Алина Булгакова директор МИА ASG
Марина Торшина искусствовед МИА ASG
^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
Ю[up искусств
КУРИЛЬНИЦЫ И АРОМАТНИЦЫ ГАЛАНТНОГО ВЕКА НА СЛУЖБЕ ПАРФЮМЕРИИ И МЕДИЦИНЫ
АННОТАЦИЯ: статья посвящена истории предмета, использующегося сегодня только как атрибут религиозного культа. Между тем курильницы и ароматницы были непременным атрибутом века Просвещения, активно используемым и медициной, и парфюмерией.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ароматница, курильница, фимиам, попурри, кадильница, кассолеты.
SUMMARY ABSTRACT: The article focuses on devices which enlightened gentleman has used to prevent house stench in the 18th century.
KEY WORDS: pot-pourri vase, censer, cassolette, incence.
Кто не слышал об ужасающей антисанитарии в XVIII веке? Кино и книги о том времени, кажется, доносят до чуткого носа современного зрителя и читателя запахи нечистот, скотного двора, кухни... Считалось, что всё это являлось причиной болезней. Медицина и парфюмерия были близки как никогда. Как утверждал один из медиков Людовика XIV, аббат Руссо: «Все действие лекарства состоит в передаче им [...] определенного запаха» [3]. Скученность городского населения, отсутствие канализации, грязь, отвратительные запахи вынуждали людей искать средства защиты. Для борьбы с запахами появляются: нюхательный табак, курильницы, ароматницы и страсть к духам, исчезающие в XIX веке, когда канализация и первые попытки оздоровления городской жизни сделали их ненужными [1]. Именно прозаические условия жизни, а не забота о галантности повлияли на то, что в век Просвещения все слои высшего европейского общества захватил культ приятных ароматов. Душистыми смесями умываются, пропитывают ими бельё и одежду.
Летучие растительные вещества с давних пор использовались при лечении различных заболеваний. Окуривания и примитивные ингаляции известны во многих странах.
В средние века нормандские завоеватели принесли с собой обычай усыпать пол в жилищах пахучими растениями для предупреждения инфекционных болезней. С этой же целью крестоносцы в походах носили высушенные эфиромасличные растения.
Благодаря надежному антимикробному действию эфирные масла издревле применялись для борьбы с инфекциями и эпидемиями. Наглядным примером этому может служить тот факт, что в XVIII веке жители английского Буклесбэри спаслись от мора из-за того, что поселок был центром произ-
Фарфоровая ваза-попурри на изящной консольной полочке в иллюстрации к «Моральным сказкам» Мармонтеля (1765 г.)
водства и торговли лавандой: воздух, насыщенный эфирным маслом из этого растения, обладал дезинфицирующими свойствами.
Известно также, что средневековые парфюмеры из центра эфирных масел в Грассе (юг Франции) редко страдали во времена эпидемий холеры и других инфекционных заболеваний. Не болели они и туберкулезом, хотя эта болезнь носила чуть ли не повальный характер. Позднее обнаружили, что масло лаванды угнетает рост туберкулезных бацилл.
В начале XVIII столетия в домашнем обиходе аристократии появляются вазы-аро-матницы, дорогой и престижный аксессуар.
Не потерявшие свою актуальность и в XIX веке, они были особенно популярны в эпоху Просвещения. Такие вазы наиболее известны как «попурри» (фр. pot-pourri), что буквально означает «гнилой сосуд». Его заполняли смесью из воды, цветочных лепестков и ароматических трав. Емкости часто были парными и, как правило, богато декорировались. Традиционным мотивом украшения были лепные цветы. Безошибочно опознать ароматницу можно по перфорированной крышке, сквозь которую постепенно просачивался наружу аромат, сохраняясь дольше, нежели в открытой вазе.
Составление необычных и стойких (иные смеси, по свидетельствам, сохраняли запах до 9 лет) ароматов, не менее чем роскошь предназначенных для них сосудов, были предметом заботы состоятельных дам. Сбор и подготовка ингредиентов занимали немало времени. Компоненты попурри отличались огромным разнообразием - насчитано более 300 традиционных элементов ароматических смесей, причем некоторые из них, такие как полынь или чилибуха (стрихниновое дерево), были ядовиты. Многие растения помимо приятного запаха отгоняли насекомых.
