Научная статья на тему 'Активность учащихся вузов Ростовской области в сфере студенческого самоуправления'

Активность учащихся вузов Ростовской области в сфере студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT GOVERNMENT / ОРГАН СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / AGENCY OF STUDENT GOVERNMENT / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ / STUDENT UNION / СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ / STUDENT COUNCIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосиенко Ольга Сергеевна

Данная статья посвящена социологическому анализу активности обучающихся вузов Ростовской области в сфере студенческого самоуправления на основании данных регионального эмпирического исследования «Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE ROSTOV REGION’S UNIVERSITY STUDENTS IN STUDENT’S SELF-GOVERNMENT

This article focuses on the sociological analysis of the activity of Rostov region’s university students in student government on the basis of regional empirical study «Student Government as a factor in modern specialist training».

Текст научной работы на тему «Активность учащихся вузов Ростовской области в сфере студенческого самоуправления»

в процессе формирования органов студенческого самоуправления на выборной основе, популяризировать в студенческой среде программы и мероприятия избирательных комиссий, направленные на повышение электоральной активности и правовой культуры студенческой молодежи.

В настоящее время самоценность феномена социального порядка как основы социально-политической стабильности России подвер-

Литература

1. Луков В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ: монография. М., 2012.

2. Нор-Аревян О. А. и др. Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста: монография / науч. ред. И. А. Гуськов, под общ. ред. В. И. Филоненко. Ростов н/Д, 2014.

3. Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области (сравнительный анализ результатов исследований 2006, 2011 и 2013 годов): научно-методическая монография / под общ. ред. В. И. Филоненко; научный ред. И. А. Гуськов. М., 2014.

гается активной критике со стороны антироссийских сил. Деидеологизация образования не снимает задачи воспитания и обучения молодого поколения как лояльной, патриотически настроенной и культурно-компетентной социальной общности. При этом студенчество следует рассматривать как ближайший кадровый резерв всех уровней управления в Российской Федерации, из которого будет формироваться административно-политическая элита страны.

Bibliography

1. Lukov V. A. Theories of youth: interdisciplinary analysis: monograph. Moscow, 2012.

2. Nor-Arevyan O. A. and other. Student's self-government as factor of training of the modern expert: monograph / scien. ed. I. A. Guskov, general ed. V. I. Filonenko. Rostov-on-Don, 2014.

3. Socialization and education of student's youth of higher education institutions of the Rostov region (comparative analysis of results of researches 2006, 2011 and 2013 of years): the scientific and methodical monograph / general ed. V. I. Filonenko, scientific ed. I. A. Guskov. Moscow, 2014.

УДК 316.023.6 ББК 74 : 605

О. С. Мосиенко

АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Данная статья посвящена социологическому анализу активности обучающихся вузов Ростовской области в сфере студенческого самоуправления на основании данных регионального эмпирического исследования «Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста».

Ключевые слова: студенческое самоуправление, орган студенческого самоуправления, студенческий профсоюз, студенческий совет.

ACTIVITY OF THE ROSTOV REGION'S UNIVERSITY STUDENTS IN STUDENT'S

SELF-GOVERNMENT

This article focuses on the sociological analysis of the activity of Rostov region s university students in student government on the basis of regional empirical study «Student Government as a factor in modern specialist training».

Keywords: student government, agency of student government, student union, student council.

Актуальность развития самоуправления деятельностью образовательных организаций,

обучающихся продиктована необходимостью реализацией права на участие в управлении ву-

их более широкого привлечения к обсуждению зом. Анализ анкетных данных социологическо-

и решению важнейших вопросов, связанных с го исследования «Студенческое самоуправле-

ние как фактор подготовки современного специалиста» позволил измерить степень активности учащихся вузов Ростовской области в сфере студенческого самоуправления [1, с. 103-120].

Активисты - студенты, аспиранты и сотрудники вузов - указали органы системы студенческого самоуправления, членами которых они являются (см. табл.) [1, с. 104]. Большая часть респондентов представляет студенческий профсоюз - 52,2 %, причем штатный состав которого характеризуется достаточным постоянством: 80,8 % активистов работают в организации от 3 до 5 лет, 70,6 % - от 2 до 3 лет. Членами студенческого совета являются 20,7 % активистов. У 8,0 % респондентов вопрос вызвал затруднения. Остальные органы студенческого самоуправления представлены в меньшей степени: волонтерское объединение - 6,8 %, студенческий отряд - 4,8 %, спортивный клуб - 3,2 %, студсовет общежитий - 2,0 %, объединение по признаку землячества - 1,2 %. В целом число участников студенческого самоуправления обратно пропорционально периоду их деятельности в организациях: 35,2 % опрошенных работают менее 1 года; 29,7 % - от 1 года до 2 лет; 20,3 % - от 2 до 3 лет; 11,3 % - от 3 до 5 лет и только 3,5 % -более 5 лет.

