ОРГАНИЗАЦИЯ УСАДЕБНОГО ИНТЕРЬЕРА НА ПРИНЦИПАХ ДЕКОРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА: СТИЛЬ ИСТОРИЗМА В УСАДЬБЕ ТАЛИЦЫ
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
Аннотация: статья посвящена восстановлению и особенностям организации интерьеров усадьбы Аигиных в селе Талицы Пушкинского района. В статье рассматривается стиль Историзма, как основополагающий для данной усадьбы. Здесь же раскрыта музейная функция усадебного комплекса.
Ключевые слова: усадьба, интерьер, произведения искусства, стиль, историзм, архитектура, музей, помещение.
Abstract: The article is dedicated to the restoration and interior features of the organization manor Aiginyh in the village Talitsy, Pushkin District. The article discusses the style of Historicism, as a fundamental for this estate. There is also disclosed a museum function of the manor complex. Keywords: Cottage, interior, art, style, Historicism, architecture, museum, premises
Восстановление интерьеров и наполнение их предметной средой - одна из важнейших задач возрождения русской усадьбы. Каждый усадебный интерьер - это уникальный и самостоятельный музей, поскольку все те предметы, с помощью которых формируются интерьерные ансамбли, были созданы в то время, когда каждый из них сам по себе рассматривался как произведение искусства и потому их художественная ценность бесспорно высока. Богатая история развития русского усадебного интерьера насчитывает уже более трех веков. За это время стили последовательно сменяли друг друга: русское барокко, классицизм, ампир, историзм. При этом нельзя рассматривать усадебные интерьеры как нечто устоявшееся раз и навсегда. Менялись поколения владельцев усадьб, мода и вкусы общества. В XX же веке основная функция усадеб и вовсе была утрачена, а их коллекции разграблены. В связи с этим, если сегодня говорить о восстановлении интерьеров музеев-усадеб, то при выборе единого доминирующего стиля следует в первую очередь учитывать
временные рамки их постройки, архитектурную стилистику и социальный статус владельцев. Не менее важно определиться и с хронологическим периодом, на который приходится пик наивысшего расцвета усадьбы, и в соответствии с ним избрать господствующий стиль.
Создание интерьеров усадьбы Аигиных в селе Талицы Пушкинского района для Международного института антиквариата стало первым подобным опытом. Усадьба была построена во второй половине XIX века по заказу владельцев села купцов и лесопромышленников Аигиных. Поскольку в этот период в русском и европейском искусстве господствовал историзм, то и говорить о доминировании какого-то ни было определенного стиля в формировании интерьеров этой усадьбы довольно сложно. После революционных событий в усадьбе функционировала школа. В результате «золотой век» усадьбы Талицы пришелся на 1880 - 1890 годы, а стиль историзма можно считать для неё основополагающим.
Учитывая тот факт, что историзм, по сути своей, это царство эклектизма, а также отсутствие докумен-
тальных источников о том, как выглядели усадебные помещения при Аигиных, данный стиль дает большие вариативные возможности при наполнении интерьеров произведениями искусства. В результате в главном усадебном доме мебель эпохи Реставрации соседствует с предметами искусства периода Наполеона III, богатой резной мебелью из дуба стиля Генриха II и изящным неорокайльным искусством. Не стоит удивляться тому, что для русской усадьбы за основу взята европейская периодизация стилевых направлений, поскольку большая часть предметов интерьера усадьбы Аигиных была создана во Франции. Есть здесь также и работы немецких, голландских и английских мастеров-мебельщиков, а также обширная коллекция русской портретной и пейзажной живописи XIX столетия. Хотя ради исторической правды следует отметить, что в среднепоместных русских усадьбах стояла мебель, произведенная не французскими мастерами, а ее копии, выполненные руками крепостных. И если бы за сто с лишним лет большинство русских усадеб не было разруше-
7VF аЕстшкмэадунАррдного ШСТИГЛА «HIHKBWVIWA
(Чир искусств
но, многие их них с характерной «рядовой» обстановкой не были бы признаны историческими памятниками. Данное предположение доказывает пример Франции, где до наших дней сохранилось 4 969 замков, включая средневековые, и еще столько же было разрушено. Число это значительно для Франции, и именно поэтому большинство замков XIX века здесь не имеет статуса памятников. При этом в них сохранилось множество старинных произведений искусства. В России же подобная тенденция не прослеживается: усадьба уничтожалась или медленно угасала, а предметы ее обстановки уже давно разошлись по различным музейным собраниям или к частным лицам. В связи с этим, чтобы поднять воссозданные усадебные интерьеры до статуса музейных, мы максимально завысили художественный уровень предметов обстановки усадьбы Аигиных, получив тем самым уникальной симбиоз европейских произведений искусства и русской усадебной архитектуры.
