Научная статья на тему '«Часы и бронза на столе. . . ». Коллекция художественной бронзы и часов в Большом собрании изящных искусств ASG'

«Часы и бронза на столе. . . ». Коллекция художественной бронзы и часов в Большом собрании изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
829
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
усадьба / интерьер / бронза / часы / золочение / осветительные приборы / скульптура / estate / interior / bronze / clock / gold-plating / illuminating devices / sculpture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

Статья посвящена анализу коллекций часов и художественной бронз из большого собрания изящных искусств ASG в сопоставлении с коллекциями подмосковных усадеб — Архангельское, Остафьево, Мураново и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the analysis of clocks and art bronze sets from The Grand collection of Fine Arts ASG in comparison with the collections from Moscow area estates Arkhangelskoe, Ostafievo, Muranovo etc.

Текст научной работы на тему ««Часы и бронза на столе. . . ». Коллекция художественной бронзы и часов в Большом собрании изящных искусств ASG»

«часы и бронза на столе...»

коллекция художественной бронзы и часов в большом собрании изящных искусств asg

Алина Булгакова, исполнительный директор МИА ASG

АННОТАЦИЯ: статья посвящена анализу коллекций часов и художественной бронзы из Большого собрания изящных искусств ASG в сопоставлении с коллекциями подмосковных усадеб - Архангельское, Остафьево, Мураново и др.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: усадьба, интерьер, бронза, часы, золочение, осветительные приборы, скульптура.

SUMMARY Abstract: The article is dedicated to the analysis of clocks and art bronze sets from The Grand collection of Fine Arts ASG in comparison with the collections from Moscow area estates - Arkhangelskoe, Ostafievo. Muranovo etc .

KEY WORDS: estate, interior, bronze, clock, gold-plating, illuminating devices, sculpture..

Художественный мир русской усадьбы - явление уникальное и не всегда однозначное. Относиться к нему можно по-разному. Выдающийся русский искусствовед H.H. Врангель, говоря об устройстве внутреннего пространства русской усадьбы, употребляет такие эпитеты, как «чудаческий, смешной, дикий, заурядный» («Старые годы», 1910 г.). Но стоит лишь посмотреть на полотна прославленного живописца Станислава Жуковского (1873 - 1944), прозванного «певцом русской усадьбы», как зритель понимает, насколько чарующий, многогранный и полный своеобразия мир открывается перед ним на этих картинах. Художник много работал в сохранившейся до наших дней усадьбе Брасово (Брянская область), запечатлевая уникальные усадебные интерьеры эпохи историзма.

Жуковский работал в Брасово в 1916 г., в то время имение принадлежало великому князю Михаилу Александровичу и его интерьеры были обставлены с большой роскошью. В то же время

данные интерьеры существенно отличались от московских и тем более петербургских загородных усадеб. В деревянном дворце в Брасово, находящемся вдали от столиц, парадность обстановки была неотделима от ощущения уюта, обусловленного камерным характером зал-комнат.

Безусловно, в организации художественного пространства русской усадьбы прослеживаются свои закономерности. Здесь важно учитывать, что большинство предметов, наполняющих их интерьеры, было создано в то время, когда каждый из них сам по себе рассматривался как произведение искусства и потому их художественная ценность довольно высока. Нельзя не учитывать и вкусы русской знати того времени. например, в отношении текстиля наблюдается значительная скудность. В русских усадьбах практически нет шпалер, которые в большом количестве можно увидеть в загородных особняках Западной Европы. Но XVIII столетие недаром было прозвано веком фарфора, который в

ПАРА КАНДЕЛЯБРОВ

франция, XIX в.

Золочёная бронза, литьё,

чеканка

112 см

БСИИ А8С

Инв. № 09-0348 (1,2)

жуковский с.ю.

БОЛЬШАЯ ГОСТИНАЯ В БРАСОВЕ 1916 г.

ГМИИ А.С. Пушкина, Москва

ЛЮСТРА С ХРУСТАЛЬНЫМ УБОРОМ франция, XIX в. Золочёная бронза, литьё, чеканка, хрусталь, гранение 122x97 см

БСИИ А8С Инв. № 15-2263

большом изобилии можно встретить в интерьерах русских усадеб. Чаще всего это мейсенский и собственно русский фарфор, реже севрский в силу высоких цен на него.

Иначе обстоят дела с художественной бронзой, отличающейся не только количественным превосходством по сравнению с другими видами декоративно-прикладного искусства в русских усадьбах, но и большим разнообразием форм. Это объясняется отчасти ментальностью русского человека, любящего, чтобы все вокруг выглядело ослепительно ярко и дорого. В связи с этим на бронзу, особенно сияющую при двойном золочении, средств не жалели. Такой подход роднит русские усадьбы с французскими особняками, где художественная бронза также представлена в огромном количестве, в отличие от Голландии и Англии. В этих странах сказывалось влияние пуританства и английской революции. Стремящиеся в быту к скоромности и умеренности, англичане и голландцы избегали бронзы в украшении интерьеров, считая этот металл излишне дорогим и бросающимся в глаза. Именно по этой причине большая часть предметов художественной бронзы, а также часов, украшающих русские усадьбы, имеет французское происхождение.

Во Франции история бронзолитейного искусства имеет богатую историю, ведущую свой отсчет еще с «Тёмных веков» (VI - X вв.), когда этот металл использовался для изготовления предметов религиозного культа: крестов, табер-наклей, кадильниц и т.д. В эпоху Возрождения, в частности в период правления Франциска I, бронза, помимо ритуального, приобретает светский характер и используется как для изготовления осветительных приборов и мебельной фурнитуры, так и для создания скульптурной пластики. Если говорить об индустриальном или фабричном производстве бронзы во Франции, то оно возникает здесь в XVII в., а именно в 1684 г., когда братья Келлер открывают первую бронзолитейную фабрику. Предприятие работало по королевским заказам, а изделия из бронзы, созданные на нем, украсили Версальский сад. Здесь же был отлит памятник Людовику XIV, установленный на Ван-домской площади и уничтоженный во времена Великой французской революции.

В XVIII в. возникла мода золотить изделия из бронзы, в связи с чем технология их производства значительно усложняется. Мастера начинают работать в технике «утраченного воска», когда по рисунку, созданному художником, скульптор выполнял композицию из гипса, а формовщик создавал модель из воска и форму для отливки. При литье восковая модель плавилась и вытекала из формы, а ее место занимал горячий металл. После остывания литейщик вынимал из формы отливку, которая получалась несовершенной и нуждалась в

ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А

4ш1р искусств

жуковский с.ю.