Кроме того, активистами был задан вопрос: «Кого из должностных лиц следует привлекать к организации, содействию функционирования органов студенческого самоуправления?» Почти половина (49,8 %) считает, что это должны быть представители студенческого профсоюза вуза, 43,3 % назвали сотрудни-

ков административно-управленческого аппарата, 36,4 % - членов профсоюзной организации, 34,9 % - представителей профессорско-преподавательского состава, кураторов учебных групп, тьюторов, 18,8 % - специалистов в области информационных технологий, 18,4 % - внешних педагогов-психологов, 15,3 % - социологов, 5,0 % опрошенных затруднились ответить на вопрос. Очевидно, что наиболее продуктивная деятельность по организации и содействию функционированию студенческого самоуправления в вузе возможна только при взаимодействии и взаимопомощи трех главных субъектов: профсоюзной организации, административно-управленческого аппарата, профессорско-преподавательского состава, кураторов, тьюторов.

С утверждением, что в высших учебных заведениях созданы все необходимые условия для развития студенческого самоуправления, подавляющая часть активистов (75,1 %) согласилась. Еще 15,6 % представителей активной группы студенческого самоуправления усомнились в правильности данного положения, у 9,3 % респондентов вопрос вызвал затруднения [2, с. 70]. Каналы, по которым распространяется информация о деятельности студенческого самоуправления: социальные сети

(так считают 68,0 % активистов); официальный сайт вуза (52,7 % опрошенных); студенческая газета (41,0 % активистов). 14,1 % считают, что с данной функцией успешно справляются преподаватели. Но самый эффективный способ распространения информации об организации деятельности студенческого са-

Таблица

Участие учащихся вузов в деятельности органов студенческого самоуправления

№ п/п Название органа студенческого самоуправления Количество членов, в % к числу опрошенных

1 Студенческий профсоюз 52,2

2 Студенческий совет 20,7

3 Студенческий отряд 4,8

4 Волонтерское объединение 6,8

5 Объединение по признаку землячества 1,2

6 Спортивный клуб 3,2

7 Студсовет общежитий 2,0

8 Другое 1,2

9 Затрудняюсь ответить 8,0

моуправления - это так называемое «сарафанное радио». 68,3 % опрошенных полагают, что данную информацию возможно получить от студентов факультета и/или вуза.

Обратимся к анализу участия менее активной массы студентов в деятельности органов студенческого самоуправления. Только 19,4 % учащихся вузов Ростовской области отметили, что принимают активное участие в соответствующей работе. По необходимости участвуют 39,8 % студентов. Мотивация их такова: у 36,8 % респондентов сфера студенческого самоуправления вызывает личный интерес; 23,2 % учащихся отметили, что знания и навыки, полученные в данной области, способствуют их профессиональному росту. Абсолютное нежелание принимать участие в каких-либо мероприятиях студенческого самоуправления продемонстрировали 17,5 % обучающихся. Практически каждый четвертый (около 23 %) студент высших учебных заведений Ростовской области не только не включен в работу органов самоуправления, но даже не осведомлен о ней.

Эти данные должны стать сигналом руководителям вузов о необходимости повышения информированности учащихся о возможности их участия в студенческих объединениях, организациях, интереса к социально-управленческой жизни и побуждения к более активному участию в ней.

Если сопоставить результаты по высшим учебным заведениям, то можно проследить следующие тенденции: наибольшую активность в студенческом самоуправлении де-

монстрируют учащиеся ТК ЮФУ - 50,0 %, ПИ ЮФУ - 47,4 %, ДГАУ - 35,6 %. Наименьшую: РГЭУ (РИНХ) - 7,1 %, РГСУ - 9,1 %. Студенты ИАРХИ ЮФУ (73,3 %), АЧГАИА (52,9 %), ЮРГТУ (НПИ) (52,6 %) только по необходимости принимают участие в этой деятельности. Безразличие к акциям студенческого самоуправления проявляют 28,2 % учащихся РГЭУ (РИНХ), 22,7 % - РГСУ. Около половины учащихся этих же вузов объяснили плохой осведомленностью собственную пассивную позицию по отношению к деятельности органов студенческого самоуправления (РГСУ -54,5 %, РГЭУ (РИНХ) - 47,1 %). Также примечательна зависимость количества студентов, не желающих участвовать в самоуправлении, от типа профиля высшего учебного заведения. 43,1 % учащихся вузов гуманитарного профиля, 28,7 % обучающихся вузов технического профиля, 24,4 % студентов вузов естественно-математического профиля ответили, что не хотят быть задействованными в деятельности органов студенческого самоуправления. Наблюдается корреляция активности участия студентов от курса их обучения: инертная точка зрения характерна только для 7,8 % студентов 1 курса и уже для 21,7 % пятикурсников, нацеленных на поиск мест трудоустройства и/или создание семьи. Гендерный анализ указывает на меньшую информированность девушек о возможности участия в работе студенческого самоуправления, но большую готовность к ней («не участвую, мало об этом знаю»: юноши - 12,4 %, девушки -30,7 %; «не участвую, мне это не надо»: юноши - 23,9 %, девушки - 12,9 %).

