УДК 371.83
А.В. Пономарев, канд. пед. наук, доцент М.А. Бердников, аспирант
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный технический университет —
УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
роль студенческого самоуправления в формировании лидерских качеств студентов
Вопрос организации и развития студенческого самоуправления в учебных заведениях на сегодняшний день является актуальным, вызывая и в науке и на практике напряженные дискуссии. Разработкой теоретических подходов к изучению студенческого самоуправления на разных этапах развития в России занималась многочисленная плеяда ученых.
Самоуправление как форма организации жизнедеятельности молодежи возникло во второй половине ХХ века, о чем свидетельствуют данные педагогической науки и практики (Л.Ю. Гордин, Н.М. Изосимов, Т.Е. Конникова, В.М. Коротов и др.). Значительный вклад в раскрытие содержания и механизмов самоуправления в образовательных учреждениях внесли А.В. Волохов, А.В. Муд-рик, Н.И. Приходько, Т.М. Трегубова и др.
О концепции активности субъекта говорят в своих работах С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова, В.А. Сла-стенин. Формирование личности студента в условиях вузовских коллективов различного уровня исследуют И.А. Андреева, И.П. Иванов, Н.П. Капустин и др. Социальное развитие личности студента в контексте коллективной самоорганизации в студенческой среде исследуют Н.А. Шайденко, В.Г. Подзолков, З.Н. Калинина. На современном этапе развития общества изучением различных аспектов развития студенческого самоуправления занимаются: П.И. Бабочкин, Л.В. Байбородова, И.А. Вин-тин, Л.А. Гегель, В.А. Караковский, В.Т. Лисовский,
В.А. Луков, З.А. Малькова, Н.А. Маркова, А.В. Пономарев, М.И. Рожков, Г.И. Селевко, Н.Ю. Синягина, Н.М. Таланчук, И.И. Фришман и другие авторы.
Анализ работ отечественных ученых и практиков позволил выявить противоречие между наличием многочисленных исследований сущности студенческого самоуправления и недостаточным изучением его роли в формировании лидерских качеств студентов как будущих конкурентоспособных специалистов на современном этапе развития.
Для того чтобы подтвердить значительную роль студенческого самоуправления в формировании лидерских качеств студента, в 2006-2008 гг. авторы провели комплексные социологические исследования деятельности органов студенческого самоуправления.
В ходе исследований ставились задачи:
• выявить набор ключевых лидерских качеств, формирующихся в ходе участия студентов в деятельности органов студенческого самоуправления;
• определить уровень развития конкретных лидерских качеств у разных категорий студентов;
• определить набор лидерских качеств, способствующих формированию конкурентоспособности будущего специалиста, с точки зрения работодателей.
В исследованиях приняло участие в общей сложности 1 800 студентов из 185 учреждений высшего и среднего профессионального образования России, а также 76 компаний и предприятий-работодателей Свердловской области и России.
Результаты предварительного социологического исследования, проведенного авторами в марте 2006 г., показали, что деятельность органов студенческого самоуправления создает в вузе среду для наиболее полного развития лидерских качеств студентов. Так, по результатам анкетирования студенческого актива УГТУ-УПИ (230 представителей органов студенческого самоуправления), 86 % респондентов считают, что участие студентов в деятельности органов студенческого самоуправления в значительной степени способствует формированию лидерских качеств [1].
При выборе методики исследований формирования и развития лидерских качеств за основу был взят подход В.И. Андреева [2]. Среди множества качеств, характеризующих лидера на основе экспериментальной работы, автор выделяет 10 системообразующих и приоритетных: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность руководить людьми, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда.
Для того чтобы выявить набор ключевых лидерских качеств из идеальной модели конкурентоспособной личности, по В.И. Андрееву, формирующихся в ходе участия студентов в деятельности органов студенческого самоуправления, было про-
25
ведено анкетирование представителен администрации и профессорско-преподавательского состава УГТУ-УПИ. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие лидерские качества студентов формируются в первую очередь в ходе их участия в деятельности органов студенческого самоуправления?» и установить рейтинг значимости личностных качеств, объединенных в 8 групп (табл. 1).
В сентябре-ноябре 2006 г. авторы измерили уровень развития общих и системообразующих лидерских качеств личности студентов УГТУ-УПИ в двух выборках — представителей органов студенческого самоуправления и студентов вуза, не занимающихся активной общественной деятельностью, а также проведен их сравнительный анализ.
