стилистические особенности развития зеркал-псише во франции в первой трети XIX в.
Альбина Борисова, искусствовед МИА ASG
Аннотация: В статье прослеживается развитие зеркал-псише первой трети XIX в. во Франции на примере предметов из Большого собрания изящных искусств ASG.
Ключевые слова: ампир, реставрация, первая треть XIX в., зеркала-псише, напольные зеркала, трюмо, орнаментика, античность, консоль, золоченая бронза.
Summary Abstract: This article traces the development of mirror-psyche the first third of the XIX century in France for example the subjects of the Great Assembly of Fine Arts ASG.
Key words: Empire style, Restoration, the first third of the XIX century, mirror-psyche, floor mirror, trumeau, ornamentation, antiquity, console, ormolu.
Большое собрание изящных искусств ASG обладает примечательной коллекцией зеркал, выполненных в разные исторические эпохи. В собрании представлены зеркала-псише первой трети XIX столетия. В это время во Франции формоопреде-ляющими были два стиля - ампир (1804 - 1815) и реставрация (1815 - 1830).
Стиль ампир - большой «императорский» стиль, главной особенностью которого является тектоничность, а также широкое использование архитектурных (колонн, пилястр, карнизов и пр.) и скульптурных элементов, заимствованных из античности и искусства Древнего Востока (кариатиды, грифоны, сфинксы, львиные лапы и т.п.). В орнаментику активно вводится и военная арматура: знамена, знаки легиона, фасции (секиры и пучки ликторских прутьев), копья, мечи, венки и проч. При всем их многообразии данные элементы располагаются упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Предметы мебели покрывались левкасом или золотились, а многообразие фанеровок прошлого было заменено красным деревом [1].
Стиль реставрации получил свое название благодаря тому, что совпал со временем восстановления власти династии Бурбонов во Франции [2]. В Австрии и Германии он именовался бидермейер [3]. Главными его особенностями являются мягкость и плавность форм в сочетании с симметричностью. Предметы, выполненные в это время, приобретают более мягкие формы, в декоре часто используются мотивы не столько хищных животных, сколько грациозных лебедей и растительные мотивы. Предметы, как и в ампире, украшаются различными накладками из золоченой бронзы. Но в отличие от предыдущего стиля в период реставрации входят в моду светлые породы дерева, такие как: кап вяза, ясеня, ореха, муаровое (moiré) лимонное дерево. В России в это время становится популярной карельская береза.
Большое распространение в это время получают зеркала. Существует несколько гипотез развития этого предмета.
Возраст зеркал насчитывает уже более семи тысяч лет. До появления зеркального стекла использовали хорошо отполированные камни и металлы: золото, серебро, олово, медь и бронзу [4].
Возникновение зеркал на основе стекла связывают с финикийским городом Сидоном (3 тыс. до н.э.). В период Средневековья одним из центров производства зеркал были города Сирии. Об этих зеркалах европейцы узнали во время крестовых походов (XII - XIII вв.) [5].
Некоторые источники свидетельствуют, что годом рождения настоящего зеркала является 1279 год, когда францисканец Джон Пек описал уникальный способ покрытия обычного стекла тончайшим слоем свинца [6].
В Европе первые плоские зеркала научились делать в Венеции. В начале XVI в. братья Домени-ко разрезали горячий цилиндр из стекла на половинки и раскатывали их на медной столешнице. Получались прозрачные листы с ровной и гладкой поверхностью. Эти зеркала выполнялись с добавлением в олово золота и серебра, что определяло их высокую стоимость. Из-за этого французский министр Кольбер приказал придворным агентам подкупить нескольких венецианских мастеров и похитить их с острова Мурано. План увенчался успехом, после чего во Франции появилась первая в Европе зеркальная мануфактура [7].
Как самостоятельный вид мебели или деталь интерьера зеркало получает распространение во Франции в XVII столетии. В XVIII в. появились новые формы зеркал, среди которых особую популярность приобрели зеркала-псише.
Зеркало-псише (франц. Psyché - искаж. cheval-glass - «зеркало на ножках», под влиянием слова Psyché - Психея) - зеркало на двух стойках (балясинах) с консолью (полочкой). Название воз-
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
никло в атмосфере эстетики стиля «неогрек» по ассоциации с античным образом Психеи (греч. Psyche - «душа»), которую, согласно поверьям, иногда можно увидеть в зеркале. С самого момента появления зеркала-псише стали характерным элементом убранства дворцового интерьера, а также аристократических гостиных. Очень часто зеркала-псише в человеческий рост ставили посреди будуара. Они были похожи на арку, а по бокам располагались два бра со свечами [8].
В России моду на зеркала-псише ввел немецкий мастер Генрих-Даниэль Гамбс в начале XIX в. Г.-Д. Гамбс создавал большие поворотные зеркала на постаменте, вделанные в раму, резную или золоченую. Первое такое зеркало мастер сделал на заказ: его преподнесли в качестве подарка прусской королеве Луизе. Дебют оказался удачным -псише велено было изготовить для приданого великих княгинь Александры и Елизаветы [9].
