Научная статья на тему 'Диагностика развития студенческого самоуправления в современных высших школах России и Германии'

Диагностика развития студенческого самоуправления в современных высших школах России и Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ И ГЕРМАНИИ / DIAGNOSTICS / STUDENT SELF-GOVERNMENT / REGULATORY AND LEGAL DOCUMENTS / THE UNIVERSITIES OF RUSSIA AND GERMANY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акиншина И. Б.

В современных высших школах европейских стран возрастает значимость развития студенческого самоуправления, что подтверждается документами государственного и общественного уровней. Об этом свидетельствует и то, что в европейских государствах студенческое самоуправление имеет право представлять интересы студентов в структурных подразделениях вуза и тем самым оказывать влияние на формирование образовательной политики вуза. Основная цель исследования заключалась в диагностике развития вопроса, насколько влиятельно студенческое самоуправление в высшей школе России и Германии. В процессе исследования были использованы следующие методы: изучение нормативно-правовой базы отечественного и зарубежного студенческого самоуправления, анализ работ российских и немецких исследователей студенческого самоуправления. В основной части представлено обсуждение нормативно-правовых документов, из которых следует, что они определяют и организуют деятельность студенческого самоуправления в вузах России и Германии. Кроме того, нормативно-правовые документы выдвигают требования к деятельности студенческого самоуправления, регламентируют взаимодействие студенческого самоуправления с органами управления вузом. Диагностика развития студенческого самоуправления в современной высшей школе России и Германии показала, что на современном этапе студенческое самоуправление оказывает влияние на законодательную базу и в то же время активно руководствуется ею для участия в управлении вузом, оказания влияния на качество образования и для модернизации учебной и внеучебной жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF STUDENT SELF-GOVERNMENT IN THE MODERN HIGH SCHOOL OF RUSSIA AND GERMANY

In the modern European universities the development of student self-government body activity is of great importance; it is confirmed by the state and social documents. Discharging the governmental obligations, student self-government body represents and defends students’ interests and influences the education policy of the universities. The main goal of the research is to find out how powerful student selfgovernment bodies in the universities of Russia and Germany are. In the process of research, such methods as the study of the regulatory and legal documents of Russian and foreign university student selfgovernment bodies activities, the analysis of the Russian and German researches devoted to student self-government body activity, the study of background of student self-government body are used. The main part presents a discussion of regulatory documents, whence it follows that they define and organize the activities of student self-government body in universities in Russia and Germany. In addition, regulatory and legal documents put forward requirements for the activities of student government body; regulate the interaction of student government with the university governing bodies. The diagnostics of student selfgovernment body development in the modern universities of Russia and Germany showed some common directions of student self-government body policy: in the modern higher education system student selfgovernment body is a real effective sector arranging a university life and influencing the quality of education process as well as modernizing university student life.

Текст научной работы на тему «Диагностика развития студенческого самоуправления в современных высших школах России и Германии»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

УДК 378:.014.553

DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-1-105-113

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ВЫСШИХ ШКОЛАХ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF STUDENT SELF-GOVERNMENT IN THE MODERN HIGH SCHOOL OF RUSSIA AND GERMANY

И.Б. Акиншина I. B. Akinshina

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85 Pobeda Str., Belgorod, Russia, 308015

E-mail: [email protected]

Аннотация

В современных высших школах европейских стран возрастает значимость развития студенческого самоуправления, что подтверждается документами государственного и общественного уровней. Об этом свидетельствует и то, что в европейских государствах студенческое самоуправление имеет право представлять интересы студентов в структурных подразделениях вуза и тем самым оказывать влияние на формирование образовательной политики вуза. Основная цель исследования заключалась в диагностике развития вопроса, насколько влиятельно студенческое самоуправление в высшей школе России и Германии. В процессе исследования были использованы следующие методы: изучение нормативно-правовой базы отечественного и зарубежного студенческого самоуправления, анализ работ российских и немецких исследователей студенческого самоуправления. В основной части представлено обсуждение нормативно-правовых документов, из которых следует, что они определяют и организуют деятельность студенческого самоуправления в вузах России и Германии. Кроме того, нормативно-правовые документы выдвигают требования к деятельности студенческого самоуправления, регламентируют взаимодействие студенческого самоуправления с органами управления вузом. Диагностика развития студенческого самоуправления в современной высшей школе России и Германии показала, что на современном этапе студенческое самоуправление оказывает влияние на законодательную базу и в то же время активно руководствуется ею для участия в управлении вузом, оказания влияния на качество образования и для модернизации учебной и внеучебной жизни студентов.

