метафорическая природа французской терминологии в искусстве мебели
Анна Черепанова, искусствовед МИА ASG
на примере предметов мебели XVIII - XIX вв. из
Бсии ASG
АННОТАЦИЯ: статья посвящена анализу французской терминологии, которая применяется к мебели, выполненной с середины XVIII по первую треть XIX в., находящейся в БСИИ ASG.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мебель для сидения, корпусная мебель, термин, аналогия, интерпретация предметов живой и неживой природы, военная атрибутика.
SUMMARY Abstract: Article is devoted to the analysis of the French terminology, which applies to furniture, made from the middle of the XVIII to the first third of the Х!Х century from the Great Assembly of Fine arts ASG.
KEYWORDS: seating furniture, cabinet furniture, term, analogy, comparison, objects of animate and inanimate nature, military paraphernalia
АЛЕКСИС СИМОН
БЕАЛЪ
МАРИЯ
ЛЕЩИНСКАЯ
франция, ок. 1730 г.
Версаль, франция
Известно специфическое отношение французов к вещам - вещь ценна сама по себе, какой бы она ни была и какую бы функцию ни выполняла. Она не является некоей высшей ценностью и не служит лишь утилитарным потребностям человека. Вещь не стремится стать чем-то большим, чем предмет определенного (практического или духовного) назначения, но в своем роде достигает совершенства. Эта установка присутствует во французской культуре несмотря на войны, революции, экономические спады и подъёмы, смену стилей. Традиция определённого уровня качества материального окружения и определила специфическое французское понимание окружающей обстановки, в которой, несмотря на то что предметы могут служить человеку либо просто радовать глаз, создается особая атмосфера любезной непринужденности и комфорта.
ЛЕДЮК, ПЬЕР Leduc, Pierre
кресло со «сги икон
КОРОЛЕВЫ» Франция, XVIII в. Орех, резьба, бархат (Генуя) 96x70x57 см БС1IIIASG Пнв.№ 11-0790
Но французы изобретательны не только в создании самой мебели, их талант нельзя недооценить и в умении образно и ёмко давать названия как целым формам мебели, так и отдельным её деталям. Их глаз с удивительной точностью выхватывает из окружения привычные уже объекты, схожие по форме или очертаниям предметам мебели или их отдельным частям. Метафорические названия затем переносятся в терминологию. Аналогии могут быть самые разные: от овощей и существ живой природы до военной атрибутики и музыкальных инструментов.
В XVIII в., особенно в период бурного развития стиля рококо при Людовике XV, появилось множество новых форм мебели и отдельных её деталей. Кресла и стулья разделялись на два основных вида: одни расставлялись по периметру
НАБОР ИЗ ЧЕТЫРЁХ КРЕСЕЛ франция (Лион), XVIII - XIX в. Орех, резьба, бархат88х62х53 см БСИИ ASG Инв. № 11-2054 (1-4)
ПОИСК. ВЕРСИЯ. АТРИБУЦИЯ
№2 (06) 2014
ФАЛЬКОНЕ, ЛУИ Falconet, Louis
стул со «спинкой
КОРОЛЕВЫ» В ФОРМЕ СКРИПКИ Франция, XVIII в. Бук, резьба, тростник, плетение 93x49x50 см БСИИ ASG Инв. № 11-1663
комнаты, другие могли располагаться и в её центре. Первые получили название со «спинкой королевы», т.к. впервые этот термин фигурировал в описи мебели, выполненной для Марии Ле-щинской, королевы Франции (супруги Людовика XV). Скорее всего, появление этого термина не было безосновательным. Платья, сшитые по моде того времени, предполагали ношение корсета, в котором невозможно было сидеть, сгорбившись. Поэтому и кресла, имевшие плоские спинки, получили название «спинка королевы».
Мебель же, предназначенная для расстановки в центре зала, имела спинку-кабриоль, изогнутую в плоскости. Происхождение термина «кабриоль», который имел отношение к любой части мебели для сидения времен Людовика XV (ножка-кабриоль, спинка-кабриоль и т.д.), можно соотнести с французским словом «cabrioler», что в переводе означает «прыгающий, как козел» [3].
Сама спинка также могла иметь разную форму. Широко была распространена форма спинки, напоминающая силуэт музыкального инструмента - скрипки (фр. violoné).
Более крупные по размеру кресла-бержеры также имели несколько разновидностей. Округлая спинка, составляющая одно целое с боковинами, получила название спинки-«гондолы».
Схожа со спинкой в форме гондолы и спинка в форме корзины, за исключением того, что последняя имеет неровный контур свода, напоминающий верхнюю часть плетеной корзины.
