Научная статья на тему 'Столетие мебельного искусства мастеров семейства Жансельм'

Столетие мебельного искусства мастеров семейства Жансельм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Жансельм / клеймо / атрибуция / мебель для сидения / Реставрация / Луи-Филипп / Наполеон III / XIX век / кресло / Jeanselme / stamp / attribution / seating furniture / Restauration / Louis-Philippe / Napoleon III / XIXth Century / armchair

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алсу Нургаязова, Анна Черепанова

Статья рассказывает о мастерах знаменитой династии мебельщиков Франции – Жансельм. Три комплекта мебели работы этой семьи имеются в Большом собрании изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Century of furniture art masters – family Jeanselme

Article tells about French famous dynasty of furniture makers – Jeanselme. Great Assembly of Fine arts ASG has three furniture set of this family.

Текст научной работы на тему «Столетие мебельного искусства мастеров семейства Жансельм»

СТОЛЕТИЕ МЕБЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МАСТЕРОВ СЕМЕЙСТВА ЖАНСЕЛЬМ

CENTURY OF FURNITURE ART OF JE ANSELME

Алсу Нургаязова, ведущий искусствовед-переводчик МИА ASG

АННОТАЦИЯ: статья рассказывает о мастерах знаменитой династии мебельщиков Франции -Жансельм. Три комплекта мебели работы этой семьи имеются в Большом собрании изящных искусств ASG.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Жансельм, клеймо, атрибуция, мебель для сидения, Реставрация, Луи-Филипп, Наполеон III, XIX век, кресло.

SUMMARY ABSTRACT: Article tells about French famous dynasty of furniture makers -Jeanselme. Great Assembly of Fine arts ASG has three furniture set of this family.

KEY WORDS: Jeanselme, stamp, attribution, seating furniture, Restauration, Louis-Philippe, Napoleon III, XlXth Century, armchair.

Анна Черепанова, искусствовед

Жансельм - семья парижских эбенистов, творивших с 1824 года и до конца XIX века. Жозеф Пьер Франсуа и его брат Жан Арну решили в 1824 году открыть вместе фабрику по изготовлению мебели для сидения. Их благосостояние позволило им получить в 1847 году мастерскую Жакоба-Демальтера. Семья Жансельм входила в число поставщиков мебели для Гард-Мёбль при Луи-Филиппе и Наполеоне III, они изготавливали мебель различных стилей. Мастера регулярно принимали участие во всемирных и промышленных выставках. Подтверждением тому являются полученные награды:

- серебряная медаль в 1849 году (промышленная выставка во Франции)

- медаль первого класса в 1855 году (Всемирная выставка в Париже)

- серебряная медаль в 1867 году (Всемирная выставка)

- золотая медаль в 1889 году (Всемирная выставка).

Со Всемирной выставки 1855 года сохранилось свидетельство, доказывающее успех их предприятия: «Мебель выполнена превосходно... У месье Жансельма хорошие рабочие, он умеет их привлечь и у него их насчитывается более 300. Многие из них работают на него уже более 20 лет. Месье Жансельм один из тех, кто обязан всем трудолюбию и порядочности, и он об этом никогда не забывает. Мастерская, основанная в 1824 году, росла и постепенно пришла к такому процветанию...» [1].

В 1840-1850е гг. они участвуют в подготовке мебели для замков Сен-Клу, Э и По.

Со смертью Жозефа Пьера Франсуа в 1853 году Жан Арну вместе с сыном Шарлем Жозефом Мари образует фирму «Жансельм отец и сын», просуществовавшую до 1861 года. В 1863 году Шарль Жозеф Мари начинает сотрудничество с Огюстом Годеном (1816 - 1883), вице-президентом Объединения предпринимателей по мебели, образуя мастерскую «Жансельм-сын - Годен и компания» [2].

В 1893 году Шарль Жансельм выкупает мастерскую Лемаршана.

Всё это обусловило изменение клейма мастерской. Приблизительно в 1824-1840 гг. использовалось написание «Jeanselme Frères» («Братья Жансельм»). В 1840 - 1853 гг. в названии осталась только фамилия мастеров - «Жансельм» («Jeanselme»). Затем клеймо было преобразовано в «Жансельм отец и сын» («Jeanselme Père et Fils»). Позднее в сотрудничестве с мастером Огюстом Годеном на мебель наносится клеймо «Жансельм сын Годен и компания» («Jeanselme Fils Godin et Cie») [1].

Благодаря высочайшему качеству изделий, их стилистическому разнообразию, семья Жансельм на протяжении всего XIX столетия была ведущей в изготовлении мебели, особенно мебели для сидения. На сегодняшний день изделия, отмеченные тем или иным клеймом, принадлежащим этой ди-

186

Шар искусств

ПЕРСОНАЛИИ

№3 (07) 2014

ЖАНСЕЛЬМ ОЕЛШБЬМБ)

КУШЕТКА (КОЗЕТКА) И ЧЕТЫРЕ СТУЛА

Франция, 1-ая четверть XIX в.

Палисандр, светлое дерево

Кушетка 92x167,5x60 см

Стул 89x44,5x52 см

БСИИ Л8С, инв. № 11-2312 (1-5)

ЖАНСЕЛЬМ ЖОЗЕФ ПЬЕР

ФРАНСУА

СТУЛ

ФРАНЦИЯ,

1 ПОЛОВИНА XIX В

МУЗЕЙ ДОБРЕ, НАНТ

настии мастеров, можно увидеть на торгах ведущих аукционных домов мира и в коллекциях как музеев Франции (Фонтенбло, музей Добре), так и за её пределами (Метрополитен).