Abstract

In the modern European universities the development of student self-government body activity is of great importance; it is confirmed by the state and social documents. Discharging the governmental obligations, student self-government body represents and defends students' interests and influences the education policy of the universities. The main goal of the research is to find out how powerful student self-government bodies in the universities of Russia and Germany are. In the process of research, such methods as the study of the regulatory and legal documents of Russian and foreign university student self-government bodies activities, the analysis of the Russian and German researches devoted to student self-

government body activity, the study of background of student self-government body are used. The main part presents a discussion of regulatory documents, whence it follows that they define and organize the activities of student self-government body in universities in Russia and Germany. In addition, regulatory and legal documents put forward requirements for the activities of student government body; regulate the interaction of student government with the university governing bodies. The diagnostics of student self-government body development in the modern universities of Russia and Germany showed some common directions of student self-government body policy: in the modern higher education system student self-government body is a real effective sector arranging a university life and influencing the quality of education process as well as modernizing university student life.

Ключевые слова: диагностика, студенческое самоуправление, нормативно-правовые документы, высшая школа России и Германии.

Keywords: diagnostics, student self-government, regulatory and legal documents, the universities of Russia and Germany.

Введение

В условиях постоянной модернизации российской системы образования, а также происходящих трансформаций в системе высшего образования студенческое самоуправление рассматривается как кадровый резерв и творческая лаборатория для подготовки будущих специалистов. Поэтому вопрос, какую роль играет студенческое самоуправление в формировании будущих специалистов в современной высшей школе России и Германии, приобретает особую актуальность. Не менее важным представляется вопрос, какая нормативно-правовая база создает основу для развития студенческого самоуправления.

В энциклопедических словарях под нормативно-правовой базой понимается совокупность официальных письменных изданных документов, которые принимаются правотворческим органом. Правовая норма рассматривается как общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера.

Студенческое самоуправление как структурное подразделение наряду с вузовским самоуправлением должно уметь принимать взвешенные управленческие решения относительно своей жизнедеятельности в вузе, руководствуясь нормативно-правовыми документами. А это, по мнению С. Барабановой, возможно, «если участники этих процессов осведомлены о государственной политике в области высшего образования, об особенностях статуса образовательных учреждений, научно-педагогических работников и обучающихся, об образовательном законодательстве и специфике применения иных нормативных документов в процессе регулирования вузовской жизнедеятельности, о проблемах разделения полномочий и ее субъектов в этой области» [Барабанова, 2003, с. 75].

Основная часть Описание и анализ материала исследования

Целью данной статьи является диагностика развития студенческого самоуправления в вузах России и Германии, осуществляющего свою деятельность на основе нормативно-правовой базы. Для достижения поставленной цели использовался метод диагностики, под которым нами подразумевается анализ и систематизация данных, полученных в результате сравнительного изучения отечественных и зарубежных нормативно-правовых документов и материалов, в которых косвенно или прямо затрагиваются вопросы развития студенческого самоуправления.

Методы и методики диагностического исследования студенческого самоуправления широко представлены в научно-педагогической литературе. Например, методика В.И. Андреева [2004], в основе которой лежит понимание самоуправления как процесса, связанного с самопознанием, самоопределением, самоорганизацией, самореализацией, самодеятельностью, самоконтролем, самооценкой, самовнушением, саморазвитием. Кроме

того, Г. Поповой проводилась диагностика эффективности и качества деятельности студенческого самоуправления [Попова, 2007]. Е.Н. Куриленко, М.И. Шиковым - диагностика эффективности направлений деятельности органов студенческого самоуправления и влияния студенческого самоуправления на воспитательную среду вуза [Куриленко, Ши-ков, 2006]. Н.А. Нефедова исследовала развитие студенческого самоуправления на основе диагностики и мониторинга [Нефедова, 2010].

