Научная статья на тему 'Западноевропейская церковная мебель XVII – XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG'

Западноевропейская церковная мебель XVII – XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
460
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковная мебель / дерево / резные панно / форма / функциональное назначение / церковная служба / Mobilier national / watches / model / analog master clockwork / decor / sculpture / reduction

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

В статье анализируется церковная мебель из Большого собрания изящных искусств ASG: реликварии, аналои, молельная скамья, стасидии и кафедральное кресло, созданные в XVII – XIX вв. Рассматриваются особенности декорирования этих предметов, их происхождение, временные рамки создания и функциональное предназначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analysis of six hours from a large collection of fine arts ASG, analogues of which are stored in the Mobilier national and reproduced in the book Marie-France Dupuis-Baile "Mobilier national watch from 1800 1870". The author describes in detail the model characterizes their artwork, as well as highlights the history and provenance of hours of the best art collections in France.

Текст научной работы на тему «Западноевропейская церковная мебель XVII – XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG»

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ МЕБЕЛЬ XVII - XIX ВЕКОВ ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG

Алина Булгакова искусствовед, директор МИА ASG, к.п.н.

Аннотация: в статье анализируется церковная мебель из Большого собрания изящных искусств ASG: реликварии, аналои, молельная скамья, стасидии и кафедральное кресло, созданные в XVII - XIX вв. Рассматриваются особенности декорирования этих предметов, их происхождение, временные рамки создания и функциональное предназначение.

Ключевые слова: церковная мебель, дерево, резные панно, форма, функциональное назначение, церковная служба.

Abstract: The article is devoted to analysis of six hours from a large collection of fine arts ASG, analogues of which are stored in the Mobilier national and reproduced in the book Marie-France Dupuis-Baile "Mobilier national watch from 1800 - 1870". The author describes in detail the model characterizes their artwork, as well as highlights the history and provenance of hours of the best art collections in France..

Keywords: Mobilier national, watches, model, analog master clockwork, decor, sculpture, reduction.

В христианском культе Западной Европы мебель играет очень важную роль. Если изображения святых, распятия, витражи и фрески призваны украшать пространство церквей, восхищать и, более того, вводить прихожан в трепет, то мебель, помимо всех этих функций, несет также и утилитарное назначение, обставляя службы и упорядочивая пребывание людей в храме. Многочисленные алтарные шкафы, аналои, реликварии, табернакли, церковные троны и скамьи для молящихся изготавливались из металлов, подчас драгоценных, и дерева, среди которого самыми распространенными породами были дуб и орех. Все они богато декорировались камня-

ми, гравировкой, рельефами, изображениями и орнаментами, исполненными в технике чеканки, литья или резьбы. Кроме того, сложно переоценить роль мебели в художественном оформлении храмов, ведь зачастую именно сюжетные изображения, декорирующие мебель, играли роль учебника или книги для неграмотных прихожан, неспособных прочесть тексты Священного Писания.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится не большая, но крайне интересная коллекция церковной мебели XVII -XIX веков. Почетное место в этой коллекции занимает реликварий, созданный, предположительно, в Италии в XVII столетии.

Реликварии Южная Италия (?), XVII в. Пьедестал - XIX в. Дуб, левкас, золочение, масляная живопись 132^83x55 см БСИИ ASG Инв. № 12-2189

Данный тип церковной мебели использовали для хранения ценных реликвий, имеющих сакральное значение. Прообразами реликва-риев в римско-католической церкви являлись ковчеги для хранения мощей святых. Они получили распространение не только в Европе, но и в Византии и на Руси с принятием христианства. Декорировали реликварии с большой роскошью: их украшали драгоценными

камнями, слоновой костью, эмалью, а порой они имитировали домики с двухскатной крышей, позднее их начали изготавливать в виде церквей, воссоздавая все архитектурные детали. Реликварии изготавливали и в виде сосудов (подчас стеклянных для осмотра содержимого), скульптурных изваяний, ларцов, рук святых, крестов, триптихов, а под влиянием индуизма и буддизма - в форме ступ, пагод, дагоб (ступа для реликвий буддистов) и субур-ганов (культовое сооружение для реликвий в буддизме).

Реликварий из собрания ASG имеет простую прямоугольную форму, однако архитектурные элементы в виде парных колонн тосканского ордера, поддерживающих антаблемент в центральной части и по бокам, а также распашная дверца на торце, имитирующая окно, могут свидетельствовать о том, что ранее он имел навершие в виде двускатной крыши, которое было утрачено. Кроме того, в поддержку данной версии выступают сохранившиеся крюки крепления крыши к корпусу.

