Научная статья на тему 'Искусство художественного текстиля Франции: эволюция стилей - сохранение технологий'

Искусство художественного текстиля Франции: эволюция стилей - сохранение технологий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1910
731
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТКАЧЕСТВО / ТКАНЬ / МАНУФАКТУРА / ОРНАМЕНТАЦИЯ / СТИЛЬ / ARTISTIC WEAVING / TEXTILE / MANUFACTORY / DESIGNS / STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нургаязова Алсу

В статье приводится краткий обзор истории художественного ткачества Франции и современных французских мануфактур, сохранивших технологии изготовления исторических орнаментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article summarizes the history o fFrench artistic weaving art and manufactories where the technologies of historical designing process have been conserved.

Текст научной работы на тему «Искусство художественного текстиля Франции: эволюция стилей - сохранение технологий»

нургаязова Алсу, переводчик-искусствовед

Искусство художественного текстиля Франции: эволюция стилей - сохранение технологий

АННОТАЦИЯ: в статье приводится краткий обзор истории художественного ткачества Франции и современных французских мануфактур, сохранивших технологии изготовления исторических орнаментов.

КЛюЧЕВыЕ СЛОВА: художественное ткачество, ткань, мануфактура, орнаментация, стиль.

SuMMARY ABST^AcT: The article summarizes the history of French artistic weaving art and manufactories where the technologies of historical designing process have been conserved.

Key wORDS: artistic weaving, textile, manufactory, designs, style.

Художественное ткачество - одно из древнейших и самых распространенных ремесел, которое является очень важной составляющей декоративно-прикладного искусства.

С XVII века главенствующую роль в этой области играла Франция, которая заставляла подражать не только другие европейские страны, но также и страны Востока. Текстильная промышленность и торговля нуждались во влиятельных и богатых производителях. Действительно, для закупки первичного материала - шерсти, шелка, золотых и серебряных нитей - они должны были обладать достаточным состоянием. Раньше изготовители сами занимались моделями, гаммой цветов, природой и качеством используемых нитей. Затем они разделили работу между ткачами узорчатых тканей, тростильщиками шелка, вальцовщиками, колористами, наводчиками муара и дессинаторами, которые могли быть известными художниками, как Лебрен, или дессинаторами, специализирующимися на шелке, как Филипп де Лассаль. Столь широкое распространение этого материала способствовало росту спроса, качества и, как следствие, цены.

Возникло ткацкое искусство на Востоке и вскоре было подхвачено европейскими мастерами. В силу наиболее выгодного географического положения для торговли с восточными странами первоначальной ткацкой Меккой Европы стала Италия. Однако очень скоро с итальянскими мастерами начинает конкурировать Франция.

Французское ткачество восходит к эпохе позднего средневековья. Основополагающим событием становится указ Людовика XI от 23 ноября 1466 г., согласно которому в Лионе была основана Королевская шелкоткацкая мануфактура. Через четыре года мануфактуры по изготовлению шелка были переведены в другой город - Тур. В 1536 г. Франциск I удовлетворил просьбу Лиона о привилегиях для шелкового производства, и мастерская по изготовлению тканей была основана Этьеном Тюрке в Барте-леми Нарис. Уже с 1540 г. король наделяет лионские мануфактуры особыми привилегиями в производстве и торговле шелками. Примечательным является тот факт, что оба центра -Тур и Лион - поддерживались государством. Мануфактуры по изготовлению тканей были и

Шелковая камчатная ткань «Guardi», стиль Людовика XV, дамаст «Santigny», стиль XVIII века, БсНН ASG, Бсии ASG, инв. № 14-2799 инв. № 14-2503

^ЛЯР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

в Сент-Уэне, Мюлузе, Туре, Авиньоне, Ниме, Марселе, Версале.

При Людовике XIV начинается новый этап в развитии производства тканей. Он обусловлен законом министра финансов Кольбера от 1667 г., согласно которому мануфактуры и фабрики должны были каждый год выпускать новые узоры. Большинство рисунков было уничтожено самими авторами. Дессинаторы, боявшиеся копирования, предпочитали сжигать свои рисунки. Этот закон стимулировал рост производства тканей. Именно в этот период и зарождается французский стиль. Конечно, нельзя говорить о том, что только экономический стимул явился главной предпосылкой периода расцвета французского ткачества. Этому послужило и огромное число талантливых мастеров и художников.

Как и любое направление декоративно-прикладного искусства, художественное ткачество определялось тем или иным стилем, характерным для определенной эпохи.

