Алина Булгакова, директор МИА ASG
УЧЕНИКИ И СОПЕРНИКИ ЖАКА ЛУИ ДАВИДА В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG
АННОТАЦИЯ : статья посвящена анализу произведений четырех учеников Жака Луи Давида из Большого собрания изящных искусств ASG. В статье рассматриваются работы соперников мастера - Теодора Жерико и Гийома Гийона-Летьера.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: неоклассицизм, ученик, художественные принципы, живописная идеология, соперник.
SUMMARY ABSTRACT: The article is dedicated to the analysis of works of Jacques-Louis David's four pupils from the Grand Assembly of Fine Arts ASG. Also works of master's rivals -Théodore Géricault and Guillaume Guillon Lethière - reviewed in the article.
KEY WORDS: Neoclassicism, pupil, artistic principles, picturesque ideology, rival.
ДАВИД, ЖАК ЛУИ КЛЯТВА ГОРАЦИЕВ 1784 Г, ЛУВР, ПАРИЖ
В 2014 году исполнилось 230 лет легендарному живописному произведению «Клятва Гора-циев» - картине-манифесту французского неоклассицизма. Впервые выставленное в Париже полотно принесло огромный успех его автору Жаку Луи Давиду (1748 - 1825), ставшему впоследствии идеологом классицистической школы, проповедовавшей отход от рабского подражания натуре академического направления к смелому самовыражению, патетичности образов и совершенности живописных форм.
Можно бесконечно говорить об истории художественных поисков и открытий данного мастера в искусстве, а также перечислять его заслуги и гражданские титулы: выпускник Королевской Академии живописи и скульптуры, член Академии живописи (с 1783 г.), депутат Национального Конвента (1792 г.), член Комитета общественной безопасности, создатель Национального музея в Лувре, горячий сторонник и «первый художник» Наполеона Бонапарта. Сами за себя скажут выдающиеся творения Давида: «Смерть Марата» (1793 г., Королевские музеи изящных искусств, Брюссель), «Портрет мадам Рекамье» (1800 г., Лувр, Париж), «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800 г., Мальмезон, Париж), «Смерть Сократа» (1787 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США) и т.д. Не менее красноречив и список учеников художника, среди которых такие громкие имена, как Антуан Жан Гро (1771 - 1835), Франсуа-Жозеф Навез (1787 - 1869), Жан-Ба-
тист Изабе (1767 - 1855) и Жан Огюст Доминик Энгр (1780 - 1867). Все эти живописцы, хотя и исповедовали общие принципы неоклассицизма и находились под влиянием своего учителя, обладали яркой и легко узнаваемой индивидуальной манерой. Одним из таких талантливых учеников Давида был Франсуа-Анри Мюлар (1769 - 1850)
- парижский мастер, работавший в историческом и портретном жанрах. В 1782 году он получил первый приз на конкурсе живописцев в Риме. С 1808 по 1817 годы экспонировался в Парижском Салоне, а также был инспектором на мануфактуре Гобеленов.
Мюлар в своем творчестве наиболее последовательно воплощал художественные постулаты Давида: гармония, изящный лаконизм и при этом накал чувств, доведенный до предела. Роднит художников и круг избираемых для картин сюжетов
- в основном это сцены с героическим содержанием из античной истории, а также современной им революционной Франции. В Большом собрании изящных искусств ASG находится полотно Мюлара на довольно редкий сюжет из истории Древнего Рима - «Эпонина и Юлий Сабин перед Веспасианом». Работа была написана в 1802 году для участия в конкурсе на Римскую премию и имеет подпись внизу слева: «él de DAVID». Помимо Мюлара в состязании участвовали еще три ученика Давида: Жозеф Дени Одевер, д'Отпуль и Дюпюи. Победителем в тот год стал Энгр с работой «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона». Но работа Мюлара также не осталась без внимания благодаря необычности сюжета и характеру решения многофигурной композиции.
После смерти императора Нерона галлы восстали против Рима. Юлий Сабин, вождь племени лингонов, возглавил войско, но потерпел пора-
жение от секванов - союзников римлян. Многие из побежденных воинов принесли себя в жертву. Сабину удалось добраться до своего загородного дома под Лангром. Его преданный слуга Марциал рассказывал всем, что своими глазами видел, как Сабин поднес к устам чашу яда и поджег дом.