Но французская терминология относительно мебели не ограничивается лишь неодушевленными предметами. Отдельные детали мебельных изделий могут носить названия даже частей тела человека или животных. Так, например, крес-ла-бержер, кресла-маркизы, канапе и другая крупная мебель для сидения может иметь боковые выступы в форме неправильного четырехугольника, расположенного по бокам от спинки. Они называются «ушками».
ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1р ИСКУССТВ
Также существует похожая на данный тип мебель с «щёчками». Мебель для сидения со «щечками» и «уш ками» отличается формой боковых стенок. У предметов с «ушками» боковины округлы вверху и сужаются книзу, соединяясь с подлокотниками тогда как у аналогичных объектов со «щёчками» верхняя округлая часть рас ширяется и составляет с подлокотни ками единое целое.
Но спинки кре-и стульев раз-
КРЕСЛО-БЕРЖЕР СО «СПИНКОй-ГОНДОЛОй» Франция, XVIII в. Орех, резьба 107x99x73 см БСИИ ASG Инв. № 11-0503
ГОНДОЛА [2]
ПАРА КРЕСЕЛ-БЕРЖЕР СО «СПИНКОй-КОРЗИНОй» Франция, XVIII в. Бук, резьба 100x67x80 см БСИИ ASG Инв. № 11-2782 (1-2)
КРЕСЛО-БЕРЖЕР С «УШКАМИ» Франция (провинция), XVIII в. Бук, резьба 121x70x66 см БСИИ ASG Инв. № 11-2412
сел
личались не только формой, но и характером силуэта свода. Французская терминология использует
для его обозначения знакомые всем предметы: лук, арбалет, ручка корзины.
Лук - форма свода спинки мебели для сидения, напоминающая силуэт ручного оружия для метания стрел. Луки разных народов отличались друг от друга. Спинка со сводом в форме лука имеет ярко выраженный двойной изгиб, симметрична относительно центра и наиболее близка форме лука, который использовали турки, скифы, русские и китайцы [7]
Лук является не единственным орудием, силуэт которого напоминает очертания определенно-ествует также свод спинки в
КАНАПЕ СО «ЩЕЧКАМИ»
франция, XVIII в.
Дерево, левкас, резьба, золочение
96,3x180x90 см
БСИИ А8С Инв. № 21-3054
го свода спинки. С'
форме арбалета.
/
БАРА, ПЬЕР ПАРА КРЕСЕЛ
СО «спинкой
КОРОЛЕВЫ» И СВОДОМ В ФОРМЕ ЛУКА
Франция, сер. XVIII -XIX вв.
Бук, резьба, шпалера-обюссон 96x68x52 см БСИИ А8С Инв. № 11-2998 (1-2)
стул со «спинкой
КОРОЛЕВЫ» И
сводом
В форме АРБАЛЕТА франция, XVIII в. окрашенный бук, резьба, левкас, кожа, тросник, плетение 101,5x54,5x45 см БсИИ А8С Инв. № 11-2312
АРБАЛЕТ. Иллюстрация «Арбалет» в Большой Советской Энциклопедии [1]
Арбалет или самострел - это стянутый тетивой лук, прикрепленный перпендикулярно к деревянному ложу, который использовался для охоты. Его конструкция отличалась от конструкции лука, но технические особенности его строения не представляют для нас большого интереса, гораздо важнее с искусствоведческой точки зрения форма спинки арбалета, которая традиционно бывает округлой.
ААТЦ, ЖАН-ПЬЕР (Latz, Jean-Pierre) СЕКРЕТЕР франция, XVIII в.
Амарант, палисандр, золоченая бронза, мрамор Breche dAlep с рисунком «клюв ворона» 132x93x31 см Инв. № 16-1968
цузский юмор. Другие же аналогии в корпусной мебели были более оптимистичны.
МУЗАР, АНТУАН Mouzard, Antoine ШКАФ Франция (провинция Лион), сер. XVIII в. Орех, красное дерево, резьба, железо, ковка 296x159x71 см БСИИ ASG Инв. № 17-2306
ЛАПИ, ЖАН Lapie, Jean
комод
Франция, XVIII в. Палисандр, амарант, золоченая бронза, мрамор Saint-Anne français с рисунком «клюв ворона» 85x128x64 см БСИИ ASG Инв. № 12-2042
В эту же галантную эпоху париков и мушек каблучки были не только частью костюма, но и мебельных изделий (шкафов, кресел, стульев). Они выполняли очень важную функцию -приподнимали мебель над полом, тем самым защищая её от грибка, влаги, плесени и жука-древоточца.