XVIII век начинается со «странного» стиля «бизар» (bizarre с фр. «странный»). «Странность» его заключалась в использовании в узорах тканей необычных экзотических форм. В 20-40-е гг. развивается стиль регентства, характеризующийся сочетанием цветочных, растительных мотивов с элементами архитектуры, вазами, корзинами, ракушками, скалами. В начале правления Людовика появляются «кружевные» ткани, где орнамент состоял из крупных растительных форм, тем самым напоминая причудливое кружево, наложенное на цветной фон. В 30-е гг. XVIII века, когда царствовал стиль барокко, в орнаментации тканей появились натуралистичные объемные мотивы. Зачастую этот стиль называли стилем Ревеля. Лионский изобретатель и художник Жан Ревель разработал новую технику point rentré, благодаря которой стала возможной светотеневая моделировка в тканевых композициях.

В середине XVIII века, в пору расцвета стиля рококо, орнаменты тканей снова меняются: вме-

сто крупных форм, характерных для барокко, получают распространение изящные, динамичные узоры по s-образным линиям. Особый эффект возникал при гармоничном сочетании пастельных оттенков фона с яркими красками и золотыми и серебряными нитями основного узора. При Людовике XV с появлением на исторической арене таких женщин, как маркиза де Помпадур, а затем графиня дю Барри, повлекшим за собой доминирование женщины как в общественной жизни, так и в искусстве, особое значение приобретают камерные виды архитектуры и художественного ремесла. Поэтому в это время используют ткани с узорами из цветов, лент, птиц, перьев и изображений драгоценного меха. Развитие торговли со странами Дальнего Востока, Индией, Америкой дало основание зарождению нового, экзотического стиля «шинуазри». Однако уже в 1760-е гг. в искусстве возникают первые проявления классицизма - греческие стилизации «à la grecque».

Одной из уникальных и характерных особенностей Франции является умение на протяжении столетий сохранять традиции, использовать из новых веяний только то, что способствует укреплению национального своеобразия. Вышеназванные стили не утеряны и сегодня, так как во Франции существуют мануфактуры, которые, внедряя современные технологии, продолжают славные традиции ткачества. К числу самых известных относятся те, что мы охарактеризуем наиболее подробно.

CHARLES BURGER

Эта мануфактура была основана австрийцем Карлом Бюргером, начавшим торговлю тканями в Париже в 1860 г. Карл Бюргер был одним из поставщиков французских тканей и ковров австрийского королевского двора и царской семьи Романовых. С 1900 г. Бюргер-младший возглавил компанию и сосредоточился на торговле с Россией. Он начинает поставлять изделия Фаберже, ткани для интерьеров петербургских дворцов.

Хлопок набивной «Fragonard», стиль Людовика XVI, Хлопок набивной «Lavallière», стиль XVIII-ого века, Хлопок набивной «Les Amours», стиль БСИИASG, инв. № 14-2665 БСИИ ASG, инв. № 14-2668 Наполеона III, БСИИASG, инв. № 14-2667

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

С 1910 г. Делеаж, знаменитый антиквар, друг Бюргера, становится его партнером. В период Первой мировой войны Делеаж знакомится с полковником Бруншвигом, который вскоре создаст компанию Brunschwig, поставлявшую ткани Burger в Северную Америку. До сегодняшнего дня существует магазин с одноименным названием, где можно купить ткани этой компании по образцу.

После Второй мировой войны Делеаж становится единственным руководителем компании. В тот тяжёлый период прадед нынешнего руководителя компании Burger оказывает ему финансовую поддержку.

С 1960 г. компания переходит к его внуку, но уже с 1965 г. она оказывается в руках Франсиса Поршера. Именно он принимает решение со-

средоточить всё внимание на ткацком производстве по историческим образцам XVIII-XIX вв. Очень скоро компания Burger выходит как на европейский, так и на североамериканский рынок. С 80-х гг. компанию возглавляет Мари-Ноэль Поршер, а с 1993 - Марк Поршер.

на сегодняшний день компания Бюргер известна производством тканей «жуи». Ткань жуи представляет собой вид хлопчатобумажной ткани с набивным одноцветным рисунком с изображением пасторальных сцен на белом или кремовом фоне. ткань изготовляется на станках с оригинальными барабанами XVIII-XIX веков, благодаря которым становится возможным создание аутентичных тому времени рисунков. Производством этих тканей в конце XVIII-нача-ле XIX вв. славилась мануфактура Оберкампфа, история которой заслуживает отдельного рассмотрения.

