Научная статья на тему 'Мебельное искусство Франции XVII-XVIII веков'

Мебельное искусство Франции XVII-XVIII веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2614
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мебельное искусство / стиль Людовика XIV / стиль Людовика XV / стиль Людовика XVI / стиль Регентства / стиль Директории / стиль Ампир / furniture art / Louis XIV style / Louis XV style / Louis XVI style / Regency style / Directoire style / Empire style

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганцева Н.Н.

Статья посвящена основным стилям мебельного искусства Франции XVII-XVIIIвв. как эстетическому воплощению ценностей эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Furniture art of France of XVIII-XIX centuries

The article dedicated to furniture art main styles of France of XVII-XVIII centuries as aesthetical embodiment of epoch values.

Текст научной работы на тему «Мебельное искусство Франции XVII-XVIII веков»

МЕБЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII-XVIII ВЕКОВ

АННОТАЦИЯ: статья посвящена основным стилям мебельного искусства Франции XVII-XVIIIbb. как эстетическому воплощению ценностей эпохи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мебельное искусство, стиль Людовика XIV, стиль Людовика XV, стиль Людовика XVI, стиль Регентства, стиль Директории, стиль Ампир.

SUMMARY ABSTRACT: The article dedicated to furniture art main styles of France ofXVII-XVIII centuries as aesthetical embodiment of epoch values.

KEY WORDS: furniture art, Louis XIV style, Louis XV style, Louis XVI style, Regency style, Directoire style, Empire style.

король и мастер

XVII век явился для Франции расцветом мебельного искусства. После многих веков господства итальянцев Франция в ХШПв. породила новые направления в развитии этого вида искусства и обстановки, которые, как всегда, привели к поиску новых изящных форм и отвергли предыдущие. Париж, являющийся культурным и художественным центром Франции, открыл путь всем последующим стилям с короткой и интенсивной жизнью, ставшими классическими в искусстве художественной мебели и впоследствии, вплоть до настоящего XXI века, копирующимися всей Европой.

ФРАНЦИЯ. ЛЮДОВИК XIV - А.-Ш.БУЛЬ

Французская мебель ХШ1-ХШ11вв. в понимании «мебель королевского двора» представляет собой ярчайшую страницу в истории не только французского, но и всего европейского искусства. В силу сложившихся определенных политических, экономических условий Франция в этот период становится одной из самых уважаемых и значительных во всех отношениях держав Европы.

ХШПв. явился для Франции расцветом мебельного искусства. Исключительный художественный характер мебели французского королевского двора определяется несколькими моментами: необыкновенно гармоничной по своему художественному решению форме, изобилием и драгоценностью пород отделочных материалов, исключительным качеством выполнения работ, соответствующих этим материалам. Но жизнь этим великолепным произведениям мебельного искусства давали мастера - мебельщики королевского двора, прежде всего, такие как А.-Ш.Буль, Антуан Гудро, Ш.Крессан, династия Бернар Ван Ризенбургов, династия Мижо, Ж.-Ф.Эбен, Ж.-А. ризенер и др.

Французская мебель ХШПв. определила стиль и направление развития мебельного искусства

всей Европы. Франция создала пять стилей мебели, соответствующих именам правителей королевской семьи или типу правления: стиль Людовика XIV, стиль Регентства, стиль Людовика XV, стиль Людовика XVI, стиль Директории. Далее этот звездный ряд продолжил стиль ампир.

Людовик XIV был выдающейся личностью. Он продолжил идею Генриха IV, говоря современным языком, идею развития всех видов монументального и декоративно-прикладного искусства -ремесел XVIIв. Для воплощения этой великой идеи - создания могущественного государства, олицетворявшегося в создании великолепного дворца Версаль - он сумел не только разработать, но и воплотить в жизнь идеальную (для своего времени) модель творческого союза представителей всех отраслей художественного, монументального и декоративно-прикладного искусства, которая явилась определяющей в развитии всего искусства Европы и России не только XVII- XVIII вв., но и последующих.

Любимым мастером-мебельщиком Людовика XIV был Андре-Шарль Буль. Двух выдающихся личностей - мастера и монарха - объединяло духовное родство. Одна и та же любовь к великолепию, немного тяжелому изобилию, роскошным материалам, потрясающей симметрии. Искусство Буля характеризует эпоху Людовика XIV в той же мере, в какой сам Буль смог раскрыть свой талант только под покровительством Короля-Солнце.

Их судьбы оказались удивительно переплетены. Они были практически ровесниками. Людовик XIV родился 5 сентября 1638 года. Андре-Шарль Буль родился 11 ноября 1642 года. Местом его рождения был королевский дворец Лувр. Этот начальный факт биографии А.-Ш.Буля мистическим образом определил его личную и творческую судьбу.

История и Судьба соединили их: монарха и мастера - Людовика XIVи Андре-Шарля Буля. Один - король Великого века, другой - Великий

Н.Н.Ганцева

кандидат

философских наук,

доцент кафедры

Реставрации мебели

Московской

государственной

художественно-

промышленной

академии

им. С.Г. Строганова

мастер мебельного искусства. В нашем, XXI веке, они оба, по праву, занимают достойное место.

Известно, что при создании Версальского дворца Людовик XIV являлся автором идей проектов всех архитектурных, интерьерных и садово-парковых ансамблей. Он не оставлял без внимания ни один проект, будь то интерьерное решение, плафонная роспись или предметы мебели. Вопрос авторства (то есть проектировщика, говоря современным языком) создания интерьеров Версальского дворца, в частности предметов мебели, является многозначным и требующим дальнейшего исследования.

На основании изучения эпохи, многих архивных и искусствоведческих исследований России и Франции периода Людовика XIV мы можем высказать определенное предположение, что большинство предметов А.-Ш.Буля, изготовленных для Версальского Дворца, было создано при непосредственном участии Людовика XIV. Именно он ставил задачи, выбирал сюжеты, рассматривал все идеи, предлагавшиеся ему исполнителями ве-

низкий ШКАФ

Франция, вторая половина XIX в. (период Наполеона III). Черное дерево, черепаха, золоченая бронза, латунь, каррарский мрамор, техника «буль». 108x84x40 см БСИИ АБС Инв. №19-3312

Низкий шкаф на фигурном основании. Декорирован в технике«буль» в сочетании черного дерева, черепахи и золоченой бронзы. В центральной части -геометрические вставки по углам из черепахи с арабесковыми узорами, овальной композицией посередине,обрамленной бронзовым декором. По фризу - аналогичный декор с бронзовыми накладками на округлых выступах по углам. Ниже -эспаньолеты и стилизованные листья аканта. Царга с маскароном в центре -изогнутой формы. Сверху столешница белого мрамора.

НИЗКИЙ ШКАФ Франция, вторая половина XIX в. (период Наполеона III). Черное дерево, золоченая бронза, олово, кость, перламутр, красный брекчиевидный мрамор, техника«буль» 107x73x84 см БСИИ АБС Инв. №19-3859

Низкий шкаф на фигурном основании. Центральная часть декорирована арабесковой композицией. Фриз обрамлен растительным орнаментом золоченой бронзы. по бокам -накладки с цветочными гирляндами. Сверху столешница красного мрамора. На основании также накладки в виде листьев аканта по бокам и маской в центре.

ШКАФ, ШКАФ,

1705-1710 гг. АНДРЕ ШАРЛЬ БУЛЬ,

техника «буль» XVII в.

Клеймо Жан-Анри Шпон чёрного дерева и

Ризенер амаранта, инкрустации

Лувр, Париж черепахой,рогом, оловом

и латунью, золоченые

бронзовые накладки

Лувр, Париж

ликолепного проекта под названием «Версаль», и принимал решения для их воплощения.

В области мебельного искусства Людовик XIV и А.-Ш.Буль были по-существу соавторами. Интересным фактом аспекта психологии искусства представляется сравнение прижизненных портретов мастера А.-Ш. Буля, исполненного в технике маркетри, и портрета Людовика XIV в возрасте 30 - 40 лет из коллекции музея Версаль.

Одними из лучших примеров творчества А.-Ш. Буля являются два шкафа из коллекции музея Лувр. Они являются парными и имеют зеркальный набор - черепаха с латунью и латунь с черепахой с одним бронзовым барельефом в виде мужской и женской фигур на фронтальной части, выполненными около 1710 г. (крыло Ришелье, инв. № ОА 9518-9519). В исследованиях XIXв. можно найти информацию о том, что Людовик XIV заказал мастерам-мебельщикам 14 предметов с аллегориями «Веры и Мудрости» как атрибутами, характеризующими его правление - «LaReligionetlaSagesse». По описанию, предметы, исполненные А.-Ш.Бу-лем, украшены бронзовыми фигурами в виде беседующих коленопреклоненного мужчины и сидящей женщины, симметрично расположенными на обеих створках шкафа [1, р.90].