В пользу выбора именно исто -ризма как доминирующего стиля усадьбы Аигиных говорит и то, что для этого купеческого рода, потомки которого были крепостными, эклектизм был близок и любим, поскольку производил впечатление на публику, выглядел эффектно и дорого. Дворянские же усадьбы начала XIX века разностильем не грешили. Квинтэссенцией любви к историзму в купеческой среде можно считать строительство на Воздвиженке особняка по заказу двоюродного племянника русского предпринимателя и мецената Саввы Морозова - Арсения Абрамовича Морозова (1874 - 1908). Данное здание, возведенное в 1895 - 1899 годах, можно считать наиболее показательным образцом смешения, и даже нагромождения, разнообразных стилей. Показателен здесь и диалог, состоявшийся между заказчиком и архитектором дома на Воздвиженке Виктором Мазыриным (1859 - 1919), поинтересовавшимся у Морозова, в каком стиле он хочет здание, на что представитель купе-
Стол Франция, 1-ая треть XIX в. Кап вяза, амарант, тонирование, резьба, серый мрамор с прожилками и пятнами белого цвета (Sainte-Anne des Pyrénées) 75*95 см БСИИ ASG, инв. № 13-1102
ческого рода заявил: «А, строй во всяких! У меня на все денег хватит». А уже к концу XIX столетия не только купеческое сословие, но и члены царской семьи примут историзм. Так, например, при Николае II многие помещения Зимнего дворца будут оформлены под влиянием моды именно в этом стиле.
Конечно, усадьба Аигиных не является дворцовой, а потому не предполагает наличия помпезных интерьеров. С другой стороны, уровень находящихся здесь произведений искусства ни в коей мере не уступает таким знаменитым Подмосковным усадьбам, как Мураново, Мелихово, Лопасня-За-чатьевское или Глинки. Между предметами интерьеров всех этих усадеб можно провести немало аналогий, а в некоторых случаях, в частности в предметах меблировки, усадьба Аигиных многократно их превосходит.
В этой связи возникает резонный вопрос о правомерности подобных интерьеров в купеческой усадьбе, обстановка которой была традиционно скромнее. Однако в нашем случае важно понимать, что мы не преследовали цели создания мемориального музея купцов Аигиных и поэтому не были связаны необходимостью восстанавливать именно купеческие интерьеры. В результате планка оформления внутренних помещений усадьбы была сознательно поднята до того уровня, когда можно говорить уже о музее-
усадьбе, где каждая вещь имеет высокое художественное и историческое значение. Таким образом, не ставя задачи создания мемориального музейного комплекса, посвященного роду Аигиных, знатность которого не идет ни в какое сравнение с такими династиями как, например, Пушкины или те же Морозовы, нами был организован полномасштабный и великолепно укомплектованный музей усадебной архитектуры и интерьерного искусства с опорой, все-таки, на стиль историзма.
При выборе стиля интерьера для определенного усадебного помещения учитывалось и его функциональное назначение, а соответственно и сложившиеся традиции внутреннего убранства. Так, например, кабинет, являющийся интеллектуальным и хозяйственным центром повседневной жизни усадьбы, обставляли очень сдержанно и почти не украшали. Практически все его убранство составляли строгая дубовая мебель с неброской обивкой, скромные настольные часы, книжный шкаф и другие необходимые письменные принадлежности. Дополняли эту почти аскетическую обстановку два-три портрета родителей и детей хозяина, а также небольшая картина с баталией или морским пейзажем.
Если говорить о гостиных, то это - визитные карточки хозяев усадьбы. Верх стен здесь украшали красивым карнизом, потолок -
Пир ыекуеетБ
№1 (13) 2016
Стол
Франция, 1-ая четверть XIX в. Массив и шпон красного дерева, резьба, черный мрамор с включениями серого и белого цветов (Noir amandé) 73*98 см
БСИИ ASG, инв. № 13-1799
Стол
Франция, вторая половина XIX в. Массив дуба, резьба 67x112 см БСИИ АБС, инв. № 13-3309
лепным орнаментом, плафонами. Устройство гостиных было продумано так, чтобы в их пространстве разворачивалось действо: балы, приемы, беседы, чтение книг, музицирование или карточные игры. В обычное же время гостиная была поделена на разные зоны - диваны, кресла и кушетки группировались вокруг столиков для рукоделия, рабочих конторок и музыкальных инструментов. Это позволяло нескольким группам гостей одновременно заниматься своими делами, не мешая друг другу.
