Научная статья на тему 'Кресло-сани из Большого собрания изящных искусств ASG'

Кресло-сани из Большого собрания изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
364
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кресло-сани / инсигнии / история / атрибуция / мебель / особенности конструкции / armchair-sledge / insignia / history / attribution / furniture / design features

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черепанова Анна

Статья рассказывает об истории развития кресел и саней, а также об одном из типов кресел курульном. Она также является опsтом анализа и атрибуции кресла-саней, находящихся в Большом собрании изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article tells about history of development of armchairs and sledge, and about one of the tipe of armchair sella curulis. It is experience of the analysis and attribution cradle from the Great Assembly of Fine arts ASG also.

Текст научной работы на тему «Кресло-сани из Большого собрания изящных искусств ASG»

КРЕСЛО-САНИ Из БОЛьшОгО СОБРАНИЯ Изящных ИСКуССТВ ASG

Анна Черепанова, искусствовед МИА ASG

АННОТАЦИЯ: статья рассказывает об истории развития кресел и саней, а также об одном из типов кресел - курульном. Она также является опытом анализа и атрибуции кресла-саней, находящихся в Большом собрании изящных искусств ASG.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кресло-сани, инсигнии, история, атрибуция, мебель, особенности конструкции.

SUMMARY Abstract: Article tells about history of development of armchairs and sledge, and about one of the tipe of armchair - sella curulis. It is experience of the analysis and attribution cradle from the Great Assembly of Fine arts ASG also.

KEY WORDS: armchair-sledge, insignia, history, attribution, furniture, design features.

КРЕСЛО-САНИ Дерево, резьба, левкас, роспись, отводка, ткань, вышивка 84x85x48 см

БСИИ ASG Инв. № 11-2463

В Большом собрании изящных искусств под инвентарным номером 112463 хранится предмет оригинальной конструкции, сочетающий в себе два вида предметов: мебели - кресло и средства передвижения - сани.

Русский термин «кресло» произошел от польского «кгеезЬ» - стул. Прообразы же кресел появились ещё в Древнем Египте и Месопотамии. На штандарте из Ура (III тысячелетие до н. э.) изображены персонажи, сидящие в креслах. Уже тогда эта форма мебели имела ножки в виде конечностей животных и, вероятно, невысокую спинку [3].

Первыми креслами были тронные кресла правителей и приближенных к ним лиц. Подоб-

ные жёсткие кресла существовали в Древней Греции. Кресла, покрытые тканью или мехом, появились в Древнем Риме, где бытовало также и курульное кресло (название его, возможно, происходит от латинского «sella curulis») - кресло в форме складного стула без спинки, сделанное из слоновой кости, мрамора, бронзы или других материалов [6].

В Древнем Риме оно являлось официальной мебелью для сидения высших магистратов: диктаторов и их начальников конницы, преторов, консулов, эдилов. Известный римский историк I в. до н.э. Тит Ливий считает, что данный тип кресел, вместе с другими инсигниями (внешними знаками могущества, власти или сана [2]) царской власти, мог быть заимствован у этрусков. Сами магистраты также назывались курульными. Подобное кресло всюду носилось за его обладателем, так как, по римским обычаям, магистрат, только сидя на нем, мог творить суд и расправу, выслушивать просителей и т. д. [7]. Оно имело форму складного стула без спинки и часто исполнялось из слоновой кости, мрамора, бронзы и других материалов. Известно, что Цезарю было преподнесено сенатом золотое курульное кресло.

КУРУЛЬНОЕ КРЕСЛО (рисунок) [13]

158

Пир ШЖуССТБ

трон

ДАГОБЕРА I Западная Европа, первая пол. VII в. Бронза, литьё Кабинет медалей Национальной библиотеки, Париж

эмиль синьоля

ДАГОБЕР I, КОРОЛЬ АВСТРАЗИИ, НЕйСТРИИИ БУРГУНДИИ Холст, масло 90x72 см Национальный музей замка Версаль, франция

После падения Римской империи кресла практически исчезают из обихода. Редкие сохранившиеся предметы этого периода являются тронными креслами правителей и приближенных к ним лиц. Например, в Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции наряду с Библией Карла Лысого и Великой Камеей Франции хранится тронное кресло из бронзы, принадлежавшее королю франков Дагоберу (ок. 608 - 639 г.).

Кресло этого короля франков из династии Меровингов, правившего в 629 - 639 гг., также стало одной из вариаций курульного типа кресел и получило название «трон Дагобера» [6].

В романский период (IX-XI вв.) использовались кресла с высокой спинкой. В готический период (XII—XV вв.) кресло становится более распространённым предметом быта и представляет собой пока ещё не очень удобный, жёсткий деревянный стул с подлокотниками [6].

В XVI - XVII вв. кресло как тип мебели проходило эволюцию, превращаясь из почетного сидения в предмет меблировки светского жилища.

