УДК 378
Петрова Надежда Сергеевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ: ОПЫТ РАБОТЫ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Описаны опыт и формы организации студенческого самоуправления института педагогики и психологии, цели и направления деятельности методического объединения Координационного совета студентов, раскрыты понятия «студенческое самоуправление», «методическая работа».
Ключевые слова: студент, студенческое самоуправление, методист.
В настоящее время общество предъявляет более высокие требования к таким качествам молодого человека, как самостоятельность, инициативность, организованность, мобильность, профессионализм, способность к саморазвитию, самосовершенствованию. Эффективным условием развития и закрепления этих качеств может стать участие студентов в деятельности органов самоуправления в процессе обучения в вузе.
Под студенческим самоуправлением мы понимаем особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив [2].
В настоящее время в вузах Российской Федерации органы студенческого самоуправления представлены в различных формах: студенческие профсоюзные комитеты, общественные организации, общественные движения, студенческие советы, студенческие клубы и т.п.
10 сентября 2008 года в институте педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова было утверждено Положение о Координационном совете, по которому главной формой самоуправления стал студенческий совет. Положение было разработано студенческим активом при участии специалистов социально-педагогической службы, принято на Конференции студентов, а в дальнейшем на заседании Ученого совета института, утверждено директором института.
В структуру Координационного совета студентов входят несколько объединений. Одним из самых перспективных и важных, на наш взгляд, является методическое объединение студентов,
осуществляющих методическую работу по различным направлениям.
Ю.К. Бабанский дает следующее определение методической работы: «Методическая работа -это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» [1].
Таким образом, непосредственной целью деятельности методического объединения студентов института является совершенствование знаний и умений студентов, развитие творческого, лидерского, организаторского, управленческого потенциала органа студенческого самоуправления в целом, на достижение оптимальных результатов развития конкретных участников студенческого самоуправления, повышение результатов деятельности Координационного совета.
Что послужило основанием для организации методического объединения студентов? Во-первых, в институте педагогики и психологии накоплен достаточно хороший опыт деятельности органов студенческого самоуправления, обобщением и распространением которого необходимо заниматься на различных уровнях. Во-вторых, практика показала, что большинству студентов, только начинающих свою работу в Координационном совете, всегда необходима помощь со сто-
© Петрова Н.С., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
215
роны более опытных коллег, старшекурсников. Кроме того, участники самоуправления нуждаются в специальной дополнительной подготовке и постоянной методической поддержке, чтобы грамотно и осознанно строить процесс самоуправления, осуществлять деятельность в различных направлениях. В-третьих, участвую в деятельности методического объединения, студенты могут реализовать собственные проекты, идеи. В-четвертых, в ходе осуществления методической работы студенты - старшекурсники имеют реальную возможность освоить, развить и применить на практике технологии, методы, приемы работы, которые могут быть в дальнейшем использованы в профессиональной деятельности.
Методист Координационного совета института является одной из ключевых фигур, обеспечивающей высокое качество и результаты деятельности органа студенческого самоуправления. Функции методиста очень разнообразны. Для того чтобы их реализовать, сам методист должен соответствовать определенным требованиям.
Методист - это генератор идей, теоретик и практик, способный определять цели и задачи, анализировать различные процессы, явления и делать выводы, существенные для повышения качества своей работы и работы органа студенческого самоуправления. Методисту необходимо иметь высокие профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор и эрудицию, авторитет среди студентов. Методист должен иметь хорошие организаторские навыки, способность быть лидером, умение заинтересовать и сплотить участников студенческого самоуправления, публично выступать, отчетливо и доступно донести информацию. Методист сам должен быть всегда заинтересован в осуществляемом проекте, деле.
Поэтому целесообразно, что в методическое объединение института входят преимущественно студенты 4, 5 курсов, которые в большей мере обладают вышеперечисленными характеристиками. В последнее время сложилась практика того, что методисты курируют группу студентов «в паре» (студент 4 или 5 курса и студент 3 курса). Это дает возможность не только более продуктивной и качественной работы с группой, но и развития и повышения методического мастерства третьекурсника.
Кроме того, для методического объединения студентов в институте организован курс специ-
альных занятий, где подготовка методистов - старшекурсников позволяет им получать необходимые знания и умения в области методической работы, профессионально расти, обмениваться опытом, вести методические разработки, обсуждать проблемы и т.п. Ведут эти занятия специалисты социально - педагогической службы института, а иногда и самые опытные методисты.
Работа методистов - студентов института осуществляется на нескольких уровнях: работа в методическом объединении в целом; курирование определенного направление деятельности органа студенческого самоуправления (например, танцевального, вокального театрального направления); курирование группы организаторов 2 курса; курирование конкретного проекта, дела.