Гостиные усадебных домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была соответствовать обивочной ткани или обоям, которыми отделывали стены гостиной, и часто она так и называлась -розовая, зеленая и т.д.
В главном доме и во флигеле усадьбы Аигиных несколько гостиных. Их «узловыми центрами» являются разнообразные столы, вокруг
которых могут собираться го сти усадьбы Здесь превали рующей формой можно считать столы-геридоны на одной ножке с мраморными столешницами. Для изготовленных в первой трети XIX века, а именно в период Реставрации и Карла X, характерными материалами являются красное дерево и светлые породы древесины - ясень, клен («птичий глаз») и вяз. Поверх деревянных устанавливались столешницы из мрамора, где наиболее распространенными и ценными были крапчатые белые, черные и серые сорта.
Консоль
Франция, 1-ая четверть XIX в. Массив и шпон красного дерева, резьба, черный мрамор с прожилками и включениями светло-серого цвета (Sainte-Anne français) 85x98x40 см
БСИИ ASG, инв. № 14-1291
А вот дубовые столы-геридоны периода историзма создавались преимущественно в стиле Генриха II. Они не имели мраморных столешниц, зато изобиловали богатой резьбой с растительными и гротесковыми мотивами, а подножья украшались головами псов.
VW вестшкмэвдунарсвдного шступуга дщикацулгА
(Чир искусств
В гостиных также непременно ставили ломберные столы для игры в карты, часто покрытые зеленым сукном, и небольшие изящные консоли, на которых раскладывали альбомы для стихов, образцы вышивания или ставили вазы с цветами.
Замечателен небольшой игральный «столик-бобик». Свое название данный тип столов получил по форме округлой столешницы, вогнутой с одной стороны и напоминающей плод боба. За подобным столиком мог расположиться лишь один человек для раскладывания пасьянсов.
Столик этот, выполненный в стиле Людовика XV, декорирован изящным набором маркетри (мозаика по дереву) в виде «трельяжной сетки» с цветочными розетками. Еще более роскошный набор маркетри можно встретить на фасаде угловой тумбы, созданной во Франции в середине XIX века, когда страной правил Наполеон III. Здесь вы видим по центру пышный букет цветов в вазе, бабочек и гирлянды по углам и на ящике из шпона сосны, красного дерева и тонированного бука.
Вокруг столов установлены наборы мебели для сидения, состоящие из канапе, кресел и стульев. Их родная обивка сознательно не была сохранена при реставрационных работах, поскольку уже изначально предполагалось использование этой мебели не как музейных
Столик-«бобик» Франция, вторая половина XIX в. Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза 72,5*80x4! см БСИИ ASG, инв. № 13-2198
артефактов, которые будут демонстрироваться посетителям за оградительными лентами, а полноценное применение их в быту с полным восстановлением функциональных возможностей. В результате гости усадьбы Аигиных получают уникальную возможность максимально сблизиться и даже осторожно войти в тактильный контакт с произведениями мебельного искусства.
В связи с этим старая обивка была заменена на дорогие современные ткани, выполненные в стилях прошлых эпох и произведенные на известных французских мануфактурах, таких как «Charles Burger», «Tassinari&Chatel» и «Edmond Petit».
Разнятся здесь не только рисунок и цвет обивки, соответствующий определенному стилю, но и фор-
Набор из четырех стульев Франция, 1-ая треть XIX в. Массив - бук, шпон -корень бука (?), резьба 79x48x43 см БСИИ ASG
Инв. № 11-3678 (1-4) Тумба
Франция, середина XIX в. Каркас - сосна, покрытая шпоном красного дерева, бук, шпон - тонированный бук, тонированное красное дерево, маркетри, золоченая бронза, зеленый мрамор с прожилками светло-зеленого и белого цветов (Vert Maurin) 101,5x77x51,5 см БСИИ ASG, инв. № 19-3297
мы мебели для сидения, ее спинки, подлокотники и ножки. Встретить тут можно и «прямые спинки», распространенные в период Реставрации, и отогнутые назад, доминирующие при Карле X, и «спинки-гондолы», использовавшиеся в так называемых «офицерских креслах» с небольшими или скошенными подлокотниками для того, чтобы офицеру при шпаге и плаще было удобно садиться.