Диагностика развития студенческого самоуправления в современной высшей школе России и Германии возможна в результате анализа понятия «студенческое самоуправление», изучения нормативно-правовых документов, типовых положений об образовательной организации высшего образования России и Германии, а также «изучения практической деятельности органов студенческого самоуправления в вузах» [Акиншина, Исаев, 2014] обеих стран на основе нормативно-правовой базы.

Анализ понятия «студенческое самоуправление» в российской научно-педагогической литературе показал, что чаще всего оно употребляется в трех смыслах: 1) как самостоятельная деятельность студентов; 2) как форма воспитательной работы в учебном заведении; 3) как одно из направлений государственной молодёжной политики. Таким образом, мы видим, что в одном случае самоуправление рассматривается с позиции студентов, во втором случае - с позиции руководства учебного заведения, в третьем - с позиции государства.

Понятие «студенческое самоуправление» в немецкой научно-педагогической литературе представлено следующим образом. Студенческое самоуправление - 1) это самостоятельная общественная деятельность студентов по реализации функций по управлению своими делами; 2) это общественно-правовая форма управления делами студентов и вуза; 3) это деятельность в рамках государственной молодежной политики при финансовой государственной поддержке» [Акиншина, Исаев, 2014, с. 18-19]. Немецкое студенческое самоуправление рассматривается также с трех позиций: обучающихся, руководства вуза и государства. Отличие лишь в том, что с позиции российского руководства учебного заведения - это воспитательная форма работы, нацеленная на развитие творчества и самостоятельности, а с позиции немецкого руководства вуза - «это способ включения студентов в социально-востребованную деятельность с целью развития их самостоятельности и инициативности» [Акиншина, Исаев, 2014, с. 30].

Как известно, для многих отечественных и зарубежных, ученых, творческих деятелей, политиков студенческое самоуправление стало «школой управления и лабораторией творческих дел». Среди них можно назвать В.В. Путина, Д.А. Медведева, В.И. Матвиенко и др; А. Меркель, А. Келлер, Г. Шредер и др.

Если молодые люди хотят активно принимать участие в общественной жизни вуза, то им необходимо знать те нормативно-правовые документы, которые регламентируют создание и деятельность органов студенческого самоуправления в России. К ним относятся: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05. 1995 № 82-ФЗ ст. 47 (ред. от 20.12.2017); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018); Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в РФ» № 98 от 28 июня 1995 (с изменениями на 28 декабря 2016 года); Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в Российской Федерации. Письмо Министра образования РФ № 15 51-68/15-01-15 от 14.07.2003; Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года от 29 ноября 2014 года № 2403-р; Концепция развития студенческого самоуправления в РФ (2005 г.); Письмо Минобрнауки РФ «О примерном положении о Студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования» от 10 октября 2006 г. № АФ-234/06; Рекомендации «круглого стола» по студенческому самоуправлению, Совет Федерации, 28 февраля 2011 г.; Центральная программа «Студенческое самоуправление» Российского союза молодежи. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионально-

го образования (высшем учебном заведении) РФ» от 5 апреля 2001 г. № 264 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 N 988), Устав вуза. Следует отметить, что это не весь перечь документов, так как они постоянно обновляются, редактируются, принимаются на местном уровне.

Изучение зарубежного опыта развития студенческого самоуправления на основе нормативно-правовых документов позволяет выделить «аспекты, которые могут представлять интерес для студенческого самоуправления в России. <...> Анализ нормативно-правовых документов, работ немецких исследователей студенческого самоуправления и опыта практической деятельности органов студенческого самоуправления, представленного на ведущих сайтах немецких вузов, свидетельствует о том, что немецкое студенческое самоуправление имеет значительный опыт в организации своей деятельности» [Акиншина, Исаев, 2014].

Для сравнения с российскими нормативно-правовыми документами представим немецкие: основной закон ФРГ - Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland (1949 г, с 1990 полноценная конституция объединенной Германии); Рамочный закон о высшей школе (Федерация) (Hochschulrahmengesetz) и Рамочные законы о высшей школе федеральных земель; Закон о высшей школе (локальный) (Hochschulgesetz); Уставы вуза (Ordnung und Satzung der Universität oder Hochschule); Закон, регулирующий общественные объединения (Gesetz zur Regelung des öffentlichen Vereinsrechts (Vereinsgesetz).