При дальнейшем исследовании было установлено, что две бронзовые фигуры изображают разговор Сократа с Аспазией. Этот сюжет, вероятно, был взят Булем с росписи плафона «Салона Марса» покоев королевы Марии-Терезы, супруги Людовика XIV (в настоящее время салон Большого Столового Прибора) в Версале, исполненного художником Мишелем Корнелем[2, р.84].

Такие мастера, как Андре-Шарль Буль, являлись не только исполнителями, но и авторами проектов произведений, выходивших из их мастерской (графические проекты А.-Ш.Буля хранятся в фондах Музея декоративного искусства, Париж). Являясь прекрасным рисовальщиком и скульптором, А.-Ш.Буль сам создавал модели бронзового декора и прекрасные барельефы, украшавшие его произведения. Более того, он отливал эти модели в своей мастерской, что доставило ему немало проблем в отношениях с корпорацией литейщиков-бронзовщиков.

Андре-Шарль Буль является одним из самых замечательных мастеров мебельного искусства конца XVII-начала XVIIIвв. Его имя стало по-су-ществу нарицательным, дав название не только определенной технике исполнения мебельных предметов - «в технике буль», но и художественному стилю в области мебельного искусства -«стиль буль». Андре-Шарль Буль был великим мастером своего века, достойным своего великого правителя.

БАВАРИЯ. МАКС ЭММАНУЭЛЬ -И.ПУХВИЗЕР

В результате обобщения многочисленных примеров мебельного искусства, выполненных в вышеназванной технике, следует выделить следующие центры, сложившиеся в XVШв. в Западной Европе: Франция (Париж), Бавария (Мюнхен), Австрия (Вена), Голландия (Антверпен).

Безусловный приоритет принадлежал Парижу как законодателю моды данного исторического периода. Как известно, в конце XVII-начале XVIIIвв. французский Двор Людовика XIV являлся предметом подражания для всей Западной Европы. Версаль, созданный Королем-Солнце, был мечтой большинства правителей.

Следует отметить, что, являясь интернациональным инвариантом, мебельные предметы, выполненные в технике «буль», одного исторического периода в различных странах приобретали свои национальные черты. Баварский Двор представлял в этом отношении наиболее яркий пример.

С 1679 по 1726гг. курфюрстом Баварии был Макс (Максимилиан) Эммануэль II из рода Вит-тельсбахов, который правил в Баварии с 1180г. Дворцово-парковые ансамбли Шлейсхейма и Нимфенбурга во многом обязаны Максу Эммануэлю II своим происхождением и в основном несут символику и являются воплощением идеологии того времени.

Как для Людовика XIV любимым мастером являлся А.-Ш.Буль, так и для Максимилиана Эммануэля II - Иоганн Пухвизер. Имя этого масте-

ра стало открытием для исследователей после того, как в 2009г. была проведена консервация и реставрация четырех предметов, исполненных И. Пухвизером. Биография Иогана Пухвизера (1680-1744) до конца не изучена, известно только, что некоторое время он находился во Франции и, несомненно, был знаком с работами А.-Ш.Буля.

В отличие от А.-Ш.Буля И.Пухвизер делал не два, а три варианта набора. Таким образом, Пухвизер изготовлял три предмета аналогичной конструкции с фанеровкой в технике «буль». В плане технологических решений техники «буль» Пух-визера следует отметить другой вариант набора материалов. Помимо традиционных черепахи и латуни Пухвизер использовал также бумагу, в так называемом «сэндвиче», прокладывая ее между черепахой и металлом.

Основным не только конструктивным, но и колористическим решением мюнхенских предметов, изготовленных Пухвизером, является синий фон под черепаховым панцирем. Этот синий цвет являлся национальной особенностью Баварии -изначально герб рода Виттельсбахов - белое с синим (голубым). Поэтому Баварскую школу «буля» в колористическом решении отличает именно преобладание синего фона.

Произведения мастера-мебельщика баварского Двора Иоганна Пухвизера являются открытием нашего времени. Сюжетное исполнение наборов, использование самобытного образного, колористического и технологического решения позволяют говорить о баварском стиле мебели, выполненной в технике «буль».

ФРАНЦИЯ. ПЕРИОД РЕГЕНТСТВА -ГЕРЦОГ ОРЛЕАНСКИЙ - ШАРЛЬ КРЕССАН

ПЬЕДЕСТАЛ

Франция, вторая половина XIX в.

Дерево, золочёная бронза, тонированная черепаха 122x38x28 см БСИИЛЗО Инв. №24-0490

Пьедестал на ножках сужающейся книзу формы. Фасад декорирован вставкой тонированной черепахи. Вверху - накладной маскарон золоченой бронзы в обрамлении ветвевидного орнамента. Здесь же, на углах-стилизованные листья аканта. Фигурное основание на ножках также с накладками золоченой бронзы.

После смерти Людовика XIV в 1715г. французский престол унаследовал его пятилетний правнук, получивший имя Людовика XV (17151774). Ввиду малолетства короля при нем было установлено Регентство. Исторически Регентство относится к восьми годам правления Филиппа Орлеанского - 1715-1723гг. Регентство герцога Орлеанского явилось своего рода противоположностью эпохи строгих ритуалов и обычаев, учрежденных ушедшим королем, и проповедовало скорее свободные нравы жизни Двора, что не могло не отразиться на обществе и на искусстве этого периода. Смерть Людовика XIV в 1715г. означала разрыв с «великим веком» и вместе с тем определенное чувство облегчения после столь долгого правления, закончившегося в печалях и поражениях в результате династических войн, затянувшихся на четверть века и

ВЫСТАВКА

корпусной

МЕБЕЛИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА, ПАРИЖ

Комод около 1720 г. Дуб, палисандр, золочё- à. 4 Г А ■ ç '

ная бронза, мрамор Музей декоративного г: л Айъ Чь V- . -

искусства, Париж

КОМОД-ГРОБНИЦА Франция, нач. XVIII в. Палисандр, золочёная бронза, мрамор, маркетри. 84,5x132x58 см БСИИ ASG Инв. № 12-2292

Комод-гробница на четыре ящика с имитацией шести. Декорирован бронзовыми ручками с накладками в виде «эспаньолет» (фр. espagnolettes), сфинксов, маскаронов. На углах и боковинах - крупные цветочные композиции, маскароны и листья. Внизу декорирован массивным бронзовым арбалетом. Набор маркетри выполнен в виде прямоугольных обрамлений ящиков. Сверху столешница темно-розового мрамора.

приведших к сильному истощению экономики страны. О решении архитектурных задач, сравнимых по масштабам с Версалем, не могло быть и речи. Торжественный стиль «Grandesiecle» ушел в прошлое. Регент и Двор покинули Версаль и устроились в Пале-Ройяль. Париж вновь стал столицей моды и праздников.

Декоративный стиль, который представлял Двор первой трети XVIIIв., является наиболее разнообразным и насыщенным в истории мебельного искусства. Как и в эпоху Людовика XIV, декораторы Регентства сохраняли объем, симметрию, энергичную структуру, мощь, но не строгость великого стиля.

Пр одолжая следовать определенным традициям мебельного искусства в создании типологического ряда предметов мебельной обстановки, мастера этого периода тем не менее видоизменяют их конструкцию и декор, в основном в направлении большего функционализма, а также существенно дополняют его различными предметами специального назначения для большего комфорта повседневной жизни.

Стиль Регентства, пришедший на смену пышной, величавой декоративности барокко, занимает некое промежуточное положение между французскими «королевскими стилями», являясь, по существу, переходным этапом к рококо. Следует отметить, что придворного живописца Лебрена в этот период сменяет Ватто.

Стиль, который выражал прихоти эпохи, который был назван как стиль Регентства, явился наиболее многообразным стилем переходного периода. Он представляет историческое звено, обозначаю-

щее переход от величественной и торжественной мебели стиля Людовика XIV к той, какой она станет несколькими годами позже - изысканно чувственной обстановке стиля Людовика XV.

Как в век Людовика XIV главенствующими в обществе были мужчины, так, начиная с периода Регентства, руководящая роль стала принадлежать женщинам. Они царствовали в парижских салонах, претендовали на формирование духа и философии времени и заботились о комфорте своих гостей. Новую моду начала диктовать женщина - женщина, личность и характер которой являлись зрелыми и сложившимися, чтобы иметь возможность господствовать на сцене будущей обстановки, придавая ей кокетливость и утонченность. Мастера эпохи Регентства, кажется, вдохновлялись при создании своих произведений линиями женского стана, не осмеливаясь еще утвердить его как единственную модель. Во всех мебельных предметах предпочтение отдается извилистым линиям многочисленных частей их конструкции. Комоды становятся похожими на них. Они имеют фронтальную часть округлую, как грудь молодой девушки. Кресла «бержер» (bergeres), «бризе» (brisees), кресло для бюро, для туалетного столика, стулья с округлыми спинками приобретают изогнутые очертания с менее жесткой и более функциональной конструкцией. В поисках комфорта сидушку делают мягкой и удобной, созданной для удовольствия, отдающей дань салонным разговорам и светским беседам, а не вызывающей усталость, как во время соблюдения продолжительных церемоний при дворе Людовика XIV

Чувство изящества заменила роскошь. Частные комнаты и салоны наполнились многочисленными геридонами, письменными столиками, игральными, кофейными столами и всевозможными дамскими столиками, прелестными и очаровательными, иногда и бесполезными, которые дали новое направление в развитии мебельного искусства. Этот момент совершенства французского искусства пленял своим легкомыслием, духом очаровательной маленькой мебели, фантазией исполнения опереточных китайцев.

