Каминный «канон»: декоративные и функциональные аксессуары для каминов в БСИИ ASG
АННОТАЦИЯ: статья посвящена истории каминов, их типологии. Подробно рассматривается их использование в качестве элементов декора, а также декорирование каминов с помощью предметов декоративно-прикладного искусства.
КЛюЧЕВыЕ СЛОВА: камин, печь, каминный набор, часы, канделябр, зеркало, трюмо, ваза, каминный экран.
SuMMARY ABSTraCT: This article describes the history of fireplaces, their typology. Discussed in detail their usefull as decorative elements, as well as fireplaces decorated with the decorative art.
Елена власова, главный хранитель мил ASG
Key wORDS: fireplace, stove, fireplace set, clocks, candelabra, mirror, vase, fireplace screen.
Камин (нем. «кашт», лат. «саштш», греч. «каштоБ»- открытый очаг, жаровня, печь, горн) - комнатная печь с прямым дымоходом, согревающая комнату непосредственно пламенем горящего топлива. Обычно служил и элементом оформления помещения. В парадных комнатах богато украшался карнизами, колоннами, скульптурой, выполненными из металла, камня, дорогих пород дерева и т.д. Выступающая часть камина часто использовалась как подставка для различных предметов. Поверхность стены над камином нередко покрывалась стенной живописью, картинами, зеркалами.
Первые камины появились в античный период. Их порталы вырубались в стенах со ступенчатыми косяками и отличались простотой и скромностью. Для обогрева нескольких помещений одновременно в Древнем Риме были разработаны отопительные каналы, которые находились под окнами и подавали в дома горячий воздух. Такие системы применялись в банях (термах) и на виллах.
Один из выдающихся зодчих эпохи Возрождения Андрео Палладио в своем трактате об архитектуре, опирающемся на традиции античности, описывал римские камины: «Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым» [1]. То есть, в Древнем риме камин представлял собой самостоятельную конструкцию в центре помещения с балками, поддерживающими трубу, но не связанными со стенами дома.
Намного позднее камины переместились к одной из стен, а следующим шагом в их развитии
стало слияние топки и дымохода со стеной. Так камин обрёл свои современные черты. В Средние века камины были исключительно женской привилегией, так как располагались в комнатах, где могли находиться только дамы. Позже камины стали доступны всем, что способствовало их быстрому распространению.
Известны три основных типа каминов: английский, старогерманский и французский. Классический английский камин с прямым дымоходом - самый простой и универсальный - состоял из топочной камеры, дымосборника и дымовой трубы. Снаружи топочное отверстие облицовывалось железным или латунным наличником - гладким или с декоративной отделкой. Площадь камина равнялась приблизительно 1/50 площади помещения. Имея больший размер, он вызывал сквозняки и переохлаждал комнату, меньший - не согревал её. Топочная камера устраивалась сообразно размерам камина. русские мастера называли встроенный в неё топливник «желудком».
В старогерманском камине эффект излучения тепла усиливался за счёт того, что задняя и боковые стенки топливника устанавливались с наклоном и в задней
Гостиная первого этажа замка Левевилль, Франция
вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств
стенке делалась чугунная вставка - плита, часто украшенная рельефом. Она защищала кирпичную кладку от перегрева, быстрее поглощала и отражала тепло.
Во французских каминах, в отличие от английских, дрова складывались не на каменный пол, а на железные подставки - таганы, обеспечивающие доступ воздуха к дровам и дающие углям полностью прогореть. Таган (через татарск. tagan-«ста-нина», из крым.-татарск. tygan, от греч. teganon-«тигель, жаровня») - железная подставка в печи для котла. В декоративно-прикладном искусстве ХУШ-Х1Х вв. - в эпоху стилей рококо, неоклассицизма и ампира- таган превратился в важный элемент каминного прибора, поскольку камин стал композиционным центром интерьера. В России таганом называли любую подставку для топлива. Классический французский таган представлял собой два металлических треножника без топочной решётки.
В эпоху Возрождения камины становятся предметом интереса архитекторов. Порталы каминов делались из мрамора и гранита, украшались флорентийской мозаикой, резьбой. В моду вошли капители, колонны, пилястры. Благодаря таким архитектурным изыскам, камины стали привлекательными элементами дворцового интерьера. В некоторых источниках говорится, что во Франции в начале XVIII в., в период Ре-
Картельные часы с консолью в бронзовой оправе едва ли создавались продолжительное время и, возможно, они и служили началом формирования «каминного набора», водружаясь в центр каминной полки, которая заменяла часам подвесную консоль, но это только наше предположение.
