Научная статья на тему 'Социально-политический портрет современного студенчества'

Социально-политический портрет современного студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
478
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗАКОН / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS / YOUNG PEOPLE / SOCIALIZATION / POLITICAL ACTIVISM / LAW / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филоненко Виктор Иванович, Абросимов Дмитрий Владимирович, Магранов Алексей Сергеевич

В статье на основе результатов проведенного прикладного регионального социологического исследования описывается социально-политический портрет современного российского студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Филоненко Виктор Иванович, Абросимов Дмитрий Владимирович, Магранов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and political portrait of modern students

On the basis of results of the application of the regional case study describes the socio-political portrait of contemporary Russian student.

Текст научной работы на тему «Социально-политический портрет современного студенчества»

Главной особенностью жизни современного общества является его динамичность. В социуме постоянно происходят процессы, затрагивающие все элементы его социальной структуры. Особое место в динамично развивающемся обществе занимает молодежь как социальная группа, особенно восприимчивая к любым изменениям. Безусловно, все социальные перемены последних лет заметно сказались на процессе социализации современных молодых людей, на формировании их ценностных и мировоззренческих установок. Особую важность представляет изучение социальных установок и поведения студенческой молодежи как особой субкультуры, выступающей основой будущего развития общества. Необходимо понимать, какие ценности превалируют в сознании молодых, какова их самоидентификация в современном обществе, в чем суть основных мотивов, определяющих их социальное поведение и политические воззрения [1, с. 11, 93-95]. Особое внимание в проведенном нами исследовании занимал анализ особенностей социально-политической активности современного студенчества: их отношение к существующему законодательству, степень вовлеченности в деятельность общественных организаций, действующих в университете и городе, уровень проявляемого интереса к политической жизни страны и активность участия в проводимых избирательных кампаниях. Итак, что же представляет собой социально-политический портрет и автопортрет современного студенчества?

Прежде всего, стоит обратиться к рассмотрению отношения студентов к закону. Большинство студентов (58 %) считают, что законы необходимо соблюдать, но при этом нужно ориентироваться на жизненные реалии, определенные обстоятельства той или иной жизненной ситуации. Полностью поддерживают существующие законы 18 %, они считают, что всегда и во всем необходимо соблюдать «букву закона». Однако весомая часть студентов заметно более равнодушно относится к закону: 11,4 % полагают, что не стоит полагаться на закон, главное - справедливость; 4,5 % уверены, что закон можно и нужно соблюдать лишь тогда, когда он не мешает реализации личных интересов, а 1,1 % готовы нарушить закон практически в любой момент. Можно отметить, что распределение отношения к существующим законам имеет определенную территориальную специфику: наиболее

положительное отношение к законам высказали студенты вузов, находящихся в сельской местности: 19,7 % всегда и во всем следуют букве закона, только 2,6 % связывают соблюдение законов с личными интересами (против 4,7 и 4,6 % студентов вузов областного центра и средних городов), и всего лишь 1 % могут нарушить закон, недолго раздумывая. Есть и определенная гендерная специфика соблюдения законов. 18,4 % юношей считают, что закон необходимо соблюдать всегда. Среди девушек такого мнения придерживаются 17,6 %. Но, все же, большинство и девушек (61,4 %), и юношей (53,5 %) считают, что законы надо соблюдать, ориентируясь при этом на жизненные реалии. У молодых людей по сравнению с девушками несколько более заметно выражена готовность нарушить закон: для 16,3 % юношей главное не закон, а справедливость (против 8 % у девушек); 5,9 % из них не исключают противозаконные действия в случае, если закон будет мешать реализации их личных интересов; среди девушек такую готовность выразили лишь 3,6 %. Тем не менее, абсолютных противников закона оказалось крайне мало как среди юношей, так и среди девушек - 1,2 % и 1 %, соответственно.