Но прежде чем проникнуть в суть технического описания, следует остановиться на материалах и декоративных элементах, которые в эпоху Регентства использовались наиболее часто для изготовления мебельных предметов. Прежде всего нужно сказать, что новый стиль отказался от эбенового (черного) дерева так же, как и от инкрустированной металлом мебели, которая являлась прерогативой стиля Людовика XIV. Регентство отдавало предпочтение простой отделке или геометрическим рисункам, разделенным на квадраты

или ромбы, исполненным из красного дерева, фиолетового или палисандрового.

В ответ на роскошные наборы времен Людовика XIV краснодеревщики эпохи Регентства предпочитали использовать одну породу дерева в виде вставок «крылья бабочки», играя на визуальном эффекте, используя естественную структуру и цвет древесины и обрамляя тонкими жилками контрастного цвета из других пород деревьев.

Золочение дерева листовым золотом, применяемое в предыдущую эпоху, потеряло свою значимость, но использовалось для декорирования консолей, торшеров, зеркал и мебели для сидения. Золочение бронзовой фурнитуры листовым золотом по-прежнему применялось для фанерованной и наборной мебели.

Наиболее красивой и основательной позолотой в это время являлось золочение в технике «ormoulu», сделанное из золотого порошка, смешанного с ртутью и наложенного кисточкой на бронзовую лицевую поверхность. Металлическая бронзовая накладка затем помещалась в обжиг для того, чтобы испарилась ртуть и осталось только золото, основательно закрепленное на бронзовых частях. Процесс был дорогостоящим, и для повседневной мебели бронзовая фурнитура просто покрывалась лаком после хорошей полировки, что не мешало ей быстро окисляться.

Мастер, который лучше всего характеризует французское мебельное искусство эпохи Регентства, - это Шарль Крессан (1685-1768), которому герцог Орлеанский, когда он исполнял обязанности суверена, пожаловал звание первого краснодеревщика Двора. Мало что известно о жизни Крессана, в отличие от его произведений, дошедших до наших дней без каких-либо реставраций и сегодня представляющих превосходную часть многих музейных и частных коллекций.

Мебельные предметы Ш. Крессана узнаваемы по превосходной золоченой бронзе, которая их украшала и которую он создавал в своей мастерской, что доставило ему много неприятностей в отношениях с корпорацией литейщиков-чеканщиков. Перечень его мебельных предметов так же богат, как оригинален и узнаваем среди всех других. Обезьяны, китайцы, драконы, играющие дети и, конечно, грациозные женские фигуры с динамичным поворотом головы, расположенные на углах мебельных предметов, вдохновленные Ватто и названные «espagnolette» («испаночками»), с намеком на молодую инфанту, воцарившуюся в Париже, которая должна была стать супругой Людовика XV.

В творчестве Шарля Крессана нашли свое новое художественное решение гротески Жана Бе-рена, его предшественника Жака Андруэ Дюсер-со, перевоплотившись в тему «сэнжери».

Наряду с великолепным образом женской головки - эспаньолетки, аллегорическими сюжетами Великого века и геральдическими символами (лев и орел) в произведениях периода Регентства находились шутливые аллегории в виде играющих детей и обезьян. Изображение фурий, сфинксов, играющих обезьян и собак соответствовало характеру французской живописи 1720 -1740-х гг.

Некоторые композиции Одрана, использующего сцены играющих обезьян-акробатов, явились, возможно, источником барельефов, украшающих большинство комодов и угловых комодов того времени. Среди художников, с которыми общался Шарль Крессан, были Ватто и Антуан Купель, рисовальщик Регента и автор интерьеров Пале-Ройаля.

Одним из первых предметов на тему «сэн-жери», созданных Крессаном, является угловой шкаф - 1740г. Бронзовый декор центральной части представляет обезьянку, расхваливающую свои снадобья публике. Здесь Крессан использует композицию гравюры Ватто под названием «Продавец универсального целебного средства» (следует отметить иронию этого названия, имеющего значение «продавец-шарлатан»).

Стиль рококо в полной мере начинает проявляться в творчестве Шарля Крессана в 1735 -1740-х гг. серией комодов с роскошным декором из пальмовых ветвей и цветов. В дальнейшем в творчестве Шарля Крессана тема комодов с пальмовыми ветвями получает свое новое решение, соединившись с темой «сэнжери». Первым является комод с сюжетной композицией в центре верхнего ящика, изображающей детей, растирающих табак и предлагающих его обезьянке, которая им напудривается. Комод на четырех ножках с мраморной крышкой «бреш вьолет», с бронзовыми накладками в центральной части, представляющими двух детей, растирающих та-

комод

ШАРЛЬ КРЕССЕНТ около 1745-1750 гг.

Сосна, орех, шпон сатинового дерева и амаранта, золоченые бронзовые накладки, мрамор Музей Ж.-Пауло Гетти, Лос-Анджелес, США

VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

КомоД

ШАРЛЬ КРЕССЕНТ, около 1745-1749 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сосна, дуб, орех, шпон сатинового дерева и амаранта, золоченые бронзовые накладки, мрамор

Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

КРЕСЛО Франция, нач. XVIII в. Орех, резьба 120x66x56 см БСИИАБС Инв. № 11-3799

Кресло с прямой спинкой. Ножки в виде оленьих копытец соединены Х-образной проножкой. Рельефная резьба из побегов и раковин на подлокотниках, царге и ножках.

бак, и обезьянкой, пудрящейся табаком, с позолотой в технике «ормолу». В настоящее время предмет находится в коллекции музея Ж.-Поля Гетти (Лос-Анжелес).

Этот барельеф, являющийся достаточно редким для Шарля Крессана, встречается также на табакерке, для которой вероятнее всего и была создана эта композиция как отражающая назначение данного предмета. Время создания табакерки датируется 1740г. Различие в качестве изготовления бронзового декора, украшающего табакерку и комод, а также время создания предметов свидетельствуют в пользу гипотезы о том, что первоначально бронзовый барельеф был создан для табакерки, а в дальнейшем был повторен Крессаном при создании комода, но не соответствовал размерам последнего, а был к ним приспособлен, о чем свидетельствуют переделки конструкции комода из музея Гетти, а также общее композиционное решение центральной части комода. Клеймо «С» с короной на угловых бронзовых накладках позволяет отнести его к 1745г.

Несколькими годами позже Крессан вновь возвращается к теме «сэнжери», создав серию комодов, которая принесла ему известный успех. Практически все комоды этой серии в настоящее время находятся в музеях и могут быть доступны широкой публике. Это комоды, получившие название «комод с детьми, раскачивающими обезьянку» - «Lescommodeauxenfantsbalanca ntunsinge» (1749-1755). Всего их семь: шесть, изготовленных в мастерской Шарля Крессана, и одна копия середины XIXв. Это комод из коллекции музея Лувр (Париж), комод из коллекции Метрополитен музея (Нью-Йорк) (имеющий клеймо «С» с короной, что свидетельствует о происхождении из королевских замков), два комода из музея Гульбекяна (Лиссабон) - один с мраморной столешницей «саранколини», другой - «брокателль» (один из них имеет клеймо «С» с короной). Два комода находятся в коллекции Ротшильда в WaddesdonManor (Великобритания), один из которых является копией комода Шарля Крессана, созданной в 1835-1866гг. Еще один комод, находившийся в коллекции герцога Бизасси, замок Эсклимон, был продан в Париже в 2003г. и находится в частной коллекции. Все эти комоды имеют аналогичное конструктивное решение и практически одинаковый бронзовый декор. Их отличие состоит в небольшой разнице в размерах, характере набора фанеровки (например, диагональный, как у комода из музея Лувр, либо ромбовидный из коллекции Ротшильда) и мраморных столешницах, выполненных из различных пород.

Известно, что существовал еще один комод этой серии, но с тремя рядами ящиков, сегодня

считающийся утерянным, принадлежавший герцогу Орлеанскому и находившийся в замке Сэн-Клу.

