УДК 316.614 ББК 60.5
А. С. Магранов
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ
В данной статье анализируется социализирующая функция студенческого самоуправления. Рассматриваются основные направления деятельности и роль студенческого самоуправления в процессе социализации учащихся вузов.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, социализация, студенчество, молодежь, внеучебная деятельность.
ROLE OF STUDENT'S SELF-GOVERNMENT IN THE PROCESS OF PERSONAL FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS
This article analyzes function of socialization of student's self-government. The article examines primary spheres of activity of students' self-government and their role in the process ofsocialization of university students.
Keywords: students self-government, socialization, students, youth, extracurricular activity.
Студенческие годы - особый период в жизни молодого человека. В стенах вуза молодые люди проходят значимый этап не только профессионального, но и личностного становления. Большое значение для формирования полезных личностных качеств имеют различные формы общественной активности, среди которых особое место занимает участие в работе органов студенческого самоуправления (далее -ССУ). Среди основных направлений деятельности студенческого самоуправления выделяются: участие в управлении различными сферами жизнедеятельности студентов и вуза в целом; организация культурно-массовых и спортивных мероприятий; создание и участие в поддержке деятельности секций различной направленности; социальная помощь студентам, защита их прав и интересов, организация мероприятий, направленных на развитие профессиональных навыков. Безусловно, столь широкий круг деятельности предоставляет массу возможностей для творческой самореализации, а также способствует формированию лидерских навыков.
В прикладном исследовательском проекте «Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста», проведенном Социологическим центром мониторинга, диагностики и прогнозирования социального развития ЮФУ в 2013 году (руководитель проекта - доктор социологических наук В. И. Филоненко), социализационной функции органов ССУ было уделено особое внимание. В одном из блоков анкеты студентам было
предложено оценить позитивный социализирующий потенциал студенческого самоуправления (формулировка вопроса: «Студенческое самоуправление способствует:»). Как показали результаты социологического исследования, по мнению 56,7 % учащихся вузов, органы студенческого самоуправления помогают личностному становлению и самосовершенствованию. Практически такое же количество респондентов (52 %) считают, что ССУ предоставляет огромное пространство для творческой самореализации. 38,5 % опрошенных студентов отмечают, что благодаря участию в деятельности органов ССУ у них формируются управленческие качества, а 37,1 % констатируют позитивное влияние студенческого самоуправления на чувство социальной ответственности у молодых людей. Таким образом, согласно полученным данным, более чем у трети студентов сложилось представление о студенческом самоуправлении как механизме формирования будущего управленческого кадрового резерва. Безусловно, эффективный управленец должен не только иметь лидерские задатки, но и уметь отстаивать принятые им решения. Роль студенческого самоуправления подтверждается еще и значимостью ССУ для профессионального становления молодых специалистов, что отметили 33,7 % опрошенных студентов вузов [2, с. 184-185]. Отчасти это достигается и участием ССУ в организации и контроле научно-производственной, производственной и учебной практик студентов. 25,4 % студентов-активистов считают, что органы са-
Материалы регионального социологического исследования.
моуправления занимают активную позицию в данном вопросе, а 36,5 % полагают участие ССУ в организации студенческих практик частичным [1, с. 31]. Помимо этого, треть студентов (27,2 %) отметили, что деятельность студенческого самоуправления прежде всего должна быть направлена на защиту прав и интересов учашдхся вузов, а еще 10,3 % респондентов указали, что органы ССУ способствуют формированию ответственной гражданской позиции у представителей студенчества. Как показали данные, полученные в ходе исследования, оценка позитивного социализирующего потенциала студенческого самоуправления имеет свою специфику в каждом типе высших учебных заведений. В целом эффективнее всего на личностное становление представителей студенческой молодежи органы ССУ воздействуют в технических (60 %) и естественно-гуманитарных вузах (59,5 %). В учебных заведениях сельскохозяйственного профиля значимость самоуправления для личностного становления учащихся отметили около половины опрошенных - 48,8 %. Можно заметить, что работа студенческого самоуправления в сельскохозяйственных вузах отличается более выраженным прикладным характером. Прежде всего, это проявляется в акцентировании внимания на развитии организационно-управленческих навыков (42,3 % против 38,6 % в технических и 36,1 % в естественно-гуманитарных вузах) и чувства социальной ответственности у представителей студенческой молодежи (47,2 % против 37,7 и 30,4 %). Кроме того, в сельскохозяйственных вузах более активно ведется правозащитная деятельность студенческого самоуправления (32,5 % против 29,3 и 19,6 % в вузах технического и естественно-гуманитарного профиля). Однако наличие четко выраженной гражданской позиции проявляется более явно у молодых людей, обучающихся в вузах естественно-гуманитарного и технического профиля, - 12,7 и 10,7 % соответственно (против 6,5 % студентов сельскохозяйственных вузов).
