Научная статья на тему 'Занятость в студенческом самоуправлении как механизм развития компетенций будущих специалистов'

Занятость в студенческом самоуправлении как механизм развития компетенций будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
329
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT GOVERNING / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMEN / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нор-Аревян Оксана Аведиковна, Кирик Владимир Александрович

В статье проводится анализ студенческого самоуправления как одного из механизмов развития формируемых в образовательном процессе компетенций. Авторы делают выводы, что студенческая занятость в процессе самоуправления способствует развитию навыков организаторской и управленческой деятельности, формирует такие качества у будущих специалистов, как ответственность, самостоятельность, целеустремленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT IN STUDENT'S SELF-GOVERNMENT AS A MECHANISM FOR DEVELOPMENT OF FUTURE PROFESSIONALS COMPETENCIES (ON MATERIALS OF REGIONAL STUDIES)

This article analyzes the student government as one of the mechanisms for the development of competencies, formed in the educational process. The authors conclude, student employment in the government contributes to the development of organizational skills and management, forms such qualities in the future experts as responsibility, self-reliance, sense of purpose.

Текст научной работы на тему «Занятость в студенческом самоуправлении как механизм развития компетенций будущих специалистов»

УДК 316.4 ББК 60.5

О. А. Нор-Аревян, В. А. Кирик

ЗАНЯТОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ*

В статье проводится анализ студенческого самоуправления как одного из механизмов развития формируемых в образовательном процессе компетенций. Авторы делают выводы, что студенческая занятость в процессе самоуправления способствует развитию навыков организаторской и управленческой деятельности, формирует такие качества у будущих специалистов, как ответственность, самостоятельность, целеустремленность.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, компетенция, профессиональная социализация, молодежь, обучающиеся, занятость.

EMPLOYMENT IN STUDENT'S SELF-GOVERNMENTAS A MECHANISM FOR DEVELOPMENT

OF FUTURE PROFESSIONALS COMPETENCIES (ON MATERIALS OF REGIONAL STUDIES)

This article analyzes the student government as one of the mechanisms for the development of competencies, formed in the educational process. The authors conclude, student employment in the government contributes to the development of organizational skills and management, forms such qualities in the future experts as responsibility, self-reliance, sense ofpurpose.

Keywords: student governing, competencies, professional socialization, students, employmen.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Такие важные слагаемые образования, как воспитание и обучение, используемые комплексно, направлены на развитие личности (социокультурное, профессиональное), обеспечивающее благоприятные условия для самоопределения и социализации обучающихся не только посредством образовательных инструментов.

Огромным воспитательным и образовательным потенциалом обладает студенческое самоуправление, которое выполняет ряд важнейших функций: информационно-аналитическую, образовательную, управленческую,

координационную, развивающую, адаптационную, профессионально-созидательную, защитно-представительскую и другие [2, с. 9293]. Студенческое самоуправление как форма выражения социальной активности обучающихся способствует формированию компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Студенческое самоуправление призвано обеспечить защиту и представление прав и интересов студентов, содействие им в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, привлечение их к решению вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, соответствующих современным требованиям.

В целях реализации и учета показателей эффективности студенческого самоуправления (уровень социальной активности студентов, эффективность деятельности органов СМУ и воздействия на студенческую среду, уровень подготовки лидеров СМУ, эффективность форм, средств и методов работы органов СМУ, включая взаимодействие с организацией [3]) обучающиеся образуют студенческие советы и объединения, деятельность которых регламентирована ФЗ от

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-03-00236).

29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

В контексте анализа развития правовой базы студенческого самоуправления отметим, что обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать органы студенческого самоуправления, общественные учреждения или общественные организации - студенческие отряды, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

В современной России отмечается тенденция роста социальной активности студенческой молодежи. Она выражается, прежде всего, в развитии студенческого движения. С каждым годом получают широкое распространение различные студенческие общественные формирования. Факт их возникновения указывает на то, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов и потребностей, защиты своих прав.