Для получения полного представления об отношении студентов к законодательству обратимся к анализу частных составляющих отношения студентов к соблюдению законов. Студентам был задан ряд вопросов, касающихся того, какие поступки и действия, по их представлению, являются допустимыми, не нарушающими законов. Подавляющее большинство студентов (72,2 %) считают, что недопустимо «покупать» какие-либо необходимые документы, такие как, например, диплом о высшем образовании или водительские права. Допускают же такой поступок 15,6 % респондентов.

Таким образом, студенты высших учебных заведений осознают значимость процесса обучения и роль знаний, поэтому стремятся к честному получению определенных навыков. Однако можно заметить, что присутствие материальной личной выгоды от совершения противоправного поступка несколько озадачило респондентов: хотя 60,9 % считают нарушение закона недопустимым в любом случае, в независимости от того, имеется ли возможность получить выгоду, тем не менее, 17,5 % готовы «поддаться соблазну наживы», а 21,5 % затруднились ответить однозначно. Можно предположить, что сомнения в однозначном определении своих действий означают зависимость решения о нарушении закона от того, насколько велика может быть финансовая выгода. Схожим образом обстоит дело с взятками: 63,2 % не приемлют мздоимства и ни в коем случае не стали бы брать взятки. Однако по 18,4 % опрошенных студентов либо согласны принять взятку за совершение определенных действий, либо затруднились ответить. 56,1 % - сочли недопустимым давать взятки, однако 24,1 % готовы дать взятку, а пятая часть респондентов (19,8 %) затруднились с ответом. Также неблагоприятная ситуация сложилась с отношением к уклонению от воинской службы: 43,2 % не приемлют подобных действий, однако каждый третий не видит ничего противозаконного в уклонении от воинской службы - 32,2 %, а пятая часть опрошенных (24,5 %) затруднились ответить. Основная причина данного затруднения заключается в следующем: большинство затруднившихся ответить однозначно (67 %) - девушки, которые, безусловно, менее осведомлены об особенностях службы в армии. Что касается затруднений среди парней, то оно возникало, по-видимому, у тех юношей, которые еще не задумывались о службе в армии, т.к. получили отсрочку на время учебы в вузе. Тем не менее, наличие столь заметного числа потенциальных «уклонистов» вызывает определенную настороженность. Причем стоит заметить, что во многих случаях они готовы избежать воинской повинности при помощи взяток: 42,8 % тех, кто допускает уклонение от службы в армии, отметили готовность дачи взятки в предыдущем вопросе, что составляет 57,5 % от всех респондентов, отметивших свою готовность пойти на дачу взятки.

Однако в вопросе об уплате налогов студенты оказались полностью законопослушными: подавляющее большинство (74,4 %) считают недопустимой неуплату налогов. Уклоняться от налоговых обязательств готовы только 13,2 %, и 12,3 % затруднились дать ответ на этот вопрос.

Можно отметить, что анализ частных составляющих отношения к закону подтвердил территориальную специфику: студенты вузов сельской местности наиболее лояльно относятся к существующим законам. Среди студентов сельских вузов было меньше всего респондентов, отметивших допустимость уклонения от службы в армии (18,8 %), уклонения от уплаты налогов (7,2 %), дачи и получения взяток (12,6 и 10,6 %), нарушения закона с целью извлечения экономической выгоды (12,8 %), а также «покупку» документов (9,5 %). Также стоит обратить внимание на тот факт, что юноши чаще допускают возможность совершения противозаконных действий, нежели девушки (табл. 1). Особенно заметно это проявляется в отношении к уплате налогов (18 % юношей допускают возможность подобных действий, против 9,7 % у девушек) и касательно нарушения закона с корыстной целью (23,8 и 13 %, соответственно).

Отношение студентов к противозаконным действиям по гендерному признаку

(в % к числу опрошенных, 2011 г.)