Но не только форма спинок свидетельствовала о стилистической принадлежности. В частности, о необарочной стилистике свидетельствуют проножки предметов большого мебельного набора, состоящего из трех канапе, двух пар кресел и пары стульев. Его проножки имеют форму бараньих косточек и напоминают рога этого животного. Данный тип проножек полу-
Кресло
Франция, 1-ая треть XIX в. Палисандр, точение 102x71x85 см БСИИ ASG Инв. № 11-2394
чил распространение во времена Людовика XIV и в несколько переработанном и стилизованном виде использовался мастерами-мебельщиками второй половины XIX века.
В усадьбе Аигиных хранится и уникальное кресло с совершенно особенной формой, именующееся «Кресло Вальтера». Особенностью данного типа кресла является высокая спинка, изогнутая в плоскости так, чтобы повторять форму тела сидящего. Такое кресло также снабжалось широкими мягкими валиками-манжетами прямоугольной формы. Подлокотники, квадратные в сечении, завершались валютами, стойки были изогнуты S-образ-но. Ножки имели конусообразную форму и часто снабжались колесиками. В качестве декора применяли контрастную интарсию в виде прямоугольных окаймлений, стилизованных цветов лотоса и каннелюр. Оригинальное кресло, принадлежащее Вольтеру и выполненное Шарлем Франсуа Норманом (Charles François Normand), ныне хранится в Музее Карнавале в Париже.
Стоит отметить, что в общеевропейском контексте изобразительного искусства большая часть предметов меблировки усадьбы Аигиных не является уникальной, но, безусловно, вызывает интерес принадлежностью к определенным стилям. Однако есть здесь и топовые произведения мебельного искусства, которые могут составить конкуренцию не только отечественным музейным собраниям, но и мировым. В Европе подобных
предметов мебели достаточно много и ими активно пользуются в быту и по сей день. А вот в России вещи такого уровня штуч-ны и чрезвычайно редки. Их можно наблюдать в экспозиционных залах музеев, но не пользоваться ими. Тогда как в усадьбе Аигиных каждый предмет мебели, не важно, в каком столетии он был создан, выполняет предназначенные ему функции, служит ее посетителям, а значит живет.
Здесь речь идет о настоящих шедеврах мебельного искусства, которые теперь можно именовать жемчужинами музейной коллекции усадьбы Аигиных. В первую очередь к таковым относятся великолепные платяные шкафы работы рейнских мастеров XVII - XVIII столетия, аналоги которым можно обнаружить в Меншиковском дворце Санкт-Петербурга, в Государственном Эр-
митаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Причем один из этих шкафов, созданный в Аугсбур-ге, стоит прямо в аванзале усадьбы, встречая ее гостей и с первых шагов поражая уровнем художественного убранства главного дома.
Шкаф этот представляет собой двустворчатую конструкцию, имеющую внизу два выдвижных ящика. Фасад украшен тремя большими витыми колоннами, декорированными листьями хмеля или винограда, типичными для мебели XVII века. Они получили название «Соломоновы колонны», так как считалось, что храм в Иерусалиме, построенный при царе Соломоне и разрушенный римлянами, был украшен витыми
Шкаф
Германия (Аугсбург), конец XVII в. Ель, шпон ореха, резьба; бронза, кованое железо 237,5x195x64 см БСИИ ASG, инв. № 17-0802
VW вестшкмэвдунарсвдного шступуга дщикацулгА
(Чир искусств
колоннами. Каждая из створок декорирована такими же колоннами меньшего размера, между ними на консолях в виде коринфской капители находятся фигуры «держателей герба» в виде двух путти. Над ними помещены пластически насыщенные стилизованные изображения маскаронов. Среди декоративных элементов интересны
также гротескные фигурки, поддерживающие основание колонн, два других путти, красиво вкомпо-нованные в сочные листья аканта, а также надтреснутые и полные зерен плоды граната. Все эти элементы имеют глубокую историю в европейской орнаментике: гротески под колоннами напоминают античные гермы, путти также удобно сидят на листьях аканта, как мальчики на дельфинах древнегреческого скульптора Боэфа. Плоды граната являлись центрообразующим элементом орнаментов Возрождения.
Конструктивно аналогичен данному еще один немецкий шкаф века XVIII, который на фасаде декорирован тремя каннелированными пилястрами коринфского ордера с амурами в середине. Основания пилястр украшены растительным декором с изображениями летящих амуров с яблоками в руках и орлов. На створках - такие же пилястры меньшего размера с ажурным декором и головкой путти в верхней части.
