© БОГДАНОВ В.В., ЕМЦОВ Г.Н.
УДК 378.661:614.2(571.51-201)
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. ПРОФ. В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО)
В.В. Богданов, Г.Н. Емцов Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.
Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И. П. Артюхов; кафедра управления и экономики фармации с курсом ПО - и.о. зав. каф.
д.м.н., проф. К. Г. Ноздрачев;
Сибирский федеральный университет, ректор - акад. РАН Е. А. Ваганов, кафедра истории государства и права - зав. д.ю.н., проф.
С. А. Дробышевский.
Резюме. В статье приведены определения студенческого самоуправления, признаки органов студенческого самоуправления, описываются основные формы деятельности студенческих организаций, анализируются проблемы деятельности органов студенческого самоуправления в медицинских и фармацевтических вузах, даются рекомендации по эффективной организации деятельности студенческих организаций.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, компетенции, высшее медицинское образование.
Богданов Вячеслав Владимирович - ст. препод. каф. управления и экономики фармации с курсом ПО КрасГМУ; e-mail: [email protected].
Емцов Григорий Николаевич - к. юр. н., доц. каф. истории государства и права СФУ; e-mail: [email protected].
Развитие студенческого самоуправления сегодня приобретает огромное значение не только в связи с реформированием системы образования, но и в контексте построения гражданского общества и развития демократии в России. Благодаря механизмам, заложенным в студенческом самоуправлении, студенты наряду с получением профессионального образования приобретают полезные управленческие навыки и гражданские компетенции. В настоящее время студенческое самоуправление (ССУ) рассматривается в двух основных плоскостях: как институт гражданского общества и как система подготовки управленческих кадров. ССУ - институт гражданского общества. Опыт совместного коллективного решения общих проблем, опыт проведения предвыборных компаний и выборов руководителей молодежных организаций, опыт выстраивания диалога с администрацией университета формируют навыки гражданина. В результате в общество выходят люди со сформированной правовой и политической культурой. ССУ - кадровый инкубатор. Органы студенческого самоуправления в медицинских и фармацевтических вузах являются полноценным институтом подготовки ценного кадрового резерва для вузов, медицинских организаций, органов государственной власти. В процессе включения в работу студенческой организации у учащихся формируется комплексное представление о деятельности вуза, деятельности лечебных учреждений, органов муниципальной и государственной власти. Приобретаемые ими навыки использования инновационных форматов, информационных технологий позволяют в будущем повысить уровень выпускников.
Высшее медицинское и высшее фармацевтические образование имеет ряд особенностей, отличающих его от образования в других учебных заведениях. Особенности имеются и в организации студенческой жизни, и в контингенте самих учащихся медицинских и фармацевтических вузов. Поэтому функционирование студенческого самоуправления в медицинских и фармацевтических вузах отличается своей спецификой.
Личностные особенности студенчества начинаются с самого первого курса, так как в медицинские вузы идут студенты с пониманием того, в какой сфере они будут осуществлять свою профессиональную деятельность. Абитуриенты уже ориентированы на серьезное обучение, научную работу. Они изначально готовы к профессиональному росту и саморазвитию в предметной области, которая задается их будущей специальностью. Учебный процесс требует значительного времени на ежедневную подготовку к занятиям, и учащиеся к этому готовы. Это, безусловно, положительный момент в формировании специалиста. Но, вместе с тем, это накладывает весомые ограничения на пути к формированию гражданских, управленческих и коммуникативных компетенций вне профессиональной сферы. Второй особенностью является более долгий по сравнению с другими ВУЗами срок обучения. Если в технических вузах обучение длится 5 лет, увеличиваясь до 8 при обучении в аспирантуре, то в медицинских с учетом 6-летнего образования, интернатуры или ординатуры и аспирантуры он достигает 11 лет. К категории учащихся относятся люди вплоть до 25-28 лет. Участие зрелых людей в студенческом (молодежном) самоуправлении позволяет вывести его на более высокий, по сравнению с другими учебными заведениями уровень. Наконец, третья особенность медицинских и фармацевтических ВУЗов - относительно более тесная связь теоретического обучения с практикой. В отличие от учебных заведений общего профиля студенты-медики в большей мере погружаются в профессиональную практическую деятельность, что создает больше предпосылок для приобретения ими различных деловых качеств и навыков.
Настоящее время в литературе отсутствует единое понимание термина «студенческое самоуправление».