Отвечая на вопрос «На Ваш взгляд, что дает участие в студенческом самоуправлении самим студентам?», 69,1 % учащихся вузов отметили, что главная польза, которую приносят данные органы, - это возможность реализовать себя как в творческом, так и в личностном плане. Это находит свое подтверждение и в других социологических исследованиях. Так, результаты проекта «Социализация и воспитание студентов вузов Ростовской области», про-
веденного Социологическим центром мониторинга, диагностики и прогнозирования социального развития ЮФУ в 2011 году (научный руководитель проекта - В. И. Филоненко), показали, что 48,5 % студентов готовы принимать активное участие во внеучебной деятельности. Кроме того, данные аналогичного социологического исследования, реализованного в 2006 году, свидетельствуют о том, что к активным действиям на благо вуза готовы 44,6 % студентов [3]. При этом в проявлении общественной активности наблюдается ген-дерный дисбаланс. Стремление к активному участию в жизни вуза выразили чуть более половины студенток (52,1 %) и 37,4 % юношей. Однако, как показали результаты исследования, динамика потенциала общественной активности студентов направлена не в сторону увеличения. За время обучения в вузе уровень потенциала активности студентов снижается с 55,1 % на первом курсе до 43,5 % на четвертом и пятом. Это детерминируется осознанием того, что студенческое самоуправление не всесильно и некоторые проблемы не поддаются решению силами только учащихся.
Обращаясь к анализу оценок студенческого самоуправления, следует отметить, что 38,9 % учащихся выделяют приобретение организационно-управленческих навыков, а 35,4 % - возможность коммуникации со сверстниками. Способствуя поддержанию социальных контактов с референтной группой, реализация коммуникативной функции ССУ играет важную роль в процессе социализации студенческой молодежи. Кроме того, участвуя в работе ССУ, студенты получают возможность расширить свое коммуникативное пространство, увеличив круг своих знакомств.
Нами установлена зависимость выраженности тех или иных возможностей, предоставляемых студенческим самоуправлением, от типа высшего учебного заведения. Так, например, наилучшие условия для самореализации предоставляются студентам технических вузов (72,9 %). Реализация коммуникативной функции органов студенческого самоуправления наиболее ощутима в вузах технического и естественно-гуманитарного профиля (38,5 и 36,8 % соответственно). Студенческое самоуправление в стенах вузов сельскохозяйственного профиля отличается намного более заметным вовлечением учащихся в общественную жизнь, а также развитой социальной поддержкой нуждающихся. Подробное распределение ответов студентов на данный вопрос представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение ответов студентов на вопрос «На Ваш взгляд, что дает участие в студенческом самоуправлении самим студентам?» в зависимости от типа вуза
№ п/п Варианты ответов Тип вуза (в % к числу опрошенных)
Естественно-гуманитарные Технические Сельскохозяйствен-ные
1 Возможность реализовать себя 65 72,9 66,7
2 Возможность удовлетворить свои потребности в социальной защите 10,4 10,1 11,4
3 Возможность отстаивать свои права и интересы 28,2 29,8 24,4
4 Возможность общения со сверстниками 36,8 38,5 30,1
5 Возможность приобрести организационно-управленческие навыки 34,4 40,4 42,3
6 Возможность оказать помощь нуждающимся в поддержке студентам 11 15,1 16,3
7 Возможность участвовать в жизни вуза 42,9 41,7 58,5
8 Другое 1,8 0,5 -
9 Затрудняюсь ответить 7,4 1,8 3,3
Студенческое самоуправление осуществляет социализирующее воздействие на представителей учащейся молодежи посредством реализации своих функций в основных сферах жизни вуза. Органы ССУ обеспечивают студентов информационной, психологической и финансовой поддержкой. Согласно данным, полученным в ходе исследования, студенческая молодежь в целом считает объем оказываемой ССУ поддержки вполне достаточным: 25,4 % высоко оценивают ее эффективность, а 33 % считают ее результаты скорее эффективными. Полностью недовольны обеспечением различного рода поддержки со стороны органов студенческого самоуправления только 11,2 % студентов. При этом отметим, что нехватку информационной, психологической и финансовой поддержки ощущают в основном студенты, создавшие новую «ячейку общества» (табл. 2). Только 10,8 % семейных студентов отметили эффективность поддержки, оказываемой органами студенческого самоуправления.