Более широкое распространение часов в бронзовом корпусе приходится на эпоху правления Людовика XV. Некоторые экземпляры часов по-прежнему создавались в настенном исполнении с подвесной консолью, позднее последняя отошла на второй план, и картели Людовика XV обрели самостоятельный характер и стали крепиться непосредственно к стене. Впоследствии часы переместились со стены на каминную полку, зачастую являя собой основной элемент интерьера, привлекающий всеобщее внимание.
гентства, сформировался «каминный набор» (франц. «garniture de cheminée»), состоящий из часов в корпусе из позолоченной бронзы- в центре каминной полки, по сторонам от которых располагались вазы из китайского фарфора или делфтского фаянса, либо бронзовые или серебряные канделябры. Над каминной полкой возвышалось большое зеркало в золоченой раме. Внизу, перед топкой, нередко располагался экран с натянутой шёлковой тканью, декорированной росписью или вышивкой. Хочется заметить и тем самым пожурить источники, что период правления Филиппа II, герцога Орлеанского-регента Французского королевства при малолетнем короле Людовике XV приходится на 1715-1723 гг. В эти годы и при жизни Людовика XIV характерны были часы и картели, выполненные из благородных пород дерева, инкрустированные черепахой, медью и лишь богато декорированные золоченой бронзой.
Но каминный «канон» не ограничивался только «каминным набором»...
Богато декорированный камин стал центром гостиной, демонстрируя вкус и достаток хозяина дома. Лучшие художники, скульпторы, бронзовщики, литейщики, мебельщики и декораторы привлекались для создания всего «каминного окружения».
Самым известным и распространенным каминным аксессуаром является, конечно, подставка для дров. Многие из них, витиевато украшенные различными элементами декора, созданы крупнейшими мастерами XVIII-XX вв. и давно обрели статус самостоятельного произведения искусства. В особом почете подставки из позолоченной бронзы, созданные в XVIII веке. В последнее десятилетие коллекционеры перестали относиться к ним как к функциональному аксессуару, и такие подставки «переместились» из внутренней части камина на самое видное место. Многие из них украшают сейчас не только исторические интерьеры, но и вписаны в пространства минимали-стичных брутальных лофтов (лофт - тип жилища, переоборудованного из помещения заброшенной фабрики, другого здания промышленного назначения).
Не менее ценными считаются также произведения эпохи арт-деко. Предметы особо роскошные - каминные часы. В их производстве принимали участие художники и ремесленники самых различных профессий. Этот предмет сочетает в себе работу художника, мастерство тех, кто чеканит бронзу, и, безусловно, талант часовщика. Обычно каминная полка содержала три главных предмета: часы посередине, а по бокам - изящные канделябры.Кстати, часы и канделябры чаще всего создавались одним мастером и образовывали единый художественный ансамбль.
Часы картель с консолью эпохи Регентства из золоченой бронзы, с декором в виде петухов и бараньих голов. В. 50 см. Циферблат подписан Фердинандом Берту. Коллекция Перрен, Руайер, Лаженесс, Версаль.
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
Буше, Франсуа (1703-1770)
Дама за туалетом (также известная как «Утренний
туалет» и «Туалет женщины»)
Франция, 1742 г.
Холст, масло; 53х67 см.
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Нередко убранство каминной полки дополнялось не менее ценными вазами из китайского фарфора или делфтского фаянса, расписанными по белому фону синей кобальтовой краской, с изощренными восточными орнаментами или типичными местными мотивами, поэтому на вазах вращали крыльями мельницы, к далеким берегам устремлялись по кобальтовым волнам корабли, на голубых лугах паслись ленивые синие коровы, и, конечно же, распускались цветы. На фаянсе писали портреты именитых горожан, запечатлевали сценки каждодневной жизни, религиозные и мифологические сюжеты.
Другим не менее роскошным предметом, неразрывно связанным с камином, конечно, является зеркало. В XVIII веке каминные зеркала были затейливых барочных форм в богато украшенных резных рамах. В XIX веке у буржуазии с достатком особую популярность приобрели трюмо. Прямоугольное зеркало в позолоченной раме, в верхней части украшенное картиной с жанровой сценкой либо цветочными мотивами, на многие годы стало символом мещанского интерьера, однако некоторые владельцы аристократических дворцов тоже полюбили этот предмет.