МАЛАЯ ГОСТИНАЯ В БРАСОВЕ 1916 г.

Частное собрание

доработке чеканщика, готовившего поверхность бронзы для золочения.

Золочение осуществлялось в технике «ормо-лу» - способ горячего золочения металла, возникший еще в XVII столетии и доведенный до совершенства в кон. XVIII - нач. XIX вв. Суть технологии заключалась в том, что золото растворялось в ртути и в виде амальгамы наносилось на бронзовую поверхность. После этого предмет нагревался, в результате чего ртуть испарялась, а золото прочно оседало на бронзе. Процесс этот был сложен и очень вреден для здоровья мастеров. Существовало множество способов дальнейшей обработки, в результате которой золото приобретало мягкий матовый цвет или сверкало зеркальным блеском. Главной особенностью этой технологии являлась долговечность и чрезвычайная декоративность изделий.

В этот период одним из законодателей мод в области художественной бронзы был французский декоратор Жюст-Орель Мейсонье (1695 - 1750). Оформитель кабинетов французского короля, он стремился в своем творчестве к асимметрии форм, их мягкости, обтекаемости и высокой динамичности. Именно этот мастер во многом определил и характер декорирования бронзовых изделий рокайльными мотивами, трельяжем, листьями аканта, ормушлями и кабриолями. В его искусстве легкость, игривость и изящество заменяют собой парадность, холодность и напыщенность форм декоративно-прикладного искусства эпохи барокко. В Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург)хранится набор из четырех подсвечников, явно навеянных работами Мейсонье, аналогами которых могут служить подсвечники из Большого собрания изящных искусств ASG, созданные в XVIII в.

В XIX в. производство художественной бронзы изменяется коренным образом. Это обусловлено, во-первых, ее значительным удешевлением за счет увеличения доли цинка в бронзовом сплаве,

ПАРА НАСТЕННЫХ БРА франция, вторая половина XIX в.

Золочёная бронза, литьё, чеканка, ковка 30x19,5x12 см БСИИ Инв. № 15-1680 (1,2)

ПАРА ПОДСВЕЧНИКОВ франция, XVIII в. Золочёная бронза, литьё, чеканка 23,5 см

БСИИ А8С Инв. № 09-2650(1,2)

который дешевле меди и пластичнее в отливке. Во-вторых, изменяется сама технология изготовления изделий из бронзы, благодаря открытию, сделанному французским изобретателем Ашилем Колла (1795 - 1859) и видным промышленником Фердинандом Барбединни (1810 - 1892). В 1838 г. они создали особый род машинного гравирования, благодаря которому стало возможным воспроизведение в бронзе всемирно известных скульптурных образцов, хранящихся в музеях Европы и мира. Позднее они наладили целое производство по изготовлению художественной бронзы, получившее название «Дома Барбединни», продукция которого стала залогом высокого качества. В результате репродукции шедевры скульптуры в бронзе стали доступны многим и обходились недорого. Здесь были созданы редукции (уменьшенные копии) с Венеры Милосской, Аполлона Бельведерского, Лаокоона, Меркурия и многих других прославленных античных памятников. В Большом собрании изящных искусств АБС хранятся четыре произведения, созданные домом Барбединни. Один из наиболее интересных предметов - Уорикская ваза, являющаяся копией с древнеримской мраморной вазы, найденной на Вилле Адриана близ Тиволи в 1771 г. шотландским живописцем и арт-дилером Гэвином Гамильтоном (1723 - 1798). Ваза получила свое название по имени последнего ее владельца Джорджа Гревилла 2-ого графа Уорика (1746 - 1816) - племянника и наследника британского дипломата Уильяма Гамильтона (1730 - 1803). Ныне ваза находится в Коллекции Баррелла в Глазго.

УОРИКСКАЯ ВАЗА Литейный дом Фердинанда Барбединни Франция, XIX в. Золочёная и посеребрённая бронза, литьё, чеканка 24x38 см БСИИ А8С Инв. № 09-3154

ЧЕТЫРЕ ПОДСВЕЧНИКА С ГЕРБОМ ШЕРЕМЕТЕВЫХ франция, XVIII - XIX вв. ГЭ, Санкт-Петербург

Не менее примечателен и бюст «Дианы де Пуатье» в образе древнеримской богини охоты Дианы, отлитый по модели французского скульптора XVI в. Жана Гужона (ок.1510-1520 -ок.1563-1568). На обратной стороне бюста клеймо с изображением уже упомянутого нами А. Колла, а также надпись: «Réduction méchanique. A. Collas brevete» (рус. «Механическая редукция. Запатентовано А. Колла»).

Другие предметы носят утилитарный характер - это пара канделябров патинированной бронзы (БСИИ ASG Инв. № 09-1997 (1, 2), основания которых выполнены в виде трех собачьих голов, напоминающих, с одной стороны, образ Цербера, а с другой - полный динамики и агрессии звериный стиль этрусков и чаша для карманных вещей с изображением Реи Сильвии с будущими основателями Рима на руках - Ромулом и Ремом (БСИИ ASG Инв. № 09-3153 (2). Все эти изделия отличаются прекрасным качеством отливки, благодаря чему их высокая художественная ценность, а подчас и утилитарность назначения полностью сохранены.

Совсем иначе обстояли дела с фабричным производством художественной бронзы в России, где оно получило развитие позд-

БЮСТ ДИАНЫ ДЕ ПУАТЬЕ Отлит по модели Жана Гужона Продукция дома Фердинанда Барбединни Франция, XIX в.

Золочёная бронза, литьё, чеканка 30 см

БСИИ А8С Инв. № 09-4076

нее, чем в других европейских странах. Во многом это развитие тормозилось из-за предпочтения русскими аристократами французской бронзы, отличающейся высоким качеством исполнения.

В связи с этим долгое время бытовало ложное мнение, что «русские мастера не умеют сделать ничего превосходного». Многие из них не ставили клейма на свои работы, желая выдать их за французские. Таким образом, прибыль для них была важнее, чем признание и успех.