Таким образом, становится очевидным тот факт, что органы студенческого самоуправления не обладают достаточными ресурсами для осуществления информационной, психологической и финансовой поддержки студенческих семей. Безусловно, семейные студенты нуждаются в большем объеме поддержки, так как они сталкиваются с разнообразными проблемами, решение которых зачастую требует значительных усилий. Также была установлена зависимость реализации данного направления деятельности ССУ от профиля высшего учебного заведения. Согласно полученным данным, наиболее ощутимую ин-
формационную, психологическую и финансовую поддержку получают учащиеся сельскохозяйственных вузов. Так, 38,5 % оценили ее как эффективную. Наименее качественно данная функция ССУ реализуется в вузах естественно-гуманитарного профиля - только 11,9 % студентов дали ей высшую оценку, а 18,2 % оценили ее как неэффективную.
Среди основных направлений работы студенческого самоуправления особое место занимает обеспечение необходимых условий для активизации инициативы каждого студента в учебном процессе, научной и творческой деятельности. Оценка студентами данного направления деятельности ССУ имеет схожий вектор с осуществлением информационной, психологической и финансовой поддержки. По мнению четверти респондентов (25,4 %), органы ССУ создают все условия, необходимые для активизации студенческой инициативности, а 33,4 % указали на успешную реализацию данной функции в большинстве случаев. Бездействие студенческого самоуправления в развитии инициативности студентов отметили только 11 % опрошенных. Необходимо заметить, что оценка реализации данной функции меняется на протяжении всего времени обучения: с первого по четвертый курс положительная оценка эффективности этого показателя снижается в два с половиной раза - с 40,3 до 16 %, то есть со временем студенты вузов начинают считать эти условия недостаточными и не позволяющими успешно реализовать свой потенциал. Наивысшую оценку предоставляемым возможностям для развития инициативности дали студенты
Материалы регионального социологического исследования...
Таблица 2
Удовлетворенность студентов уровнем поддержки со стороны органов ССУ в зависимости от семейного положения
№ п/п Обеспечение информационно-молодежной, правовой, психологической, финансовой помощи студентам факультета (совместно с соответствующими службами) Семейное положение (в % к числу опрошенных)
Замужем / женат Не замужем / не женат
1 Эффективно 10,8 26,7
2 Скорее эффективно 32,4 33,5
3 Скорее не эффективно 32,4 22,2
4 Полностью неэффективно 16,2 10,8
5 Затрудняюсь ответить 8,1 6,8
вузов сельскохозяйственного профиля - 36,4 %.
Социализационная функция студенческого самоуправления во многом находит свое выражение в организации культурного отдыха учащихся вузов и активном приобщении их к занятиям физической культурой и спортом. Согласно ответам студентов-активистов, данное направление деятельности довольно часто попадает в поле зрения ССУ: участие самоуправления в спортивной деятельности отметили 62,9 % активистов, а в организации отдыха, туристических поездок - 39 %. В целом студенты положительно оценивают результаты работы студенческого самоуправления по организации досуга и занятий спортом: 32,3 % отметили эффективную реализацию данной функции, а 36,7 % считают, что она осуществляется вполне продуктивно, хотя и нуждается в доработках. Между тем здесь, как и в случае с оказанием поддержки со стороны ССУ, прослеживается зависимость от семейного положения респондентов.
Как следует из полученных данных, студенты и студентки, еще не вступившие в брачные отношения, более удовлетворены организацией культурного досуга и занятий физической культурой (34,2 % против 16,7 % среди семейных студентов). Во многом это можно объяснить недостатком времени у семейных студентов для полноценного отдыха и активных занятий спортом.
Одним из приоритетных направлений работы студенческого самоуправления является содействие творческой самореализации студентов, которое находит свое выражение в различных формах культурно-массовой деятельности: создании и поддержке кружков и секций, КВН, а также организации и проведении конкурсов талантов. Нацеленность ССУ на культурно-массовый сектор отметили 78 % студентов-активистов. По мнению 26,9 % респондентов, органы ССУ очень эффективно занимаются культурно-массовой деятельностью, а 37,9 % считают, что результаты работы в данном направ-
лении заметны, однако необходимо внести некоторые изменения. Работой студенческого самоуправления в сфере культурно-массового сектора остались недовольны 8,4 % опрошенных представителей студенческой молодежи.
