Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление: противоречия, парадоксы и направления функционирования и развития'

Студенческое самоуправление: противоречия, парадоксы и направления функционирования и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENTS GOVERNMENT / STUDENT-ACTIVIST / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / СТУДЕНТ-АКТИВИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филоненко Виктор Иванович

Статья посвящена анализу уровней и противоречий функционирования студенческого самоуправления в вузах Ростовской области, его роли в формировании современного профессионала высшей квалификации. На основе результатов масштабного регионального социологического исследования рассматривается взаимодействие органов студсамоуправления, профессорско-преподавательского состава и различных управленческих вузовских структур, предлагаются направления развития автономности и самостоятельности студенчества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филоненко Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’S SELF-GOVERNMENT: THE CONTROVERSIES, PARADOXES, DIRECTIONS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT

The article gives the analysis of students’ self-government emphasizing its levels of functioning and controversies concerning the case of Rostov region’s Universities. Author deals with the problem of students’ self-government’ impact on forming of the highest quality modern professional. According the results of large-scale social research author describes the collaboration between students’ self-government and the faculty, different structures of Universities administration. Also article gives some proposes for developing of students’ autonomy and independence.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление: противоречия, парадоксы и направления функционирования и развития»

МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА»

УДК 316.614 ББК 60.5

В. И. Филоненко

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПАРАДОКСЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Статья посвящена анализу уровней и противоречий функционирования студенческого самоуправления в вузах Ростовской области, его роли в формировании современного профессионала высшей квалификации. На основе результатов масштабного регионального социологического исследования рассматривается взаимодействие органов студсамоуправления, профессорско-преподавательского состава и различных управленческих вузовских структур, предлагаются направления развития автономности и самостоятельности студенчества.

Ключевые слова: студенчество, студенческое самоуправление, студент-активист, социализация, управление, компетенции, трудоустройство.

STUDENT'S SELF-GOVERNMENT: THE CONTROVERSIES, PARADOXES, DIRECTIONS

OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT

The article gives the analysis of students' self-government emphasizing its levels of functioning and controversies concerning the case of Rostov region's Universities. Author deals with the problem of students' self-government' impact on forming of the highest quality modern professional. According the results of large-scale social research author describes the collaboration between students' self-government and the faculty, different structures of Universities administration. Also article gives some proposes for developing of students' autonomy and independence.

Keywords: students, students government, student-activist, socialization, management, competencies, employment.

Студенческое самоуправление (далее -ССУ) выступает одним из значимых факторов профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Это определяется тем, что выпускник вуза, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, должен быть самостоятельной, самоорганизующейся личностью и обладать знаниями и компетенциями не только в области своей профессиональной деятельности, но и организаторскими навыками и умениями как неотъемлемым результатом вузовской подготовки. Сегодня существует потребность найти новые современные подходы к процессу актуализации профессионального образования, повышения конкурентоспособности выпускника на

рынке труда, которые могут быть успешно реализованы через систему ССУ или зарождаться в ней.

Наше понимание студенческого самоуправления предполагает его автономное функционирование как организационной системы (подсистемы), принятие ею самостоятельных решений по внутренним проблемам жизнедеятельности студенчества и вуза (его структур), участие обучающихся в работе различного уровня соответствующих органов управления высшего учебного заведения, местного самоуправления и муниципального управления в современной России. Подобное осознание ССУ позволяет нам предполагать, что социальная субъектность молодежи «проявляется

в деятельности, определяющей ее содержание» [1, с. 442]. В соответствии с этим объектом нашего регионального социологического исследования «Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста» выступили студенты 1-5 курсов дневной формы обучения, студенты-активисты органов студенческого самоуправления, преподаватели-эксперты государственных высших учебных заведений Ростовской области, предметом -особенности организации и функционирования студенческого самоуправления в вузе как системы, сопутствующей профессиональному становлению личности.

Цель исследования - анализ уровня и перспектив развития студенческого самоуправления в высшем учебном заведении как дополнительного источника формирования современного профессионала и рассмотрение возможностей оптимизации данного процесса на фоне эффективного взаимодействия со всеми структурными участниками образовательного процесса в целом. В качестве основных задач были определены: изучение взаимодействия органов студенческого самоуправления и представителей управленческого и профессорско-преподавательского состава вузов, в том числе и по вопросам организации трудовой занятости студентов и выпускников; выявление и рассмотрение механизма, структуры, сфер и основных акторов организации и реализации ССУ; изучение влияния студенческого самоуправления на воспитание и развитие профессиональных качеств студентов и др.

