УДК 316.454.3; 37.013
И. В. Образцов, А. В. Половнёв
Образцов И. В., доктор социологических наук; профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук, МГЛУ; e-mail: [email protected]
Половнёв А. В., доцент, кандидат социологических наук; доцент кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук, МГЛУ; e-mail: [email protected]
ОТНОШЕНИЕ К СТУДЕНЧЕСКОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ В ВУЗЕ
(на примере МГЛУ)
В статье рассматривается отношение студентов МГЛУ к развитию студенческого самоуправления в вузе. По данным социологического опроса, проведенного среди студентов МГЛУ в 2017 г. (№ 2069), анализируется их осведомленность о формах студенческого самоуправления в вузе, потребность и готовность участвовать в его развитии. Изучены представления об условиях, способствующих и мешающих его развитию, а также основных направлениях и формах деятельности органов студенческого самоуправления.
Ключевые слова: студенческое самоуправление; студенты; органы студенческого самоуправления; формы студенческого самоуправления.
Obraztsov I. V.
Doctor of Sociology (Dr.habil), Professor, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), MSLU; e-mail: [email protected]
Polovnеv A. V.
PhD (Sociology), Associate Professor, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), MSLU; e-mail: [email protected]
ATTITUDE TO STUDENT'S SELF-GOVERNMENT IN THE UNIVERSITY
(based on MSLU)
The article considers the attitude of MSLU students towards the development of student's self-government in the university. According to the sociological survey conducted among MSLU students in 2017 (N = 2069), the awareness of the forms of student government in the university, the need and the willingness to participate in its development are analyzed. The ideas about conditions that promote or hamper its development as well as the main directions and forms of activity of student government bodies are also studied.
Key words: student's self-government; students; student government bodies; forms of student government.
Студенческое самоуправление представляет собой «частный случай самоуправления, особую форму самодеятельности студентов, организованную в общественное объединение образовательного учреждения, нацеленную на включение обучающихся в процессы принятия и реализации решений по вопросам организации студенческой жизни вуза, самореализацию личности студента при конструктивном взаимодействии с администрацией вуза на всех уровнях управления» [Овчинников 2007, с. 7-8].
В соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 26, п. 6) в организациях высшего образования в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, «по инициативе обучающихся создаются студенческие советы или иные органы» [Федеральный закон... 2012].
Органы студенческого самоуправления по меньшей мере выполняют две взаимосвязанные функции:
1) студенты, за счет сознательной, инициативной включенности в организацию собственной жизнедеятельности в вузе, получают опыт интеграции различных результатов образования в социум: ценностей, знаний, умений, навыков по осуществлению самоуправленческой деятельности, готовности использовать знания в незнакомой ситуации;
2) осваиваемые способы деятельности востребованы заказчиком: государством, профессиональным сообществом, социумом и самой личностью [Артюхов, Миронова 2011, с. 63].
Таким образом, эффективное студенческое самоуправление способно сыграть важную роль в развитии вуза, обеспечить гибкость и корректировку деятельности администрации с учетом текущих потребностей студентов в рамках конкретных вузов, придав тем самым автономии вуза более устойчивый характер и создать условия для более высокой удовлетворенности студентов обучением в вузе.
Насколько актуально развитие студенческого самоуправления среди самих студентов, в чем видится им смысл данных органов и в какой степени они готовы к участию в данных формах самоуправления, как относятся к их развитию и какие направления деятельности видят для себя ключевыми - это основные вопросы, поставленные в нашем исследовании.
Для ответов на эти и другие вопросы в феврале 2017 г. исследовательской группой кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук (ИМО и СПН) МГЛУ с использованием сайта (webanketa.com) был проведен анкетный онлайн-опрос студентов нашего вуза об их отношению к развитию в университете студенческого самоуправления. В анкетировании приняло участие 2 097 студентов и аспирантов всех курсов обучения со всех факультетов (институтов) МГЛУ, после выбраковки в базе данных было учтено 2 069 анкет (см. табл. 1).