Следует отметить, что образ обезьянки, позаимствованный Крессаном из произведений Ватто, включенный в композицию с играющими детьми, по своему общему художественному решению отличается от гротесков предшествовавшего периода. В общем решении композиции - «дети, раскачивающие обезьянку» - нет элемента иронии, содержание декора обретает смысл игры, вызывающей определенное умиление. Такая пасторальная идиллия является присущей стилю рококо в мебельном искусстве - добродушие, забавность, игривость, но не ироничность.

Тема игры неоднократно разрабатывалась Ш. Крессаном. Среди его произведений есть также угловой комод с бронзовым декором, изображающим детей с собакой, балансирующей на веревке (собакой-акробатом) (коллекция музея Гульбекя-на, Лиссабон).

Шарль Крессан в истории мебельного искусства Франции по праву занимает почетное место. Его предметы представляют собой не только превосходные образцы исключительного художественного, но и совершенного с технической точки зрения исполнения, долгое время не нуждающиеся в повторных реставрациях. Мастера эпохи Регентства продолжили свое творчество при Людовике XV. Их произведения всегда высоко ценились и впоследствии неоднократно копировались.

УГЛОВАЯ ТУМБА Франция, нач. XVIII в. Палисандр, бронза, мрамор(БесйесотЬт), маркетри 97x79x54 см БСИИ АБС Инв. № 19-1795

Угловая тумба на трех ножках. Маркетри - в виде ромбовидных композиций. Бронзовые накладки на боковинах.

В конце XIXb. были созданы предметы, автором которых считается Ж.-Э. Цвинер, с бронзовым декором по мотивам Шарля Крессана. Это низкий шкаф с композицией, объединяющей тему детей, раскачивающих обезьянку и детей с собакой-акробатом (ок.1890 г.), и секретер - aabattant с сюжетом детей и собаки-акробата (ок.1880 г.), находящиеся в частных коллекциях.

ЛЮДОВИК XV- БЕРНАР II ВАН РИЗЕН БУРГ, ДИНАСТИЯ МИЖО И ДР.

Период правления Людовика XV, в художественной практике Франции известный как стиль рококо, в мебельном искусстве был широко представлен целым рядом замечательных мастеров. Одним из них являлся Бернар II Ван Ризен Бург. Мебельные предметы, выполненные им, в настоящее время можно видеть в ведущих музеях Парижа, Мюнхена, Лондона, Рима, Нью-Йорка, Ма-либу и т.д.

Бернар II Ван Ризен Бург являлся представителем замечательной династии мастеров-мебельщиков начала XVIII века. Без преувеличения он был наиболее известным парижским мастером-краснодеревщиком времен Людовика XV. Именно его произведения мебельного искусства составляют гордость мебельных коллекций музеев мирового значения. Звание мастера Бернар II получил в 1722г.

Известно, что Бернар II Ван Ризен Бург имел очень высокопоставленных заказчиков, в частности, он изготавливал роскошные мебельные предметы для представителей королевских семей во Франции, а также курфюрста Баварии Макса Эммануэля.

Мебель, которая выходила из мастерской Бернара II Ван Ризен Бурга (комоды, угловые комоды, бюро plat, бюро с наклонными крышками, маленькие столики), стилистически соответствовала мебели рококо периода Людовика XV. Именно исключительное качество изготовления, применение определенных сюжетов наборов, своеобразное колористическое решение, мотивы бронзового декора позволяют атрибутировать мебельные предметы как произведения Бернара II Ван Ризен Бурга.

Мебельные каркасы, производимые этим мастером, были выполнены из дуба, собраны и закончены с особенной тщательностью. Этот факт следует подчеркнуть по той простой причине, что это не являлось чем-то обыденным при правлении Людовика XV. Предметы роскошной мебели, произведенные в это время, часто имеют каркас, изготовленный из очень посредственных сортов хвойных и лиственных пород древесины. В этом

отношении Бернар II Ван Ризен Бург представляет исключение так же, как Ж.А. Ризенер для последующего периода. Выверенность пропорций, элегантность и гибкость контуров, тонкость соединений, удивительная однородность, некое гармоничное сопряжение между формами, наборными пейзажами и бронзой - характерная черта мебели этого мастера. Некоторые предметы начального периода его творчества еще сохраняют воспоминания о вкусе Регентства, но большая часть олицетворяет изящный стиль рококо в своем наиболее полном, а также наиболее законченном выражении.

Облицовка мебели Бернара II Ван Ризен Бурга является совершенной и, будучи очень разнообразной, позволяет с первого взгляда определить произведение как принадлежащее этому мастеру. Фанеровка из розового или сатинового дерева тонкого среза, в обрамлении фиолетового или амарантового дерева на больших поверхностях чаще всего служит основой для наборов из торцевого среза древесины (то есть распиленной перпендикулярно волокнам). Эта техника позволяла получить наибольшую выразительность рисунка растительных орнаментов. Очень характерными сюжетами наборов являются большие букеты и ветви с цветами, широко расположенные, без излишеств, четко выделяющиеся на светлом поле фанеровки. Иногда к этому добавляются детали из подкрашенного рога, перламутра, меди, но мастер никогда не использует крашеное дерево. Наименее употребляемыми являются геометрические наборы ромбовидной или кубической формы.

Выгнутые комоды представляют классическую форму с двумя ящиками, без поперечной перекладины. В частности, известны два комода, очень близкие по своему цветочному набору из торцевого среза древесины, с бронзовой рокайльной фурнитурой в виде ажурных гирлянд и накладок в виде цветов по углам. Третий - украшенный подобной бронзой, но фанерованный сатиновым деревом с набором в виде листьев с извилистыми отделками амарантом - имеет клеймо замка Бельвю.

Близкие родственники комодов, мебельные предметы ^еПхе^еих - низкие шкафы с двумя дверцами - также украшены наборами из ветвей с цветами из торцевых срезов древесины и бронзой в рокайльном стиле. Один из них, двустворчатый, принадлежит Я^кзтшеит Амстердама. Другой, более широкий, с пятью дверцами, две их которых расположены по сторонам, был поставлен в 1749г. французскому министру Жану-Батисту Машо д' Арнувиль для коллекции минералов и фигурировал в замке Тьери.

Бернар II Ван Ризен Бург был одним из первых, кто начал использовать вошедший в моду в период Людовика XV севрский фарфор в обли-

ТУАЛЕТНЫЙ СТОЛИК КРИАЭР, МАТЬЕ. Criaerd, Matthieu Франция, XVIII в. Палисандр, орех, розовое дерево, маркетри, золочёная бронза, зеркало. 76x89,5x51 см БСИИ ASG Инв. № 22-2043

Туалетный столик с двумя дополнительными выдвижными ящиками. Золоченые бронзовые накладки по углам и у оснований ножек. Маркетри - в виде веток с цветами по всей поверхности предмета. Клеймо: «M. CRIAERD»

цовке своих мебельных предметов. Он сумел искусно вставить фарфоровые плакетки в оправу из позолоченной бронзы для декора выгнутых поверхностей великолепного комода, который находился в 1779г. в апартаментах принца Конде в Бурбонском дворце. В настоящее время этот комод исключительного исполнения принадлежит частному коллекционеру, который в 1974г. представил его на большой выставке, посвященной Людовику XV, в Париже.

Бернар II Ван Ризен Бург также использовал фарфоровые севрские вставки для украшения других мебельных предметов, например, кофей-

КОМОД С ДВУМЯ ДВЕРЦАМИ, ЭПОХА ЛЮДОВИКА XV, XVIII в.

Дуб, инкрустация различными породами деревом, золоченая бронза, мрамор Рейксмюзеум, Амстердам

ных столиков. Столешница одного из них целиком выполнена из севрского фарфора.

Элегантные и очень маленькие кофейные столики прямоугольной формы, у которых вся поверхность столешницы, реже царгового пояса, украшена цветочными наборами, являются типичными предметами творчества Бернара Ван Ризен Бурга. В центре царгового пояса, на каждой лицевой поверхности, как правило, располагается прекрасная бронзовая накладка в рокайльном стиле. Существует относительно большое количество этой изящной мебели, иногда снабженной проногой.В той же манере решено декоративное украшение письменных столов: те же сюжеты наборов и бронзовых элементов. Как правило, это письменные столы с выдвижным ящиком и выдвижной панелью для письма. Столы больших размеров часто имеют проногу для создания прочности конструкции.

Метрополитен музею принадлежит интереснейший вариант письменного стола с криволинейной крышкой на гнутых ножках с использованием перламутра и крашеного рога работы Ван Ризен Бурга. Снабженный центральной выдвижной доской для письма и двумя дополнительными боковыми, этот стол украшен набором из цветочных

ветвей. Все четыре стороны и главная выдвижная письменная плоскость также имеют подобный орнамент. Стебли и ветви набора сделаны из черного дерева, а окрашенный в зеленый цвет рог был отобран для листьев; цветочный набор состоит из частей покрашенного в красный или синий цвет рога и белого прозрачного перламутра.