Не менее интересен и большой двустворчатый шкаф, произведенный в Голландии в XVII веке. Громоздкий, практически квадратный шкаф эффектно украшен резьбой крупных объемов. По бокам и в центре мы видим гирлянды из цветов и фруктов, а под карнизом изображение путти, перебросившего себе через плечи связку плодов и согнувшегося под их тя-
жестью. Глядя на эти вырезанные из дерева цветы и фрукты, легко осознать, насколько крепки связи между различными видами искусства. XVII столетие в Голландии -это «золотой век» натюрмортного жанра в живописи, что отразилось и на мебели. Мастер, в большом количестве видевший роскошные натюрморты голландских живописцев из цветов и фруктов, с большим азартом постарался передать вещественность и фактуру плодов и бутонов в другом материале. Интересна и форма ножек шкафа, напоминающая слегка сжатые сферы. Подобный тип оснований мебельных предметов во Франции получил название «сплюснутых пузырей» (фр. «sphère aplatie»). И хотя подобная терминология довольно необычна, благодаря своей образности, она помогает составить довольно подробное представление о предмете.
Дополняет коллекцию голландской корпусной мебели секретер, сделанный в XVIII веке. В его оформлении мастер использовал корневище и срезы капа европейского ореха. В результате умелой компоновки симметрично расположенных срезов декор центральной части превратился в сложную орнаментальную композицию, напоминающую то вазу в центре, то раковину под ней, то бегущую волну на откидывающейся крыш-
ке. Характерны для голландского искусства этого времени и формы данного секретера. О том, что он был сделан в начале XVIII столетия, говорит соединение тяжеловесных форм пышного стиля предыдущего века с выпуклыми, мягкими элементами нового направления - будущего рококо.
Интересна история наименования данного предмета мебели. В России такие высокие шкафы с откидывающейся вперед крышкой и большим количеством ящиков традиционно называют «секретерами». В Европе широко используется название «кабинет». Во Франции этот предмет определяют как «скрибан» (<^спЬап»), что с латыни можно перевести как «нотариат». Этим видом мебели широко пользовались юристы, в частности нотариусы. К тому же этот «скрибан» хранит в себе некоторые тайны: незнающий человек тщетно будет пытаться открыть ящики в средней части - слегка открываясь, они не двигаются дальше до тех пор, пока не будет открыт левый ящик, запирающийся на ключ.
Безусловно, притягивать к себе посетителей усадьбы будет и настроенный рояль марки Гаво, произведенный во Франции в XIX столетии.
Фирма Гаво (фр. Gaveau) была основана в 1847 году в Париже Жо-зефом Габриэлем Гаво. Эта французская фирма занимала третье место по популярности (после Ега^ и Р1еуе1), благодаря превосходному качеству музыкальных инструментов. С 1907 года Гаво начал работать со своим сыном Этьеном. Фирма производила по 1000 пианино в год. Этьен Гаво расширяет производство и строит на улице ля Бети в Париже концертный зал на 1020 мест. Архитектором проекта был Жак-Рене Эрман.
С 1910 по 1940 годы сложилась трудная экономическая обстановка. К Гаво присоединились его сыновья Марсель и Андре. Фирма была вынуждена разнообразить производство, начав выпускать клавикорды и спинеты. В 1960 году Гаво присоединился к фирме Ега^,
Рояль марки Гаво Франция, XIX в. БСИИ ASG, инв. № 24-3978
а год спустя - к своему злейшему конкуренту Р1еуе1.
Как предметы меблировки, исполняющие функции хронометров, можно рассматривать и высокие напольные часы. Так, в углу Красной гостиной усадьбы Аигиных установлены напольные английские часы, воспринимавшиеся уже тогда не просто как прибор для измерения времени. Их расценивали как один из основных предметов интерьера и эпицентр внимания обитателей гостиных и залов во времена, когда именно зал становится тем местом, где принимали посетителей и гостей. Кроме того, наличие в доме напольного регулятора имело и важное психо-
логическое значение. До того как были изобретены первые механические музыкальные инструменты, большие дома представляли собой довольно тихое место, оживляемое лишь разговорами их хозяев. Равномерный ход напольных часов создавал размеренный и спокойный звуковой фон.