История становления бронзолитейного дела в России во многом повторила общеевропейский путь развития, начиная с ритуальной бронзы -тех же крестов, энколпионов, складней, икон перегородчатой эмали и т.д. Еще в домонгольский период многие изделия домашнего быта на Руси изготавливали из бронзы. Нельзя не упомянуть и замечательные монументальные памятники московского Кремля, исполненные в бронзе -Царь-пушка (XVI в.) и Царь-колокол (XVIII в.). А создав в 1748 г. бронзовый памятник Петру I, установленный ныне перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге, Бартоломео Растрелли положил начало выдающейся русской монументальной пластике, подхваченной затем В.И. Дему-том-Малиновским, С.С. Пименовым, Ф.Ф. Щедриным, П.К. Клодтом, И.П.Мартосом и др.

Почву же для развития фабричной бронзы в России подготовил Петр I, который поощрял горнодобывающую промышленность и металлургию. В стране появились западноевропейские скульпторы, литейщики и лепщики, создавая тем самым основу для формирования русской школы художественной бронзы.

Во время правления императрицы Елизаветы Петровны (сер. XVIII в.) встал вопрос о создании отечественных литейных мастерских. Эта необходимость была обусловлена политическими соображениями. Россия, соперничавшая с королевской Франции за первенство в Европе, хотела приобрести независимость и стать лидером по производству художественной бронзы, а петербургский двор мечтал по роскоши превзойти Версаль. В результате в Петербургской Императорской академии художеств были учреждены классы художественного ремесла, а в 1760 г. открыт класс орнаментальной и «статуйной» скульптуры.

С восшествием на престол в 1762 г. Екатерины II политика патронажа русской школы художественной бронзы продолжилась с новой силой. Во-первых, были назначены высокие таможенные пошлины на ввоз из заграницы предметов роскоши, в том числе и бронзы, а в 1793 г. торговые отношения с Францией и вовсе были прекращены. Во-вторых, в 1764 г. под руководством Николя Жилле, а затем Луи Роллана в Академии открылся специальный класс орнаментальной скульптуры.

VW ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

Приветствовала императрица и создание частных мастерских в Петербурге под руководством иностранных мастеров. Наиболее известными были мастерские И. Цеха, А. Барбо, И. Тумма, Ф. Георге, А. Симона, И.Фишера, X. Гутштейна и т.д.

В 1769 г. произошло знаменательное событие в истории русской художественной бронзы - открылся специализированный класс формовального, литейного и чеканного дела, ставший базой для подготовки профессиональных русских бронзовщиков. При классе ученики получили практические навыки в «литейном доме» - мастерской, где отливались настенные бра, часы и вазы. В 1780-х гг. здесь начинают выпускать садово-парковую скульптуру лучшие выпускники Академии - Бирюков, Баженов, Можалов. На протяжении следующего десятилетия мастерская работает над оформлением дворцового ансамбля в Павловске по заказу императорской семьи, а также особняков петербургской знати. Именно из этой мастерской и выросло первое крупное предприятие по изготовлению художественной бронзы в России - «Первая» казенная бронзолитейная фабрика.

Но несмотря на все это, представители русской аристократии продолжают обставлять свои усадьбы именно французской бронзой, позиционируя ее как эталон и образец для подражания. Французская бронза попадала в Россию через посредничество различных торговцев, а самая крупная закупка (около 460 изделий) была осуществлена при Павле I в 1798/1799 гг. для обстановки Михайловского замка.

В Большом собрании изящных искусств АБС хранится богатая коллекция художественной бронзы, насчитывающая на сегодняшний день более 230 предметов. Сюда входят скульптура, осветительные приборы, различные кабинетные принадлежности, а также предметы домашнего обихода и сервировки стола. Особенностью собрания является то, что большинство предметов относится к XIX в., причем созданы они как раз французскими мастерами. Сюда же можно отнести и часы французской работы XVII - XIX вв. (ок. 270 предметов), корпусы которых часто изготовлялись

ЧАСЫ, УКРАШЕННЫЕ СКУЛЬПТУРОЙ ПО МОДЕЛИ АНТУАНА КУАЗЕВО «ВЕНЕРА АКРОПИДА» франция, первая половина XIX в. Усадьба Мураново, Подмосковье

ЧАСЫ, УКРАШЕННЫЕ

скульптурой по

МОДЕЛИ АНТУАНА КУАЗЕВО «ВЕНЕРА АКРОПИДА» Мастер часового механизма Артуа сын франция, первая половина XIX в.

патинированная и золочёная бронза, литьё, чеканка, желтый мрамор (sienne), полировка 60,5x30x20 см БСИИ ASG Инв. № 08-2055

ЧАСЫ «РЕЛИЖЬЕЗ» франция, XVII в. (период Людовика XIV) Дерево, золочёная бронза, литьё, чеканка 57x31x20 см БСИИ ASG Инв. № 08-1485

ЧАСЫ «РЕЛИЖЬЕЗ» Усадьба Мураново, Подмосковье

из золоченой бронзы или украшались, как в эпоху ампира и Реставрации, целыми скульптурными композициями патинированной бронзы. Ярким примером могут служить часы XIX в., украшенные знаменитой скульптурой «Венеры Акропиды» работы скульптора Антуана Куазево (1640 - 1720), оригинал которой находится в Лувре (Париж).

В знаменитой литературной усадьбе Мураново (Пушкинский район Московской области), основанной такими прославленными династиями, как Боратынские и Тютчевы, хранятся аналогичные часы XIX в. с фигурой Венеры Акропиды из золоченой бронзы. Часы, изображающие богиню любви, стыдливо опустившуюся на корточки, были крайне популярны как во Франции, так и в России в 20 - 30-е гг. XIX в., в эпоху Реставрации. Аналогичны постаменты часов, разделенные на две части и декорированные бронзовыми накладками.

Здесь же в Мураново находится уникальный для России тип часов «Релижьез». Главной его особенностью является фасад, исполненный в виде портала дворца, церкви или собора с портиком, включающим колонны, фронтоны, арки, ниши, балюстрады и т.д. От сходства с парадным входом в церковь и происходит название вида.

В отличие от часов мурановской усадьбы, корпус которых выполнен из дерева, часы «Релижьез» из собрания ASG созданы в XVII столетии из золочёной бронзы на фигурной подставке. В их верхней части - карниз, над которым навершие в виде коробового свода, богато декорированного ажурным растительным орнаментом. Над карнизом по углам - четыре стилизованные урны. Фасад также украшен растительными мотивами и маскаронами. На боковинах - два застекленных окна прямоугольной формы. Кольцеобразный циферблат с римскими цифрами выполнен в бронзе. Ножки - в виде юлы.

