УДК 37.014.553: 37.091.217
Е.А. Лазукова
СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В САМОУПРАВЛЕНИИ
Приведены результаты эмпирического исследования среди студентов вуза, дана характри-стика участников процессов самоуправления в вузе по основным социально-экономическим показателям: полу, семейному и материальному положению, социальному происхождению, жилищным условиям, успеваемости, курсу, факультету. Выявлено, что участники общественной жизни вуза чаще обладают экономической независимостью; лучше успевают в обучении и чаще учатся на бюджетной основе, чем не участвующие в студенческом самоуправлении. Большинство среди них девушки.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, социальный состав, общественная жизнь, органы самоуправления, студенты, вуз.
Исследование студенческого самоуправления проводилось в 2015 году лабораторией социологии ПНИПУ. Опрошено 476 студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета, обучающихся на 2-4-х курсах.
Социологическое исследование выявило слабую заинтересованность студентов к самоуправлению в университете, которая явно ниже уровня заинтересованности, зафиксированного социологами в санкт-петербургских университетах в 2007 году [1, с. 217-218]. Так, более половины учащихся вуза (55,3 %) никак не участвует в деятельности органов студенческого самоуправления; около трети (34,0 %) участвует в жизни университета как зрители или рядовые участники. Явное меньшинство является организатором (руководителем) общественной структуры или принимает активное участие в работе органа студенческого самоуправления (соответственно 2,3 и 5,5 %). Около 3 % опрошенных не дали ответ на вопрос о форме своего участия в функционировании органов студенческого самоуправления.
Более половины респондентов - это студенты технических факультетов (54,6 %), остальные - студенты гуманитарного факультета (45,4 %). Технари представляют большинство и среди участвующих в студенческом самоуправлении (57,3 %) и среди не участвующих в нем (53,6 %). На активность в общественной жизни профиль обучения практически не влияет: участвуют в ней 44,7 % студентов технических специальностей, 41,1 % студентов-гуманитариев.
© Лазукова Е.А., 2015
Лазукова Евгения Андреевна - аспирант, ассистент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].
В вузах существует достаточно много форм самоуправления: студенческий совет, совет командиров, старостат и пр. [2, с. 41]. Зафиксированное в нашем исследовании снижение (с 87 до 3 %) по мере обучения доли задействованных в различных формах самоуправления связано с особенностями выборки (поскольку 84,8 % ответивших на вопрос о курсе обучения - второкурсники; 10,4 % - третьекурсники; 4,8 % учатся на 4-м курсе). Второкурсников оказалось немного больше среди принимающих участие в самоуправлении (86,9 %), чем среди не участвующих в нем (83,3 %); на 3-м и 4-м курсах различия еще менее значимы.
Социально-демографические характеристики студенчества в целом ранее уже исследовались [3, с. 39-41]. Нам же важно рассмотреть характеристики двух групп студентов относительно самоуправления.
Деятельность студенческого самоуправления привлекает больше «слабый пол»: среди участвующих в общественной жизни вуза меньше мужчин (40,2 %) и больше женщин (59,8 %), чем в сравниваемой группе студентов, не имеющей отношения к самоуправлению (49,0 и 51,0 % соответственно).
Подавляющее большинство участников самоуправления - холосты или не замужем (95,0 %); 3,5 % находятся в незарегистрированном браке без детей; 1,0 % женаты; 0,5 % разведены. В сопоставлении с группой, не участвующей в самоуправлении, они немного чаще не создают официально семью (95,0 против 90,8 % в сравниваемой группе), хотя различия невелики.
Около половины участвующих в общественной жизни вуза живут вместе с родителями, родственниками (47,2 %); 4 из 10 проживают в общежитии в общей комнате (38,2 %); снимают квартиру, комнату 6,5 % респондентов; еще столько же имеют отдельную благоустроенную квартиру (6,0 %); 2,0 % студентов живут в отдельной комнате общежития. Существенное отличие от не участвующих в самоуправлении - это более весомая доля населяющих студенческие общежития (уже названные 38,2 % против 27,3 % среди никак не участвующих в деятельности органов студенческого самоуправления) (табл. 1).
Таблица 1
Жилищные условия студентов, участвующих и не участвующих в самоуправлении вузом (в % по группам опрошенных)
Жилищные условия Вариант ответа
участвуют не участвуют
Живут с родителями, родственниками 47,2 50,8
Живут отдельно в благоустроенной квартире 6,0 11,5
Снимают квартиру, комнату 6,5 9,6
Живут в общежитии в общей комнате 38,2 27,3
Живут в общежитии в отдельной комнате 2,0 0,8
По социальному происхождению сравниваемые группы не различаются. Участники общественной жизни университета происходят большей частью из семей рабочих (35,4 %) и служащих предприятий, учреждений (22,4 %), у 15,1 % данных студентов родители - врачи и учителя, реже - работники структур управления (8,9 %), ИТР (7,8 %), военнослужащие (6,8 %) и др.
