Научная статья на тему 'Основатели Королевской Академии живописи'

Основатели Королевской Академии живописи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2239
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Королевская Академия живописи / основатель / покровитель / творчество / ученик / манера / Royal Academy of Painting / founder / patron / work / student / style

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

Статья посвящена истории создания Королевской Академии живописи во Франции, а также творчеству ее основателей, чьи произведения хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG: Шарль Лебрен (1619 – 1690), Филипп де Шампень (1602 – 1674), Луи Буллонь (ок. 1609 – 1674), Юстус ван Эгмонт (1601 – 1674), Лоран де ла Гир (1606 – 1656). В статье расстраиваются работы, созданные не только этими выдающимися живописцами, но и картины, написанные их учениками и художниками из их окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDERS OF THE ROYAL ACADEMY OF PAINTING

The article is devoted to the history of the Royal Academy of Painting in France, as well as the creativity of its founders, whose works are stored in the large collection of Fine Arts, the ASG: Charles Le Brun (1619 1690), Philippe de Shampen (1602 1674), Louis Bullaun (approx. 1609 1674), Justus van Egmont (1601 1674), Laurent de la Hire (1606 1656). The article upset created not only these outstanding artists, but also paintings, written by their students and artists from their surroundings.

Текст научной работы на тему «Основатели Королевской Академии живописи»

ОСНОВАТЕЛИ КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

Аннотация: статья посвящена истории создания Королевской Академии живописи во Франции, а также творчеству ее основателей, чьи произведения хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG: Шарль Лебрен (1619 - 1690), Филипп де Шампень (1б02 - 1674), Луи Буллонь (ок. 1609 - 1674), Юстус ван Эгмонт (1601 - 1674), Лоран де ла Гир (1606 - 1656). В статье расстраиваются работы, созданные не только этими выдающимися живописцами, но и картины, написанные их учениками и художниками из их окружения. Ключевые слова: Королевская Академия живописи, основатель, покровитель, творчество, ученик, манера.

Abstract: The article is devoted to the history of the Royal Academy of Painting in France, as well as the creativity of its founders, whose works are stored in the large collection of Fine Arts, the ASG: Charles Le Brun (1619 - 1690), Philippe de Shampen (1602 - 1674), Louis Bullaun (approx. 1609 - 1674), Justus van Egmont (1601 - 1674), Laurent de la Hire (1606 - 1656). The article upset created not only these outstanding artists, but also paintings, written by their students and artists from their surroundings.

Keywords: Royal Academy of Painting, founder, patron, work, student, style.

В западноевропейскую историю искусств XVII столетие вошло и как время становления первых Академий живописи, которые с самого начала своего возникновения функционировали исключительно при покровительстве правителей и меценатов, жертвовавших на их содержание крупные суммы. Каждый европейский суверен стремился продвинуть искусство своей страны и взрастить у себя художников, прославляющих величие родной земли. Первые артели или ассоциации художников возникли в Италии и Франции еще в XIV веке, и прошло несколько столетий, прежде чем они обратили на себя внимание монархов.

Первая Академия живописи была создана в 1600 году в Болонье, а затем и в Милане. У истоков этой Академии, открывшей путь академизму в живописи, стояли братья Карраччи. А вот во Франции Академия живописи и скульптуры, именовавшаяся королевской (фр. Académie royale de peinture et de sculpture), была учреждена спустя почти пятьдесят лет после итальянской - в 1648 году. При этом именно Академия живописи стала первой в череде французских учебных заведений, учрежденных позднее

главой правительства Жаном-Батистом Кольбером (1619 - 1683): Академия надписей и литературы

- 1663 год, Королевская академия наук - 1666 год, Королевская академия музыки - 1669 год и Королевская академия архитектуры

- 1671 год (последняя позднее сольется с Академией живописи).

До появления во Франции Академии живописи художники объединялись в гильдии святого Луки (по имени апостола Луки, который считался покровителем живописцев и по преданию первым изобразил Деву Марию). В каждом европейском городе были такие гильдии, и принимали туда только даровитых мастеров. Членство в гильдии святого Луки обеспечивало мастеров многими привилегиями: доступ к высоким и доходным должностям в обществе, финансовая уверенность, возможность иметь мастерскую и учеников, продажа своих произведений на арт-рын-ке, помощь семьям живописцев и др. Остальные ремесленные художники, не вошедшие в гильдии и соответственно не имевшие этих преимуществ, преследовали и притесняли ее челнов, не давая полноценно работать. В 1648 году во главе парижской гильдии святого

Луки стоял выдающийся мастер Шарль Лебрен (1619 - 1690), который обратился к королеве Анне Австрийской с просьбой о защите от посягательств ремесленников. И в этом же году (20 января) при поддержке первого министра Франции Джулио Мазарини и канцлера Пьера Сегье был издан указ, запрещавший под страхом штрафа в 2000 ливров вмешиваться в художественные занятия общества художников, получившего название Королевской Академии живописи и скульптуры. Вступить в Академию мог любой желающий, если старейшины (фр. anciens) сочтут претендента достойным и достаточно сильным в искусстве живописи. В это же время при Академии было открыто публичное обучение изобразительным искусствам.