Трюмо для таких интерьеров расписывали знаменитые художники. Художники с громкими именами, например, Буше, известны тем, что расписывали небольшие ширмы для каминов. Сегодня этот предмет интерьера практически забыт, а в салонах XVШ-XIX веков был чрезвычайно востребован. Миниатюрные невысокие ширмочки использовали исключительно летом, когда нужда в отоплении пропадала и камин являл собой печальное, малоэстетичное зрелище. Богато расписанной ширмой хозяйки закрывали это «темное» пятно. Зимой же, наоборот, когда камин сильно топили, дамам необходимо
было защищаться от избытка тепла, чтобы щеки не слишком пылали. На смену летним ширмам доставали специальные ручные экраны (франц. écran - «барьер, щит»), которые защищали дамские лица и являлись дополнением к портативным каминным экранам, размещающимся непосредственно перед топкой. Они представляли собой чаще сложную по форме резную раму на ножках с натянутой на нее узорчатой тканью, рисунок которой, просвечиваясь светом пламени, создавал дополнительный декоративный эффект, рассеивал жар огня. Также каминный экран снижал риск пожара в комнате от попадания искр и горящих углей на пол, одежду людей, защищал маленьких детей, находящихся в непосредственной близи от очага. Реже встречались цельноде-ревянные, металлические и стеклянные экраны. Сегодня такие экраны принадлежат к уникальным произведениям искусства.
На картине одного из прославленных французских живописцев XVIII-го столетия Франсуа Буше «Дама за туалетом» (1742), хранящейся в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, можно рассмотреть вышеперечисленные виды экранов. Это и каминный экран, в данном случае небрежно служащий вешалкой, и довольно редкий в настоящее время- маленький ручной экран.
БСИИ АБС, инв. №23-0065.
Зеркало (верхняя часть трюмо) в деревянной ажурной золоченой раме с резьбой, ветвевидным орнаментом, ракушками и завитками. Италия, XVIII век (прежде было покрыто синим лаком, повторная сборка, изменения). 83x117 см.
БСИИ АБС, инв. №23-1737. Зеркало в позоло ченной оправе, верх няя часть слегка изогнутая с резным орнаментом военных атрибутов, гирляндами из цветов и клиньями раковин. Центральная часть украшена небольшим плетеным узором. Эпоха Регентства. В. 164 см.
БСИИ АБС, инв. №23-0982. Зеркало в раме из резного золоченого дерева с цветочным декором, ажурный декор в виде ракушек. Зеркало - покрытие амальгама (некоторый износ и местами отсутствие позолоты). Эпоха Людовика XV. 196x110см.
^ЛЯР ВЕСТНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
шшр искусств
Впоследствии объектом художественного интереса, кроме «каминных наборов» и специальных приспособлений для сжигания топлива, стал набор вспомогательных «каминных приборов», который обязательно имелся при каждом камине. Издавна камин оснащался и такими дополнительными приспособлениями, как щипцы для перевертывания горящих дров, специальная вилка для ворошения топлива, щетка на длинной ручке и совок для чистки топки, мехи для раздувания огня.
В XVIII веке в обиход вошли кочерга для разбивания горящего угля на мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля, которые впоследствии сменили резные деревянные ящики и решетки для топлива. Часто эти утилитарные предметы выполнялись на заказ и являли собой изумительные произведения декоративно-прикладного искусства. Большое собрание изящных искусств АБС располагает несколькими вариантами всех декоративных и обиходных предметов «каминного канона».
Главным вопросом, которым задавались мебельных дел мастера эпохи барокко (конец XVII-начало XVIII века, правление Людовика XIV -эпоха Регентства при маленьком Людовике XV) и, конечно, их заказчики - «Как бы нам сделать так, чтобы было повеличественнее». Образцом величия в тот период считали Древний Рим, поэтому рамы зеркал, рамы портретов, столбы кроватей приобретали более изогнутые и плавные линии, украшались завитками, виноградными
БСИИASG, инв. №15-3522.
Трюмо из резного золоченого дерева с декором в обрамлении жемчужин. Трюмо украшает мифологическая сцена на холсте, изображающая две античные фигуры в сопровождении собаки и амура. Конец XVIII в. 184х87см.