Узнав о трагической гибели мужа, Эпонина не может сдержать скорби. Она рыдает и отказывается от пищи, твердо решая умереть с горя. На самом деле Сабин жив, но его жена об этом не знает. Отравление и пожар были лишь хитрой уловкой, придуманной им для того, чтобы скрыться от преследователей. Он спрятался в пещере, расположенной в его владениях, а его слуга тайком носил ему каждый день пищу. Прослышав о страданиях Эпонины, Сабин поручил Марциалу посвятить ее в тайну. Узнав, что ее муж жив, Эпонина теряет от счастья голову. Дождавшись наступления темноты, она тайком пробирается в пещеру к своему мужу. Девять лет никто не замечает ее уловок. Она родила близнецов, двух мальчиков, которые растут подле своего отца.
Однако в конце концов ее постоянные отлучки были замечены. Как-то утром у выхода из пещеры Эпонину поджидали римские солдаты. Вся семья была арестована, отвезена в Рим и брошена в тюрьму.
Услышав про смелость Эпонины, римский император Веспасиан согласился принять жену заговорщика. Однако, несмотря на все мольбы, ей не удалось добиться помилования для Сабина. Последним ее желанием было не расставаться больше с мужем. Супругов казнили в один день.
На переднем плане Мюлар изобразил коленопреклоненную Эпонину с двумя детьми. Она протягивает руки к сидящему на троне Веспасиану, а император отворачивается от умоляющей его о помиловании женщины. Справа мы видим Юлия Сабина в окружении стражников.
Картина является типичным образцом живописи французского неоклассицизма. Здесь есть и изысканный холодный колорит, и использование пурпура в изображении главных действующих лиц (прием, характерный для Давида), а также четкость контуров, повышенная экспрессия, возвышенность чувств и классическая красота персонажей - все то, что необходимо для «идеального воплощения натуры в живописи», по мнению сторонников данного направления. Интересно, что ритм композиции Мюлар передал с помощью положения рук персонажей. Каждый жесть глубоко индивидуален и несет в себе определенный эмоциональный и смысловой посыл. Эпонина протягивает свою руку к императору, моля о помощи, а другой обнимает ребенка, словно защищая его от страшной участи; руки императора свободно расположены на подлокотниках трона и
МЮЛАР, ФРАНСУА-АНРИ
ЭПОНИНА И ЮЛИЙ САБИН ПЕРЕД ВЕСПАСИАНОМ 1802 г.
Холст, масло. 114x146 см БСИИ А8С, инв. № 04-3432
ДАВИД, ЖАК ЛУИ
ЛИКТОРЫ ПРИНОСЯТ
БРУТУ ТЕЛА ЕГО
СЫНОВЕЙ
1789Г , ЛУВР, ПАРИЖ
ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А
4Ш1р искусств
ЖЕРАР, ФРАНСУА
ПАСКАЛЬ СИМОН
ПОРТРЕТ МАДАМ
РЕКАМЬЕ
1802 Г., МУЗЕЙ
КАРНАВАЛЕ,
ПАРИЖ
МЮЛАР, ФРАНСУА-АНРИ
ГЕНЕРАЛ БОНАПАРТ,
ВРУЧАЮЩИЙ МЕЧ ВОЕНАЧАЛЬНИКА
ГУБЕРНАТОРУ АЛЕКСАНДРИИ
МОХАМЕДУ ЭЛЬ КАРИМУ
1808 г., ХОЛСТ, МАСЛО, 290x221 см,
ВЕРСАЛЬ, ФРАНЦИЯ
вторят его безразличию к участи семьи; рядом с ним его советник, к которому Веспасиан прислушивается краем уха, он поднял вверх указательный палец в знак истинности своих слов; руки же Сабина крепко сжимают одна другую и выражают осознание им страдания семьи и своей беспомощности. Подобная передача эмоционального состояния героев, закодированная в положении рук, была также популярным художественным приемом классицистической живописи.
Немного картин Франсуа-Анри Мюлара дошло до наших дней. Одна из наиболее известных, имеющая общие черты с работой из собрания АБС, хранится ныне в Версале и изображает генерала Бонапарта, вручающего меч военачальника губернатору Александрии Мохамеду Эль Кариму. Роднит произведения не только многофигурность композиций, но и их колористическое решение, характер композиционного построения, а также физиологическая трактовка персонажей, изображенных в интерьере, служащем фоном основному действию.
В том же 1802 году другой прославленный ученик Давида Франсуа Паскаль Симон Жерар (1770 - 1837) написал портрет уже упомянутой нами Жюли Рекамье, более известной как мадам Рекамье - знаменитой красавицы и хозяйки литературного Салона в Париже.
