Научная статья на тему 'ФАЛЬКОНЕ: ОТ МЕБЕЛИ К «МЕДНОМУ ВСАДНИКУ». Проблемы атрибуции французской мебели XVIII в. из БСИИ ASG на примере инв. № 11-1663'

ФАЛЬКОНЕ: ОТ МЕБЕЛИ К «МЕДНОМУ ВСАДНИКУ». Проблемы атрибуции французской мебели XVIII в. из БСИИ ASG на примере инв. № 11-1663 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
544
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атрибуция / Пьер и Луи Фальконе / клеймо / рококо / стиль Людовика XV / транзисьон / классицизм / стул / французская мебель для сидения XVIII в. / Этьен Морис Фальконе / скульптура / attribution / Pierre and Louis Falconet / stamp / the rococo style / Louis XV style / transition / classicism / chair / French sitting furniture of the XVIII century / Etienne Maurice Falconet / sculpture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черепанова Анна

Данная статья является опытом анализа и атрибуции стула из Большого собрания изящных искусств ASG. Устанавливается авторство предмета и степень родства французского мастера-мебельщика с известным скульптором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is experience of the analysis and attribution a chair from the Great Assembly of Fine arts ASG. Authorship of subject and degree of relationship French furniture master with famous sculptor are established.

Текст научной работы на тему «ФАЛЬКОНЕ: ОТ МЕБЕЛИ К «МЕДНОМУ ВСАДНИКУ». Проблемы атрибуции французской мебели XVIII в. из БСИИ ASG на примере инв. № 11-1663»

фальконе: от мебели к «Медному всаднику»

Проблемы атрибуции французской мебели XVIII в. из БСИИ ASG на примере инв. № 11-1663

АННОТАЦИЯ: данная статья является опытом анализа и атрибуции стула из Большого собрания изящных искусств ASG. Устанавливается авторство предмета и степень родства французского мастера-мебельщика с известным скульптором.

КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: атрибуция, Пьер и Луи Фальконе, клеймо, рококо, стиль Людовика XV транзисьон, классицизм, стул, французская мебель для сидения XVIII в., Этьен Морис Фальконе, скульптура.

SuMMARY ABSTraCT: This article is experience of the analysis and attribution a chair from the Great Assembly of Fine arts ASG. Authorship of subject and degree of relationship French furniture master with famous sculptor are established.

Key wORDS: attribution, Pierre and Louis Falconet, stamp, the rococo style, Louis XV style, transition, classicism, chair, French sitting furniture of the XVIII century, Etienne maurice Falconet, sculpture.

Атрибуция произведения искусства охватывает множество различных методов: от визуального и тактильного анализа предмета до технологической экспертизы, включающей в себя исследования в УФ- и ИК-спектрах, а также изучение с помощью различных химических проб, рентгенографического изображения и т.д.

Несмотря на их широкое использование в современном искусствознании логические методы, а среди них - классический стилистический анализ как основной, отнюдь не утратили своей значимости и возможностей. Конечно же, сам по себе он не является полной гарантией подлинности предмета. В XIX в. увлечение антиквариатом способствовало появлению многочисленных мастерских, создававших вещи, порой даже в деталях успешно повторявшие образцы прошлого. Такие реплики, выполненные безупречно, и сейчас могут находиться в собраниях декоративно-прикладного искусства. Их владельцы часто бывают искренне убеждены в ранней датировке. Например, комплект гостиной мебели в стиле Людовика XVI (см. илл. 1), долго считавшийся изготовленным в XVIII веке, состоящий из канапе и трёх кресел, в результате изучения оказался копией работ Филиппа Пуарье (Philippe Poirie) и был выполнен в XIX в. Его место хранения - Лувр. Сам факт нахождения гарнитура в наиболее респектабельном собрании Франции говорит о высоком мастерстве его изготовителя.

Способы определения подлинности предмета чрезвычайно многообразны. Порой у исполнителя такой мебели оказывается своеобразная «ахиллесова пята». Это скрупулёзное, точное воспроизведение деталей, но сделанное с использованием уже новых технологий, что позволяло создателям «превосходить» оригиналы XVI -XVIII вв. Именно эта «гладкость» и механиче-

ская точность соединения деталей и позволяет отличить оригинал от «новодела», где скрытые от глаз элементы всегда делались достаточно грубо, т.к. им не уделялось столько внимания, сколько лицевым поверхностям.

