Алина Булгакова искусствовед, директор МИА ASG
Екатерина Семёнова искусствовед
«ЦВЕТОК, ИСТОЧАЮЩИЙ СВЕТ...»: ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ И ДЕКОРА ПОДСВЕЧНИКОВ, КАНДЕЛЯБРОВ И БРА ПРОИЗВОДСТВА ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРОВ ХУШ-Х1ХВВ. ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
Аннотация: статья посвящена книге Бернара Мао «Свечи и подсвечники», вышедшей в издательстве «Doyen» в 2012 г. Автором проделана большая исследовательская работа по анализу особенностей формообразования и декора осветительных приборов Западной Европы с эпохи средневековья и до наших дней. Коллекция подсвечников, канделябров, бра и аксессуаров из Большого собрания изящных искусств ASG позволяет наглядно представить эволюцию осветительных приборов XVIII-XIX вв.
Ключевые слова: осветительные приборы, декор, подсвечник, канделябр, бра, жирандоль.
Abstract: The article is devoted to the book Bernard Mahot «Les chandeliers&bougeoirs», published by the publishing house «Doyen» in 2012. The author has done much research on the analysis of features of shaping and decoration lighting in Western Europe with the Middle Ages to the present day. Collection of candlesticks, chandeliers, wall lamps and accessories from the Grand collection of Fine Arts ASG allows to visualize the evolution of lighting XVIII-XIX centuries.
Keywords: lighting, decoration, candlestick, chandelier, sconce, girandole.
Библиотека Международного института антиквариата регулярно пополняется редкими книжными изданиями, посвященными не только живописи и мебели, но и предметам декоративно-прикладного искусства. Часто эти книги носят узкоспециализированный характер и освещают частные вопросы различных отраслей, занятых созданием художественных изделий бытового назначения. Так, книга Бернара Мао «Свечи и подсвечники» (фр. «Les chandeliers et bougeoirs») рассказывает об истории изго-
ж___^ 1AÏ
chandeliers
er bougeoirs
Bernard Mahot «Les
Qhandeliers&bougeoirs»
m
ckÎYnr i
товления и изменениях стилевых форм осветительных приборов во Франции. Автор уже на протяжении 40 лет является коллекционером ламп и различных видов подсвечников, интересуясь, главным образом, их технической эволюцией. Б. Мао посетил множество музеев, встречался со многими коллекционерами, антикварами, что позволило ему составить впечатляющую базу фотографий и документов. Богатство собранной информации воплотилось в книге, прослеживающей эволюцию разного рода осветительных приборов.
Книга является, в первую очередь, пособием по истории декоративно-прикладного искусства, она подробно рассматривает само возникновение подсвечников, их типологию в соответствии со средой бытования. Так, например, специальному разбору подверглись подсвечники, используемые как церковная утварь и их формообразование в средневековье и в XVII столетии. Особый раздел посвящен уличным осветительным приборам, а также истории появления восковых свечей.
Первые свечи, происхождение которых уходит далеко в историю, обычно состояли из бычьего или бараньего жира и сильно коптили. Геродот упоминал о них в различных текстах, написанных им в Египте и Си-
рии. Древние греки праздновали Hephaistos (празднество в честь бога, который научил людей пользоваться огнем) три раза в год. При этом они использовали различные лампы, факелы из смолы (канифоли, камеди) и воска.
Во времена античного Рима для императоров стали обыденными ночные перемещения, а значит появились носильщики факелов. Кроме того, у римлян было также множество праздников, где использовалась многочисленная иллюминация.
На территории современной Франции восковыми свечами пользовались кельты. Римляне, с момента завоевания галлов, импортировали сюда масляные лампы, которые широко использовались в Средиземноморье.
Позже, к 1000 г., при короле Роберте II стала известной мастерская по изготовлению свечей, а внук короля Филипп I в 1061 г. дал ей первый официальный статус. В средние века начали использовать масляные лампы, в зависимости от региона они стали называться cгassete или gгassete. Долгое время они конкурировали со свечами, которые все же оставались более экономичными.