В исследовании приняло участие 720 студентов (представители профкома студентов и профбюро факультетов — 31 % от общего количества респондентов; представители студенческих отрядов — 12 %; представители студенческих советов корпусов (общежитий) — 11 %; студенты 16 факультетов, не участвующие в работе органов студенческого самоуправления, — 46 %). Результаты представлены в табл. 2.
Исследование показало, что по всем ключевым показателям студенты, не принимающие участие в работе органов студенческого самоуправления, уступают студентам-активистам.
Так, по результатам исследования первые значительно проигрывают в вопросах проявления инициативы (инициаторами нововведений в коллективе выступают лишь 38 % респондентов, по своей инициативе участвуют в дискуссиях, семинарах, конференциях 46 %, высказывают открыто свое мнение 53 %, умеют быть в кругу друзей «душой компании» 54 %).
В то же время данная группа респондентов практически не уступает по уровню представителям студенческого самоуправления в способности систематически заниматься самообразованием, саморазвитием (36 %), в стремлении к высокому качеству конечного продукта (48 %).
Результаты исследования позволяют также проследить, на проявление и развитие каких качества студента влияет его участие в том или ином органе студенческого самоуправления. Так, у представителей профкома и профбюро факультетов наиболее сформированы: осознание своих целей на ближайшие
2-3 года (67 %), способность в сложной ситуации найти простое и оригинальное решение (68 %), способность открыто высказывать свое мнение (77 %), умение установить контакт с новыми людьми (88 %).
Деятельность студента в студенческом отряде помогает ему в большей степени сформировать такие качества, как энергичность, способность довести начатое дело до конца (89 %), способность в дискуссиях и спорах отстоять свою точку зрения (70 %), умение в кругу друзей быть «душой компании» (75 %), способность не втягивать себя в конфликты (71 %).
Таблица 1
Рейтинг качеств по каждой группе
Ранг
Качества личности
Мотивы и ценностные ориентации
Глубокий интерес к делу Четкость целей и ценностных ориентаций Стремление к качественному конечному продукту своей деятельности Осознание приоритетов
Оптимизм, вера в успех своего дела___________
Нравственные качества
Ответственность
Обязательность
Справедливость, чувство справедливости Уважительное отношение к персоналу Способность к временным компромиссам
Гражданские качества
Четкая гражданская позиция Патриотизм
Способность отстаивать свои права Гражданское мужество Демократизм________________________
Интеллектуальные и деловые качества
Профессионализм
Компетентность
Системность мышления
Креативность, творческий подход к делу
Критичность мышления___________________
Особенности характера и поведения
Способность ставить и решать все более сложные задачи и проблемы Целеустремленность Трудолюбие
Способность начатое дело доводить до конца Энергичность________________________________
Коммуникативные способности
Коммуникабельность Умение убеждать Умение вести переговоры Адаптивность
Эмпатийность (способность чувствовать собеседника)___________________________________
Организаторские способности
Способность создать команду
Способность руководить людьми
Умение четко ставить перед командой цели, задачи
Умение организовать и мобилизовать коллектив
на успешное решение задачи
Умение контролировать и корректировать
работу коллектива_____________________________
«Само»-способности и «само»-процессы
Самостоятельность в принятии ответственных решений
Способность к непрерывному саморазвитию, личностному и профессиональному росту Способность к самообразованию в течение всей жизни
Способность к самосовершенствованию Способность к самоопределению______________
l
5
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа уровня развития лидерских качеств студентов, %
Представители органов ССУ Студенты,
№ п/п Вопросы по анкете Профком и профбюро факультетов Студенческие отряды Студенческие советы корпусов (об-щеж.) не участвующие в работе органов ССУ
1 Я знаю чего хочу добиться в ближайшие 2-3 года 67 56 58 51
2 Я ценю деловых предприимчивых, практичных людей 82 86 83 75
3 Я знаю в какой сфере можно получить стабильный и высокий заработок 78 79 79 74
4 У меня хватает энергии довести начатое до конца 79 89 87 76
5 Всегда или сравнительно часто, казалось бы, при неразрешимой проблеме мне удается найти неожиданно простое и даже оригинальное решение 68 54 66 46
6 Я быстро осваиваю новые виды деятельности 83 84 87 73
7 В нашем коллективе я всегда или часто являюсь инициатором нововведений 61 51 54 38
8 Я часто способен идти на риск 59 54 54 51
9 Я способен высказывать свое мнение, даже если оно кому-то не нравится 77 68 70 53
10 В дискуссиях и спорах мне всегда или чаще всего удается настоять на своем 69 70 66 61
11 Принимая ответственное решение, всегда или чаще всего я полагаюсь лишь на себя 46 37 37 32
12 В кругу друзей мне нравится и удается быть «душой компании» 73 75 67 54
13 Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми 88 81 79 76
14 Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководить людьми 73 67 87 58
15 Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств 42 32 37 36
16 Я регулярно веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки 14 9 12 7
17 Я стремлюсь и мне удается не втягивать себя в конфликты 67 71 55 61
18 Часто по своей личной инициативе я участвую в дискуссиях, семинарах, конференциях 60 52 58 46
19 Я считаю, что работу нужно делать качественно или не делать вообще 54 60 50 48
20 Я способен неоднократно вносить качественные улучшения и дополнения в одну и ту же работу 59 53 62 49
Сильной стороной представителей студенческих советов корпусов (общежитий) являются способности: быстро осваивать новые виды деятельности (87 %), брать на себя ответственность (87 %).