Таким образом, чтобы дать наиболее точную оценку принадлежности предмета к той или иной эпохе, стилю, установить авторство, место и время создания, т.е. факторы, определяющие ценность любого произведения, нужно учитывать все имеющиеся о нем сведения.

Данная статья является опытом всестороннего стилистического и формального анализа художественных особенностей и атрибуции предмета

Анна Черепанова, искусствовед МИА ASG

Илл. 1. Филипп Пуарье Канапе и три кресла 1770-1775 гг.

бук, золочение, шпалера-бове

122x200x77 см

Лувр, Париж (копии XIX в.)

Илл. 2.

Фальконе

Стул

Франция, XVIII в.

бук, резьба, тростник,

плетение

93x49x50 см

клеймо «FALCONET»

Б СИИ ASG Инв. № 11-1663

вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

Илл. 3. Клеймо мастера на стуле БСИИASG Инв. № 11-1663

FALCONET

Илл. 4. Клеймо мастера Фальконе (воспроизведено по «Pierre Kjellberg...» p. 345)

мебели для сидения из Большого собрания изящных искусств ASG под инвентарным № 11-1663.

Это стул из бука со «спинкой королевы» («dossier à la reine») в форме скрипки, сиденьем, округлым во внешней части и S-образно изогнутыми арочными ножками-кабриолями, переходящими в царгу, декорирован рельефной орнаментальной резьбой с мотивами рокайля. Спинка и сиденье заполнены тростниковым плетением. Выполнен он во Франции во время правления Людовика XV (XVIII в.). Приобретен на аукционе Eurl Xavier de LA PERRAUDIERE 27.03.2010. Вот практически и все, что было известно о данном предмете, за исключением небольшой особенности - на нём имеется клеймо «FALCONET».

В атрибуции предмета клеймо мастера имеет большое значение, хотя само по себе оно и не является полным гарантом исполнения изделия указанным мебельщиком. Но в своё время его нанесение было особой формой защиты авторства предмета. В клейме можно усмотреть и залог качества, которое гарантировал предмету создатель. Ставить клеймо мастера или цеха вошло в правило у мебельщиков после 1743 г. Первоначально его помещали на особенно качественные предметы мебели [1]. Но клейма также могли быть поддельными. Такие подписи помещали на хорошо просматриваемые детали предмета, тогда как авторское клеймо мастер, как правило, ставил в труднодоступном месте. Поддельные штампы и внешне немного отличились от оригинальных. В рассматриваемом нами предмете клеймо поставлено на нижнюю часть задней царги - не самое удачное место для его демонстрации напоказ. Если сравнить написание с его воспроизведением у Пьера Кжельберга (см. илл. 4), мы обнаружим практически полное совпадение букв. Все это подтверждает подлинность клейма на стуле из БСИИ ASG.

Подробнее рассмотрим материал, который применил мастер в данной работе. Стул выполнен из бука - породы дерева, широко распространенной в Европе. Бук легко поддаётся обработке, гнутью, при этом достаточно прочен, тверд и тяжел. Именно эти качества древесины позволили использовать её как материал мебели для сидения в XVIII в., т.к. прихотливые и изогнутые формы рококо, во Франции именуемого «стилем Людовика XV», требовали большой пластичности и гибкости материала. Во время правления Людовика XV - «Возлюбленного» («Le Bien Aimé» (1715 -1774) не только появились новые формы мебели, такие как канапе fcanapé), бюро с наклонно распо-

Илл. 5. Фальконе стул

Франция, XVIII в.

бук, резьба, тростник, плетение

93x49x50 см

клеймо «FALCONET»

Б СИИ ASG Инв. № 11-1663

ложенной откидной доской - бюро де пант (bureau de pente), туалетный столик - куафёз (coiffeuse), кресло-бержер (bergère), но и усовершенствовались в сторону большего удобства и изящества уже освоенные. Обод сидения стал более изогнутым и при этом впервые слегка приподнятым у передних ножек. Появились спинки в форме скрипки (à dossier violon) и спинки-кабриоль (dossier à la cabriolet) (выгнутые в плоскости). Они предназначались для стульев, размещаемых посредине комнат, а стулья вдоль стен всегда имели прямую в плоскости «спинку королевы» (dossier à la reine), независимо от того, были они выполнены в форме скрипки или нет [2].

