Научная статья на тему 'Колыбель из Большого собрания изящных искусств ASG в контексте эволюции вида'

Колыбель из Большого собрания изящных искусств ASG в контексте эволюции вида Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
203
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЫБЕЛЬ / ИСТОРИЯ / АТРИБУЦИЯ / МЕБЕЛЬ / ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ / НАСЛЕДНИКИ ПРЕСТОЛА / CRADLE / HISTORY / ATTRIBUTION / FURNITURE / DESIGN FEATURES / HEIR TO THE THRONE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черепанова Анна

Статья рассказывает об истории развития, конструкции и типизации колыбелей. Она также является опытом анализа и атрибуции колыбели, находящейся в большом собрании изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article tells about history of development, design and typification of cradles. It is experience of the analysis and attribution cradle from the Great Assembly of Fine arts ASG also.

Текст научной работы на тему «Колыбель из Большого собрания изящных искусств ASG в контексте эволюции вида»

поиск. ВЕРСИЯ. АТРИБУЦИЯ

■ Л?

, 5 * ■ 1

№4 (04) 2013

Колыбель из Большого собрания изящных искусств ASG в контексте эволюции вида

Анна Черепанова, искусствовед МИА ASG

АННОТАЦИЯ: статья рассказывает об истории развития, конструкции и типизации колыбелей. Она также является опытом анализа и атрибуции колыбели, находящейся в Большом собрании изящных искусств АБС.

КЛюЧЕВыЕ СЛОВА: колыбель, история, атрибуция, мебель, особенности конструкции, наследники престола.

SuMMARY AB S Tract: Article tells about history of development, design and typification of cradles. It is experience of the analysis and attribution cradle from the Great Assembly of Fine arts ASG also.

key words: cradle, history, attribution, furniture, design features, the heir to the throne.

Херп, Биллем ван, круг Обнаружение Эрихтония Фландрия, XVII в. Медь, масло, 59x81 см БСИИASG, инв. № 04-1763

Колыбель известна большинству народов мира. Она является одним из немногих предметов мебели, который нашел отражение в истории и мифологии человечества. Ромул и Рем, подобранные и вскормленные волчицей, были оставлены в колыбели в водах Тибра. Эрихтоний, персонаж древнегреческой мифологии, царь Афин, сын богини земли Геи и кузнеца Гефеста, также был передан дочерям Кекропа в закрытой плетеной корзине-колыбели.

В Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете, есть сюжеты, связанные с этим предметом. Мать Моисея йохевед опустила в Нил сплетенную из тростника и осмоленную колыбель со своим сыном, которую нашла дочь фараона. В Евангелии от Луки в описании рождения Иисуса Христа говорится: «И поспешивши пришли и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях» (Лука 2.16), которые и послужили ему колыбелью.

Ясли - кормушка для животных, как правило, округлой формы, схожей с колыбелью. Интересно, что «ясли» - название первого дошкольного учреждения - происходит от первой колыбели Христа.

Колыбель является не только одним из самых древних, но и одним из самых распространенных предметов обстановки.

По традиции многих европейских стран после свадьбы жена приносила с собой приданое, сундук и иногда шкаф.

Примечательно, что во Франции изготавливались даже специальные шкафы для приданого. В провинциях их фасадная часть украшалась резьбой

Дуйтц, Ян де Поклонение пастухов Фладрия, 1662 г. Холст, масло, 265x205 см БСИИASG, инв. № 04-0915

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

Шкаф для приданого (armoire de mariage) Франция (провинция Луара), XVIII е.

Орех, резьба, маркетри 260x117x66 см БСИИASG, ине. № 17-3587

в виде цветов (часто подсолнечника), листьев, винограда и пшеницы. Все эти элементы декориров-ки считались символами изобилия и плодородия. Интересной деталью являлось то, что количество резных элементов на царге (чаще всего роз) указывало на значимость приданого. Поэтому для всех девушек из одной семьи резчик выполнял декор, аналогичный резьбе на шкафу первой невесты [12].

Муж же со своей стороны приносил в дом кровать, стол и скамейки. В зависимости от материального благосостояния семьи некоторые из названных предметов, за исключением стола и стула, могли отсутствовать. Колыбель же, появлявшаяся в доме в последнюю очередь, была неотъемлемой частью имущества всех европейских семей - от самых бедных до самых богатых. Она являлась символом рождения ребенка, обозначавшего апогей семейного счастья.

Конструкция колыбели мало изменилась с течением времени. Основной её функцией всегда было укачивание ребенка. От глагола «качать» и произошло название этого предмета обстановки и в русском, и во французском языках: колыбель -от древнерусского «колыбать», «berceau» - от латинского «balance» [14].