Известно, что студенческому самоуправлению отводится не последняя роль в реализации государственной молодежной политики. Основным документом, регулирующим данную сферу, является «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации. Анализируя документ, находим, что «целями государственной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны» [Распоряжение Правительства., 2014]. В Указе Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» студенческое самоуправление рассматривается и как одно из средств решения задач в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения [Указ Президента Российской Федерации, 2012]. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497) в числе ожидаемых конечных результатов реализации указано, что планируется «разработать и реализовать программы развития компетенций учащихся и студентов [Постановление Правительства Российской Федерации, 2015].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ указывается на необходимость создания в каждой образовательной организации органов студенческого самоуправления, деятельность которых регламентируется этим законом. Пункт 6 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 гласит: «В целях учета мнения обучающихся <...> и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся <...> создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы)» [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012].

В качестве примера рассмотрим Белгородский государственный национальный исследовательский университет, где создан Студенческий совет «Союза студентов НИУ "БелГУ"». «Анализ содержания деятельности студенческого самоуправления показывает, что студенческое самоуправление руководствуется Конституцией РФ, законодательством

РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления, письмами Минобрнауки России, Уставом НИУ «БелГУ», Положением о Студенческом совете «Союза студентов НИУ «БелгУ» от 17.11.2015 № 982-ОД, а также другими локальными актами НИУ «БелГУ» [Положение о студенческом совете, 2015].

Руководствуясь нормативно-правовыми документами, студенческое самоуправление может определять основные цели, задачи и принципы органов студенческого самоуправления, структуру и порядок формирования таких органов, как студенческий совет, комитет студенческого совета.

Вышеназванные документы дают право студенческому самоуправлению на участие «в разработке, обсуждении и совершенствовании локальных нормативных актов, затрагивающих права и интересы обучающихся НИУ «БелГУ»; в оценке качества образовательного процесса, готовя и внося соответствующие предложения в органы управления НИУ «БелГУ»; в решении социально-бытовых и финансовых вопросов и т.д. <...> Зная суть нормативно-правых документов, студенческое самоуправление может принимать участие . в назначении государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии; в оказании материальной помощи обучающимся; в определении размера платы за пользование жилым помещением в общежитии и т.д. В документах, в частности в Положении, определяется взаимодействие студенческого самоуправления с органами управления НИУ «БелГУ» на основе принципов сотрудничества и автономии» [Положение о Студенческом совете, 2015].

Для сравнения обратимся к анализу содержания студенческого самоуправления в высшей школе Германии, представленного в нормативно-правовых документах. Государства Европейского Союза (ЕС) несут ответственность за свои системы образования, в том числе и Германия. Роль политики ЕС заключается в решении общих проблем не только в экономической и политической областях, но и в образовательной сфере. «В целях модернизации и развития общего и высшего профессионального образования ЕС была принята программа «Strategische Rahmen für die europäische Zusammenarbeit auf dem Gebiet der allgemeinen und beruflichen Bildung 2020» («Стратегические рамки европейского сотрудничества в области общего и высшего профессионального образования до 2020 г.»). В данной программе представлены долгосрочные стратегические цели: повышение качества и эффективности высшего образования; осуществление непрерывного образования, мобильности обучающихся, утверждение норм социальной справедливости, развитие гражданского сознания, креативности, инновационности, самостоятельности и предпринимательского мышления на всех уровнях образования [Strategische Rahmen ]. «Модернизация системы высшего образования влечет за собой изменения в образовательной и молодежной политике ФРГ, усилия которой направлены на содействие инновационного развития молодежных организаций и объединений, в том числе студенческого самоуправления. Разработка и реализация государственной молодежной политики в Германии проявляется в наличии эффективной законодательной базы для молодежи. На основе законодательной базы разрабатываются программы для молодежи на федеральном и земельном уровнях» [Акиншина, Исаев, 2014].