Таблица 1
Характеристика выборочной совокупности студентов МГЛУ
Бакалавриат, специалитет (курс обучения) Магистратура (курс обучения) Аспирантура Всего
I II III IV V I II
715 464 372 280 41 107 94 6 2 069
Полученное число анкет позволило получить репрезентативные выводы об отношении к развитию студенческого самоуправления в вузе студентов МГЛУ в целом и по курсам обучения. Вместе с тем число аспирантов, принявших участие в опросе, является недостаточным и не позволяет интерпретировать полученные результаты для данной категории респондентов отдельно. Для удобства обработки и анализа полученных данных была произведена группировка респондентов по курсам обучения: студенты младших курсов (1-11 курс), студенты старших курсов (Ш^ курсы), студенты магистратуры (1-11 курсы) и аспиранты, тем более что существенных различий внутри этих объединенных групп в ходе исследования не выявлено.
Состав респондентов (78,8 % девушек и 21,2 %) репрезентирует гендерную ситуацию, характерную именно для МГЛУ [Образцов, Журавлева 2015].
Проведенный опрос показал, что студенческое сообщество МГЛУ благоприятно относится к развитию студенческого самоуправления в своем вузе. По мнению большинства респондентов, в студенческой среде преобладает в целом благоприятное отношение к развитию в МГЛУ тех или иных форм студенческого самоуправления. Положительное отношение выразили - 43,3 %
опрошенных студентов, нейтральное - 54,9 % и отрицательное -только 1,7 %. При этом оценки студентов младших курсов выглядят более оптимистично, чем старшекурсников (см. рис. 1).
И Положительно О Нейтрально и Отрицательно 60,8
47,5
Студенты I - II курсов Студенты III -V курсов Магистры и аспиранты
Рис.1. Отношение студентов МГЛУ к развитию студенческого самоуправления в вузе (в %)
Более позитивный настрой «младшекурсников» проявляется и в оценках необходимости функционирования в вузах органов студенческого самоуправления (ОСУ) - его демонстрируют почти 85 %, несколько более сдержанные оценки характерны для старшекурсников (см. табл. 2).
Таблица 2
Отношение студентов разных курсов обучения к необходимости функционирования в вузах органов студенческого самоуправления (в %)
Варианты ответов I-II курсы III-V курсы Магистры, аспиранты Всего
Да, необходимо 33,9 31,6 30,9 32,9
Скорее да 50,9 49,2 50,7 50,3
Скорее нет 3,0 3,8 3,9 3,3
Нет такой необходимости 1,4 2,9 1,4 1,9
Затруднились ответить 10,8 12,6 13,0 11,6
Примечание: существенные отличия (максимальные значения) здесь и далее - выделены жирным шрифтом.
Осведомленность студентов МГЛУ о существовавших ранее формах студенческого самоуправления (Молодежный интеллектуальный центр) и о функционирующих в настоящее время (под эгидой подразделения воспитательной работы) формах студенческого самоуправления представляется на сегодняшний момент явно недостаточной - каждый второй студент МГЛУ ничего не знает об их деятельности, каждый пятый испытывает затруднения в идентификации данных структур.
Причины этого могут лежать, скорее всего, в формальном характере деятельности данных структур, в недостаточном информационном сопровождении проводимых мероприятий или, проще говоря, в недостаточном развитии и недостаточной включенности основной массы студентов в данные формы самоорганизации.
Характерно, что более осведомлены по данным опроса студенты младших курсов, менее - магистранты и аспиранты (см. табл. 3).
Таблица 3
Осведомленность студентов разных курсов о существовании в МГЛУ органов студенческого самоуправления (в %)
Варианты ответов 1-11 курсы курсы Магистры, аспиранты Всего
Знают 36,8 27,1 20,8 32,0
Не знают 44,7 55,0 63,3 50,0
Затруднились ответить 18,5 17,9 15,9 18,0
Проверяя гипотезу о недостаточной информированности студентов о деятельности ОСУ в МГЛУ, респондентам было предложено оценить уровень своей осведомленности по следующей шкале: от 1 (полная неосведомленность) до 5 (полная осведомленность). Полученные данные подтверждают ранее сделанные выводы о большей осведомленности младшекурсников как категории наиболее заинтересованной в развитии студенческого самоуправления и плотно включенной в учебно-воспитательный процесс и наименьшей осведомленности старшекурсников и особенно -магистрантов и аспирантов, в большинстве своем сочетающих учебную деятельность с трудовой, и поэтому менее включенных в общественную жизнь университета. Однако следует заметить,
полной осведомленностью о деятельности ОСУ в МГЛУ практически не обладает никто (не более 2 % студентов), что также является признаком недостаточной эффективности деятельности органов студенческого самоуправления в конкретном вузе (см. табл. 4).