БСИИASG, инв. №15-2059.
Трюмо из дерева с лепным орнаментом и резьбой, украшенное в верхней части холстом XVIII в. (масло), на котором изображена пара на фоне пейзажа. 163х83 см.
БСИИ ASG, инв. №08-3377. Каминные часы из золоченой бронзы, располагающиеся на четырех ножках. Циферблат увенчан фигурой амура, держащего гирлянду цветов. Основание - прямоугольное с ажурной центральной частью и лиственным аграфом. Эпоха Людовика XV. В. 48 см. Механизм в задней части, без маятника.
Часы из золоченой бронзы эпохи Людовика XV, подписаны: «Сен-Жермен» (Saint-Germain), В. 52 см. Часы украшены амуром и химерами, окруженными цветочными гирляндами. Механизм подписан: «Д. Робер-старшийв Ла-Шо-де-Фон»(D.Roberti'Amé à LaChaux-de-Fonds). Коллекция Тажан, Париж.
лозами, листьями аканта, ракушками, колчанами, птицами, свитками, гирляндами цветов, раковин, букетов, ветвевидным орнаментом и прочим декором, который накладывался сверху, и, конечно, покрывались позолотой. Нередко зеркала имели фронтоны самых затейливых форм. Всё было плавным и гнутым, золоченым и очень-очень величественным.
Позже на смену барочным зеркалам XVIII в. пришли трюмо, приобретшие популярность у буржуазии в XIX веке, где декоративным элементом и одновременно акцентом выступала жанровая живопись, а функциональным - зеркало.
Центральным элементом всего каминного «канона» являются часы, способные преобразовывать интерьер, внести в него элементы благородства, торжественности, особого величия.
Первые часы в домах были напольными, имели деревянный корпус, а их контуры напоминали высокие башни, украшенные архитектурными излишествами: всевозможной резьбой, колоннами, резными барельефами и скульптурами. Часы были вещью дорогой, ставились в доме на почетное место и переходили по наследству.
Канделябр - (лат. са^ё1аЪгиш «подсвечник») - декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей, ламп, курений и т.п. Канделябр обыкновенно состоял из ножки (треножника), представлявшей из себя изящно сделанные металлические лапки (обычно наподобие львиных лап), или гладкого шеста
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
БСИИ АБС, инв. №08-3739. Каминные часы на подставке из золоченой бронзы эпохи Наполеона III, выполненные в стиле рокайль. В. 39,5
Часы (на подставке) в форме скрипки из золоченой бронзы эпохи Людовика XV, В. 55 см. Модель Сен-Жермена, украшена цветочными гирляндами, лиственным орнаментом, волютами и рокайльными мотивами. Механизм подписан: «Жан-Ба-тистДютертр» (Jean-Baptiste Dutertre). Коллекция Адер, Пикар, Тажан, Париж.
и верхушки в виде тарелки или плоского сосуда. Первоначально канделябры изготавливались из дерева, тростника или жженой глины, позже - из мрамора или алебастра. Большие, искусно сделанные канделябры встречались как посвящения в храмах, а людьми богатыми ставились и в частных домах. Великолепные древние канделябры можно увидеть в Британском музее в Лондоне, в парижском Лувре, в мюнхенской глиптотеке, в собраниях римских (так называемые канделябры
Барберины в античном собрании Ватикана), флорентийских и неаполитанских.
Во времена эпохи Возрождения канделябры стали богаче по исполнению, например, древко украшали не только листьями и орнаментами, но и небольшими фигурами. Такие канделябры из бронзы в большом количестве сохранились в Италии, например в Венеции. В XVIII веке канделябры зачастую стали изготовляться из железа, иногда в роскошных формах стиля рококо; они применялись для освещения залов, улиц и площадей; в XIX веке кованое железо заменено было литым чугуном.
В XVI и XVII веках их изготавливали из серебра, бронзы и олова, в XVIII в. стали использовать фарфор.
Приборы для обслуживания каминов являются одними из древнейших инструментов человечества. Еще в каменном веке наши далекие предки, готовя себе пищу на костре, уже пользовались простой палкой для разгребания горящих углей, а палкой, согнутой пополам, - для вытаскивания из костра каких-либо предметов. Эти палки и послужили в дальнейшем прообразом современных каминных приборов.
