Научная статья на тему 'Специфика студенческого самоуправления в вузах Германии'

Специфика студенческого самоуправления в вузах Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1044
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СПЕЦИФИКА НЕМЕЦКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / STUDENT UNIONS / STUDENT SELF-GOVERNMENT / SPECIFIC OF GERMAN STUDENT SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акиншина Инна Брониславовна

Целью статьи выступает определение специфики развития и функционирования студенческого самоуправления в вузовской системе образования Германии. В статье кратко рассматривается история развития и утверждения немецкого студенческого самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Student Self-Government in German Higher School

The purpose of this article is to define the specific of the development and function of German student self-government in the higher educational system. In the given article it is viewed the history and assertion (consolidation) of German student self-government.

Текст научной работы на тему «Специфика студенческого самоуправления в вузах Германии»

И. Б. Акиншина. Специфика студенческого самоуправления в вузах Германии

зительных средств искусства. Это достигается за счет формирования опыта творческой деятельности субъектов образовательного процесса средствами синтеза искусств. Технология подготовки будущего педагога способствует формированию его профессиональных художественно-творческих умений и навыков и направлена на воспроизведение различных видов искусств в их синтезе, интерпретацию и творческую активность. Технология предусматривает поиск и отбор впечатлений, искусное переложение их на основе воображения на «язык» искусства и создание художественного образа. Выставки-презентации будущих педагогов оценивают не только преподаватели, но и работодатели, т. е. заведующие дошкольных образовательных учреждений и директора школ.

Четвертый этап (рефлексивный этап) направлен на обучение адекватной оценке результатов своей творческой деятельности и желание их совершенствования. Технология формирования профессиональных художественно-творческих умений и навыков будущего педагога средствами синтеза искусств способствует их творческой активности и направлена на просмотр, коллективную оценку и рефлексию художественно-исполнительской идеи. Особое внимание здесь уделяется самосовершенствованию своих художественно-творческих умений и навыков.

Исходя из вышеизложенного, мы делаем вывод, что теоретический аспект формирования художественно-творческих умений и навыков будущих педагогов средствами синтеза искусств объясняется их сущностью, заключающейся в совокупности профессионально-личностных действий студентов по восприятию прекрасного и её творческого воспроизведения, знаниях о специфике видов искусства и творческом самовыражении. Все это позволит будущим выпускникам эффективно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность по эстетическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Прикладной аспект изучаемого направления определяется внешними (учет индивидуальных эмоционально-творческих возможностей субъектов), внутренними (направленность субъектов на повышение мотивации в творческом саморазвитии) и интегративными условиями (формирование опыта творческой деятельности субъектов в области синтеза искусств).

УДК 378.18 07 (430)

И. Б. Акиншина

СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ

Целью статьи выступает определение специфики развития и функционирования студенческого самоуправления в вузовской системе образования Германии. В статье кратко рассматривается история развития и утверждения немецкого студенческого самоуправления.

The purpose of this article is to define the specific of the development and function of German student self-government in the higher educational system. In the given article it is viewed the history and assertion (consolidation) of German student self-government.

Ключевые слова: студенческие объединения, студенческое самоуправление, специфика немецкого студенческого самоуправления.

Keywords: student unions, student self-government, specific of German student self-government.

Актуальность проблемы студенческого самоуправления обусловлена активным участием студенческой молодежи любой страны в общественной жизни. Как отмечает российский педагог В. М. Певзнер, «в российском обществе наблюдается возрождение на новой демократической основе студенческих организаций, которые строят свою деятельность, исходя из образовательных, профессиональных, социальных потребностей молодежи, интересы которой они представляют, соотнося их с социокультурным контекстом развития молодежи как страты и высшей школы как социального института» [1].

Для совершенствования и модернизации российского студенческого самоуправления необходимо изучение опыта зарубежных стран и возможности его использования с учетом традиций российской вузовской системы профессионального образования. Среди европейских стран, где особое внимание в государственной политике уделяется проблемам молодежи, в том числе и студенческой молодежи, мы выбрали Германию как страну, имеющую солидную правовую, экономическую, финансовую и социальную базу для государственной поддержки молодежи в вузах и университетах. Но при этом следует подчеркнуть, что немалая заслуга в том, что государство обращает внимание на проблемы молодежи в системе образования, принадлежит активной деятельности самой студенческой молодежи.

