УДК 378.18(430)
СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗОВСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ГЕРМАНИИ
© И.Ф. Исаев, И.Б. Акиншина
В статье рассматриваются особенности содержания студенческого самоуправления в вузовской системе образования Германии. Анализируются особенности нормативно-правовой, содержательной и проектной деятельности органов студенческого самоуправления в вузах Германии.
Ключевые слова: студенческое самоуправление; содержание студенческого самоуправления; модель студенческого самоуправления; культура студенческого самоуправления.
В период интеграции системы образования России в единое европейское образовательное пространство весьма важным аспектом является изучение опыта организации студенческого самоуправления в зарубежных вузах. Особый интерес вызывает система студенческого самоуправления в Германии. Немецкие педагоги, социологи, политологи, такие как H. Zinn, H. Lonnecker, H. Bartsch, E. Denninger, A. Keller, S. Kiel, M. Klaus и другие, отводят ключевую роль студенчеству и студенческому самоуправлению в Германии при выполнении основных задач вуза, саморефлексии и общественной ответственности. Анализ научной, историко-педагогической литературы, студенческих веб-сайтов показывает, что в большинстве вузов Федеративной Республики Германии студенческое самоуправление функционирует со средневековья, а в правовом отношении официально с начала XX в. В этой связи опыт германского студенческого самоуправления в высшей школе представляет для нас определенный интерес, т. к. студенческое самоуправление в России находится на стадии «развивающегося» самоуправления.
В настоящее время на территории Федеративной Республики Германии действует около 380 высших учебных заведений, в каждом из которых оформилась своя модель студенческого самоуправления, которые существуют и развиваются в едином педагогическом процессе, согласно своим целям, задачам, содержанию, формам и методам деятельности.
Модель студенческого самоуправления мы рассматриваем как исторически сложившуюся организацию внутренней структуры управления делами студентов в рамках уставов студенческих объединений, вузовских уставов, земельных рамочных законов о выс-
ших школах, Основного закона Германии. Важными документами, регулирующими деятельность органов студенческого самоуправления, кроме законов и уставов, являются протоколы различных заседаний, планы работы, переписка с властями города, земли.
Отличительными признаками моделей студенческого самоуправления являются: относительная автономность по отношению к структурам органов высшей школы, избираемость органов и должностных лиц, представительство в органах вуза как проявление самостоятельности в решении своих задач. Кроме того, «по германскому варианту теории общественного самоуправления, последнее предполагает заведывание собственными делами и сведение к минимуму контроля сверху» [1].
Реализуя содержательную сторону своей деятельности, студенческое самоуправление в Германии выполняет многочисленные задачи в своей области, которые гарантированы им, так же как и вузовскому самоуправлению, правом свободы научной деятельности.
Задачей немецкого студенческого самоуправления является представительство интересов общего студенчества и участие в органах вузовского самоуправления. Студенческие организации различных вузов имеют право объединяться с другими организациями вуза, т. е. они обладают правом коалиции. Таким образом, они могут выполнять свои задачи на земельном, федеральном уровнях [2].
Одной из задач студенческого самоуправлении в рамках сотрудничества с вузовским самоуправлением является воспитание этической ответственности за свои действия и результаты научных исследований. Каждый человек несет этическую ответственность за свои действия независимо от по-
литической, экономической и культурной жизни. Эта этическая ответственность в особой степени касается ученых, т. к. они в силу своего всеобъемлющего образования могут предвидеть последствия своих действий. Нет ни одной академической профессии, которая так была бы связана с этической ответственностью.
Социальная забота о студентах является не только сферой деятельности специализированных социальных органов, социальных педагогов и работников, но и одним из направлений деятельности студенческого комитета, реферата, являющегося компетентным в этой области.
Кроме того, студенческому самоуправлению вменяется в обязанность заниматься культурной, духовной и общественной жизнью студентов, которая осуществляется посредством различных мероприятий: доклады, театральные вечера, концерты, посещение выставок, музеев и других культурных учреждений.
К важной задаче студенческого самоуправления относится деятельность в области спорта, поскольку физические упражнения укрепляют здоровье, способствуют развитию тела и духа.
Особой областью задач считается работа с заграницей, т. е. установление дружественных связей с иностранными вузами и работа с иностранными студентами, которые приезжают учиться в германских вузах.