Социсследование осуществлено Социологическим центром мониторинга, диагностики и прогнозирования социального развития ЮФУ в соответствии с планом работы Совета ректоров вузов Ростовской области по внутреннему гранду Южного федерального университета №9 213.01 - 24 /2013 - 175 от 30 апреля 2013 года. Оно включало в себя следующие методы сбора первичной социальной информации:

- метод анкетирования (в основном квотированного) охватил 900 студентов 1-5 курсов, обучающихся в 8 вузах Ростовской области, 300 студентов-активистов (представителей студенческих советов, профсоюзных бюро, советов общежитий, студенческих отрядов и т. п.), 350 экспертов (проректоров, начальников управлений и заместителей деканов по воспитательной работе, деканов факультетов (дирек-

торов институтов) и заведующих кафедрами, кураторов учебных групп, преподавателей общенаучных и выпускающих кафедр);

- фокус-групповое интервью со студентами-активистами Южного федерального, Донского технического, Строительного и Аграрного университетов;

- метод анализа документов (изучены положения и планы работы студенческих советов, советов общежитий, студенческих отрядов и другие) [2, с. 7, 224-225].

Насколько нам известно, наше исследование - пока единственное в Российской Федерации, непосредственно посвященное постижению проблем и противоречий студенческого самоуправления в вузах разного типа всего региона, расположенных в областном центре, в средних городах и сельской местности, и субъектом выборки которого явились три категории респондентов: студенты, студенты-активисты и преподаватели-эксперты.

Студентам, активистам и преподавателям был задан вопрос: «Какое из определений студенческого самоуправления Вам ближе всего?» Большинство ответов студентов (41,9 %), активистов (34,9 %) и экспертов (33,8 %) указывают на понимание студенческого самоуправления как «особой формы инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов». Если подходить к самоуправлению с такой точки зрения, а это мнение самих участников образовательного и воспитательного процесса, то такая деятельность может рассматриваться как эффективный механизм воспитания будущего инициативного, самостоятельного и ответственного специалиста.

Рассматривая социализационную функцию студенческого самоуправления, необходимо обратиться, прежде всего, к анализу общих оценок позитивного потенциала ССУ. Как показали результаты социологического исследования, более половины опрошенных студентов (56,7 %) отметили, что ССУ создает благоприятные условия для личностного становления учащихся, а также дает возможность развития и реализации своих творческих способностей - так считают 52 % респондентов. Интересно заметить, что в ответах на данный вопрос прослеживается некоторая гендерная диспозиция, находящая свое выражение в том, что девушки чуть больше ощущают способствование ССУ созданию возможности творче-

ской деятельности: 55 % против 48 % у юношей. Согласно мнению 38,5 % учащихся вузов, органы студенческого самоуправления могут помочь в развитии управленческих способностей, имеющих высокую значимость для выполнения различных видов коллективной деятельности. 37,1 % опрошенных ответили, что ССУ позволяют сформировать у студентов чувство социальной ответственности за результаты своего поведения. Учитывая распределение мнений студентов относительно этих двух аспектов, можно сделать вывод, что более трети респондентов видят в студенческом самоуправлении механизм формирования будущих управленческих кадров, обладающих не только качествами лидера, но и способных осознавать ответственность за принятие решений. Эффективный управленец, безусловно, должен обладать, прежде всего, этими качествами. 33,7 % респондентов считают, что органы студенческого самоуправления способствуют профессиональному становлению молодых специалистов, что также подтверждает значимость ССУ для формирования будущих руководителей. Стоит заметить, что в оценках данного аспекта также прослеживается гендерная особенность: девушки и юноши в равной степени оценивают значимость самоуправления для формирования управленческих способностей (38,3 и 38,2 % соответственно). Однако у студенток в большей степени присутствует ощущение сформированности чувства ответственности за принятые решения: 40,6 % против 32,4 % среди мужчин. Также 27,2 % опрошенных студентов считают, что органы ССУ должны в первую очередь заниматься обеспечением защиты интересов и прав учащихся. Причем стоит отметить, что, по мнению 10,3 % опрошенных студентов, самоуправление не только осуществляет правозащитную функцию, но в то же время способствует формированию ответственной гражданской позиции у представителей студенческой молодежи, а это, безусловно, в определенной степени способствует повышению уровня правовой грамотности учащихся вузов.