В результате анализа студенческого самоуправления в вузах Германии мы пришли к выводу, что возникновение и развитие студенческого самоуправления в системе высшего образования

© Акиншина И. Б., 2010

Германии - это закономерный процесс, который развивался синхронно с самоуправлением немецких вузов и университетов, зависел от политического, социально-экономического положения страны. Изучение материалов немецких исследователей показывает, что студенческое самоуправление - это общая деятельность, которую студенты осуществляют в рамках своей компетенции в пределах вуза [2], - это управление своими делами и решение проблем, в основе которых лежат насущные интересы учащихся [3], - это принятие участия студентов в управлении вузом или университетом посредством представительства в вузовских органах [4].

Основы немецкого студенческого самоуправления, так называемые студенческие объединения, возникли одновременно с появлением первых университетов средневековой Европы. Научно-техническое, экономическое и социальное развитие немецкого государства привело к увеличению числа университетов, высших школ, а также численности студентов. Но не всегда правильная политика в отношении студенческой молодежи, которая испытывала наибольшие трудности во время обучения, приводила к созданию студенческих сообществ и объединений. Как пишет немецкий политолог и педагог X. Барч (H. Bartsch) в своем исследовании немецкого студенчества «Die Studentenschaften in der Bundesrepublik Deutschland», это, прежде всего, средневековые студенческие землячества, буршеншаф-ты (корпорации), студенческие либерально-демократические, молодежные, социально-католические, социально-экономические движения [5]. Практика студенческих движений в начале XX в. становится действенным фактором студентов в борьбе за свои права.

К началу XX в. студенчество подразделялось на корпорированных (землячества. буршеншаф-ты, со своими традициями и обычаями) и некорпорированных (свободные студенты) студентов. Свободные студенты объединились в студенческую организацию, которая разработала устав и сформировала органы управления, была закреплена указом прусского правительства в 1920 г. Это было принято широкой общественностью и поддержано политически. Прусский министр культуры и просвещения Карл Генрих Беккер незадолго до окончания Первой мировой войны, не изменяя основное требование студенческой солидарной ответственности в вузе, констатировал: «Путь к сотрудничеству в университете проходит через сознание общности» [6]. Одновременно К. Беккер осознавал необходимость того, что в молодом поколении можно будет «разбудить» осознание новой государственной формы, то есть демократии, путем интенсивной воспитательной политики. Требование политического образова-

ния духовной элиты страны зарождалось в политических дебатах того времени.

В указе определялись следующие задачи студенческой организации: организовывать студенческое самоуправление; представлять интересы студентов; принимать участие в управлении вузом; содействовать развитию культуры и спорта; сотрудничать с другими студенческими объединениями и организациями независимо от партийной принадлежности на пути культурного и экономического подъема Германии [7].

Утверждению демократических основ студенческого самоуправления в начале XX в. способствует стремление немецкого студенчества к созданию выборных студенческих парламентов и студенческих комитетов, особенно в конце Первой мировой войны и в период Ноябрьской революции (1918 г.), которые должны были заниматься исключительно внутренними университетскими вопросами и социальной помощью учащимся вуза. Участие студентов и студенческих объединений в различных социальных, экономических, политических акциях, а также выступление с прогрессивными идеями, борьба за расширение своих прав в академическом управлении позволили утвердиться органам студенческого самоуправления, функционирующим до настоящего времени. Это студенческие парламенты (студенческие конвенты в федеральных землях Бавария и Баден-Вюртемберг), всеобщие студенческие комитеты (студенческие советы в федеральных землях Саксония и Саксония-Ангальт), рефераты (отделы), советы объединения специалистов (профессиональные объединения студентов на факультетах), которые в своей самоуправленческой деятельности руководствуются Основным законом ФРГ, государственными законами, уставами, другими нормативными документами и предписаниями вузов, проектами, программами.