Немногие предметы мебели Ван Ризен Бурга включают в декоративный набор, кроме древесины, такие естественные материалы, как перламутр и рог. Можно предположить, что, возможно, он воспринял эту практику от своего отца, Берна-ра I Ван Ризен Бурга, который работал в технике «буль». В инвентарной описи, составленной после смерти последнего, перечислена коробка с различными типами перламутра, которая свидетельствует о том, что он использовал части переливающейся морской ракушки в своей работе.

Интересную группу мебели мастера Берна-ра Ван Ризен Бурга представляют сундучки для драгоценностей на четырех высоких кабриоль-ных ножках (известно около 15 предметов). Они обычно фанерованы розовым деревом, обрамленным амарантовым или фиолетовым деревом; падающая крышка некоторых из них украшена набором из декоративных ваз и цветов.

Одним из наиболее блестящих успехов краснодеревщиков Людовика XVявляется бюро с «ослиной спинкой». Те, что сделаны Бернаром II Ван Ризен Бургом, являются наиболее значительными, в особенности одно из них:с цветочным набором из торцевой древесины на фоне из сатинового дерева, поставленное в 1745г. для кабинета жены Дофина в Версаль. Представленное на Биенале 1986г. в Париже антикваром Жаком Перреном, оно сегодня вновь заняло свое законное место в Версальском дворце.

Можно также привести описание многих других бюро с наклонной крышкой, выполненных в технике маркетри из торцевой древесины, в частности, экземпляр бывшей коллекции госпожи де Поль. Среди этого типа бюро один мебельный предмет выделялся своей необычной конструкцией, превосходным качеством набора и исполнением бронзы в рокайльном стиле. Это большое бюро с двумя наклонными крышками (в форме трапеции), приобретенное Полем Гетти в 1952г. и сегодня являющееся одним из наиболее ценных экспонатов мебельной коллекции музея, который он основал в Малибу (Калифорния).

Следует также упомянуть о многочисленных маленьких секретерах, у которых верхняя часть в виде арбалета завершается профилем в форме «гуська» или «галтели». Украшенные цветочным набором из торцевой древесины, они обрамлены вытянутыми бронзовыми накладками, что указывает, в принципе, на поздние работы

142

Шар искусств

стул

Франция, XVIII в. Орех, резьба. 89,5*62x53 см БСИИ АБС Инв. № 11-0990

Стул со «спинкой королевы» в форме скрипки и сводом «арбалет». Ножки на «каблучках». Резьба в виде цветов и листьев на своде спинки, царге и у вершин ножек

стул, XVIII в.

Музей декоративного искусства, Париж

КРЕСЛО-БЕРЖЕР Франция (провинция),ХУШ в. Бук, резьба 121x70*66 см БСИИ АБС Инв. № 11-2412

Кресло-бержер с «ушками». Рельефная резьба ввиде цветов на своде спинки и царге

КРЕСЛО-БЕРЖЕР эпоха Людовика XV, XVIII в. МузейЛоррэйн, Нанси, Франция

краснодеревщика. Два предмета этого типа мебели были представлены на выставке, посвященной Людовику XV, в Париже в 1974 г.

Наконец,следует отметить угловые шкафы и бюро plat, среди которых находится бюро Дофина с цветочным набором из торцевого среза древесины на фоне розового дерева, поставленное Королевскому Двору в 1745г., которое было обнаружено только в 1949г. в Министерстве финансов Пьером Верле (сегодня находящееся в Версальском дворце) вместе с другой незаурядной мебелью: комод, секретер и витрина из розового дерева, украшенные набором в виде ветвей дерева. Не имеющий клейма, этот любопытный предмет соответствует инвентарной описи 1776г. апартаментов Короля в Большом Трианоне.

Бернар II Ван Ризен Бург также работал в отделке мебели в технике восточного лака. С середины XYI^te. лаковые панно Дальнего Востока становятся довольно известными. Торговцы (marchands-merciers) привозят их из Китая и Японии для мастеров краснодеревщиков. Бернар II Ван Ризен Бург выбирает ценные панно черного лака с золотом из Японии так же, как китайские, называемые Coromandel, которые он использует для характерных стилю рококо выгнутых фасадов мебели. Последние отличаются от черного и золотого японского лака тем, что их сюжеты нанесены не на поверхность, а выгравированы и заполнены цветным лаком. Декорированные в этом стиле большие панно доставлялись в Европу с Коромандельского берега Юго-Восточной Индии, где у британской Восточной компании были

VW ВЕСТНИК №ЖДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

торговые представительства. Так же, как и в мебели, украшенной деревянными наборами, на этих предметах рокайльная бронза окружает и разделяет экзотические переливающиеся пейзажи.

Выпуклые комоды, облицованные японскими или китайскими лаковыми панно, представлены в музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитен музее в Нью-Йорке, Музее Поля Гетти, Малибу, в английских королевских коллекциях в Букингэмском дворце, во дворце Киринал в Риме, музее Резиденции в Мюнхене и т.д. В музее Лувр находится на хранении с 1988г. комод с японскими лаковыми панелями и отделкой в технике братьев Мартэн («уегшзМайш») - французской версии исполнения лакового покрытия, аналогичного восточному, - украшенный рокайльной бронзой по центральной раме. Номер, имеющийся на задней части этого предмета, позволил обнаружить в журнале мебельного склада Королевского Двора дату поставки этого мебельного предмета замку Фонтенбло для Кабинета Королевы: 26 сентября 1737г. Речь идет об одном из самых первых примеров отделки предметов мебели с использованием панно в технике японского лака, выполненном во Франции.

Восемь эксклюзивных комодов с использованием восточных панно «Coromandel» были поставлены Королевскому Двору в 1748 -1753гг. Один из них принадлежал маркизе Помпадур, фаворитке Людовика XV известной покровительнице искусств и любительнице роскошных предметов.

Можно предположить, что при создании этого комода Бернар II Ван Ризен Бург руковод-

ствовался размерами конструкции создаваемого предмета и формой золоченого бронзового декора. Он, по-видимому, тщательно подбирал части лаковых панно с интересными художественными сюжетами, чтобы использовать облицовку для центральной части и боковых сторон. Изображение с пятью фигурами, например, было выбрано для центральной части фасада. Панели были урезаны горизонтально и слегка выгнуты, чтобы соответствовать фронтальным выдвижным ящикам комода.

Лаковые панели, получаемые с конца XVIIв., в виде комнатных ширм «Coromandel» были скорее высоки, чем широки. Это объяснило бы разрозненность фигуративных сцен так же, как и урезанные и изогнутые части ширм, использованных для облицовки центральной части. Прямоугольные части лаковых панно с фантастическими животными на фоне живописных пейзажей были выбраны для боковых криволинейных сторон. Эти фрагменты панно не были достаточно большими, чтобы покрыть всю сторону, и поэтому они были дополнены черными лаковыми поверхностями, выполненными в европейской технике братьев Мартэн. Эти части были выполнены в соответствующей китайскому лаку цветовой гамме. Кроме того, мастер очень реалистично воспроизводил цветочные мотивы китайских панно, нарисованных с имитацией потрескавшегося лака.

Изящные завивающиеся бронзовые накладки также играли важную роль в художественном образе предметов Бернара II Ван Ризен Бурга. Их изгиб определял форму выдвижных ящиков, фронтальной части и центральных орнаментальных накладок, составленных из рокайльных мотивов «С» и перевернутых «С», также визуально разделяющих фасад комода на три части. Вполне вероятно, что мастер использовал уже имеющиеся у него бронзовые элементы, которые в определенной степени определили композиционное и художественное решение комода.

Интересно то, что ящики этого комода не оснащены ручками, что лишало возможности открывать их без применения ключа. Это было довольно непрактично, помня о том, что данный предмет обозначен мастером как комод, то есть «удобный». Эта деталь указывает на то, что комоды стали весьма фешенебельными предметами обстановки в середине XVШв. и часто рассматривались как показатель уровня благосостояния владельца, гораздо в меньшей степени отвечая своему функциональному назначению.

С обратной стороны комода можно ясно увидеть тщательно выполненный фигурный каркас с заключенными в конструкцию панелями. Этот тип конструкции характеризует высококачественную работу краснодеревщика.

Еще одним замечательным примером мебельного искусства Франции XVШв. является творчество династии Мижо (Migeon). Семья Мижо является скорее исключением из правила, так как принадлежит к французской, к тому же парижской и протестантской семье. Все представители мужского пола в этой семье носили имя Пьер и все являлись мебельщиками-краснодеревщиками. Это была больше чем семья - это была династия замечательных парижских мебельщиков. С первой трети XVIIв. и до последней трети XVIIIв., то есть со времени правления Людовика XIII и заканчивая временем правления Людовика XVI, пять мастеров-мебельщиков - пять Пьеров Мижо стояли во главе мастерской по производству превосходной мебели, в основном предназначавшейся для Королевского Двора. Наибольшую известность из всех Пьеров Мижо имел Пьер IV Мижо.