На основании полученных данных можно выделить специфику оценки позитивного потенциала студенческого самоуправления в каждом из вузов, в которых проводился опрос. Согласно результатам, полученным в ходе исследования, наиболее эффективно студенческое самоуправление способствует личностно-

му развитию учащихся в высших заведениях технического (60 %) и естественно-гуманитарного профиля (59,5 %). Среди студентов сельскохозяйственных вузов значимость органов ССУ для становления личности учащихся отметили 48,8 % респондентов. В целом можно сделать вывод, что деятельность ССУ в вузах сельскохозяйственного типа носит более прикладной характер по сравнению с техническими и естественно-гуманитарными. Например, это находит свое выражение в том, что органы самоуправления в вузах данной категории делают несколько больший упор на формировании организационно-управленческих навыков (42,3 % против 38,6 % в технических и 36,1 % в естественно-гуманитарных вузах) и чувства социальной ответственности у студентов - 47,2 % против 37,7 и 30,4 % соответственно. Кроме того, в вузах сельскохозяйственного типа деятельность органов ССУ имеет большую направленность на защиту прав и интересов учащихся (32,5 % против 29,3 и 19,6 %). Формирование собственной гражданской позиции более заметно выражено у студентов естественно-гуманитарных (12,7 %) и технических вузов (10,7%), тогда как в сельскохозяйственных влияние самоуправления на гражданственность отметили только 6,5 % опрошенных. Наибольшее внимание личностному росту студентов уделяется в РГСУ (81,8 %), ДГТУ (59,3 %) и РГЭУ (РИНХ) (59 %). Творческому развитию и самореализации студентов способствует деятельность органов самоуправления в ЮРГПУ (НПИ) (59,7 %), ДонГАУ (58,3 %). Меньше всего направлено на поддержку творческой самореализации учащихся самоуправление в РГСУ (22,7 %). Студенческое самоуправление в стенах ЮРГПУ (НПИ) и АЧГАИА имеет прежде всего профессиональную направленность: 45,5 и 41,2 %. Наиболее низкую направленность органов ССУ на формирование будущих специалистов отметили студенты РГСУ (22,7 %) и ДонГАУ (27,8 %).

Активисты перечислили те сферы студенческой жизни, которые преимущественно попадают в поле внимания органов студенческого самоуправления вуза. Культурно-массовую деятельность (КВН, конкурсы красоты и т. п.) выделили 78,0 % опрошенных, спортивную деятельность отметили 62,9 % (68,8 % юношей, 58,9 % девушек). Творчество в качестве одного из основных направлений деятельно-

сти студенческого самоуправления указали 43,2 % активистов (46,1 % девушек и 40,2 % молодых людей). Более трети респондентов назвали самоуправление в студенческих общежитиях (39,8 %), туризм, отдых (39,0 %), еще 28,2 % - студенческую научно-исследовательскую работу, 27,4 % - стройотряды. Причем наиболее активные сферы деятельности органов студенческого самоуправления (спорт, туризм, отдых) обозначают в большей степени юноши-активисты, а научно-исследовательскую работу - девушки (32,6 % против 24,1 % у мужчин).

Интересно проследить оценку степени приоритетности выполнения функций студенческого самоуправления в вузе. 76,7 % респондентов утверждают, что в большей степени органы ССУ справляются с организацией общественной и досуговой деятельностью. 63,3 % активистов считают, что не менее успешно системе студенческого самоуправления удается формировать и обучать студенческий актив. Более половины опрошенных (56,2 %) уверены, что система ССУ на высоком уровне выполняет функцию информирования студенчества, администрации, преподавателей о различных аспектах жизни вуза и государственной молодежной политике, а также принимает активное участие в решении социально-правовых проблем студентов (54,3 %). Чуть меньшее число активистов (43,8 %) отмечают заметные достижения студенческого самоуправления в области консолидации студенческого сообщества.

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что органы студенческого самоуправления наиболее эффективно наряду с культурно-массовой, спортивной, информационной и содействующей функцией осуществляют обучающую (организация работы и проведение обучения актива студенческого самоуправления вуза) и организационно-образовательную деятельность (формирование у студентов мотивации к учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельности; организация школ, семинаров, тренингов, деловых игр, направленных на личностное и профессиональное развитие студентов; координация работы старост, кураторов учебно-академических групп, профсоюзных комитетов, студенческих советов: оптимизация взаимодействия студентов с преподавателями, кураторами академических групп, кафедрами и деканатом).