Отметьте допустимые и недопустимые действия Варианты ответов Мужской, % Женский, %

Купить диплом или водительские права Допустимо 16,2 15,1

Недопустимо 72,7 72,8

Затрудняюсь ответить 11,2 12,1

Нарушить закон, если это экономически выгодно Допустимо 23,8 13,0

Недопустимо 56,0 64,4

Затрудняюсь ответить 20,2 22,6

Брать взятки Допустимо 20,8 16,7

Недопустимо 62,3 63,9

Затрудняюсь ответить 17,0 19,5

Давать взятки Допустимо 27,1 22,0

Недопустимо 53,8 57,7

Затрудняюсь ответить 19,1 20,3

Не платить налоги Допустимо 18,0 9,7

Недопустимо 69,5 77,9

Затрудняюсь ответить 12,5 12,3

Уклоняться от армии Допустимо 34,7 30,4

Недопустимо 45,9 41,3

Затрудняюсь ответить 19,4 28,3

Также важным моментом является определение частоты нарушений прав студентов в вузе. Большинство опрошенных - 62,2 % - не сталкивались со случаями нарушения своих прав и интересов как студентов в стенах своего вуза. С фактами несоблюдения своих прав сталкивались только 14,6 % студентов. Однако следует отметить, что студенты не в полной мере осведомлены о своих правах -практически четверть опрошенных (23 %) ответили, что они не знают, нарушались ли их права в вузе. Наиболее спокойной обстановка в отношении прав студентов представляется в негосударственных высших учебных заведениях - только 9,1 % студентов (против 14,9 % в государственных) сталкивались с нарушениями. Здесь можно отметить ТИУиЭ (83,1 % студентов не сталкивались с нарушением своих прав), а также ИУБиП (73,8 %). Стоит обратить внимание и на то, что в вузах сельскохозяйственного типа несколько реже нарушаются права студентов - 13,3 % (против 14,7 и 14,9 % в вузах инженерно-технического и естественно-гуманитарного типа). Среди учебных заведений сельскохозяйственного профиля можно выделить АЧГАИА - 79,7 % студентов здесь не сталкивались с правонарушениями. Также стоит отметить РГУПС (75,7 %), и ЮФУ-центр (71,7 %). Наиболее часто с нарушением своих прав сталкиваются студенты ИАрхИ ЮФУ (47,5 % сталкивались с правонарушениями). Несколько чаще, чем в других вузах, случаи нарушений прав студентов встречаются в РГСУ и РостГМУ: (24,3 и 22,9 %). Кроме этого, учащиеся данных вузов меньше остальных осведомлены о своих правах (31,7 и 33,9 %).

Тем не менее, несмотря на относительно спокойную обстановку, студенты вузов выразили готовность отстаивать свои права в случае их нарушения. В большинстве случаев учащиеся готовы бороться за свои права, прибегая при этом только к разрешенным законом формам борьбы (митинги, собрания, петиции) - такую готовность выразили 43,8 % опрошенных. Десятая часть респондентов (10,3 %) готовы применить любые формы борьбы, в том числе гражданское неповиновение и насильственное сопротивление властям. Пятая часть опрошенных - 22,5 % - абсолютно пассивны в отстаивании своих прав и интересов. Число затруднившихся однозначно ответить на этот вопрос также довольно велико - почти четверть опрошенных (23,4 %). Вполне вероятно, что их выбор формы действий будет зависеть напрямую от того, насколько сильно затронуты их интересы. Однако это можно связать и просто с незнанием студентами своих прав. Стоит обратить внимание и на гендерную специфику выбора формы отстаивания своих прав. Как показывают полученные данные, юноши настроены заметно более решительно, нежели девушки. Молодые люди заметно чаще готовы прибегнуть к любым возможным формам борьбы, в том числе и к гражданскому неповиновению и насильственному сопротивлению властям - 17,8 %, в то время как среди девушек к столь решительным действиям готовы лишь 4,8 %. Девушки больше склонны к законным формам борьбы за свои права (45,3 против 42 %). Девушки проявляют более заметную пассивность: 24,1 % студенток не собираются участвовать в какой-либо борьбе (против 20,2 % среди юношей). Четверть

представительниц прекрасного пола не смогли однозначно определиться с выбором способа борьбы за свои права (25,8 %). Среди юношей же затруднились лишь 20 %.

