Научная статья на тему 'Мебель «в ритме синкопы». Предметы мебели мастерской Дюбуа в Большом собрании изящных искусств ASG'

Мебель «в ритме синкопы». Предметы мебели мастерской Дюбуа в Большом собрании изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
386
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атрибуция / Жак Дюбуа / Рене Дюбуа / клеймо / рококо / синкопа / стиль Людовика XV / транзисьон / классицизм / стиль Людовика XVI / французская корпусная мебель XVIII в. / бюро / комод / секретер / угловая тумба / Attribution / Jacques Dubois / Rene Dubois / stamp / the rococo style / syncope / Louis XV style / transition / classicism / Louis XVI style / French cabinet furniture of the XVIII century / bureau / commode / secretary / corner stand

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яо Михаил, Черепанова Анна

Данная статья является опытом анализа и атрибуции нескольких предметов мебели, находящихся в Большом собрании изящных искусств ASG. Они были выполнены мастерами дюбуа отцом и сыном известными эбенистами Франции XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is experience of the analysis and attribution some objects of furniture’s industrial art from the Great Assembly of Fine arts ASG. There were produced by Dubois’s family father and son remarkable French ebenisters of XVIII century

Текст научной работы на тему «Мебель «в ритме синкопы». Предметы мебели мастерской Дюбуа в Большом собрании изящных искусств ASG»

Новая рубрика вестника «Мир искусств» - «Персоналии» - задумана как постоянная. В Большом собрании изящных искусств АБС хранятся работы нескольких сотен мастеров европейского искусства. Рубрика предполагает знакомство читателя с творчеством наиболее примечательных из них. Говоря об их примечательности, мы имеем в виду и уровень их мастерства, и необычность творческой судьбы, и степень интереса к ним в среде коллекционеров, иными словами, редкие это мастера или наоборот, часто встречающиеся на аукционах. Они разнообразны. Мы надеемся, что знакомство с ними будет для Вас интересным.

*

■А - V

¿fc - л

1 _ - I H МИ

J-,. Анна Черепанова, искусствовед МИА ASG

шШ

Синкопа (греч. тукопц,

букв. - обрубание; лингв. сокращение, стяжение) в музыке - смещение акцента с сильной доли такта на слабую, т.е. несовпадение ритмического акцента с метрическим [1]

Мебель «в ритме синкопы»

Предметы мебели мастерской Дюбуа в Большом собрании изящных искусств ASG

Михаил Яо, директор МИА ASG, доцент К(П)ФУ

АННОТАЦИЯ: данная статья является опытом анализа и атрибуции нескольких предметов мебели, находящихся в Большом собрании изящных искусств ASG. Они были выполнены мастерами Дюбуа - отцом и сыном - известными эбенистами Франции XVIII в.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: атрибуция, Жак Дюбуа, Рене Дюбуа, клеймо, рококо, синкопа, стиль Людовика XV, транзисьон, классицизм, стиль Людовика XVI, французская корпусная мебель XVIII в., бюро, комод, секретер, угловая тумба.

SUMMARY ABSTRACT: This article is experience of the analysis and attribution some objects of furniture's industrial art from the Great Assembly of Fine arts ASG. There were produced by Dubois's family - father and son - remarkable French ebenisters of XVIII century.

KEY WORDS: Attribution, Jacques Dubois, Rene Dubois, stamp, the rococo style, syncope, Louis XV style, transition, classicism, Louis XVI style, French cabinet furniture of the XVIII century, bureau, commode, secretary, corner stand.

Mobilis («подвижный») - именно так звучит латинское слово, обозначающее всё то, что мы называем мебелью. Это «движимое имущество» так же, как и архитектура, отражало потребности и вкусы разных слоев населения всех исторических эпох.

Мебель любой страны обладает специфическими чертами, которые определяют характер этого вида декоративно-прикладного искусства, присущий данному региону. Но, пожалуй, нет ни одной другой страны, где разные стилевые направления мебельного искусства сменялись через каждые 2030 лет с такой легкостью и быстротой, как во Франции, которая и являлась законодательницей мод. Условной границей, отделяющей время существования стиля, служит, в основном, время правления того или иного монарха, именем которого они и назывались.