Церковные светильники
Использование света в культовых церемониях восходит еще к античности. Древние постройки показывают важное значение источников света во время церковных церемоний. В первых римских храмах использовали подсвечники, называемые фарами. Венцы люстр могли поддерживаться более чем десятью лампами с восковыми свечами. Держатели изготавливали из меди и серебра, иногда из хорошо выкованного железа. С IX в., учитывая архитектурные особенности соборов и церквей Европы, мастера начали создавать предметы освещения нужной высоты и размера. В эту эпоху подсвечники из меди, бронзы, серебра, декорированные финифтью, обычно были очень высокими. Их либо держали двое церковных прислужников, либо располагали на подходе к алтарю.
К XVIII в. появилось обыкновение располагать подсвечники на алтаре с каждой стороны от креста. С этого периода изготавливаются высокие подсвечники, на квадратных, круглых или овальных плинтах, декорированных по углам изображениями животных. Иногда это были лапы животных или грифонов.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся два религиозных газовых све-
тильника XIX в., ножки одного из них выполнены в виде звериных лап. Оба светильника изготовлены в бронзе и имеют интересный пышный декор.
Чашечка первого выполнена в виде вазона, украшенного листьями аканта, ормуш-лями (барочный орнамент, напоминающий по форме ушную раковину) и овами (вид орнамента, состоящий из цепочки яйцевидных, овальных, иногда слегка приплюснутых геометрических фигур). Ствол имеет форму балюстры и декорирован изображениями трех одинаковых святых. В одной руке они держат державу, а другую - подняли в благословляющем жесте. Здесь же - букеты из цветов, колосьев и плодов граната, яблока и винограда - традиционные символы христианства. Основание подсвечника окантовано гербовыми композициями с изображением трех идентичных мечей.
Газовый светильник Франция, вторая половина XIX в. Золоченая бронза, литье, чеканка 104^35 см
БСИИ ASG, инв. № 09-2723
Чашечка другого газового светильника имеет форму цветочного бутона, установленного на капители коринфского ордера. Ствол в верхней части украшен каннелюрами, а внизу - листьями аканта, растительными завитками и симметричными насечками. В нижней части расположились три одинаковые композиции, изображающие Мадонну во славе с младенцем. Мадонна восседает на троне, а ее голову венчает корона.
Газовый светильник Франция, XIX в. Бронза, литье, чеканка 174^51,5 см
БСИИ ASG, инв. № 09-2612
Подсвечники и канделябры
Во втором разделе книги рассматриваются канделябры и подсвечники. Начинается раздел с подсвечников XVв., имеющих простейшую форму (стержень и основание), а заканчивается самыми невероятными конструкциями XX столетия.
Большое собрание изящных искусств ASG обладает внушительной коллекцией осветительных приборов, большую часть которой составляют канделябры и подсвечники. Можно провести большое число параллелей между коллекциями собрания ASG и иллю-
страциями, приведенными в книге Бернара Мао. Автор приводит огромное количество примеров данного вида осветительных примеров, хранящихся в государственных музеях и частных коллекциях.
Наиболее ранние аналогии возможно провести с середины XVIII в. В этот период большой популярностью пользовались подсвечники, имеющие форму тюльпанов. Изготавливали их из серебра или золоченой бронзы. В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся несколько пар подсвечников подобной конструкции, декоративное оформлении которых практически идентично. Дополнялись они профит-ками (подсвечная трубка) для более надежной фиксации свечи.
Пара подсвечников Франция, середина XVIII в. Золоченая бронза, литье, чеканка БСИИ АБв, инв. № 09-3841(1,2)
Подсвечник
Франция, середина XVIII в Золоченая бронза, литье, чеканка 25x13,5 см [С. 157]
Пара подсвечников Франция, вторая половина XIX в. Золоченая бронза, литье, чеканка 22x13 см
БСИИ ASG, инв. № 15-1563 (1,2)
Интересно, что флористические орнаментальные мотивы, столь распространенные в период правления Людовика XV, вернутся вновь в декоративно-прикладное искусство в период эклектики. С этого времени подсвечники и канделябры не просто украшаются отдельными растительными мотивами, а прямо копируют форму цветка: чашечки уподобляются раскрытым бутонам, стержни - гибким стеблям, а основания -скрученным листьям.