В современном обществе качественная подготовка специалистов немыслима без тесного взаимодействия образовательной организации с будущими работодателями, без налаженных механизмов трудоустройства выпускников. Большинство студентов (54,6 %), преподавателей (72,4 %) и активистов (61,2 %) уверены в эффективном функционировании в вузе центров содействия трудоустройству учащихся. Достаточно результативная работа органов студенческого самоуправления в области содействия трудовой занятости студентов и выпускников подтверждается эмпирическими данными об осуществлении проектов карьерной направленности (дней карьеры, рынка вакансий) в вузах Ростовской области с участием активистов студенческого самоуправления. Так, 47,4 % преподавателей, 39,8 % активистов, 36,4 % студентов считают, что такого рода мероприятия проводятся в их учебных заведениях на регулярной основе. Еще 33,3 % студентов, 30,1 % преподавателей, 24,7 % активистов думают, что проекты карьерной направленности с непосредственным участием студенческого самоуправления осуществляются, но редко. Довольно большое количество учащихся затруднились ответить на данный вопрос (20,4 %), видимо, по причине неучастия в подобных мероприятиях или неосведомленности об их существовании. 18,5 % активистов склонны думать, что административно-управленческий аппарат учебного заведения проводит такого рода мероприятия автономно от органов студенческого самоуправления. Аналогичного мнения придерживаются 13,3 % преподавателей и 7,4 % студентов. Немного и тех, кто считает, что в их учебном заведении подобные мероприятия не осуществляются (студенты - 2,5 %, активисты - 3,9 %, преподаватели - 1 %).

У трех групп респондентов мы спросили: «Какова модель взаимодействия работодателей и органов студенческого самоуправления в Вашем вузе?». Нами были получены следующие варианты ответов: есть работодатели, сотрудничающие с органами студенческого самоуправления на постоянной (30,0 % активистов, 29,4 % преподавателей, 24,3 % студентов) и сезонной основе (20,2 % студентов, 18,1 % активистов и 14,9 % преподавателей). Работодатели, как правило, взаимодействуют с другими структурными подразделениями учебного заведения (преподаватели - 21,1 %, активисты -

20,4 %, студенты - 6,0 %). Сложность вопроса отразилась на качестве ответов респондентов: 39,3 % студентов, 26,3 % преподавателей и

23.8 % активистов затруднились ответить на него. В учебном заведении органы студенческого самоуправления не сотрудничают с работодателями, полагают 9,9 % студентов, 8,2 % преподавателей, 7,7 % активистов, что еще раз подтверждает гипотезу о вполне успешных попытках органов студенческого самоуправления поддерживать студентов и выпускников в вопросе их трудоустройства.

Еще одно направление деятельности органов студенческого самоуправления - это участие в организации и контроле различных видов практик студентов (научно-производственной, производственной, учебной и так далее).

68.9 % преподавателей, 62,7 % активистов и 54,1 % учащихся уверены в том, что данная область деятельности лишь частично находится в ведении системы органов студенческого самоуправления или этот процесс традиционно курирует администрация факультета/подразделения вуза. Только 25,4 % активистов, 25,1 % студентов, 16,1 % преподавателей отмечают, что студенческое самоуправление действительно занимает активную позицию в организации и регулировании различных видов практик.

Главным показателем социализирующего влияния самоуправления на представителей студенческой молодежи выступает набор личностных качеств и компетенций, формируемых вследствие включенности в работу органов ССУ. Для определения наиболее значимых качеств студентам в ходе опроса было предложено оценить по пятибалльной шкале уровень развития тех или иных компетенций в результате их участия в деятельности ССУ. Как следует из результатов исследования, вовлеченность в деятельность студенческого самоуправления способствует выработке прежде всего таких качеств, как активность (44,6 % дали этому качеству оценку «5», 29,2 % оценили его на 4 балла), коммуникабельность (42 и 32 %), лидерские навыки (40,2 и 31,9 %) и чувство ответственности (39,6 и 31,2 %). Подобная иерархия значимых качеств еще раз подтверждает отмеченную выше направленность ССУ на формирование эффективного управленца. Он должен быть способен на активные действия и осознавать собственную ответственность за принимаемые решения и

