СТОЛЕТИЕ МЕБЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МАСТЕРОВ СЕМЕЙСТВА ЖАНСЕЛЬМ
CENTURY OF FURNITURE ART OF JE ANSELME
Алсу Нургаязова, ведущий искусствовед-переводчик МИА ASG
АННОТАЦИЯ: статья рассказывает о мастерах знаменитой династии мебельщиков Франции -Жансельм. Три комплекта мебели работы этой семьи имеются в Большом собрании изящных искусств ASG.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Жансельм, клеймо, атрибуция, мебель для сидения, Реставрация, Луи-Филипп, Наполеон III, XIX век, кресло.
SUMMARY ABSTRACT: Article tells about French famous dynasty of furniture makers -Jeanselme. Great Assembly of Fine arts ASG has three furniture set of this family.
KEY WORDS: Jeanselme, stamp, attribution, seating furniture, Restauration, Louis-Philippe, Napoleon III, XlXth Century, armchair.
Анна Черепанова, искусствовед
Жансельм - семья парижских эбенистов, творивших с 1824 года и до конца XIX века. Жозеф Пьер Франсуа и его брат Жан Арну решили в 1824 году открыть вместе фабрику по изготовлению мебели для сидения. Их благосостояние позволило им получить в 1847 году мастерскую Жакоба-Демальтера. Семья Жансельм входила в число поставщиков мебели для Гард-Мёбль при Луи-Филиппе и Наполеоне III, они изготавливали мебель различных стилей. Мастера регулярно принимали участие во всемирных и промышленных выставках. Подтверждением тому являются полученные награды:
- серебряная медаль в 1849 году (промышленная выставка во Франции)
- медаль первого класса в 1855 году (Всемирная выставка в Париже)
- серебряная медаль в 1867 году (Всемирная выставка)
- золотая медаль в 1889 году (Всемирная выставка).
Со Всемирной выставки 1855 года сохранилось свидетельство, доказывающее успех их предприятия: «Мебель выполнена превосходно... У месье Жансельма хорошие рабочие, он умеет их привлечь и у него их насчитывается более 300. Многие из них работают на него уже более 20 лет. Месье Жансельм один из тех, кто обязан всем трудолюбию и порядочности, и он об этом никогда не забывает. Мастерская, основанная в 1824 году, росла и постепенно пришла к такому процветанию...» [1].
В 1840-1850е гг. они участвуют в подготовке мебели для замков Сен-Клу, Э и По.
Со смертью Жозефа Пьера Франсуа в 1853 году Жан Арну вместе с сыном Шарлем Жозефом Мари образует фирму «Жансельм отец и сын», просуществовавшую до 1861 года. В 1863 году Шарль Жозеф Мари начинает сотрудничество с Огюстом Годеном (1816 - 1883), вице-президентом Объединения предпринимателей по мебели, образуя мастерскую «Жансельм-сын - Годен и компания» [2].
В 1893 году Шарль Жансельм выкупает мастерскую Лемаршана.
Всё это обусловило изменение клейма мастерской. Приблизительно в 1824-1840 гг. использовалось написание «Jeanselme Frères» («Братья Жансельм»). В 1840 - 1853 гг. в названии осталась только фамилия мастеров - «Жансельм» («Jeanselme»). Затем клеймо было преобразовано в «Жансельм отец и сын» («Jeanselme Père et Fils»). Позднее в сотрудничестве с мастером Огюстом Годеном на мебель наносится клеймо «Жансельм сын Годен и компания» («Jeanselme Fils Godin et Cie») [1].
Благодаря высочайшему качеству изделий, их стилистическому разнообразию, семья Жансельм на протяжении всего XIX столетия была ведущей в изготовлении мебели, особенно мебели для сидения. На сегодняшний день изделия, отмеченные тем или иным клеймом, принадлежащим этой ди-
186
Шар искусств
ПЕРСОНАЛИИ
№3 (07) 2014
ЖАНСЕЛЬМ ОЕЛШБЬМБ)
КУШЕТКА (КОЗЕТКА) И ЧЕТЫРЕ СТУЛА
Франция, 1-ая четверть XIX в.
Палисандр, светлое дерево
Кушетка 92x167,5x60 см
Стул 89x44,5x52 см
БСИИ Л8С, инв. № 11-2312 (1-5)
ЖАНСЕЛЬМ ЖОЗЕФ ПЬЕР
ФРАНСУА
СТУЛ
ФРАНЦИЯ,
1 ПОЛОВИНА XIX В
МУЗЕЙ ДОБРЕ, НАНТ
настии мастеров, можно увидеть на торгах ведущих аукционных домов мира и в коллекциях как музеев Франции (Фонтенбло, музей Добре), так и за её пределами (Метрополитен).
Безусловно, работы такой успешной династии французских эбенистов не могли не найти своего места и в Большом собрании изящных искусств АБС.
Первый набор мебели состоит из козетки и четырех стульев.