В целях наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества государством поддерживается и поощряется развитие студенческого самоуправления, создаются условия, способствующие самореализации студентов и решению вопросов в различных сферах студенческой жизни.

Так, по мнению И. А. Винтина, вуз должен выступать в роли общественного, профессионально-адаптационного центра, способствующего следующему:

- переходу вчерашнего школьника в другую социальную категорию - студента;

- содействию роста мотивации на будущую профессию;

- созданию условий для погружения в студенческую культуру, а через нее - в общечеловеческую культуру;

- развитию личности студента через процессы самопознания, саморазвития, самоусовершенствования, самоактуализации;

- переходу вчерашнего студента в другую социальную категорию - специалиста-профессионала с лидерскими качествами и творческими способностями [4, с. 294].

В вузе должна быть сформирована «воспитывающая среда», о которой высказались не только преподаватели-эксперты, но и сами студенты в ходе проведенных ранее региональных исследований. От ее качества напрямую зависит успех социальной и творческой самореализации обучающихся. Высока роль преподавателя в воспитании студента и становлении его как личности, поэтому 60 % опрошенных экспертов указали на необходимость воспитания обучающихся и вне учебного процесса.

Эмпирическая оценка роли участия в студенческом самоуправлении в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций студенческой молодежи проведем по материалам социологического исследования «Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста», проведенного в 2013 году [5].

В комплекс основных задач реализации студенческого самоуправления входит не только решение жизненно важных вопросов по организации обучения, быта и досуга студенческой молодежи, но и задач социально-правовой защиты обучающихся. Студентам, активистам и преподавателям был задан вопрос: «Какое из определений студенческого самоуправления Вам ближе всего? Выберете именно то утверждение, которое Вам ближе всего». Большинство ответов студентов (41,9 %), активистов (34,9 %) и экспертов (33,8 %) указывает на понимание студенческого самоуправления как «особой формы инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов». При этом треть опрошенных студентов (36,6 %) являются членами студенческого самоуправления в вузе. Не являются, но хотели бы ими стать 30,2 %, однако каждый третий студент (33,3 %) проявляет пассивность и не желает входить в состав членов студенческого самоуправления.

Позитивное отношение к студенческому самоуправлению демонстрируют учащиеся независимо от курса обучения (табл. 1). При этом наиболее активно в деятельности органов студенческого самоуправления участвуют студенты 1 и 5 курсов (табл. 2). Интерес представляет и степень их вовлеченности в самоуправление от курса к курсу.

Таблица 1

Отношение обучающихся к студенческому самоуправлению в вузе

№ Как Вы относитесь к такой форме Распределение ответов по курсам обучения, в %

п/п студенческой деятельности, как самоуправление в вузе? к числу опрошенных

1 2 3 4 5

1 Одобрительно 69,2 54,9 49,3 39,5 65,2

2 Скорее одобрительно 21,8 33,3 34,0 41,4 21,7

3 Скорее не одобряю 1,3 5,9 5,3 5,6 4,3

4 Не одобряю 1,3 2,9 1,3 6,2 -

5 Затрудняюсь ответить 6,4 2,9 10,0 7,4 8,7

Таблица 2

Участие обучающихся в органах студенческом самоуправлении вуза

№ п/п Являетесь ли Вы членом студенческого самоуправления в вузе? Распределение ответов по курсам обучения, в % к числу опрошенных

1 2 3 4 5

1 Да 48,1 39,2 39,6 24,7 52,2

2 Нет, и не желаю 22,1 24,5 32,9 44,4 30,4

3 Нет, но хотел бы им стать 29,9 36,3 27,5 30,9 17,4

Из таблицы 2 следует, что каждый второй первокурсник вовлечен в студенческое самоуправление и является его членом, однако студенты снижают свою активность в последующие годы обучения, и к четвертому курсу только 25 % всех студентов проявляют активность в работе органов студенческого самоуправления. Но к пятому курсу студенты вновь актуализируются и более половины респондентов относят себя к членам студенческого самоуправления. На этом фоне интересно проследить динамику численности студентов, которые не являются и не желают пополнять ряды студенческого актива. Число таковых возрастает к четвертому курсу и достигает 44,4 %.