Во всех этих положительных сподвижках в художественной жизни Франции нельзя умалить роли Шарля Лебрена и его покровителя Пьера Сегье, при материальной поддержке которого художник получил возможность изучать искусство в Риме (1642 - 1645). Сегье поддерживал Лебрена до 1662 года, когда тот стал придворным живописцем короля Людовика XIV. А в 1660 году Лебрен отблагодарил

№1 (13) 2016

7VF аЕстшкмэадунаррдного шстигла «hihkbwviwa

(Чир искусств

Шарль Лебрен Портрет канцлера Сегье Лувр, Париж

канцлера, создав его превосходный портрет, ныне хранящийся в Лувре.

Фактически Шарля Лебрена можно считать первым главой Королевской Академии живописи, а если еще шире, то и ведущим мастером всей французской школы эпохи Людовика XIV. Лебрен был «всеяден» и работал в историческом, мифологическом, религиозном и портретном жанрах, а также был великолепным гравером и рисовальщиком. Художник родился в Париже и уже в одиннадцать лет поступил учеником в мастерскую к Симону Вуэ (1590 - 1649), а в пятнадцать получил заказ от самого кардинала Ришелье. Вскоре талант Лебрена был замечен Никола Пуссеном (1594 - 1665), под началом которого живописец проработал в Риме четыре года. Вернувшись в Париж, Лебрен исполняет портрет королевы матери Анны Австрийской и приобретает нового влиятельного покровителя - Кольбера, возглавлявшего многочисленные художественные учреждения и фабрики Франции.

Став директором Академии живописи, Лебрен фактически «встал у руля» всей художественной жизни Франции. Под влиянием его стиля, вкуса и мировоззрения сформировалось целое поколение

французских живописцев. Мастер монопольно контролировал практически все придворные заказы, лично расписывал залы Аполлоно-вой галереи Лувра, интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля, стоял во главе Королевской мануфактуры гобеленов и мебели (с 1663 года), а создав серию полотен из истории Александра Македонского, Лебрен получил от короля дворянский титул и пожизненную пенсию.

В Большом собрании изящных искусств ASG нет произведений, написанных лично этим именитым мастером. Однако есть работа, созданная художником из окружения мастера, - «Богоматерь молящаяся», а также картина, написанная в духе Лебрена - «Кающаяся Мария Магдалина».

Никола де Ларжильер Портрет Шарля Лебрена Лувр, Париж

От живописи самого Лебрена в данной работе, изображающей Деву Марию со сложенными в молитве руками, ощущается присутствие благородного колорита и внимание к тщательной проработке складок одежды на синем плаще и ярко-красном одеянии Мадонны.

Кроме того, в собрании ASG хранятся картины учеников Лебре-на - Франсуа Перрье (1590 - 1650, «Амуры), круга Мишеля Корнеля

Шарль Лебрен, круг Богоматерь молящаяся (Madre Pia) Франция, XVII в. Холст, масло, Овал 40*31,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-1673

Пир ыекуеетБ

13) 2016

Старшего (1642 - 1708, «Поцелуй Иуды»), Шарля де Лафосса (1636 -1716, «Христос на кресте»), а также тех, кто стоял у истоков Академии живописи вместе с ним. Среди прочих ярким талантом портретиста выделялся Филипп де Шампень (1602 -1674), полотно круга которого под названием «Портрет неизвестного в облачении римского императора» находится в собрании ASG.

Филипп де Шампень родился в Брюсселе, а с 1621 года работал в Париже. Его учителем был Жак Фукьер. Он так же как, и Лебрен, сотрудничал с Пуссеном, специализировался на религиозной и портретной живописи и, в конце концов, стал придворным мастером Людовика XIII. Более того, Шампень пытался конкурировать с Ле-бреном и довольно успешно, ведь покровителем художника был кардинал Ришелье, высоко ценивший

его изящную, сдержанную и сухую манеру.