В связи с тем, что приборы для обслуживания каминов должны работать в условиях больших температур, их внедрение в быт произошло только тогда, когда человечество научилось производить металл из руд. Вначале это были кованые вертела, которые устанавливались непосредственно в зону открытого огня. Туша животного насаживалась на острие вертела и по мере обжаривания поворачивалась при помощи рукоятки. Поддон под тушей служил для сбора жира. Если в камине приделать сверху крюк, то появляется возможность варить и подогревать еду в котелках.
Гостевая спальная комната второго этажа замка Левевилль, Франция
БСИИ АБС, инв. №09-3734. Пара бронзовых канделябров на три свечи, выполненных в стиле рокайль, эпохи Наполеона III. В. 28 см.
БСИИ АБС, инв. №08-2298.
Каминный набор из золоченой бронзы, пара канделябров, украшеных бабочками и насекомыми, часы украшены изображением молодой художницы с холстом. В. 37 см
БСИИ АБС, инв. №15-3737.
Пара канделябров на три свечи, располагающихся на трехножном основании и выполненных в стиле рокайль в форме скрученных завитков листьев. Эпоха Наполеона III. В. 29 см.
БСИИ АБС, инв. №083371.
Гарнитур для камина из частично золоченой бронзы в стиле Людовика XVI, состоящий из: часов, увенчанных античной вазой и гирляндами лавровых листьев и пары канделябров с восемью подсвечниками. Конец XIX в. Высота канделябров - 63 см. В. часов - 50 см.
БСИИASG, инв. №08-3822.
Каминный гарнитур из чеканной золоченой бронзы и фарфора в севрском стиле. Циферблат подписан «RAINGO Frères à Paris » братьями Ренго в Париже. Стиль Людовика XVI. Часы 40x30 см.
ЧВЯР вестник неждународного института антиквариата
шшр искусств
см.
БСИИ ASG, инв. №11-2763. Пара ваз в форме рожка из китайского фарфора, украшена разноцветной эмалью с изображением персонажей в обрамлениях. Оправа из чеканной бронзы в виде листьев аканта. Основа квадратной формы с закругленными углами на четырех ножках с когтями. XIX век. В. 33,5 см.
БСИИ ASG, инв. №11-1036. Производство мастерской Делфта. Предметы Делфтско-го фаянса. Набор из трех ваз с крышками и двух ваз в форме рожков из фарфора с бело-синим декором в виде парусных судов, ветвевидным орнаментом и лентами, завязанными в банты. Венчают вазы попугаи, клюющие фрукты. В. - 38 см; 24,5 см.
БСИИ ASG, инв. №11-2351. Пара ваз из фаянса с крышками, декорированных разноцветной эмалью с галантными сценами. Крышки увенчаны букетом цветов. XIX в. В. 56 см.
БСИИASG, инв. №11-2889.
Делфт. Три вазы из фаянса восьмиугольной формы с узким горлышком и с расширением в форме луковицы на нем. Вазы декорированы одноцветным цветочным голубым орнаментом. Одна из них выполнена в XVIII в., две другие - в XIX в. В. от 28-32 см.
Кабинет второго этажа замка Левевилль, Франция
Начиная с XV века в Европу приходит мода на камины. Рыцарские замки, королевские дворцы и богатые городские дома начинают отапливаться многочисленными каминами. «Живой» огонь не столько обогревал жилище, сколько радовал и согревал душу владельца. Чтобы огонь в камине лучше горел, на пол камина устанавливали кованые «коньки», на спинки которых укладывались дрова. Это способствовало лучшему притоку воздуха и соответственно лучшему горению дров. «Коньки» носили не только функциональное назначение, но и декоративное. Передние стойки были поистине произведением высокого кузнечного искусства.
Начиная с XVI века основным декоративным местом камина становится портал. Перед ним уста-
БСИИASG, инв. №09-2628. Пара подставок для дров из позолоченной бронзы в стиле Людовика XVI. XIX в. 49х38х66 см.
БСИИ ASG, инв. №09-0951.
Пара подставок для дров из патинированной и позолоченной чеканной бронзы. Эпоха Реставра ции. XIX в. 53х40 см.
навливают кованые стойки с цепями и подставками для емкостей с ароматическими жидкостями.
Порталы закрывают специальными ширмами или экранами, часто украшенными гобеленами или витражами из цветного стекла. Каминные экраны, выполненные квалифицированными мастерами, представляли собой основное декоративное «пятно» каминного зала.
