деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Демин Владимир Андреевич. - М., 1975.
- 26 с.
4. Долин, А.А. КЭМПО (традиции воинских искусств) / А.А. Долин, Г.П. Попов.
- М. : Наука, 1990. - 427 с.
5. Колмановский, А.А. Некоторые вопросы подготовки юношей / А.А. Колма-новский // Пути совершенствования в спортивной борьбе. - М. : Физкультура и спорт, 1963. - С. 66-75.
6. Макаров, В. А. Ролевые номинации в педагогическом контроле, как щадящее средство в повышении уровня спортивного мастерства боксеров / В. А. Макаров, И.Г. Малазония // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 35-38.
7. Малазония, И. Г. Сохранение массива спарринг-партнеров на учебнотренировочном этапе подготовки боксеров путем расширения и систематизации образовательного компонента / И.Г. Малазония, В. А. Макаров, А.А. Близнюк // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 105-109.
8. Никитюк, Б.А. Очерки теории интегральной антропологии / Б.А. Никитюк. -М., Майкоп : [б.и.], 1995. - 199 с.
9. Правила соревнований "Рукопашный бой". - М. : Нац. Федерация рукопашного боя, 1996. - 30 с.
10. Шулика, Ю.А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры как средства здорового образа жизни // Материалы науч.-практ. конф. «Проблемы теории и практики интегративной антропологии» / Адыгейский гос. ун-т. -Майкоп. 1996. - С. 270-276.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.014.553-057.87
РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
Ольга Валериановна Мешкова, аспирант,
Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева
(ЧГПУ им. И.Я. Яковлева),
Чебоксары
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации студенческого самоуправления в высшем учебном заведении, и его нормативно-правового обеспечения, а также истории функционирования органов ученического самоуправления. Проанализирован опыт работы Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, структура и содержание деятельности органов студенческого самоуправления данного вуза.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, воспитательная работа, студенческий совет, соуправление.
DEVELOPMENT OF THE STUDENTS SELF-ADMINISTRATION AS ONE OF THE CONDITIONS FOR IMPROVING EDUCATIONAL WORK AT UNIVERSITY
Olga Valerianovna Meshkova, the post-graduate student,
Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev Cheboksary
Annotation
The article covers organization of the student’s self-administration at university and history of the secondary school students self-administration. The author analyzed the experience of the Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev in this field, the structure and activities of its students
self-administration.
Keywords: students self-administration, educational activities, student council, co-administration.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в рамках модернизации системы образования России в вузах заметно усилился интерес к вопросам организации самоуправленческой деятельности будущих специалистов. В настоящее время в системе профессионального образования обозначился социальный заказ государства на подготовку такого специалиста высшего уровня квалификации, который готов принимать самостоятельные решения, вести эффективную совместную работу, способен проявлять инициативу, быть творческим и отличается высоким чувством ответственности. Такие качества у студентов можно и нужно развивать, включая их в решение организаторских, творческих задач, предоставляя им возможности для самостоятельных действий в различных сферах деятельности. Кроме того, активное вовлечение в организацию студенческого самоуправления широких слоев студенческой молодежи способствует качественному улучшению учебно-
воспитательного процесса в целом.
Как известно, согласно требованиям государственного образовательного стандарта выпускник вуза должен быть самостоятельной, самоорганизующейся личностью и обладать не только глубокими знаниями в области своей профессиональной деятельности, но и организаторскими способностями, лидерским качествами, быть готовым к решению нестандартных задач. Если говорить о будущих учителях, то необходимо подчеркнуть, что они в силу своей профессиональной предназначенности просто обязаны за годы профессиональной подготовки в вузе освоить школу организаторов и лидеров. В качестве такой школы выступает активное включение студентов педвуза в деятельность студенческого самоуправления, которая обладает огромным спектром возможностей для саморазвития личности.
Следует отметить, что студенческое самоуправление как форма организации жизнедеятельности молодых людей, обучающихся в вузе, активно развивалась еще в условиях советской высшей школы в идеологической детерминации партийной и комсомольской организаций. Значимость студенческого самоуправления тех лет определялась общественно-политической деятельностью, к которой примыкали и другие формы, связанные с организаторским самопроявлением личности студента, развитием лидерских качеств. Среди основных недостатков в развитии самоуправления студенческой молодежи этого времени можно назвать жесткую однозначность установок на политизацию сознания в рамках коммунистической идеологии; недостаточный учет интересов отдельной личности; однообразие форм общественной работы; отстраненность значительной части студенческого контингента от принятия решений в стратегически важных делах вуза. Полноценного студенческого самоуправления в вузе фактически не было, что подтверждали социологические исследования тех лет [1].