Большое собрание изящных искусств ASG располагает уникальной коллекцией текстиля, в частности тканей, выполненных мануфактурой Карла Бюргера в различных стилях. Есть несколько образцов шелковой камчатной ткани в стиле Людовика XV. Камка представляет собой шелковую цветную ткань с узорами. Эта ткань получила свое распространение в период рококо и использовалась как для изготовления одежды, так и для оформления интерьера.

В стиле рококо выполнены и образцы да-мастовой ткани. Дамаст (араб. - декора-

тивная шелковая ткань, одно- или двухлицевая с рисунком (чаще цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей на матовом фоне полотняного переплетения. Изначально эта ткань использовалась для пошива одежды, но впоследствии преимущественно для оформления интерьера.

Набивной хлопок в Большом собрании изящных искусств ASG представлен различными стилями XVIII-XIX вв. от классицизма до эклектики, благодаря чему можно проследить эволюцию орнаментальных мотивов: от Людовика XVI, в духе тканей жуи, до стиля времен правления Наполеона III.

EDMOND PETIT

Основателем этой марки является Дезире Пети, который в 1850 г. открыл в Париже мануфактуру по продаже обивочных тканей, но официально она была зарегистрирована только в 1872 г.

Спустя 20 лет компанией Edmond Petit было выкуплено здание на улице Майл, где она располагается по сей день. Со временем традиционный ассортимент обивочных тканей дополняется тканями для сценических нужд и оформления театральных интерьеров. Благодаря изделиям фабрики Edmond Petit в Париже были декорированы Отель Clinton, Театр Одеон, Театр Де Пюи, бутик Pucci. Стиль компании, бережно сохраняющий традиционный декор, на сегодняшний день является одной из лучших марок интерьер-ного текстиля.

Образцы этой марки также широко представлены в Большом собрании изящных искусств ASG. Стиль XVI века представлен бро-кателью, более известно второе наименование этой ткани - полупарча. Брокатель - толстая, тяжелая полушелковая ткань с блестящими крупными узорами, предназначенная для драпировок и обивки мебели. Именно изделиями этой мануфактуры представлена большая часть полушерстяных тканей коллекции, выполненных на основе хлопка и льна в самых разнообразных стилях.

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

TASSINARI & CHATEL

Tassinari & Chatel - пример семейного предприятия, являющегося результатом труда и усилий нескольких профессиональных династий: четырёх поколений семьи Pernon, двух поколений семьи Grand, четырёх поколений семей Tassinari & Chatel и двух поколений семьи Lelievre.

Основателем этого предприятия был Луи Пернон, который открыл мануфактуру в 1680 г., в период правления Людовика XIV. Мастерская Пернона расположилась в Лионе в так называемом «Картье Грифон». Кстати, отсюда и берет свое начало грифон, официальная эмблема этой компании, используемая до сих пор.

Эпоха Просвещения характеризовалась не только усилением влияния Франции в Европе, но и увеличением спроса на продукцию французского производства. При Людовике XV, в эпоху Просвещения, когда ввиду усиления влияния Франции на другие европейские страны увеличился спрос на французские товары, представителю четвёртого поколения семьи - Камилю Пернону - удалось использовать прекрасную репутацию компании и расширить производство за пределами Франции.

В конце XVIII в. предприятие выполнило заказ от королевской четы на внутреннее оформление Версальского дворца, дворцов в Компьени и Сен-Клу. Тогда же началось производство одежды из шелка, ставшей популярной в Европе.

При посредничестве Вольтера Камиль Пер-нон был представлен российской императрице Екатерине II. В свою очередь Камиль Пернон рекомендовал царице одного из лучших дессина-торов, Филиппа де ла Салля. Это является подтверждением двух фактов: открытости компании к техническим нововведениям и привлечения к работе лучших мастеров того времени.

Использование технических новшеств подтверждается также тем, что в 1806 г. компания Tassinari & Chatel начала использовать машину

Жаккарда, что повлекло за собой особый расцвет производства камчатных тканей, парчи, полупарчи и других видов шёлка.

Во время Великой французской революции Камилю Пернону пришлось остановить производство и уехать в Геную. Но с наступлением Первой империи в компании начинается новый этап бурного расцвета.

Сам Наполеон, возвращаясь из египетского похода, посетил Лион и в том числе мануфактуры. Уже после коронации Бонапарт принимает решение восстановить дворцы, сильно разорённые во время революции, и поручает эти работы самой известной мануфактуре, а именно мануфактуре Камиля Пернона.