И такие примеры не единичны. Одна из лучших российских усадеб Архангельское (Красногорский район) обладает уникальной коллекцией настольных и каминных часов XVII - XIX вв. Практически все они были приобретены российским государственным деятелем и дипломатом Н.Б. Юсуповым в Париже, поэтому большая их часть является французской работой конца XVIII - начала XIX вв. Корпусы этих часов связаны с именами лучших французских скульпторов и бронзовщиков кон. XVIII в.: Клодиона, Томира, Галле и Буазо.

В Большом собрании изящных искусств ASG мы также можем встретить немало славных имен. Например, часы второй половины XIX в. с фигурой «Меркурия, завязывающего сандалию»,

ЧАСЫ СО СКУЛЬПТУРОЙ «МЕРКУРИЙ, ЗАВЯЗЫВАЮЩИЙ САНДАЛИИ», отлитой по модели ж.-Б. Пигаля

Мастер часового механизма Виктор Пайяр франция, вторая половина XIX в. Патинированная и золочёная бронза, литьё, чеканка; красный мрамор (rouge griotte), полировка 99x60x37 см

БСИИ ASG Инв. № 08-0955 142

ЧАСЫ СО СКУЛЬПТУРОЙ «ЛОШАДИ МАРЛИ», отлитой по модели Гийома Кусту

франция, XIX в. Патинированная и золочёная бронза, литье, чеканка БСИИ ASG Инв. № 08-3131

ЧАСЫ С БЮСТОМ ДИАНЫ ДЕ ПУАТЬЕ, отлитым по модели Жана Гужона Продукция дома Фердинанда Барбединни Франция, кон. XIX в.

Патинированная и золочёная бронза, литьё, чеканка, красный мрамор (rouge griotte), полировка 66x25 см

БСИИ ASG Инв. № 08-1330

чАсЫ

КАМИННЫЕ С

АМУРОМ

Усадьба

Архангельское,

подмосковье

ЧАСЫ КАМИННЫЕ франция, кон. XVIII -нач. XIX вв. Золочёная бронза, литьё, чеканка, эмаль 46x22x13 см БСИИ А8С Инв. № 08-0076

ЧАСЫ КАМИННЫЕ Мастер часового механизма шарпантье франция, нач. XIX вв. Золочёная бронза, литьё, чеканка, белый и красный мрамор (marbre blanc, rouge griotte), полировка, эмаль 35,5x23см

БСИИ ASG Инв. № 08-3876

КАМИННЫЕ

ЧАСЫ С ФИГУРОЙ

УРАНИИ

Франция, 1770-е гг.

Усадьба

Архангельское,

подмосковье

отлитой по модели французского скульптора Жана-Батиста Пигаля (1714 - 1785). Бронзовая фигура бога торговли отличается высоким качеством отливки и мягкой фактурой патины. Не менее интересны часы конца XIX в. из красного крапчатого мрамора с бюстом Дианы де Пуатье, уже рассмотренным нами выше. Бюст является частью скульптурной композиции «Диана с оленем», созданной Жаном Гужоном в 1549 г. и утерянной во время Второй мировой войны. Примечательны также часы, декорированные «Лошадьми Марли» - знаменитой композицией французского скульптора XVIII в. Гийома Кусту для водоема Марли.

Замечательные аналогии можно провести между каминными и кабинетными часами золоченой бронзы XVIII - XIX вв. из собрания ASG и коллекцией усадьбы Архангельское. В частности, между часами, увенчанными фигурами амуров. Корпусы часов выполнены в форме тумб, а амуры непременно из золочёной бронзы.

Также можно сравнить часы с фигурой музы астрономии Урании из этой же подмосковной усадьбы и часы из собрания ASG, хотя и с отличным сюжетом «Амур и Психея», но созданными в схожих традициях искусства позднего классицизма и зарождающегося ампира. Это выражается в мягкости форм, использовании мраморных постаментов, большого количества бронзовых накладок антики-зирующего орнамента, свободной трактовке фигур, драпировки одежд которых изогнулись в причудливых рисунках складок, а также фрагментов каннели-рованных колонн в качестве частей корпусов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более того, Большое собрание изящных искусств ASG обладает обширной коллекцией часов, ничуть не уступающей по художественному уровню исполнения собранию усадьбы Архангельское. В этом можно убедиться, сравнив фраг-

мент интерьера этой усадьбы с экспозицией музея Международного института антиквариата ASG.

Наиболее широко представлены в Большом собрании изящных искусства ASG часы XIX в., отличающиеся большим разнообразием форм. Например, каминные регуляторы, декорированные боковыми стойками в виде колонн различных ордерных систем. В подмосковной усадьбе Оста-фьево, принадлежавшей князю П.А. Вяземскому, в которой работали Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин, имеется интересный образец часов-портиков золоченой бронзы с богатой чеканной работой.

В эпоху ампира и Реставрации особенно популярными были часы, украшающие камины. В соответствии со вкусом времени они украшались

ЧАСЫ КАМИННЫЕ С фИгУРАМИ АМУРА И ПСИХЕИ Мастер часового механизма Лезе Франция, вторая половина XVIII в. Золочёная бронза, литьё, чеканка, белый мрамор (marbre blanc), полировка, эмаль

37x29,5x14,5 см БСИИ ASG Инв. № 08-1899

УСАДЬБА АРХАНгЕЛьСКОЕ

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА ASG

'Я^Р ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

КАМИННЫЙ РЕГУЛЯТОР франция, XIX в. Усадьба Остафьево, Подмосковье

КАмИННЫЕ ЧАСЫ

Франция, первая половина XIX в. Усадьба Вязёмы, Подмосковье

КАмИННЫЕ ЧАСЫ

Франция, первая половина XIX в. Усадьба Вышние Горки

КАМИННЫЙ РЕГУЛЯТОР Франция, нач. XIX в. Мастер часового механизма Друо Золочёная бронза, литье, чеканка

43,5x21,5x12 см БСИИ А8С Инв. № 08-3935

ЧАСЫ КАМИННЫЕ «ОРФЕЙ, ИГРАЮЩИЙ НА АРФЕ»