Спальное место младенца обычно имело форму полой вытянутой полусферы, отдаленно напоминающей утробу матери, в которой

Брюллов К. П. В ожидании ребенка 1831 г.

Государственный русский музей

ребенок находился до своего рождения. Оно представляло собой жесткий каркас, предохранявший тело ребенка от внешних воздействий. Часто колыбели снабжали обручами или держателями с тканью, которая защищала младенца от насекомых.

Все колыбели, несмотря на многообразие стилей и моделей, можно разделить на два основных типа:

1. КОЛЫБЕЛИ НА ОПОРЕ-КАЧАЛКЕ

Спальное место ребенка выполнялось в форме коробки, ящика или корыта. Колыбели этого типа были и по сей день остаются одними из самых распространенных благодаря простоте изготовления и легкости перемещения из одной комнаты в другую. Особенно востребованы были колыбели на опоре-качалке в простых домах с земляным полом. Колыбель ставили на скамейку, сундук или стол, чтобы защитить ребенка от животных и холода, а также для удобства приведения её в движение. Прослеживается также такая закономерность: чем выше находилась семья по социальной лестнице, тем выше располагалась колыбель.

2. ПОДВЕСНЫЕ КОЛЫБЕЛИ

Были распространены в России, особенно в крестьянской среде. В восточно-славянских языках подобный тип колыбели для качания грудных малышей получил диалектное название «зыбка». Она обычно плелась из сосновых дранок и с помощью дужек из черемухи подвешивалась на длинной гибкой жерди молодой березы (очепе) к потолочной балке (матице). Зыбка имела подножку для качания, амплитуда которого, при хорошем очепе, была довольно велика. Вероятно, подобное качание, начинавшееся с рождения и затем продолжавшееся на качелях, вырабатывало особую выносливость (закалку) вестибулярного аппарата, особенно в районах северного Поморья. Моряки, часто набираемые из северных губерний, весьма редко страдали морской болезнью. Позже очеп заменила пружина [4].

Колыбели могли изготавливаться из самых разнообразных материалов: ивовых прутьев, ротанга, тростника, соломы, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). С ХУ-ХУТ вв. материалом для их исполнения стало служить дерево, в зависимости от способа обработки которого были долблёные и дощатые колыбели. В регионах же, где изготовление плетеных изделий было традиционным, колыбели выполнялись из ивы или индийского тростника до ХХ в.

Опорные стойки в виде лебединых шей, которые поддерживали вуалетку или противомоскитную сетку, стали применяться с конца XVIII в.

В бедных семьях, особенно в сельской местности, колыбель для будущего ребенка делали

Рисс, Франц Николаевич Колыбельная песня Ранее 1886 г.

[4]

Лепренс, Жан-Батист Русская колыбель XVIII в.

Калифорния, Музей Поля Гетти

Крестьянская колыбель Россия, кон. XIX — нач. XX в.

[4 ]

Колыбель

Западная Европа, кон. XVI е. (эпоха Ренессанса) Дижон, 18 апреля 2010 г., аукцтон Gautier SVV, M. Raud

Колыбель-«лодка» Франция, 1810 г. Красное дерево, резьба, золоченая бронза и латунь

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

Колыбель

Клеймо «Капсу»

Франция, эпоха Реставрации

Красное дерево, резьба, точение, золоченая

бронза

Париж, 27 октября 2009. Веаш$аП - Ье^екте ЗУУ (Вгоио1-К1ске11ги)

отец или дедушка. С усовершенствованием конструкции этого предмета столяры-любители все реже брались за его изготовление. Исполнение данного предмета мебели становится почти эксклюзивной работой мастеров.

Одним из самых известных и талантливых мастеров своего времени, чья мастерская располагалась на улице Шаронн, был Ранси. Этот факт подтверждает «Альманах по торговле» 1822 г., в котором его называют «изобретателем и единственным изготовителем люлек в форме гондолы». Утвердившись на грани веков, названная форма стала весьма популярной. Отдельные модели таких колыбелей похожи на настоящие маленькие лодки с острыми носом и кормой и являются изысканными предметами мебельного искусства. В некоторых регионах Франции тип колыбелей-«ло-дочек» на ножках в виде полумесяца называют «barcelonnettes» («люлька»).

Колыбель с клеймом «Rancy» проходила на аукционе Beaussant - Lefevre SW (аукционного дома Drouot-Richelieu) 27 октября 2009 г. в Париже.

Этот предмет является наиболее близким аналогом колыбели из Большого собрания изящных искусств ASG (БСИИ ASG).