Таблица 4
Характер владения информацией о деятельности органов студенческого самоуправления в МГЛУ по шкале от 1 (полная неосведомленность) до 5 (полная осведомленность) (в %)
Владение информациией 1-11 курсы курсы Магистры, аспиранты Всего
1 (полная неосведомленность) 35,8 47,9 61,4 42,4
2 28,4 24,0 21,3 26,2
3 27,1 17,6 14,0 22,6
4 6,9 7,9 2,4 6,8
5 (полная осведомленность) 1,9 2,6 1,0 2,0
Исследователи, изучающие студенческое самоуправление, считают, что основной смысл деятельности данных органов заключается в их социально-практической направленности, «связанной с созданием в вузе условий для студенческой вовлеченности, смещении акцентов с социального воспитания на самовоспитание и саморазвитие личности, формировании готовности к быстрой адаптации в профессии, при необходимости, к мобильной смене профиля деятельности, что позволит не только сформировать социально-активный слой общества в будущем, но и повлиять на качество высшего образования, в настоящем» [Агапова 2015, с. 57].
Для уточнения значения развития ОСУ студентам МГЛУ, принимавшим участие в опросе, было предложено обосновать необходимость студенческого самоуправления. Среди главных аргументов студентами были названы:
- участие в управлении вузом и совершенствование учебного процесса (68 %);
- представление интересов студентов перед администрацией вуза (61,1 %);
- проведение досуговых и внеучебных мероприятий (55,4 %);
- защита прав студентов (42,7 %).
Студенты младших курсов, наряду с вышеперечисленными тенденциями, также продемонстрировали предпосылки альтруистического характера:
- объединение студентов вуза в единую общность;
- получение навыков управленческой и научной деятельности;
- справедливого решения возникающих проблем (см. табл. 5).
Таблица 5
Представления студентов о необходимости студенческого самоуправления для самих студентов (в%)'
Варианты ответов 1-11 курсы курсы Магистры, аспиранты Всего
для участия в управлении вузом и совершенствовании учебного процесса 68,3 67,6 68,1 68,0
для представления интересов студентов перед администрацией вуза 60,8 61,3 62,3 61,1
для проведения досуговых и внеучебных мероприятий 56,7 52,4 58,0 55,4
для защиты прав студентов 40,5 46,8 42,0 42,7
для объединения студентов вуза в единую общность 41,1 38,1 39,1 39,9
для оказания помощи в прохождении практики и трудоустройстве 36,6 41,1 33,3 37,7
для получения навыков управленческой работы 38,3 26,8 34,3 34,1
для привлечения студентов к активной научной деятельности 34,6 31,5 30,0 33,1
для справедливого распределения студентов на зарубежные стажировки 27,3 26,5 24,6 26,8
для решения бытовых и социальных проблем 21,0 24,2 28,0 22,7
В ходе исследования при ответе на вопросы респонденты имели возможность в свободном поле анкеты добавлять свои варианты ответов, высказывать развернутые суждения. Далеко не все воспользовались этой возможностью, но при ответе на некоторые вопросы активность студентов заметно возрастала. Это относится и вышерассмотренному вопросу: Зачем, по Вашему мнению,
1 Зд. и далее общее число ответов превышает 100 %, так как респондентам представлялась возможность для множественного выбора вариантов ответов.
нужно студенческое самоуправление студентам? Среди десятка различных вариантов1 (от нейтральных: Все вышеперечисленные пункты в большей или меньшей степени, взаимопомощь друг другу; я за любую движуху до провокационных: Для участия в активном воцерковлении студентов, так как вуз сотрудничает с Русской Православной Церковью и отрицающих: не нужно, пустая трата времени; это бесполезно; ...Ия заявляю, что я не знаю, зачем студентам самоуправление, и вообще что-либо еще, лично мне ни с ним, ни без него жить не легче...
Студенческое сообщество, в целом признавая необходимость студенческого самоуправления для себя, видит различия в его значении для администрации вуза. При этом на существенные различия в системе мотивации студентов и администрации по введению самоуправления указывают более опытные участники образовательного процесса - студенты магистратуры и аспиранты, считающие, что ОСУ, помимо всего прочего, способны осуществлять контроль над поведением студентов и имеют возможность отчетности перед контролирующими министерскими органами (см. табл. 6).