Мастер Фальконе выполнил стул, находящийся в БСИИ ASG, со «спинкой королевы» в форме скрипки, обладающий округлым силуэтом. Композиционно предмет очень хорошо уравновешен. Спинка плавно переходит в ножки и сиденье. Верхняя её часть практически равна ширине самой большой части сиденья.

При сравнении работы Фальконе с другими стульями из БСИИ ASG, например Инв. №11- 1302 Филиппа Пуарье (Philippe Poirie) (см. илл. 6) и Инв. №11-1301 Жан-Рене Надаля (Jean-René Nadal) (см. илл. 7), обнаруживается сходство в выборе материала заполнения с №11-1302. Несмотря на то, что все представленные предметы

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

Í4up искусств

Илл. 6

Филипп Пуарье Стул

Франция, XVIII в. Орех, резьба, тростник, плетение 90x50x45 см

Б СИИ АЗС Инв. № 11-1302

Илл. 7

Жан-Рене Надаль Стул

Франция, XVIII в. Дерево, левкас, бархат. 83x50x44 см

БСИИ ASG Инв. № 11-1301

Илл. 8 Жан Букаль

Стуль со спинкой в форме

«ракет»

Эпоха Транзисьон

96x55x60 см

галерея Перрин, Париж

Илл. 9

Пара стульев Стиль Людовика XVI, конец XIX в. Орех [3]

имеют спинку в форме скрипки, в предмете работы Фальконе нет изгиба в плоскости, в отличие от спинок-кабриолей других мастеров. Очертания верней части стула имеют более спокойный контур, а пропорциональное соотношение верхней и нижней частей практически равное, в отличие от работ Надаля и Пуарье, где верхняя часть «спинки-скрипки» значительно шире. Силуэт работы Фальконе напоминает слегка набегающую волну, длина которой увеличивается от места крепления спинки к её верху.

Сиденья также выявляют различия. У №№ 11-1301 и 11-1302 они выполнены в форме геральдического щита. Эта разновидность была альтернативой более архаичному сиденью с трапециевидной формой. Округлое сиденье, расширяющееся к внешней части и напоминающее спинку «ракет» (à dossier en raquette) (см. илл. 8, 9), практически не встречается в изделиях стиля Людовика XV, но является довольно распространенным в последующие эпохи транзисьон и классицизм (стиль Людовика XVI).

Ножки-кабриоли рассматриваемого стула практически прямые у царг, имеют довольно сдержанный S-образный изгиб в плоскости. Это особенно заметно в сравнении со стулом Николя Фолио (Nicolas Foliot) из Музея Карнавале Парижа (см. илл. 10). Его можно отнести к периоду становления стиля рококо, пришедшему на смену стилю регентства, некоторые черты которого ещё сохраняются в работе Фолио. В отличие от работ этого автора Фальконе тяготеет к формам эпохи транзисьон, что отразилось в более выраженных несущих и несомых частях предмета.

Мастер превосходно владеет материалом, подчиняя его общей форме, раскрывая все его достоинства, выявляя структуру древесины. Детали плавно перетекают друг в друга. Дерево как будто само порождает резной декор, который воспри-

нимается органичной и неотъемлемой частью всего предмета. Он слит с конструкцией воедино и, в отличие от аналогичного приема украшения изделий Второго рококо XIX в., обладает невысоким рельефом, что позволяет автору логично «вписать» его в основную конструкцию. Именно в целостности предмета и проявляется талант мастера, обладающего превосходным «чувством резьбы». Он не просто украшает предмет, он декорирует его, подчиняя общей конструкции.

Форма анализируемого нами стула очень близка креслу Пьера Фальконе (см. илл. 11) из галереи Перрин Парижа. Сходства обнаруживаются в очертаниях свода спинки, плавном перетекании одних элементов в другие, изгибе ножек-кабриолей, который в нашем случае уже не так явно «читается». В стуле из БСИИ АБС чувствуется влияние новых явлений в развитии стиля. Перед нами пример эволюции мебельной формы в рамках работы одной мастерской. Явной же отличительной особенностью является применение разных материалов декорировки и отделки, ведь мебель для сидения в XVIII в. была разнообразна не только по форме, но и по применяемым материалам. Стулья, кресла и канапе могли быть полностью окрашены или позолочены. Их спинки и сидения слоями набивали конским волосом и шерстью молодого оленя. Альтернативой заполнения этих элементов являлась техника плетения из ротанга и тростника, считавшаяся в то время наиболее комфортной в использовании и стойкой к разнообразным внешним воздействиям. Именно она и применена в стуле Фальконе из БСИИ АБС. Характер отверстий в раме сидения и спинки говорит о том, что тростниковое заполнение -не продукт поздней реставрации, а запланированный автором элемент.