их последствия. При этом стоит учитывать и существование потребности органов самоуправления в воспроизводстве кадровых ресурсов. Немаловажным представляется и тот факт, что развитию конкретно управленческих способностей посредством участия в деятельности ССУ также были даны довольно высокие оценки: 33,7 % оценили их на «5», 35,5 % -на «4». Более того, студенты вузов отметили, что участие в работе органов самоуправления мотивирует их на достижение поставленных целей: 37,8 и 30,8 % дали высшие оценки такому качеству, как целеустремленность. В то же время достижение поставленных целей требует приложения усилий, а зачастую и применения нестандартного подхода к решению задач. Как показали полученные данные, представители студенческой молодежи осознают этот факт и отмечают важность таких качеств, как работоспособность (33 и 32,8 %) и креативность (32,2 и 32,6 %). Помимо этого, студентами было отмечено, что благодаря участию в работе органов самоуправления они смогли развить в себе способности к обучению новым видам деятельности (27,7 и 36,5 %) и научились более детально анализировать сложившуюся обстановку для принятия рациональных решений (19,8 и 37,2 %). Компетенцией, которая получает наименьшее развитие в результате участия в работе ССУ, является стрес-соустойчивость - высшие оценки этому качеству поставили только 19 и 24 % опрошенных студентов.

Что касается гендерного распределения оценок личностных качеств, то представительницы прекрасного пола заметно больше ощущают личностное совершенствование в результате участия в деятельности органов ССУ. Студентки проявляют большую активность (51,4 % девушек дали этому качеству оценку «5» против 35,3 % у юношей), коммуникабельность (46,1 % против 36,6 %). Девушки более ответственно подходят к выполнению работы, нежели молодые люди (43,3 % против 34,6 %), проявляют большее усердие при достижении поставленных целей (41 % против 33,7 %). А вот юноши оказались склонны к аналитике при принятии правильных решений: 24 % против 17 % у девушек.

Специфика каждого высшего учебного заведения также оказывает влияние на формирование определенных компетенций и личностных качеств. Самые креативные

студенты учатся в ДонГАУ (50 % оценили креативность на «5», а 27,1 % дали ей оценку 4), ЮФУ (37 и 32,6 %), РГСУ (15 и 45 %) и АЧГАИА (21,6 и 43,1 %). Активную позицию занимают учащиеся ДонГАУ (61,6 и 20 %), АЧГАИА (45,1 и 31,4 %), ЮФУ (41,3 и 28,3 %), ДГТУ (41,9 и 33,3 %) и ЮРГТУ (НПИ) - 43,2 и 31,1 %. Способности к налаживанию коммуникации больше всего развиты у студентов ДонГАУ (52,1 и 37 %), АЧГАИА (45,1 и 33,3 %), ЮФУ (42,2 и 35,6 %) и ЮРГТУ (НПИ) - 44,6 и 29,7 %. Целеустремленностью отличаются, прежде всего, учащиеся ДонГАУ (59,7 и 26,4 %), РГСУ (40 и 20 %), ДГТУ (38,5 и 27,4 %), АЧГАИА (37,3 и 35,3 %), чувством ответственности за принимаемые решения - обучающиеся в ДонГАУ (60,3 и 30,1 %), РГСУ (45 и 25 %), АЧГАИА (39,2 и 31,4 %), ЮФУ (33,3 и 46,7 %) и РГЭУ (РИНХ) - по 36,3 % студентов оценили данный навык на «5» и «4». Организационно-управленческие навыки в большей степени формируются у учащихся ДонГАУ (50,7 и 32,9 %), АЧГАИА (31,4 и 47,1 %) и ЮРГТУ (НПИ) - 37,3 и 38,7 %.

Проводя корреляцию оценок студентов с мнениями активистов, можно заметить один довольно интересный момент. Динамика оценок личностных качеств, данных активистами и остальными студентами, имеет схожий вектор направленности. Однако абсолютное большинство показателей в ответах активистов получило более высокие оценки. Например, креативность оценили высшими баллами 41,4 и 31,3 % активистов против 32,2 и 32,6 % студентов. Развитие активной жизненной позиции указали 55,7 и 30,2 % активистов, тогда как среди студентов высшие оценки этому показателю поставили 44,6 и 29,2 % опрошенных. У представителей самоуправленческого актива более развиты коммуникативные навыки (59,5 и 27,6 % против 42 и 32 % у остальных студентов), чувство социальной ответственности (49,8 и 30 % против 39,6 и 31,2 %), а также ярко выражены лидерские качества (55,3 и 30 % против 40,2 и 31,9 %). Таким образом, самоуправленческий актив, принимая непосредственное участие в организации работы органов ССУ, получает больше возможностей для формирования и развития важных личностных качеств и компетенций. Но при этом и активисты, и представители остального студенческого сообщества в равной степени осознают необходимость

приложения немалых усилий для развития этих навыков.