Франция, первая половина XIX в. Золочёная бронза, литьё, чеканка, эмаль 37,5x26x10 см БСИИ А8С Инв. №08-1842

КАМИННЫЕ ЧАСЫ-ЛИРА Усадьба Вышние горки

КАМИННЫЙ РЕГУЛЯТОР Франция, 1810 - 1820-е гг. Золочёная бронза, литье, чеканка, эмаль 62x34x21 см БСИИ А8С Инв. № 08-2710

ЧАСЫ КАМИННЫЕ «ОРФЕЙ, ИГРАЮщИЙ НА АРФЕ»

Франция, XIX в. Мастер часового механизма Эжен Бурдон Золочёная бронза, литьё, чеканка, эмаль 45x71x12 см БСИИ А8С Инв. № 08-0975

фигурами, воспроизводящими сюжеты античной мифологии, атрибутами музыки, искусства. Основания часов декорировались рельефами, изображающими орнаментальные мотивы, а также развернутыми сценами, связанными с мифологическими героями композиций.

В знаменитой голицынской усадьбе Вязёмы (Одинцовский район Московской области), в нескольких километрах от которой провел свое детство Пушкин, имеются часы, созданные в период Реставрации, с фигурой музицирующего Аполлона.

Схожи с ними по композиции часы из БСИИ ASG, декорированные фигурой Орфея - легендарного фракийского поэта, прославившегося своим искусством игры на лире, каким он и изображен в верхней части часов. Основание украшено рельефом, изображающим поэта, спустившегося в подземное царство за умершей женой Эвридикой. На рельефе представлен сам Орфей, его жена Эвриди-ка, а также Харон - перевозчик через реку мертвых и охранник подземного царства - трехглавый Цербер. Все они слушают игру Орфея.

Циферблат ещё одних часов с Орфеем заключен в прямоугольный корпус. Слева - фигура поэта, играющего на арфе. Основание декорировано вазой с гирляндами, на которых раскачиваются музицирующие амуры. Интересно, что часовой механизм данных часов создан Эженом Бурдоном (1808 - 1884) - французским мастером-часовщиком и инженером, который в 1849 г. изобрёл безжидкостный трубчатый манометр.

Богато оформленные часы золоченой бронзы начала XIX в. находятся и в усадьбе Вышние Горки (Подмосковье), где провел последние годы своей жизни В.И. Ленин. Данные часы декорированы орнаментальными мотивами, типичными для эпохи ампир: военной символикой и фигурами орлов с расправленными крыльями.

В этой же усадьбе хранятся часы-лира, корпус которых напоминает данный музыкальный инструмент. В собрании ASG есть аналоги подобных часов, одни из которых созданы в XIX в. с включением деталей XVIII столетия. Они декорированы маской Феба, а основание выполнено из темно-синего мрамора с пилястрами.

Но не только героями мифологии декорировали часы в XIX столетии. Крайне популярна была куртуазная, рыцарская и пасторальная тематика. Рыцари и трубадуры, прекрасные пастушки и крестьяне, светские дамы и их кавалеры становились украшением часовых корпусов.

ЧАСЫ-ЛИРА

франция, XIX в., детали корпуса XVIII в. Золочёная бронза, литьё, чеканка, тёмно-синий мрамор (bleu turquin), полировка, эмаль 43x20,5 см

БСИИ ASG Инв. № 08-3694

144

шар искусств

КАМИННЫЕ ЧАСЫ «РЫЦАРЬ»

франция, первая половина XIX в. (период Романтизма) Золочёная бронза, литьё, чеканка, эмаль 45 см

БСИИ А8С Инв. № 08-3959

КАМИННЫЕ ЧАСЫ

«охотник»

франция, XIX в. Патинированная и золочёная бронза, литьё, чеканка, эмаль 35x25 см

БСИИ А8С Инв. № 08-2108

КАМИННЫЕ ЧАСЫ

франция, XIX в.

Усадьба Лопасня-Зачатьевское

КАМИННЫЕ ЧАСЫ франция, XIX в. Усадьба Люблино

Невозможно представить себе усадебный быт без напольных часов-регуляторов, бой маятников которых наполнял все пространство дома глубоким звучанием. Корпусы этих часов всегда изготавливали из ценных пород деревьев и декорировали бронзовыми накладками.

В Кусково - легендарной усадьбе XVIII в. графов Шереметевых, а также в воспетой в пушкинских стихах усадьбе Болдино можно увидеть прекрасные образцы данного вида часов, украшающие углы и ниши между мебелью.

В Большом собрании изящных искусств ASG находится около 20 напольных регуляторов не только французской, но и английской работы XVIII - XIX вв. Уникален напольный регулятор первой половины XVIII в. работы Антуана Тиу (1692 - 1767) - французского мастера-часовщика, написавшего в 1741 г. «Трактат о механике и практике часового дела», в котором описаны часовые механизмы, используемые в XVIII в. Корпус часов изготовлен из эбенового дерева и богато декорирован бронзовыми накладками растительного орнамента, маскароном и фигурами мифологических персонажей. Верхняя часть с закругленным сводом имеет выступ-основание с фигурой амура. В центре - круглое застекленное окошко с маятником внутри. Циферблат с римскими цифрами выполнен в бронзе.

Английский напольный регулятор создан Томасом Стриплингом Младшим (1765 - 1848) -часовых дел мастером из Англии, последним из представителей прославленной династии Стри-плингов. Корпус часов изготовлен из красного дерева и декорирован в технике маркетри. Верхняя часть выполнена в виде разорванного фронтона с валютными завитками и украшена парой кан-

НАПОЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР Усадьба Кусково, Москва

НАПоЛЬНЫй РЕгУЛятоР Усадьба Болдино, Нижегородская область

НАПоЛЬНЫй РЕгУЛятоР Усадьба Мураново, Подмосковье

НАПОЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР франция, первая половина XVIII в. (период Регентства)

Мастер часового механизма Тиу, Антуан Шпон эбенового дерева, золочёная бронза, литьё, чеканка 242x55x32 см

БСИИ А8С Инв. № 08-3616

НАПОЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР Англия, ок. 1820 г. (период Регентства) Мастер часового механизма Стриплинг, Томас Младший Красное дерево, маркетри, эмаль, лак, золочёная бронза 210x49x24 см БСИИ А8С Инв. № 08-1231

^Я' ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

КАНДЕЛЯБР Усадьба Остафьево

КАНДЕЛЯБР франция, кон. XVIII -нач. XIX вв.