Таблица 6
Представления студентов о необходимости студенческого самоуправления для администрации вуза (в%)
Варианты ответов 1-11 курсы курсы Магистры, аспиранты Всего
для улучшения качества учебного процесса 67,9 67,6 67,5 67,8
для организации внеучебной работы со студентами 53,3 49,9 48,1 51,7
для установления и поддержания корпоративной культуры вуза 52,9 47,0 52,4 50,9
для контроля за поведением студентов 17,6 16,3 18,0 17,2
для отчетности перед контролирующими министерскими органами 10,8 11,2 17,0 11,6
руководству вуза вообще не нужно студенческое самоуправление 3,2 7,1 6,3 4,8
1 Зд. и далее высказывания студентов приводятся в авторской редакции и пунктуации.
Определенный скептицизм в отношении необходимости ОСУ для администрации демонстрируют студенты старших курсов, полагающие, что руководству вуза вообще не нужно студенческое самоуправление.
Помимо заявленных выше «выгод» студенческого самоуправления для администрации вуза, студенты высказывали следующие наиболее характерные суждения (всего более 40 дополнений):
- для осведомленности администрации вуза тем, что необходимо самим студентам для комфортного учебного процесса и его успешности, плодотворности;
- для осознания полной картины происходящего в вузе и рассмотрения предложений студентов по улучшению тех или иных аспектов жизнедеятельностью института;
- для понимания действительных желаний и нужд студентов;
- для создания положительного имиджа университета в молодежной среде;
- для того, чтобы увеличить количество никому ненужных бумажек о никому непонятной отчетности;
- для снятия части нагрузки и обязанностей с администрации университета ради экономии сил и времени.
- для создания более теплой атмосферы в стенах университета.
- наладить контакт с учащимися и дать возможность молодым и прытким показать свой потенциал.
Такие настроения, безусловно, следует учитывать в ходе организационной работы по формированию и комплектованию органов студенческого самоуправления, стараясь оправдать конструктивные ожидания студентов в развитии студенческого самоуправления со стороны администрации вуза. От отношения и содействия администрации вуза во многом зависит успех в развитии ОСУ, причем студенческое сообщество это прекрасно осознает.
Среди условий, обеспечивающих эффективное функционирование ОСУ студентами, назывались: содействие администрации вуза (ректората и деканатов факультетов) в становлении и развитии этих форм, а также поддержка со стороны большинства студентов. При этом необходимость административной поддержки чаще отмечали магистранты и аспиранты, а поддержку студенческого сообщества - студенты младших курсов (см. табл. 7).
Помимо административных барьеров, среди причин, сдерживающих развитие студенческого самоуправления в МГЛУ, респонденты усматривают и те, которые исходят от самого студенческого сообщества.
Таблица 7
Условия, при которых органы студенческого самоуправления могут повлиять на улучшение повседневной жизни студентов (в%)
Варианты ответов 1-11 курсы курсы Магистры, аспиранты Всего
если ректорат (деканат) даст им такую возможность 49,9 54,5 56,8 52,1
если их будет поддерживать большинство студентов 22,5 19,1 14,1 20,5
если у них будут средства на реализацию своих проектов и программ 13,4 10,5 14,1 12,5
если их будут поддерживать авторитетные преподаватели 9,2 5,4 6,5 7,7
очень сомневаюсь, что это возможно 5,0 10,5 8,5 7,2
Эта точка зрения характерна для студентов младших курсов, усматривающих проблемы развития студенческого самоуправления в пассивности студентов, недостатке у них знаний и навыков самоорганизации. Магистры и аспиранты ожидаемо демонстрируют более прагматичный подход, выделяя в качестве одной из основных проблем студенческой среды преобладание в ней патерналистских и иждивенческих настроений, а также актуализируя другие грани административных преград: доминирование авторитарных и консервативных тенденций в управлении вуза (факультетов) и нежелание вузовских управленческих структур делиться своими полномочиями со студентами (см. табл. 8).