Первоначально данный предмет был атрибутирован как работа мастера Пьера Фальконе

Илл. 10 Николя Фолио

Стул со «спинкой королевы» Франция, XVIII в. (время Людовика XV) Бук, резьба, бархат 94х54х53см

Музей Карнавале, Париж

t

Илл.11 Фальконе

Кресло со «спинкой королевы» Франция, XVIII в. (время Людовика XV) Галерея Перрин, Париж

8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

ÎMiup искусств

поиск. версия. атрибуция

№2 (02) 2013

Илл. 12 Августин Матон Стул

Франция, XVIII в. Орех, резьба, шелк 90x50x46 см Б СИИ ASG Инв. № 11-0957

Илл. 13

Жан-Батист Клод Сене Стул

Франция, XVIII в. Дерево, резьба, левкас, лак, дамасский шелк, ручная вышивка 88x58x50 см Б СИИ ASG Инв. № 11-1293

Илл. 14 Адриан Делорм Комод

Франция, сер. XVIII в. Палисандр, розовое дерево, фиалковое дерево, маркетри, резьба, золоченая бронза, мрамор Gris veiné 89,5x102x53 см БСИИ ASG Инв. № 12-1999

(Pierre Falconet). Об этом французском мебельщике известно немногое. Он родился в 16S3 г., упоминается как мебельный мастер, работавший на улице Клери (Clèry) в Париже. На изделиях с 173S по 17S0 гг. Пьер Фальконе ставил знак «La Fidélité» («Надежность») [4].

Авторство Пьера Фальконе было бы убедительным, если не учитывать тот факт, что у него был сын Луи (Louis Falconet) - также столяр по профессии. Он стал мастером 9 сентября 1743 г. и с успехом продолжил дело отца.

В то время профессиональные навыки и секреты мастерства многие передавали из поколения в поколение. Существовали целые династии столяров и эбенистов, работы которых также представлены в БСИИ ASG.

Так, Августин Матон (Augustin Mathon) (стулья БСИИ ASG Инв. №№ 11-09S7 (см. илл. 12), 11-2S7S) также начал работать в мастерской отца, тоже Августина. Как самостоятельный мастер производил мебель в стиле регентства, а позднее Людовика XV.

Жан-Батист Клод Сене ( Jean-Baptiste Claude Sene) (стулья БСИИ ASG Инв. №№ 11-1293 (см. илл. 13), 11-0S60, канапе БСИИ ASG Инв. №11- 3044) -сын Клода I, Жан-Батиста Сене, является самым знаменитым представителем этой династии парижских столяров. В стиле Людовика XVI Сене совместно со скульптором Лораном (Laurent) в 1791 г. исполнил знаменитое «Королевское» кресло из хранилища Гард-Мебль (Garde-Meuble).*

Пьер и Луи Фальконе производили очень качественную мебель для сидения. Некоторые её образцы были выполнены в духе эпохи регентства, иногда плетеные, чаще же обитые тканью, обладали гармоничными пропорциями и изысканным рисунком резьбы.

Работы отца и сына настолько близки, что выявление авторства, если использовать только внешние признаки, довольно затруднительно. Атрибуцию осложняет и тот факт, что Луи Фальконе сохранил клеймо отца.

Подобная практика была широко распространена. Например, Филипп Пуарье также использовал клеймо своего дяди Ноэля Пуарье (Noël Poirie). Клейма Адриана Делор-ма (Adrien Delorme) (комод БСИИ ASG Инв. № 12-1999, см. илл. 14), как мебельного дилера, можно часто встретить на продукции других масте-ров-эбенистов. Леонар Бу-ден (Léonard Boudin) (ту-

Илл. 15 Жан-Пьер Латц Секретер Франция, XVIII в. Амарант, резьба, позолоченная бронза, мрамор Brèche dAlep с рисунком «клюв ворона» 132x93x31 см Б СИИ ASG Инв. № 16-1968

алетный столик БСИИ ASG Инв. № 01-1852) также выступал в этой двойной роли - творца и торговца, о чем говорит упоминание его в Торговом Альманахе в 1791 г. и обилие разной мебели, отмеченной клеймом этого мастера.