Пара канделябров-жирандолей Франция, конец XIX в. (стиль Людовика XV) Золоченая бронза, литье, чеканка Высота 62 см
БСИИ ASG, инв. № 09-4286 (1,2)
Канделябр-жирандоль Франция, вторая половина XIX в. (стиль Людовика XV) Серебро, литье, чеканка 63x22 см [С. 269]
Канделябр Франция, вторая половина XIX в. Золоченая бронза, литье, чеканка 20x11 см [С. 251]
Подсвечник Франция, вторая половина XIX в. Золоченая бронза, литье, чеканка 28x13 см [С. 204]
Пара канделябров Франция, вторая половина XIX в. Золоченая бронза, литье, чеканка 19,5x22 см
БСИИ ASG, инв. № 09-4442 (1,2)
В эпоху неоклассицизма, когда в декоративно-прикладном искусстве господствовали симметрия и строгий конструктивизм, популярностью пользуются невысокие подсвечники с простым лаконичным декором с жемчужником (орнамент в виде ряда выпуклых чередующихся бус, обрамляющих края изделий декоративно-прикладного искусства), окантовывающим основания и профитки, и каннелюрами, которые придают стержням вид колонн.
* >
Пара подсвечников Франция, первая четверть XIX в. Золоченая бронза, литье, чеканка Высота 21,5 см БСИИ ASG, инв. № 09-2649 (1,2)
окантованы растительным бордюром. При этом некая мягкость и выпуклость объемов в трактовке стержней выдает черты зарождающегося искусства Реставрации.
В ту же эпоху Ампира, в период увлечения искусством Древнего мира, во Франции стало популярным изготавливать стержни канделябров и подсвечников в виде человеческих фигур, особенно женщин в античных одеяниях и древних египтян. Так, стержни канделябров начала XIX в. из Большого собрания изящных ис-
Подсвечник Франция, вторая половина XVIII в. (период Людовика XVI) Золоченая бронза, литье, чеканка 21, 5x7,5 см [С. 272]
Пара подсвечников Франция, вторая половина XVIII в. (период Людовика XVI) Золоченая бронза, литье, чеканка Высота 17 см
БСИИ ASG, инв. № 09-3960 (1,2))
Подобное декоративное решение оформления подсвечников будет актуальным и в начале XIX столетия. Так, например, практически идентичны им подсвечники эпохи Ампир из собрания ASG и частной коллекции, приведенные в книге. Они рассчитаны на одну свечу и установлены на круглых основаниях. Стержни выполнены в виде каннелированных колонн с капителями стилизованного коринфского ордера. Нижние части украшены пальметтами, а основания
кусств ASG из патинированной бронзы выполнены в виде женских фигур в античных одеждах с большим количеством драпировок. Фигуры укреплены на цилиндрических основаниях белого мрамора с квадратными плинтами. В их руках - изогнутые рожки, декорированные виноградной лозой и петушиными головами. Аналогами данным канделябрам могут служить схожие им осветительные приборы, хранящиеся в музее Бертранд (Шатору) и воспроизведенные в книге Мао на странице 260.