Студенческое самоуправление рассматривается как целенаправленная деятельность студентов, как форма воспитательной работы в вузе и как одна из форм молодёжной политики в РФ. Федеральный интернет-портал studorg.ru определяет студенческое самоуправление как «инициативную,
самостоятельную, ответственную совместную деятельность неравнодушных к собственной судьбе студентов, направленную на решение любых вопросов жизнедеятельности». В отдельных диссертационных исследованиях, посвященных студенческому самоуправлению, можно найти иные определения: студенческое самоуправление (ССУ) - это система институтов и их деятельность, направленная на формирование социальной и профессиональной идентификации будущих специалистов [2]; социально и педагогически целесообразная форма развития современной высшей школы в направлении повышения уровня профессиональной и гражданской подготовки будущих специалистов, формирования их собственной личностной стратегии [1]; социальный институт, представляющий собой систему взаимосвязанных студенческих органов вуза, организующих учебную и внеучебную деятельность студентов, представительство их интересов в вузовских и иных органах власти, защищающих социальные и иные интересы студенчества [4]. Таким образом, под студенческим самоуправлением понимается довольно широкий спектр процессов и структур. В связи с этим интересным представляется вопрос о классификации органов ССУ и его признаках. Приведем основы классификации разработанной Красноярским научно-методическим центром поддержки и развития студенческого самоуправления.
В литературе выделяется целый ряд признаков ССУ. Однако важнейшей сущностной характеристикой студенческого самоуправления является сочетание в нем функций соуправления учебным заведением и самореализации студентов. Соуправление - это делегирование отдельных управленческих задач студенческим (молодежным) организациям. Применительно к сфере образования соуправление можно определить как процесс организационно-управленческих отношений, обеспечивающих развитие образовательной деятельности, путем соединения субъекта и объекта управления на основе добровольного делегирования полномочий [3]. Реализация функции соуправления возможна только при высокой степени
включенности учащихся в управленческую деятельность учебного заведения. Самореализация заключается в самостоятельном претворении студентами в жизнь своих собственных идей и проектов, в рамках которых через самоорганизацию удовлетворяются их собственные потребности.
В Красноярском государственном медицинском университете действуют как узкоспециализированные студенческие организации: студенческое
научное общество, спортивный клуб, студенческий клуб, студенческие отряды, так и многопрофильные - Союз молодежи и Студенческий совет. Для того чтобы рассмотреть различные формы деятельности ССУ остановимся более подробно на многопрофильных структурах.
Союз молодежи КрасГМУ (СМ) представляет собой общественную организацию, построенную на принципе членства. Помимо желания вступить в организацию обучающиеся должны пройти минимальную образовательную программу Союза молодежи, участвовать в мероприятиях Союза молодежи не менее семестра и пройти собеседование. Для того чтобы учащийся смог войти в состав руководства СМ, ему необходимо пройти более глубокое обучение и самостоятельно организовать одно из культурно-массовых мероприятий. В качестве основных направлений деятельности Союза молодежи определены: профориентационная деятельность, деятельность по развитию студенческого самоуправления в университете через обучение лидеров всех студенческих организаций КрасГМУ, поддержка студенческих информационных проектов, организация работы строительных отрядов, пропаганда здорового образа жизни и проведение ежегодной премии студенческого признания преподавателей «Золотая шпаргалка».
Студенческий Совет КрасГМУ представляет собой орган общественной самодеятельности. Членства в нем не предполагается. Каждый студент, зачисленный в университет, автоматически попадает в поле его деятельности. Студенческий совет университета состоит из студенческих советов факультетов и общежитий. Его деятельность направлена на более широкий спектр задач - таких, как организация культурно-массовых и
спортивно-массовых студенческих мероприятий, организацию работы медицинских и сервисных студенческих отрядов (которые более многочисленны по сравнению со строительными отрядами), работа по адаптации первокурсников совместно с Советом кураторов, состоящим из преподавателей, разрешение проблемных моментов студентов, связанных с образовательным процессом, представление интересов студентов в Ученом совете университета.
Данные направления деятельности выявлены путем анализа потребностей студентов и администрации университета. Таким образом, реализуются два важнейших компонента студенческого самоуправления - самореализация и соуправление. Выполняемая работа интересна студентам и как процесс, и как результат самостоятельной деятельности, и как ощутимый вклад в работу всего университета. Таким образом, достигается самореализация. Поскольку отмеченные направления совпадают с отдельными направлениями деятельности университета и в какой-то мере делегируются студенческим организациям, то реализуется компонент соуправления университетом.
Деятельность органов ССУ возможно условно разделить на три блока: проектная, экспертно-аналитическая и образовательная.
К проектной деятельности относится организация конкурсов, культурномассовых и спортивно-массовых мероприятий, участие в научной, инновационной, профориентационной работе. Данная деятельность наиболее понятна студентам. В нее возможно включение студентов, начиная с первого курса, не только в качестве исполнителей, но и в качестве организаторов. Поскольку организация досуговых и массовых мероприятий интересна и понятна. Положительные стороны от проектной деятельности органов ССУ это решение конкретных задач, позиционирование учебного заведения, формирование компетенций, профориентация абитуриентов и др.