Золочёная бронза, белый мрамор (Saint-Béat blanc), литьё, чеканка 38x15 см

БС1IIIASG Инв. №09-1731

ПАРА ПОДСВЕЧНИКОВ Франция, первая половина XIX в. (период Реставрации) Золочёная бронза, литьё, чеканка 30,5x13,5 см

БСИИ А8С Инв. № 09-1308 (1,2

нелированных колонн. Циферблат с арабскими цифрами декорирован изображениями четырех времен года в виде женских аллегорических фигур и пейзажей. Здесь же - второй циферблат, показывающий ход секунд и дату.

Нельзя представить себе интерьерный ансамбль русских усадеб и без многочисленных осветительных приборов: канделябров, подсвечников, люстр и ламп. Большинство из них относится к XIX в., когда с появлением в европейских странах газового освещения осветительные приборы существенно трансформировались и приобрели разнообразные формы. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения. А в конце XIX в., с изобретением электричества, электрические осветительные приборы полностью вытеснили газовые фонари и керосиновые лампы.

В причудливых сочетаниях соединяются между собой в одном интерьере предметы освещения разных

КАНДЕЛЯБР-ЖИРАНДОЛЬ Усадьба Болдино

ПАРА КАНДЕЛЯБРОВ-ЖИРАНДОЛЕЙ франция, кон. XIX в.

Золочёная бронза, серый мрамор (Marbre gris veiné), литьё, чеканка 44x25,5 см

БСИИ ASG Инв. № 09-3378 (1, 2)

эпох и стилей. Все эти изделия носят на себе отпечаток стилей Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI. Особенной популярностью пользовался стиль рококо, господствовавший во Франции в середине XVIII в. и пропагандировавшийся в XIX в. супругой Наполеона III императрицей Евгенией. Благодаря своей изящности, утонченности и легкости форм, мифологическим и пасторальным сюжетам, которые воссоздавали образы старой Франции, данный стиль ассоциировался с законной королевской властью.

Можно рассмотреть фрагмент интерьера Большой гостиной все той же усадьбы Мураново, чтобы понять, насколько эклектична дошедшая до нас усадебная обстановка.

Гостиный камин украшен парой бра золоченой бронзы эпохи историзма и канделябрами первой половины XIX в. Абсолютно такие же настенные бра в стиле Людовика XVI и канделябры с античными женскими фигурами мы можем найти и в собрании ASG.

Парные настенные бра на три свечи увенчаны вазонами с «горящим пламенем» и лавровыми венками, а изогнутые рожки декорированы акантовыми листьями.

Канделябры-жирандоли со стержнями из патинированной бронзы выполнены в виде женских фигур в античных одеяниях. В их руках - изогнутые рожки, декорированные виноградной лозой и петушиными головами.

Прекрасным дополнение к данному каминному канону являются часы-портики из белого мрамора времен правления Людовика XVI (вторая половина XVIII в.).

В интерьере этой же гостиной находится бронзовая люстра на ободе, жестяное дно которой окрашено в синий цвет и декорировано различными золочеными накладками и шишкой пинии по центру. Ее обод, держащийся

I <6

s

БОЛЬШАЯ ГОСТИНАЯ УСАДЬБЫ МУРАНОВО

ПАРА НАСТЕННЫХ БРА франция, вторая половина XIX в.

Золочёная бронза, литьё,

чеканка

50,5x30 см

БСИИ А8С

Инв. № 09-3624 (1,2)

ПАРА КАНДЕЛЯБРОВ-ЖИРАНДОЛЕй франция, нач. XIX в. Патинированная и золочёная бронза, белый мрамор (Saint-Béat blanc), литьё, чеканка 72 см

БСИИ ASG Инв. № 09-2655)

на четырех цепях, обрамлен разнообразными орнаментальными мотивами, а корона образована пальметтами. Окрашенное в синий цвет жестяное дно люстры имитирует керамику английской фирмы «Веджвуд», изделия которой пользовались большой популярностью в XVIII - XIX вв. в европейских странах.

Подобный тип люстр можно встретить практически во всех подмосковных усадьбах.

Распространенными типами люстр также являются конструкции из золоченой бронзы с большим количеством рожков, декорированных растительными мотивами, а также люстры с хрустальным убором, иногда замененным стеклом. Бронзовые каркасы таких люстр щедро украшались гирляндами и подвесками, что придавало праздничность и торжественность парадным комнатам усадеб.

Часто в интерьерах можно было видеть и золоченые бронзовые люстры голландского типа, для которых характерно использование в деко-рировке шаровидных объёмов и гербовых орлов. Несколько таких люстр представлено в усадьбе Архангель ское.

но встречаются и довольно редкие виды люстр. Например, «Люстра Мазарини» (фр. lustre Mazarin) - разновидность осветительного прибора, созданная в начале XVIII в. по проекту Андре-Шарля Буля. Данный тип приобрел большую популярность

во второй половине XIX столетия, в эпоху историзма и декорировался в традициях искусства времен Людовика XIV. Отличительные черты этих люстр -украшения в виде женских бюстов (эспаньолет) и детских головок, а также подчеркнуто изогнутые рожки. Подобные люстры мы можем увидеть в столовой усадьбы Остафьево и в парадной зале ярославской усадьбы Карабиха.

Примечательным совпадением является наличие в интерьерах самых известных литературных усадеб, таких как Вязёмы, Болдино и Мураново,

ЧАСЫ-ПОРТИК франция, вторая половина XVIII в. Белый и чёрный мрамор (marbre blanc et noir), полирование, золочёная бронза, литьё, чеканка, эмаль

47x30x10 см БСИИ ASG Инв. № 08-1188

ЛЮСТРА НА ОБОДЕ франция, первая четверть XIX в. Золочёная бронза, окрашенная жесть, литьё, чеканка 125x74 см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БСИИ А8С Инв. № 09-0350

ЛЮСТРА НА ОБОДЕ франция, первая четверть XIX в. Патинированная и золочёная бронза, окрашенная жесть, литьё, чеканка 111x70 см

БСИИ А8С Инв. № 09-0349

ГОСТИНАЯ УСАДЬБЫ СЕРЕДНИКОВО (СОЛНЕЧНОГОРСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

СТОЛОВАЯ УСАДЬБЫ ВЯЗЁМЫ

'Я^Р ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1Р ИСКУССТВ

ЛЮСТРА С ХРУСТАЛЬНЫМ УБОРОМ Зимний сад усадьбы Горки, пристроенный к главному дому Ф. Шехтелем

ЛЮСТРА С ХРУСТАЛЬНЫМ УБОРОМ Анфилада усадьбы Кусково

ЛЮСТРА С ХРУСТАЛЬНЫМ УБОРОМ Столовая усадьбы Глинки, Подмосковье

ЛЮСТРА С

ХРУСТАЛЬНЫМ

УБОРОМ

Франция, вторая половина XIX в.