На портрете Большого собрания изящных искусств ASG круга Филиппа де Шампеня изображен уже

Филипп де Шампень, круг Портрет неизвестного в облачении римского императора Фландрия, XVII в. Холст, масло, 97*8! см БСИИ ASG, инв. № 02-0480

не молодой мужчина, явно принадлежащий высшему обществу. Свиток в его руках и патрицианское облачение - не только дань портретной моде XVII столетия. Они призваны подчеркнуть знатность происхождения модели и интеллектуальный характер ведомой им деятельности. Портретируемый уже не молод, и художник не скрывает этого, изображая седые поредевшие волосы. Особое внимание уделено изображению ярко-красного плаща, который в сочетании с золотистыми одеждами и капелированной колонной на заднем плане создают ощущение парадности и строгости изображения.

Примечательно, что в собрании ASG хранится работа племянника и ученика Филиппа де Шампеня -Жана-Батиста (1631 - 1681), который стал членом Академии живописи 21 апреля 1663 года благодаря картине «Коронование Геракла за преодоление его пороков и страстей». Жана-Батиста де Шампеня, как и его дядю, часто упоминают в числе выдающихся и наиболее активных деятелей Академии живописи.

Жан-Батист де Шампень Портрет Филиппа де Шампеня Лувр, Париж

Николя де Платтмонтань Портрет Жана-Батиста де Шампеня 1654 г.

Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам

Картина «Перенесение мощей святого Арнульфа» Жана-Батиста де Шампеня из Большого собрания изящных искусств ASG была написана по заказу гильдии пивоваров Гента в 1670 - 1675 годах для зала

заседаний в Монастыре четырех сестер города Гента. В 1794 году, во время Французской революции и захвата французами Фландрии, работа была украдена. Вновь она появляется в Галерее Хейма в Париже только в 1985 году. После смены нескольких владельцев она была приобретена для собрания ASG в 2010 году, став одной из бесспорных доминант.

Несмотря на то что Жан-Батист де Шампень почти всю жизнь прожил во Франции, данная работа стилистически весьма близка фламандской школе, с ее плотной, многофигурной композицией, любовью к диагональным построениям и тематикой, подчеркивающей не столько скорбь происходящего, сколько любовь к простым проявлениям жизни и тягу к удовольствиям.

Святой Арнульф - персонаж раннего Средневековья, епископ города Мец и предок Карла Великого. Канонизированный католической церковью, он является покровителем пивоваров. Однажды летом, во время похорон, все очень хотели пить и оставалась только одна

кружка пива. Арнульф совершил чудо: когда кружку брал в руки каждый жаждущий, она оказывалась полной.

Жан-Батист был сильно привязан к своему дяде, которого воспринимал как отца, ведь после смерти в результате несчастного случая сына Филиппа де Шампеня - Клода раздавленный горем отец обратился с просьбой к брату, чтобы тот прислал к нему одного из своих сыновей на воспитание. В результате Жан-Батист стал одним из самых верных и талантливых учеников своего дяди.

И такие случаи династической преемственности не единичны. Неординарным для XVII века можно считать творчество женщины-художницы Мадлен Буллонь (1648 -1711), отец которой Луи Буллонь (ок. 1609 - 1674) Старший также принимал участие в создании Академии.

Известно, что еще в XVI веке великий Тициан обучал свою любимую дочь Лавинию живописи. Но случаи, чтобы женщина до событий Великой французской революции являлась членом Академии, - еди-

Жан-Батист де Шампень Перенесение мощей святого Арнульфа Франция, 1670 - 1675 гг. Холст, масло, 214x277 см БСИИ ASG, инв. № 04-0820

Пир ыекуеетБ

№1 (13) 2016

Гравюра Луи Сюрюга Портрет Луи Буллоня Частная коллекция

ничны. А Мадлен Буллонь вступила в Академию живописи уже 7 декабря 1669 года.

В Большом собрании изящных искусств ASG нет работ Луи Бул-лоня, но есть картина его дочери Мадлен, изображающая военные трофеи. Известно, что художница была очень религиозна и вела закрытый образ жизни, хотя имела учеников. В основном она работала в натюрмортном жанре, изображая военную атрибутику и музыкальные инструменты, глядя на которые сложно поверить, что написаны они женщиной, настолько тематика и манера их исполнения строга и скупа на эмоции.