Пара канделябров-жирандолей Франция, начало XIX в. Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; белый мрамор (Saint-B at blanc), полирование Высота 72 см
БСИИ ASG, инв. № 09-2655 (1,2)
Подсвечник Франция, первая четверть XIX в. Золоченая и патинированная бронза, литье, чеканка 16x12 см [С. 171]
Канделябр-жирандоль Франция, начало XIX в. Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; черный мрамор,полирование 79x16x6 см Музей Бертранд, Шатору [С. 260]
Пара канделябров-жирандолей Франция, вторая половина XIX в., (ок. 1880 г.) Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; оникс, полирование 56,5x29 см
БСИИ ASG, инв. № 09-1620 (1,2)
Канделябр-жирандоль Франция, вторая половина XIX в., (ок. 1880 г' Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; белый мрамор, полирование 62x19 см [С. 270]
Пара канделябров-жирандолей Франция, конец XIX в. Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка Высота 86 см
БСИИ ASG, инв. № 09-4377 (1,2)
Примечательно, что интерес к использованию антропоморфных изображений в декоре светильников сохранился и во второй половине XIX в. В частности, в период историзма, когда в искусство возвратились художественные традиции времен Людовика XVI (неоклассицизм), стержни канделябров стали изготавливать в виде амуров. Характерным примером из собрания ASG могут служить канделябры с пухлощекими амурами из патинированной бронзы. В руках они держат стилизованные букеты с изогнутыми рожками в форме листьев аканта и чашечками-бутонами.
Помимо изображений людей в декоре подсвечников часто использовались и зооморфные мотивы. Многочисленные лошади, драконы и птицы в самых разнообразных вариациях несут на себе подставки для свечей или венчают собой осветительные приборы. Нередко подобные скульптурные образы мелкой пластики отливали с произведений прославленных мастеров-анималистов, таких как Пьер-Жюль Мене, Антуан-Луи Бари и т.д. Имя мастера, создавшего композицию в виде журавля с расправленными крыльями, стоящего верхом на черепахе, неизвестно, однако данные образы пользовались большим спросом и широко тиражировались, поскольку символизировали долголетие и служили изящным дополнением к высоким канделябрам.
Бра
В отдельный раздел выделены настенные осветительные приборы - бра. Здесь аналогии не столь многочисленны. Одни из наиболее примечательных экземпляров выполнены в стиле Людовика XVI. Их кронштейны имеют форму
каннелирован-ных тов,
ных вазонами с «горящим пламенем», а изогнутые рожки декорированы акантовыми листьями. Подоб-
Канделябр-жирандоль Франция, вторая половина XIX в. Золоченая бронза, литье, чеканка 70x20 см [С. 258]
постамен-увенчан-
Пара бра Франция, вторая половина XIX в. (период Наполеона III) Золоченая бронза, литье, чеканка Высота 45,5 см
БСИИ ASG, инв. № 09-3740 (1,2)
ные бра обычно были парными, а иногда изготавливались наборами и с большим, но обязательно четным, количеством экземпляров.
Аксессуары
Помимо осветительных приборов как таковых в последнем разделе книги рассматриваются и аксессуары, сопутствующие им. Особое внимание уделяется щипцам для снятия свечного нагара (фр. тоис1леие), которые имели вид ножниц с лезвиями, использующимися для того, чтобы подрезать фитиль у свечи, не давая ей чадить и коптить. Щипцы эти располагались на специальном подносе, а иногда и крепились к нему. В Большом собрании изящных искусств АSG хранятся щипцы XVIII в. Они украшены по всей поверхности овоидным и растительным орнаментом. Их
Бра
Франция, вторая половина XIX в. (стиль Людовика XVI) Золоченая бронза, литье, чеканка Высота 38 см [С. 362]
фигурный поднос сужается посредине, а боковые части, вместе с рукояткой, декорированы аналогичным орнаментом и ма-скаронами с обеих сторон. В книге Бернара Мао также приведены щипцы для снятия нагара на подносе, декорированные аналогичными рокайльными элементами, популярными в середине XVIII столетия.
Щипцы для снятия свечного нагара на подносе
Франция, середина XVIII в. (период Людовика XV)
Золоченая бронза, литье, чеканка
Поднос 4x22x10 см
Щипцы 16,5x3 см
БСИИ АБв, инв. № 09-1966 (1,2)
Ж L...
Щипцы для снятия свечного нагара на подносе Франция, середина XVIII в. (период Людовика XV) Серебро, литье, чеканка Длина подноса 24 см [С. 427]
Библиография:
1. Bernard Mahot. Les chandeliers et bougeoirs. - Paris: Doyen, 2012. - 440 p.