Среди такого многообразия стилей мебельный мастер Жак Дюбуа (Jacques Dubois), работы которого находятся в БСИИ, смог не только развить художественный почерк, присущий лишь его произведениям, но и создать внутри стиля Людовика XV свой собственный стиль - «стиль Дюбуа».

Произведения его стиля выполнены с большим воображением и отличаются сдержанностью, лирич-

ностью и гармонично найденными пропорциями.

Жак Дюбуа родился в 1695 году. Наряду с Бер-наром ван Ризенбургом и Жозефом Бомоэром является одним из выдающихся эбенистов (т.е. мастеров-мебельщиков, использующих в своей работе экзотические породы древесины, в частности, черное, по-французски эбеновое, дерево) Парижа времен правления Людовика XV, но, в отличие от коллег, происходит из старинного французского рода. Ему удалось раскрыть все разнообразие мебельного ремесла того периода. Долгое время Жак Дюбуа работал как свободный мастер в пригороде Сен Антуан. Соответственно, существует мебель этого периода, не отмеченная его клеймом, но автором которой он является. Звание мастера Дюбуа получил лишь в 49 лет. Затем двадцать лет он провел в мастерской на улице Шарентон напротив гостиницы «Черных мушкетеров».

Возможно, что у Дюбуа был собственный мебельный магазин, предназначенный как для французских, так и для иностранных клиентов. Он часто выполнял заказы для богатых торговцев галантереей. Эти предметы, в основном, являлись повторениями модных в то время комодов и бюро. Интересно, что многие торговцы мебелью, чтобы создать спрос на работы других мастеров и буду-

WV ВЕСТНИК МЭедуНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

чи уверенными в успешности реализации мебели Дюбуа, ставили на его предметы чужие клейма. Примером тому может служить одно плоское бюро (bureauplat), которое мы сейчас назвали бы «письменный стол». Он настолько высоко ценился, что даже получил индивидуальное название - «де Вер-женн» («de Vergennes»), происходящее от имени его владельца. На этом предмете, на видном месте есть хорошо просматриваемое клеймо эбени-ста-торговца Мижона (Migeon), который никогда не делал его, в то время как клеймо создателя - Дюбуа скромно стоит на более скрытой детали и увидеть его можно только внутри бюро. Сейчас «де Верженн» находится в собрании Лувра в Париже.

Для работ Жака Дюбуа типично создание художественных композиций маркетри в виде цветов, а также имитация китайских лаковых панелей [2].

Наследие мастера пострадало во время Революции 1789 г., т.к. мебель, сделанная им, находилась либо во дворцах, либо в салонах аристократии и была частично уничтожена или вывозилась из Франции, вот почему его работы большей частью находятся за границей Франции или в частных коллекциях.

Интерес к работам Дюбуа возник у коллекционеров в конце XIX - первой половине XX вв. Большинство публикаций о нем было сделано между двумя мировыми войнами. Из них мы узнаем, что многие работы были в составе коллекций, находящихся в Центральной Европе. Конечно, многие из них погибли во время Второй мировой войны. Это повышает ценность сохранившихся работ Дюбуа. Имеются факты, свидетельствующие о том, что он исполнял мебель для России. Пьер Верле (Pierre Verlet) упоминает примечательный угловой шкаф, хранящийся ныне в музее Поля Гетти (Paul-Getty). Стиль, в котором он был исполнен, не отражает, по мнению автора, специфический французский вкус. В нем присутствуют некие иные элементы, которые, не снижая уровень предмета, делают его особенным, отличным от другой продукции мастера. Это отличие объясняется тем, что предмет был сделан с использованием рисунка Николя Пино (Nicolas Pineau), который работал в Санкт-Петербурге с 1716 до 1727 гг. и был удостоен звания «Первого скульптора Ее царского Величества». Ему принадлежат знаменитые панно резного дуба, находящиеся в кабинете Большого дворца Петергофа. Заказчиком же упомянутого ранее углового шкафа был граф Браницкий (Branicki) из Варшавы, служивший при русском дворе. Сам рисунок Пино ныне хранится в Музее декоративных искусств Парижа. Пино, вернувшись во Францию, сохранял отношения с русскими клиентами. То своеобразие, которое почувствовал Верле в данной работе, скорее всего, навеяно мотивами, почерпнутыми Пино в России. Интересно, что этот шкаф был куплен Ротшильдом (Rothschild) в одной из стран центральной Европы и ныне хранится в коллекции, носящей его имя в Вене[3]. Он является одной из самых известных работ мастера.