Можно отметить, что, со временем отношение студентов к выбору формы отстаивания своих прав несколько изменилось. Студенты стали чаще отдавать предпочтение законным видам борьбы за свои права: в 2006 г. прибегать к формам борьбы, разрешенным законом, были готовы 35,6 %. Также уменьшилось количество затруднившихся однозначно определить, какой способ борьбы за свои права им ближе: в 2006 г. таковых было 30 %. То есть за 5 лет у студентов вузов появились более четкие представления о действиях в случае нарушения их прав, а также большая готовность к активным действиям, по сравнению с 2006 г. Что касается остальных форм борьбы за свои права, то готовность прибегнуть к ним осталась практически неизменной.

Также необходимо обратить внимание на то, что количество нарушений прав студентов за 5 лет несколько уменьшилось - в 2006 г. с правонарушениями сталкивались 20,4 %. Но, в то же время, количество студентов, неосведомленных о своих правах, осталось практически неизменным - в 2006 г. их было 24, 1 %. Обратившись к рассмотрению обстановки в каждом вузе в отдельности, можно отметить, что ситуация заметно улучшилась в АЧГАИА и ЮРГУЭС - в 2006 г. с правонарушениями там сталкивались 22,8 и 16,9 % студентов, соответственно (против 2,3 и 8,8 % в 2011 г.). Ситуация в ЮРГТУ (НПИ) и РГСУ осталась практически на том же уровне - 20,7 и 25,2 % в 2006 г. (против 21,6 и 24,3 % в 2011 г.). Однако были отмечены и ухудшения ситуации с соблюдением прав студентов. В РостГМУ обстановка заметно ухудшилась: если, по данным исследования 2006 г., с

правонарушениями сталкивались только 6,1 % студентов, то в 2011 г. таковых стало уже 22,9 %.

Одним из важных аспектов социальной активности студентов является участие во внеучебной деятельности. Как показало проведенное исследование, студенты вузов преимущественно отдают первенство в организации различных мероприятий на факультете руководству факультета и преподавателям, при участии старост групп и профоргов (39,7 %). То есть, по их мнению, для поддержания наиболее эффективной общественной жизни университета должно существовать некое «разделение власти» руководства и студентов. Треть опрошенных считают, что наиболее удачная форма общественной жизни университета может быть реализована активными усилиями самих студентов - такого мнения придерживаются 32,5 %. Наибольшую активность в данном вопросе проявляют студенты естественно-гуманитарных вузов: 34,7 % учащихся этих вузов отметили необходимость активных действий студенческого актива, а 16% считают, что в организации всевозможных мероприятий должно участвовать большинство студентов. Кроме того, в вузах

естественно-гуманитарной направленности студенты меньше всего возлагают полную ответственность за проведение университетских мероприятий на руководство факультета и преподавателей - 9,8 %. Можно отметить, что девушки проявляют больший интерес к принятию участия в организации мероприятий: 35,4 % девушек отметили роль студенческого актива (против 28,3 % среди юношей), и 16,1 % сочли необходимым всеобщее студенческое участие в организации различных мероприятий (против 12,6 %). Только 10,4 % студенток полностью возложили ответственность на усилия профессорско-преподавательского состава, тогда как среди юношей таковых 16,4 %.