Патинированная бронза,

литьё, чеканка, хрусталь,

гранение

100 см

БСИИ А8С

Инв. № 09-3811

ЛЮСТРА С

ХРУСТАЛЬНЫМ

УБОРОМ

Франция, ок. 1860 г.

Золочёная бронза, литьё,

чеканка, ковка, хрусталь,

гранение

120 см

БСИИ А8С

Инв. № 09-3821

ЛЮСТРА В УСЫПАЛЬНИЦЕ УСАДЬБЫ АРХАНГЕЛЬСКОЕ

ГОСТИНАЯ В УСАДЬБЕ АРХАНГЕЛЬСКОЕ

ЛЮСТРА Голландия, XIX в. Золочёная бронза, литьё, чеканка 94x61,5 см БСИИ ASG Инв. № 09-3129

ЛЮСТРА Голландия, XIX в. Золочёная бронза, литьё, чеканка 79,5x63 см БСИИ ASG Инв. № 09-3130

СТОЛОВАЯ

УСАДЬБЫ

ОСТАФЬЕВО

ПАРАДНЫЙ ЗАЛ УСАДЬБЫ КАРАБИХА, ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

схожих настольных ламп, переделанных из канделябров. Всех их роднит подобие конструкций, а также наличие зелёного эмалевого абажура с регулятором высоты.

Аналогичная лампа на три свечи хранится и в Большом собрании изящных искусств ASG.

Большое значение в оформлении интерьеров усадеб придавали также мелкой пластике и разнообразным предметам быта, создающим домашний уют. Для их обозначения даже появился специальный термин «bagatelle» (фр. мелочь). Все они примечательны и необычным для русского быта назначением: кассолеты для курения благовоний (фр. cassolette), чаши для карманных вещей (фр. œupe vide poche), богато декорированные подставки для поленьев в камине (фр. chenet). Разнообразие и богатство форм предметов домашнего обихода свидетельствует о стремлении русской аристократии максимально облегчить и облагородить свой быт.

В бывшей усадьбе С.И. Мамонтова - Абрамцеве (Сергиево-Посад-ский район, Московская область), где работали И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, К.А. Коровин и И. И.Левитан, сохранился интерьер с большим количеством «бронзовых мелочей», в частности колокольчиков-сонеток - небольших металлических колокольчиков для вызова прислуги.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится аналогичный колокольчик сонетка золочёной бронзы, декорированный сценами в духе XVII в. с всадниками и бюргерами. Держатель выполнен в виде человеческой головки. Внизу надпись по латыни: «Anno 1669 F. Hemony me fecit» (русс. «Год 1669 создал Ф. Эмони»). Франсуа Эмони (1609 - 1667) -выдающийся создатель колоколов из нидерландов. С середины XIX сто-

ЛЮСТРА-МАЗАРИНИ Франция, вторая половина XIX в.

Золочёная бронза, литьё,

чеканка

104x69 см

БСИИ А8С

Инв. № 15-1681

НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА С ЗЕЛЁНЫМ АБАЖУРОМ В УСАДЬБЕ БОЛДИНО

НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА С ЗЕЛЁНЫМ АБАжУРОМ В ГОСТИНОЙ УСАДЬБЫ ВЯЗЁМЫ

НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА С ЗЕЛЁНЫМ АБАЖУРОМ В КАБИНЕТЕ УСАДЬБЫ МУРАНОВО

НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА С ЗЕЛЁНЫМ АБАЖУРОМ Франция, XIX в.

Золочёная бронза, литьё, чеканка, эмаль 63x31 см

БСИИ А8С Инв. № 15-1638

летия, когда Фердинанд Барбединни открывает во Франции свое производство редукций известных скульптурных произведений в бронзе, небольшие колокольчики, отлитые по моделям Франсуа Эмони, пользуются огромной популярностью в Европе.

Кроме этого в интерьерах можно увидеть большое количество разнообразных по конструкции ваз, сосудов и кувшинов. Можно сравнить два кувшина из собрания ASG и экспозиции усадьбы Остафьево. Оба кувшина имеют горловину с длинным носиком и изогнутую, богато декорированную ручку. Если кувшин из Остафьево украшен многочисленными накладками золоченой бронзы в духе ампир, то кувшин из собрания ASG обрамлен сценами с путти. Изогнутая ручка выполнена в виде стебля и увенчана фигуркой амура. Основание ручки выполнено в форме бараньей головы (букрании).

Если говорить о скульптурной пластике, то одной из наиболее распространенных форм являются бюсты патинированной бронзы. Например, женская головка с прической XIX в. из усадьбы Лопасня-Зачатьевское, близок к которой женский бюст работы Лиона Брюйе 1871 г. из Большого собрания изящных искусств ASG. О том, что работы выполнены в одном и том же стиле, свидетельствуют прически героинь, а также украшающие их ювелирные изделия.

Среди мелкой пластики наибольшей популярностью пользовались небольшие фигурки жи-

вотных: лошадей, оленей, собак, медведей и т.д. Изначально это были работы французских скульпторов-анималистов: Огюста Каэна (1822 -1894), Эглантина Леметра (1852 - 1920), Пье-ра-Жюля Мене (1810 - 1879) и т.д. Работа последнего под названием «Охотничья собака» находится в главном доме усадьбы Карабиха, где в период с 1861 по 1875 г. жил и работал в летние сезоны Н.А. Некрасов.

В Большом собрании изящных искусств ASG находится точно такая же скульптора Пьера-Жюля Мене, изображающая охотничью собаку на фигурном основании. Анималистический жанр, пожалуй, самый популярный в творчестве этого мастера. Мене создавал лошадей, оленей, лис и, конечно, собак - любимых «моделей» скульптора, чьи изображения отличаются разнообразием поз, прекрасным знанием анатомии животных и экспрессией, выражающейся в их движении. Сам скульптор был учеником рене Компера, неоднократно выставлялся в Парижском Салоне, а в 1861 г. был удостоен ордена Почетного легиона.