Козетка представляет собой разновидность канапе с двумя спинками, расположенными друг
напротив друга и соединенными с одной стороны подлокотником. Козетка из данного комплекта со спинками-«гондолами» по бокам и балюстрадой с обитым тканью подлокотником по центру имеет ножки в форме юлы, снабженные колесиками. Они декорированы имитацией каннелюр. Стулья имеют отогнутую назад спинку, их передние ножки изогнуты Б-образно и относятся к типу «лапка жабы», внизу декорированы рельефными выступами в форме волют. Задние ножки стульев выполнены в виде сабель.
Второй набор состоит из пары кре-сел-бержер и стула типа «спинка-гондола». Спинки кре-сел-бержер соединены с изогнутыми Б-образно стойками подлокотников, украшенными резьбой в виде стилизованных цветов лотоса. Спинка стула - жесткая, со средником в форме лиры. Фасадная часть сидений прямая. Передние ножки изогнуты аналогично стойкам кресел-бержер, задние выполнены в форме сабель.
В третий набор входят шесть кресел и четыре стула из палисандра и красного дерева. Он деко-
ШЕСТЬ КРЕСЕЛ
И ЧЕТЫРЕ СТУЛА
Франция, XIX в.
Палисандр,
красное дерево
БСИИ Л8С
Инв. № 11-4370 (1-10)
КОЗЕТКА 1832 ГОД
ГРАВЮРА БРАТЬЕВ ЖАНСЕЛЬМ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА, ПАРИЖ [3]
ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А
4Ш1р искусств
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СТУЛ
ФРАНЦИЯ, 1852-1870 МЭРИЯБОР
КРЕСЛО ФРАНЦИЯ, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1850 ГОД МУЗЕЙ
МЕТРОПОЛИТЕН
рирован инкрустацией, переданной контрастом красного дерева и палисандра, приемом, получившим широкое распространение при Реставрации. Спинки прямые, передние ножки изогнутой формы, задние - сужающиеся.
Первый набор мебели был приобретен 29 июня 2011 года во Франции на аукционе JeanMarc Delvaux. Второй - во Франции на аукционе Beaussant Lefèvre в октябре 2013 года и атрибутирован экспертами кабинета Bacot et Hughes de Lencquesaing. Третий же был куплен на аукционе Lisieux enchères в июне 2014 года. Все наборы мебели имеют клейма «JEANSELME».
Все три набора пропорциональны и гармоничны и несут в себе характерные черты стиля периода Реставрации, к которому они относятся. Плавные изгибы контуров мебели сообщают предметам ощущение мягкости и комфорта, что отличает мебель периода Реставрации в сравнении с массивностью и тяжеловесностью обстановки времён Ампира.
Поистине, «мебель исполнена превосходно», как писали о работах мастерской Жансельм еще в XIX веке. И именно благодаря высочайшему качеству своих изделий, семья Жансельм оставила большой след в истории мебели Франции XIX века и по достоинству заслуживает высочайшей оценки и в наше время.
МУЗЕИ, В КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДИНАСТИИ МАСТЕРОВ ЖАНСЕЛЬМ
Мэрия Бордо Бордо, Франция Стул театральный с закруглённой спинкой, ножки сужающиеся, с каннелюрами, завершаюются шарами и декорированы «кубиками».
Музей Метрополитен Нью-Йорк, США Кресло. Свод спинок выполнен в виде вимперга с резным готическим декором. Задние ножки саблевидные. Обивка тисненой кожей.
Музей Добре Нант, Франция Стул с отогнутой назад спинкой. Передние ножки стульев 8-образно изогнуты и декорированы валютами, задние - выполнены в виде сабель.
БСИИ ASG Казань, Татарстан, Россия Набор мебели для сидения , состоящий из козетки со спинкой «гондолой» и четырех стульев с отогнутыми назад спинками. Ножки козетки имеют форму юлы с имитацией каннелюр и снабжены колесиками. Передние ножки стульев 8-образно изогнуты и декорированы валютами, задние - выполнены в виде сабель.
Пара кресел-бержер и стул со спинками «гондолами». Спинки кресел-бержер соединены с изогнутыми 8-образно стойками подлокотников, украшенными резьбой в виде стилизованных цветов лотоса. Спинка стула - жесткая, со средником в форме лиры. Фасадная часть сидений -прямая. Передние ножки изогнуты аналогично стойкам кресел-бержер, задние - выполнены в форме сабель.
Набор мебели для сидения, состоящий из шести кресел и четырех стульев с прямыми спинками. Передние ножки изогнутой формы, задние -сужающиеся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ledoux-Lebard, D. Les Ebénistes du XIXè siècle 1795-1889. - Paris: l'Amateur Ed, 1984. - 699 р.
2. Lovreglio, A. et A. Dictionnaire des mobiliers et des objets d'art du Moyen Age au XXI siècle. - Paris : Dictionnaires Le Robert, 2006. - 463 p.
3. Reyniès, N. Mobilier domestique. Vocabulaire typologique. - Paris : Imprimerie nationale-Editions du patrimoine, 2003. - 2 vol. (1230 p.).
188
Пир искусств