Что касается нормативно-правовой базы студенческого самоуправления в высшей школе ФРГ, то государство обеспечило его в форме Рамочного закона о высшей школе (Федерация) (Hochschulrahmengesetz) и Рамочных законов о высшей школе федеральных земель. Нормативно-правовая база дает студенческому самоуправлению право действовать в рамках закона, отстаивать свои интересы. Рамочный закон гарантирует ему право на самоуправление в вузе, заниматься социальной, культурной, финансовой деятельностью, влиять на образовательную политику в вузе.

Например, в Рамочном законе о высшей школе в 3 главе § 41 «Студенческое сообщество» представлена следующая информация:

(1) Земельное право предусматривает, что студенчество в вузах организуется для осуществления образовательной политики, для реализации социальных и культурных ин-

тересов студентов, для поддержки региональных и международных отношений, а также для решения вопросов учебы студентов.

(2) Сформированное сообщество студентов имеет право управлять своими делами в рамках правовых положений, может собирать взносы со своих членов для реализации своих проектов. Финансово-хозяйственная деятельность проверяется государственным аудитом. Студенчество находится под надзором руководства университета и компетентных органов государственной власти.

(3) Настоящее положение дает право студенчеству на участие в принятии решений через студенческие органы самоуправления [Hochschulrahmengesetz, 2007].

В документах Болонского процесса подчеркивается значимость студенческого самоуправления и отмечается, что руководство вузов европейского пространства должно найти реальные возможности активизации деятельности студенческого самоуправления в системе управления образованием.Краткий анализ вышеперечисленных нормативных документов Германии позволяет нам сделать вывод о том, что студенческое самоуправление в Германии как одна из форм молодежной политики осуществляет свою деятельность на правовой основе, способствует включению студентов в профессионально-ориентированную и социально-востребованную деятельность.

Проведенное анкетирование Российским союзом молодежи в 2006 г. показало, что в вузах РФ студенческое самоуправление существует в следующих формах: «1) самостоятельная студенческая общественная организация - 12 %; 2) отделение городской, региональной, всероссийской общественной организации - 8 %; 3) орган общественной самодеятельности, выполняющий функции ССУ (студенческий совет, студенческий клуб и др.) - 60 %; 4) студенческая профсоюзная организация - 10 %; 5) студенческое самоуправление не существует вообще в 10 % вузов» [Богданов, Емцов, 2011] (рис.).

10

12

10

самостоятельная студенческая общественная организация

I отделение городской, региональной, всероссийской общественной организации

орган общественной самодеятельности

студенческая профсоюзная организация

ССУ не существует вообще

60

8

Формы студенческого самоуправления в вузах РФ Forms of student self-government in Russian high school

Следует отметить, что, начиная с 2006, по инициативе Российского союза и в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ начинается создание и реорганизация студенческих советов, разработка и принятие Положения о студенческом совете во всех вузах, что создает правовую основу для деятельности студенческого самоуправления.

Анализ типовых положений о Студенческом совете университетов показал, что они устанавливают требования к деятельности студенческого совета университетов, а также к участвующим и взаимодействующим в реализации его деятельности (ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» и др.).

Так, к общим целям деятельности студсовета в рассмотренных типовых положениях можно отнести: «формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию; анализ студенческих проблем и выработка рекомендаций по их решению; обеспечение реализации прав на участие обучающихся в управлении институтом (факультетом) и оценке качества образовательного процесса» [Положение о студенческом совете «Союза студентов НИУ «БелГУ, О совете студентов медицинских и фармацевтических вузов КГМУ Министерства здравоохранения РФ].

Документом, регулирующим деятельность студенческого самоуправления в вузах Германии, является устав вуза и уставы или положения, непосредственно разработанные студенческим самоуправлением. В соответствии с уставом вуза члены студенческого самоуправления наделяются теми или иными полномочиями. В общих положениях устава отмечается, что все зачисленные в вуз студенты образуют студенчество, правоспособное объединение. Здесь определяются органы студенческого самоуправления: студенческий парламент, всеобщий студенческий комитет, совет отделов (рефератов), совет профессионального объединения, через которые студенчество представляет свои интересы перед администрацией вуза [Акиншина, 2010, с. 291]. Задачами студенческого парламента в соответствии с уставом выступают выборы руководителей органов, распределение полномочий, организация заседаний, ведение дел. Советы отделов и всеобщие студенческие комитеты выполняют решения парламента в соответствии с интересами студентов, координируют деятельность. Совет профессионального объединения строит свою работу в соответствии с профессиональными потребностями студентов того или иного факультета.