Сам Давид написал её портрет в 1800 году, изобразив Рекамье полулежащей на кушетке, получившей затем названием от имени модели. Благодаря данной картине живописец снискал славу талантливого портретиста. Активно работал в данном жанре и Жерар, оставивший после себя множество портретов членов императорской семьи, героев наполеоновских войн и представителей высшей аристократии Франции.
В Большом собрании изящных искусств АБС находится мужской портрет, созданный художником из окружения Жерара. Портрет выполнен с большим мастерством и в нем мы видим все отличительные черты, свойственные работам данного портретиста: изображение модели в парадном интерьере на фоне колонн и архитектурных проемов с пейзажем на заднем плане, а также эффектно драпированной красной тканью, положение модели в легком повороте в три четверти, тщательно прописанные предметы меблировки
комнат, а главное - ощущение внутренней свободы и непринужденности портретируемого даже в столь торжественной обстановке.
Еще одним учеником Давида, успешно работавшим в портретном жанре, был Эдуард Пин-гре (1788 - 1875). Художник также обучался в мастерской Жана-Батиста Рено и много работал пастелью и в технике литографии. В период с 1810 по 1867 гг. Пингре выставлялся в парижском Салоне, где был неоднократно награжден медалями за свои работы (в 1824 и 1831 гг.). В 1839 году он получил орден Почетного легиона.
Кроме того художник создал живописный альбом с рисунками и текстами, посвященными визиту Луи-Филиппа к королеве Виктории в Виндзор в 1844 году.
Как и многие ученики Давида, Пингре был удостоен чести писать портрет императора Наполеона в 1808 году. После этого на художника буквально посыпались заказы от представителей высшего французского общества и духовенства. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится довольно редкая подписная и датированная работа художника - «Портрет де ла Фара, архиепископа Санского, капеллана ее королевского высочества герцогини Ангулем-ской» (фр. «A.L.H. Delafare / archeveque de Sens / l'Aumier (sic) de S.A.R. Madame la Duchesse / D'Angouleme»). Картина датирована 1822 го-
ЖЕРАР, ФРАНСУА ПАСКАЛЬ СИМОН, КРУГ
МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ
Франция, XIX в.
Холст, масло
103x84 см
БСИИ А8С, инв. № 02-1248
дом, в этом же году она была выставлена в парижском Салоне.
Анн-Луи-Анри де ла Фар (1752 - 1829) - могущественный кардинал, епископ Нанси, архиепископ Санский и Осер-ский, во время революции 1789 года эмигрировал в Вену, где стал духовником герцогини Ангулемской. В 1814 году де ла Фар вернулся во Францию и был назначен пэром, а в 1823 году - кардиналом.
Де ла Фар был известен как прекрасный оратор, славившийся своими яркими и запоминающимися проповедями. На портрете Пингре кардинал изображен держащим в руках лист с речью для Генерального штата (высший орган сословного представительства во Франции с XIV в.), датированный 1789 годом (фр. «Discours / des Etats Généraux / 1789»). Да-
ПИНГРЕ, ЭДУАРД
ПОРТРЕТ ДЕ ЛА ФАРА,
АРХИЕПИСКОПА САНСКОГО,
КАПЕЛЛАНА ЕЕ КОРОЛЕВСКОГО
ВЫСОЧЕСТВА ГЕРЦОГИНИ
АНГУЛЕМСКОЙ
Франция,1822 г.
Холст, масло
117x89 см
БСИИ А8С, инв. № 02-0996
тировка речи годом Великой французской революции призвана подчеркнуть приверженность кардинала дому Бурбонов и неприятие им революции, в результате которой де ла Фар эмигрировал в Австрию и вернулся лишь после реставрации королевской династии.
Были у Давида и такие ученики, которые поступили в его мастерскую уже в зрелом возрасте, пройдя определенную художественную подготовку. Среди них был и Жак Гамелен (1738 - 1803). Выходец из семьи преуспевающего торговца, он, по настоянию отца, пробовал свои силы в коммерции, но вскоре, обнаружив полную профессиональную некомпетентность, всерьез занялся жи-
вописью. При поддержке промышленника Николя Жозефа де Маркассю барона Пюйморен Гамелен поступил в королевскую Академию Тулузы и после пятилетнего обучения прибыл в Париж к Давиду. Именно здесь художник настолько усовершенствовал свое мастерство, что вскоре был назначен художником папы Климента XIV. В 1774 году Гамелен был приглашен в Тулузу на должность преподавателя в Академию живописи, а два года спустя стал директором школы в Монпелье.