Таблица 8
Представления студентов о причинах, сдерживающих развитие студенческого самоуправления в МГЛУ (в %)
Варианты ответов 1-11 курсы курсы Магистры, аспиранты Всего
пассивность самих студентов 63,7 60,4 53,7 61,6
доминирование авторитарных и консервативных тенденций в управлении вуза (деканата) 47,9 56,6 63,5 52,3
Варианты ответов 1-11 Магистры, Всего
курсы курсы аспиранты
нежелание вузовских управленческих
структур делиться своими полномочиями со
студентами 29,8 37,3 38,4 33,2
недостаток навыков и умений для участия в
управлении вузовской жизнью 35,0 28,5 33,5 32,7
нехватка кадров и знаний для организации
действенного самоуправления 32,4 27,2 28,6 30,3
преобладание патерналистских и иждивен-
ческих настроений в студенческой среде 9,1 12,1 16,7 10,9
Среди других причин, сдерживающих развитие студенческого самоуправления в МГЛУ, респондентами были названы следующие (всего более 50 записей различного характера):
- руководство привыкло делать всё по-своему, и им всё равно, какая огромная нагрузка у студентов, и вообще на жизнь и положение студентов;
- у студентов полно студенческой работы (д / з, курсовые и т. д.), подработки, а так же необходимо время на личную жизнь, а не на какую-то работу, связанную с вузом;
- когда студент реально учится, то у него просто нет времени на данный вид «интертеймонта»;
- большой объем домашнего задания, отсутствие свободного времени, некоторые студенты работают;
- мнение о том, что такая активность будет бесполезна;
- нежелание вузовских управленческих структур поддерживать студентов по данному вопросу;
- нигде (на сайте, в паблике ВК, на досках объявлений) нет объявлений о том, что вузу необходимы кадры в органы студенческого самоуправления, как следствие, никто не знает об их существовании;
- отсутствие среди студентов достойного лидера для проведения различных мероприятий, поскольку такие проведения - командная работа, а не желание одного-единственного студента. Без этих лидеров, если не считать устоявшиеся клубы и кружки МГЛУ (такие как театр, различные хоры), и без мероприятий, проводимых ими и командой инициативных студентов, остальные студенты, вне самоуправления, даже не будут знать о существовании новых клубов, кружков, собраний и т. д.;
- само отсутствие структуры порождает безынтерес студентов.
Харизматичные и инициативные люди не имеют возможности донести свои идеи и мысли до студентов;
- также существование так называемой элиты, которая участвуя в только-только зарождающейся студ. жизни, не привлекает в свой круг новых лиц и никак не афиширует свою деятельность для широкого круга студентов (кастинги, наборы в команду и т. п.).
Из приведенных комментариев явно следует, что деятельность органов студенческого самоуправления не должна превращаться в формализм, обязательность и осуществляться с учетом временных возможностей и желания студентов. Проводимые мероприятия необходимо информационно поддерживать по доступным и популярным среди студентам информационным каналам, а ре-крутинг студентов в формируемые ОСУ должен проводиться на добро вольной основе, в конкурсном порядке и опять же при широком информационном освещении данного процесса (праймериз, собеседования, публичные слушания и т. п.).
Деятельность студенческого самоуправления может реализоваться в вузах через различные формы, методы и направления работы. В ходе социологического опроса респондентам была предоставлена возможность из обширного списка ОСУ, составленного на основе анализа опыта передовых вузов в сфере организации студенческого самоуправления, выбрать наиболее приемлемые на их взгляд варианты. В качестве лидирующих структур были отмечены: Студенческий совет МГЛУ (69,7 %), студенческие советы факультетов (институтов) (41,6 %), студенческий бизнес-инкубатор (38,3 %) и штаб студенческого волонтерского движения (35 %). Первая тройка структур-лидеров получила большую поддержку самых опытных участников образовательного проекта - магистрантов и аспирантов, которые также поддержали развитие студенческих СМИ, студенческого научного общества, профсоюзов и студенческий совет общежитий. Аутсайдерами студенческого голосования стали: штаб студенческих трудовых отрядов, клуб молодых избирателей и оперативный студенческий отряд содействия полиции (см. табл. 9).
Этот вопрос также вызвал неподдельный интерес со стороны студентов (более 50 дополнительных вариантов по открытому вопросу). Ниже приведены, на наш взгляд, наиболее интересные предложения и суждения.