Вскоре зеркала-псише сделались традиционной деталью убранства парадных и жилых интерьеров.
Все зеркала-псише из Большого собрания изящных искусств ASG можно условно разделить на три разные группы: напольные зеркала, зеркала-псише для туалетных столиков, а также псише-трюмо.
Напольные зеркала-псише являлись достаточно популярным предметом интерьера. Благодаря их внушительным размерам, можно было рассмотреть себя в полный рост, а шарниры, на которые крепилось зеркало, позволяли менять угол наклона по своему усмотрению. Они представляли собой конструкцию на ножках арочной формы с колоннами-опорами. В качестве декора использовались бронзовые накладки в виде античных кубков, ваз, ритонов, колец с растительным орнаментом. Еще одной характерной чертой является полукруглая форма зеркала в верхней части. ножки, как и в ампире, часто имели форму звериных лап.
В Большое собрание изящных искусств ASG входят 12 зеркал-псише XIX в. Несмотря на то, что неизвестно авторство мастеров, создавших их, и точная дата создания, можно утверждать, что все они отличаются высоким профессиональным уровнем изготовления, характерным «ампирным» чувством формы, использованием красного дерева. Им свойственна строгость формы, правильность линий, симметрия, лаконизм и т.д., т.е. все то, что принес в искусство мебели ампир. Прекрасным аналогом двум напольным зеркалам-псише из собрания ASG может служить псише из Музея декоративного искусства Парижа, датированное 1814 г. Именно их стилистическая близость позволяет датировать их тем же временем. Все говорит об их соответствии: аналогичны
Зеркало-псише Франция, нач. XIX в., красное дерево, зеркало, золоченая бронза 178x95x34 см. БСИИАЗС Инв.№ 23-1012
конструкции, их пропорциональные соотношения, форма и детали декора. При этом, колонны псише из собрания парижского музея увенчаны античным урнами, а зеркало обрамлено ленточным орнаментом - одним из самых распространенных декоративных мотивов ампира. То же самое мы видим в декоре зеркал из собрания АБС.
то, что напольные зеркала-псише были распространенным предметом интерьера, говорит факт, что аналоги их хранятся во многих крупных музеях мира, например в Музее декоративного искусства в Париже, в Государственном Эрмита-
Зеркало-псише Франция, 1810 - 1815 гг. красное дерево, зеркало, золоченая бронза 185x106x61 см БСИИASG Инв. № 23-2958
Зеркало-псише Франция, нач. XIX в., красное дерево, зеркало, золоченая бронза 182x101x55 см БСИИ АЗС Инв. № 23-2613
Зеркало-псише Франция, нач. XIX в., красное дерево, зеркало, золоченая бронза 180x98x37 см БСИИ АЗС Инв. № 23-1011
Зеркало-псише, Франция, 1814 г. Красное дерево, зеркало, золоченая бронза
180x95x34 см Музей
декоративного искусства, Париж
ЧВЯР вестник \еждунАРОднОГО института антиквариата
шшр искусств
Зеркало-псише
Россия, около 1800.
Красное дерево, рама украшена
стеклянными деталями с декором,
зеркало
195x108x34 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Зеркало-псише, Франция, 1823 г., дуб, вяз, кап ясеня, лимонное дерево, зеркало, золоченая бронза.
193x106,5x39 см
Музей декоративного искусства, Париж
же Санкт-Петербурга и в Музее прикладного искусства во Франкфурте-на-Майне. Встречаются они и во многих интерьерах, сохранивших свой облик с XIX в.
Вторая категория - это переносные зеркала-псише, которые могут быть установлены на стол, комод, консоль и т.д. Зеркала-псише подобного типа имеют панель основания с ящиком посередине и декорированы бронзовыми накладками и фурнитурой из золоченой бронзы. По бокам такие предметы так же, как и псише первого вида, обрамлены колоннами, к которым крепится зеркало.
Зеркало-псише Франция, нач. XIX в., красное дерево, зеркало, золоченая бронза 105x83x28 см БСИИ ASG Инв. № 23-2291
Зеркало-псише Франция, нач. XIX в., красное дерево, зеркало, золоченая бронза 122x92x36 см БСИИASG Инв. № 23-2622
в полный рост, то данная форма мебели более универсальна и динамична, т.к. может переноситься в нужное место по усмотрению владельца. Эти зеркала предназначены, скорее для рассмотрения деталей - лица, прически или предметов костюма.
Третья категория зеркал-псише, пожалуй, наиболее интересна для рассмотрения. К ней мы отнесли зеркала псише-трюмо на подставках в виде столика или консоли. Определение «трюмо» происходит от французского «trumeau» -«простенок». Подобная конструкция получила свое название из-за того, что такие зеркала ставились в простенках между окнами в центральной зале усадьбы [10]. В нач. XIX в. данный предмет мебели был достаточно популярен, продолжая стилистическое развитие куафёза (от франц. «coiffeuse») (см. статью «Мебель Матье Криера в Большом собрании изящных искусств ASG»). Как и куафёз в свое время, псише-трюмо стали подлинными произведениями искусства, эффектно украшенными деталями из золоченой бронзы, и соответствовали эстетике ампира.