Немецкое студенческое самоуправление организовано по демократическому принципу, в соответствии с которым все органы студенческого самоуправления являются выборными, отчетными, представляют собой парламентарную модель, подобную государственной, но не полностью ее копирующую. Функционируя в коллективе высшего учебного заведения, они выполняют свои внутриуставные функции. В рамках своей деятельности органы немецкого студенческого самоуправления, развиваясь в едином педагогическом пространстве, выполняют многочисленные задачи, основными из которых являются: представительство интересов общего студенчества перед органами руководства вуза, земельными органами, государственной властью; участие в осуществлении вузовской образовательной политики; разработка и реализация собственных сервисных и социальных услуг; разработка и осу-

И. Б. Акиншина. Специфика студенческого самоуправления 6 вузах Германии

ществление культурных и спортивных мероприятий; сотрудничество с союзами, организациями, органами студенческого самоуправления в зарубежных странах; создание единого информационного пространства для студентов.

На современном этапе важным является то, какие условия созданы в вузе для развития студенческого самоуправления, дающего молодому человеку (студенту) возможность наиболее полно раскрыть свои лучшие интеллектуальные и нравственные качества, свои творческие способности, способствующие реализации личности. Взаимоотношения студенческого самоуправления и органов управления вузом строятся на принципах сотрудничества и автономии и регулируются «Рамочным законом о высшей школе». Немаловажную роль при взаимодействии органов студенческого самоуправления и институтов управления вузом играет так называемый «политический мандат», которым могут обладать и представители студенческих органов, которые введены в состав общих органов управления вузом. Под «политическим мандатом понимается компетенция студенчества как члена корпорации вуза выдвигать свою точку зрения по общеполитическим вопросам, которые могут не всегда касаться только вуза» [8]. При вынесении решений путем голосования студенческий «политический мандат» в вузе имеет меньшинство. Хотя это и ограничивает влияние студенчества на принятие решений в вузе, но все-таки дает право на его участие по тем или иным вопросам вузовской деятельности. Также это позволяет им быть в курсе вузовской образовательной политики и в случае непринятия студентами решений, одобренных большинством голосов, организовать мероприятия для отстаивания и защиты своих интересов.

Например, в сенате университета г. Регенс-бурга (основан в 1967 г.) по новому вузовскому закону федеральной земли Бавария представлен только один студент по сравнению с пятью профессорами и двумя представителями от других сотрудников университета. В советах факультета на 2 представителей от студентов приходится 12 профессоров и других сотрудников [9].

Молодежь Германии, в том числе студенчество, осознавая высокий уровень экономического развития страны, выходит на более высокий уровень социальных притязаний. Германия считается примером в отношении хорошо продуманной и реализуемой молодежной политики, но в последнее время и в ее работе встречаются недостатки. И эти недостатки острее всего чувствует молодежь, в том числе и студенчество, которое пытается через свои органы самоуправления повлиять на вузовскую образовательную политику, решать свои проблемы в рамках существующей нормативно-правовой базы. Например, введение

учебных программ бакалавриата и магистратуры явилось главным событием в жизни университетов и вузов Германии. Болонская система внедряется в Германии с 2002 г., поэтому в стране уже накоплен большой опыт. Все вузовские программы модернизированы. В каждом вузе есть студенческое объединение, которое обсуждает все связанные с этим процессом вопросы, в частности студенческие рефераты по вузовской образовательной политике. В целом студенты поддерживают целевую установку Болонского процесса, возлагают надежды на получение качественного образования, мобильность и гибкость данной системы. Однако в некоторых вузах Германии в настоящее время позиция органов студенческого самоуправления по отношению к ней неоднозначная. Они не только критикуют ее, но и организуют акции протеста и демонстрации. Например, в таких университетах, как Мюнстер-ский университет, Мюнхенский технический университет, университет им. И. Гете г. Франкфур-та-на-Майне, Йенский университет, Боннский университет и многие другие, поскольку считают ее похожей на школьную систему, негибкой, программа бакалавриата дает недостаточно профессиональное и качественное образование.