Таблица 9
Представления студентов об органах студенческого самоуправления, которые желательно создать в МГЛУ (в %)
Варианты ответов 1-11 курсы 111-У курсы Магистры, аспиранты Всего
Студенческий совет МГЛУ 70,4 66,7 75,7 69,7
Студенческие советы факультетов (институтов) 42,0 39,0 48,0 41,6
Студенческий бизнес-инкубатор 36,8 38,9 44,6 38,3
Штаб студенческого волонтерского движения 38,2 30,3 32,2 35,0
Редакция студенческого сайта (паблика в социальных сетях) и сам студенческий сайт (паблик) 36,4 30,3 38,1 34,6
Спортивный студенческий союз (спортивный клуб) 33,7 35,3 34,2 34,3
Редакция студенческой газеты 34,9 32,0 36,1 34,0
Студенческий театр 36,6 27,5 30,2 33,0
Студенческая теле- и радиостудия 33,1 31,4 28,7 32,1
Студенческий профориентационный центр 26,6 30,8 30,7 28,4
Студенческое научное общество 26,8 25,6 29,2 26,6
Студенческие советы общежитий 18,6 20,9 26,7 20,2
Конференция студентов университета (как высший орган) 16,3 15,2 13,4 15,7
Студенческий профсоюзный комитет 13,9 16,8 19,3 15,4
Учебно-воспитательные комиссии, контролирующие посещаемость и успеваемость студентов без участия преподавателей и деканатов 8,3 8,4 5,4 8,1
Штаб студенческих трудовых отрядов 6,3 4,7 4,5 5,6
Клуб молодых избирателей 6,1 5,0 4,0 5,5
Оперативный студенческий отряд содействия полиции 4,4 3,5 2,0 3,9
- Такой орган самоуправления, который бы мог представлять интересы студентов на уровне администрации (участвовал бы в принятии решений вуза, с учетом, что без его голоса никакие решения по изменениям учебного процесса не могли бы приниматься; к тому же, обладать правом вынесения вопросов на обсуждение, правом принимать решения, касающиеся студентов - о назначении доп. стипендий, о награждении и т. д.).
- Да, пожалуйста, бизнес инкубатор. При этом не только в плане будущего продвижения проектов, но и улучшения инфраструктуры университета. Те стены, которые стоят между предложением о развитии вуза и реальным их исполнением, должны решаться не самими студентами, а в сотрудничестве с единомышленниками и начальством. Это выгодно как университету, так и студентам. К тому же необходимо создать клуб выпускников, если такого еще нет.
- Хотелось бы дать комментарий по поводу бизнес-инкубаторов. Я имела опыт участия в Клубе молодых предпринимателей, который был организован на базе Плехановского института. Чего там действительно сильно не хватает, так это технарей. Есть дизайнеры, специалисты по эконом. безопасности, даже школьники - но людей, которые занимались бы реальным и востребованным делом нет. Таким образом, я считаю возможным предложить создания бизнес-инкубатора под ответственностью ФИБ, поскольку студентам есть, что предложить.
- Комитет по организации творческой деятельности, подготовки к студенческой весне.
- Студенческий оркестр.
- Музыкальный клуб (который занимается организацией музыкальных выступлений в вузе и за его пределами).
- Танцевальный клуб (организация под эгидой университета, которая могла бы участвовать в разных мероприятиях (творческих, спортивных и т. д.), фестивалях, занимать призовые места, представлять университет на разных мероприятиях как внутри самого университета, так и за его пределами.
- Команду КВН.
- Организация, где студенты смогут помогать другим студентам, отстающим по каким-то дисциплинам. Что-то похожее на репетиторство, но в пределах вуза.
- Языковые клубы (так, например, китайские студенты, изучающие русский язык в МГЛУ, могли бы общаться с русскими студентами, изучающими китайский язык, польза для всех).
- Идея театра просто чудесна, особенно если брать глубокие и серьезные произведения.
- Студенческий совет по подготовке вожатых.
- Центр неформального образования (тренинги, мастер-классы и др.).
- Эко-клуб (распространение экологической грамотности, популяризация «зелёных» идей, организация мероприятий).
- Дайте полномочия и средства тем, кто придёт к вам САМ: из таких может получиться что-то стоящее.
Представленные в таблице 9 данные и ответы на открытый вопрос явно демонстрируют наличие заинтересованности студентов МГЛУ в развитии органов студенческого самоуправления по различным направлениям деятельности. Но само по себе создание тех или иных органов и структур студенческого самоуправления еще не означает их успешную деятельность. Из перечня возможных направлений, также составленных на основе анализа опыта передовых вузов, студенты могли выбирать наиболее важные из них. Характерно, что основным направлением деятельности, по мнению студентов, должна стать защита и представление прав и интересов студентов и аспирантов. Данное направление получило наибольшую поддержку у старшекурсников. Для магистрантов и аспирантов более актуальной видится направление разработки предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студентов и аспирантов, а также содействие в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов. Студенты младших курсов наряду с этим выделяют направления воспитательного характера (см. табл. 10).