В отечественной педагогической науке ученые неоднократно обращались к исследуемой проблеме. Изучались вопросы организации самоуправления в образовательных учреждениях в советский и постсоветский периоды развития отечественной школы; функции и этапы развития самоуправления в образовательных учреждениях разного уровня; структура самоуправления и его руководящих органов; разрабатывались технологии организации самоуправления и др.
Проблема развития и организации самоуправления в образовательных учреждениях находит отражение и в нормативных документах. На сегодняшний день правовые основы студенческого самоуправления закреплены в ряде документов: в письме Минобразования России от 02.10.02 №15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации»; в приказе Минобрнауки России от 28.04.06 №100 «О совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреж-
дениях высшего и среднего профессионального образования»; в Примерном положении о студенческом совете в образовательном учреждении высшего профессионального образования (утв. Минобрнауки России от 10.10.06 №АФ-234/06); в письме Минобрнауки России от 19.02.07 №231/12-16 «О студенческом самоуправлении»; и др.
Изучение опыта организации студенческого самоуправления в современных отечественных вузах дает основание трактовать его как форму организации студенческого коллектива, обеспечивающую студентам право на самостоятельное руководство своей деятельностью. Содержание этого руководства складывается из таких видов управленческих действий студентов, как разработка, принятие и осуществление собственных решений по реализации разных направлений своей жизнедеятельности в период обучения в вузе.
Следует отметить многообразие видов органов студенческого самоуправления, сложившееся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ. Наиболее часто встречающиеся - это представительный орган студентов, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий конгресс, студенческий совет, студенческий деканат, студенческий парламент, студенческий комитет, студенческий научно-производственный отряд, студенческий клуб по интересам); орган студенческого самоуправления в форме общественного объединения (студенческая организация, союз студентов данного образовательного учреждения или отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации); профсоюзная организация студентов - общественная организация, выполняющая функции представительства и защиты прав студентов.
Рассмотрим опыт организации работы органов студенческого самоуправления в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева. Главным органом студенческого самоуправления в вузе с 1995 года является студенческий совет, созданный с целью достойно представлять студенчество, справедливо защищать и реализовывать права студентов, развивать инициативу и самостоятельность студентов, повышать ответственность за качество знаний и социальное поведение будущих педагогов. В 2008 году студсовет был реорганизован в студенческий конгресс.
Главной функцией студконгресса является привлечение всех студентов к сознательному и систематическому участию в управлении делами вуза. Его важными задачами являются:
1. Создание условий для активного созидательного включения студентов в социально-экономическую и культурную жизнь общества;
2. Обеспечение надлежащей защиты законных прав и интересов молодежи;
3. Поддержка различных студенческих инициатив и создание условий для их реализации;
4. Совершенствование способностей студентов к самоконтролю, самооценке, рефлексии, эмоциональному сопереживанию, самоутверждению;
5. Оказание помощи в трудоустройстве молодых людей;
6. Обеспечение доступа к информации, необходимой для разностороннего развития студентов в условиях современного общества в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями молодежи.
В настоящее время состав студенческого конгресса насчитывает более 20 студентов, среди которых студенческие деканы факультетов и руководители различных подразделений конгресса (координационный совет студенческих деканов, студенческий сервисный отряд, студенческая служба безопасности, служба добрых дел, центр студенческого самообразования, информационно-аналитический центр, группа сопровождения, совет первокурсников). Руководителем студенческого конгресса является председатель, который входит в состав ученого совета университета.
Члены студенческого конгресса планируют, организуют, анализируют мероприя-
тия самостоятельно, приобретая, таким образом, определенный опыт и развивая свои лидерские качества.
Деятельность студенческого конгресса ЧГПУ им. И.Я. Яковлева осуществляется по следующим направлениям:
- организационно-исполнительское (деятельность, направленная на выполнение планов, достижение поставленных целей и задач; создание и регулирование структуры взаимодействия всех подразделений студенческого конгресса; установление связей между субъектами деятельности, распределение между ними обязанностей и функций);
- образовательное (организация и проведение мастер-классов, «открытых» лекций, обучающих семинаров, школ студенческого актива первокурсников и старшекурсников, социального проектирования, делопроизводства, журналистов и т.д.)
