Научная статья на тему 'Западноевропейская мебель в русских интерьерах начала xviii века'

Западноевропейская мебель в русских интерьерах начала xviii века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1918
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШОЕ СОБРАНИЕ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG / БАРОККО / БОЛЬШОЙ СТИЛЬ / ПЕТР I / ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ / ОНПЛЕЗИР / УСАДЬБА-МУЗЕЙ КОЛОМЕНСКОЕ / ГОЛЛАНДСКАЯ МЕБЕЛЬ / КАБИНЕТ / ПОРТУГАЛЬСКИЕ КРЕСЛА / THE GRAND COLLECTION OF FINE ARTS ASG / BAROQUE / GRANDMANNER / PETERTHEFIRST / A. MENSHIKOV / SUMMER PALACE / MONPLAISIR / MUSEUM-ESTATE KOLOMENSKOE / DUTCH FURNITURE / CABINET / PORTUGUESE ARMCHAIRS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яо Михаил

Данная статья посвящена опыту сравнения мебели XVIIначала XVIII веков в собраниях Петербурга с коллекцией западноевропейской мебели большого собрания изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the experience of comparing furniture of XVIIearly XVIII centuries in Saint Petersburg’s collections and west european furniture in директор МиА The Grand collection of Fine Arts ASG.

Текст научной работы на тему «Западноевропейская мебель в русских интерьерах начала xviii века»

Западноевропейская мебель в русских интерьерах начала XVIII века

АННОТАЦИЯ: данная статья посвящена опыту сравнения мебели XVII- начала XVIII веков в собраниях Петербурга с коллекцией западноевропейской мебели Большого собрания изящных искусств ASG.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Большое собрание изящных искусств ASG, барокко, большой стиль, Петр I, А. Меншиков, Летний дворец, Монплезир, усадьба- музей Коломенское, голландская мебель, кабинет, португальские кресла.

SUMMARY ABSTraCT: The article is dedicated to the experience of comparing furniture of МихаилЯо, XVII- early XVIII centuries in Saint Petersburg's collections and West European furniture in дир£юп°р МИА The Grand collection of Fine Arts ASG. ASG, кхм-

KEY WORDS: The Grand collection of Fine Arts ASG, baroque, Grand manner, Peter the First, A. Menshikov, summer palace, monplaisir, museum-estate Kolomenskoe, Dutch furniture, cabinet, Portuguese armchairs.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется 76 предметов западноевропейской мебели, сделанной до 20-30-ых годов XVIII века. Это сравнительно небольшая часть всего собрания мебели. Достаточно сказать, что коллекция более поздних предметов этого столетия насчитывает несколько сотен. Однако значимость предметов меблировки конца XVII- начала XVIII веков можно ощутить, если сравнить эту часть собрания с коллекциями других русских музеев. Темой данной статьи является попытка показать значимость коллекции БСИИ на фоне развития мебели и потребности в ней в России эпохи Петра I.

Общеизвестно, как отличался жизненный уклад в России от Европы до XVIII столетия. Это касалось всех сторон, включая и внутреннюю обстановку жилища. Мебели было сравнительно немного не только в домах простых поданных, но даже и при дворе царей XVII века. Она не отличалась развитостью форм и имела архаичную для своего времени ящичную конструкцию. Это не мешало мастерам создавать яркие, богато декорированные предметы прикладного искусства. Робкие изменения наблюдаются уже в середине времени правления Алексея Михайловича. В его покоях как в Кремле, так и в Коломенском, по описаниям современников, уже имелись изделия европейских мебельщиков. Сам царь проявлял интерес к европейской жизни, даже носил европейскую одежду, однако все это имело частный, партикулярный характер. До широких же масс доносились царские указы о запрете курения табака и театральных постановок.

