризуют автора как мастера, не просто понимавшего вкусы своего времени, но как художника, создавшего свой неповторимый художественный образ, полный такта, грации и изящества, соединенных с простотой и чувством меры. В них нет перегруженности, многословия. особо виртуозно использование мастером бронзовых накладок, он применяет только искусно выполненные, отличающиеся высоким качеством литья и чеканки детали. Их мастерское использование в декоре предмета напоминает финальный мазок живописца, придающий его картинам законченность и особый блеск.

Список использованной литературы:

1. A. Pradère, Les Ébénistes français, de Louis XIV à la Révolution, Paris, 1989.

2. Jacques Dubarry de Lassale «Identification des marbres», 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. John Morley: Furniture. The western tradition. History. Style. Design. United Kingdom, Thames&Hudson Ltd, 1999.

4. Judith Miller: Le mobilier ancien et contemporain, Editions Gründ (2006) . (ISBN 2700013956) - Pour l'édition originale:Judith Miller et Dorling Kindersley Ltd. London (2005) avec le titre Furniture.

5. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002.

6. Pierre Kjellberg: Le mobilier francais et europeen, Les Editions de l'Amateur, Paris, 2011.

7. Кес Д. «Стили мебели». - Будапешт: Из-во АН Венгрии, 1979.

8. Фукс Э. Галантный век. - М., 1994.

9. www.wikipedia.org

10. www.vvc-vdnh.msk.ru/kabriol.html

11. www.blondie.ru/node/149523

Ссылки:

1. Кес Д. «Стили мебели». - Будапешт: Из-во АН Венгрии, 1979. - С. 136.

2. www.wikipedia.org

3. www.vvc-vdnh.msk.ru/kabriol.html

4. Кес Д. «Стили мебели». - Будапешт: Из-во АН Венгрии, 1979. - С. 136.

5. www.blondie.ru/node/149523

6. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002, р. 247.

7. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002, р. 248.

8. Jacques Dubarry de Lassale «Identification des marbres», 2006, p. 116.

9. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002, р. 303.

10. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002, р. 248.

11. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002, р. 248.

12. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002, р. 248.

ПРИМЕЧАНИЯ:

*Судьба этого комода интересна. До Второй мировой войны он находился в резиденции Ротшильда (Rothschild) на улице Сент-Флорентен (Saint-Florentin) в Париже, затем исчез из поля зрения. Появился в Лувре в 1990 г. Первоначально же входил в комплект, состоящий также из письменного стола и углового шкафа для книг, созданный мастером по заказу мадам де Мэйи (de Mailly). Он был украшен посеребренными бронзовыми накладками и росписью в виде цветов и птиц. Угловой шкаф исчез так же, как и письменный стол, обнаруженный позднее у антиквара в Туре (Tours). Прежде чем попасть в музей Лувра, он побывал в коллекции Ришара Пенара и Фернандеса (Richard Penard y Fernandez).

*Существует множество почти идентичных комодов подобного типа. Один из них был обнаружен в Версале в кабинете Людовика Фердинанда (дофина Франции), сына Людовика XV. Другой (L 146 см) находился в коллекции Жанны Демарси (Jane Demarsy), распроданной в Париже в 1937 г. Два других проданы в Париже: 21 ноября и 30 декабря 2000 г. Остальные упоминаются в числе мебели, находящейся в замке города Регенсбург (Regensbourg) (Германия).

Россия, сер. XVIII е. Столик туалетный и футляр для часов Дерево, стекло; резьба, золочение, окраска. Столик: 84х69х48 см футляр: 68х38х14 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

чвяр вестник \еждународного института антиквариата

ÎMLUp ИСКУССТВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.