Реликварий покрыт левкасом и вызолочен, а вот пьедестал, на который он установлен, был изготовлен в XIX столетии и тонирован. Кроме того, на боковых и противоположной дверце сторонах в пяти филенках с полуциркульным завершением расположены изображения святых с их атрибутами: Лаврентия с жаровней, Стефана с камнем на голове, Доминика с книгой и Николая Мирликийского в епископальном облачении. Напротив дверцы мы видим «Мадонну во славе» с предстоящими.

Выбор изображенных определялся, вероятно, теми святыми, которым была посвящена церковь, где находился реликварий. По выбору их можно предположить южно-итальянское происхождение предмета. Святой Стефан и Доминик - одни из самых популярных святых Италии. Культ Лаврентия характерен для южной части этой страны и Испании, которая на протяжении нескольких столетий владела Сицилией и Неаполем. Почитание святого Николая также распространено на юге, в частности в Бари, где находится его захоронение. Именно здесь можно часто встретить изображение святого в облачении епископа. В католическом мире оно популярно как раз в этом регионе, в чем имеет сходство с изображением Николая Мирликийского в православной церкви. Характерно и изображение «Мадонны во Славе», также близкой православной иконографии «Всех скорбящих Радости» и «Покрова Богородицы». В пользу итальянского

происхождения реликвария свидетельствует и использование элементов древнеримской архитектуры с тосканским ордером и полуциркульными арками, являющейся прародительницей великого итальянского зодчества последующих столетий.

Еще один образец реликвария был создан уже во Франции во второй половине XIX века. В данном случае он изготовлен в виде большого ларя и богато декорирован объемной резьбой с гротесковыми мотивами, столь популярными в искусстве неоренессанса.

Реликварий Франция, вторая половина XIX в. Дерево, резьба 90^70x45,5 см БСИИ ASG Инв. № 15-1631

Крышка реликвария имеет форму ступенчатой четырехскатной крыши, заполненной ковровым растительным орнаментом с изображениями львов. Примечательны ножки реликвария, которые выполнены в виде фигур грифонов, а на углах верхней части мы видим химер. Может показаться необычным, что на предмете церковного культа поместили образы злого начала. Однако ничего удивительного в этом нет, поскольку с возвратом традиций средневекового и ре-нессансного искусства, являвшихся подчас кладезем народных суеверий, особенно в архитектуре, вернулись и удивительные образы существ, населявших ад и наводящих религиозно-мистический ужас на верующих. Кроме того, изображения химер и гарпий стали настолько популярны во второй половине XIX столетия, что их подчас помещали туда, где их присутствие и не предполагалось. В частности, стоит вспомнить собор Парижской Богоматери с его знаменитыми пятнадцатью химерами, которых в средние века там не было. Поместил их туда французский архитектор-реставратор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (1814 - 1879), придав тем самым облику собора большую эмоциональную окраску, и не важно, что образы этих хищных существ далеки от священного благолепия.

Следует также учитывать и тот фактор, что формы и декор церковной мебели в полной мере отвечали общим стилистическим течениям времени их изготовления, в связи

с чем в готических храмах появились аналои, кафедры и прочие предметы в формах рококо, классицизма, историзма и т.д.

Не менее интересным и значимым предметом церковной мебели является аналой. Он употребляется во время богослужений и имеет четырехугольную покатую столешницу, на которую кладутся либо иконы, либо книги Священного Писания. Легкие и мобильные аналои устанавливали в различных частях храма: в центре перед иконостасом, в алтаре, на хорах в качестве пюпитров для богослужебных книг и нот певчим и чтецам псалмов и молитв. Употребляли их и при совершении обрядов и таинств исповеди, крещения, венчания, соборования, отпевания, монашеского пострига и т.д. Аналои изготавливали из различных пород дерева, украшенного резьбой, а также из металлов, часто золоченых, с драгоценными камнями.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится аналой, выполненный из ореха, рельефное панно которого создано в XVII веке, а каркас двумя столетиями позднее.

Аналой увенчан лучковым фронтоном с головкой херувима в центре. В средней части - рельефное изображение Христа в терновом венце и агнца над ним в обрамлении симметричного растительного орнамента. Нижняя филенка также декорирована рельефным растительным узором. Пюпитр снабжен выдвижным ящиком, а основание,

используемое в качестве подставки для ног, установлено на четырех цилиндрических ножках с царгой.

Данный аналой имеет скорее нетипичную конструкцию, поскольку высокая рельефная стенка с фронтоном, возвышающаяся над пюпитром, скрывает молящегося. В связи с этим можно предположить, что аналои подобной конструкции приставляли к стенам. К тому же задняя часть стенки никоим образом не декорирована.

