Реставрация секретера
Михаил Яо, директор МИА ASG, доцент К(П)ФУ
Анна Черепанова, искусствовед МИА ASG
Секретер Франция, XIX в. Красное дерево, мрамор, золоченая бронза 145x106x47 см Реставратор: Каримов И.Р. Время реставрации: начало 04.05.2012 завершение 22.08.2012 БСИИ АЗС Инв. № 16-1161
АННОТАЦИЯ: в данной статье освещается процесс реставрации секретера, выполненного во Франции в начале XIX в. (в эпоху Ампир). Особое внимание уделяется этапам восстановления данного предмета из Большого собрания изящных искусств ASG.
КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: реставрация, ампир, французская корпусная мебель XIX в., секретер, красное дерево, мрамор, деформация.
SuMMARY AST^AcT: restoration process of the secretary made in France at the beginning of the XIX century (during an era the Empire style) is covered in this article. The special attention is paid to restoration stages of this subject from the Great Assembly of Fine arts ASG.
Key wORDS: restoration, the empire style, French cabinet furniture of the XIX century, secretary, mahogany, marble, deformation.
реставрация мебели каждой эпохи имеет свои характерные черты. Если на выпукло-вогнутых поверхностях предметов интерьера Людовика XV шпоновое покрытие маркетри испытывает деформацию на растяжение и сжатие, что приводит к характерному сдвигу и короблению, то, казалось бы, удобные для покрытия шпоном плоские поверхности мебели ампира также хранят опасности для мастера-мебельщика.
Секретер в стиле ампир, прошедший реставрацию в мастерских МИА ASG в середине 2012 г., наглядно показал сложность восстановления предметов мебели этого периода. Обширные плоские поверхности корпусной мебели, имея основу в виде относительно тонких досок, со временем подвергаются деформации. Основа часто приоб-
Общий вид до реставрации.
ретает вид винта, а отдельные доски коробятся и принимают выпуклую или вогнутую формы. По этим причинам фанеровка нередко разрывается по всей поверхности предмета. Шпон получает вздутия и коробления, а дверцы и ящики перестают открываться и закрываться. Всем этим «страдал» данный секретер.
Напомним, что секретеры в XIX в. не теряют своей популярности, они становятся полностью закрытыми, все ящики исполняются из благородных пород дерева. Из всего многообразия ценных пород древесины ампир отдает предпочтение красному дереву. даже тогда, когда используются другие виды древесины, они обрабатываются так, что приобретают внешний облик красного дерева, из многих видов которого преобладает махагони.
Секретеры декорируются бронзовыми накладками, среди которых получают распространение античные мотивы, военная арматура, лавровый венок, элементы, навеянные культурой Египта и т.д.
Предмет, поступивший на реставрацию, представляет собой секретер прямоугольной формы с откидной крышкой на массивных квадратных ножках. Нижняя часть состоит из двух дверец, открывающихся от середины. Сверху имеет столешницу темно-серого мрамора, декорирован накладками золоченой бронзы, фигурными личинками и орнаментальными композициями.
Процесс реставрации включал обычный набор операций: частичная разборка конструкции, снятие бронзовых накладок, биообработка, укрепление фанеровки, восстановление утраченных деталей и шпона, заделка трещин мастиками, тонировка реставрированных элементов, сборка конструкции, покрытие лаком, финишная полировка.
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
Верхний ящик (выдвинут). обширные дефекты полировки, царапины.
Секретер с открытой крышкой.
Конструкция шарнира.
Местоположение фрагмента. Разрушение полировки, поражение грибком.
Дефекты внутренней части секретера.
1 , <
Бронзовая накладка в виде стилизованной пальметты. Загрязнение и утрата позолоты.
I
Утрата шпона красного дерева.
Трещины и дефекты фанеровки.
УЯдР ВЕСТНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА л _
147
Бронзовые накладки, элементы крепежа и шарнира.
Внутренняя сторона дверцы.
Шпаклевка дефектов дверцы (в процессе).
Процесс исправления деформаций конструкции секретера.
Заделка трещин мастичной шпаклевкой.
Восстановление верхнего угла секретера.
Заделка трещины с частичной циклевкой лакового покрытия.
Вставки шпона красного дерева.
Заделка после биообработки выходов жука-древоточца.
л . ,, уыр вестник м е?*одунар одного инеттутАднтиквдаиетА
148
Состояние крышки до реставрации. Состояние крышки после реставрации.
ВИД ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ
8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
шшр искусств