Возглавив фамильную мастерскую в 1739г., он не только значительно развил ее деятельность, но и стал довольно известным торговцем мебелью. Более того, он получил клиентуру от Управления Гарде-Ме-бле Двора, а в1745г., когда госпожа де Помпадур стала официальной фавориткой при дворе Людовика XV Пьер IV Мижо стал ее любимым мебельщиком.

Среди клиентов Пьера IV Мижо были представители самых высших кругов французского общества XVIIIв. Прежде всего, это были члены королевской семьи, знатные особы, приближенные ко Двору, члены французского парламента, министры, а также известные финансисты. Так как связь между государственными и финансовыми кругами была довольно тесной, то известность Пьера IV Мижо росла очень быстро, а вместе с ней и спрос на мебельные предметы, которые он поставлял. Признанный и оцененный двором и знатью, Пьер IV Мижо поставил несколько мебельных предметов для Двора. Прежде всего, Гарде-Мебле Двора заказал ему предметы, предназначенные Дофину и жене Дофина, а также дочерям короля Аделаиде, Луизе, Виктории и Софи, Инфанте, герцогине Пармской, мадам де Помпадур, а также графу Сент-Флорентин и Шарлю де Рохан, принцу Субизскому.

Династия Мижо сыграла в истории французского мебельного искусства определенно выдающуюся роль, так как ее представители являлись не только прекрасными мастерами-мебельщиками, но и замечательными организаторами продажи и производства художественной мебели в XVШв.

Используя около 200 мелких предприятий, мастерская Пьера IV, затем Пьера V Мижо выступила в роли настоящего предприятия мебельного производства, и ее экономическая роль внутри парижского пригорода Сен-Антуан была очевидна.

Род Мижо продолжился до начала XX-ого в.: известен его последний потомок Gustave-Achille-

Gaston Migeon (1861-1930), который являлся хранителем отдела предметов декоративно-прикладного искусства музея Лувр.

Собственные произведения Мижо настолько значительны и разнообразны, что его творчество трудно определить однозначно. Прежде всего, огромным разнообразием отличаются созданные им и сохранившиеся до наших дней типы мебели: комоды, угловые шкафы, бюро, секретеры, шкафы, а также всевозможные столы и стулья. Разнообразием отличаются и стили этой самой мебели. Более того, Мижо не только производил, но и торговал. Деятельность Пьера IV Мижо охватывает то, что сегодня называется «стилем Регентства», стилем «рококо» и первыми опытами стиля «alagrecque». В целом его произведения характеризуются определенной четкостью линий и соразмерностью декора, скромной элегантностью, которая отмечена предпочтением монохромного декоративного набора с использованием деревянных поверхностей, близких по цвету тонов, таких как фиолетовое и сатиновое дерево. Пьер IV Мижо проявляется иногда как традиционалист, используя старые формы, очень выразительные и уравновешенные, унаследованные от Регентства, и как предшественник нового направления, в частности в оригинальной манере употребляя технику инкрустированных наборов или живописной росписи.

Особое предпочтение Пьер IV Мижо отдавал секретерам. Как известно, авторство создания этого типа мебели приписывается Антуану Гудро, но Пьер IV развил и усовершенствовал не только их конструкцию, но и художественное оформление. Он изготовил многочисленное количество секретеров, форма которых позволила ему полностью выразить свой вкус и сделать их настоящими предметами роскоши, видоизменяя их в сторону все большей простоты и элегантности. Известно несколько очень красивых образцов, исполненных Пьером IV Мижо. Он соперничал в этой области с двумя известными мастерами - Жаком Дюбуа, с которым работал, и Бернаром II Ван Ризен Бургом. Пьер IV Мижо отличался редкой изобретательностью как в создании форм секретеров, так и в композиционном и колористическом решении их оформления. Большая часть секретеров, осуществленных Мижо, была из орехового дерева или фанерована амарантом, в последние годы он использовал палисандр или фиолетовое дерево. Являясь изысканным и роскошным произведением, секретер украшался бронзовыми накладками и лаковыми росписями.

Необходимо отметить, что у Мижо были секретеры «мужского» и «женского» типа.

Одним их первых секретеров Пьера IV Мижо был предмет, представляющий китайский пейзаж

VW ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

с фигурами на зеленом фоне, выполненный в лаковой технике «уегшзМагйп» в 1735 -1740 гг.

Этот маленький предмет принадлежит с конструктивной точки зрения второму типу произведений, которые встречаю-ся у Мижо: «женскому» -элегантному и изысканному, но хрупкость которого может казаться чрезмерной.

В то же время Пьер IV Мижо создал замечательный секретер, лаковая поверхность которого была положена на достаточно глубокую синюю основу. Речь идет об одном из редких примеров лака, которые дошли до нас. Он имеет клей-мо«Migeon» и известен благодаря архивам галереи Segoura в Париже.

Секретер с синим фоном имеет более совершенную гармоничную линию конструкции, изящно сочетающуюся с прекрасными ножками, выполненными в форме «арбалета». Общая динамичная линия, показывающая вкус к движению, свидетельствует о большой изысканности. Особенностью оформления секретера является его богатый декор: это маленькие сцены в японском стиле, созданные с использованием листового золота и серебра, позолоченного перламутра, которые размещаются на глубоком синем фоне (ляпис-лазурит).Изысканно гармоничная конструкция, выбор материала, композиция сюжетов и техника исполнения этого секретера позволяют говорить об одном из шедевров Пьера IV Мижо.

Известны еще три секретера «голубого цвета», исполненные в подобной манере. Один, в настоящее время находящийся на хранении в Музее декоративного искусства в Париже, был выполнен для мадам Помпадур и находился в замке Бельвю, другой был изготовлен столяром-краснодеревщиком Бернаром II Ван Ризен Бургом и сегодня находится в частной коллекции, третий с клеймом «Migeon» небесно-голубого цвета также известен благодаря архивам галереи Gismondi, Париж.

Удивительным для творчества Пьер IV Мижо является бюро 1740-1745гг., имеющее клеймо «Migeon», представляющее редкое композиционное решение декора на голубом фоне из двух слоев разных оттенков с рельефно вырезанным изображением, вдохновленным произведениями Жана Пиллемана. Экзотический архитектурный пейзаж с баранами украшает все поверхности

КРЕСЛО-БЕРЖЕР, клеймо Жан-Рене Надаль Старший, эпоха Людовика XV, XVIII в. Лувр, Париж

КРЕСЛО-БЕРЖЕР Франция, XVIII в. Тонированный орех, резьба 96x66x54 см

БСИИ АБС Инв. № 11-2969

Кресло-бержер со спинкой «кабриоль» и округлым сводом Рельефная резьба в виде цветов на своде спинки и царге.

этой мебели, изящно изогнутой. Внутренняя часть секретера выполнена из фиолетового дерева. В этом произведении бронза абсолютно исчезла в пользу белых обводов, подчеркивающих извилистые контуры. Это один из наиболее удачных секретеров Пьера IV Мижо.

Пьер IV Мижо приобрел также известность благодаря созданию трансформирующейся и механической мебели: маленькие столики с пюпитрами, туалетные, ночные столики, музыкальные пюпитры, комбинированные столы и т.д. Благодаря созданию остроумных конструкций мастер расширял функциональное назначение того или иного типа мебели. Он значительно преуспел в создании ломберных столов, которые распределяются на столы для различных видов карточной игры - в брелан, пике, ломбер, кадриль, а также для игры в триктрак и т.д., затем письменных столов, а также обеденных и сервировочных, передвижных и прикроватных с многочисленными хитроумными механическими приспособлениями. Большая часть этих предметов была выполнена из орехового или черешневого дерева, иногда фанерована амарантом или палисандром, всегда исключительно лакированная. Все эти разнообразные, узкопрофильные предметы являлись отражением эволюции нравов и обычаев, образа жизни французского общества XVIIIв. Искусные предметы, которые с необыкновенной изобретательностью создавал Пьер IV Мижо, свидетельствуют о его таланте не только как мастера-мебельщика, но и механика и в то же время являются материальным воплощением вкусов и фантазий заказчиков.

% I

I f I

!

t s

II

i l

УГЛОВЫЕ ТУМБЫ, XVIII в.

Музей декоративного искусства, Париж

УГЛОВАЯ ТУМБА. ДЮБУА, ЖАК Франция, XVIII в.

Фиалковое и розовое дерево, палисандр, маркетри, мрамор Vert Patricia 91x48 см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БСИИ ASGИнв. № 19-1875

Маркетри - в виде центрально-симметричного «шахматного узора» («Damier») в волнообразном обрамлении. Золоченые бронзовые накладки у оснований ножек.Клеймо: клейма «JDUBOIS» и гильдии «JME».

