«Один из первых эбенистов Парижа»
Неизвестное клеймо известного мастера
Анна Черепанова, искусствовед МИА ASG
АННОТАЦИЯ: в данной статье освещается процесс реставрации комода, выполненного во Франции во второй половине XVIII в. (в эпоху Людовика XVI). Во время реставрации было найдено клеймо автора.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: реставрация, стиль Людовика XVI, французская корпусная мебель XVIII в., комод, мрамор, деформация.
SUMMARY ABSTRACT: restoration process of the secretary made in France at the second half of the XIX century (during an era the style of Louis XVI) is covered in this article. The stamp of maker was found during restoration.
KEY WORDS: restoration, the rococo style, Holland cabinet furniture of the XVIII - XIX century, marquetry, veneer sheet.
ВИД ДО РЕСТАВРАЦИИ
Комод Франция, 70 - 80-е гг. XVIII в. Светлое и тонированное дерево, маркетри, золоченая бронза, мрамор Carrare blanc veine [1] 84x125x57 см Реставратор: Улемнов А.В. и Филиппов А. Время реставрации: начало 01.02.2012, завершение 06.06.2012 БСИИASG, инв. № 12-1277
Комод из Большого собрания изящных искусств под инвентарным № 12-1277 был куплен во Франции на аукционе Versailles Encheres 14 марта 2010 г. Исполнили его во время правления Людовика XVI.
В этот период формы мебели становятся еще более простыми и геометричными по сравнению с прошедшей эпохой. Предметы украшаются маркетри, желобками-каннелюрами или их имитацией и золочеными бронзовыми накладками более сдержанных форм и очертаний. Прямоугольный выступ на фасаде предмета - ризалит, популярный в эпоху Транзисьон для придания большей декоративности формам мебели, практически
исчезает во время Людовика XVI. Ножки также меняют свою форму: они уже не изогнуты и не отстоят от корпуса предмета, а конусообразные, сужающиеся книзу или квадратные в сечении.
Комод из БСИИ имеет три выдвижных ящика, хотя фасад декорирован так, что создается впечатление, что их девять, т.е. каждый ящик декорирован в виде трех, соединенных вместе. Они украшены окантованным геометрическим паркетным набором маркетри в ленточной фанеровке. Углы комода представляют собой полуколонны с имитацией каннелюр, переходящие в конусообразные ножки. Все эти детали оформления характерны для стиля неоклассицизм (или Людовика XVI во Франции). Но есть некоторые особенности, не типичные для мебели данного направления. На комоде присут-
ствует ризалит небольшого размера. Столешница белого мрамора также не совсем обычной формы - прямоугольная, но с выступом для ризалита по центру и округлыми - по углам. Золоченая бронзовая фурнитура относится к стилю транзисьон: личинки выполнены в виде медальонов с бантами, ручки имеют округлую форму. Накладки же более строгих очертаний: на арбалете - сложной фигурной формы, на углы под столешницей они изготовлены в виде пластин с гирляндами. ножки завершаются бронзовыми основаниями в виде наперстка.
Сочетание в данном предмете элементов, относящихся к разным стилям, следующим друг за другом, может говорить о том, что данный комод представляет собой вещь, выполненную в период становления стиля Людовика XVI. Этот вывод подтверждается тем, что элементы транзисьон слабо выражены, основные же конструктивные черты комода относятся к неоклассицизму. Таким образом, временем создания комода являются 70-е гг. XVIII в.
Состояние данного предмета было неудовлетворительным, поэтому было принято решение о его реставрации. К работе по его восстановлению приступили в начале 2012 г.
Как обычно, процесс реставрации начался с разборки предмета. но сняв лишь мраморную столешницу, мастера обнаружили на верхней части левой угловой полуколонны предмета клеймо его автора - «P ROUSSEL» и гильдии «JME».
^ляр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата
4Чир искусств
КЛЕИМО ПОД СТОЛЕШНИЦЕИ
В каталоге аукциона, в описании к предмету ничего не говорилось об этом факте.
+ Лот 380.
COMMODE en bois de placage marqueté en feuille dans des encadrements de filets de bois clair et teinté, elle ouvre à trois rangs de tiroirs. Montants arrondis à cannelure simulées.
Elle repose sur pieds fuselés et annelés. Dessus de marbre gris veiné XVIIIe siècle. H 84 L 125 P 57 cm . Accident et restauration
Комод с отделкой из шпона, инкрустация в виде листьев в обрамлениях филенок из светлого и слегка окрашенного дерева, с тремя ярусами ящиков. Округленные стойки с ложными каннелюрами. Ножки веретенообразные с каннелюрами. Верх серый мрамор с прожилками XVIII века. H 84 L125 P 57 см. Повреждения и реставрации.