Дюбуа, Жак Комод

Франция, ок. 1745 г. (время Людовика XV) Дуб, хвойные породы древесины, японский лак, позолоченная бронза, мрамор brèche d'Alep 85x115x57 см Музей Карнавале, Париж

Жак Дюбуа Панно из кабинета Петра I Угловой шкаф с подсвечниками Петергоф [4] Сатиновое дерево, маркетри, золоченая бронза Высота 290 см

Музей Поля Гетти, Малибу, Калифорния, США

Николя Пино Проект пяти деревянных панелей.

Россия, 1718-1719 гг. Графитный карандаш, сангина, бумага Государственный Эрмитаж

8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

ÎMiup искусств

Жак Дюбуа Плоское бюро «де Шуазёль» (фрагмент - накладка «шют») Ок. 1750 г. Черное дерево, китайский лак, золоченая бронза 82x186x100 см Лувр, Париж

Как и многие другие эбенисты, Жак Дюбуа, глубоко восприняв эстетические особенности стиля Людовика XV, изготовлял классическую мебель этого времени. Она отличалась прекрасным качеством и полностью соответствовала вкусам заказчиков. Однако масштабы таланта мастера и желание сказать свое слово в искусстве определили создание им многих оригинальных и эксклюзивных произведений, позволивших ему выразить себя и передать те индивидуальные особенности, которые и составляют сейчас «стиль Дюбуа».

Если стиль рококо называют по его главному орнаментальному элементу стилем «рокайль», то квинтэссенцией рокайля можно считать «стиль Дюбуа». Наиболее полно он проявляется в бронзовых накладках, украшающих его предметы мебели. Именно здесь раскрылись эстетические возможности синкопы в орнаментике и самой конструкции предмета.

По словарю В.Г. Власова - «Синкопа (греч. вупкоре - «сокращение, выпадение») - в музыке - прием акцентирования слабых долей такта, смещение с метрически сильной доли на слабую. В изобразительном искусстве зрительные синкопы характерны прежде всего для рококо. В архитектуре, скульптуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве при этом приеме намеренно смешиваются обрамляющие и заполняющие функции композиционных элементов, центральные и фланкирующие части, большие и малые, главные и второстепенные. Границы между ними делаются незаметными, и возникает ощущение «скольжения», сдвига, зрительного движения, роста, перехода одной части в другую» [5].

Осознанная динамическая вариантность ритма, специальное его нарушение, плавное и одновременно неожиданное перетекание одних элементов в другие - все это так типично для рококо и так глубоко осознано Дюбуа. Он - не мастер-ремесленник, профессиональной смекалкой ощущающий, что от него требуют, а настоящий художник, предлагающий творческую концепцию своего видения.

Рокайль - главный элемент в рисунках бронзовых изделий на предметах мебели Дюбуа. Их автором, как правило, являлся сам мастер. Для его накладок характерно безупречно высокое качество исполнения и изысканный рисунок.

В отличие от более сдержанных изделий Бернарда ван ризенбурга и неожиданно вытянутых предметов Жозефа, работы Дюбуа всегда утонченны, соразмерны и изысканны. Он адаптирует ритм «синкопы» с большим количеством изгибов, округлых линий, достаточно коротких, которые находятся во взаимосвязи, то сталкиваясь друг с другом, то сливаясь вместе, как волны. Накладки Дюбуа украшают и обрамляют контуры предметов и украшающие их декоративные композиции. К ветвевидным орнаментам в стиле «рокайль» часто добавляется

растительный мотив. Гирлянды цветов очень натуралистичны. На фасадной части некоторых комодов листья эффектно декорируют углы предметов. Для его творчества характерно широкое использование «шют» (chute) - элемента, бронзовой накладки, которая закрепляется на углах и плавно «стекает» по грани до самой ножки изделия.