Более подробно нам хотелось бы остановиться на экспертноаналитической работе. Экспертно-аналитическая деятельность органов ССУ должна подразделяться на несколько видов. Комплексная экспертиза
отдельных сфер студенческой жизни (например, питание учащихся, образование, проживание в общежитиях, вторичная занятость, производственная практика, имидж) может стать основой для работы некоторых органов ССУ или их отделов. Эти группы проблем в процессе текущей деятельности могут быть конкретизированы и подготовлены конкретные предложения по их нивелированию. Рекомендуемая частота подготовки таких экспертиз - не реже одного раза в год. Точечная экспертиза. Это более глубокая и узкая экспертиза, направленная на получение более конкретной информации о проблеме, ее идентификацию и подготовку предложений. Экспресс-экспертиза - это экспертиза проектов стандартов, положений, программ и администрации вуза в короткие сроки с возможностью выступления представителей учащихся на Ученом совете (ректорате) в качестве докладчиков, если они являются членами Советов (ректората) или содокладчиков. Данный вид экспертизы возможен только при условии плотного сотрудничества администрации.
Последовательность действий в процессе экспертно-аналитической деятельности важна в силу наличия широкого спектра задач, которые органы ССУ должны в этом процессе реализовывать. Система «мозговой штурм -круглый стол - совещание в отделе - совещание ректората» представляется самой эффективной в процессе проведения комплексной экспертизы и точечной экспертизы в силу ряда причин. Последовательность стадий экспертно-аналитической работы в самом общем виде выглядит следующим образом. Стадия получения информации о проблеме от учащихся (студентов, интернов, ординаторов, аспирантов, преподавателей) и экспертов, научных трудов. Стадия подготовки предложений через сведение статистической информации, анализ научных трудов, анализа опыта других учебных заведений. Проведение круглого стола с экспертами и доработка предложений с учетом экспертных мнений. Стадия передачи предложений в администрацию вуза через совещание в профильном отделе или с профильным проректором. Отчет с результатами экспертизы передается в
соответствующий отдел администрации учебного заведения, происходит назначение совещания. На совещании при обязательном участии проректора обсуждается возможность принятия предложений в работу либо необходимость доработки. Назначаются ответственные за конкретные вопросы со стороны администрации вуза, вносятся изменения в план совместных мероприятий органа ССУ и вуза. По необходимости производится выступление на заседании ректората или Ученого Совета с проектом нормативного акта. В КрасГМУ такие обсуждения проходят с 2006 года каждый семестр на мероприятии, которое носит название «Ректорские посиделки» и представляет собой открытую встречу администрации университета со студентами. На встрече в зависимости от обозначенной проблемы участвует примерно 150-200 студентов.
Важно отметить, что непременным атрибутом экспертизы является обязательная фиксация ее результатов работы и освещение в СМИ. Фиксация результатов происходит в момент принятия нормативных документов или поправок и может быть освещена в вузовских СМИ как конкретный результаты работы органа студенческого самоуправления.
Образовательная деятельность. Система образования Союза молодежи и Студенческого совета состоит из нескольких уровней. Начальный уровень -это «Тренинговый курс», который несет в себе возможность для студентов познакомиться и пообщаться в необычных условиях, провести командообразование. Для управленческого состава молодежных организаций - это возможность выделить способных и активных ребят. Тренинговый курс построен из серии заданий, которые можно выполнить, только научившись взаимодействовать в группе. Здесь участие могут принять абсолютно все студенты, независимо от курса и факультета. Следующим уровнем образования в молодежных организациях является школа студенческого самоуправления «Лидер». Школа организуется одной организацией -Союзом молодежи, но предназначена для всех заинтересованных студентов. Школа построена из двух частей: вечерней, где занятия проходят после
основных занятий, и заочной, с выездом на базу отдыха, погружением, тренингами и проектированием деятельности организаций на последующие периоды. Тренинги и семинары более здесь содержательные, проводятся известными специалистами в своих областях, профессорами университета, приглашенными управленцами. Акцент делается на материал, необходимый для начала работы в любой общественной организации: проектирование, коммуникация, планирование, управление персоналом, решение конфликтов, работа с информацией, публичные выступления и др. Отдельные тренинги и семинары проводят лидеры управления здравоохранением города и края, успешные руководители частного медицинского бизнеса. Такой комплекс образовательных мероприятий успешно функционирует в КрасГМУ уже более 6 лет. Подробное описание образовательных программ доступно на сайте Союза молодежи КрасГМУ [6].
Перечисленные виды деятельности (проектная, экспертно-аналитическая и образовательная) позволяют на практике развивать целый ряд компетенций, которые зачастую не формируются в должной мере в процессе подготовки специалиста медицинского и фармацевтического профиля.