Следовательно, он был не известен французским экспертам.
В книге Пьера Кжельберга упоминаются три мастера с фамилией Руссель - это Пьер Руссель и двое его сыновей: старший - Пьер-Мишель и младший - Пьер II.
Пьер Руссель (1723 - 7 июня 1782 гг.), получивший звание мастера в 1745 г., был сыном эбениста. Он открыл собственную мастерскую на улице Ша-рентон в «Имаж де Сент Пьер» и быстро получил признание. «Альманах де Врей Мерит» в 1769 г. назвал Русселя «одним из первых эбенистов» Парижа. Он исполнял мебель для принца Конде, для Бурбонского дворца, замка Шантийи, работал на своего коллегу-торговца Пьера Мижона.
Изысканные предметы мебели его работы отразили все стили середины XVIII в. - от рококо до неоклассицизма. Пьер Руссель исполнил большое количество комодов в стиле Людовика XV и транзисьон, а также угловые тумбы, секретеры, плоские бюро. Он был прекрасным мастером маркетри и декорировал мебель наборами в виде цветочных гирлянд, иногда дополненных бантами, пейзажей, контрастного растительного орнамента. Для комодов Людовика XV, некоторые из которых сохраняли в его исполнении форму «гробницы», унаследованную от Регентства, часто использовал розовое дерево и палисандр. В период транзисьон и неоклассицизма стал использовать в декорировке геометрические мотивы - маркетри в виде больших ромбов, квадратов, заканчивающихся четырехлистниками, крестов, кубов, контрастного обрамления. Также украшал мебель «в китайском вкусе» лаками Дальнего Востока или их имитациями. Декор его пред-
метов имел общие черты с работами Шлихтига, Бернарда ван Ризен Бурга, Биркле и Топино. Возможно, Руссель не был так оригинален, как многие эбенисты его эпохи, такие как Жак Дюбуа, Роже Вандеркруз или Бернар Ван Ризен Бург, но его работы до сих пор остаются одними из самых исключительных произведений XVIII в. [2].
После смерти мастера его вдова с младшим сыном Пьером (Вторым) сохраняют действующей мастерскую до начала Революции. Младший сын использовал клеймо отца. Пьер Второй получил звание мастера в 1771 г. Так же, как и отец, оставил большое количество своих работ. Авторство предметов Транзисьон и Людовика XVI сложно определить, т.к. они могут быть сделаны и отцом, и сыном [3].
Старший сын Пьера Русселя и зять другого эбениста Шарля Жозефа Лемаршана - Пьер-Мишель (умер в 1822 г.) владел магазином по ул. Сент-Оноре. Он получил звание мастера в 1766 г. Так же, как и отец, выполнял заказы для двора, принца Конде. Для изготовления предметов, которые могли быть выполнены и в мастерской Русселя Старшего, обычно использовал красное дерево. Оставил дело во время Революции [4].
Таким образом, клеймо «P ROUSSEL» однозначно ставили на свои работы два мастера -Пьер Руссель и его младший сын Пьер (Второй Руссель). Возможно, старший сын Пьер-Мишель также пользовался этим клеймом. Следовательно, не удается доподлинно установить, какому именно мастеру из семейства Руссель принадлежит авторство данного комода.
уыр вестник №ждународного института антиквариата
ÎMLUp ИСКУССТВ
РАЗБОРКА СЕКРЕТЕРА
НАКЛАДКА НА АРБАЛЕТ
КАРКАС КОМОДА
После обнаружения клейма продолжили разбирать комод и оценивать дефекты его состояния, появившиеся со временем.
Демонтаж фурнитуры и бронзовых накладок с последующей установкой их на прежнее место.
Первичный осмотр не выявил существенных изъянов, но при более детальном рассмотрении обнаружились многочисленные мелкие дефекты.
внутреннее состояние до
РЕСТАВРАЦИИ
ОТСЛОЕНИЕ И уТРАТА шПОНА НА ФАСАДНОЙ ЧАСТИ КАРКАСА
СОСТОЯНИЕ АРБАЛЕТА: ВЗДуТИЯ, КОРОБЛЕНИЯ, ТРЕщИНы
утрата шпона на нижней
ЧАСТИ КАРКАСА И В МЕСТАХ КРЕПЛЕНИЯ НОжЕК
многочисленные сколы
шпона И ОТСЛОЕНИЕ ЕГО НА ЯщИКАХ
СОСТОЯНИЕ ЗАДНЕЙ СТЕНКИ: ТРЕщИНы И РАССЛОЕНИЯ ДРЕВЕСИНы
СОСТОЯНИЕ днищ ящиков
чшшр вестник мэедународ-юго инстугтута антиквариата
4Ч1ф ИСКУССТВ
РЕСТАВРАЦИЯ
Ввиду нарушения клеящих свойств шпон на боковых стенках был временно перемещен и после соответствующей обработки основы вновь был уложен на прежнее место с проклейкой осетровым клеем.