Как показали результаты проведенного социологического исследования, студенты и преподаватели понимают студенческое самоуправление в целом как форму самостоятельной, инициативной и ответственной деятельности студентов в сфере решения важных вопросов студенческой жизни. ССУ как канал профессиональной социализации получает все большее развитие и расширяет свое влияние через содействие трудоустройству студентов и выпускников вузов. Используя ресурсы студенческого самоуправления в вопросах организации и проведения производственных, научно-производственных и учебных практик, органы студенческого самоуправления могут способствовать обеспечению стартовой возможности для будущего трудоустройства студентов и выпускников в организациях, с которыми они тесно сотрудничали в период обучения. Вместе с тем студенты недооценивают участие в студенческом самоуправлении как факторе профессиональной социализации и рассматривают его в качестве одного из способов самореализации. Если этот путь кажется им интересным и привлекательным (в том числе и благодаря хорошей информированности), студенты будут принимать участие в самоуправлении, в противном случае они найдут иные возможности для самореализации. Активность ССУ проявляется преимущественно в культмассовой, досуговой деятельности, несколько реже - в спортивной.

К сожалению, различные категории студентов практически не участвуют в работе органов местного самоуправления и муниципального уровня. Данные нашего социсследования показывают, что только около 2,5 % обучающихся являются членами каких-либо общественных, творческих или любительских объединений, функционирующих в городе или районе [3, с. 231-271].

Для наибольшей эффективности работы органам ССУ необходимо наладить сотрудничество с молодежными парламентами и молодежными правительствами регионального и муниципального уровней по вопросам реализации молодежной политики и решения актуальных проблем студенческой молодежи. Также следует активнее использовать организационные возможности, методическую и консультативную поддержку избирательных комиссий

в процессе формирования органов студенческого самоуправления на выборной основе, популяризировать в студенческой среде программы и мероприятия избирательных комиссий, направленные на повышение электоральной активности и правовой культуры студенческой молодежи.

В настоящее время самоценность феномена социального порядка как основы социально-политической стабильности России подвер-

Литература

1. Луков В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ: монография. М., 2012.

2. Нор-Аревян О. А. и др. Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста: монография / науч. ред. И. А. Гуськов, под общ. ред. В. И. Филоненко. Ростов н/Д, 2014.

3. Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области (сравнительный анализ результатов исследований 2006, 2011 и 2013 годов): научно-методическая монография / под общ. ред. В. И. Филоненко; научный ред. И. А. Гуськов. М., 2014.

гается активной критике со стороны антироссийских сил. Деидеологизация образования не снимает задачи воспитания и обучения молодого поколения как лояльной, патриотически настроенной и культурно-компетентной социальной общности. При этом студенчество следует рассматривать как ближайший кадровый резерв всех уровней управления в Российской Федерации, из которого будет формироваться административно-политическая элита страны.

Bibliography

1. Lukov V. A. Theories of youth: interdisciplinary analysis: monograph. Moscow, 2012.

2. Nor-Arevyan O. A. and other. Student's self-government as factor of training of the modern expert: monograph / scien. ed. I. A. Guskov, general ed. V. I. Filonenko. Rostov-on-Don, 2014.

3. Socialization and education of student's youth of higher education institutions of the Rostov region (comparative analysis of results of researches 2006, 2011 and 2013 of years): the scientific and methodical monograph / general ed. V. I. Filonenko, scientific ed. I. A. Guskov. Moscow, 2014.

УДК 316.023.6 ББК 74 : 605

О. С. Мосиенко

АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Данная статья посвящена социологическому анализу активности обучающихся вузов Ростовской области в сфере студенческого самоуправления на основании данных регионального эмпирического исследования «Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста».

Ключевые слова: студенческое самоуправление, орган студенческого самоуправления, студенческий профсоюз, студенческий совет.

ACTIVITY OF THE ROSTOV REGION'S UNIVERSITY STUDENTS IN STUDENT'S

SELF-GOVERNMENT

This article focuses on the sociological analysis of the activity of Rostov region s university students in student government on the basis of regional empirical study «Student Government as a factor in modern specialist training».

Keywords: student government, agency of student government, student union, student council.

Актуальность развития самоуправления деятельностью образовательных организаций,

обучающихся продиктована необходимостью реализацией права на участие в управлении ву-

их более широкого привлечения к обсуждению зом. Анализ анкетных данных социологическо-

и решению важнейших вопросов, связанных с го исследования «Студенческое самоуправле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.