Как известно, ситуация резко меняется во время правления царя-реформатора Петра I, держав-

ной рукою проводившего реформы, кардинально менявшие жизнь страны в целом и жизненный уклад в частности. Россия в это время являла тот редкий случай, когда проводником нового стала власть, поэтому пугающая большинство поданных новизна касалась, прежде всего, двора и жизни приближенных к нему соратников Петра. Наряду с инструментами, утварью, предметами обихода, одеждой в Россию завозилась в больших количествах и мебель. Она поступала в первые здания Санкт-Петербурга. Из дошедших до нас или восстановленных в последнее время мы остановимся на первом доме царя-реформатора в новой столице - деревянном домике Петра, на Летнем дворце, построенном по проекту Доменико Трезини в 1710-1712 гг., на предметах мебели, находящихся в Монплезире, в Петергофе, нескольких предметах из собрания Эрмитажа. Особый интерес для нас представляют интерьеры Меншиковского дворца - самого крупного сохранившегося ансамбля интерьеров начала XVIII века в России.

Мы начнем разговор о сопоставимости предметов БСИИ с примечательного образца мебели из музея-усадьбы «Коломенское». Сама усадьба, построенная в XVII веке, служила резиденцией

Илл. 1.

Кабинет, Франция, XVII в. эбеновое и красное дерево, черепаха, золоченая бронза, инкрустация, резьба 220x125x46 см БСИИ АЗС, инв. № 18-1835

Илл. 2.

Кабинет Людовика XIII, автор Жан Масе. Музей декоративного искусства, Париж. Эбеновое дерево, черепаха, Франция, XVII в.

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

мебель в историческом интерьере

№4 (04) 2013

Илл. 3.

Кабинет на раме, XVII век. Черное эбеновое дерево, слоновая кость, срезы панциря черепахи.

Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, Коломенское

Алексею Михайловичу. Поэтому при восстановлении интерьеров здесь были использованы, наряду с русскими, западноевропейские объекты обстановки.

Среди лучших образцов мебели XVII века в Большом собрании изящных искусств можно назвать кабинет из мастерской Жана Массе(?) (инвентарный номер 18-1835) (илл. 1).

Он является ярким примером использования в мебели эффектного сочетания декорирующих ее материалов: эбеновое дерево, слоновая кость, срезы панциря черепахи. Акцентирующим композиционным элементом служит золоченое бронзовое изображение Афины со щитом в центральной арке, а также бронзовые орлы и гротески по бокам от нее. Праздничность и помпезность предмету придают тюрлюпе на балюстраде, а также фигуры херувимов над рамой вверху. В декоре его, кроме черепахи, используется и красное дерево, декоративные возможности которого будут осмыслены позднее. Кроме этого в ансамбль входят и орнаментальные элементы в виде небольших окружностей с точками в центре. Они делались методом вбивания в фоновую древесину (техника «пике»).

Своим репрезентативным видом кабинеты этого типа снискали большую популярность. Мебельщик Жан Массе был приглашен из Нидерландов Марией Медичи (1575- 1642, королева Франции 1600-1610гг., вдовствующая королева 1610-1642) и организовал мастерскую по производству кабинетов. О том, какое значение придавали продукции этой мастерской современники, можно судить по тому, что близкий аналог кабинета Большого собрания изящных искусств АБС имеется в музее декоративного искусства в Париже и воспроизводится в литературе как характерный образец искусства времени Людовика XIII (илл.2).

Сам он является одним из немногих французских мастеров мебели XVII века, которого мы знаем персонально. Интересно, что с его именем связывают введение в декор черного, «эбенового», дерева. По названию этой породы мастеров, изготовляющих качественную мебель, стали называть во Франции «эбенистами» или, по-русски, «чернодеревцами» (в России, позднее, вместо черного дерева использовалось красное, поэтому мебельщиков называли краснодеревщиками).

Именно такой предмет мы встречаем в реконструированном кабинете Алексея Михайловича в Коломенском (илл. 3). Присутствие его в данном интерьере вполне логически и стилистически объяснимо.

Являясь образцом дворцовой мебели, призванной не просто обращать на себя внимание, но и эстетически собирать интерьер в единое целое,

кабинет становится «архитектурной доминантой». Как и кабинет БСИИ, он облицован эбеновым деревом и черепахой, а также богато декорирован инкрустацией из кости. Оба кабинета стоят на бронзовых золоченых лапах грифона, держащих шар и имеют вверху балюстраду. В центре она обрамляет характерную для обоих предметов раму со сложным абрисом фронтона, внутрь которой вставлены рельефы: бронзовый в собрании БСИИ и инкрустированный в музее-усадьбе «Коломенское». Схожие у обоих предметов и основания. Они различны лишь количеством колонн (семь и шесть соответственно), а также тем, что колонны предмета из БСИИ витые, а из Коломенского - точеные.

Аналог такого кабинета, вышедший также из мастерской Ж.Массе, имеется и в Меншиковском дворце. Он несколько уступает в декоре кабинету собрания АБС отсутствием рамы над балюстрадой. Однако также щедро украшен срезами панциря черепахи и золочеными накладками.

нигде так не ощутим дух времени и его своеобразие, как в одном из самых маленьких музеев страны - домике Петра на Петровской набережной в Санкт-Петербурге. Несмотря на свою миниатюрность этот музей имеет несколько показательных для своего времени предметов меблировки. Большинство из них имеет голландское происхождение. Для голландской мебели этого времени свойственны простота форм, соединенная с пластической барочной выразительностью, соразмерность с небольшими комнатами и невысокими потолками, а также с деревянными бревенчатыми стенами. Именно этот союз различных элементов создает уют петровского интерьера. В одной из комнат стоит кабинет-секретер конца XVII - нач. XVIII века (илл. 4).

Стилистически он близок к витрине из собрания Государственного Эрмитажа, сделанной русскими мастерами примерно в это же время (илл. 5). Оба предмета происходят от голландского прообраза-витрины с возвышающейся центральной частью, имеющей лучковый свод. Сам вид витрины, т.е. мебели, предназначенной для того, чтобы хранить внутри неё предметы на полках, происходит от ренессансного поставца. В России ее чаще называют «горкой». Голландские мастера придали ей характерные для барокко завершения, а главное, застеклили распахивающиеся дверцы. Возможно, изобретателями застекленных дверей были не они, а итальянские мастера, но, главное, что этот вид получил распространение благодаря голландцам. Он одинаково использовался как для хранения посуды, так и для книг. В этом случае витрина, соединенная с кабинетом, имеющая откидную крышку, получила названия «скрибан» или «кабинет-секретер», а в России

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

№4 (04) 2013

мебель в ИСТОРИЧЕСКОМ интерьере

Илл. 4. Витрина, конец XVII- XVIII вв. Домик Петра I, Санкт- Петербург

Илл.5. Горка, россия, начало XVIII в. Сосна, резьба, роспись. 237х146х35 см. Эрмитаж, Санкт- Петербург

Илл.6. Комод-витрина Голландия, XVIII в.

Красное дерево, стекло, бронза, маркетри

193x97x54 см

БСИИЛЗв, инв. № 12-2204

такой предмет назывался «конторкой». Как витрины, так и скрибаны часто производились в Голландии на протяжении всего XVIII века и получили распространение по всей Европе. В Большом собрании изящных искусств имеется целая коллекция таких предметов (семь витрин и два скрибана). Всем эти предметам свойственно высочайшее качество полировки. В отличие от конторки домика Петра, сделанной из массива, а также расписной эрмитажной витрины, голландцы украшали такую мебель декоративным набором маркетри. Он включал изображение листьев, цветов и животных, придававших предметам праздничную нарядность. Позднее так стали украшать свои работы мастера Франции, Германии, Италии и других стран, в частности России, где вместо дорогого маркетри широко использовалась роспись цветами масляными красками. Так расписана витрина из Эрмитажа.

Большинство предметов собрания АБС имеет внизу составную часть в виде комода. Пропорционально близка к петровской конторке витрина-комод (кат. №516 Инв. № 12-2204) голландской работы (илл. 6).

Хронологически она сделана позднее - в се-редине-второй половине XVIII века. Пластика барокко приобрела здесь более утонченные формы, сохраняя вверху традиционный высоко выступающий, как и в предметах предыдущего периода, лучковый свод. Композиционно он удачно согласуется с выпукло-вогнутой формой комода, а также с выступающими по бокам его ризалитами. Голландский шарм придает изделию цветочное маркетри, покрывающее гирляндами всю поверхность предмета.

О консервативности композиционных элементов, переходящих от одного изделия к другому и даже бытующих в разных стилях, можно со-

ставить представление, если сравнить навершие буфета-витрины (инв. № 17-0886) (илл. 7) с теми же элементами эрмитажной горки и конторки из домика Петра I.

Сделанная значительно позднее, она в упрощенной форме, но даже в деталях повторяет композицию. Здесь также мы встречаем лучковый свод, имеющий по бокам вогнутые элементы -волюты.

Голландская мебель кроме конторки представлена в домике Петра также стульями, имеющими специфическую изогнутую спинку и фигурный средник спинки (илл. 8). Аналоги их имеются в собрании БСИИ ( инв. № 11-3070 (илл. 9), инв. № 11-1863 (илл. 10).

Вопрос о том, кто первый комфортно изогнул спинку, не имеет однозначного решения. Пальму первенства в эргономике спинки оспаривают мебельщики Испании, Португалии, Англии и Голландии. Но определенно можно сказать, что так же, как в случае с цветочным маркетри, продвинули в Восточную Европу этот элемент именно голландцы. Анатомически объяснимый изгиб удачно соответствовал, в их изделиях мягкой скругленности форм искусства XVIII века. В случае с данными стульями мы можем сказать, что на вкусы русского двора, а затем и на специфику

Илл. 7.

Буфет-витрина Голландия, кон. XVIII в. Орех, стекло, маркетри 225x144x35,5 см БСИИЛЗС, инв. № 17-0886

к V - ¡1 |

в г л щ *

1КК&

и Л^'н -М.

уыр ВЕСТНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

изделий русских мастеров повлияла также и мебель Англии, с которой Россия познакомилась через продукцию мебельщиков Голландии. В Англии в конце XVII-нач. XVIII вв. утвердился «стиль королевы Анны». В мебели для сидения для него свойственны выдвинутые вбок S-образ-ные ножки, с массивной

Илл. 8. Стулья с фигурным средником, XVIII век, Домик Петра I, Санкт- Петербург

Илл. 9. Пара стульев Голландия, кон. XVIII в. орех, фруктовые породы дерева, маркетри, резьба 102x50x51 см БСИИ АЗС, инв. № 11-3070

Илл. 10. Набор из четырех стульев Голландия, XVIII в. орех, фруктовые породы дерева, верхней таСТ!.^ заканчи- окрашенное дерево, маркетри, резьба 112x55x43 см БСИИАЗС, инв. № 11-1863 вающиеся птичьей лапой

с шаром. Эти элементы использовали и голландцы, придававшие своей мебели, кроме изогнутой спинки и «анненских ножек», еще и свою цветочную декорировку.

Здесь же находится весьма приметное кресло с кожаной спинкой и таким же сидением, закрепленными крупными латунными гвоздями. Такие кресла получили распространение в Европе, начиная с XVI века. Аналогом из БСИИ являются пара кресел французской работы XVII века (инв. № 11-1823 (илл. 12)). Их объединяет идентичность пропорций и схожесть конструкции.

Конец XVII-нач. XVIII вв. дали ряд специфических видов мебели. К таковым относятся так называемые кресла-бюро (fauteuil de bureau).

Особенность этих кресел - необычное расположение ножек, словно сдвинутых на 45 градусов так, что одна из них находится между ног сидящего. такие кресла работы русских мастеров входят в экспозицию Петровского домика (илл. 11) и в собрание Государственного Эрмитажа (илл.13). Аналоги ему представлены в БСИИ (илл.14). Характерно, что оба кресла из Санкт-Петербурга восходят к англо-голландским прообразам, тогда как кресла БСИИ сделаны французскими мастерами в стиле середины XVIII века.

Особый интерес для нас представляет мебель из Меншиковского дворца. Продуманностью экспозиции, соответствием сохранившимся опи-

саниям и документам, способностью воссоздать дух эпохи этот музей вполне может выступать образцом для всех, поставивших перед собой задачу восстановления исторического интерьера. Вот почему при реконструкции и восстановлении исторических объектов Казани опыт этого музея будет широко использован.

Среди самых примечательных предметов мебели Большого собрания изящных искусств ASG, его украшением можно считать кабинет, сделанный в Италии в городе Генуя в конце XVI - начале XVII вв. (илл.15, 16). К концу XVI века генуэсские мастера выработали свой самобытный стиль в мебели. Особенно популярны были кабинеты, богато декорированные мелкой объемной резьбой, изображающей небольшие фигурки - персонажи античных мифов, реже персонажи библейских сюжетов. Их кабинеты стали широко известны в Европе, причем за ними укрепился термин а ВашЪоса», т.е. «кабинет с малышами». Также, кроме кабинетов, декорировались и другие формы мебели.

Кабинет <^йро а ВашЪоса» настоящего собрания украшен множеством фигур, сосредоточенных на углах и на фризе в верхней части. Как и в других «стипо», внутренний интерьер за откидной крышкой решен как архитектурный ансамбль с колоннами, арками, пилястрами и, как и фасад, декорирован многочисленными фигурами. Непо-

Илл. 11. Кресло (справа в углу) с кожаными спинкой и сиденьем, Кресло- бюро (слева в углу), орех, резьба, токарная работа, начало XVIII века. Домик Петра I, Санкт-Петербург

Илл. 12. Пара стульев, Франция, сер. XVII в. Орех, кожа, латунь, точение, резьба, теснение 105x50x43 см БСИИ АЗС, инв. № 11-1823

Илл. 13. Кресло- бюро, 1720-е гг. Дерево, кожа; токарная работа, резьба, роспись, лак.87х63х63 см. Эрмитаж, Санкт- Петербург Илл. 14. Кресло-бюро, Франция, XVIII в. Орех, резьба, тростник, плетение 87,5x69x50 см БСИИ АЗС, инв. № 11-2552

ЧшШР вестник мэедундроядого ИНСТИТУТА антиквариата

4Ч1ф ИСКУССТВ

вторимый художественный облик кабинету придает замечательное чувство материала мастеров, которое позволило эффектно сопоставить мягкую пластику фигур, тонированных под черное дерево, с фактурой шпона капа ореха. В отличие от многих других «стипо а бамбоччи», данный предмет сохранил откидную крышку, шпоновое покрытие и «родные» стальные навесы с остатками позолоты на них. Примечательностью кабинета являются несколько потайных ящиков, скрытых в самой конструкции внутренней части.

В Меншиковском дворце имеются три изделия генуэзских мастеров. Это кабинет и кабине-тец из резного наборного ореха первой половины XVII века (илл.17, 18), находящиеся в прихожей второго этажа, которая служила помещением для дежурных писарей и денщиков, а также комод с пятью ящиками у северной стены (илл.19).

Все они так же, как и предмет из БСИИ, декорированы фигурами «бамбоччи» на углах, фризе и в арках внутри. Комод, а точнее нижнее основание кабинета «стипо», сделано в манере сочетания пластики декора из черного или окрашенного дерева с плоскостями, покрытыми шпоном капа ореха. такое сочетание делает предмет одновременно парадным и строгим, позволяет ему организовывать пространство и обращать на себя внимание каждого входящего в комнату.

большой кабинет, вероятно, сделан позднее кабинета БСИИ, об этом говорит отсутствие окраски фигур в черный цвет, а также тот факт, что скульптурная пластика не свободно размещается в отведенных ей местах, а композиционно помещена в ниши так, что не нарушает обще-плоскостной характер интерьера (илл. 17). также не особенно пластичен фриз поверху кабинета. Его фрагменты воспринимаются как декоративные накладки на общую плоскость.

Однако, несмотря на сказанное, предмет, конечно, производит впечатление примечательного образца искусства, который уже в те времена должен был рассматриваться как антикварный раритет почти столетней давности. Еще одно короткое примечание: бамбоччи, являясь образцом еще фактически стиля ренессанса, уверенно согласуется с эстетикой интерьера петровского барокко. Их объединяет и общее понимание декоративных возможностей массива дерева, и скульптурная пластика, и согласованная масштабность. Именно в такой среде должен будет экспонироваться в будущем «стипо» из собрания ASG.

начиная с XVI века, в Европе становится популярной мебель, обитая толстой бычьей или воловьей кожей. После специальной обработки она подвергалась тиснению, гравировке, окраске и даже золочению. центром, откуда она распространялась, был испанский город Кордова, а готовые изделия происходили из Португалии. Поэтому они получили название «испано-португальские кресла». Эта мебель для сидения имела характерные вытянутые формы, полукруглый или плоский свод прямой спинки и

Илл. 15,16. Кабинет

Италия (Генуя), XVI - нач. XVII в.

Тонированный кавказский орех, кап и комельные срезы ореха, золоченая бронза, резьба 165,5x86,5x43 см БСИИЛЗв, инв. № 18-1203

Илл. 17. Кабинет «стипо а бамбоччи», Сев. Италия, XVII век, орех. Меншиковский дворец, Санкт- Петербург Илл. 18. Кабинетец «стипо а бамбоччи», Сев. Италия, XVII век, орех. Меншиковский дворец, Санкт- Петербург Илл. 19. Комод, XVII век, Сев. Италия, черное эбеновое дерево. Меншиковский дворец, Санкт- Петербург

ВЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

Илл. 20. Поставец

Северная Европа (Нидерланды ?)основные фрагменты XVII в.

Дуб, эбеновое дерево, резьба, 165,5x80x40 см БСИИАЗС, инв. № 17-2724

Илл. 21. Поставец на ножках, XVII век, Варварины покои, Меншиковский дворец, Санкт- Петербург

широкую фасадную проножку в виде сложного плетеного узора или композиции токарных элементов. Вверху, с обеих сторон от свода, спинка украшалась бронзовыми или латунными точеными элементами - тюрлюпе. Характерным элементом были большие, до 3-4 см, латунные гвозди, которыми кожа крепилась к основе. Ножки были токарной работы. Такие кресла или стулья, удачно сочетающие строгость с пышной эффектностью, с удовольствием приобретались европейскими дворами и аристократией.

Позднее особенности их декора и пропорций получили интерпретацию в мебели Франции, Англии, Нидерландов. Элементы тисненого орнамента воспроизводились здесь в деревянной резьбе, подлокотники, ножки и конструкция спинки обогатились витыми элементами. В таком виде мебель для сидения влилась в стиль Генриха II во Франции, стиль Тюдоров в Англии, а мебель из Голландии в этом стиле в Рос-

Илл. 22. Два стула Германия (долина Рейна), XVII в.

Орех, резьба 91,5x42x36,5 см БСИИ АЗС, инв. № 11-3359

Илл. 23. Стул с резной спинкой, XVII век, орех, резьба. Портретная, Меншиковский дворец, Санкт-Петербург

сии называлась «в голландском вкусе». Все эти направления имели один исток: испано-португальские кресла. В Большом собрании изящных искусств имеется целый набор португальских кресел XVII века из шести предметов, по времени изготовления и художественному качеству они соответствуют наиболее характерным образцам испано-поругальских кресел и аналогичны таким же образцам из Меншиковского дворца. Всем своим видом они соответствовали духу раннего барокко и вполне удовлетворяли вкусам правителя рождающегося нового европейского государства - России.

Много в Меншиковском дворце и голландской мебели. Стилистически близки друг другу поставец работы нидерландских мастеров (инв.№.17-2724 (илл. 20)) и поставец из Варва-риного покоя Меншиковского дворца (илл. 26).

Оба они сохранили типичные рамы-основания с крупными балясинами-ножками и широкой, черного дерева, царгой. Предмет БСИИ имеет еще и сохранившуюся x-образную проножку. В композиции верхних частей обоих поставцов входит сравнительно невысокая резьба растительного орнамента. Так же, как внизу, декоративное убранство предметов построено на сочетании коричневой древесины ореха с черным деревом.

Широко за пределами Германии получил распространение стул с резной спинкой, в композиции которой часто присутствует прорезное сердце. У этих стульев прямоугольное сидение и четыре соединенных с ним ножки. Появились они еще в конце XV-нач.XVI вв. и стали характерным атрибутом крестьянского дома, откуда и происходит их название «крестьянские» стулья (rustikalen Stuhl). Позднее они стали атрибутом многих интерьеров XVII-нач. XVIII вв. такие стулья украшают и Менши-ковский дворец (илл. 22), и Большое собрание изящных искусств (илл. 23).