Характер орнаментики бронзовых накладок Дюбуа тесно связан с породой применяемой древесины. Спектр используемых пород очень разнообразен - это и палисандр, и розовое, и атласное, и фиалковое дерево, из которых он мастерски создает маркетри в виде цветов и листьев. Применял он и бразильское «Розовое дерево» (Палисандр Рио), Технологической примечательностью Дюбуа является обостренное чувство эстетических возможностей материала. Это проявляется в специфическом распиле древесины. Наряду с традиционным продольным (в этой технологии изготавливается обычный шпон), он использует поперечный, торцевой спил. Его также успешно применял современник Дюбуа Кристоф Андре Аш, прозванный «Lagrange» («амбар»), чей секретер имеется в БСИИ ASG (Инв. № 16-1153). Но кроме этого Жак Дюбуа использует специфический диагональный спил, при котором разрез древесины происходит под острым углом к волокнам. Это позволяет создать эффект муара, или «кошачьего глаза», т.е.

Аш, Кристоф Андре Секретер Франция, XVIII в.

Розовое дерево, палисандр, резьба, золоченая бронза,

мрамор Brèche de Bohème [1]

157x110x42 см

БСИИ ASG, инв. № 16-1153

^ЛЯР ВЕСТНИК МЭедуНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

переливающейся под разными углами зрения, от темного к светлому, фактуры дерева. Особенно эффектно такой прием удавался с атласным деревом. Эта техника называется «bois de bout» (дословно -торцевой спил). Для композиций Дюбуа характерна воздушность, вытянутые, изящные формы, остроконечные листья и изысканные изгибы стеблей. Он часто использует китайские и японские

лаки и их европейские имитации. Выполнял мебель в стиле Людовика XIV в технике «буль».

Принято считать, что Дюбуа - мастер исключительно дворцовой мебели, однако подробное изучение его изделий говорит о том, что он изготавливал мебель не только для роскошных апартаментов, но и для интерьеров зажиточных горожан, провинциального дворянства и служебных помещений.

Можно выделить четыре основных вида мебели, которые создавал Дюбуа: комоды, угловые тумбы, бюро и секретеры:

1. Комод с двумя выдвижными ящиками, часто декорированный лаками Дальнего Востока или их европейскими имитациями. Здесь широко использовался бронзовый декор в «стиле Дюбуа» с характерными угловыми накладками, спускающимися вниз и выполняющими и функцию опоры. В орнаментике таких комодов ярко читается «синкопа», наиболее полно звучащая в самых роскошных моделях с гирляндами цветов.

В БСИИ хранится комод, сделанный Дюбуа в начале 1760-х гг., предвосхищающий своими несколько упрощенными формами стиль транзисьон. Комод наборной работы маркетри с тремя выдвижными ящиками и прямой формой внешних углов каркаса, бронзовыми золочеными накладками рокайль на ящиках, углах, ножках и личинках. На средней части проножки - бронзовая золоченая накладка - арбалет. Предмет имеет тисненные клейма автора и гильдии мебельщиков в верхней части под мраморной крышкой.

Приобретен на аукционе Massol, 11.03.2011.

О мастерстве автора данного комода говорит высокий уровень набора маркетри, диагональные спилы шпона дают возможность показать всю красоту фактуры древесины, заставляют её менять цвет под разными углами зрения. В соответствии с меняющейся модой асимметричные в прошлом рамки наборных композиций здесь преобразуются в строгие прямоугольники, позволяющие автору создать сложную динамичную ритмику различных оттенков древесины ромбовидного набора. Высокого художественного уровня бронзовые накладки с характерными синкопами построения композиции делают предмет одновременно элегантным и подчеркнуто декоративным. Ручки-накладки представляют собой изысканные комбинации ветвевидных растительных мотивов, включающие в себя рокайли и стилизованные ормушли. В них нет симметрии, но есть цельность и удивительное созвучие с маркетри, служащее их обрамлением. При всем многообразии применяемых приемов едва ли не музыкальная согласованность всех элементов создает ощущение цельного художественного произведения. В общий согласованный ансамбль органично входит мраморная столешница Богемской брекчии. Живописные разводы от красно-коричневых оттенков до теплых песочных также вторят ритму синкопы.

2. Угловые тумбы. Как и в случае с другими предметами, Жак Дюбуа часто использует дальневосточные лаки, однако и в использовании художественного набора маркетри он проявляет себя одним из лучших мастеров своего времени. Сам тип мебели «угловая тумба» происходит от итальянского «tumba» или латинского «тутЬоБ» - невысокое земляное возвышение над могилой. В переводе с французского языка «тумба» означает «столбик». Именно незначительный размер этого вида мебели определил его название. Существует несколько типов тумб, среди которых наиболее популярны прикроватная тумба и угловая. Первые тумбы появились, вероятно, в эпоху Ренессанса [7].