Традиционно считается, что в работе студенческого самоуправления большую активность проявляют, как правило, девушки. Однако результаты нашего исследования показали, что юноши чаще (40,2 % против 34,1 %) участвуют в деятельности органов студенческого самоуправления в вузе.

На вопрос «Что дает участие в студенческом самоуправлении?» подавляющее число опрошенных (57,7 %) ответили: «Возможность реализовать себя».

Активное участие в студенческом самоуправлении дает множество возможностей самим студентам, прежде всего отстаивать свои

права и интересы (27,7 %) и оказывать помощь нуждающимся в поддержке студентам (13,9 %). При этом чем старше становятся студенты, тем выше оцениваются ими возможности защиты своих прав и интересов посредством участия в студенческом самоуправлении: 13 % пятикурсников по отношению к 6,4 % первокурсников. Девушки чаще по отношению к юношам полагают, что органы студенческого самоуправления в большей степени участвуют в решении их социально-правовых проблем (59,3 % против 48,2 %).

Оценочные взгляды активистов студенческого самоуправления выше по отношению к мнению студентов. Так, возможность отстаивать свои права и интересы видят 32,9 % активистов, а возможность оказать помощь нуждающимся в поддержке студентам итого больше - 21,3 % против 13,9 % ответов студентов, так как активисты студенческого самоуправления в своей деятельности чаще сталкиваются с вопросами оказания поддержки студентам и защиты их прав и законных интересов (табл. 3).

В ответах экспертов позиция «возможность отстаивать свои права и интересы» занимает третью строку (40,3 %) по значимости после позиций «возможности реализовать себя» (69,9 %) и «возможности приобрести организационно-управленческие навыки» (42,3 %).

Таким образом, очевидно, что эксперты выше оценивают потенциал участия в студенческом самоуправлении как механизм отстаивания их прав и интересов.

На вопрос «Какие формы включенности в студенческое самоуправление Вы могли бы назвать?» ответы респондентов распределились следующим образом (табл. 4). Среди органов студенческого самоуправления наиболее необходимым 43,3 % опрошенных студентов считают студенческий профсоюз.

Роль студенческого самоуправления в формировании общекультурных компетенций неоспорима. Результаты исследования показали, что студенты, участвующие в работе органов СМУ, более подготовлены к решению социально-бытовых, коммуникативных, культурно-досуговых проблем и успешнее преодолевают барьеры социальной адаптации и вузовской социализации. Вместе с тем подавляющее большинство опрошенных студентов (71,3 %) указали на высокую роль

студенческого самоуправления в формировании будущего специалиста и его профессиональном самоопределении, и только 13,5 % респондентов отметили, что опыт студенческого самоуправления не влияет на профессиональное самоопределение. Затруднились ответить на вопрос 15,2 %. При этом девушки отвечают на вопрос утвердительно чаще по отношению к юношам (77,2 % против 63,6 %).

Респондентам из числа студентов, экспертов и активистов студенческого самоуправления было предложено оценить уровень развития компетенций, которые формируются в результате их участия в органах студенческого самоуправления. Исследование показало, что, согласно оценкам студентов, максимально развита такая компетенция, как активность, затем следует коммуникабельность и ответственность. В меньшей степени студенческое самоуправление формирует стрессоустойчивость, обучаемость и аналитический склад ума.

Таблица 3

Сравнительный анализ ответов студентов и активистов на вопрос «Что лично Вам дает участие в студенческом самоуправлении?»

№ п/п Варианты ответов Студенты, в % к числу опрошенных Активисты, в % к числу опрошенных

1 Возможность реализовать себя 69,1 67,1

2 Возможность удовлетворить свои потребности в социальной защите 10,7 7,8

3 Возможность отстаивать свои права и интересы 27,7 32,9

4 Возможность общения со сверстниками 35,4 22,9

5 Возможность приобрести организационно-управленческие навыки 38,9 57,0

6 Возможность оказать помощь нуждающимся в поддержке студентам 13,9 21,3

7 Возможность участвовать в жизни вуза 45,9 41,5

Таблица 4

Распределение ответов студентов на вопрос «Какие формы включенности в студенческое самоуправление Вы могли бы назвать?»