Но существовала и противоположная ситуация. Авторство одного из наиболее значимых столяров-краснодеревщиков времени Людовика XV, Жан-Пьера Латца (Jean-Pierre Latz) (секретер БСИИ ASG Инв. № 16-1968, илл. 15) приписывается лишь небольшому числу предметов из-за ограниченного количества мебели, на которую было поставлено его клеймо. Жак Дюбуа (Jacques Dubois) (комод БСИИ ASG Инв. № 12-2004 (см. илл. 16), секретер Инв. № 16-1086) некоторое время работал как свободный мастер, не ставя клеймо на свои изделия. Это обстоятельство дает основание утверждать, что существует мебель без клейма, выполненная Жаком дюбуа до получения им звания мастера 5 сентября 1742 г. Его вдова и сын Рене, сохранивший подпись отца «J. Dubois», на протяжении следующих двадцати лет поддерживали действующую мастерскую [5].

Однако Pierre Kjellberg дает убедительное разделение авторства отца и сына Фальконе, указав на одну примечательную особенность клейма. Фальконе младший сохранил штамп отца, убрав

Илл. 16 Жак Дюбуа Комод

Франция, XVIII в. Розовое дерево, палисандр, резьба, золоченая бронза, мрамор Brèche de Bohème 88x114x62 см БСИИ ASG Инв. № 12-2004

начальную букву имени и ограничившись фамилией (см. илл. 3). На основании этих сведений некоторые работы в стиле Людовика XVI с клеймом «FALCONET» могут быть приписаны Луи. Но и это не всё. Атрибуцию осложняет тот факт, что клеймо «FALCONET» ставилось и после смерти самого Луи Фальконе в 1775 г. [6], но стилистическая принадлежность к эпохе Людовика XV, уже упомянутая нами строгая гармоничность всех деталей позволяют утверждать факт изготовления стула Луи Фальконе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование данного предмета позволило разделить предметы мебели, выполненные отцом и сыном. Итак, автором стула из БСИИ ASG за Инв. № 11-1663 с клеймом «FALCONET» является не Пьер, а Луи Фальконе.

Однако на этом интрига с работами мастеров, носящих фамилию Фальконе, не заканчивается. Интересно, что автор знаменитого «Медного всадника» (см. илл. 17) Этьен Морис Фальконе (Etienne Maurice Falconet; 1 декабря 1716 г. - 24

ЧшШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯЮГО ИНСТУГТУТА АНТИКВАРИАТА

Í4up искусств

января 1791 г.) мог быть сыном Пьера Фальконе или его близким родственником. В энциклопедии французской мебели XVIII в. Пьера Кжельберга представлены сведения только о двух мастерах с фамилией Фальконе. Этьен Морис среди мастеров мебельщиков не упоминается, т.к. в мастерской своих родственников он был всего лишь учеником.

Некоторые сведения о жизни Этьена Мориса очень противоречивы. Так, большинство источников сходится во мнении, что местом рождения знаменитого скульптора был Париж [7], однако некоторые утверждают, что он родился в Веве на Женевском озере [8], другие полагают, что его семья происходила из провинции Савойя [9]. Оставляя в стороне вопрос о происхождении скульптора Фальконе, мы констатируем, что доподлинно известно, Этьен Морис родился в семье столяра и в детстве занимался резьбой по дереву. Именно в результате работы над предметами мебели сначала периода регентства, затем эпохи раннего рококо, соединяющими в себе красоту предмета с изысканной пластикой конструкции, юному Этьену Морису было привито «чувство материала», изящная простота, пластика, «остроумие». Соединение пластичности с глубоко профессиональным «чувством конструкции» позволило мастеру в будущем делать вещи одновременно изящными и стилистически простыми. После работы в столярной мастерской у создателя «Медного всадника» было обучение у дяди -мастера-мраморщика Николя Гийома (Nicolas Guillaume), а затем работа под руководством при-

дворного скульптора-портретиста Жан-Батиста Лемуана (Jean-Baptiste Lemoyne) [7]. Это также внесло свою лепту в становление Этьена Фальконе в профессии. Превосходное понимание возможностей материала, пластичности, декоративности и рациональности формы принесло ему славу и как автору камерной скульптуры (см. илл. 19, 20), и как мастеру Севрской мануфактуры, облагородившему её продукцию. Предметы Фальконе в мелкой пластике одновременно изящны и просты.