Заключение

Диагностика развития студенческого самоуправления в высших школах России и Германии позволяет сделать следующий вывод: несмотря на некоторые различия в представлениях о понятии «студенческое самоуправление», в информации, представленной в нормативных документах, в обеих странах развитие студенческого самоуправления осуществляется в соответствии с законодательными и правовыми документами. Кроме того, можно констатировать тот факт, что на современном этапе развития высшего образования студенческое самоуправление выступает реальным действенным фактором организации вузовской жизни и оказывает существенное влияние на студенческую молодежь и России, и Германии. Исходя из анализа документов, мы можем утверждать, что и российское, и немецкое студенческое самоуправление как инициативная, добровольная студенческая организация осуществляют решение важнейших вопросов местного студенческого сообщества, руководствуясь нормативно-правовыми документами.

Список литературы References

1. Акиншина И.Б. 2010. Студенческое самоуправление как элемент вузовской образовательной политики (на материалах немецкого студенческого самоуправления в Германии). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 24 (95). Выпуск 8: 290-294.

Akinshina I.B. 2010. Studencheskoe samoupravlenie kak ehlement vuzovskoj obrazovatel'noj politiki (na materialah nemeckogo studencheskogo samoupravleniya v Germanii) [Student self-government as an element of the higher educational policy (on the case of German student self-government)] . Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2010, no. 24 (95). Vypusk 8, pp. 290-294 (in Russian).

2. Акиншина И.Б., Исаев И.Ф. 2014. Студенческое самоуправление в вузах Германии: традиции, опыт, модели: монография. Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 176.

Akinshina I.B., Isaev I.F. Studencheskoe samoupravlenie v vuzah Germanii: tradicii, opyt, modeli: monografiya [The Student self-government in German higher school: traditions, experiens, models: monografiya]. Belgorod, ID «Belgorod» NIU «BelGU, 2014. 176 p. (in Russian).

3. Барабанова С. 2003. Правовые основы организации высшего образования в России. Высшее образование в России, 1: 74-78.

Barabanova S. Pravovye osnovy organizacii vysshego obrazovaniya v Rossii [Legal foundations of organization of higher education in Russia]. Vys^ee obrazovanie v Rossii, 2003, no. 1, pp. 74-78 (in Russian).

4. Богданов В.В., Емцов Г.Н. 2011. Азбука студенческого самоуправления. Красноярск, Тренд: 194.

Bogdanov V.V., Emtsov G.N. 2011. Azbuka studencheskogo samoupravleniya [ABC of student self-government]. Krasnoyarsk, Trend: 194 (in Russian).

5. Куриленко Е.Н., Шиков М.И. 2006. Диагностика эффективности направлений деятельности органов студенческого самоуправления. Вестник Белгородского университета потребительской кооперации, 3: 2002-2005.

Kurilenko E.N., Shikov M.I. 2006. Diagnostika ehffektivnosti napravlenij deyatel'nosti organov studencheskogo samoupravleniya [Diagnostics of efficiency of of student' self-government activity]. Vestnik universiteta potrebitelskoj kooperacii Belgorod, 3: 2002-2005. (in Russian)

6. Нефедова Н.А. 2010. Развитие студенческого самоуправления на основе диагностики и мониторинга. Вестник МНЭПУ, 1: 256-261.

Nefedova N.A. 2010. Razvitie studencheskogo samoupravleniya na osnove diagnostiki i monitoringa [Development of student self-government on the basis of diagnostics and monitoring]. Vestnik-MNEHPU, 1: 256-261 (in Russian).

7. Положение о Студенческом совете «Союза студентов НИУ «БелГУ» от 17.11.2015 № 982-ОД. URL: https://www.bsu.edu.ru/upload/iblock/474/pol-s-stud.pdf (дата обращения: 29 ноября 2018).