Анализ уровня сформированности десяти системообразующих лидерских качеств личности студентов УГТУ-УПИ в двух выборках представлен в табл. 3. Шкала выраженности показателей — от 1 до 15 баллов.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что уровень развития лидерских качеств студентов, принимающих участие в деятельности органов студенческого самоуправления, выше аналогичных показателей другой выборки студентов практически по всем показателям. Системообра-
зующие лидерские качества личности студентов авторы называют ключевыми лидерскими качествами и в дальнейшем использовать это определение в исследовательских целях.
Для подтверждения данного вывода авторы провели исследование, целью которого было определение уровня развития ключевых лидерских качеств студентов более 100 вузов России, участников Всероссийского слета студенческих отрядов (22-25 ноября 2006 г., Кемеровская область) и Всероссийского форума по вопросам студенческого самоуправления (15-18 ноября 2006 г., Москва). В исследованиях приняло участие 440 представителей студенческого актива.
Сравнительная характеристика уровня развития показателей дана в табл. 4.
27
Таблица 3
Уровень развития системообразующих лидерских качеств личности студентов УГТУ-УПИ, %
Представители органов ССУ Студенты, не участвующие в работе органов ССУ
№ п/п Качества личности Члены профкома и профбюро факультетов Бойцы студенческих отрядов Члены студенческих советов корпусов (общежитий)
1 Четкость целей и ценностных ориентаций 13,5 13,3 12,8 12,2
2 Трудолюбие 11,5 11,7 11,7 11,2
3 Креативность, способность к творчеству 12 12,4 11,3 11,1
4 Способность идти на риск 12 12,5 11,5 11,5
5 Способность принимать самостоятельные
решения, независимость 11,5 11,4 10,6 10,3
6 Способность вести за собой других 12,7 12,2 12,2 9,7
7 Способность к непрерывному саморазвитию 10,1 10,3 10,3 9,5
8 Стрессоустойчивость 10,7 10,5 11,4 10,3
9 Способность к непрерывному профессиональному росту 12,2 11,9 12,5 11,5
10 Стремление к высокому качеству конечного продукта 11,6 11,9 11,8 11,6
Исследование показывает, что уровень развития ключевых лидерских качеств участников в основном выше среднего (40,4 % и 35,2 % соответственно) и высокий (43,8 % и 54,3 %).
Таким образом, студенты вузов России, принимающие активное участие в деятельности органов студенческого самоуправления, обладают преимущественно высоким и выше среднего уровнем развития лидерских качеств.
В ходе исследований было сделано предположение, что набор ключевых лидерских качеств, формируемый у студентов в ходе их деятельности в студенческих организациях, во многом совпадает с набором качеств конкурентоспособного специалиста, с точки зрения работодателей.
В период 2007-2008 гг. были проведены исследования качеств конкурентоспособного специалиста среди 76 компаний-работодателей Свердловской области и России. В ходе опроса были выявлены следующие требования работодателей по значимости: 1) коммуникабельность;
2) ответственность; 3) активность;
4) умение руководить; 5) готовность к обучению; 6) проектное мышление.