На сегодняшний день Гамелен известен, в первую очередь, как мастер батального жанра. Его многочисленные картины и гравюры с изображениями сцен сражений можно встретить в художественных музеях по всей Франции. В музее изобразительных искусств Тулузы хранится полотно художника «Битва римлян с галлами».
Близка к данной работе картина из собрания АБС «Атака кавалерии».
Даже при первом рассмотрении видно, насколько работы схожи композиционно и сюжет-но. Обе они воспроизводят сцену схватки пеших и всадников. И в том, и другом случае фоном служит голубое небо, затянутое клубами порохового дыма. Некоторые персонажи полотен практически идентичны, в частности пара всадников с поднятыми вверх саблями, изображенные в центре на переднем плане, и их кони, вставшие на дыбы.
С г л
ГАМЕЛЕН, ЖАК
БИТВА РИМЛЯН С ГАЛЛАМИ
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ,
ТУЛУЗА
ГАМЕЛЕН, ЖАК АТАКА КАВАЛЕРИИ Франция, XVIII в. Холст, масло, 66x91 см БСИИ ASG, инв. № 04-1329
VW ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1р ИСКУССТВ
г-
147
Ш №
ГАМЕЛЕН, ЖАК, КРУГ ЭНЕЙ И ДИДОНА Ок. 1780 г.
Холст, масло, 60,5x51,5 см БСИИ А8С, инв. № 04-2123
Сам Давид также часто изображал сцены сражений, но все они, как правило, были сопряжены с мифологическим или историческим аспектом. Мы не встретим чисто батальных сцен, написанных Давидом ради демонстрации красоты и мощи кава-леристского напора в действии или для показа своего умения изображать движение и эмоциональное напряжения живописными средствами. Куда ближе духу мастера работа круга Жака Гамелена «Эней и Дидона», где трактовка образа героя древнегреческих мифов (его внешний облик, поза) близка изображениям воинов на картинах Давида.
После бегства из Карфагена Эней и его люди пристали к берегу Кампании около Кум. Здесь он посетил знаменитую прорицательницу - Кумскую сивиллу в ее святилище и молил ее, чтобы ему еще раз было разрешено увидеть лицо отца. Защищенный золотой оливковой ветвью и ведомый сивиллой, Эней спускается в преисподнюю. Вместе с сивиллой Эней садится в челн Харона, чтобы переплыть реку Стикс. Они высаживаются на другом берегу врат царства Аида, которые охраняются многоглавым Цербером. Среди умерших Эней находит Дидону - основательницу города Карфаген, воспылавшую любовью к нему и сжегшую себя на костре, когда тот покинул ее.
На переднем плане изображен Эней, облаченный в военные доспехи и красный плащ. Его фигура излучает золотистое сияние, словно в знак вторжения жизни в царство мертвых. Он протягивает руку Дидоне, изумленной его появлением среди тьмы. За спиной Энея - Кумская сивилла в плаще, покрывающем голову. Она, словно стражник, охраняет встречу героев.
Но не только успех, всеобщее обожание и талантливые ученики окружали Давида, было у мэтра и достаточное число завистников, а также художников, не согласных с его идеологией творчества. Немногие могли противопоставить что-либо таланту мастера, однако были и достойные соперники, первое место среди которых по праву занимал выдающийся французский художник Теодор Жерико (1791 - 1824). Прожив недолгую жизнь (художник погиб в результате падения с лошади в возрасте 33 лет), Жерико оставил после себя уникальное живописное наследие, доминантное положение в котором занимает «Плот Медузы» - произведение, ставшее новаторским для своего времени, благодаря глубокому драматизму и реальности изображенного.
Жерико черпал вдохновение для своих картин в великих творениях эпохи Барокко, а также в работах Микеланджело, где его привлекала гипертрофированная мощь живописных образов. Он прекрасно владел анатомией людей и животных (живописец часто изучал трупы в морге). Но при этом он никогда не стремился искусственно мо-нументализировать реальность, принудительно украсить ее, как это часто делал Давид. Жерико чуток к страданиям людей. Персонажи его полотен не бесчувственные машины для выполнения геройских подвигов, которые не чувствуют ни боли, ни страха, а простые смертные, переживания которых не чужды художнику. Безусловно, обоих живописцев роднят дух героического романтизма, бескомпромиссность и внимание к
ЖЕРИКО, ТЕОДОР ПЛОТ «МЕДУЗЫ»
1818 - 1819 Г ХОЛСТ, МАСЛО. 4,9х 7,16 М ЛУВР, ПАРИЖ
деталям. Но не всегда соглашался Жерико с идейно-политической подоплекой живописи Давида.