Есть в собрании ASG произведения (написанные лично и художниками из окружения) еще двух основателей Королевской Академии живописи, причем оба они создавали картоны для мануфактуры Гобеленов. Один из них - фламандец Юстус ван Эгмонт (1601 - 1674). Творчество этого ученика Питера Пауля Рубенса пришлось на период Золотого века фламандской школы, хотя основной успех пришел к нему во Франции. Здесь художника именовали Жюст д'Эгмон. Первым учителем Эгмонта был Яспер Ван ден Гук (ок. 1585 - после 1648) и только затем Рубенс, которому он после поездки в Италию в 1618 году помогал при создании серии полотен по заказу Марии Медичи. Сотрудничал он и с Симоном Вуэ, создавая картоны для Гобеленов. В 1628 году мастер вступил в гильдию святого Луки и сразу же стал придворным живописцем Людовика XIII и его молодого наследника. После Восьмидесятилетней войны (борьба за независимость от Испанской Империи) Эгмонт участвовал в создании Академии. В этом деле для него идеалом служила Академия святого Луки в Риме. Однако деятельность его во французской Академии была не долгосрочной. Уже в 1649 году он перебирается в Брюссель, где продолжает создавать картоны для шпалер, а с 1660 года работает в Антверпене.

Большое собрание изящных искусств ASG обладает овальным портретом неизвестного, созданным кругом Юстуса ван Эгмонта.

На темном фоне изображен молодой мужчина с усами и в длинном темном парике. Он одет в военные доспехи с белым отложным воротником. На груди мы видим перевязь, которая свидетельствует о том, что перед нами человек, состоящий на государственной службе. Кроме того, слева в верхней части изображен родовой герб портретируемого.

Данное полотно написано художником из окружения Эгмонта, и оно уступает живописи самого мастера по части блеска красок и сочности кисти. И все же работа эта привлекает тем, с каким вниманием живописец передает черты лица своего героя, в которых читаются ум и благородство. Благодаря обстоятельности автора мы с удовольствием разглядываем детали его костюма вплоть до жесткого белоснежного воротника и золотой бахромы на перевязи.

А вот второй мастер - Лоран де ла Гир (1606 - 1656), чьи картины из собрания ASG уже становились объектами наших публикаций. На раннем этапе художник испытал влияние итальянской школы, в особенности Франческо Прима-тиччо (1504 - 1570), хотя сам никогда в Италии не бывал и обучал-

Мадлен Буллонь Военные трофеи Франция, XVII в. Холст, масло 49*147 см БСИИ ASG, инв. № 04-4974

ся искусству у Жоржа Лаллемана (1575 - 1636).

В целом биографические данные о ла Гире довольно скудны. Его картины можно встретить в Лувре, а также в художественных галереях Страсбурга, Руана и Ле-Мана. Есть произведения живописца и в круп -ных российских музеях: в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится картина «Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание» (1638 г.), а в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть «Введение во храм» (1636 г.). В Большом собрании изящных искусств ASG ла Гир представлен двумя полотнами на мифологические сюжеты - одно из них принадлежит кругу мастера - «Жертвоприношение Ифиге-нии», а другое - «Нарцисс и Эхо» -написано самим живописцем.

Безусловно, список основателей Королевской Академии живописи во Франции не исчерпывается теми мастерами, работы которых из Большого собрания изящных искусств ASG мы рассмотрели в статье. Среди ее активных основателей следует упомянуть Себастьяна Бурдона (1616 - 1671), скульптора из Брюсселя Герарда ван Опстала (1594 - 1668), парижского художника, прозванного «французским Рафаэлем», Эсташа Лёсюёра (1616 - 1655), скульптора Жака Саррацина (1592 - 1660) и гравёра Абрахама Босса (1604 -1676). Работ этих мастеров или же их последователей нет в собрании ASG, но, учитывая темпы его пополнения, не исключено, что они в нем появятся и мы еще вернемся к творчеству основателей Академии. Ведь деятельность именно этих художников заложила основы для формирования будущих поколений живописцев не только во Франции, но и по всей Европе, а проект со-

Ссылки:

1. https://гu.wikipedia.

о^^И/Академия_живопи-си_и_скульптуры

зданной ими Академии был взят на вооружение многими странами. По образцу парижской были созданы Академии в Берлине (1699 г.) и в Вене (1704 г.). А в России первая Императорская Академия художеств была основана более чем через сто лет после французской - в 1757 году - по инициативе русского государственного деятеля Ивана Шувалова (1 727 -1797) и архитектора Александра Кокоринова (1726 - 1772). Но примечательно, что обе они прекратят свое существование после революционных событий, повлекших за собой полную смену политического устройства: французская Академия в 1793 году, русская - в 1918 году.

Лоран де ла Гир Нарцисс и Эхо Франция, XVII в. Холст, масло 100x90,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-1558

Юстус ван Эгмонт, круг Портрет мужчины в доспехах Фландрия, XVII в. Холст, масло, Овал 61x50 см

БСИИ ASG, инв. № 02-3532

Пир искусств

13) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.