По сфере занятий до поступления в вуз участвующие и не участвующие в самоуправлении студенты также почти не отличаются. Большинство принимающих участие в общественной жизни вуза до университета учились в средней школе (65,3 %), около трети - в специализированной школе, гимназии, лицее (31,2 %), 2,5 % - в техникуме, колледже, по 0,5 % служили в армии и работали.
Около половины студентов, имеющих отношение к студенческому самоуправлению, не получают стипендию (49,7 %), что меньше, чем в группе не принимающих участия в самоуправлении (59,2 %); около трети имеют повышенную стипендию (31,5 %), что заметно больше, чем в сравниваемой группе (22,9 %); в остальном различий нет: получают обычную стипендию 18,3 и 17,2 % респондентов соответственно; заслужили право получать именную стипендию 0,5 и 0,8 % соответственно.
Студенты, задействованные в самоуправлении вузом, имеют большую экономическую автономность по сравнению с теми, кто не задействован в нем (табл. 2).
Таблица 2
Средства, на которые живут участвующие и не участвующие в самоуправлении вузом студенты (в % по группам опрошенных)
Источники доходов Вариант ответа
участвуют не участвуют
В основном стипендия 29,1 20,2
Помощь родителей 75,4 81,4
Помощь родственников 5,5 4,6
Подработка от случая случаю 30,2 23,2
Постоянная работа 10,6 9,5
Так, активисты общественной жизни чаще живут на свою стипендию (29,1 против 20,2 %), чаще подрабатывают (30,2 против 23,2 %) и реже рассчитывают на помощь родителей (75,4 против 81,4 %).
Большинство принимающих участие в самоуправлении респондентов характеризуют материальное положение своей семьи так: «в основном денег хватает, можем кое-что откладывать» (71,4 %); «на ежедневные расходы хватает, но уже покупка одежды представляет трудности» (15,6 %). Десятая
часть может «практически ни в чем себе не отказывать» (9,5 %); 3,5 % респондентов «часто приходится занимать на самое необходимое». Показатели участия в самоуправлении не зависят от оценок доходов семьи.
Однако различны показатели их учебы (табл. 3). Доля «отличников» выше среди принимающих участие в общественной жизни вуза (10,1 против 3,4 % среди не принимающих участия в ней), а доля обучающихся на тройки - четверки с преобладанием троек ниже (11,1 против 16,7 %).
Таблица 3
Успеваемость студентов, участвующих и не участвующих в самоуправлении вузом (в % по группам опрошенных)
Показатель учебы Вариант ответа
участвуют не участвуют
5 10,1 3,4
4 и 5 42,7 41,4
4 11,1 11,0
3-4 (больше 4) 24,1 25,5
3-4 (больше 3) 11,1 16,7
3, хотя бывают и двойки 1,0 1,9
Обучение является платным чаще для не участвующих в деятельности органов студенческого самоуправления (37,4 %), чем для респондентов, принимающих участие в нем (30,8 %).
Итак, в нашем исследовании участники студенческого самоуправления -это, как правило, обучающиеся на технических факультетах; студенты 2-го курса обучения; холостые (незамужние); девушки; проживающие вместе с родителями; происходящие из семей рабочих или служащих; поступившие в вуз после окончания средней школы; обучающиеся на четверки и пятерки; живущие за счет средств родителей.
Социальный состав участников самоуправления в вузе отличается от не участвующих в нем большей долей девушек, респондентов из студенческих общежитий; более весомой долей обладателей повышенной стипендии и меньшей долей не получающих обычную стипендию; большей экономической независимостью; большей долей «отличников» и обучающихся в вузе бесплатно.
Таким образом, полученные данные позитивно характеризуют учащихся университета, участвующих в деятельности органов студенческого самоуправления. Существенной особенностью участия в самоуправлении вузом является то, что оно сопряжено с успешным обучением и автономностью акторов самоуправления, а именно с их географической «оторванностью» и материальной независимостью от родителей.
Настоящая статья подготовлена в рамках работ, выполняемых по госзаданию № 2014/152 Минобрнауки РФ (проект № 661) «Молодежь в системе управления вузом: факторы, способствующие / препятствующие активизации личностного потенциала».
Список литературы
1. Попов В.Р. Студенческое самоуправление: опыт сравнительного исто-рико-социологического анализа // Вопросы образования. - 2009. - № 2. -С.211-222.
2. Коротких Л.И. Студенческое самоуправление: истоки и перспективы // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 11. - С. 39-42.
3. Разинский Г.В. К вопросу о динамике социально-демографической структуры современного студенчества // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. - 2014. - № 2. -С.37-41.
Получено 16.06.2015
E.A. Lazukova
THE SOCIAL COMPOSITION OF STUDENTS PARTICIPATING IN STUDENT GOVERNMENT
This article is based on the results of an empirical study among students of the University and describes the participants in the processes of student government in higher education according to the main socio-economic indicators: gender, marital status and financial situation, social background, living conditions, academic achievement, course, faculty. It was revealed that participants in the public life of the University often possess economic independence; do better in learning and study on a budgetary basis, than those not taking part in student government. The majority of proactive students are girls.
Keywords: student government, social composition, social life, organs of student government, students, University.
Lazukova Evgeniya Andreevna - Postgraduate, Assistant Lecturer, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].