Однако были не только милые и забавные аналогии. Так, комоды с широкой средней частью и более узкими верхней и нижней получили название «склепа» или «гробницы» (фр. commode tombeau) из-за вогнуто-выгнутого контура конструкции и удлиненной формы, что придавало им сходство с саркофагами мумий.
Но это было, пожалуй, единственное изобретение названия, где проявился «черный» фран-
Изгиб откидной стенки секретера с округлыми возвышениями по краям и понижением высоты по центру, видимо, ассоциировался у французов с изогнутой от тяжелых нош спинкой ослика, что и вошло в терминологию.
МАТЬЕ КРИАЭР БЮРО СО СКОШЕННОЙ OEKI1ДНОИ КРЫШКОЙ Франция, сер. XVIII в.
Палисандр, фиалковое дерево, маркетри, золоченый картон
93x80x45,5 см
БСИИ ASG Инв. № 15-0623 [18]
Также давались названия различным наборам шпона в зависимости от того, очертания чего они напоминали.
«Крылья бабочки» (фр. «Aile de papillon») -набор маркетри, напоминающий распахнутые крылья бабочки.
Дамье (фр. damier) - набор маркетри на четыре квадрата, напоминающий шахматную доску.
Но стили и предпочтения меняются, и на смену прихотливой изогнутости сводов спинок времен Людовика XV приходят более геометрически выверенные и лаконичные формы верхней части мебели Людовика XVI.
ПОИСК. ВЕРСИЯ. АТРИБУЦИЯ
№2 (Об) 2014
ДЮБУА, ЖАК
ТУМБА С МАРКЕТРИ «ДАМЬЕ» франция, XVIII в.
фиалковое и розовое дерево, палисандр, маркетри, мрамор Vert Patricia 91x48 см
БСИИ ASG Инв. № 19-1875
Ровный округлый свод спинки получил название «ручка корзины».
НАБОР ИЗ ЧЕТЫРЕХ КРЕСЕЛ СО «СПИНКОЙ КОРОЛЕВЫ» И СВОДОМ В ФОРМЕ «РУЧКИ КОРЗИНЫ» Франция, 70 - 80-е гг. XVIII в. Дерево, резьба, точение, левкас, золочение 95x57,5x53 см
БСИИ А8С Инв. № 11-3141 (1-4)
Ножки также выпрямляются и выполняются либо в виде конуса, либо в виде веретена.
КАНАПЕ С ВЕРЕТЕНООБРАЗНЫМИ НОЖКАМИ
франция, кон. XVIII в. Бук, резьба, точение БСИИ ASG Инв. № 21-1970
Продолжают появляться заимствования названий из природы, но эти объекты имеют ровные и правильные очертания. Например, термин «полумесяц» (фр. demi-lune) («полумесяц»)
VUV ВЕСТНИК №ЖДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1р ИСКУССТВ
СТОЛ В ФОРМЕ ПОЛУМЕСЯЦА Франция, 70 - 80-е гг. XVIII в. Палисандр, орех, маркетри, бронза 68,5x124x52 см БСИИ А8С Инв. № 13-2357
используется во французской терминологии для обозначения стола полуциркульной формы.
СЕНЕ, ЖАН-БАТИСТ КЛОД Sene, Jean-Baptiste Claude КАНАПЕ
франция, 70 - 80-е гг. XVIII в. Орех, резьба, точение 105x190x65 см Инв. № 11-3044
Великая французская революция и последовавшие за ней наполеоновские войны наложили отпечаток не только на жизненный уклад и устройство Европы, но и мебельную терминологию. Своды спинок мебели даже времен Людовика XVI с округлой частью по центру, переходящей в ровные края, получили название «шляпы жандарма» из-за схожести их с головными уборами охранников правопорядка.
А зигзагообразный орнаментальный мотив, напоминающий знаки на униформе, определяющие военное звание, которым часто украшалась фасадная сторона корпусной мебели, стал именоваться шевроном (фр. chevron - стропило, конек на крыше).
ШЛЯПА ЖАНДАРМА [11]
схема
построения формы «ШЛЯПА ЖАНДАРМА» [13]
СЕКРЕТЕР Франция, 70 - 80-е гг. XVIII в.
Набор различных пород дерева, маркетри, бронза 229x130x54,5 см БСИИ А8С Инв. № 16-2324
КРЕсЛо с НоЖКАМИ В
форме сабель
франция, первая треть XIX в.
Красное дерево, резьба 84x57x54 см БсИИ А8С Инв. № 11-2491
французская офицерская сабля (модель), XIX в.