Данные напольные часы были созданы в Англии в первой четверти XIX века. Их корпус, выполненный из красного дерева, довольно прост и декорирован небольши-
Напольные часы Англия (Личфилд), ок. 1820 г. (период Регентства) Мастер часового механизма: Стриплинг, Томас Младший (Stripling, Thomas Junior) Красное дерево, резьба, маркетри; золоченая бронза, чеканка; эмаль (циферблат); стекло 210*49x24 см БСИИ ASG, инв. № 08-1231
7VF аЕстшкмэадунаррдного шстигла дщикацулгА
(Чир искусств
Каминный набор Франция, вторая половина XIX в. Скульптура по модели Моро «Аркадские пастухи» (Moraux «Les bergers d'arcadie») Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; темно-синий мрамор (Bleu turquin), полирование БСИИ ASG, инв. № 08-3473 (1 - 3)
ми вставками в технике маркетри. Верхняя часть имеет форму разорванного фронтона с завитками валют, а часовой механизм и богато украшенный циферблат с арабскими цифрами подписаны: «Стриплинг в Личфилде» («Stripling a Lichfield»). Кроме того на циферблате изображены четыре времени года в виде женских аллегорических фигур и пейзажей.
В Европе широко известно имя Томаса Стриплинга Младшего (1765 - 1848) - часовых дел мастера из Англии, последнего из представителей прославленной династии Стриплингов. В партнерстве со своим братом Ульямом Томас Стриплинг Младший в 1812 году наследует мастерскую своего отца Томаса Стриплинга Старшего в Личфилде. Братья работают вместе вплоть до 1842 года.
И это не единственные старинные часы в усадьбе. Так, каминная полка украшена каминным набором, состоящим из часов и пары канделябров.
Корпус этих часов, произведенных во второй половине XIX века, изготовлен из серо-голубого мрамора и увенчан скульптурной композицией Моро «Аркадские пастухи» в виде женской и мужской фигур в античных одеяниях. Аркадия (лат. Arcadia) - чудесная область в Греции, страна пастушеского бога Пана и богини охоты Артемиды. Позднее поэтам и художникам Аркадия представлялась счастливой страной, где жители проживают на лоне природы мирно и безмятежно. Счастливая
жизнь аркадских пастухов вдохновляла Феокрита, Вергилия, Скидоне, Гверчино и Пуссена. Стержни канделябров, дополняющих часы, выполнены в виде женских фигур патинированной бронзы в античных одеяниях.
Из бронзы (золоченой и патинированной) выполнены и другие предметы коллекции декоратив но-прикладного искусства, украшающие собой интерьеры усадьбы Аигиных. Особого внимания заслуживает люстра на ободе эпохи Ампир. Она рассчитана на шесть свечей, а ее чашечки украшены ромбами с цветочными розетками. На дне, окрашенном в синий цвет жести, - бронзовые накладки в виде маскаронов и лиственного орнамента. По центру -шишка пинии. Обод, держащийся на трех цепях, обрамлен цветочными корзинами и композициями с рожками и горящими факелами. В центре - фигура амура. Окрашенное в синий цвет жестяное дно люстры имитирует керамику английской фирмы «Веджвуд», изделия которой пользовались большой популярностью в XVIII - XIX веках в европейских странах.
Еще одну люстру золоченой бронзы с длинными изогнутыми рожками, изготовленную в голландском стиле во второй половине XIX столетия, можно наблюдать в Парадной столовой усадьбы.
Люстра
Франция, первая четверть XIX в. Золоченая бронза, окрашенная жесть, литье, чеканка, ковка 95x60 см БСИИ АБС, инв. № 09-0872
После того как столовая становится в один ряд с парадными помещениями усадьбы, ее начинают особым образом украшать. Для декорирования стен широко использовались росписи и масляные живописные полотна, в основном представляющие собой натюрморты. А вот мебели в столовых старались ставить как можно меньше. Стулья, как правило, имели довольно простую конструкцию, так как основным требованием к ним было удобство - обеды подчас длились весьма долго. Столы же вообще могли не иметь постоянного места. Их часто делали раздвижными и выносили лишь во время обеда в зависимости от числа гостей. Однако в середине XIX столетия большой стол уже занимает свое особое, предназна-
Пир ыекуеетБ
№1 (13) 2016
Комод-поставец
Франция, вторая
половина XIX в.
Массив дуба, тонирование,
резьба, кованое железо
136x204x55 см
БСИИ ASG, инв. № 17-1169
чавшееся именно ему, место в столовой.
Парадная столовая усадьбы Аи-гиных имеет очень цельный и гармоничный интерьерный ансамбль. Здесь вся резная мебель с токарными деталями выполнена в период историзма со стилизацией неоренессансных и необарочных форм и элементов. Подобная мебель высоко ценилась хозяевами за удобство и применялась преимущественно для обстановки столовых, где они вместе с гостями проводили много времени за ужинами с разговорами. В данном случае центральное место занимает стол с широкой столешницей, обрамленной овами - орнаментом, возникшим в период Возрождения и состоящим из нити овальных и несколько приплюснутых геометрических фигур. Вокруг стола расположились стулья с каркасами токарной работы. Средники их
спинок обрамлены витыми «соломоновыми» колоннами. Венчают спинки широкие резные навершия, декорированные грифонами, держащими картуши с гербами. О принадлежности к необарокко здесь говорят «кубики» на ножках. По форме они напоминают игральные кости и часто применялись при создании ножек и перекладин в мебели периода правления Людовика XIII, а затем и в ее стилизациях.