Псише-трюмо
Франция, нач. XIX в.,
красное дерево, зеркало, мрамор
золоченая бронза
188x90,5x45,5 см.
БСИИ ASG Инв. № 23-2879
Псише второго типа из Большого собрания изящных искусств ASG характерен камерный характер. У каждого из них внизу - небольшой выдвижной ящик. Если напольные зеркала велики по размеру, дабы иметь возможность увидеть себя
Псише-трюмо Франция, нач. XIX в., красное дерево, зеркало, мрамор
золоченая бронза 136x56x40 см
Псише-трюмо Франция, нач. XIX в., красное дерево, зеркало, мрамор
золоченая бронза 150x79x53 см
БСИИASG Инв. № 23-1055 БСИИ ASG Инв. № 23-1054
ЧшШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Ч1ф ИСКУССТВ
Псише-трюмо Франция, первая треть XIX в., Муарое лимонное дерево, зеркало, золоченая бронза, мрамор. 136x56x40 см БСИИАЗС Инв.№ 22-2471
К зеркалам-псише эпохи Ампир близки предметы Реставрации, логически продолжающие стилистику времен Наполеона I. Нижняя часть этих зеркал, как правило, выполнена в виде консоли. На ее фальш-панели может располагаться выдвижной ящик. Столешница полностью или частично выполнена из мрамора. Передние ножки такого псише-трюмо выгнуты в Б-образном изгибе или выполнены в виде античных колонн. Формы самих зеркал весьма разнообразны. В сравнении с ампирными они имеют более мягкие формы.
Интересно сравнить псише-трюмо эпохи Ампир и Реставрации из собрания АБС. Зеркало ампирного трюмо имеет круглую форму и украшено в нижней части бронзовыми накладками. Оно установлено на компактный ящик, покрытый белым каррарским мрамором. При этом его передние ножки только слегка выгнуты, тогда как задние остаются прямыми.
Зеркало эпохи Реставрации имеет более изысканную овальную форму. Интересной деталью декора являются лебединые головы с изящными шеями, придающими предмету большую пластичность. Ящик также покрыт каррарским мрамором, но более вытянут по бокам. отдельного разговора заслуживают изогнутые, Б-образные передние и задние ножки. Они соединены между собой точеной на токарном станке в виде двух балясин проножкой.
Рассмотренные псише - лишь небольшая часть коллекций мебели XIX века из Большого собрания
изящных искусств АБС. Они не претендуют на какое-либо исключительное место в этом собрании. Однако это говорит скорее о масштабности коллекций АБС, нежели о скромности художественно-стилистических особенностей предметов. Будучи в любом другом собрании, данные зеркала-псише, возможно, заняли бы более примечательное место. Разглядывая их, сравнивая между собой и найденными аналогами, мы имеем возможность почувствовать развитие стиля мебели вообще, заключающееся в постоянной смене пластической мягкости и конструктивной четкости. Именно здесь можно ощутить переменчивость эстетических пристрастий, заставляющих мастеров то обращаться к темной фактуре полированного красного дерева с эффектно украшающими его декоративными бронзовыми накладками, то с увлечением «расцвечивать» предметы светлыми породами древесины, так соответствующими мягкой пластике пост-ампирного искусства.
Псише-трюмо Франция, нач. XIX в., красное дерево, зеркало, мрамор, золоченая бронза.
128x50x38 см БСИИАЗС Инв. № 22-2876
Псише-трюмо
Франция, первая треть XIX в., красное дерево, зеркало, мрамор, золоченая бронза.
130x56x39 см
БСИИАЗС Инв. № 22-1975
Список использованной литературы:
1. Judit Miller: Furniture. A Dorling Kindersley Book. - London, 2005.
2. Pierre Kjellberg: Le mobilier français et europeen, Les Editions de l'Amateur, Paris, 2011.
3. Кес Д. «Стили мебели». - Будапешт: Из-во АН Венгрии, 1979.
4. Зеркало // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
5. www.ru.wikipedia.org
6. www.hermitagemuseum.org
7. www.opac.lesartsdecoratifs.fr
8. www.carnavalet.paris.fr
9. www.klintsy.ru
10. www.irikruto.ru
11. www.free-press.ru
Ссылки:
1. www.ru.wikipedia.org
2. www.ru.wikipedia.org
3. Кес Д. «Стили мебели». - Будапешт: Из-во АН Венгрии, 1979.
4. www.klintsy.ru
5. www.free-press.ru
6. www.klintsy.ru
7. www.irikruto.ru
8. www.ru.wikipedia.org
9. www.base.pl.spb.ru
10. www.ru.wikipedia.org
вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств