Научная статья на тему 'Своеобразие стилистики искусства Франции XVII века на примере коллекций БСИИ asg'

Своеобразие стилистики искусства Франции XVII века на примере коллекций БСИИ asg Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
963
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШОЕ СОБРАНИЕ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG / РЕНЕССАНС / БАРОККО / КЛАССИЦИЗМ / БОЛЬШОЙ СТИЛЬ / ГЕНРИХ IV / ЛЮДОВИК XIII / ЛЮДОВИК XIV / КАБИНЕТ / ИНТЕРЬЕР / КОРОЛЕВСКАЯ ASG / МЕБЕЛЬНАЯ МАНУФАКТУРА / КРЕСЛО / КАНАПЕ / РИШЕЛЬЕ / АЗАРИНИ / ЛЕБРЕН / ЖАН АССЕ / Grande collection des Beaux-Arts de l’ASG / Renaissance / baroque / classicisme / Grand style / Henri IV / Louis XIII / Louis XIV / cabinet / canapé / Richelieu / Mazarin / Le Brun / Jean Maсcé

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яо Михаил, Нургаязова Алсу

Данная статья является рецензионным материалом книги Пьера Леваллуа «Искусство Франции XVII века», изданной во Франции в 1958 году, но не утратившей и ныне своего значениядлявсехжелающихуглубленнопознакомитьсясразличнымивидамиискусств Франции XVII века. Книга отличается систематичностью, лаконичностью и хорошо подобранными иллюстрациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cet article a été consacré au livre de Pierre Levallois « Le XVIIème siècle français ». ce livre représente l’aperçu de la peinture et de l’œuvre des arts appliqués du XVIIème siècle. Il a le caractère systématique, laconique et il est muni de bonnes illustrations.

Текст научной работы на тему «Своеобразие стилистики искусства Франции XVII века на примере коллекций БСИИ asg»

библиотека миа asg

№4 (04) 2013

Своеобразие стилистики искусства Франции XVII века на примере коллекций БСИИ ASG

Михаил Яо, директор МИА ASG, к.с.н.

Нургаязова Алсу, переводчик-искусствовед

Pierre Levallois « LE XVII SIÈCLE FRANÇAIS » (Hachette, 1958, 231 р.)

АННОТАЦИЯ: данная статья является рецензионным материалом книги Пьера Леваллуа «Искусство Франции XVII века», изданной во Франции в 1958 году, но не утратившей и ныне своего значения для всех желающих углубленно познакомиться с различными видами искусств Франции XVII века. Книга отличается систематичностью, лаконичностью и хорошо подобранными иллюстрациями.

КЛюЧЕВыЕ СЛОВА: Большое собрание изящных искусств ASG, Ренессанс, барокко, классицизм, Большой стиль, Генрих IV, Людовик XIII, Людовик XIV, кабинет, интерьер, Королевская мебельная мануфактура, кресло, канапе, Ришелье, Мазарини, Лебрен, Жан Массе.

ANNOTATION : cet article a été consacré au livre de Pierre Levallois « Le XVIIème siècle français ». ce livre représente l'aperçu de la peinture et de l'œuvre des arts appliqués du XVIIème siècle. Il a le caractère systématique, laconique et il est muni de bonnes illustrations.

Mots cLES : Grande collection des Beaux-Arts de l'ASG, Renaissance, baroque, classicisme, Grand style, Henri IV, Louis XIII, Louis XIV, cabinet, canapé, Wchelieu, Mazarin, Le brun, Jean Ma^é.

LE

xvir

SIECLE FRANÇAIS

С самого начала столетия в культурном развитии не только Франции, но и Европы, проявляются тенденции, ставшие характерными для XVII века в целом. Период рассматривается как переходный между эпохой Ренессанса и Новым временем, когда во Франции осознается необходимость единства как национального, политического, религиозного, так и художественного. ренессанс поставил под сомнение всю шкалу ценностей, существовавшую ранее, выдвинув понятие «человека» как главного компонента природы. Уже с приходом к власти династии Валуа из придворного искусства исчезают изысканность, условность и утонченность времени Пламенеющей готики. Генрих IV Бурбон, придя к власти, продолжает тенденцию прагматизма и стремится, прежде всего, к улучшению повседневной жизни и наращиванию богатства королевства. Именно в этот период на смену французскому ренессансу, часто оглядывающемуся на эстетические принципы прежнего времени, приходит новое понимание задач искусства, которое позднее приведет культуру Франции к специфическому соединению барокко и классицизма. Именно в это время в культуру Франции приходят многие мастера-иностранцы, а сами художники Франции получают образование за границей, в частности в Италии. но все они - и иностранцы, и французы -

работали во славу Франции и французского декора (так у автора). Именно Генрих IV начинает вести политику поддержки мастеров посредством систематических заказов. Это было продолжено при Людовике XIII, благодаря активной деятельности кардиналов Ришелье, Мазарини и самого Людовика XIV. Именно он - «Король-солнце» - учредил мануфактуры, целью которых было объединить все направления для создания национального французского искусства.

В России традиционно сложилось представление об искусстве Франции как об искусстве двух стилей: барокко и классицизма. Роль реализма при всем значении последнего сводилась к «молчаливому» стилю, то есть присутствующему и развивающемуся, но не ощущаемому современниками как отдельное направление. Во Франции же его роль осмыслена значительно выше. Так, искусствовед Пьер Леваллуа в книге «Искусство Франции XVII века» позиционирует этот стиль как равноправный с барокко [1, с.7].

Барокко уделяло наибольшее внимание внешней отделке, деталям. Эта игра с формой идет на поводу не разума, а порывов души и сердца. Это время проснувшегося интереса ко всему необычному, время возникновения страсти к коллекционированию. Появляется понятие «кабинет коллекционера» (интересно, что именно в это время становится популярным оригинальное французское слово, имевшее значение «коллекционер» -«curieux» [кюрье], что в переводе с французско-

чшшр вестник мэедунарояюго инстуггута антиквариата

4Чир искусств

№4 (04) 2013

библиотека миа абв

го означает «любопытный», отсюда в русском языке и слово «курьезный»).

Реализм, второе основное направление, по мнению П. Леваллуа, пришел во Францию из Фландрии и выделил как эстетическую ценность формы и образы, находимые в действительности.

Эти два художественных направления были связаны с новыми социальными и духовными ценностями: провинциализмом и религиозным возрождением. Иными словами, автор открывает возрастающую роль культурной среды провинции, а также активизацию клерикально-философских направлений в духовной жизни страны. Вклад провинции в культуру страны был практически незамечаем ранее, и это несмотря на то, что она, провинция, оказала огромное воздействие на развитие живописи и декоративно-прикладного искусства страны в целом. Как ни странно, ярый сторонник централизации и, казалось бы, подчинения всего, что есть в государстве, двору, Людовик XIV всячески поддерживал провинциализм, оказывал содействие в развитии не только его промышленности, но и культуры. Именно в более простых формах искусства провинции, в его созерцательном звучании проявилась такая характерная черта французского искусства, как утверждение позитивного начала, что будет так свойственно всей культуре Франции в целом.

религиозное возрождение в культуре Франции оформилось из мощного движения Контрреформации. В духовной жизни страны происходит столкновение двух идеологий: протестантов-гугенотов и католиков-контрреформаторов. В идеологии последних определились два направления: янсенизм, провозглашающий строгую набожность, и квиетизм с его мистико-созерцательным подходом к действительности. Это последнее направление особенно повлияло на искусство.

Первая половина XVII века является основополагающей для формирования классицизма эпохи Людовика XIV. Это направление, в отличие от барокко, предпочитает такие характерные детали, как прямые линии, четкое выделение несущих и несомых элементов, широкое использование античной тематики. Декоративные элементы лепнины, растительные завитки, орнаментальные мотивы, взятые из искусства Греции и Рима, активно используются, но несут лишь дополнительную функцию. Красота же сама определяется четкими пропорциональными соотношениями, тектонич-ной формой. Классицизму Франции XVII века свойственен своеобразный патриотизм, проявившийся в декоративно-прикладном искусстве, в использовании отечественной древесины и тканей, изготовленных на французских мануфактурах.

От строгого декора времен Генриха IV и Людовика XIII в середине века происходит переход к

декору роскошному, характерному для правления великого короля. Знак величия Короля-солнца находит свое отражение буквально во всем: «от комода до простой ложки» [1, с.8].

На фоне славы Людовика XIV XVII век предстает полным противоречий и новаций. Сложность развития Франции, трудности, вызванные как внутренними, так и внешними причинами, определили характерные сложности в изучении культуры страны. Особо малоизученными являются провинциальные школы, для которых свойственна неточная датировка произведений. Трудность усугубляет и анонимность предметов искусства, отсутствие подписей на живописных полотнах и клейм на предметах прикладного искусства. Обязательность постановки клейма на предметах мебели будет введена лишь в 1743 г. Все это обусловило путаницу и проблематичность атрибуции провинциального искусства. Именно ввиду этого необходимо создать панораму всех видов изобразительного и прикладного искусств XVII века и показать зарождение внутри них новых эстетических взглядов, а также характерных элементов декора и формы.

ЖИВОПИСЬ

Интересна лаконичная характеристика идейной сущности живописи XVII века: «Живопись этого периода можно охарактеризовать как диалог реализма и интеллектуализма» [1, с.11], питаемые следующими воздействиями и влияниями:

1. Итальянские влияния определяются двумя явлениями - творчеством братьев Каррач-чи с их классическим подходом и Караваджо с его возвратом к природе и реальности. Взаимодопол-няя, они просуществуют на протяжении всего столетия в активном диалоге барокко и классицизма, идеализма и натурализма.

2. Фламандское воздействие проявилось, прежде всего, в интересе к природе, в поиске натуральных форм и материализованном «итальянском» рисунке.

3. Влияние мистики на живопись почти всегда является отражением религиозных и философских мыслей людей своего времени. Особенно это характерно для XVII века. По словам Н. Пуссена, разумное начало, неотъемлемое качество художника, состоит из «непоколебимых правил, которые способны исправить эмоциональные порывы» [1, с.12]. Время Людовика XIII характеризуется обострением мистики, лежащей в основе многих направлений, эклектически соединенных между собой в сознании человека того времени. Как уже говорилось, в искусстве было сильно воздействие идей Контрреформации. «Отрешенность от мира находит свое отражение в очень богатых и «субтильных» (так у автора) нюансах,

8еспник гкокдународного института антиквариата

шшр искусств

библиотека миа asg

№4 (04) 2013

№ АВТОР РАБОТА В БСИИ ASG

1. С. вуэ «Мученичество Святой Екатерины» Франция, XVII в. Холст, масло, 124x91 см, БСИИASG, инв. № 04-2317

2. ф. де шампень «Портрет неизвестного в облачении римского императора» Фландрия, XVII в. Холст, масло, 97x81 см, БСИИASG, инв. № 02-0480

3. М. ЛЕНЕН «Женский портрет», Франция, XVII в. Холст, масло, 61x52 см Инв. № 01-1050 «Картежники» Франция, XVII в. Холст, масло, 104x122 см, БСИИASG, инв. № 04-1793

4. П.МИНЬЯР «Портрет дамы» Франция, ок. 1690 г. Холст, масло, 69x51 см, БСИИASG, инв. № 01-0835

5. Г.РИГО «Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского» Франция, XVIII в. Холст, масло, 170x121 см, БСИИasg, инв. № 04-2216

6. Ж.НОКРЕ «Портрет неизвестной в образе аллегории Надежды», Франция, XVII в. Холст, масло, овал 194x154 см, инв. № 01-2119 «Женский портрет в образе Дианы» Франция, XVII в. Холст, масло, 91x72 см, БСИИASG, инв. № 01-0106

7. Ф.ВИНЬОН в БСИИ хранится портрет мадемуазели де Буа кисти Франсуа де Труа - придворного живописца, имевшего популярность, не уступающую Филиппу Виньону. Ф. де Труа «Портрет Франсуазы-Марии де Бурбон в образе Юноны». Франция, XVIII в. Холст, масло,146.113 см, БСИИASG, инв. № 01-0789

8. Ж.ТАССЕЛЬ «Христос в Эммаусе» Франция, XVII в. Холст, масло, 101x145 см, БСИИASG, инв. № 04-2261

9. Ж.-Б.МОННУАйЕ «Натюрморт с виноградом» Франция, XVII в. Холст, масло, 79x123 см, БСИИASG, инв. № 04-2120

10. г.дюге «Путники, идущие по дороге» Италия, ХVII в. Холст, масло, 94x136 см, БСИИASG, инв. № 04-2099

11. Н.ПУССЕН « Посещение Девой Марией Елизаветы » Франция, XVII в. Холст, масло, 102x81 см, БСИИASG, инв.. № 04-1331

12. Л. де ла гир «Нарцисс и Эхо» Франция, XVII в. Холст, масло, 100x90,5 см, Б СИИ ASG, инв. № 04-1558

13. Ж-Б.МАРТЕН в собрании БСИИ имеется работа, атрибутированная как картина Пьера-Дени Мартена, племянника Жана-Батиста. Работы обоих мастеров часто путают между собой. Мартен, Пьер-дени младший «Великий Дофин и советники Парижского Парламента у основания статуи Людовика XIV» Франция, XVIII в. Холст, масло, 57x70,5 см, БСИИASG, инв. № 04-3275

14. ш.ЛЕБРЕН «Дева Мария (Madre Pia)» Франция, XVII в. Холст, масло, Овал 40x31,5 см, БСИИASG, инв.. № 041673

15. А.КУАПЕЛЬ «Эсфирь перед Артаксерксом» Франция, ХVII - ХVIIIв. Холст, масло, 38,5x49,5 см, БСИИ ASG, инв.. № 04-3701

свойственных прежнему времени. С приходом янсенизма эти страстные порывы корректируются холодной и разумной доктриной» [1, с.12]. Многие мастера оказались под воздействием её. В частности, Филипп де Шампень даже забросил портретную живопись и полностью обратился к религиозным композициям.

4. Влияние Академии в лице главного идеолога академической школы Лебрена характеризуется в этом контексте как «деспотическое» («despotisme de Le Brun» [1, с.12]). Хотя необходимо признать, что он один из гениев эпохи и «замечательный дирижер единого творческого процесса, развивавшегося при Людовике XIV» [1, с.12].

В области портрета, по мнению Пьера Ле-валлуа, можно выделить два содержательных направления этого жанра: созерцательно-психологическое, представителями которого являются Филипп де Шампень и Матье Ленен, и галантно-манерное, получившее воплощение в творчестве Ш. Бобрена и Ж. Нокре. Четко выделяется во французской живописи пейзажный жанр, создателем которого является Клод Желе (Клод Лорен). Складывается батальная живопись, проявившаяся в полотнах Жака Куртуа, прозванного Бургиньоном.

Изданию П. Леваллуа свойственны ярко выраженная структурность, сравнительный анализ, позволяющий назвать характерных авторов и их произведения, а также выявить самые типичные, отражающие стилистику времени, предметы ДПИ. В книге упоминается сорок самых примечательных, по мнению автора, имен, а также работы, происходящие из их мастерских. Пятнадцать из них, т.е. более одной трети, представлены в Большом собрании изящных искусств ASG, что свидетельствует о значимости собрания. Мы перечисляем имена этих авторов в соответствии с упоминанием в книге Пьера Леваллуа, а также называем работы из нашего Собрания в таблице.

С. ВУЭ

«Венера и Адонис» (« Vénus et Adonis »)

-f- ' t

У "

s - ¿>7*

4Ju.

С. ВУэ

хМученичество Святой Екатерины» Франция, XVII в. Холст, масло, 124x91 см БСИИASG, инв. № 04-2317

Г.ДЮГЕ

«Итальянский пейзаж» (« Paysage italien »)

Г.ДЮГЕ

«Путники, идущие по дороге» Италия, XVII в. Холст, масло, 94x136 см БСИИASG, инв. № 04-2099

чшшр вестник мэедунарояюго инстугтута антиквариата

Í4up искусств

№4 (04) 2013

библиотека миа asg

мебель

Короткое перемирие во внутриполитической борьбе, установившееся во Франции в начале XVII века, показало несоответствие экономической ситуации культурным потребностям страны, неспособность отечественного ремесла удовлетворить запросы не только двора, но и дворянства, а порой и городского населения. Дефицит мебели и прочих предметов быта был столь силен, что вызвал весьма объемный импорт из-за границы. Такая ситуация была характерна и для других стран Европы, в частности, позднее для России времени Петра I, где также возрастающие потребности станут перекрываться ввозом товаров из других стран. В результате этого во Франции мебель точно соответствовала этимологии этого слова («meuble » - от латинского «mobilis » - подвижный), т.е. была мобильной, переносимой с одного места на другое. Хозяева, будь то провинциал-дворянин, аристократ или даже король, были вынуждены перевозить мебель из одного жилища в другое. Закупалась же она часто в Италии, Германии и Нидерландах, откуда привозили шкафы и мебель для сидения. Кабинеты и кожаную мебель везли из Испании, оттуда происходила также золотая парча и изысканная валенсианская керамика. Из Италии шли еще венецианские зеркала и бархат, майолика Фаэнцы и Кастель-Дуранте и многое другое. О неразвитости интерьера в это время говорит тот факт, что ни одна комната во французском жилище, кроме спальни, не имела определенного назначения. Комнаты заполнялись предметами мебели, которые приносили по необходимости. Многие из них по традиции, ведущей свое начало еще из готической поры, были раскладывающимися и специально приспособленными для транспортировки. Столы еще во второй половине XVII века, а в провинции и гораздо позже, устанавливались на козлы, стулья были складными или, на манер итальянских sgabello, разборными. В быту активно использовали архаичный сундук. В XVII веке огромное значение придавалось обивке мебели. Для нее использовали шелк, бархат, пришедшую с востока и из Андалусии камку. Популярной была также тисненая и окрашенная кожа.

Генрих IV - монарх начала XVII века - почувствовал две насущные потребности Франции: «Порядок» и «Экономическая независимость». И то, и другое оказало влияние на «искусство жить» [1, с.35]. Им издаются «Эдикты по строительству». Дворянство с воодушевлением строит и реконструирует замки, в частности, одним из них был замок Ле-вевилль (Эр-и-Луар). От этих цитаделей дворянства теперь требуется, чтобы они утратили свое фортификационное значение и стали бы более комфортабельными. При Генрихе IV и его преемниках открываются мануфактуры по производству дорогих тканей и кож, ковров, керамики, стекла и т.д. Такое понятие как комфорт приобретает значимость и в сознании общества соединяется с понятием «роскошь». Эстетическому придают гораздо большее значение двор и аристократия. Король или его министры рачительно занимаются экономикой страны. Приглашаются, как уже было сказано, зарубежные мастера. Ведется эф-

фективная политика долгосрочных заказов, оказывается поддержка многим гильдиям и цехам. Характерно, что к процессу становления ремесел и индустрии широко привлекаются художники, которых мы сейчас назвали бы «дизайнерами». Развивается искус -ство интерьера, эстетического осмысления предметов быта: мебели, одежды, керамики, текстиля и пр.

При Людовике XIII продолжается эволюционный процесс формирования нового стиля, популяризировавшегося во многом гравюрами Абрахама Босса. Мебель начинает приобретать большую яркость благодаря тканям и все возрастающей роли декоративной пластики и даже скульптуры.

Первой резиденцией, оформленной в едином стиле, является резиденция кардинала Ришелье. Ему же приписывается изобретение столешницы из мрамора, ставшей чрезвычайно характерной для французской мебели позднее. Еще один характерный атрибут мебели XVII-XVIII веков - мебель из черного дерева. Её проводницей в искусство мебельщиков Франции была Мария Медичи, которая вместе с Жаном Массе «... привила вкус к голландской эбеновой мебели, которая просуществует долго со всевозможными изменениями» [1, с.36]. О причинах распространения черного дерева во Франции существует и другое мнение. Источником эбенового дерева во Франции была не только и не столько Голландия, сколько страны Пиренейского полуострова - Испания и, особенно, Португалия. Мода на черное дерево станет характерной для Европы, начиная с XVII века. Об увлечении этим деревом говорит тот факт, что многие мастера окрашивали в черный цвет местную древесину, выдавая ее за эбеновое дерево. Это было, в частности, характерно для мебельщиков Генуи, где производили кабинеты, украшенные многочисленными фигурками. Они назывались «stipo a bambocci» (кабинет с фигурками). Вместо черного дерева они использовали кавказский орех с последующей тонировкой в черный цвет. Культ черного дерева определил даже тот факт, что мебельщики стали называться «menuisier en ébène» («мастер, работающий с эбеновым деревом»), а также «faiseur des cabinets» (««делатель» кабинетов» ). И только позднее эти неуклюжие термины были заменены словом «эбенист» (« ébeniste »).

В конце XVII века ускорился темп развития отдельных форм мебели. Появляются различные виды кресел, «бюро на восьми ножках», увеличивается производство зеркал в богатом обрамлении, картины одеваются в пышные, объемные рамы, получают развитие осветительные приборы и т.д. В искусство мебели все больше входит глубокая, объемная резьба. Формы приобретают закругленные, сложные очертания, ножки причудливо изгибаются в s-образном силуэте. При Людовике XIV начинают использовать срезы черепахового панциря, еще более популярными становятся перламутр, слоновая кость. Стремление к роскоши определило использование драгоценных металлов, серебра и даже золота, из которого делаются характерные гвоздики, скрепляющие черепаху с основой (техника пике). В это же время начинает широко использоваться техника маркетри, когда основа покры-

Стул с проножкой «баранья косточка», с округлым сводом спинки, Частная коллекция, стр. 44, рис.5.