Необходимо обратиться и к оценке студентами общего уровня проводимых внеаудиторных занятий в стенах вуза. Согласно полученным данным, студенты оценили уровень внеучебной работы как средний, и в университете (42 %), и на факультете (41,2 %). Третья часть опрошенных студентов дали ему наивысшую оценку: 27,5 % в университете в целом, 28,9 % - на факультете. Количество студентов, недовольных проводимыми внеаудиторными занятиями не столь велико: 17,3 и 18,2 %. Причем стоит отметить, что по сравнению с 2006 г. уменьшилось количество низких оценок внеучебной деятельности в университете - в 2006 г. их было 24 %, и на факультете - 25,4 %. А наивысшую оценку внеаудиторным занятиям в университете и на факультете студенты стали давать заметно чаще - в 2006 г. внеучебную деятельность в вузе и на факультете высоко оценили 19,7 и 19,5 %, соответственно. Но в то же время увеличилось и количество оценок уровня внеучебной деятельности как среднего - согласно данным 2006 г. средний уровень отметили 39,2 и 40,1 % в университете и на факультете, соответственно.

Тем не менее, стоит обратить внимание на один момент. Довольно заметное количество студентов не смогли однозначно оценить уровень внеучебной работы в вузе (13,2 %) и на факультете (11,7 %). Наиболее вероятной причиной подобного затруднения в оценках является недостаточная информированность студентов о проводимых внеаудиторных занятиях. Безусловно, это говорит о необходимости налаживания системы информирования студентов о проводимых в стенах вуза мероприятиях. Особенно отчетливо низкий уровень информированности прослеживается в оценках студентами внеучебной работы, проводимой в общежитии: больше половины студентов - 52 % - не осведомлены о подобных занятиях в общежитии. В остальном же оценки распределились следующим образом: 18,6 % оценивают уровень внеаудиторной работы в общежитии как средний, 16,9 % - как низкий и 12,5 % - как высокий. Оценка внеучебной деятельности в общежитии также заметно улучшилась за 5 лет: количество низких оценок снизилось с 21,7 до 16,9 %, а высоких - наоборот, увеличилось с 8,8 до 12,5 %. Количество средних оценок внеучебной деятельности в общежитии также возросло: 15,9 % в 2006 г. против 18,6 % в 2011 г. А вот уровень неосведомленности о внеаудиторных занятиях в общежитии остался практически неизменным - по данным исследования 2006 г., 53,6 % студентов не имели информации о проводимых в общежитии внеучебных занятиях. Однако в данном случае причина столь высокого уровня неосведомленности, скорее всего, состоит в том, что в общежитии проживает только пятая часть студентов - 19,7 %. Если посмотреть распределение оценок в зависимости от проживания респондентов, то становится видно, что студенты, проживающие в других местах, в своем большинстве абсолютно не осведомлены о положении дел в общежитии. А вот студенты, которые хорошо знают жизнь общежития изнутри, смогли дать вполне определенную оценку внеаудиторной работе в общежитии. Большинство студентов, живущих в общежитии (34,9 %), сочли его средним, 29 % оценили внеаудиторную работу в общежитии как низкую и 23,5 % дали ему наивысшую оценку. Только 12,6 % респондентов, проживающих в общежитии, затруднились с ответом (табл. 2).

Распределение оценок в зависимости от проживания респондентов (в % к числу опрошенных, 2011 г.)

Где Вы проживаете?

Дома с родителями, % В собственной квартире, % В общежитии, % В съемной квартире, % У родственников, %

Как Вы оцениваете уровень внеучебной, внеаудиторной работы со студентами в общежитии Высокий уровень 10,4% 9,6 23,5 7,8 10,0

Средний уровень 14,9 16,9 34,9 13,1 12,5

Низкий уровень 12,6 16,9 29,0 15,5 10,8

Затрудняюсь ответить, не знаю 62,0 56,5 12,6 63,5 66,7

В связи с этим не представляется удивительным тот факт, что больше всех затруднились дать оценку внеаудиторным занятиям в общежитии студенты негосударственных вузов - 73,2 %. Действительно, среди студентов негосударственных образовательных учреждений в общежитии живут только 5,2 %, в то время как в государственных вузах с жизнью общежития не понаслышке знакомы треть учащихся - 27,6 %. Однако стоит отметить, что в негосударственных вузах уровень внеучебной работы в университете и на факультете заметно выше: 37,7 и 32,9 % против 27 и 28,7 %, соответственно, в государственных вузах.