С.Н. Тройницкий в книге «Фарфор и быт» приводит один из рецептов попурри: «Взять чистый глиняный горшок и деревянную ложку, никогда не бывшие в употреблении, и хорошенько вымыть их флердоранжевой водой или другой какой-либо в этом роде. В горшок положить четыре или пять горстей фиалковых лепестков, цветов оригону зимнего и августовского сбору, тмину, мирта, лаванды, гвоздик, простых красных роз, мускатных роз, апельсинного цвету, корицы, кедрового порошку, ирисов, лимонной цедры, белого перцу, мускатных орехов и много чего другого, причем от цветов кладутся только тщательно очищенные лепестки; все это должно быть пересыпано крупной солью и смочено душистыми водами. Затем горшок нужно плотно обвязать несколькими слоями бумаги, каждый день выставлять на августовское солнце, убирать в дурную погоду, каждый день перемешивая содержимое деревянной ложкой, причем не забыть привязать к горшку кусок железа на случай грозы. Начинать приготовление надо в начале августа, и к ноябрю оно будет готово. Тогда переложить перебродившую массу в ароматник и затем только следить, чтобы она не пересыхала, смачивая в этом случае какой-нибудь душистой водой и каждое лето прибавлять апельсинного цве-
Мейсенская ваза-ароматница1760-х гг. Декорирована мелкой пластикой (Christie's)
Серия из двенадцати ваз-попурри в форме кораблей - знаменитые изделия Севрской мануфактуры. Три вазы-кораблика находились в коллекции маркизы де Помпадур (Художественный музей Уолтерса)
В этих экзотических сосудах XIX в., изготовленных японскими мастерами на экспорт, ароматы проходят через опоясывающую их посередине бронзовую полосу (Christie's)
ту, мускатных роз и гвоздик» [4]. Нередко в процессе приготовления смесь плесневела, и все начиналось сначала.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся парные вазы-попурри. Большие вазы с фигурными прорезями на крышках декорированы лепными цветами и галантными сценами, а ручки выполнены в форме бараньих голов. Ароматницы изготавливали не только из фарфора, но и из металла - серебра и бронзы. В подобных случаях их именовали кассолетами (фр. cassolette) - одна из распространенных форм курильниц, пришедшая в декоративно-прикладное искусство из архитектуры. Здесь они представляли собой вазы, украшенные мотивом «горящего пламени», и размещались обычно на фронтонах зданий. Позднее они трансформировалась в небольшие металлические сосуды с отверстиями на крышках, которые наполнялись
Парные вазы-ароматницы из БСИИ ASG (Германия, XIX в.) Высота 68 см. БСИИ ASG, инв.№ 11-2351
Ручки вазы-ароматницы в форме бараньих голов
^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
tMLUp ИСКУССТВ
Крышка парной вазы-ароматницы
БСИИ ASG, инв.№ 11-2351
духами или благовониями. Дым, исходивший из этих отверстий, издавал приятный аромат.
Интересно, что в XIX в. при изготовлении каминных наборов, часы начинают дополнять не осветительными приборами (канделябрами и подсвечниками), а курильницами. Они имели форму плоских чаш, укрепленных на богато декорированных постаментах из мрамора, и устанавливались на каминах симметрично по обе стороны от часов.
Собрание ASG обладает десятью каминными наборами с парными курильницами. Один из наиболее интересных экземпляров выполнен из белого мрамора с черными и розовыми прожилками, получившего название «Греческий циполин» (от итал. ароПа -луковица) из-за подобия его прослоек слоям луковицы.
Вазы-ароматницы. Вид сзади
Еще один каминный набор, часы которого декорированы скульптурой мелкой пластики «Кибела на колеснице» по модели Шарля Поля Обера (родился ок. 1853 г.), снабжен парой курильниц в виде треножников, которые по конструкции и элементам декора напоминают знаменитые курильницы из яшмы и золоченой бронзы Пьера Гутьера 1774 г.