С середины XVII столетия главной законодательницей стиля стала Франция во главе с Королём-Солнцем Людовиком XIV. При его преемнике, Людовике XV, появилось множество разновидностей кресел. Дифференциация происходила по форме, функциональному назначению и даже по специфическому виду отдельных деталей: кресло-бержер (bergère), кресло-бержер «с ушками» (bergère à oreilles), кресло со «спинкой королевы» (fauteuil à dossier à la reine), кресло со спинкой-кабриоль (fauteuil à dossier à la cabriolet), кресло-бюро (fauteuil de bureau), кресло со спинкой в форме «гондолы» (fauteuil à dossier gondole), кресло со спинкой в форме «корзины» (fauteuil corbeille) и т.д.

Одной из подобных вариаций и стало кресло-сани (siège de traîneau), предназначенное не только для сидения, но и для катания и передвижения по льду и снегу.

Традиционные же сани - древнейшее средство передвижения, где колеса заменены на полозья.

Первые сани появились у народов Севера. Их устройство было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился: две жерди связывались между собой, передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле. Возраст самых древних саней-находок относят ко II тысячелетию до н. э. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале.

Само слово «сани», по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, происходит от множественного числа славянского слова «сань», что означает «змея» (ползущая) и относится к полозьям ввиду их сходства с этим пресмыкающимся. Оно было заимствовано у славян другими народами: румынами, латышами и венграми.

В Древней Руси сани были самым популярным видом транспортных средств. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания в летописях (еще с IX в.) и других литературных источниках, книжные миниатюры. Впервые в летописном описании похорон сани упоминаются при погребении Владимира Святославича (ок. 1015 г.). По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, народов Западной Европы и даже в Египте (где мумии в вертикальном положении были возимы в санях к месту погребения). Использование саней в похоронных обрядах было связано с тем, что езда на них считалась более почётной, чем на колеснице.

ПАРА КРЕСЕЛ-БЕРЖЕР

со спинкой-«корзиной»

франция, XVIII в. Бук, резьба 100x67x80 см

БСИИ ASG Инв. № 11-2782

КРЕСЛО-БЕРЖЕР С «УШКАМИ» франция (провинция), XVIII в. Бук, резьба 121x70x66 см

БСИИ ASG Инв. № 11-2412

VW ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1Р ИСКУССТВ

КУРУЛЬНОЕ КРЕСЛО Орех, красное дерево, резьба. Стиль ренессанс, конец XIX в. [11]

До конца XVII в. цари и высшие духовные лица предпочитали устраивать торжественные выезды на санях не только зимой, но и летом.

Старинные сани имели вид лодки с загнутыми краями или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством. Ездили в них обычно по одному, редко по два человека. Но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани, стоя, помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног на специально сделанных уступах («полках»).

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом, сани закрывались и сверху, и с боков.

В допетровской Руси из-за плохого состояния дорог и улиц сани были наиболее распространённым видом транспорта даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX в. [8]

В XVII в. получили распространение сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по ледяным озёрам, их можно видеть на картинах того времени.

Климат XVII - XVIII вв. сильно отличался от климата нашего времени. В Европе зимы были гораздо холоднее. В Северной и даже Средней Европе - Голландии, Германии, Австрии и Франции -замерзали каналы и озера. Гранд-канал Версаля в Париже использовался в качестве катка и санного ипподрома. Нарядные, богато украшенные сани

160

принимали участие в различных праздничных мероприятиях, таких как парады, маскарады [4].

Итак, кресло-сани БСИИ ASG было приобретено в ноябре 2011 г. на французском аукционе Versailles Encheres. Верхняя их часть относится к типу «курульного кресла», также прошедшего эволюцию и со временем дополненного спинкой и подлокотниками.

Спинка кресла-саней - плоская, имеет округлый свод, близкий по форме, если пользоваться французской терминологией, своду в виде «шляпы жандарма» («chapeau de gendarme»).

Задняя сторона спинки украшена овальным медальоном в обрамлении плоских резных листьев аканта. На нем изображена человеческая фигура с веткой в правой руке, которая помещена на фон пейзажа с деревьями и архитектурными постройками, увитыми цветочной гирляндой. Скорее всего, данная сцена является «Аллегорией обоняния» или «Аллегорией лета». Она написана на слое левкаса, нанесенного поверх другой живописной сцены, предположительно более раннего периода.

Оставшаяся часть деревянного каркаса кресла-саней также украшена изображением гирлянд и букетов из цветов и листьев. Боковые же стороны декорированы, помимо гирлянд, изображением деревьев.

Верхняя часть кресла-саней имеет откидное сиденье в форме геральдического щита, под которым располагается откидная крышка трапециевидной формы. Под ней - полое отделение. Кресло снабжено плавно изогнутыми и завершающимися волютами ножками, которые установлены на полозья-основания с резным декором в виде листьев аканта. В целом, конструкция кресла-саней пропорциональна и гармонична.