Особое внимание стоит уделить уровню общественной активности студентов, их степени вовлеченности в деятельность организаций различного характера. Как видно из полученных данных, абсолютное большинство студентов не принимает участия в деятельности каких-либо общественных, творческих и любительских организаций: в университетских объединениях заняты только 4,1 % опрошенных, а в городских - 3,5 %. Можно отметить наличие определенной специфики общественной активности у студентов различных типов вузов. Так, в деятельности университетских объединений наиболее активно участвуют студенты сельскохозяйственных вузов - 7,1 %. А если взглянуть на распределение в зависимости от формы уставных документов, то можно заметить, что студенты негосударственных вузов чаще принимают участие в деятельности организаций, действующих в университете - 5,1 против 3,4 % в государственных вузах. Наиболее активно участвуют в работе городских организаций студенты естественно-гуманитарных вузов - 2,6 %. Также стоит сказать, что в деятельности объединений, действующих в городе, больше задействованы студенты преимущественно государственных вузов - 2,4 против 1,9 % среди учащихся негосударственных учебных заведений. Можно отметить, что студенты, поступившие на общей основе, более охотно вступают в ряды организаций различного масштаба: 3,7 % участвуют в университетских, а 2,6 % - в городских объединениях, против 2,8 и 1,6 % среди студентов, поступивших на коммерческой основе. Можно предположить, что столь низкий уровень участия в общественной жизни университета обусловлен слабой информированностью студентов о существовании и особенностях деятельности различных университетских и городских организаций. Это подтверждает и тот факт, что почти половина студентов (48,5 %) готовы принять более активное участие во внеучебной студенческой жизни. Причем можно отметить, что большую готовность к активному участию выразили девушки - 50,6 против 45,6 % среди юношей.

Обратившись к рассмотрению общественной активности студентов, в частности, можно сказать, что больше всего студентов вовлечено в общественную жизнь в АЧГАИА - 16,5 % и ЮФУ-центре -10,5 %. Абсолютно «нулевая» общественная активность в стенах вуза была отмечена в РАНХиГС, ИАрхИ ЮФУ, РостГМУ, ПИ ЮФУ и ЮРГУЭС. Причем, стоит отметить, что уровень вовлеченности студентов АЧГАИА в различные университетские организации заметно увеличился - в 2006 г. он составлял всего 3,8 %. В ЮФУ-центре же он сократился с 12,5 % в 2006 г. Наиболее заметное снижение общественной активности наблюдается в РостГМУ: уровень вовлеченности студентов в университетские организации «обнулился» с отметки в 51,1 % в 2006 г. Иными словами, если в 2006 г. немногим больше половины студентов РостГМУ были вовлечены в различные виды общественной активности в рамках своего вуза, то в 2011 году интереса к подобной активности не проявляет никто.

Особый интерес представляют данные исследования, касающиеся политических предпочтений и активности современного студенчества. Прежде всего, необходимо рассмотреть отношение студентов вузов к гражданственности. Для определения данного показателя респондентам был задан вопрос «Кем Вы ощущаете себя сегодня?». Большинство опрошенных (62,4 %) считают себя прежде всего гражданином Российской Федерации. Для 18 % важнее всего идентификация с родным краем, республикой. Также заметно выражена национальная самоидентичность - 6,1 %. Действительно, присутствие четко выраженной гражданской позиции у современного студенчества является довольно важным моментом. Именно гражданственность оказывает значительное влияние на политическое поведение молодых людей. Однако гражданская позиция налагает и определенную ответственность: быть гражданином означает, в первую очередь, проявлять интерес к политической жизни в стране и принимать активное участие в ней. Как видно из результатов исследования, студенты интересуются политической жизнью страны: 50,6 % иногда смотрят телевизионные программы или слушают радиопередачи на политические темы, а 34,5 % студентов стараются активно следить за политическими событиями, обсуждать их с друзьями, родственниками. Тем не менее настоящих активистов, участвующих в деятельности политических организаций, немного - всего 1,7 %. Однако и политически индифферентных взглядов придерживаются только лишь 8,7 %. При этом можно отметить, что за последние годы молодежь стала проявлять большее внимание политике: уменьшилось количество тех, чей интерес политикой носит ситуативный характер (с 61,8 % в 2006 г.), но, в то же время, возросло число серьезно заинтересованных политикой студентов (с 27 % в 2006 г.). Наиболее активны в данном вопросе студенты естественно-гуманитарных вузов - 37,8 % (следят за политическими событиями, обсуждают их), а 1,3 % принимают непосредственное участие в деятельности различных политических организаций.