Письменные столы трансформировались таким образом, что центральная часть поднималась, становясь пюпитром, боковые части, отодвигаясь, открывали письменный прибор, снабженный чернильницей и другими письменными принадлежностями, а иногда двумя бронзовыми подсвечниками. Боковые части могли иметь форму бобов или почек. Центральная часть, как правило, украшалась деревянным набором либо в виде маленьких цветов и листьев на длинных изогнутых стеблях, либо вазы с букетом цветов, выполненным в той же манере, характерной для Мижо. Наиболее богатые экземпляры инкрустированы и украшены бронзой и иногда снабжены вытяжным экраном, чтобы зимой огонь от камина не беспокоил сидящего за столом.

Изобретательность толкала Пьера IV Мижо на то, чтобы изготовлять весьма оригинальную мебель. Это, например, стол с шестью ножками, который одновременно совмещал в себе стол для игры в шахматы, в триктрак, стол и бюро «alaBourgogne», фанерованный розовым, сатиновым и амарантовым деревом. Что касается другого предмета, то это стол «с веерами» для игры в триктрак, карточной игры, игры в шахматы. Верхняя крышка стола поднималась, становясь пюпитром для чтения, а сбоку раскрывались веера, предназначенные защищать от сквозняков. Рукоятка, расположенная сбоку, позволяла опустить столешницу для карточной игры. Это, без сомнения, также один из редких примеров ломберных столов.

Элегантная композиция, гармоничные пропорции, соединенные с разумной трезвостью декора, придают мебели Мижо изысканный характер, который вполне отвечал вкусам французского общества периода Людовика XV; эти качества объясняют огромный успех его торговли и исключительную значимость его продукции, то, что помещает его в первый ряд французских мастеров-краснодеревщиков первой половины XVШв. и делает одним из наиболее крупных поставщиков мебели эпохи Людовика XV. Музеи Лувр, декоративного искусства и Карнавале (Париж), дворец Фонтенбло, Музей изящных искусств (Орлеан), Национальная художественная галерея (Вашингтон) имеют в своих коллекциях мебель с клеймом«Migeon».

История семьи Мижо - это, прежде всего, история социального восхождения: от скромного ремесленника пригорода Сэн-Жермен-де-Пре, которым являлся Пьер I Мижо, до успешного мастера и предпринимателя Пьера IV Мижо, владевшего одним из наиболее важных торговых мебельных предприятий XVIIIв.

Великолепную плеяду мастеров-мебельщиков, работавших в период блистательной эпохи

правления «Людовиков», по праву продолжает Жан-Франсуа Эбен. Создатель великолепных новых форм мебельных конструкций и декора, Ж.-Ф. Эбен является одним из наиболее великих маркетристов эпохи Людовика XV и в то же время - гениальным механиком. Он вошел в историю как специалист по мебели «с секретом» и трансформирующейся мебели, а также как создатель знаменитого «бюро Короля» - бюро-цилиндра, выполненного для Людовика XV.

Пребывание Ж.-Ф. Эбена в Париже совпало с подъемом производства предметов роскоши. Французское общество в целом и в частности его культура повседневности были полны перемен. В королевских дворцах так же, как и в частных домах, на смену пышным салонам эпохи Людовика XIV пришли маленькие удобные комнаты. Эпоха Просвещения, которая фактически совпала со временем правления Людовика XV, наложила свой отпечаток на все сферы общественной жизни: изменилось сознание, образ жизни, этикет. Для мебельного искусства не только Франции, но и всей цивилизованной Европы эти изменения имели также эпохальное значение прежде всего потому, что они повлекли за собой создание новых типов мебели, которые вошли в историю мебельного искусства как образцы высокохудожественных произведений декоративно-прикладного искусства.

Так, мебель для письма различных форм и конструкций имела неслыханный спрос. А именно обучение письму и чтению являлось одним из основных законов просвещения. Письму начали обучаться не только мужчины, но и женщины, наряду с этим общественные нравы диктовали довольно строгие условия общения между мужчинами и женщинами, поэтому большое развитие получил эпистолярный жанр. Следствием этого явилось создание в письменных столах секретных ящичков для хранения переписки и важных документов. Утонченные покупатели того времени начали разыскивать мебельные предметы, специально оборудованные хитроумными механизмами, и готовы были платить за них большую цену не только как за дорогую игрушку, но и как за предмет, хранящий тайну.

Произведения Эбена развили стиль Людовика XV до его логического завершения и вместе с тем означали приход неоклассицизма в историю мебельного искусства Франции. Поэтому произведения этого мастера можно рассматривать как явление переходного периода, так называемого транзисьон (от французского «transition»).

По праву Жан-Франсуа Эбен считается наиболее изобретательным и наиболее выдающимся среди краснодеревщиков ХШПв. в Париже. Будучи активным только в течение 15 лет, он сделал

блистательную карьеру. Он быстро воспринял идеи парижского стиля, и его мебель определенно свидетельствует о французской изысканности и утонченности, очень далекой от немецкой тяжеловесности. Она отличается гармоничностью, безукоризненной отделкой и красотой своих наборов в технике маркетри. В начальный период своего творчества для Эбена было характерным использование флоральных мотивов, выполненных в натуралистической манере. В последний период своей деятельности он создавал орнаментальные украшения в виде военных доспехов и атрибутов, не пренебрегая и аллегорическими сюжетами. В отделке предметов этого периода он употреблял также открытую древесину (розовое, красное дерево), выбирая текстуру, сходную с мрамором.

Жан-Франсуа Эбен являлся создателем новых форм мебели периода Людовика XV: комода с тремя дверцами, который стал очень популярным, начиная с 1765г., бюро-цилиндра и целого предметного ряда «механической мебели», среди которого большое место занимали «дамские столики»: письменные, туалетные и т.д. разных форм и конструкций. Ж.-Ф. Эбен создал образцы превосходной комфортной мебели, ставшие «классическими» на протяжении долгого периода и до сих пор являющиеся предметами изучения и копирования. Он в равной степени является создателем бюро с цилиндрической крышкой; первоначальная модель, поставленная королю Людовику XV, закрывалась шторкой из подвижных полосок (деревянные полоски крепились на тканевую поверхность), сборка которых в единый механизм предоставила много забот его помощнику Ризе-неру. Эта шторка работала с естественными трудностями при открывании и закрывании, поэтому последующие модели были оборудованы жестким каркасом крышки в виде полукруга и получили название бюро-цилиндр ввиду своей формы и выполняемой функции опускающейся крышки.

Большое количество известных нам мебельных предметов Жана-Франсуа Эбена позволяет проследить творческую эволюцию его стиля и понять всю фантазию и превосходность исполнения, которые всегда присутствуют в создании новых моделей с оригинальными механизмами и различными хитроумными техническими приспособлениями. Комоды и угловые комоды различных вариантов занимают первое место среди мебельных предметов большого размера, созданных Ж.-Ф.Эбеном. Что касается секретеров с наклонной крышкой (aabbatant) и бюро-рЫ, то они наглядно демонстрируют изменение форм и конструкций мебельных предметов, созданных в мастерской Эбена с начала его творческой деятельности в Париже до создания мебели в стиле неоклассицизма.

VUV ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1Р ИСКУССТВ

ПАРА УГЛОВЫХ ТУМБ

Клеймо Ж. Франсуа Эбена, около 17601762 гг.

Шпон различных пород деревьев, маркетри, золоченые бронзовые накладки, мрамор Музей Виктории и Альберта, Англия

Первые комоды представляют апогей стиля Людовика XV. Это образцы с двумя дверцами, иногда с явно выраженным поперечником, но чаще всего лишенные его, так как Эбен предпочитал большие поверхности.Фронтальная часть предмета, мощно изогнутая в центре, спускается к нижней части фасада, чтобы завершиться трехчастным фартуком. Комод в профиле образует плавно изогнутый контур, подчеркнутый Б-образными ножками.Основа-тельно посаженные на свои ноги, комоды, как правило, разделены на три равные по ширине части с полосками филенок, украшенными маркетри, с бронзовыми рокайльными накладками в виде листьев и трехчастных картушей.

В развитии мебельного искусства роль Ж.-Ф. Эбена была неоспоримой: он создал большое количество моделей, являющихся образцами мебели, наиболее востребованной широкой публикой (вплоть до сегодняшнего дня) - комод стиля Транзисьон. От стиля Людовика XV он сохранил ножки и перекладины, на которые поместил прямоугольный корпус, возвещающий стиль Людовика XVI. Как талантливый мастер Ж.-Ф.Эбен создал модель, которая имела очень значительный и продолжительный успех и многократно копировалась парижскими краснодеревщиками вплоть до 1775г.