То же самое, только рассказанное на языке монументального искусства, свойственно и его «Медному всаднику» (см. илл. 17). Гармония камерности здесь неожиданно превращается в величие и монументальность, соединенные с простотой и экспрессией. Большинство людей просто не замечает виртуозно разработанную конструкцию, заключенную в простую, но художественно выразительную форму, позволяющую всаднику нестись на коне в эмоциональном порыве.

Конечно, нужно иметь слишком большое воображение, чтобы почувствовать в стуле «вздыбленную Россию». Но и простой стул, и скульптурное произведение объединены органическим чувством - уже упомянутым и характерным для творчества и Пьера Фальконе, и Луи Фальконе, и Этьена Мориса Фальконе - «чувством материала» и способностью раскрыть его художественные возможности. Таким образом, их объединяет не только фамилия, но и нечто большее - общий «дух творчества» и само представление о прекрасном.

Список используемой литературы :

1. Кес Д. Стили мебели. Будапешт: Изд-во академии наук Венгрии, 1979 г.

2. Judith Miller: Le mobilier ancien et contemporain, Editions Grund (2006) . (ISBN 2700013956) - Pour l'édition originale : Judith Miller et Dorling Kindersley Ltd. London (2005) avec le titre Furniture.

3. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002.

Ссылки:

1. Кес Д. Стили мебели. Будапешт: Изд-во академии наук Венгрии, 1979 г., p. 136.

2. http://ru.wikipedia.org

3. http://www.artisanatbourgogne.fr

4. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002, p. 347.

5. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002, р. 306-307.

6. Pierre Kjellberg, Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle, Les Éditions de l'Amateur, Paris, 2002, p. 345.

7. http://ru.wikipedia.org

8. http://www.allbiograf.ru

9. http://persones.ru

Примечание:

В БСИИ ASG можно найти ещё несколько примеров преемственности профессии мебельщика:

*Адриан Делорм (Adrien Delorme) (комод № 01-1999) - старший сын Франсуа Делорма, выходец из династии мастеров-эбе-нистов. Два его брата так же были мебельщиками.

Людовик Крессон I (Louis I Cresson) (1706 - июль 1761 гг.) (стул № 11-1218), мебельщик принца Конде и герцога Орлеанского - сын столяра Жана Крессона.

Сильвен Николя Бланшар (Sylvain Nicolas Blanchard) (1725-1770 гг.) (стул № 01-0988) - старший сын Николя Бланшара, после его смерти младший брат продолжил дело.

Жан-Рене Надаль (Jean-René Nadal) (стул № 01-1301, канапе № 01-3061), выполнявший заказы королевских особ, а также графа д'Артуа, старший сын Жана Надаля, также работал в мастерской по улице Клери.

Филипп Пуарье (Philippe Poirie) (стул № 01-1302), получивший звание мастера 23 октября 1765 г., был племянником Ноэля Пуарье.

Пьер Реми (Pierre Rémy) (1724 - 1 августа 1798) (стулья №№ 01-2811, 01-0813, 01-1747, 01-1099) носил имя отца. Мать была племянницей знаменитого краснодеревщика Жиля Жубера.

Пьер Бара (Pierre Bara) (стулья № 01-2998), возможно, был кузеном мебельщика Шарля Венсена Бара.

Илл. 17. Этьен Морис Фальконе

Памятник Петру I («Медный всадник») Открыт в 1782 г. в Санкт-Петербурге

Илл.18. Мари Анн Колло Портрет скульптора Фальконе 1767 г.

ГЭ, Санкт-Петербург

Илл. 19. Этьен Морис

Фальконе

Зима

1771 г.

Мрамор

ГЭ, Санкт-Петербург

Илл. 20. Этьен Морис Фальконе

Грозящий Амур

1755 г.

Мрамор

Лувр, Париж

8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

ÎMiup искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.