Национальный морской музей парижа, франция
[4] ]
секретер
франция, 1-ая четверть XIX в.
Красное дерево, золоченая бронза, гранит 144x97x44 см БсИИ А8С Инв. № 16-3744
Некоторые детали мебельных изделий в начале XIX в. ввиду активных военных действий Франции и массового насаждения милитаристской символики и атрибутики назывались по схожести их с холодным и огнестрельным оружием. Так, ножки мебели для сидения, имеющие форму пологой кривой, выступающей наружу, получили название «ножек-сабель». А массивные цилиндрические ножки с полусферическим завершением внизу стали именоваться ножками в форме «снаряда».
Примечательно, что после реставрации власти Бурбонов исчезли военные аналогии, на смену которым опять пришли термины, связанные с живой природой. Так, мебель для сидения часто снабжалась ножкой, которая носила название «лапки жабы».
ПАРА КРЕСЕЛ Франция, XIX в.
БСИИ ASG Инв. № 11-2977 (1-2)
Итак, нами было рассмотрено большинство терминов, используемых для обозначения отдельных частей французской мебели XVIII - XIX вв. (от периода правления Людовика XV до Карла Х), которые наиболее часто встречаются при описании предметов Большого собрания изящных искусств ЛБС. Французы проявили незаурядность и богатую фантазию, а также умение творчески, нешаблонно мыслить и наблюдать за окружающим миром, что позволило обогатить искусствоведение и использовать краткие и ёмкие термины, понятные каждому.
Метафорическая природа терминов характерна для всех областей человеческого знания: медицины - грудная клетка, сердечная сумка, хрусталик глаза, военного дела - ковровая бомбардировка, архитектуры - барабан купола и т.д. Острый глаз и острый ум французов обогатили искусствоведение в части мебельной терминологии, их метафоры оказались настолько точны, что стали общеупотребительными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арбалет. Иллюстрация «Арбалет» в Большой Советской Энциклопедии : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/particle00120S. html Проверено 22.0S.2014
2. Википедия. Гондола : [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Gondoliere.jpg?uselang=ru Проверено 22.0S.2014
3. Википедия. Мебельный стиль Кабриоль : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D 0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C_%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B B%D1%8C Проверено 22.0S.2014
4. Википедия. Сабля : [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:MuseeMarine-sabreOfficer-p10004S1.jpg?uselang=ru Проверено 22.0S.2014
5. Википедия. Скрипка : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%BA%D0 %B0 Проверено 22.0S.2014
6. Кес, Д. Стили мебели. - Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1979 г. - 272 с.
7. Теория о луках или пособие начинающему лукостоителю : [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://alendil.narod.ru/Teoty.htm Проверено 22.0S.2014
8. Энциклопедия животных. Домашние ослы : [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.animalsglobe.ru/domashnie-osli Проверено 22.0S.2014
9. Kjellberg, Pierre. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris: Les Éditions de l'Amateur, 2002. - 928 p.
10. Kjellberg, Pierre. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris: Les Éditions de l'Amateur, 2011. - S76 p.
11. LA GENDARMERIE NATIONALE : [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rosalielebel7S.franceserv.com/la-gendarmerie-nationale.html Проверено 22.0S.2014
12. Lovreglio, Aurélia et Anne. Dictionnaire des Mobiliers & des Objets d'art du Moyen Âge au XXI siècle. - Paris, 2006. - 464 p.
13. Menuiserie REVEAU. Formes : [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.menuiserie-reveau.fr/wiki/index.php?title=Formes Проверено 22.0S.2014
14. Miller, Judith. Le mobilier ancien et contemporain. - Editions Grund, 2006. - S62 p.
15. Morley, John. Furniture. The western tradition. History. Style. Design. - United Kingdom, Thames&Hudson Ltd, 1999. - 3S2 p.
16. NATUREworld. Сайт о животных и природе : [Электронный ресурс]. -Режим доступа: natureworld.ru/sasha-chernyiy/sverchok.html Проверено 22.05.2014
17. Reyniès,.Nicole de. Mobilier domestique: vocabulaire, typologique. - Paris: Éditions Inventaire general, 1992. - 680 p.
18. Visionary Digital™ Standard Iris Lightguide : [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.visionarydigital.com/Lightguides_3.html Проверено 22.05.2014
19. Wiegandt, Claude-Paule. MOBILIER RÉGENCE, LOUIS XV, TRANSITION, LOUIS XVI. - Éditions Massin - Société d'Information et de Créations - Sic, Leefung. - 192 p.