- научное (включает организацию и проведение конференций, круглых столов и научных семинаров как самостоятельно, так и совместно с кафедрами университета; систематизацию информации о республиканских, региональных, общероссийских конференциях, конкурсах, научных проектах и т.п.);
- социально-экономическое (вторичная занятость студентов, их трудоустройство; контроль за состоянием учебных аудиторий, столовой, буфетов в вузе, условий проживания в общежитиях; а также организация трудовых акций городского и республиканского уровней);
- гражданско-правовое и патриотическое (защита и реализация прав и свобод студентов, контроль за соблюдением правопорядка, воспитание чувства гордости за университет, город, республику, страну и т.п.);
- информационно-аналитическое (предоставление студентам интересующей их информации через систему 8М8-информирования «ЧГПУ-инфо», видеоэкран, стенды, брошюры, газеты и сайт студенческого конгресса http://chgpu21.ru/; наличие обратной связи и проведение соцопросов, анкетирования по различным направлениям студенческой жизни с целью выявления наиболее острых проблем молодежи);
- творческое (проведение тематических вечеров, праздников, концертов, фестивалей, организация посещения музеев, театров, выставок и т.п.).
Одной из активных структурных единиц студенческого конгресса является координационный совет студдеканов, который выступает инициатором и организатором многих интересных мероприятий: акция «Здравствуй, первокурсник», фотоконкурс «Осень в стиле...», праздничный концерт, посвященный Дню матери и др.
Не менее активно ведет свою деятельность и Центр студенческого самообразования. В их арсенале - проведение межфакультетского конкурса «Первокурсник года», конкурсов «Богатырчик» и «Милашка», промежуточных семинаров и др.
Служба добрых дел студенческого конгресса делает упор на пропаганду здорового образа жизни среди студентов и населения г. Чебоксары. Так, служба инициировала проведение акций в День донора, День студента, Международный день отказа от курения, Всемирный день борьбы со СПИДом, День св. Валентина. Волонтеры регулярно выезжают в школы, детские дома, социально-реабилитационные центры с оказанием шефской помощи детям.
Особое внимание в вузе уделяется формированию у студентов активной жизненной позиции, социальной ответственности и лидерских качеств. С этой целью проводятся школы студенческого актива, социального проектирования, вожатского мастерства, занятия в рамках проекта «Команда 10», школа культоргов и др. Регулярно организуются выездные семинары-совещания по вопросам совершенствования работы органов студенческого самоуправления и воспитательной работы. С участием студенческого актива, кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе ежегодно проводятся школы молодого куратора, где преподаватели учатся строить студенческое самоуправление на уровне академической группы и факультета.
ВЫВОДЫ
Таким образом, существующая в вузе система студенческого самоуправления способствует активному включению студентов в учебный и воспитательный процессы, позволяет им реализовать свой потенциал в различных направлениях деятельности, а в целом определяет уровень качества подготовки будущего специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. Т. 1 / П.П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. - 304 с.
2. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении : пособие для руководителей общеобразовательных школ / В.И. Бочкарев. - М. : Владос, 2001. - 192 с.
3. Бугаенко, Н.П. Педагогические условия и организационные формы развития студенческого самоуправления в современном вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бугаенко Н.П. - Пятигорск, 2004. - 22 с.
4. Винтин, И.А. Организация воспитательной работы в вузе во внеучебное время // Педагогика. - 2004. - № 9. - С. 58-64.
5. Шафигуллина, Н.Т. Развитие форм организации студенческого самоуправления в педагогическом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шафигуллина Н.Т. - Казань, 2005. - 19 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 612.017:796
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУННЫХ ДИСФУНКЦИЙ И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
Екатерина Геннадьевна Мокеева, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Ирина Николаевна Савельева, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией,
Государственный научно-исследовательский институт социально-экономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий (ГНИИ СЭП и СОТ), г. Санкт-Петербург
Аннотация.
В работе выявлено формирование иммунных дисфункций высококвалифицированных спортсменов и обоснованы возможности их нутриционной профилактики.
Ключевые слова: иммунные дисфункции, нутриционная профилактика, биатлон.
MECHANISMS OF FORMATION OF THE IMMUNE DYSFUNCTIONS AND WAYS OF THEIR PREVENTION AMONG HIGHLY SKILLED ATHLETES
Ekaterina Gennadevna Mokeeva, the doctor of medical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Irina Nikolaevna Savelyevа, the candidate of psychological sciences, laboratory chief,
The State Scientific Research Institute of Social and Economic Problems and Sports Technologies, St.-Petersburg
Annotation
The research revealed formation of immune dysfunctions among highly skilled athletes both with justification of possibilities for their nutrition prevention.
Keywords: immune dysfunctions, nutrition prevention, biathlon.