Таким образом, в специфику современного студенческого самоуправления в вузах Германии входят следующие моменты. Во-первых, лидеры студенческого самоуправления в вузах Германии активно пропагандируют среди студентов убежденность в полезности и необходимости студенческого самоуправления для самих студентов. Во-вторых, четко определенный статус студенчества в «Рамочном законе о высшей школе» (НосЬ-$сЬи1гаЬшеп§е$е1г) позволяет выборным органам студенческого самоуправления быть представленными в структуре вуза или университета. Согласно главе 3 пункта 1 § 37 «Рамочного закона о высшей школе» участие в самоуправлении вузом есть право и обязанность всех членов вуза, в том числе и студентов как членов вузовской корпорации [10]. В-третьих, «академическая свобода» позволяет немецким студентам быть самостоятельными и инициативными в учебной, общественной деятельности. В-четвертых, имеется представительство студенчества в органах руководства вузами, что позволяет им быть в курсе вузовской образовательной политики. В-пятых, студенческое самоуправление опирается в своей деятельности и регулирует её на основе нормативно-правовых документов - от Конвенции ООН о правах ребенка до федеральных и местных законов о молодежи.

Несмотря на усилия российского государства, руководства вузов по активизации и модернизации студенческого самоуправления большая часть российской студенческой молодежи приходит в

высшую школу получить только образование и остается пассивным наблюдателем, демонстрируя отсутствие интереса к общественной жизни вуза, а также к избирательным кампаниям. Нельзя сказать, что практика выборности членов студенческого самоуправления отсутствует, но чаще всего она игнорируется или ей не уделяется должного внимания как со стороны руководства, так и со стороны самих студентов.

С учетом немецкого опыта студенческого самоуправления, положительным, на наш взгляд, является:

- возобновление практики проведения студенческих собраний и выборность органов студенческого самоуправления, возможно одновременно на всеобщих университетских или вузовских выборах, чтобы показать значимость студенческого самоуправления;

- создание финансовой независимости студенческого самоуправления посредством студенческих взносов (на добровольной основе) и дотаций государства;

- стимулирование к разработке и реализации собственных сервисных и социальных услуг для студентов;

- предоставление возможности участия студентов в управлении вузом - в обсуждении и решении вопросов деятельности вуза, в планировании, организации, контроле учебного процесса, научно-исследовательской и внеучебной работы.

Российское студенческое самоуправление имеет богатые традиции и опыт организации сту-

денческого самоуправления, но ему еще предстоит работать «над самим собой», чтобы возродиться на демократической основе, и перейти из разряда «развивающегося» в статус постоянно «действующего».

Примечания

1. Певзнер В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2005. С. 3.

2. Bartsch H.: Die Studentenschaften in der Bundesrepublik Deutschland. Organisation, Aufgaben und Rechtsform der studentischen Selbstverwaltung in der Bundesrepublik. 2 Aufl. Bonn; Holzlar, 1971. S. 114.

3. Zinn H.: Die studentische Selbstverwaltung in Deutschland bis 1945 // Steinbach, Matthias; Gerber, Stefan (Hg.): „Klassische Universitat" und „akademische Provinz". Studien zur Universitat Jena von der Mitte des 19. Jahrhunderts bis in die drei?iger Jahre des 20. Jahrhunderts, Jena, 2005. S. 7.

4. Denninger E. Das "politische Mandat" der Studentenschaft und andere Moglichkeiten studentischer Mitwirklung in der Hochschule. URL: http://www.hopo-www.de/pm/Denninger93.html.

5. Bartsch H.: Die Studentenschaften in der Bundesrepublik Deutschland. ... S. 7.

6. Zinn H.: Die studentische Selbstverwaltung in Deutschland bis 1945. ... S. 11.

7. Там же. S. 9-11.

8. Bartsch H.: Die Studentenschaften in der Bundesrepublik Deutschland. ... S. 121.

9. Регенсбурский университет. URL: http://www.uni-regensburg.de/Studentisches/Sprecherrat.

10. Hochschulrahmengesetz. URL: http://www.bmbf. de/pub/HRG_20070418.pdf - 96 kB - 06.12.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.