Угловая тумба со столешницей выгнутого контура и двумя дверцами. Маркетри - в виде центрально-симметричного «шахматного узора» («Damier») в волнообразном обрамлении. Декор - золоченые бронзовые накладки на личинках и у оснований ножек.

Тумба из БСИИ при внешней неброскости исполнения, практически полном отсутствии накладок, за исключением небольших личинок и накладок на -

Дюбуа, Жак Комод

Франция, XVIII в. Палисандр, розовое, сатиновое и лимонное дерево, маркетри, золоченая бронза, мрамор Brèche de Bohème [1] 88x114x62 см БСИИASG, инв. № 12-2004

Дюбуа, жак Угловая тумба Франция, XVIII в. Палисандр, сатиновое и розовое дерево, маркетри, мрамор Vert Patricia [8] 91x48 см

БСИИASG, инв. № 19-1875

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

Жак Дюбуа Угловая тумба с одной дверцей 92x71x55 см Галерея Сегура, Париж

Жак Дюбуа Угловая тумба 96x52 см

Париж, 15 декабря 1998 г., аукцион Ме Kohn

Жак Дюбуа Плоское бюро «де Шуазёль» Ок. 1750 г. Черное дерево, китайский лак, золоченая бронза 82x186x100 см Лувр, Париж

ножки, несет на себе печать выдающегося мастера. Поступила в Большое собрание изящных искусств как анонимная работа французского мастера конца XVIII в. Предположение о принадлежности этого предмета к работам Дюбуа было высказано уже при визуальном исследовании тумбы. Оно подтвердилось после снятия закрепленной ранее столешницы. На торце одной из деталей были обнаружены хорошо читаемые клейма Жака дюбуа, соседствующие с клеймом гильдии. Принадлежность к работам Жака дюбуа подтверждает и стилистическая близость элементов, таких как форма ножек, очень близкая к ножкам тумб дюбуа, в частности угловой тумбе с одной дверцей из Галереи Сегура (Париж) [9]. О принадлежности к работам мастера говорит и вся манера исполнения, где ярко ощутим творческий подход, проявившийся в одновременно простом, но изысканном рисунке набора на дверцах. В его абрисе хорошо читаются «синкопы» орнаментального ритма: изысканная асимметричность, перетекание форм предмета, сопоставление темных и светлых пород дерева, построенное не на принципах контраста, а на согласовании оттенков и фактуры древесины. Как и в случае с упомянутым здесь комодом, декорирующее тумбу маркетри также хорошо сочетается со столешницей, сделанной из мрамора вида Vert Patricia. Для него свойственно согласованное сочетание светлых прожилок с теплым темно-коричневым фоном [10].

Приобретена на аукционе Delorme & Collin du Bocage, 04.11.2010.

3. Бюро разных типов, на которых мы не будем останавливаться подробно, т.к. их нет в БСИИ ASG. Упомянем только известное бюро «де Шуазёль» и миниатюрное бюро с изысканными серебряными накладками, сделанными совместно с ювелирных дел мастером Одри.

4. Секретеры. Этот вид мебели является своего рода эстафетой, которую передает Жак дюбуа своему сыну рене, который стал известен как мастер секретеров.

После смерти Жака дюбуа ещё двадцать лет дело продолжали его вдова и сын рене, ставивший клеймо отца уже на своих изделиях. Это объясняет наличие клейма «J. Dubois» как на мебели Людовика XV, так и Людовика XVI.