Инв. № 11-3583 Пара стульев с проножкой «баранья косточка», с округлым сводом спинки

ЧВЯР вестник \еждунАРОднОГО института антиквариата

ÎMLUp ИСКУССТВ

библиотека миа asg

№4 (04) 2013

Кресло орехового дерева с обивкой в технике вышивки «венгерский стежок», Шато де Тальси Франция, XVII век, стр.49

Инв. № 11-2112

два кресла орехового дерева с обивкой в технике вышивки «венгерский стежок», Франция, XVII век

«Бюро Мазарини». Начало правления Людовика XIV, на 8 ножках с набором цветного дерева, собрание М. Андре Легран, стр. 60, рис.3

вается художественным набором из шпона различных оттенков экзотических пород древесины. Особенно яркое, едва ли не шокирующее впечатление производила золоченая мебель, покрытая специальной основой - левкасом, она золотилась сверху сусальным золотом и производила впечатление предметов, сделанных полностью из этого металла.

Если Ришелье первым подошел к оформлению интерьера как к комплексной задаче, то Мазарини и Н.Фуке впервые стали рассматривать предметы искусства как материальную ценность, надежное вложение денег, средство для накопления богатства [1, с.36]. Причем значимость предмета определялась ими не столько дороговизной материала, из которого он сделан, сколько его мастерством и художественностью. С определенной долей условности можно назвать Людовика XIV первым монархом Европы, осознавшим значимость искусства в целом. Специальным указом он наделяет Лебрена полномочиями осуществлять контроль над художественным качеством всех элементов декора. Его усилиями создается «Большой стиль» Людовика XIV, с его поражающей воображение адаптацией декоров Ренессанса к пышности своего времени. Открытия и нововведения, сделанные при дворе, особенно в Версале, осваивались затем аристократией, провинциальными владельцами замков, городским нобилитетом, а после и всей Европой. В XVII столетии происходит резкое изменение самого принципа понимания художественного образа в мебели. Если раньше декоративность определялась пластическими возможностями древесины каркаса и пышностью тканей, дополняющих его, то теперь мебель мыслится как монументальное сооружение, где репрезентативная составляющая преобладает над функциональной. Характерно, что в это время становятся популярными токарные элементы. Их использование было типично для Испании и Португалии, и оттуда пришла мода на балясиновидные ножки, ручки в виде наборов бусин, стойки перил, напоминающие кегли. Для нижней обвязки предметов для сидения характерны перекладины, связанные между собой по диагонали с образо-

ванием Х-образного элемента. Стиль этого времени причудливо сочетает сложные выгнутые формы с еще бытующими прямыми элементами. Изгибающиеся подлокотники кресел часто соединены с прямой высокой спинкой, лишь слегка откинутой назад. Активно входят в декор мебели самые различные инкрустации с использованием не только черепахи, перламутра и слоновой кости, но и поделочных или даже полудрагоценных камней. Также широко используются и росписи. В целом, историю мебели XVII века можно разделить на четыре хронологически следующих друг за другом периода:

- первый - с начала века до 40-х гг. - условно можно назвать пост-ренессансным, время правления Генриха IV и Людовика XIII;

- второй - переходный, с 1643 г. (даты коронации Людовика XIV) по 1670-е гг. (время формирования принципов декора мебели Большого стиля);

- третий - с 1670 по 1690-е гг. - время расцвета стиля, когда организуется Королевская мебельная мануфактура, возглавляемая Лебреном; в интерьеры входят огромные шпалеры, вытканные в мастерских Бове, Обюссона и на мануфактуре Гобеленов, в этих же мастерских изготавливается и материал для обивки мягкой мебели;

- четвертый - с 1690 по 1715 гг. - год смерти Людовика XIV; в этот период складываются предпосылки для отхода от помпезности прошлого в сторону более мягкого, интимного понимания декора; размеры предметов мебели несколько уменьшаются, становятся более рациональными и приспособленными к каждодневному использованию; в декоре преобладают гибкий, волнообразный контур, растительные арабески, фантазийные элементы, навеянные предметами с Дальнего Востока, увлечение ими повлечет за собой изысканное ответвление от общего стиля, получившее название стиль «шинуазри».

Мебель XVII века, имеющаяся в БСИИ, образует стилистическое единство с предметами, воспроизведенными в книге П. Леваллуа, что еще раз подтверждает значимость коллекции.

Литература:

1. Pierre Levallois Le XVIIème siècle français. -Hachette, 1958. -231 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чшшр вестник мэедунароядого инстугтута антиквариата

4Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.