В данном собрании хранятся не только предметы повседневного обихода, знакомые каждому. Среди них встречаются вещи, предназначение которых трудно определить без их исследования, а порой и вовсе редкие предметы обстановки, не встречающиеся в наше время. Несмотря на необычность, на первый взгляд, формы предмета под инвентарным номером 24-3316, о его назначении легко догадаться. Это, конечно, колыбель. Она выполнена в 10-20-е гг. XIX в. во время реставрации власти Бурбонов во Франции (при Людовике XVIII). Была приобретена у арт-дилера в Ле-Мане (Франция) 18 июля 2012 г. Колыбель имеет форму вытянутой полусферы с ободом у более высокой стойки. Боковые стенки её

состоят из деревянных пластин, соединенных по центру и вверху. Место для сна ребенка закреплено на шарнире между двух стоек. Более высокая из них заканчивается головой льва, в зубах у которого - металлическое кольцо. В него продевалась ткань, служащая миниатюрным балдахином. На вершине более низкой стойки - декоративный деревянный элемент в форме шара. Обе стойки установлены на ножки, своей формой напоминающие полумесяц, с металлическими колесиками и соединены цилиндрической проножкой.

Пропорционально две эти колыбели очень близки: длина цилиндрической проножки примерно равна высоте прямой части большей стойки, высота ножек составляет половину высоты меньшей стойки. При сравнительном анализе колыбелей из БСИИ и аукциона ВеашзаП - Ье£еуге обнаруживается не только схожесть общей конструкции, но и совпадение многих декоративных деталей: наличие шарообразного элемента на вершине нижней стойки, общие черты в исполнении резьбы на держателях ткани - головы льва, элементы капителей и баз в оформлении стоек, присутствие колесиков на ножках. Несмотря на отсутствие золоченого бронзового декора на колыбели из БСИИ, она отвечает главным принципам построения ме-

WV ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

бели своего времени - строгости, лаконичности, использованию минимального количества деталей, полному подчинению конструкции функциям предмета.

Из этого можно сделать вывод о том, что колыбель БСИИ могла также быть выполнена в мастерской Ранси самим мастером или его учениками для более широкого круга заказчиков «среднего класса» XIX в. Подобные предметы в художественном отношении не уступали предметам для аристократии и являлись более типичными образцами господствующего стилевого направления.

Еще одним аналогом, но уже более позднего времени, является колыбель в форме лодочки, но с колыбелью из БСИИ совпадает только форма средней части - спального места ребенка.

Колыбель

Франция, 1-ая треть XIX в. (эпоха Реставрации)

Красное дерево 99x108x53 см

[9]

Франсуа, Жерар Мария-Луиза, императрица Франции и «король Рима» Франция, Версаль

ной четкостью и лаконичностью. Несмотря на это колыбель была богато декорирована перламутром и массивными золочеными бронзовыми накладками в виде пчел, лавровых венков и сюжетных композиций [15].

После возвращения к власти династии Бурбонов французы опасались новых потрясений и политической нестабильности и надеялись на то, что у молодого герцога Беррийского, племянника правящего короля Людовика XVIII и наследника престола, появится сын, который продолжит династию. Его первый ребенок умер вскоре после своего рождения, поэтому колыбель, приготовленную для него, не стали использовать. Сейчас она хранится Компьенском дворце.

Долгожданный «ребенок-чудо» родился после смерти своего отца. Его парадная колыбель, декорированная символами плодородия и изобилия, хранится в Музее декоративного искусства в Париже.

Колыбели наследников французского престола, хранящиеся в различных музеях, представляют собой роскошные образцы этого вида мебели и также отражают общие стилевые изменения. Эти изысканные предметы обстановки были специально предназначены для демонстрации наследников сановникам королевства по случаю больших протокольных событий.

Колыбель для сына Наполеона Бонапарта («Императора королей») выполнили известные мастера того времени эбенист Франсуа-Жорж Жакоб-Демальтер, Пьер-Филипп Томир, Дютерм и компания. Её форма отличалась конструктив-

Ремон, Феликс

Парадная колыбель герцога Бордо Париж, 1819 г.

Ауб, кап ясеня, вяз, орех, амарант, золоченая бронза Музей Декоративного искусства, Париж

Другая колыбель герцога Бордо («ребенка-чудо»), которой пользовались в личных апартаментах, представляет собой библейскую аллюзию от образа спасенного Моисея к образу династии

Ремон, Феликс Колыбель герцога Бордо Франция, 1819 г. Кап ясеня, орех, резьба, чеканная бронза 183x140,4x57,5 см Компьенский дворец, Франция

Колыбель «Короля Рима» (сына Наполеона Бонапарта) Жакоб-Демальтер, Франсуа-Жорж Франция, замок Фонтенбло

Эрсан, Луи

Анри-Шарль-Фердинан Мари д'Артуа герцог Бордо и его сестра Мари-Тереза д'Артуа Франция, 1821 г. Франция, Версаль