Не так давно знаменитый парижский арт-экс-перт Юбер Дюшемен, атрибутировавший большое число картин как для государственных музеев
ЖЕРИКО, ТЕОДОР МЁРТВЫЙ КОТ ЛУВР, ПАРИЖ
ДАВИД, ЖАК ЛУИ СМЕРТЬ МАРАТА 1793 Г,
КОРОЛЕВСКИЕ МУЗЕИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ, БРЮССЕЛЬ
140
Пир ШЖуССТБ
Франции, так и для частных собраний (в том числе для Большого собрания изящных искусств АБС), установил авторство произведения «Мертвый кот» из коллекции Лувра. По мнению Дюшема-на, принадлежит оно кисти Теодора Жерико и является, безусловно, одним из самых интригующих и саркастических произведений автора. Ирония здесь заключается в позе кота, повторяющей позу мертвого Марата в ванной с картины Давида 1793 года.
В таком, казалось бы, незамысловатом изображении лежащего на столе кота Жерико удалось выразить все его отношение к одному из лидеров Великой французской революции, убитому Шарлоттой Корде, и ко всему якобинскому террору в целом.
Еще одним соперником Давида в борьбе за право именоваться ведущим живописцем эпохи был Гийом Гийон-Летьер. Художник необыкновенной судьбы, он родился 10 января 1760 году в Гваделупе, а умер 21 апреля 1832 года в Париже. Происходил из семьи французского колониального чиновника Пьера Гийона и «бесправной мулатки» матери. В 14 лет Гийом переехал во Францию, а в 17 стал обучаться живописи в классе Габриеля Франсуа Дойена в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1784 году он занял второе место на конкурсе живописцев в Риме, а спустя два года выиграл его, после чего уехал в вечный город. В 1791 году Гийом вернулся в Париж. Здесь он открывает художественную мастерскую, конкурируя с Давидом. В 1818 году был удостоен ордена Почетного легиона, а через год стал профессором Школы изящных искусств.
Одной из наиболее известных картин художника является «Смерть Катона Утического», по духу трагизма весьма близкая живописи Давида.
Гийон-Летьер часто обращался к героической сюжетике из истории древнего Рима, но не чужда ему была и салонная живопись, изображающая повседневные сцены из жизни высшего света Франции. Так, на картине художника из окружения Гийона-Летьера «Дрессировка собаки», находящейся в Большом собрании изящных искусств АБС, мы видим молодую женщину, сидящую на стуле посреди цветущего сада с античной скульптурой. В соответствии со вкусами начала XIX в. она одета в белое легкое платье с красной накидкой, закрывающей ее колени, а волосы собраны на макушке и украшены белой лентой. Ее правая рука вытянута вперед к собачке, стоящей на задних лапах.
ГИЙОН-ЛЕТЬЕР, ГИЙОМ, КРУГ ДРЕССИРОВКА СОБАКИ Ок. 1800 г. , холст, масло, 32x41 см БСИИ А8С, инв. № 04-2154
Все в данной работе легко, просто и не требует дополнительных пояснений. Не несущая глубокой смысловой нагрузки, картина, тем не менее, является прекрасной иллюстрацией из жизни французской знати того времени.
Таким образом, Большое собрание изящных искусств АБС, ориентированное, в первую очередь, на живопись старых мастеров, включает небольшую коллекцию
картин учеников Жака Луи Давида. Еще меньше в нем количество образцов живописи его соперников. Но и этого числа достаточно для понимания многогранности таланта, значимости и степени влияния на эпоху художника, чье творчество, вызывая восторженный отклик или полное неприятие, не оставляло никого равнодушным. Потому что, как сказал другой великий художник Пабло Пикассо: «Даже если ты против движения, ты все равно остаешься его частью».
ГИЙОН-ЛЕТЬЕР, ГИЙОМ СМЕРТЬ КАТОНА УТИЧЕСКОГО 1795 Г, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Johnson, Dorothy. Jacques-Louis David. New Perspectives. - Cranbury: Rosemont publishing & printing corp, 2006. - 61 p.
2. Benezit, E. Dictionnaire critique et documentaire Des Peintres Sculpteurs Dessinateurs et Graveurs. - Paris: Editions Gründ, 1999.
3. Faroult, Guillaume. David Pour la peinture. - Paris: Jean-Paul Gisserot, 2004. - 128 p.
4. Monneret, Sophie. David et le néoclassicisme. - Paris: Terrail, 1998. - 207 p.