Несколько стилистически близких к предметам БСИИ нас встречают в Летнем дворце Петра. Здесь представлены два шкафа немецких мастеров конца XVII века. Один из них работы гамбургских мастеров, купленный по заказу Пе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

тра I (илл. 24). Его карниз украшает горельефная сцена: «Адам и Ева в Райском саду». Всем своим обликом он соответствует пышным барочным формам, получившим неожиданную бюргерскую интерпретацию. Не менее выразителен шкаф БСИИ (инв. №17-3622 (илл. 25), сделанный также в Германии, но мастерами города Аугсбурга. Его декор даже более пластичен, чем у шкафа Летнего дворца. Если в последнем он представляет собой наложенный рельеф, то аугсбургский шкаф украшает объемная скульптура, включающая в себя грубоватые,| но очень вырази Илл. 24. Гамбургский шкаф, конецXVII - начало XVIII века;Орех, эбеновое дерево, резьба. Секретарская, тельные фигуры мальчиков- держателей Летний дворец Петра I, Санкт- Петербург

гербов, а также многочисленные гермы,

Илл. 25. Германия (долина Рейна), XVII в.

растительные орнаменты, представляю-

г г ' г Орех, тонированная груша, эбеновое дерево, резьба, тонировка, 216x186x 75 см

щие собой одновременно и антропомор- БСИИ АЗС, инв. № 17-2694

фные изображения. Как в работе гамбургских мастеров, черные накладки в виде капителей и пилястр придают предмету барочную пышность и выразительность, витые «соломоновы» колонны шкафа из собрания АБС превращают предмет мебели в нарядную архитектурную композицию.

В этом же дворце мы встречаем уже известные нам португальские стулья и кресла (шесть стульев и одно кресло в гостиной Екатерины, илл. 26), а также итальянский сундук-кассоне в приёмной царицы.

Мебель Западной Европы ХУП-начала XVIII века является сравнительно небольшой частью собрания АБС. Она насчитывает, как уже было сказано, 76 единиц хранения, однако художе-

ственно-исторический уровень убеждает в ее значимости. Предметы из Большого собрания изящных искусств вполне могли бы дополнить экспозицию, восстанавливающую любой российский дворцовый интерьер начала XVIII века, где присутствует зарубежная мебель. Это уникальное собрание

способно показать все многооб- Илл.26 Португальскиестулья, конецXVII-

начало XVIII века. Гостиная Екатерины,

разие ф°рм и декора искусства ма- летний дворец Петра I, Санкт- Петербург

стеров мебельного дела Европы, их

красоту и общекультурную значимость.

Ссылки:

1. Средник (фр. barrette, англ. Splat) - плоская вертикальная планка в центре спинки стула. Обычно имеет фигурную форму; может быть цельной или ажурной, со сквозными отверстиями.

Список использованной литературы:

1. Бартенев И.А. Русский интерьер XVIII- XIX веков/ И.А. Батенев, В.Н. Батажкова. - М.: Сварог и К, 2000. - 128 с.

2. Бенуа А.Н. Царское село в царствование Елизаветы Петровны/ А.Н. Бенуа . - СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. -262 с.: ил.

3. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XV XIX веков: учеб.-метод. пособие / Акад. Художеств СССР, Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. - JI.: Б. и., 1988. — 58 с.

4. Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. 1-6. Т. 3 : Архитектура. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке / И.Э. Грабарь ; в обраб. отд. частей изд. приняли участие: А. Бенуа, И.Я. Билионн, A.M. Васнецов и др. - М.: Кнебель, 1912. - 584 с.: ил.

5. Кес Д. Стили мебели. - Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1979. - 272 с.

6. Judith Miller. Le mobilier ancien et contemporain. - Editions Grund, 2006. - 562 p.

7. Nicole de Reynies. Mobilier domestique: vocabulaire, typologique. vol. 1,2. - Paris: Editions Inventaire general, 1992. - 1226 p.

8. Pierre Kjellberg. Le Mobilier Francais Et Europeen du Moyen Age a nos jours. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2011. - Р. 576 p.

9. Pierre Levallois Le XVIIème siècle français. - 1958. - Р. 230.

уЯЯЕ? вестник исждународного института антиквариата _

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.