уыр ВЕСТНИК ГЛЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

Виктор Бальтар Колыбель принца императора Людовика Наполеона Розовое дерево, золочение, серебро, эмаль, золоченая бронза 214x159x65 см Музей Карнавале, Париж

Тонет, Михаэль Колыбель Вена, 1870 г. [5]

Бурбонов, спасенной рождением этого младенца. Выполненная знаменитым мастером Феликсом Ремоном из капа ясеня и ореха в 1819 г., она также была украшена элементами чеканной бронзы (мастера Жан-Франсуа Деньер и Франсуа Тома Мат-лен) и, несомненно, являлась одним из шедевров этого эбениста [8].

В другом музее, Карнавале, находится «парадная» колыбель еще одного наследника французского престола, сына Наполеона III и императрицы Евгении, Наполеона IV Эжена Луи Жана Жозефа Бонапарта, которому также не суждено было править. Она была исполнена Виктором Бальтаром и также снабжена множеством декоративных деталей, имеющих символическое значение.

История колыбелей продолжилась и позже, в эпоху Модерна. Конечно же, форма колыбелей также подчинялась общей концепции построения предметов этого вида.

Михаэль Тонет не упустил возможности изготовить колыбель из гнутой древесины.

К концу XIX в. производством колыбелей заинтересовалась металлургическая промышленность.

Современные колыбели изготавливаются как из природных материалов, так и из полученных промышленным способом (пластмасса, металл и т.д.). Но, несмотря на их разнообразие, общая конструкция колыбели остается практически неизменной, подчиненной основной своей функции.

Колыбель из фруктовых пород деревьев эпоха ар нуво.

Париж, 12 июня 2009 г., аукцион Thierry de Maigret SVV (аукционный дом Drouot-Richelieu)

Колыбель Италия, XXI в. Металл, лак, краска 106х54х90см

[3]

Список использованной литературы:

1. История вещей, костюма, искусства, мебели, интерьера и быта от художника кино. Старинные детские колыбельки и кроватки. - Режим доступа: http:// www.marinni.livejournal.com Проверено 21.10.2013

2. Кес Д. Стили мебели - Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1979. - 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Колыбель Bambolina Ophelia. - Режим доступа: http://www.krasdeti.ru/item1334.html. Проверено 21.10.2013

4. Колыбель. Виды колыбелей . - Режим доступа: http:// www.wikipedia.org Проверено 21.10.2013

5. Тонет, Михаэль. Колыбель . - Режим доступа: http: // www.oglyanisvpered.ucoz.ru Проверено 21.10.2013

6. Aurélia et Anne Lovreglio. Dictionnaire des Mobiliers & des Objets d'art du Moyen Âge au XXI siècle. - Paris, 2006. - 464 p.

7. Claude-Paule Wiegandt. MOBILIER RÉGENCE, LOUIS XV, TRANSITION, LOUIS XVI. - Éditions Massin - Société d'Information et de Créations - Sic, Leefung. - 192 p.

8. Comte de Chambord. Bercelonnette. - Режим доступа: http: // www.comtedechambord.fr Проверено 21.10.2013

9. IVOIRE FRANCE Premier regroupement national d'opérateurs de ventes volontaires : [Электронный документ] // www.ivoire-france.com

10. John Morley. Furniture. The western tradition. History. Style. Design. - United Kingdom, Thames&Hudson Ltd, 1999. - 352 p.

11. Judith Miller. Le mobilier ancien et contemporain. - Editions Gründ, 2006. - 562 p.

12. LAnnuaire des Artisans de Bourgogne. - Режим доступа: http:// www.artisanatbourgogne.fr Проверено 21.10.2013

13. La Galerie de meubles du château de Fontainebleau. - Paris: Somogy éditions d'art, 2009. - 112 p.

14. La gazette-drouot magazine des ventes aux encheres. Les berceaux. - Режим доступа: http:// www.gazette-drouot.com Проверено

15. La reference des passionnés d'Histore 20 mars 1811 Naissance du roi de Rome а. - Режим доступа: http:// www.herodote.net Проверено 21.10.2013

16. Nicole de Reyniès. Mobilier domestique: vocabulaire, typologique. - Paris, Éditions Inventaire general, 1992. - 680 p.

17. Pradère А. Les Ébénistes français, de Louis XIV à la Révolution. - Paris, 1989. - 444 p.

18. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris: Les Éditions de l'Amateur, 2002. - 928 p.

19. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris: Les Éditions de l'Amateur, 2011. - 576 p.

ЧшШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯЮГО ИНСТУГГУТА антиквариата

Î4up искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.