Рис. 1. Участие обучающихся в студенческом самоуправлении

Далее рассмотрим формы студенческого самоуправления (рис. 1). Около трети опрошенных (32,5 %) участвуют в различных культурно-массовых мероприятиях, в первую очередь студенты творческой и педагогической профессиональной направленности: ИАРХИ ЮФУ - 64,3 %, ПИ ЮФУ - 57,9 %.

12,6 % студентов задействованы в спортивном секторе (22,5 % юношей и 6,0 % девушек). Прежде всего, это учащиеся сельскохозяйственных вузов (ДГАУ - 22,1 %, АЧГАИА - 31,4 %). Популярность культурно-массового и спортивного секторов объясняется еще и тем, что более половины опрошенных студентов вузов Ростовской области (56,7 %) назвали проведение культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий в качестве самых известных и распространенных форм организации студенческого самоуправления. 8,3 % студентов являются старостами учебно-академических групп, 6,9 % - членами студенческого профкома, 6,1 % респондентов заняты в мероприятиях учебного процесса, столько же (6,1 %) затруднились ответить на вопрос. Показательно, что студенты 1 курса охотнее участвуют в общественной деятельности профсоюзной организации (12,8 %), нежели в мероприятиях учебно-образовательного процесса (2,6 %). Относительно студентов-выпускников наблюдается противоположная тенденция: 13,0 % от их общего числа заняты в организации учебного процесса и только 4,3 % продолжают свою деятельность в профсоюзном комитете. И снова подтверждается гипотеза о наибольшей пассивности при участии студентов вузов гуманитарной направленности в студенческом самоуправлении. Так, более трети учащихся вузов социально-гуманитарного профиля (35,6 %) отметили, что не принимают участия в этой деятельности. Первое место среди таких учебных заведений занимает РГЭУ (РИНХ) - 49,4 %. Данную позицию разделяют 26,8 % студентов вузов естественно-математической направленности и только 18,3 % обучающихся технических.

Далее проанализируем ответы студентов, преподавателей и активистов на вопрос: «Что дает участие в студенческом самоуправлении студентам?» Несомненно, наиболее популярным был ответ, что сфера студенческого самоуправления предоставляет учащемуся отличную возможность реализовать себя. Так считают около 70 % всех опрошенных (69,9 %

преподавателей, 69,1 % студентов, 67,1 % активистов). Данная тенденция подтверждается ответами студентов на другой вопрос: «Чему способствует студенческое самоуправление?» 56,7 % опрошенных уверены, что самоуправление создает благоприятные возможности для личностного становления, 33,7 % говорят о профессиональной устойчивости и росте. Более того, 85,2 % преподавателей, 80,6 % активистов, 76,6 % студентов отметили, что студенческое самоуправление полностью или частично справляется с возложенными на него задачами по подготовке будущего специалиста, профессионала в своем деле. В качестве позитивного результата участия в деятельности студенческого самоуправления вуза респонденты указали возможность приобрести полезные организационно-управленческие навыки. Интересно, что такой точки зрения придерживаются самые мобильные субъекты деятельности студенческого самоуправления и умудренный опытом профессорско-преподавательский состав (активисты - 57,0 %, преподаватели - 42,3 %, студенты - 38,9 %). Эти данные верифицируются аналогичными ответами 38,5 % студентов о том, что участие в системе самоуправления способствует приобретению навыков управления коллективом, так необходимых в современных условиях мобильного общественного развития. 45,9 % обучающихся, 41,5 % активистов и 30,6 % преподавателей указали, что членство в органах студенческого самоуправления дает студентам возможность непосредственно участвовать в жизни их учебного заведения. В первую очередь, речь идет об участии в творческой деятельности вуза. Так думают 52,0 % опрошенных студентов, из них 61,5 % обучающихся 1 курса и пропорционально уменьшающееся количество студентов-выпускников - 43,5 % (55 % девушек и 48 % юношей). 40,3 % преподавателей, 32,9 % активистов, 27,7 % студентов отмечают, что ССУ дает реальную возможность обучающимся отстаивать свои права и интересы. Именно поэтому 37,1 % студентов вузов Ростовской области (40,6 % девушек, 32,4 % юношей) считают, что участие в деятельности органов самоуправления формирует чувство социальной ответственности за собственное поведение и принимаемые решения. Прямо пропорционально уровень социальной ответственности растет в зависимости от курса обучения студента (1 курс - 35,9 %, 5 курс - 56,5 %). Респонден-