№ п/п Формы студенческого самоуправления Включенность, в % к числу опрошенных

1 Организация и проведение студенческих культурно-досуго-вых и спортивно-оздоровительных мероприятий 56,7

2 Организация и проведение круглого стола, дебатов, деловых игр, конференций и т. п. 38,0

3 Организация и проведение волонтерских акций 37,8

4 Организация деятельности студенческого профсоюза 34,6

5 Организация работы студсовета 28,0

6 Организация материальной поддержки студентам 23,0

7 Организация студенческих отрядов 18,5

При этом интересна гендерная ассиметрия оценочных взглядов на иерархию компетенций, формируемых в период занятости студентов в деятельности органов студенческого самоуправления. Так, девушки выделяют такие компетенции, как активность (51,4 %), коммуникабельность (46,1 %), ответственность (43,3 %), целеустремленность ( 41 %) и креативность (36,7 %). В ответах юношей сложилась иная иерархия компетенций, по которой в пятерку наиболее сформированных вошли следующие: лидерские качества (38,5 %), коммуникабельность (36,6 %), активность (35,3 %), ответственность (34,6 %) и целеустремленность (33,7 %).

Важным этапом формирования общепрофессиональных компетенций можно назвать вхождение в практическую деятельность, то есть непосредственно организацию производственно-практического обучения и вторичной занятости обучающихся. Опрошенные студенты отметили степень эффективности участия в студенческом самоуправлении по критерию содействия вторичной занятости студентов и организации их трудоустройства. Так, на эффективность этого направления работы органов студенческого самоуправления указал каждый второй респондент (47,9 %), из них 19,2 % отметили высокую степень эффективности, а 28,7 % - «скорее эффективно». Полностью неэффективной такую работу считают 17,6 % опрошенных, 14 % респондентов затруднились ответить.

По мнению опрошенных экспертов-преподавателей вузов, студенческое самоуправление способствует самореализации (69,9 %), приобретению организационно-управленческих навыков (42,3 %), дает возможность отстаивать свои права и интересы (40,3 %), расширяет возможности общения со сверстниками (35,7 %) и участия в жизни вуза (30,7 %). Преподаватели отметили такие позиции, как возможность удовлетворять свои потребности в социальной защите (14,3 %) и оказывать помощь нуждающимся в поддержке студентам (12,2 %).

Большинство преподавателей указывает на то, что студенческое самоуправление содействует трудоустройству студентов в летний период и выпускников. Так, на абсолютную эффективность этого направления указывают 13,1 % опрошенных экспертов. 40,8 % отмечают, что такая работа скорее эффективна. Однако 38,2 % респондентов указали на недостаточное участие органов студенческого самоуправления в этом направлении дея-

тельности. Более эффективно эта работа органов студенческого самоуправления проводится в сельскохозяйственных вузах, а также вузах естественно-гуманитарной и технической направленности (58,3 % против 49 и 57,4 %). Однако утвердительно ответили, наоборот, в большей степени эксперты технических вузов, затем естественно-гуманитарных и сельскохозяйственных (16,4, 13,2 и 10 %).

На вопрос «Как Вы считаете, студенческое самоуправление справляется с возложенными задачами по подготовке студента как будущего специалиста (профессионального работника)?» подавляющее большинство экспертов -68,4 % - указали, что самоуправление частично выполняет эту задачу, 16,8 % отметили, что полностью справляется, только 9,2 % респондентов ответили отрицательно.

В ходе социологического исследования были опрошены не только студенты вузов и преподаватели-эксперты, но и активисты студенческого самоуправления. В выборку активистов попали представители различных органов студенческого самоуправления: студенческого профсоюза, студенческого совета, волонтерского движения, студенческого отряда, спортивный клуба, совета общежитий и т. п.