Таблица 10
Представления студентов о приоритетных направлениях органов студенческого самоуправления (в %)
Варианты ответов 1-11 Магистры, Всего
курсы курсы аспиранты
защита и представление прав и интересов
студентов и аспирантов 51,7 62,0 48,8 54,9
разработка предложений по повышению
качества образовательного процесса с учетом
научных и профессиональных интересов
студентов и аспирантов 51,6 53,1 54,6 52,4
информирование студентов и аспирантов
о деятельности вуза 40,3 40,4 42,5 40,5
содействие в решении образовательных,
социально-бытовых и прочих вопросов,
затрагивающих их интересы 38,4 42,1 46,4 40,5
укрепление межвузовских, межрегиональных
и международных связей 40,1 34,9 38,2 38,2
Варианты ответов 1-11 Магистры, Всего
курсы курсы аспиранты
сохранение и развитие демократических
традиций студенчества 35,1 29,4 34,8 33,2
содействие в пропаганде здорового образа
жизни 32,3 26,3 32,4 30,3
привлечение студентов и аспирантов
к решению всех вопросов, связанных
с подготовкой высококвалифицированных
специалистов 31,0 25,0 23,7 28,2
содействие реализации общественно значимых
молодежных инициатив 28,5 24,7 30,0 27,4
участие в формировании общественного
мнения о студенческой молодежи как реальной
силе в развития российского общества 25,3 19,9 23,2 23,3
проведение работы, направленной на повы-
шение сознательности студентов и аспирантов
и их требовательности
к уровню своих знаний 26,1 18,3 18,4 22,8
содействие структурным подразделениям вуза
в проводимых ими мероприятиях в рамках об-
разовательного процесса 21,5 21,5 19,8 21,4
воспитание бережного отношения к имущест-
венному комплексу, патриотическое отношение
к духу и традициям вуза 16,3 9,8 13,0 13,8
Как уже отмечалось ранее, одно из ключевых направлений деятельности органов студенческого самоуправления сами студенты видят в защите их прав и интересов. Вместе с тем проведенное исследование показывает, что около половины студентов слабо знает нормативные документы, регламентирующие учебно-образовательный процесс в вузе. Так с содержанием прав и обязанностей студентов знакомы 54,7 % респондентов, с Уставом МГЛУ - не более 48 %, с правами и обязанностями преподавателей - только каждый пятый респондент, около 30 % опрошенных ни один из перечисленных документов не знает. (см. табл. 11).
Даже не зная в полном объеме своих прав и обязанностей, каждый третий студент уверен, что в случае необходимости орган студенческого самоуправления в состоянии защитить его права перед администрацией вуза. Но скептиков и неуверенных в такой
возможности всё же больше: 15,9 % и 47,5 %, соответственно (см. табл. 12).
Таблица 11
Характер ознакомления студентов с нормативно-правовыми документами, регулирующими их права и обязанности (в%)
Варианты ответов 1-11 курсы курсы Магистры, аспиранты Всего
с правами и обязанностями студентов 55,7 53,1 54,1 54,7
с Уставом МГЛУ 45,8 50,4 52,7 48,0
с правами и обязанностями преподавателей 20,1 14,8 17,9 18,1
с коллективным трудовым договором 4,2 4,8 5,3 4,5
ни с чем из перечисленного 30,2 29,0 26,6 29,4
Таблица 12
Уверенность студентов в защите их прав органами студенческого самоуправления (в %)
Варианты ответов 1-11 курсы курсы Магистры, аспиранты Всего
Уверены 40,0 32,3 31,4 36,6
Не уверены 11,5 21,9 20,8 15,9
Затруднились ответить 48,4 45,7 47,8 47,5
Складывается парадоксальная ситуация: если уверенность в возможности защиты своих прав с помощью органов студенческого самоуправления демонстрирует чуть больше 1/3 студентов, то готовность обратиться для осуществления такой защиты проявляет каждый второй студент (см. табл. 13).