Корпусы комодов приняли прямоугольную форму с трапециевидными стойками, переходящими в ножки. Передняя часть фасада плоская, с явно выраженным центральным выступом, заканчивающимся фартуком. Это состоящее из трех ча-

КОМОД Франция, XIX в.

Шпон различных пород деревьев, маркетри, золочёная

бронза, мрамор

БСИИ АБСИнв. № 12-2529

Комод на три ящика с имитацией девяти. На ящиках -золоченые бронзовые круглые ручки и свисающие, в форме венков с бантами. Фасад с ризалитом, декорирован маркетри в виде вазы с цветами. На боковых ящиках -ромбовидный набор маркетри в прямоугольном обрамлении и в ленточной фанеровке. Царга с фигурным выступом выполнена в форме арбалета. Изогнутые ножки выступают относительно основной части каркаса.

стей вертикальное разделение повторяется также в горизонтальном плане. Круглые бронзовые накладки с подвесными кольцами, выполняющими роль ручек, разделяют фриз на части, в которых оборудованы три ящика. Ниже находятся два широких ящика одинакового размера, расположенные в центральной части комода, тогда как в боковой части оборудованы отделения с закрывающимися дверцами. Благодаря этому комоду Эбен создал модель, ставшую в некотором роде классической, которая часто копировалась другими краснодеревщиками.

Наиболее полно отражающими период Тран-зисьон являются комоды с почти прямыми линиями, образованными двумя ящиками без фриза. Фартук также теряет свое значение и полностью исчезает. Модели такого типа фанерованы сатиновым или, чаще всего, красным деревом. Общее художественное решение создается благодаря простым изящным формам конструкции с использованием открытой текстуры древесины. Подчеркнутое блестящей полировкой, красное дерево с наплывом или с вкраплениями принимает вид, схожий с мраморной поверхностью. Интересными также представляются низкие шкафы с двумя дверцами, называемые «d'entre-deux», которым присущи основные элементы стиля Тран-зисьон: прямоугольные формы с расположенными под углом стойками, каннелированными либо украшенными простым набором, с низким цоколем на прямоугольных ножках и фризом с ящиками. Один из предметов с открывающимися дверцами украшен в центральной части набором в виде орнамента, напоминающего четырехлист-ник с изящным букетом, обрамленный филенками и расположенными по бокам фанеровками в виде почек. Как и два больших овала по боковым стенам, они фанерованы деревом с диагональным расположением волокон. Другой шкаф deux» без подписи имеет дверцы в виде убирающихся в боковины шторок, украшенных флораль-ным набором.

Эбен также изготавливал угловые комоды. Известно несколько моделей в стиле Людовика XV. Один из них с наборными панелями, как уже упоминалось выше, находится в музее Гетти. Но чаще всего они представляют образцы стиля Транзисьон, которые присутствуют во многих коллекциях. Пара угловых комодов из коллекции музея Виктории и Альберта (Лондон), особенно удачного исполненная, сочетает прямые по вертикали линии с изогнутыми линиями по горизонтали. Б-образные стойки, украшенные кубическим набором, переходят в ножки, располагающиеся под углом к основному направлению; оформлены бронзовой фурнитурой. Две передние дверцы -плоские с набором из букета цветов, перевязан-

Hg

¡Г*;

Il l'^l'

ного лентой. Другая пара комодов, аналогичная предыдущей, имеет одну дверцу и фанерована деревом акажу, украшена пятью бронзовыми коль-цами(один на фризе, четыре на дверце), имеет столешницу алепского мрамора

Большой успех имели секретеры aabattant Эбена. Сохранилось большое количество экземпляров, имеющих клеймо Ж.-Ф.Эбена, также атрибутируемых как принадлежащие этому мастеру по своим художественным и конструктивно-стилистическим характеристикам. Мебель этого типа следует стилистическому развитию, аналогичному комодам. Первый предмет в этом жанре был выполнен в полном соответствии стилю Людовика XV в 1754-1756гг. для наследного принца немецкого княжества (ResidencedeMunich). Полные движения в плане и в разрезе его пропорции и контуры особенно гармоничны. Исходящие от галтелей, образующих фриз, вертикальные линии расширяются изящными изгибами наверху стоек перед тем, как стать прямолинейными. Затем они заново слегка увеличиваются, чтобы сформировать ножки, придавая симметричность общему контуру ансамбля. Богатая золоченая бронза подчеркивает динамизм конструкции. Внутренняя часть секретера также имеет тщательную конструктивную проработку. Позади двух дверок нижней части располагаются четыре выдвижных ящика и отделение для бумаг. Верхняя часть (abattant) закрывает отделения для хранения бумаг и ящики с выпуклыми передними панелями. Ручка круглой формы, спрятанная в галтели, позволяет открыть три ящика. Ящики и отделения для хранения бумаг вверху и внизу составляют единый объем внутреннего пространства. Между ними и задней стенкой располагаются свинцовые противовесы, связанные с шарнирами и валиками падающей крышки, чтобы избежать ее слишком резкого открывания. Этот секретер со сложной механической конструкцией показывает совершенное мастерство Эбена, которым он обладал как механик и смог создать устройство, позволя-

ющее плавно открывать и закрывать большую поверхность передней крышки секретера.

Другой тип секретера aabattant воспринял форму известного стола alaBourgogne музея Лувр. Лишенная библиотеки, выдвигающейся из внутренней части предмета, его конструкция состоит из опускающейся крышки, имитирующей два ящика и находящейся над двумя дверцами. Один экземпляр, не подписанный, декорирован набором из зигзагообразного орнамента; он может быть датирован около 1760-1763гг. Будучи достаточно низким и снабженный ручками, он легко транспортируется.

Расцвет деятельности мастера Ж.-Ф.Эбена связан с переходным периодом в искусстве, получившим во Франции название «transition», когда орнаменталисты и краснодеревщики постепенно начали отказываться от изогнутых рокайльных линий, возвращаясь к античным принципам построения мебельных конструкций, прямолинейные формы которых возвещали приход неоклассицизма - стиля Людовика XVI. Это был период, связанный с трансформацией общественного сознания: менялись взгляды, вкусы, предпочтение отдавалось различным новшествам, и в тоже время немаловажную роль играло качество и художественное исполнение предметов. В этой обстановке раскрылся талант Эбена как замечательного механика, маркетриста и позволил ему создать шедевры мебельного искусства, занимающие достойное место в музейных и частных коллекциях всего мира.

В данной статье мы привели лишь небольшую часть замечательной истории мебельного искусства Франции Х^Шв., которую можно продолжить историей А. Ризенера, Г. Беннемана и других мастеров эпохи Людовика XVI.

Все факты, приведенные в данном исследовании, свидетельствуют о сложном процессе формирования основных стилистических характеристик в развитии декоративно-прикладного искусства (в данном случае - мебели), характерного для Западной Европы XVIII века.

Книжный ШКАФ Франция, 60-е гг. XVIII в. Шпон различных пород деревьев, маркетри, золочёная бронза, стекло, мрамор 146x96x40 см БСИИАБС Инв. № 17-2413

Столешница - темно-синего мрамора. На выдвижном ящике -прямоугольная окантовка, внутри которой круглые свисающие ручки и личинка в центре. Створки застеклены. В нижней части -паркетный набор в прямоугольной окантовке с меандром по углам. Скошенные углы с маркетри выполнены в виде имитации каннелюр. Арбалет царги декорирован бронзовой накладкой. Личинки створок имеют форму рокайлей.

список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Раппе, Т.В. Коллекция мебели // Западноевропейское прикладное искусство ХУГ-ХУШвеков в собрании Эрмитажа.- СПб.: Государственный Эрмитаж, 1996.- С.14 -31.

2. Раппе, Т.В. Техника Буль в украшении мебели из собрания Эрмитажа: сб. науч. тр.//Прикладное искусство Западной Европы и России. - СПб.: Изд.-во Государственного Эрмитажа, 1999.- 284 с.

3. Шевченко, В.Г. Рисунки Жиля-Мари Оппенора в собрании Эрмитажа. -СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006179 с.

4. Alcouffe, D. Le Mobilier du Louvre.T.I.- Paris:Editions Faton,1993.- 353 p.

5. Bouzin, C. Meuble et Artisanat (XIII-XVIII siecle).- Paris: Les Editions de l'Amateur, 2003.-207 p.

6. Champeaux, A. Le Meuble. - Paris:A.Quantin,Imprimeur-Editeur, 1885.- 318 p.

7. Janneau, G. Le Meuble d'Ebenesterie.- Paris: Les Editions de l'Amateur, 1993.- 236 p.

8. Mouqin, S. Le Style Louis XV. -Paris: Les Editions de l'Amateur, 2003.-159 p.

9. Verlet, P. Le Mobilier Roayal Francais.- Paris: Picard, 1994.- 272 p.

4Ш1Р ИСКУССТВ

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.