Безусловно, работы такой успешной династии французских эбенистов не могли не найти своего места и в Большом собрании изящных искусств АБС.

Первый набор мебели состоит из козетки и четырех стульев.

Козетка представляет собой разновидность канапе с двумя спинками, расположенными друг

напротив друга и соединенными с одной стороны подлокотником. Козетка из данного комплекта со спинками-«гондолами» по бокам и балюстрадой с обитым тканью подлокотником по центру имеет ножки в форме юлы, снабженные колесиками. Они декорированы имитацией каннелюр. Стулья имеют отогнутую назад спинку, их передние ножки изогнуты Б-образно и относятся к типу «лапка жабы», внизу декорированы рельефными выступами в форме волют. Задние ножки стульев выполнены в виде сабель.

Второй набор состоит из пары кре-сел-бержер и стула типа «спинка-гондола». Спинки кре-сел-бержер соединены с изогнутыми Б-образно стойками подлокотников, украшенными резьбой в виде стилизованных цветов лотоса. Спинка стула - жесткая, со средником в форме лиры. Фасадная часть сидений прямая. Передние ножки изогнуты аналогично стойкам кресел-бержер, задние выполнены в форме сабель.

В третий набор входят шесть кресел и четыре стула из палисандра и красного дерева. Он деко-

ШЕСТЬ КРЕСЕЛ

И ЧЕТЫРЕ СТУЛА

Франция, XIX в.

Палисандр,

красное дерево

БСИИ Л8С

Инв. № 11-4370 (1-10)

КОЗЕТКА 1832 ГОД

ГРАВЮРА БРАТЬЕВ ЖАНСЕЛЬМ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА, ПАРИЖ [3]

ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А

4Ш1р искусств

ТЕАТРАЛЬНЫЙ СТУЛ

ФРАНЦИЯ, 1852-1870 МЭРИЯБОР

КРЕСЛО ФРАНЦИЯ, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1850 ГОД МУЗЕЙ

МЕТРОПОЛИТЕН

рирован инкрустацией, переданной контрастом красного дерева и палисандра, приемом, получившим широкое распространение при Реставрации. Спинки прямые, передние ножки изогнутой формы, задние - сужающиеся.

Первый набор мебели был приобретен 29 июня 2011 года во Франции на аукционе JeanMarc Delvaux. Второй - во Франции на аукционе Beaussant Lefèvre в октябре 2013 года и атрибутирован экспертами кабинета Bacot et Hughes de Lencquesaing. Третий же был куплен на аукционе Lisieux enchères в июне 2014 года. Все наборы мебели имеют клейма «JEANSELME».

Все три набора пропорциональны и гармоничны и несут в себе характерные черты стиля периода Реставрации, к которому они относятся. Плавные изгибы контуров мебели сообщают предметам ощущение мягкости и комфорта, что отличает мебель периода Реставрации в сравнении с массивностью и тяжеловесностью обстановки времён Ампира.

Поистине, «мебель исполнена превосходно», как писали о работах мастерской Жансельм еще в XIX веке. И именно благодаря высочайшему качеству своих изделий, семья Жансельм оставила большой след в истории мебели Франции XIX века и по достоинству заслуживает высочайшей оценки и в наше время.

МУЗЕИ, В КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДИНАСТИИ МАСТЕРОВ ЖАНСЕЛЬМ

Мэрия Бордо Бордо, Франция Стул театральный с закруглённой спинкой, ножки сужающиеся, с каннелюрами, завершаюются шарами и декорированы «кубиками».

Музей Метрополитен Нью-Йорк, США Кресло. Свод спинок выполнен в виде вимперга с резным готическим декором. Задние ножки саблевидные. Обивка тисненой кожей.

Музей Добре Нант, Франция Стул с отогнутой назад спинкой. Передние ножки стульев 8-образно изогнуты и декорированы валютами, задние - выполнены в виде сабель.

БСИИ ASG Казань, Татарстан, Россия Набор мебели для сидения , состоящий из козетки со спинкой «гондолой» и четырех стульев с отогнутыми назад спинками. Ножки козетки имеют форму юлы с имитацией каннелюр и снабжены колесиками. Передние ножки стульев 8-образно изогнуты и декорированы валютами, задние - выполнены в виде сабель.

Пара кресел-бержер и стул со спинками «гондолами». Спинки кресел-бержер соединены с изогнутыми 8-образно стойками подлокотников, украшенными резьбой в виде стилизованных цветов лотоса. Спинка стула - жесткая, со средником в форме лиры. Фасадная часть сидений -прямая. Передние ножки изогнуты аналогично стойкам кресел-бержер, задние - выполнены в форме сабель.

Набор мебели для сидения, состоящий из шести кресел и четырех стульев с прямыми спинками. Передние ножки изогнутой формы, задние -сужающиеся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ledoux-Lebard, D. Les Ebénistes du XIXè siècle 1795-1889. - Paris: l'Amateur Ed, 1984. - 699 р.

2. Lovreglio, A. et A. Dictionnaire des mobiliers et des objets d'art du Moyen Age au XXI siècle. - Paris : Dictionnaires Le Robert, 2006. - 463 p.

3. Reyniès, N. Mobilier domestique. Vocabulaire typologique. - Paris : Imprimerie nationale-Editions du patrimoine, 2003. - 2 vol. (1230 p.).

188

Пир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.