тами также подчеркивается существенная роль студенческого самоуправления в предоставлении учащимся возможности общения со своими сверстниками. Так размышляют 35,7 % преподавателей, 35,4 % студентов и только 22,9 % активистов, отдающих предпочтение функциональным ресурсам. 21,3 % активистов с уверенностью говорят о том, что органы студенческого самоуправления оказывают правовую, морально-психологическую, финансовую помощь нуждающимся в поддержке студентам. Так же думают 13,9 % студентов и 12,2 % преподавателей. А социальную функцию по защите учащихся вузов органы студенческого самоуправления практически не выполняют. Немногие респонденты (14,3 % преподавателей, 10,7 % студентов, 7,8 % активистов) верят в реализацию такой возможности. 10,3 % студентов отмечают, что студенческое самоуправление способствует формированию ответственной гражданской позиции.

У трех групп респондентов мы спросили: «Какова модель взаимодействия работодателей и органов студенческого самоуправления в Вашем вузе?» Ответы распределились следующим образом: работодатели сотрудничают с органами студенческого самоуправления на постоянной (30,0 % активистов, 29,4 % преподавателей, 24,3 % студентов) и сезонной основе (20,2 % студентов, 18,1 % активистов и 14,9 % преподавателей). Работодатели, как правило, взаимодействуют с другими структурными подразделениями учебного заведения (преподаватели - 21,1 %, активисты - 20,4 %, студенты - 6,0 %). 39,3 % студентов, 26,3 % преподавателей и даже 23,8 % активистов за-

Литература

1. Нор-Аревян О. А. и др. Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста: монография / науч. ред. И. А. Гуськов, под общ. ред. В. И. Филоненко. Ростов н/Д, 2014.

2. Мосиенко О. С. Эффективность деятельности органов студенческого самоуправления в вузах Ростовской области (анализ оценочных мнений студентов и преподавателей) // Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста: материалы студенческой научно-практической конференции / под ред. Н. Г. Кузнецова. Ростов н/Д, 2014.

труднились ответить на него. В учебном заведении отсутствует практика сотрудничества работодателей и органов студенческого самоуправления (студенты - 9,9 %, преподаватели - 8,2 %, активисты - 7,7 %), что еще раз подтверждает гипотезу о вполне успешных попытках органов студенческого самоуправления поддержать студентов и выпускников в вопросе их трудоустройства.

В качестве основных выводов можно отметить, что наиболее необходимым органом студенческого самоуправления студенты (43,3 %) и преподаватели (42,3 %) вузов Ростовской области считают студенческий профсоюз. Активисты студенческого самоуправления отметили сферы, которым преимущественно уделяют внимание органы студенческого самоуправления вуза: культурно-массовая деятельность (78,0 %), спортивная деятельность (62,9 %), творчество (43,2 %), самоуправление в студенческих общежитиях (39,8 %), туризм, отдых (39,0 %), научно-исследовательская работа студентов (28,2 %), стройотряды (27,4 %).

Итак, в ходе исследования был зафиксирован низкий уровень активности обучащихся вузов Ростовской области в сфере студенческого самоуправления. Только 19,4 % студентов отметили, что принимают активное участие в подобного рода деятельности, по необходимости - 39,8 %. Абсолютное нежелание быть причастными к мероприятиям, организуемым в рамках студенческого самоуправления, продемонстрировали 17,5 % обучающихся. 23,3 % студентов не принимают участия в действиях органов студенческого самоуправления по причине незнания о них.

Bibliography

1. Nor-Arevyan O. A. and other. Student's Government as a factor in the preparation of modern specialist: monograph / scientific ed. by I. A. Guskov, total ed. by V. I. Filonenko. Rostov-on-Don, 2014.

2. Mosiyenko O. S. The effectiveness of the student government universities in the Rostov region (analysis estimates the views of students and teachers) // Student Government as a factor in the preparation of modern specialist: proceedings of the student scientific conference / ed. by N. G. Kuznetsova. Rostov-on-Don, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.