СОСТОЯНИЕ БОКОВЫХ СТЕНОК ШПОН ПАЛИСАНДРА
ВЫРАВНИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ОСНОВЫ С ЧАСТИЧНЫМ ПОДВЕДЕНИЕМ ГРУНТА
ЗАДЕЛКА ТРЕЩИН И НЕРОВНОСТЕЙ ПОВЕРХНОСТИ КОЛЕРОВАННОЙ МАСТИЧНОЙ ШПАТЛЕВКОЙ
ЗАДЕЛКА ТРЕЩИН И ЗАЗОРОВ
На торцах На ящиках
ПРОЦЕСС ИСПРАВЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ КОНСТРУКЦИИ КОМОДА
Укрепление каркаса
Выравнивание боковых стенок
Исправление конструкции нижней части каркаса Выравнивание арбалета по всему периметру предмета
уядр вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств
Сплачивание ножки
ИСПРАВЛЕНИЕ КОРОБЛЕНИЯ ЯщИКОВ
СПЛАЧИВАНИЕ ДНИщ ЯщИКОВ С ВСТАВКОЙ В ЗАЗОРы РЕСТАВРАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
После исправления деформаций была проведена финишная обработка поверхности и восстановление фанеровки.
удаление старого лакового покрытия
Исправление конструкции ящиков
После проведения всех необходимых реставрационных мероприятий предмет заново покрыли лаком и установили на него бронзовые накладки, фурнитуру, а также мраморную столешницу.
Несмотря на то, что ни стилистический анализ, ни сведения из биографии не позволили точно определить автора данного комода, после обнаружения клейма в Большом собрании изящных искусств появился еще один авторский предмет работы одного из мастеров семейства Руссель.
Важность данного факта состоит в том, что произведения этого семейства, как и работы другой парижской династии мастеров-мебельщиков Сене, хранящиеся в БСИИ АБС, отражают все основные стилевые направления XVIII в. от рококо до неоклассицизма. Эта эволюция форм в рамках развития одной мастерской позволяет проследить и уловить даже незначительные изменения и новшества стиля.
Список использованной литературы:
1. Кес Д. Стили мебели. - Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1979. - 272 с.
2. Матвеева Т.А. Реставрация столярно-мебельных изделий - М.: Изд-во Высшая школа, 1988. - 108 с.
3. Мукин И.М. Музейная реставрация мебели - СПб.: Изд-во АртСтудия, 2003. - 288 с.
4. Pradère А. Les Ébénistes français, de Louis XIV à la Révolution. - Paris, 1989. - 444 p.
5. Aurélia et Anne Lovreglio. Dictionnaire des Mobiliers & des Objets d'art du Moyen Âge au XXI siècle. - Paris, 2006. - 464 p.
6. Claude-Paule Wiegandt. MOBILIER RÉGENCE, LOUIS XV, TRANSITION, LOUIS XVI. - Éditions Massin - Société d'Information et de Créations - Sic, Leefung. - 192 p.
7. François Quéré. LES ROUSSEL UNE DYNASTIE D'ÉBÈNISTES AU XVIII SIÈCLE. - Éditions Faton, Dijon, 2012. - 238 p.
8. John Morley. Furniture. The western tradition. History. Style. Design. - United Kingdom, Thames&Hudson Ltd, 1999. - 352 p.
9. Judith Miller. Le mobilier ancien et contemporain. - Editions Gründ, 2006. - 562 p.
10. Nicole de Reyniès. Mobilier domestique: vocabulaire, typologique. - Paris, Éditions Inventaire general, 1992. - 680 p.
11. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris. : Les Éditions de l'Amateur, 2002. - 928 p.
12. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris.: Les Éditions de l'Amateur, 2011. - 576 p.
Ссылки:
1. Jacques Dubarry de Lassale. Identifi cation des marbres. - Editions H. Vial, 2006. - р. 215.
2. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002. - Р. 766-767.
3. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002. - Р. 776.
4. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002. - Р. 776.
чшшр вестник мэедунароядого инстугтута антиквариата
Î4up искусств