Аналогичную пристенную конструкцию имеет еще один аналой, также декорированный старинными панно.

В данном случае треугольный фронтон также украшен посередине головкой крылатого херувима с растительными побегами и цветочными гирляндами. В центре расположено панно со сценой Благовещения, трактованной согласно традиционной иконографии: слева - архангел Гавриил с лилией в руках, сообщающий коленопреклоненной Деве Марии радостное известие о будущем рождении у нее Иисуса Христа. Вверху изображен Дух Святой в виде голубя и лучей

света, которые нисходят на Богоматерь. По бокам панно обрамляют две резные балясины. Под пюпитром, в нижней части, расположено отделение, скрытое двумя створками с изображениями святой Екатерины Сиенской, держащей модель церкви, и Иоанна Крестителя с длинным тростниковым крестом. Святые стоят на пьедесталах, а с обеих сторон от них - ветви деревьев и камни. Аналогичные их изображения присутствуют и на боковых частях аналоя. Основание для ног обрамлено растительным орнаментом.

Еще более интересен аналой, выполненный в XVIII веке в виде фигуры орла.

Аналой с орлом XIX век

Церковь святой Елены, Орвал(Франция)

Гордая плотоядная птица с расправленными крыльями, сидя на сфере, сжимает когтями змея как символ религиозного искушения. И фигура птицы, и основание покрыты краской. На основании аналоя резной медальон с датировкой - «1731». Сложно сказать, в какой стране был создан данный аналой. Подобные изображения орлов с пюпитрами были распространены как в Западной Европе, где данная птица являлась символом Евангелиста Иоанна, так и в греческой (элладской) православной церкви. Здесь аналои с орлом, наряду с голубем, использовались в клироносной певческой практике. Также двуглавый орел изображен на печати Константинопольского патриархата.

Возвращаясь к аналою из собрания ASG с изображением Благовещения, мы можем увидеть в этой сцене еще один предмет церковной мебели перед Девой Марией, а именно молельную скамью (фр. prie-Dieu). Данный предмет мебели близок к аналою, однако перед ним необходимо было стоять на коленях на специальной подставке. Скамья также имела наклонную столешницу для установки книги перед молящимся. При этом данный тип мебели имел множество модификаций. Часто скамьи принимали форму стульев или кресел с подлокотниками, а та часть, куда нужно было становиться коленями, обивалась мягкой тканью.

Молельные скамьи в виде низких стульев с мягкими подлокотниками XIX в.

Музей декоративного искусства, Париж

Молельные скамьи использовались в европейских церквях со времен Средневековья, особенно часто во время торжественных служб и венчаний. Прихожане могли арендовать их на длительный срок, и тогда на скамью прикреплялась табличка с именем ее временного владельца. У знати было принято приносить их с собой на службу. Скамьи богато декорировали изображениями гербов, оружия или сюжетными композициями. Цвет их обивки также был символи-чен и зависел от духовного сана. Например, зеленый цвет использовался епископами, красный - кардиналами, а фиолетовый -ими обоими в дни покаяний.

Молельная скамья из Большого собрания изящных искусств ASG была выполнена в XVIII веке и украшена набором маркетри.

Молельная скамья XVIII в. Массив ореха, маркетри 60^40^55 см БСИИ ASG Инв. № 24-3999

Здесь верхняя скошенная крышка окантована растительными узорами с завитками, а на дверце, скрывающей внутреннее пространство с тремя полками, мы видим изображение птицы на ветке в арочном полуциркульном обрамлении. Поскольку основание также украшено набором маркетри, можно полагать, что оно не обивалось тканью, а для комфорта молящихся покрывалось специальной подушечкой.

Для большего удобства прихожан во время длительных церковных служб был создан еще один предмет церковной мебели - стасидии. Данный предмет нельзя назвать лавками для сидения в полном смысле. Безусловно, они напоминают собой ряды деревянных кресел, прикрепленных друг к другу, с откидными сидениями и высокими подлокотниками, на которые, как в средние века на аналои, опирались монахи во время многочасовых служб. Их устанавливали друг напротив друга вдоль стен по периметру в церквях и монастырях, и на клиросе для чтения священнослужителями псалмов. Самое главное отличие стасидий от церковных скамеек состоит в том, что их можно использовать двумя способами: как кресла, если опустить сидения, а также как подставки-консоли под колени. Дело в том, что под сидениями скрыта специальная небольшая подставка-консоль, на которую монахи могли опираться коленями, выстаивая многочасовые службы. Считалось, что это не позволяет душе лениться, однако дает возможность немного расслабиться, приняв не слишком удобное положение -полусидя-полустоя. Данные подставки-консоли получили название «милосердие» (фр. «miséricordes»). Впервые данное название появилось в религиозных средневековых текстах XI века. Зачастую они представляли собой не просто дощечки, но были решены в виде интересных художественных образов и аллегорий. Наиболее популярны были ма-скароны, разнообразные антропоморфные изображения, головы животных, неболь-

Стасидия в

аббатстве Обазин

(Франция)

шие сюжетные композиции по мотивам народных пословиц, рассказов и каламбуров. Часто эти маскароны олицетворяли человеческие пороки, а иногда являли собой изображения шутов и безумцев.