Одним из наиболее значимых проявлений гражданской позиции является участие в избирательных кампаниях. Современная российская реальность регулярно предоставляет студенческой молодежи шанс исполнить свой гражданский долг, однако электоральное поведение студентов все же неоднозначно. У студенческой молодежи есть определенный интерес к избирательным кампаниям, проводимым у нас в стране: 21,7 % стараются всегда ходить на выборы, но в некоторых не приняли участия ввиду каких-либо жизненных обстоятельств (болели, уезжали из города). Примерно столько же респондентов (20,8 %) считают участие в выборах своей обязанностью и стараются не пропускать ни одного голосования. 16,1 % пока что ни разу не брали в руки избирательный бюллетень по той причине, что на момент проведения выборов им еще не исполнилось 18 лет - эти ответы всецело принадлежат студентам 1 курса, проходившим анкетирование. На данный момент они представляют собой некий электоральный резерв. Однако в студенческой среде присутствуют и противоположные настроения: 15,4 % не принимали участия в некоторых голосованиях, т.к. их не устраивали условия проведения, а 17,8 % не ходят на выборы из принципа. Можно предположить, что основной причиной уклонений от участия в выборах является неуверенность в честности проведения голосования, а иногда и недоверие к самим кандидатам. Наиболее активно участвуют в выборах студенты, проявляющие гражданскую позицию: 23,4 % из них стараются участвовать во всех выборах, считая это своим гражданским долгом. Также студенты, идентифицирующие себя, в первую очередь, со своей гражданской позицией, проявляют и большее уважение к законам: 22,2 % всегда и во всем соблюдают букву закона, также они чаще остальных склоняются только к законным формам борьбы за свои права.

В ходе опроса студентам были заданы и вопросы, касающиеся их возможного участия в выборах в Государственную Думу (напомним, что выборы проходили в декабре 2011 г., а опрос состоялся в апреле 2011 г.). Большая часть респондентов ответили, что собираются принять участие в выборах: 36,1 % респондентов сказали, что абсолютно точно пойдут на выборы, а 32,3 %, видимо, не желая загадывать наперед, ответили, что скорее всего пойдут на выборы, однако у них есть определенные сомнения по поводу своего участия в данном голосовании. В то же время 12,9 % сочли маловероятным свое участие в выборах, а 8,2 % полностью отрицали желание поучаствовать в голосовании. Наибольшую уверенность в своем участии в выборах депутатов Государственной Думы проявили студенты сельскохозяйственных вузов - 42 % высказали полную уверенность в посещении избирательного участка. Тем не менее отдельно стоит отметить, что студенты испытывают некоторые затруднения с определением политической партии, которой они готовы оказать поддержку (табл. 3).