Рене Дюбуа. Сын, ученик, помощник и коллега Жака дюбуа, работал с ним на улице де Шарентон. После смерти отца в 1763 г. он продолжает работу в мастерской вместе с матерью. Звание мастера он получил в 19 лет, однако продолжал использовать клеймо отца. У него была хорошая репутация. В книге «Перечень лучших мастеров» (1772 г.) его называют одним из лучших эбенистов столицы. Общий альманах торговцев 1779 г. называет его «эбенистом королевы». действительно, он работал для двора, в частности, для Марии-Антуанетты и принца де Субиз. Он исполнил также известный «свадебный сундук» Марии-Антуанетты с изображением двух голубей. Особенно известен гарнитур рене дюбуа, ко-

.vf-tï _.г*| ; торый он сделал для Людовика XV и в который входили бюро и картоньерка. Комплекту свойственна определенная суровость и строгость, присущие стилю транзисьон и самому дюбуа младшему. Предметы были декорированы фигурами Амура и Психеи, а также Войны и Мира. Этот ансамбль был подарен Екатерине II. Затем он принадлежал князю Куракину, который за

t— \ J-J ним подписал тильзитский мир, поэтому этот ан-

самбль и называют «Тильзитским». Карьера рене дюбуа активно продолжалась до начала 1780-х, когда он полностью посвятил себя

торговле мебелью. Полностью он оставил дело накануне революции 1789 г. Отсутствие собственного клейма, отличающегося от клейма отца, затрудняет атрибуцию многих предметов мебели.

Вероятно, что в конце карьеры его отца, Жака дюбуа, рене взял на себя большую часть работы по изготовлению мебели, о чем свидетельствуют изделия времени транзисьон и Людовика XVI. Скорее всего эта мебель сделана уже сыном, т.к. Жак дюбуа умер в 1763 г. и, естественно, не мог создавать предметы в стиле Людовика XVI [11].

Изделия Рене достаточно солидны и очень характерны для неоклассицизма. Излюбленным предметом Рене является секретер. для него характерен секретер узкой прямой формы со срезанными углами и строгими линиями. Иногда, как и отец, он использовал лаки в китайском вкусе. Одна из самых оригинальных моделей имеет корпус небольшого размера в форме пагоды. Также, как и отец, Рене делал, наряду с дворцовой мебелью, и предметы для среднего класса. Примером такого изделия может служить секретер из БСИИ АБС.

Секретер из палисандра, фиалкового и розового дерева, состоит из трех частей: выдвижного ящика вверху над откидывающейся доской секретера, самого секретера и нижней части с двумя дверцами, ножек прямой формы, царги, в средней

ЧшШР вестник мэедундрояюго институт антикварию*

4Ч1ф ИСКУССТВ

части имеющий выступ в форме арбалета. Декорирован двумя висящими ручками на выдвижном ящике и небольшими личинками на дверцах. За верхней крышкой - отделение с небольшими ящиками. Имеет столешницу серого мрамора вида Ба^е Anne. Под столешницей - клеймо Жака Дюбуа. Украшен набором маркетри в виде «крыльев бабочки» («Aile de papillon»).

Все три предмета из БСИИ имеют клейма Жака Дюбуа, однако если стилистический анализ рассмотренных нам двух предметов определенно позволяет утверждать, что они сделаны самим Жаком, то тот же анализ определяет вывод о том, что рассматриваемый секретер сделан его сыном Рене. Об этом говорят строгость форм, столь характерная для него, а также пропорции изделия, очень близкие к работам, безусловно относимым к творчеству Дюбуа младшего. В этом легко убедиться, сравнив секретер БСИИ с секретером с сетчатым декором из розового дерева и сикоморы, проходившим на аукционе François Léage в Париже и воспроизведенным Кжельбергом на с. 322 [12]. Он имеет те же пропорциональные соотношения и также конструктивно делится на три части. роднит их и схожесть формы ножек, а также форма выступа в виде арбалета, на котором вполне могла быть накладка Дюбуа. Если форма секретера идентична изделиям Рене, то декор в виде «крыльев бабочки», где использованы диагональные распилы древесины, позволяют утверждать, что уроки отца не прошли даром для его сына.

Атрибуция предметов осложнена не только тем, что долгое время он ставил клейма отца, но и тем, что его работы вызывали подражания другими мебельщиками. В частности, мебель, стилистически схожая с работами Рене Дюбуа, изготовлялась Филиппом Клодом Монтиньи. Сохранилось несколько предметов, имеющих клейма обоих

мастеров. Их соседство объясняется той же причиной, что и наличие двойных клейм на работах Жака Дюбуа.