Подавляющее число активистов полагает, что занятость в студенческом самоуправлении способствует карьерному росту и является частью карьерной стратегии: с этим согласны 28,9 % опрошенных, скорее согласны - 44,9 %, скорее не согласны - 16,4 %, не согласны - 5,5 %, затруднились ответить 4,3 % опрошенных. При этом активисты студенческого самоуправления имеют большие шансы успешного трудоустройства, чем студенты, не участвующие в нем.

В целом активисты считают, что органы студенческого самоуправления справляются с возложенными на них задачами по подготовке квалифицированного специалиста. 30,4 и 50,2 % респондентов полагают, что «в чем-то справляются, а в чем-то нет», каждый десятый затруднился ответить на вопрос (11,2 %), только 8,2 % опрошенных указали, что не справляются.

В завершение эмпирической оценки роли студенческого самоуправления в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций можно сделать следующие выводы:

1 . Оценка мнений студентов, преподавателей и активистов демонстрирует хорошую ос-

ведомленность о состоянии развития студенческого самоуправления в вузе. Обучающиеся достаточно активно принимают участие в этом виде деятельности и готовы приобрести дополнительные навыки и умения через этот канал профессиональной социализации. Чуть больше трети всех опрошенных студентов указали на влияние студенческого самоуправления на создание благоприятных возможностей для профессионального становления студентов. Студенческое самоуправление получает все большее развитие и расширяет сферу своего влияния через вовлечение студентов во вторичную занятость и содействие трудоустройству выпускников вузов. Вместе с тем практически на каждый вопрос относительно роли студенческого самоуправления достаточно большое количество респондентов затруднились ответить. Это должно озаботить руководителей вузов, тем более что студенты готовы принимать активное участие во неучебной работе.

2. Респонденты высоко оценили потенциал студенческого самоуправления как механизма защиты прав и законных интересов обучающихся. Приобретение навыков коммуникации, организационно-управленческого администрирования, знание собственных прав и умение их отстаивать могут быть широко использованы в будущей профессиональной деятельности и при решении повседневных жизненных задач.

Литература

1. Статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164939/

2. Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А. Специфика профессиональной социализации современного российского студенчества (на примере вузов Ростовской области): монография. Азов, 2013.

3. Пономарев А. В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1.

4. Винтин И. А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении. Саранск, 2006.

3. Студенты вузов - в целом активные молодые люди, стремящиеся самореализоваться в процессе обучения. Успех социальной и творческой самореализации их зависит от того, насколько сформирована «воспитывающая среда» в вузе. Свою готовность к участию в студенческой жизни примерно одинаково обозначили студенты всех типов вузов по профилю подготовки. В вопросе оценки компетенций, формированию которых способствует участие в студенческом самоуправлении, наметилась легкая гендерная ассиметрия. Так, юноши на первое место ставят лидерские качества, затем коммуникабельность и активность (38,5, 36,6 и 35,3 % соответственно). В ответах девушек лидирует активность, а затем коммуникабельность и ответственность (51,4, 46,1 и 43,3 % соответственно).

В заключение отметим, что результатом активной деятельности органов студенческого самоуправления должна стать высокая степень эффективной реализации адаптационной функции студенческого самоуправления, способствующей своевременной, быстрой и безболезненной адаптации студентов к вузовским условиям социокультурной жизнедеятельности и созданию студентам ситуации успешности, то есть таких условий, при которых они смогут максимально реализовать свой потенциал и сформироваться как высококвалифицированные специалисты, востребованные на рынке труда.

Bibliography

1. Article 2 of the Federal law «On education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 № 273. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_164939/

2. Tarasenko L. V., Nor-Arevyan O. A. Specifics of professional socialization of modern Russian students (for example, universities of Rostov region): monograph. Azov, 2013.

3. Ponomarev A. V. Educational potential of the student's government // Knowledge. Understanding. Skills. 2008. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vintin I. A. Pedagogical bases of social self-determination of students in extracurricular activities in high school. Saransk, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.