В ходе анализа всероссийских исследований «Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы», проводившихся аналитическим центром «Эксперт» в партнерстве с Благотворительным фондом В. Потанина, компаниями «Русал» и АФК «Система», выявлены следующие
приоритетные качества конкурентоспособного специалиста [3]:
• умение работать в команде;
• организационный опыт;
• коммуникабельность, коммуникационные навыки;
• мобильность, максимальная адаптивность, готовность подстраиваться под требования;
• способность системно мыслить;
• способность к нестандартным решениям. Дальнейшее исследование лидерских качеств
авторы проводили в рамках работы по формированию модели социально-личностных компетенций выпускника УГТУ-УПИ в период с февраля по май 2007 года [4]. Выборка представлена четырьмя группами: работодатели — 52 чел, управляющие выс-
Таблица 4
Показатели уровня развития ключевых лидерских качеств студентов вузов России
Баллы Уровень Участники Всероссийского слета студенческих отрядов, % Участники Всероссийского форума по вопросам студенческого самоуправления, %
30-42 1 — очень низкий 0 0
43-57 2 — низкий 0 0
58-70 3 — ниже среднего 0 0
71-83 4 — чуть ниже среднего 0 0
84-96 5 — средний 2,3 0,9
97-109 6 — чуть выше среднего 10,2 5,9
110-122 7 — выше среднего 40,4 35,2
123-137 8 — высокий 43,8 54,3
138-140 9 — очень высокий 1,9 2,3
141- 150 10 — наивысший 1,4 1,4
шего звена 23 ведущих предприятий российского и областного уровней; специалисты — 202 чел, выпускники университета (окончившие университет
3-5 лет назад); профессорско-преподавательский состав — 105 чел. — заведующие кафедрами, профессора, доценты, ведущие преподаватели-практики всех циклов дисциплин, но с количественным преимуществом по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; студенты — 305 чел, обучающиеся на выпускных курсах. Общая выборка составила 664 чел. Обработка полученных данных проводилась с помощью программ SPSS for Windows v. 13.0.
Получены данные о составе, содержании, структуре социально-личностных компетенций (далее СЛК), сформирована модель СЛК выпускника УГТУ-УПИ на современном этапе развития рынка труда и университета с позиции системного подхода. Так, в частности, изучение ключевых показателей в корреляционных взаимосвязях СЛК и личностных качеств по уровню значимости их для профессиональной деятельности и уровню сформи-рованности в вузе в общей выборке выявило плотность и полноту связей (более трех) в обоих случаях по следующим ключевым показателям:
• четыре социально-личностные компетенции (ответственность за качество; лидерство (командное лидерство); уверенность в себе; языковая (коммуникативная));
• два личностных качества (креативность, способность к творчеству; трудолюбие). Своеобразие или отличие в выделенных ключевых личностных качествах по результатам корреляционного анализа по уровню значимости для профессиональной деятельности и по уровню сфор-мированности у выпускников УГТУ-УПИ заключалось в следующем.
По уровню значимости для профессиональной деятельности дополнительно были выделены:
• способность вести за собой других, быть лидером;
• способность принимать самостоятельные решения, независимость;
• стремление к высокому качеству конечного продукта.
По уровню сформированности в вузе дополнительно были выделены:
способность к непрерывному саморазвитию; способность идти на риск.
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что, во-первых, лидерские качества выпускника университета востребованы рынком труда, во-вторых, лидерские качества выступают в качестве ключевых характеристик в структуре модели социально-личностных компетенций выпускника УГТУ-УПИ и, в-третьих, студенческое самоуправление сегодня обладает высоким воспитательным потенциалом в вопросе подготовки будущих конкурентоспособных специалистов и способствует в большей степени развитию лидерских качеств у студентов, прошедших «школу» студенческого самоуправления во время обучения в вузе.
Список литературы
1. Пономарев, А.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста: монография / А.В. Пономарев, М.А. Бердников. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. — 273 с.
2. Андреев, В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
3. Галушкина, М. Задать тренды / М. Галушкина // Эксперт, № 1-2 (496), 16 января 2006 г.
4. Пономарев, А.В. Особенности модели социальноличностных компетенций выпускника УГТУ-УПИ / А.В. Пономарев, О.Я. Пономарева, Я.В. Козлов [и др.] // Внеучебная работа со студентами: опыт, проблемы, перспективы: сб. тезисов докладов XI Межвузовской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. — 2008. — 274 с.
УДК 37.018.556
А.Н. Ременцов, доктор пед. наук, профессор М.Н. Кожевникова, ст. преподаватель
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный институт» (Государственный технический университет)
адаптационный аспект в обучении китайских граждан на этапе довузовской подготовки в российской высшей школе
История российско-китайских отношений насчи- ства. За редчайшими и недолговременными нега-
тывает более 400 лет, наполненных фактами уни- тивными фактами стоят стабильные позитивные
кального сотрудничества, дружбы и добрососед- отношения, которые строились на основе диалога,
-----------------------------------Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008----------------------- 29