Работы по восстановлению дворцовых комплексов Тюильри, Версаля, Фонтенбло, Маль-мезона, Компьени способствовали росту известности компании. Очень скоро компания становится официальным поставщиком шёлковых тканей ко двору Наполеона I. На протяжении всего XIX столетия, благодаря репутации, заработанной на заказах от властей империи, компания продолжала получать заказы от императорской семьи. Помимо этого заказы поступали и из других стран, где возрастало культурное влияние Франции. В частности, шелковые ткани экспортировались в Турцию, Египет и Индию. Даже уже в новом капиталистическом периоде, когда снизились объемы государственных заказов, компания не утратила своего значения, так как появились новые клиенты из числа банкиров (Лафиты, Ротшильды) и других представителей буржуазии.

Мировая репутация Франции как страны высокой культуры, несомненно, повлияла и на производство компании ТазБтап & СЬа1е1. Благодаря знаменитым художникам появилось новое видение стилистики интерьера, получившее название ар-деко.

В конце двадцатого столетия происходит интенсивное обновление ассортимента выпускае-

Полушерстяная дамастовая ткань «Dunois», БСИИ ASG, инв. № 14-2677

Полушерстяная ткань «Artemis», в стиле Карла X, БСИИASG, инв. № 14-2671

Полупарча «Бургос», стиль XVI века БСИИASG, инв. № 14-2019

вестник ГкеждунАРОДного института антиквариата

шшр искусств

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТКАНИ В ИНТЕРЬЕРЕ

№4 (04) 2013

мых тканей. Создавая ткани по историческим образцам, Tassinari & Chatel закрепила репутацию своих мастеров и художников.

Tassinari & Chatel осуществила огромную работу по восстановлению и реставрации интерьеров замков и исторических памятников как во Франции, так в целом в Европе да и по всему миру.

Компания является держателем каталога из 700 эскизов тканей, которые составляют «коллекцию исторического наследия». В нем отражены все возможные стилистические течения и направления Франции с эпохи Возрождения и до нашего времени. В коллекции можно увидеть все существующие виды шёлковых тканей: камчатую парчу, узорчатый бархат, полупарчу, дрогет, сатин и тафту.

В дополнении ко всему этот бренд получил особое признание Министерства экономики, промышленности и занятости Франции, которое отмечает предприятия, создающие прочную экономическую базу для сохранения национального наследия в форме редких, всемирно известных или династических ремёсел, требующих высочайшего мастерства или специфических навыков.

Ткани этой мануфактуры также закупаются для Большого собрания изящных искусств АБС. Наиболее ранний стиль, стиль Ренессанс, представлен благородным двухцветным дамастом. Бархат, имеющийся в БСИИ АБС на данный момент, полностью представлен изделиями этой мануфактуры. также большой интерес представляет ткань в стиле «бизар» (стиль 1690-1720 гг.),

Двухцветный дамаст, стиль Ренессанс, БСИИ ASG, инв. № 14-2026

Бархат, БСИИASG, инв. № 14-2522

Шелковая камчатая ткань, стиль «бизар» БСИИASG, инв. № 14-2036

До сих пор ТазБшап & СЬа1е1, благодаря высочайшей культуре производства, удается использовать традиционные технологии ткачества. В одном из помещений, которое находится рядом со станцией фуникулёра «Круа Русс», можно увидеть, как соседствуют традиционные ручные и современные ткацкие станки. ткани и в наши дни изготавливаются здесь на станке Жаккарда, который был установлен в 1806 году и усовершенствован. Производительность труда составляет от нескольких сантиметров до нескольких метров в день, которая обусловливается сложностью ткани и количеством ручных операций.

характеризующаяся необычными экзотичными формами в орнаменте.

Значение художественных тканей в реконструкции исторических интерьеров велико. Они используются при обивке мягкой мебели, изготовлении мебельных аксессуаров, драпировок и портьер, наконец, ими отделывают стены. Обычай оклеивать стены обоями ведь не что иное как относительно дешевая имитации ткани. Воссоздание исторических интерьеров, предпринимаемое ИГК АБС, потребует значительного количества художественных тканей различных стилей и видов, так любовно и скрупулезно производимых во Франции.

Список использованной литературы:

1. Fau A. Histoire des tissus en France. - Rennes : Ed. Ouest-France, 2006. - 127 p.

2. Tassinari et Chatel : Tissus D'ameublement - Manufacture De Soieries // http://www.tassinari-chatel.com/(^aTa обращения 13.12.2013)

3. Charles Burger : Toute la collection // http://www.charles-burger.fr/^aTa обращения 13.12.2013)

4. Edmond Petit : Tissus D'ameublement http://www.edmond-petit.fr/^aTa обращения 13.12.2013)

л VUV ВЕСТНИК M Е?*ОДУНАР ОДНОГО HHCTVTTYIA АНТИКВАРИАТА

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.