В процессе своей деятельности органы ССУ сталкиваются со множеством типовых проблем [5]. Анализу проблем, которые сегодня препятствуют становлению и развитию студенческого самоуправления в ВУЗах и ссузах, уделялось особое внимание на Межрегиональной научно-практической конференции «Студенческое самоуправление в современной России», которая проходила в городе Красноярске 24-25 марта 2011 года [7], а также на международных форумах и конференциях по студенческому самоуправлению, которые прошли в феврале-марте в Москве, Санкт-Петербурге, Алма-Ате и других городах.
Одной из проблем является быстрая смена состава органов ССУ. Средний срок «жизни» учащегося в ССУ 3 года - для специальностей со сроком обучения 5 лет и 4 года - для специальностей, на которых срок обучения составляет 6 лет. Причем данные цифры приведены с учетом
последипломного обучения и возможностью студентов продолжать работу в органе ССУ и после окончания вуза. Данная проблема может быть решена с помощью построения системы воспитательной работы в учебном заведении, в которую входят регулярное преподавание управленческих дисциплин активам студенческих органов и своеобразный коучинг или кураторство со стороны практикующих управленцев из администрации вуза.
Кураторство над органом ССУ - это ключевой момент в эффективности деятельности органа ССУ в долгосрочной перспективе. Курироваться вузовский орган должен на уровне ректора (!). Исходя из анализа работы студенческих организаций вузов города Красноярска можно сделать вывод, что типичным неэффективным решением является передача курирования органа ССУ руководителю департамента, управления или отдела учебного заведения. Сфера деятельности органа постепенно замыкается в сфере интересов руководителя этим структурным подразделением и задач, поставленных перед ним [8]. Единственным эффективным способом кураторства является курирование студенческого органа ректором с закреплением отдельных направлений деятельности органа ССУ за профильным проректором. Так, мы считаем самым верным закрепление курирования деятельности органа ССУ за ректором - по стратегическим и политическим вопросам работы организации, за первым проректором - по оперативным вопросам. Научное направление или отдельная научная организация (например, студенческое научное общество) должна курироваться проректором по науке и так далее, согласно управленческой структуре, принятой в вузе.
Успех деятельности органа ССУ зависит от многих факторов, среди которых можно выделить следующие группы:
Формирование инфраструктуры органа ССУ, в которое входит выделение отдельного помещения, оснащение его мебелью, оргтехникой, телефоном, интернетом. Поскольку в медицинских и фармацевтических вузах на данные
цели не предусмотрено целевое финансирование, то обеспечение остается на усмотрение ректората университета.
Включение руководителя органа ССУ в органы управления вузом. Если студенческая организация создается на уровне факультета (института), то ее представитель вводится в состав ученого совета факультета (института), если организация создается на уровня вуза, то - в состав Ученого Совета вуза.
Ориентирование профессорско-преподавательского состава на
дополнительное обучение управленческим дисциплинам членов актива студенческих организаций и кураторство отдельных направлений деятельности.
STUDENTS SELF MANAGEMENT IN THE MEDICAL UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK STATE MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER PROF. V.F. VOYNO-YASENETSKY)
V. V. Bogdanov, G. N. Emtsov Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky
Abstract. The paper defines students’ self management; determine features of students’ self-managing authority and describes main students’ activity institution. We analyzed problems of students’ authorities’ activities in the medical and pharmaceutical universities. Recommendations for students’ authority effective organization are presented.
Key words: students’ self-management, competences, high medical education.
Литература
1. Бугаенко Н. П. Педагогические условия и организационные формы развития студенческого самоуправления в современном вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2004. - 24 с.
2. Гарбузова Г. В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов : автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Ярославль, 2009. - 22 с.
3. Новиков В. Г. Самоуправление и соуправление как факторы развития социальной активности студентов в образовательном учреждении
// Регионология. - 2008. - №4. - С. 306-312.
4. Помелова Н. А. Студенческое самоуправление как социальный институт : автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Саранск, 2006. - 22 с.
5. Попов В. Р. Студенческое самоуправление: опыт сравнительного историко-социологического анализа // Вопр. образования. - 2009. - № 2. -
С. 211-223.
6. Сайт Союза молодежи КрасГМУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sm.krasgmu.ru
7. Студенческое самоуправление в современной России // Матер. межрегион. науч.-практич. конф. - Красноярск, 2011. - 176 с.
8. Студком - курсы эффективного студенческого самоуправления [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// studcom24 .ru/news.php
Материалы для публикации подготовлены при грантовой поддержке
стипендиальной программы «Никомед - Золотые кадры медицины» и Г осударственной грантовой программы Красноярского края «Социальное партнёрство во имя развития» (грант 1132-003).