Самым важным качеством, которым должен владеть каждый мастер прикладного искусства, является чувство стиля, умение выявить все эстетические возможности материала и соединить их с формой предмета и его назначением. К этому прибавляется также умение отделать предмет так, чтобы декоративные элементы, украшая его, не входили в противоречие с его внешним видом и удобством использования. Гармоническое соединение четырех элементов - формы, материала, функции и декора - является залогом успеха любого мастера. Оба представителя семейства дюбуа виртуозно умели управлять этой капризной квадригой.

Кроме Жака и Рене, под фамилией Дюбуа работали ещё несколько мастеров. Луи Дюбуа, старший брат рене, создававший эксклюзивные, высоко ценимые модели мебели, позднее посвятил себя целиком декоративной скульптуре. Двоюродный брат Рене был его полным тезкой. Он также занимался изготовлением мебели и успешно торговал игрушками. В литературе также упоминается мастер Адриен Дюбуа, получивший звание мастера 14 января 1741 г. и работавший на улице Сен Антуан в середине XVIII в. В городе Мане был издан рекламный плакат, в котором говорится о том, что «на улице Экревис исполняются все работы в технике маркетри и изготовляются комоды, бюро, а также различные столики для игр, включая триктрак, мастером J. Dubois» [13]. Был ли этот J. Dubois нашим Жаком Дюбуа, давшим рекламу в провинции, или нет, ещё предстоит установить.

Дюбуа, Рене (?) Комод

Франция, XVIII в. Палисандр, розовое и сатиновое дерево, маркетри, бронза, мрамор Saintе Anne 130x85x35,5 см БСИИASG, инв. № 16-1086

Список использованной литературы:

1. Кес д. Стили мебели. - Будапешт: Из-во АН Венгрии, 1979 г. - 272 с.

2. Pradère А. Les Ebénistes français, de Louis XIVà la Révolution. - Paris, 1989. -444p.

3. Aurélia et Anne Lovreglio. Dictionnaire des Mobiliers & des Objets d'art du Moyen Âge au XXI siècle. - Paris, 2006. - 464 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bill G.B. Pallot. L'ART DU SIÈGE AUXVIII SIÈCLE EN FRANC. - Paris, 1987. - 332 p.

5. Claude OSSUT. LE SIÈGE et sa GARNITURE. - Turin, 2011. - 126p.

6. Claude-Paule Wiegandt. MOBILIER RÉGENCE, LO UIS XV TRANSITION, LOUIS XVI. - Editions Massin - Société d'Information et de Créations - Sic, Leefung. -192 p.

7. François Quéré. LES ROUSSEL UNE DYNASTIE D'ÉBÈNISTES AUXVIII SIÈCLE. - Editions Faton, Dijon, 2012. - 238 p.

8. John Morley. Furniture. The western tradition. History. Style. Design. - United Kingdom, Thames&Hudson Ltd, 1999. - 352 p.

9. Judith Miller. Le mobilier ancien et contemporain. - Editions Gründ, 2006. - 562 p.

10. La Galerie de meubles du château de Fontainebleau,. -Paris: Somogy éditions d'art, 2009. - 112 p.

11. Nicole de Reyniès. Mobilier domestique: vocabulaire, typologique. - Paris, Editions Inventaire general, 1992. - 680 p.

12. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris. - Les Editions de l'Amateur, 2002. - 928 p.

13. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris. - Les Editions de l'Amateur, 2011. - Р. 576p.

Ссылки:

1. http://ru.wikipedia.org/

2. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris. - Les Editions de l'Amateur, 2002. - Р. 313.

3. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris. - Les Editions de l'Amateur, 2002. - Р. 313.

4. http://slovari.yandex.ru

5. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. - СПб.: Азбука-классика, 2010 г.

6. Jacques Dubarry de Lassale. Identification des marbres. - Editions H. Vial, 2006. - Р. 58.

7. http://ru.wikipedia.org/

8. Jacques Dubarry de Lassale. -Identification des marbres. - Editions H. Vial, 2006. - Р. 196.

9. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris. - Les Editions de l'Amateur, 2002. - Р. 316.

10. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris. - Les Editions de l'Amateur, 2002. - Р. 314.

11. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris. - Les Editions de l'Amateur, 2002. - Р. 320.

12. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris. - Les Editions de l'Amateur, 2002. - Р. 322.

13. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Du XVIII Siecle. - Paris. - Les Editions de l'Amateur, 2002. - Р. 312.

УЦЛЕ? вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.