на французском аукционе они были атрибутированы как русская работа XVIII в. Подтверждением этого может служить аналог, хранящийся в Эрмитаже Санкт-Петербурга - кресло-сани, выполненное в середине XVIII в. в России. Бесспорна общность конструкции: округлый выступ спинки, плавный переход её в подлокотники, ножки-полозья, завершающиеся одинаковыми элементами. Примечательно, что они завершаются на одном и том же уровне, т.е. ножки не выступают относительно полозьев. При этом резьба на полозьях неодинакова: ножки аналога Эрмитажа установлены на элементы в виде волют, у кресла-саней из БСИИ - на ветвевидные резные элементы. Однако при всей схожести очевидны и пластические различия предметов: вся композиция кресел-саней из Эрмитажа более статична и массивна по сравнению с предметом мебели из Большого собрания изящных искусств. Это впечатление создается из-за практически равной по всей высоте ши-

Пир аекусетБ

КРЕСЛО-САНИ

Россия,

сер. XVIII в.

Государственный

Эрмитаж, Санкт-

Петербург

КРЕСЛО-С AHII БС1IIIASG

рине средней части и отсутствия изгиба в нижней части ножек, т.е. ножки предмета из Эрмитажа расположены практически ровно-горизонтально.

Имеет право на существование и другая версия происхождения данного предмета из-за наличия ещё одного близкого аналога. На аукционе Sotheby's, проходившем 18 марта 2010 г. в Париже, нами было найдено ещё одно кресло-сани.

Спинка их представляет собой нечто среднее между спинкой кресла «курульного» типа и спинкой в форме гондолы у обычных кресел. Она плавно и округло переходит в подлокотники. Аукционное кресло-сани тонировано в голубой цвет и богато декорировано росписью и золотым лаком. ножки, как и у рассматриваемого нами предмета из Большого собрания, завершаются волютами, но они выступают относительно полозьев, чего нет в кресле-санях из БСИИ. Также в аукционном аналоге больше рельефных декоративных деталей.

Цвет всех предметов может быть одинаков, если предположить, что аукционный аналог уже прошел реставрацию и с его поверхности был удален старый лак. На нашем же предмете (скорее всего, как и на эрмитажном аналоге) лак ещё сохранен, а под ним -тонированная в голубой цвет поверхность.

Итак, кресло-сани из БСИИ ASG под инвентарным № 11-2463 предположительно хронологически выполнено позже аналога из Эрмитажа, но раньше аналога с sotheby's. И стилистически оно является средним звеном в эволюции кресел-саней от образца из Эрмитажа к лоту аукцио-

КРЕСЛО-САНИ Италия (Венеция?), кон. XVIII в.

Дерево, резьба, левкас, голубой и золотой лак, шелк

Париж, 18 марта 2010 г., ЗойеЬув [12]

на Sotheby's. Относительно принадлежности данного предмета определенной стране может быть рассмотрено несколько вариантов: от исполнения русскими умельцами предметов из Эрмитажа и БСИИ ASG под впечатлением работ итальянских мастеров до диаметрально противоположной версии заимствования итальянскими столярами данного типа кресел из России.

КРЕСЛО-САНИ Дерево, резьба, левкас, роспись, отводка, ткань, вышивка 84x85x48 см БСИИ ASG Инв. № 11-2463

список ИСПОЛЬЗ ОВАННОй ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильев М. И. Русские сани: историко-этнографическое исследование. Великий Новгород : [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/94.htm Проверено 25.01.2014

2. Инсигнии : [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.wikipedia.org Проверено 17.02.2014

3. Искусство Древнего Востока. - М.: Искусство, 1968. - 456 с.

4. История вещей, костюма, искусства, мебели, интерьера и быта от художника кино. Сани и саночки : [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.marinni.livejournal.com Проверено 27.01.2014

5. Кес Д. Стили мебели - Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1979. - 272 с.

6. Кресло : [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.wikipedia.org Проверено 25.01.2014

7. Курульное кресло//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.).—СПб., 1890—1907.

8. Сани : [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.wikipedia.org Проверено 25.01.2014

9. LAnnuaire des Artisans de Bourgogne : [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.artisanatbourgogne.fr Проверено 24.01.2014

10. Lovreglio, Aurélia et Anne. Dictionnaire des Mobiliers & des Objets d'art du Moyen Âge au XXI siècle. - Paris, 2006. - 464 p.

11. Miller, Judith. Le mobilier ancien et contemporain. - Editions Grund, 2006. - 562 p.

12. Morley, John. Furniture. The western tradition. History. Style. Design. - United Kingdom, Thames&Hudson Ltd, 1999. - 352 p.

13. Sella : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jvpoll.home.xs4all.nl/wdo/ROME/GEWOON/SELLA.HTM Проверено 24.02.2014

14. Sotheby's : [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.sothebys.com Проверено 28.01.2014

4Ш1Р ИСКУССТВ

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.