Таблица 13
Готовность студентов обратиться в органы студенческого
самоуправления для защиты своих прав
Варианты ответов 1-11 курсы курсы Магистры, аспиранты Всего
Готовы 50,4 48,1 45,9 49,2
Не готовы 19,3 24,2 21,7 21,2
Затруднились ответить 30,4 27,7 32,4 29,7
Обращение без уверенности в том, что тебе помогут? Обращение как форма социального протеста или надежда на поддержку? Данная проблема требует специального исследования. Здесь же мы просто зафиксируем это противоречие.
Изучив отношение и представления студентов МГЛУ о студенческом самоуправлении важно было определить наличие потенциальной социальной базы для развития этих органов. Если она окажется недостаточной, создание новых ОСУ рискует превратиться в формальную процедуру реанимации нежизнеспособных структур, которые ни поддержкой, ни уважением студенческого сообщества пользоваться не будут и никакого сколько-нибудь значимого позитивного воздействия на учебно-воспитательный процесс не окажут. А сами структуры кроме демонстрации аттестационных показателей и выращивания молодых бюрократов-карьеристов никаких социально значимых функций, к сожалению, выполнить не смогут. В связи с чем был проведен анализ личной готовности студентов к участию в деятельности органов и структур студенческого самоуправления.
Проведенный социологический опрос свидетельствует о наличии необходимого социального потенциала для развития ОСУ в МГЛУ (см. табл. 14).
Таблица 14
Готовность студентов МГЛУ к участию в студенческом самоуправлении в (в%)
Варианты ответов 1-11 курсы 111-У курсы Магистры, аспиранты Всего
Готовы активно участвовать, войти в руководство 28,2 18,6 15,9 23,8
Готовы, но только в качестве рядового участника 15,2 15,2 13,0 15,0
Готовы участвовать изредка, если это не помешает личным планам 40,4 43,3 43,0 41,6
Вообще не готовы 5,6 10,1 17,4 8,3
Затруднились ответить 10,7 12,8 10,6 11,4
Примерно четверть студентов МГЛУ готовы активно участвовать в деятельности ОСУ, войти в их состав, еще около 15 % готовы поддержать их усилия в качестве рядовых участников, примерно 40 % готовы участвовать, но на нерегулярной основе и согласуя это участие со своими личными планами. Только каждый десятый
студент категорически не готов к такого рода деятельности и столько же - не смогли определить свою позицию. Среди «активистов» преобладают студенты младших курсов, среди пассивных - старшекурсники, магистры и аспиранты.
Участие обучаемых в студенческом самоуправлении, безусловно, в определенной степени зависит от индивидуальных особенностей студентов и магистров: способностей, предрасположенности к лидерству, руководству и инициативе, коммуникабельности и других личных качеств. Социальные и демографические аспекты, условия образования и воспитания здесь, скорее всего, носят вторичный характер. Вместе с тем опрос студентов МГЛУ показал, что в целом большее желание участвовать в какой-либо из форм студенческого самоуправления проявляют студенты 1-11 курсов, что также необходимо учитывать в популяризации и развитии данного движения среди студентов МГЛУ.
Таким образом, в целом при позитивном отношении большинства студентов МГЛУ к самой идее студенческого самоуправления, очень многие из них пока занимают выжидательную позицию относительно практического участия в жизни студенческого сообщества. При активной и эффективной работе ОСУ позиция эта должна меняться в сторону активной поддержки и расширения социальной базы потенциальных активистов.
Представленные в статье материалы проведенного исследования могут быть использованы для дальнейших дискуссий, обсуждения оптимальной структуры органов студенческого самоуправления и их направлений деятельности не только в МГЛУ, но и других вузах, заинтересованных в развитии данного органа управления в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова Е. Н. Роль студенческого самоуправления как института повышения качества высшего образования // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 7 (16). С. 56-58. Артюхов М. В., Миронова Т. Н. Теоретические и содержательные подходы к студенческому самоуправлению // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2 (46). С. 58-63. Образцов И. В., Журавлева В. В. Социально-психологический портрет абитуриента МГЛУ // Вестник Московского государственного
лингвистического университета. Сер. Общественные науки. 2015. № 26 (737). С.165-176. Овчинников В. В. Студенческое самоуправление в России: социологический анализ: автореф. дис. ... социол. наук. М. : РГСУ, 2007. 23 с. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.05. 2017) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультанПлюс. URL:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.06.2017).