Подставка-консоль, олицетворяющая грех наушничества, Астьер (Бельгия)

Стасидии могли богато декорироваться, становясь настоящими произведениями искусства, а могли быть крайне простыми. При их изготовлении использовались различные породы дерева, изделие украшали бархатом, изысканными точеными элементами, замысловатым растительным орнаментом и прочее.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся стасидии, декор и форма кото-

Стасидия Франция, XVII в. Массив дуба, резьба 103^208x52 см БСИИ ASG, инв. № 11-4060

рых просты. Одна стасидия рассчитана на четыре места, а другая являет собой отдельное, открепленное кресло. Они имеют высокие, декорированные растительными мотивами подлокотники, которые разделяют молящихся. Подставки-консоли решены в виде округлых дощечек, украшенных растительными композициями.

Как образец церковной мебели, используемой непосредственно для сидения, можно рассматривать кафедральное кресло епископа, которое часто называют просто кафедрой (фр. cathèdre). Именно от этого термина во многих европейских языках произошло слово «собор» (фр. cathédrale). Данные кресла имели высокие прямые спинки и были призваны олицетворять епископскую власть.

Почетное место для епископа имеет давнюю традицию, оно устраивалось еще в христианских катакомбах. В первых базиликах и романских церквях кафедра располагалась в апсиде на возвышении, а по бокам от него находились кресла для священников. В данном случае епископ олицетворял собой Христа, а священники - апостолов. В средние века кафедральные кресла стали сдвигать в левую сторону, выводя их тем самым за пределы пресвитерия (пространство между нефом и алтарем). В католических соборах, построенных после Второго Ватиканского собора или перестроенных после него, их помещали позади алтаря по центру, как в древних романских базиликах.

Кафедральное кресло из Большого собрания изящных искусств ASG декорировано сюжетом из Евангелия - «Встреча Марии

Список использованной литературы:

и Елизаветы». Узнав благую весть, Елизавета преклонила колени перед Марией. Счастливые кузины держатся за руки. В сцене, по бокам, также присутствуют их мужья - За-харий и Иосиф, а в небесах парят ангелы.

В данном случае наиболее старинной частью кресла является его спинка, созданная в XVII веке. Его родное сидение, со скрытым отделением под ним, ножки и подлокотники не сохранились и были заменены в XIX столетии элементами от другого кресла в стиле рококо с ножками-кабриоль и изогнутой царгой, украшенной стилизованным рокай-лем по центру.

В данной статье мы представили только узкоспециализированную церковную мебель из Большого собрания изящных искусств ASG. Безусловно, кроме рассмотренных предметов, к церковной мебели можно отнести банкетки, поставцы, табуреты и касса-панки. Все эти предметы также во множестве экземпляров хранятся в собрании ASG. Однако все они, кроме церковного, предполагают использование и в светском обиходе. В связи с этим, не зная провенанса предмета, сложно определить изначальное предназначение и характер использования этих вещей. Помимо этого часто в разделе церковной мебели рассматриваются и многочисленные распятия, которые также находятся в нашем собрании, хотя распятия, скорее, можно считать предметами религиозного культа, не имеющими утилитарной функции. Но и рассмотренных предметов довольно, чтобы осознать, сколь интересен, сложен и разнообразен ритуал богослужения.

Кресло стасидии Франция, XVII в. Массив дуба, резьба 103^83x52 см БСИИ ASG, инв. № 11-3575

Кафедральное кресло

Вторая половина XVI в.

Лионский музей

изобразительных

искусств

1. Трапезников А. Храм, Обряды, Богослужение. - М.: Вече, 2007. - 317 с.

2. Хресина Т. Храм в контексте синтеза искусств // Музыкальная академия. - 2010. - № 2. - С. 23 - 25.

3. Reyniès N. Mobilier domestique. Vocabulaire typologique. - Paris : Imprimerie nationale-Editions du patrimoine, 2003. - 2 vol. (1230 p.).

Кафедральное кресло Франция, XVII - XIX вв. Дерево, резьба 154,5x65,5x32 см БСИИ ASG Инв. № 11-2757

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.