Пьер Гутьер - выдающийся французский бронзовщик, скульптор и рисовальщик-ор-наменталист XVIII в., много работавший по заказам королевского двора и лично Людовика XVI. Рассматриваемая курильница была создана для графа Д'Омана, а после его смерти в 1782 г. продана Марии Антуанетте.
Курильницы из Большого собрания изящных искусств ASG выполнены из зеленого мрамора (Vert Maurin) с бронзовыми ручками в виде львиных голов и ножами, оканчивающимися «звериными лапами». Их основания также изготовлены из мрамора и украшены барельефами золоченой бронзы с сюжетами вакханалии.
Однако курильницы, помимо санитарного и ароматического назначения в быту, использовались и как предметы религиозного культа. Кадильницы, изначально использовавшиеся в иудаизме, пришли в христианство в качестве церковной утвари и применялись во время богослужебных обрядов. Они разжигались при помощи раскаленного угля, на который клался ладан - ароматная смола восточных деревьев, которая при сгорании образует благовонный дым - фимиам. Изготавливали кадильницы, в основном, из благородных металлов - золота и серебра. В собрании ASG также хранятся два образца серебряных кадильниц XIX столетия на длинных цепочках с разнообразными орнаментальными мотивами.
Образ ароматниц (курильниц)пользовался популярностью и в живописи. Например, работа, выполненная кругом знаменитого французского художника Жан-Жака Баше-лье (1724 - 1805), «Натюрморт с курильницей» стилистически отражает тенденции, утвердившиеся во французском искусстве в конце 70-х гг. XVIII в., когда на смену изысканной манерности рококо приходят более строгие формы неоклассицизма. Об этом свидетельствуют и архитектурные детали, включенные в композицию, и строгие формы постамента, на котором стоит корзина с розами и пионами, и опрокинутое золоченое блюдо с высыпавшимися из него разрезанными арбузами, плодами персика и кистями винограда, а также дымящаяся курильница, напоминающая об античности.
Каминный набор Франция, ок. 1880 г.
Патинированная бронза, литье, чеканка; мрамор «Греческий циполин» (Cipolin antique de Grace), полирование; эмаль (циферблат) Часы 50,5^39x14 см Курильницы 27,5x17,5 см БСИИ ASG, инв. № 08-3281 (1 - 3)
Курильница из яшмы и золоченой бронзы Пьера Гутьера, 1774 г. Высота 48,5 см
М^Г. Г,
" 4 .
;
Каминный набор
Франция, вторая половина XIX века
Скульптура по модели Шарля Поля Обера
(Aubert, Charles Paul)
Золоченая бронза, литье чеканка;
зеленый мрамор (Vert Maurin),
полирование; эмаль (циферблат)
Часы 39x48x16 см
Курильницы 28x15x10,5 см
БСИИ ASG, инв. № 08-1489, № 15-1578 (1,2)
Башелье, Жан-Жак, круг Натюрморт с курильницей Франция, ок. 1780 г. Холст, масло. 90x109 см БСИИ ASG, инв. № 04-2240
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артемова, А. Ароматы и масла исцеляющие и омолаживающие.-СПб.: Диля, 2006.- 160с.
2. Искусство Франции XVII-XVШ вв. из собрания Государственного Эрмитажа: Каталог выставки. СПб: Славия, 2010. - 191 с.
3. Ле, Герер А. Ароматы Версаля в XVII - XVIII веках: эпистемологический подход/пер. М.Неклюдовой // Ароматы и запахи в культуре. Кн.1.- М: НЛО, 2010. -С. 29 -308.
4. Тройницкий, С. Н. Фарфор и быт.- Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон,1924.-78 с. www.kabinet-auktion.com/action/9221/. Проверено: 17.11.2014
9. Сергеево-Посадский музей-заповедник. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.musobl.divo.ru/ [Проверено 18.11.2014].
10. Толстой, Л.Н. Воскресение: Рассказы. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. -562 с.
11. Ясная Поляна. Дом Л.Н.Толстого. - Режим доступа: http://kraeved1147.ru/dom-tolstogo/[Проверено: 19.11.2014].
Кадильница Серебро, чеканка 62 см
БСИИ ASG, инв. № 89-0529
Кадильница Серебро, чеканка 44,5 см
БСИИ ASG, инв. № 89-0527