Со временем порталы каминов стали оснащать цельными или распашными каминными решетками, которые не только украшали внешний вид камина, но и предохраняли от выпадения углей и головней. А для защиты от искр делали ширмы из огнеупорного стекла или из мелкой сетки и шторки кольчужного плетения.
Для хранения дров рядом с камином устанавливали специальные дровницы или вазы. Основными приборами для обслуживания камина являются кочерга, совочек для углей и щипцы -«трехпредметный» каминный набор наиболее распространен. Для этих инструментов используют специальную подставку рядом с камином либо делают на стене (невысоко, около 1 м от пола) специальную планку с крючками или штырями. Такой набор служил для того, чтобы безопасно и без труда держать огонь под постоянным контролем, убирать продукты горения и содержать камин в чистоте.
Кроме этих основных каминных приборов часто изготавливали и другие предметы: метелку, вилку, шило, скребок, ухватик, топорик, мехи.
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
Форма инструмента зависит от фантазии изготовителя, однако она должна быть такой, чтобы инструментом можно было легко и удобно пользоваться, а внешний вид соответствовал бы эстетическим вкусам владельца. Многие производители таких изделий стремятся придать им как можно более художественный вид. В музеях разных стран эти предметы представлены изделиями из дорогих металлов с использованием золота и даже драгоценных камней - изумрудов и рубинов.
Сегодня камины возвращаются в быт и интерьеры многих домов наших соотечественников,
обеспечивая уютный комфорт благодатной старины в ее современной интерпретации. Камин продолжает оставаться центром притяжения, украшением дома и предметом гордости его хозяина, продолжая радовать своим ярким обликом и, конечно, сердцем -«огненным цветком», возле которого так прекрасны лица любимых в новогоднюю ночь. Впрочем, как и во все остальные тоже.
БСИИ АБС, инв. №15-0622. Набор каминных приборов, состоящий из кочерги, пары совков и щетки. XIX в.
БСИИ АБС, инв. №24-3977. Каминный экран из ореха с лепным орнаментом, покрытый воском, с резьбой в виде ветвевидного орнамента и цветочков; ножки изогнутые. Обивка с лицевой стороны полихром-ной шпалерой с декором в виде корзины с цветами в рокайльном обрамлении. Лионская работа эпохи Людовика XV. 102x70 см. (изношенная обивка).
БСИИ АБС, инв. №24-2545.
Каминный экран прямоугольной формы, из ореха, на полозьях из украшенных аканфом, лепнина в виде женских лиц, завитков, листвы и ракушек. Стойки в виде балясин. Эпоха Людовика XIV. Обивка из старинного гобелена. 112х68 см
БСИИ АБС, инв. №24-3946.
Каминный экран из красного дерева с лепниной и резьбой в виде ракушек, венков и стилизованных акантов. Эпоха Луи-Филиппа. Обит шпалерой с декором в виде букета цветов на кремовом фоне, с задней стороны - коралловый бархат. 106х56х35 см.
БСИИАБС, инв. №24-3767.
Каминный экран с одной перемещаемой створкой, маркетри в виде пальметт и розеток из амаранта на фоне лимонного дерева. Верх украшен двумя раздельными завитками, расположенными друг напротив друга. Небольшие сужающиеся и изогнутые ножки. Эпоха Карла Х. Створка обтянута синей тканью. 102х67х42,5 см.
БСИИ АБС, инв. №24-2601.
Каминный экран из красного дерева с резьбой. Треугольный фронтон украшен химерами. Опорные стойки завершаются декором в виде египетской головы и украшены пальметтами. Ножки «полозья.» оканчиваются львиными лапами. Обивка из ткани красного и золотого цветов. Эпоха Ампир. 117х63 см.
БСИИ ASG, инв. №24-1659. Каминный экран из позолоченной бронзы. XVIII в. 98х50 см.
Ссылки:
1. Палладио А., Четыре книги об архитектуре. - М.: Архитектура, 2006.
2. http://marinni.liveiournal.com/41079S.html
3. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - СПб.: Азбука-классика, 2004-2009.
4. www.dpholding.ru
5. Kjellberg P. Encyclopédie de la pendule française du Moyen Age au XXe siècle. - Paris: Les éditions de l'amateur, 1997. - S26 p.
4Uv вестник глеждународного института антиквариата
tMÎup искусств