Ренессансные орнаментальные мотивы украсили комод-поставец с тремя выдвижными ящиками сверху, декорированными все тем же симметричным овоидным орнаментом и четырьмя головами львов. На центральных ящиках шесть филенок с фацетами и прямоугольными деталями в центре каждого, тонированными под черное дерево. На выступах между фацетами - гермы в виде сатиров и вакханок. Установлен поставец на ножках в форме уже упомянутых нами «сплюснутых пузырей», которые представляют собой сдавленные сверху и снизу сферы.
Поставец Франция, вторая половина XIX в. Массив дуба, резьба, золоченая бронза 252x135x52 см БСИИ ASG, инв. 17-1166
Зеркало
Франция, середина XIX в. Зеркало, дерево, левкас, резьба, золочение 220x127 см БСИИ ASG, инв. № 23-0891
Гермы в виде сатиров можно видеть и еще на одном поставце для хранения посуды и домашней утвари, созданном так же во второй половине XIX века в стиле неоренессанса.
По бокам поставца в средней части - две опоры-гермы с женскими головами. Верхняя часть, представляющая собой витрину с двумя застекленными створками, обрам-
ТОР ВЕСТШКМЭВДУНАРСВДНОГО шстигла дщикацулгА
(Чир искусств
лена тремя объемными фигурами сатиров и гирляндами фруктов. Нижняя часть имеет два выдвижных ящика, декорированных растительным орнаментом и изображениями львиных голов, держащих в пасти бронзовые кольца.
В усадьбе Аигиных даже в коридорах можно наблюдать предметы декоративно-прикладного искусства французской работы XIX века. Например, на первом и втором этажах расположились большие парадные зеркала в золоченых левкасных рамах с резным орнаментом. Подобные зеркала часто устанавливали в прихожих и коридорах, дабы зашедшие с улицы посетители могли посмотреть на себя и оправить платье перед тем как пройти в основные помещения дома.
В коридорах же, как и во всех усадебных залах представлена коллекция русской живописи XIX столетия, являющаяся для купеческой усадьбы Аигиных более чем представительной. В основном это полотна портретного, пейзажного и жанрового искусства, заключенные в «родные» богатые рамы. С портретов на зрителей взирают
Копия фрагмента картины Якоба Йорданса «Бобовый король» XIX в.
БСИИ ASG, инв. № 02-0004
Юлий Юльевич Клевер
Закат
1898 г.
Холст, масло
БСИИ ASG, инв.
№ 03-0016
дамы в изысканных нарядах, господа во фраках, задумчивые юные девицы, а также простые крестьяне в зипунах с меховой оторочкой, на которых лежат их густые косматые бороды. В большинстве своем вре мя не донесло до нас ни имен портретируемых, ни авторство данных вещей. Однако и здесь есть замечательные образцы и громкие имена живописцев.
К примеру, нельзя назвать портретом мужское изображение, являющееся копией фрагмента композиции фламандского мастера
Якоб Йорданс Бобовый король 1637 - 1638 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иван Алексеевич Владимиров Проселочная дорога в сосновом лесу Конец XIX - начало XX вв. Холст, масло
БСИИ ASG, инв. № 03-0153
XVII века Якоба Иорданса (1593 -1678) «Бобовый король». Сам художник создал несколько вариантов данной композиции. Один из них хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга, другой - в музее истории искусств Вены. В данном случае мы видим копию фрагмента с эрмитажной работы. На полотне изображен непосредственно «бобовый король» - персонаж фламандского праздника «трех волхвов», на котором царит дух разнузданного хмельного веселья и кутежа. В начале праздника все искали в своем куске пирога боб, замешанный в тесто, и кому он попадал, тот получал корону и трон, становясь председателем празднества. Остальные гости изображали свиту короля.
Особый интерес в живописной коллекции усадьбы Аигиных вызывает пейзажная живопись. Так, прекрасным ее образцом являет-
ся произведение Юлия Юльевича Клевера (1850 - 1924) «Закат», подписанное и датированное 1898 годом.