Среди основных аспектов влияния студенческого самоуправления на процесс социализации учащихся вузов особенно выделяется формирование личностных качеств и компетенций посредством участия в деятельности органов ССУ. Студентам было предложено оценить по пятибалльной шкале сформированность личностных качеств и профессиональных навыков, получаемых посредством включения в деятельность органов студенческого самоуправления. Как показали полученные данные, участие в работе студенческого самоуправления помогает учащимся вузов развить в себе такие качества, как активность, коммуникабельность, лидерские навыки и чувство социальной ответственности. Именно этим качествам подавляющее большинство опрошенных студентов дало наивысшие оценки - «5» и «4»: активность - 44,6 и 29,2 %, коммуникабельность - 42 и 32 %, лидерские навыки - 40,2 и 31,9 %, чувство ответственности за принимаемые решения -
39.6 и 31,2 % соответственно. Выстроенная иерархическая структура личностных и профессиональных качеств выступает еще одним подтверждением ориентированности студенческого самоуправления на формирование эффективных управленцев, которые в будущем составят кадровый резерв органов ССУ. Безусловно, эти студенты должны быть готовы к активным действиям и ответственности за принимаемые решения и их последствия. Также студенты отметили важную роль самоуправления в формировании собственно управленческих навыков:
33.7 % респондентов оценили их на «5», 35,5 % - на «4». Помимо этого, в оценках студентов нашел свое отражение и такой навык, как целеустремленность. Участие в деятельности студенческого самоуправления не только ставит
перед молодыми людьми конкретные цели, но и мотивирует их на активные действия. При этом студенты осознают, что для успешного достижения целей и решения задач им необходимо быть работоспособными (33 % оценили на «5» и 32,8 % - на «4»), уметь проявлять креативность (32,2 и 32,6 %), а также анализировать ситуацию (19,8 и 37,2 % соответственно). В процессе участия в деятельности органов ССУ студенты получают возможность обучиться новым видам деятельности, что также было отмечено в ответах респондентов: высшие оценки обучаемости дали 27,7 и 36,5 % соответственно. Наименее всего, по мнению представителей студенческой молодежи, участие в работе ССУ способствует формированию стрессоустойчивости. На 5 и 4 баллов оценили это качество только 19 и 24 % респондентов.
В отношении формирования личностных и профессиональных компетенций прослеживается гендерная специфика распределения мнений. Как показал анализ полученных данных, студентки в целом чаще отмечают позитивные результаты влияния самоуправления на формирование личностных и профессиональных качеств. Прежде всего, девушки более активны (51,4 % студенток дали высшую оценку этой компетенции, 35,3 % юношей), коммуникабельны (46,1 % против 36,6 %) и ответственны (43,3 % оценили это качество на 5 баллов против 34,6 % среди парней) и целеустремленны (41 % против 33,7 %), нежели юноши. А вот для парней оказался более свойственным аналитический склад ума (24 % против 17 % среди студенток).
Отдельно необходимо отметить, что активисты ССУ высказали схожие мнения с осталь-
Литература
1. Брайко Д. Н. Студенческое самоуправление в разрезе гендерного анализа: по материалам регионального социологического исследования // Гендерные реалии 21 века: сборник материалов XI Международных гендер-ных чтений «Гендерные реалии 21 века» (Ростов-на-Дону, 28 марта 2014 года) / под ред. Л. А. Савченко. Ростов н/Д, 2014.
2. Нор-Аревян О. А. и др. Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста: монография / науч. ред. И. А. Гуськов, под общ. ред. В. И. Фи-лоненко. Ростов н/Д, 2014.
3. Филоненко В. И. Студенчество современной России: парадоксы существования. Ростов н/Д, 2009.
ными представителями студенчества относительно влияния самоуправления на формирование личностных качеств и компетенций. Однако практически все предложенные компетенции были оценены студентами-активистами намного выше: 5 баллов различным навыкам представители актива ССУ давали примерно на 10 % чаще. Оценки сформированности компетенций активистов и остальных студентов оказались практически идентичными только в отношении стрессоустойчивости (19,5 и 33,2 %) и обучаемости (28,9 и 39,5 %).
Подводя итог, можно отметить, что студентам высших учебных заведений, активно участвующим в деятельности органов студенческого самоуправления, предоставляется больше возможностей для формирования и совершенствования профессиональных и личностных качеств. Тем не менее, как показали результаты проведенного исследования, осознание необходимости приложения усилий для развития навыков и компетенций присутствует как у самоуправленческого актива, так и у представителей остального студенческого сообщества. При этом студенты, вне зависимости от степени участия в работе ССУ, обладают равными способностями к обучению новым видам деятельности. Таким образом, посредством воздействия как на образовательный процесс, так и на внеучебную деятельность учащихся, студенческое самоуправление реализуют свою социа-лизационную функцию. Участие в работе студенческого самоуправления предоставляет молодым людям пространство для творческой и личностной самореализации, способствует формированию активной общественной позиции, а также развитию компетенций и навыков, необходимых эффективному управленцу.
Bibliography
1. Brayko D. N. Students self-government through the gender analysis: based on the data of the regional sociological research // Gender realities of 21 century: collected materials of XI International gender conference «Gender realities of 21 century» (Rostov-on-Don, 28 March 2014 year) / ed. by L. A. Savchenko. Rostov-on-Don, 2014.
2. Nor-Arevyan O. A. and other. Students self-government as a factor of training of modern specialist: monograph / scientific editor I. A. Gusk-ov, gen. edit. V. I. Filonenko. Rostov-on-Don, 2014.
3. Filonenko V. I. Students of modern Russia: paradoxes of existence. Rostov-on-Don, 2009.