Таблица 3

Партийные предпочтения студентов (в % к числу ответивших)

Если бы выборы в Государственную Единая Россия 44,0 %

Думу состоялись в ближайшее воскресенье, то за какую партию Вы бы, скорее всего, проголосовали? Коммунистическая партия Российской Федерации 6,2 %

Либерально- 9,8 %

демократическая партия России

Патриоты России 1,3 %

Правое дело ,5 %

Справедливая Россия 2,9 %

Яблоко 1,0 %

Другое ,7%

Затрудняюсь ответить 26,1 %

Голосовать не буду ни при каких обстоятельствах 7,3 %

Согласно полученным данным, большинство опрошенных студентов (44 %) отдали свое предпочтение лидирующей партии - «Единая Россия». В то же время четверть респондентов (26,1 %) так и не смогли определиться с выбором политической партии, которой они были бы готовы отдать свой голос. Данное затруднение, скорее всего, можно объяснить снижением уровня доверия к программам политических партий, а точнее, веры в полное их исполнение. Остальные мнения распределились следующим образом: 9,8 % отдали предпочтение «Либерально-демократической партии России» (ЛДПР), 6,2 % более близка идеология «Коммунистической партии Российской Федерации» (КПРФ). Также, 7,3 % отметили, что не будут принимать участие в голосовании ни при каких обстоятельствах.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Социально-политический портрет современного российского студенчества предстает довольно-таки неоднозначным. В целом, студенты признают значимость и обязательность соблюдения существующих законов, однако, по мнению большинства, необходимо ориентироваться на жизненные реалии при принятии решения, которое может пойти вразрез с законом. И в этом плане анализ полученных данных показал, что жизненная реальность в глазах студентов имеет и некий негативный оттенок. Так, при определении своего отношения к взяткам студенты зачастую не могли дать однозначный ответ. То есть, в ряде случаев, при определенной сумме они, возможно, согласились бы на получение или дачу взятки. Тревожно

выглядит и ситуация с воинской службой - треть опрошенных студентов вполне допускают уклонение от армии. Иными словами, элементы противозаконных действий постепенно начали укореняться в сознании молодежи как определенные практики, соответствующие реальной жизни: уклонение от службы в армии и дача взяток становятся «обычным делом». Тем не менее законы все еще представляют авторитет для студенческой молодежи: подавляющее большинство считает абсолютно недопустимыми «покупку» важных документов, а также уклонение от уплаты налогов. К тому же, при выборе формы борьбы за свои права студенты ориентируются, в первую очередь, на разрешенные законом действия. Хотя уровень полной незаинтересованности также довольно заметен. Больше всего пассивности студенты проявляют по отношению к участию в деятельности общественных организаций, университетских и городских. Однако это можно связать со слабой информированностью о функционировании подобных организаций. Это, в первую очередь, подтверждает тот факт, что около половины студентов готовы принять более активное участие во внеучебной студенческой жизни.

Неоднозначная ситуация сложилась и с политической активностью студенческой молодежи. Большинство обладает гражданской позицией, интересуясь политической жизнью страны и, по возможности, посещая проводимые избирательные кампании. Однако неуверенность в честности проведения выборов и недоверие к кандидатам подавляют стремление исполнить свой гражданский долг: третья часть респондентов пропустили некоторые выборы ввиду неудовлетворенности условиями их проведения, а также из принципиальных соображений. Более того, несмотря на существующий в нашей стране партийный плюрализм, четверть студентов не могут выбрать партию, которой они могли бы отдать свой голос - вероятнее всего, затруднение вызывает именно вопрос доверия.

Таким образом, можно отметить, что современное студенчество является довольно специфичной социальной группой, особо выделяющейся в молодежной субкультуре. Оно обладает своим уникальным самосознанием, которое определяет особенности его социально-политического портрета. Например, большинство студентов считают себя гражданами своей страны, но, в то же время, треть опрошенных допускают возможность уклонения от воинской службы. Однако, все же, современное студенчество обладает мощнейшим зарядом энергии, а главное - желанием применить ее, реализовать себя в том или ином виде деятельности. Поэтому крайне важно провести ряд мер по повышению интереса студентов к политической сфере, по информированию их о деятельности общественных организаций, дабы направить молодежную энергию в созидательное русло. Однако для реализации максимально эффективных действий необходимо, прежде всего, обратить внимание на особенности социально-политического портрета студенческой молодежи.

Литература

1. Филоненко В.И. Студенчество современной России: парадоксы существования. Ростов н/Д, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.