Polozhenie o Studencheskom sovete «Soyuza studentov NIU «BelGU» ot 17.11.2015 № 982-OD. (Regulations on the Student Council of "the Union of Students of the National University of BelSU" from 17.11.2015 № 982-OD). Available at: https://www.bsu.edu.ru/upload/iblock/474/pol-s-stud.pdf (accessed 29 November 2018) (in Russian).

8. Попова Г. 2007. Студенческое самоуправление: система и диагностика. Высшее образование в России, 9: 141-144.

Popova G. 2007. Studencheskoe samoupravlenie: sistema i diagnostika [Student self-government: system and diagnostics]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 9: 141-144 (in Russian).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/ (дата обращения 23 ноября 2018)

Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015 g (Decree of the Government of the Russian Federation from 23.05.2015 №497). Available at:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/ (accessed 23 November 2018). (in Russian)

10. Распоряжение Правительства от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 21 ноября 2018).

Rasporyazhenie Pravitel'stva ot 29.11.2014 g. № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda». (Order of the Government from 29.11.2014 № 2403-r "On the approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period until 2025"). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (accessed 21 November 2018). (in Russian)

11. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения 30 ноября 2018).

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19.12.2012 g. № 1666 «O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» (Decree of the President of the Russian Federation from 19.12.2012 №1666 "On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period until 2025"). Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/36512 (accessed 30 November 2018) (in Russian).

12. Шиков М.И. 2006. Диагностика влияния студенческого самоуправления на воспитательную среду вуза. Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация, 2:11-13.

Shikov M.I. 2006. Diagnostika vliyaniya studencheskogo samoupravleniya na vospitatel'nuyu sredu vuza. [Diagnostics of the influence of student self-government on the educational environment of the university]. Socialno-ehkonomicheskie i tekhnicheskie sistemy issledovanie proektirovanie optimi-zaciya, 2: 11-13 (in Russian).

13. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 30 ноября 2018).

Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). (Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 N 273-FZ (last version). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (accessed 30 November 2018) (in Russian).

14. Центральная программа «Студенческое самоуправление». URL: http://www.ruy.ru/programms/tsentralnaya-programma-studencheskoe-samoupravlenie.html (дата обращения 21 ноября 2018).

Central'naya programma «Studencheskoe samoupravlenie». (Central program "Student self-government"). Available at: http://www.ruy.ru/programms/tsentralnaya-programma-studencheskoe-samoupravlenie.html (accessed 21 November 2018) (in Russian).

15. Gesetz über Vereinigungen vom 21. Februar 1990. Available at: http://www.verfassungen.ch/de/ddr/vereinigungsgesetz90.htm (accessed 30 November 2018)

16. Gesetz zur Regelung des öffentlichen Vereinsrechts (Vereinsgesetz) vom 5. August 1964 (BGBl. I S. 593), geändert zuletzt durch Artikel 1 des Gesetzes vom 10. März 2017 (BGBl. I S. 419) Available at: https://www.gesetze-im-internet.de/vereinsg/BJNR005930964.html (accessed 30 November 2018).

17. Handbuch zur Hochschulpolitik. 2010. Available at: https://www.asta.rwth-aachen.de/media/medien/hopo_handbuch_ad6f3.pdf (accessed 30 November 2018).

18. Hochschulrahmengesetz (hrg) in der Fassung der Bekanntmachung vom 19. Januar 1999 (BGBl. I S. 18), zuletzt geändert durch Artikel 2 des Gesetzes vom 12. April 2007 (BGBl. I S. 506) Available at: https://www.gesetze-im-internet.de/hrg/ (accessed 30 November 2018).

19. Strategische Rahmen - allgemeine und berufliche Bildung. 2020. Available at: http://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework_de (accessed 30 November 2018).

Ссылка для цитирования статьи Reference to article

Акиншина И.Б. Диагностика развития студенческого самоуправления в современных высших школах России и Германии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 1. С. 105-113. DOI: 10.18413/20754574-2019-38-1-105-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Akinshina I.B. Diagnostics of development of student self-government in the modern high school of Russia and Germany // Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series. 2019. V. 38, № 1. P. 105-113. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-1-105-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.