Однако со второй половины XIX в., когда на крупных фабриках Санкт-Петербурга, таких как Штанге, Шопена и Карла Верфеля, открывают производство мелкой скульптурной пластики, именно русская бронза начинает прочно оседать в усадебных интерьерах. Основным ее потребителем была русская буржуазия с хорошим образованием и вы-

ИНТЕРЬЕР УСАДЬБЫ АБРАМЦЕВО (МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)

КОЛОКОЛЬЧИК-СОНЕТКА Франция, кон. XIX в. Золочёная бронза, литьё, чеканка БСИИ А8С Инв. № 09-1059

КУВшИН Франция, XIX в. Патинированная бронза, литьё, чеканка, ковка 56x20 см

БСИИ А8С Инв. № 09-1628

пир искусств

149

БРЮПЕ, Л1 ЮН ЖЕНСК11П БЮСТ Франция, 1871 г. Патинированная бронза, литьё 48x20x17 см БС1IIIASG 11нв. № 09-0206

ЖЕНСКИЙ БЮСТ

Усадьба Лопасня-Зачатьевское

СКУЛЬПТУРА «ОХОТНИЧЬЯ СОБАКА». Отлита по модели Пьера-Жюля Мене

франция, сер. XIX в. Патинированная бронза, литьё Усадьба Карабиха, Ярославская область

ОХОТНИЧЬЯ СОБАКА. Отлита по модели Пьера-Жюля Мене. франция, сер. XIX в. Патинированная бронза, литьё БСИИ А8С Инв. № 09-1616

ЛИБЕРИХ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ. ЛИСИНСКИЙ МЕДВЕДЬ

Россия, 1860 - 1870-е гг.

Патинированная бронза,

литьё

40x57 см

БСИИ А8С

Инв. № 09-0067

ЛАНСЕРЕ, ЕВГЕНИЙ

АЛЕКСАНДРОВИЧ.

ПАСТУХ

Россия, 1870-е гг.

Патинированная

бронза, литьё

30x24 см

БСИИ А8С

Инв. № 09-0337

НАСТОЛЬНАЯ ЛАМПА. Отлита по модели Е.И. Напса «Медведь на дереве» Россия, кон. XIX - нач. XX вв.

золочёная бронза, литьё, чеканка, эмаль, зелёный мрамор (Vert Maurin), полировка 51x26 см БСИИ ASG Инв. № 15-0070

соким художественным вкусом. Подобная скульптура украшала, в основном, рабочие кабинеты, отсюда и название - «русская кабинетная бронза». Главные ее темы и сюжеты были продиктованы деятельностью передвижников и развивались в русле русского реализма - это, в первую очередь, анималистика, ставшая визитной карточкой России на международных художественно-промышленных выставках кон. XIX - нач. XX вв., сцены охоты, этнографические сюжеты из жизни народов Кавказа и многое другое. Карл Верфель активно привлекал к работе лучших отечественных скульпторов малых форм второй половины XIX в. - Либериха, Лансере, Напса, Грачева и др. В 1890-е гг. фабрика активно тиражирует лучшие работы этих мастеров. Огромным спросом и по сей день пользуются медведи Николая Либериха. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится скульптура «Лисинский медведь» этого видного русского скульптора второй половины XIX в., чье творчество повлияло на последующие поколения отечественных мастеров.

Есть в собрании ASG и работа под названием «Пастух», принадлежащая последователю традиций Либериха - Евгению Александровичу Лансере. Как и его учитель, Лансере занимался лепкой самостоятельно, получив звание классного художника первой степени Академии художеств в 1872 г. Всего насчитывается около 400 произведений этого скульптора, отличающихся большей динамикой и экспрессией, по сравнению с работами его предшественника. Пастух погоняет стадо

барашков. Его рука поднята вверх в энергичном замахе хлыстом. Во всей композиции чувствуется развитие и движение вперед.

Не менее интересна работа русского скульптора-самоучки Евгения Ивановича Напса (известен с 1870 по 1900-е гг.) «Медведь на дереве». Этот талантливый скульптор, заключивший кабальный договор со столичными бронзо-литейными фирмами, имел трагическую судьбу, и о последних днях его жизни ничего не известно. Работа, изображающая медведя, вскарабкивающегося на дерево, одна из самых известных и часто репродуцируемых в творчестве Евгения Напса. Она привлекает обаятельностью и добротой образа русского мишки.

Таким образом, уже сейчас можно говорить о том, что после проведения реставрационных работ в подмосковной усадьбе купца В.П.Аигина и в усадьбе Черкизово князей Черкасских, перешедших в распоряжение ИГК ASG в 2013 - 2014 гг., будут воссозданы исторические интерьеры с использованием художественной бронзы и часов из Большого собрания изящных искусств ASG. На сегодняшний день собрание ASG обладает огромными коллекциями живописи (890 предметов), мебели (1529), часов (268), художественной бронзы (235) и других изделий декоративно-прикладного искусства (ок. 1135), с помощью которых в данных усадьбах не просто возродятся аутентичные интерьеры конца XVIII и второй половины XIX вв., но и пополнятся ряды лучших усадеб Подмосковья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII - XIX вв. - М.: Искусство, 1979. - 464 с.

2. Врангель Н.Н. Старые усадьбы: Очерки русского искусства и быта. - М.: Книга по требованию, 2011. -181 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. -М.:Традиция, 1997. - 319 с.

4. Лукьянов Н. Исторические усадьбы: Путь к возрождению?//Архитектура и строительство Москвы. - 2004. -№ 6. - с.27-33.

5. Молева Н.М. Усадьбы Москвы. - М.: Издательство Информпечать ИТРК РСПП, 1998. - 351 с.

6. Серпинская Т.В. Художественная бронза. Царскосельское собрание. - СПб.: Аврора, 2009. - 225 с.

7. Фролов А.И. Усадьбы Подмосковья. - М.: Рипол классик, 2003.

8. Kjellberg P. Encyclopédie de la pendule française du Moyen Age au XXe siècle. - Paris: Les éditions de l'amateur, 1997. - 514 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.