Основными направлениями деятельности методического объединения студентов института являются: целеполагание, планирование деятельности Координационного совете студентов; аналитическая деятельность; нормативное обеспечение деятельности органов студенческого самоуправления; обобщение и распространение опыта деятельности органов студенческого самоуправления, современных технологий работы, сбор и хранение информации о деятельности Координационного совета студентов института; организация практической, консультативной помощи студентам при организации деятельности по различным направлениям; содействие в организации обучения студентов, входящих в органы студенческого самоуправления; разработка в помощь органам студенческого самоуправления различного рода методической продукции; совершенствование своего профессионального методического уровня; издательская деятельность.
Таким образом, методическое направление является важнейшим компонентом деятельности органа студенческого самоуправления (наряду с культурно-досуговым, информационным, социально-экономическим, спортивным и т.д.). Необходимость создания методического объединения студентов сегодня очевидна, поскольку оно является условием эффективности студенческого самоуправления, одним из средств достижения качества деятельности и ее результатов. Именно методическом деятельности может быть отведена главенствующая роль в создании и внедрении в практику работы органов самоуправления студентов наиболее эффективных современных технологий работы.
216
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
Библиографический список
1. БабанскийЮ.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.
2. Фатов И.С. Студенческие советы как орга-
ны студенческого самоуправления и соуправле-ния в учреждениях высшего профессионального образования: Нормативно-правовой аспект.
II издание - М., 2008.
УДК 371
Четверикова Наталия Алексеевна
Кировский областной Дворец творчества детей и молодёжи
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ «ЛИДЕР»
В статье содержится описание школы «Лидер», содержание и идеи. Представлена форма практической диагностики организаторских умений — ситуационный анализ «Социальный тренажер».
Ключевые слова: социальная инициатива, организаторские способности, личность.
Перед педагогами стоит множество вопросов, как развивать детей сегодня,
. какую цель преследовать, что выбрать в качестве воспитательных средств, какой смысл вкладывать в понятие «лидерство», какие методы и приемы воздействия на детей сегодня могут стать надежными, а какие, наоборот - негодными... Известно много средств решения данной проблемы. Одно из них - обращение к личности самого ребенка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям.
Приоритетная занятость общеобразовательной школы проблемой усвоения обучающимися конкретных учебных предметов зачастую не способствует воспитанию современного человека - предприимчивого, творческого, ответственного, умеющего управлять и работать в команде. Специфика деятельности учреждений дополнительного образования, и, в частности, областной очно-заочной школы «Лидер» КОГОБУ ДОД -Дворца творчества детей и молодёжи (далее ООЗШ), напротив, позволяет помочь личности обрести основные социальные компетентности. Обучение социально-активных подростков региона производится по дополнительной образовательной программе «Развитие социальной инициативы старшеклассников». Опыт реализации идеи развития социальной инициативы, осуществляемый в ООЗШ с 1998 года, показал, что наиболее действенным способом решения данной проблемы является организация обучения детей в рамках взаимосвязанных спецкурсов: «Организация деятельности творческих групп в системе детского самоуправления», «Школа Лидера» и «Основы социального проектирования».
Интеграция этих разделов позволяет сформировать у обучающихся более полное представление о старшекласснике - лидере как о человеке с развитым самосознанием и созидательной социальной направленностью.
Образовательное содержание программы «Развитие социальной инициативы старшеклассников» базируется на следующих педагогических идеях: развитие самоуправления в детских сообществах (М.И. Рожков, 2001); концепция социального воспитания (А.В. Мудрик, Б.В. Куприянов, Л.М. Шакурова, О.В. Миновская и др.).
Реализуя эти идеи, программа ориентирует ее организаторов и участников на создание такого образовательного процесса, в котором приоритетным является личностное развитие ребенка: его стремление познавать себя и других, активизировать становление собственного образа «Я», совершенствовать свой интеллектуальный, нравственный и эмоциональный потенциал:
- интеллектуальное развитие предполагает расширение представлений о себе в условиях самоорганизации и участия в лидерском движении;
- нравственное развитие включает формирование ответственности за себя и других, ориентирует на выработку заинтересованности участия в социально-значимой деятельности и вовлечения в него сверстников;
- эмоциональное развитие обеспечивает позитивное отношение к себе, уверенность в своих возможностях, побуждает к решению посильных проблем, выводя ребенка на новое творческое освоение содержания детской жизни.
В процессе участия в программе ООЗШ школьники изучают современные способы вклю-
© Четверикова Н.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
217