Юлий Клевер - российский художник, получивший признание как пейзажист салонно-акаде-мического толка. Происходил из немецкого балтийского рода фон Клевер. С детства проявлял наклонности к рисованию и в 1867 году начал обучение в архитектурных классах Императорской Академии художеств, однако вскоре перевелся в пейзажный класс к С.М. Воробьеву, а затем к М.К. Клодту. Обучение в Академии Клевер не закончил, тем не менее в 1871 году его картина «Заброшенное кладбище зимой» была положительно оценена художественным сообществом и приобретена графом П.С. Строгановым. В 1872 году картина «Закат» куплена великой княгиней Марией Николаевной, а в 1874 году на стендах Общества поощрения художеств Клевер организовал свою первую персональную выставку.
После того как в 1876 году картину художника «Березовый лес» пожелал приобрести сам Александр II, ему, не кончившему академического курса, было присвоено звание классного художника первой степени, а в 1878 году за картину «Старый парк» он получил звание академика живописи.
Полотно «Закат» из усадьбы Аи-гиных было написано Клевером в Германии, куда художник вынужден был эмигрировать в 1890-х годах, поскольку его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого. Таким образом, исполнена картина была по воспоминаниям мастера о родине. Тонкое, лиричное изображение отличается ностальгическим настроением. В центре изображены березы, а справа - проселочная дорога, ведущая к двум деревенским домам. Верхушки деревьев озарены розовым светом заходящего солнца. О том, что на картине запечатлена уже начинающаяся весна, свидетельствуют прогалины в левой
Русская школа начала XX в. Вид на портик с галереей весной Холст, масло БСИИ ASG, инв. № 03-0315
части холста. Характер изображения, безусловно, близок лучшим произведениям русской пейзажной живописи XIX столетия, созданным такими талантливейшими мастерами, как Алексей Саврасов (1830 - 1897), Иван Шишкин (1832 - 1898), Фёдор Васильев (1850 - 1873), Исаак Левитан (1860 - 1900) и др.
Экспонируются в усадьбе и несколько полотен Ивана Алексеевича Владимирова (1869 -1947) - российского живописца и рисовальщика-документалиста, известного представителя реалистической школы живописи. Художник обучался в Петербургской Академии художеств у Богдана Вилле-вальде и Алексея Кившенко. По окончании Академии Владимиров специализировался в основном на батальном жанре, делая зарисовки русско-японской (1904 - 1905), балканских (1912 - 1913) и Первой мировой войн (1914 - 1918).
В чисто шишкинской манере написан пейзаж Ивана Владимирова «Проселочная дорога в сосновом лесу». С работами Ивана Шишкина его роднит любовь к природе, живой натуре, а также вещественность и натурализм, с которым написаны деревья, травы и небо.
Будучи, как и Шишкин, ярым приверженцем реалистических традиций в искусстве, Владимиров не принимал модернизм и однажды, предложив свои картины для выставки художников «Мира искусства», был отвергнут как устаревший реалист.
Творчество мастера станет вновь популярно в советский период, а в начале XX века, когда в художественную жизнь России ворвались новые живописные течения, реальная действительность была низложена. Живописцы таких творческих объединений, как «Мир искусства» (1898 - 1924), «Голубая роза» (1907 - 1910) и «Союз русских художников» (1903 - 1923) ищут вдохновение не в окружающем их мире, а в образах прошлого, которому после революционных событий уже не суждено было возродиться. Вероятно, кем-то из членов «Союза русских художников» была написана работа из усадьбы Аигиных «Вид на портик с галереей весной».
Камерная по формату, с нежным колоритом и меланхолическим настроением, она написана тонким штрихом, с прозрачными многослойными лессировками. Интересно ее композиционное решение. Через ряд сосен в глубине мы видим пустую и безлюдную галерею, античный портик с рельефом на фронтоне и колоны ионического ордера. Местами еще лежит снег, а галерея эта, скорее всего, примыкает к некой усадьбе, о которой мы, зрители, можем лишь догадываться. Автор этой картины позволяет нам из-за дерева лишь подглядеть небольшую часть того великого прошлого русских усадеб, которое в XX веке было утрачено и лишь сейчас возвращается к жизни вновь. И не случайно авторство этой вещи мы связали с «Союзом русских художников», членом которого был Станислав Юлианович Жуковский (1873 -1944) - «певец русской усадьбы», который в детстве пережил утрату родового имения и все свое творчество посвятил чарующему, многогранному и полному своеобразия усадебному миру России.
ТОР ВЕСТШКМЭВДУНАРСВДНОГО шстигла дщикацулгА
(Чир искусств