Студенческое самоуправление как системообразующий орган наполняется содержанием по мере своего развития. Содержание студенческого самоуправления в Германии - это адаптированная система управления, воспитания, самовоспитания, опыта творческой деятельности и эмоциональнотворческого отношения к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности. Содержание студенческого самоуправления обеспечивает участие студентов в социальной непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.
Функционирование студенческого самоуправления в Германии возлагается на органы самоуправления: студенческие парламенты, студенческие комитеты, рефераты, сове-
ты объединения специалистов, студенческие конвенты, студенческие советы, которые ведут свою самоуправленческую деятельность на основе законов, уставов, проектов, программ. Вышеобозначенные компоненты
функционируют в неразрывной связи в соответствии с целями и задачами студенческого самоуправления [3].
Источником содержания студенческого самоуправления является социальный опыт студентов, закрепленный в материальной и духовной культуре германских студентов. Каждый этап наполняет культуру новым содержанием, которое должно соответствовать потребностям и задачам государства.
Содержание студенческого самоуправления с исторической точки зрения первоначального оформления как особых органов характеризуется студентами как самовоспитание в политической, экономической и социально-культурной области. Со стороны государства и образовательных органов содержательная форма моделей студенческого самоуправления рассматривается как система воздействия и воспитания молодого поколения Германии в соответствии со своими ориентирами.
В ходе развития студенческого самоуправления происходило накопление содержательной части в их программах, проектах, отчетах, протоколах, уставах и т. д., что воплощалось в жизнь. При разработке самостоятельных программ, других документов социально полезной деятельности органы студенческого самоуправления брали на себя ответственность за их исполнение, реализуя при этом принцип программно-целевого подхода в развитии студенческого самоуправления. Особенность такого подхода заключалась в ориентации на постоянное обновление и поиск новых областей проявления студенческой инициативы в жизни вуза и вне него.
Проанализировав материалы деятельности студенческого самоуправления, опубликованные на веб-сайтах германских вузов, можно выделить несколько уровней формирования содержания студенческого самоуправления. На теоретическом уровне содержание студенческого самоуправления фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе, структуре и общественных функциях деятельности органов
студенческого самоуправления. На практическом уровне содержание студенческого самоуправления воплощается в многочисленных направлениях: духовно-нравственном, социальном, спортивном, культурном, информационно-просветительском.
Культура студенческого самоуправления постоянно развивается и находит свое отражение в современном мире студенческого самоуправления в следующих содержательно-функциональных компонентах: формирование духовно-нравственной, правовой, политической, экологической, информационной, межнациональной культуры, культуры здравоохранительной системы студентов.
Одной из особенностей деятельности органов студенческого самоуправления становятся выступления и протесты против определенных действий правительства в области образования. В результате чего формируется по выражению К. Мюллера «протестная культура» студенческого самоуправления [4]. Общая немецкая культура и образование являются важнейшими факторами формирования гражданственности и чувства патриотизма. Студенческое самоуправление в Германии представляет собой общество гражданского и патриотического воспитания. В документах студенческих организаций одной из главных задач считается активное и конструктивное содействие развитию вуза со стороны студентов. Как отмечается в проекте Технического университета г. Мюнхена, успехи вуза будут заметны, если органы студенческого самоуправления будут восприниматься руководством вуза, сенатом и вузовским советом как равноправный партнер в решении проблем, волнующих студентов [5].
Студенческое самоуправление создает и поддерживает основу академической, в частности студенческой, общественной жизни, развития личности будущего ученого для успешной научной работы. Цели студенческого самоуправления зафиксированы в преамбулах студенческих уставов. В соответствии с ними студенческое самоуправление может: обеспечить свободу исследования, обучения и учения, а также академическую свободу и тем самым стремится к научной истине; сохранить свободу мышления; требовать уважения достоинств личности; содействовать проявлению толерантности по отношению ко всем людям; проводить в
жизнь принципы справедливости; пробудить сознание ответственности академической молодежи по пути развития и процветания вуза, развивать и поддерживать гражданский долг перед народом, государством и всем человечеством; содействовать самовоспитанию студентов, чтобы стать самостоятельной личностью [6].
Деятельность студенческого самоуправления очень разнообразна. В результате этой деятельности происходит социализация студентов и накопление социального опыта. В ходе его усвоения формируются умения и навыки, функции которых состоят в воспроизведении и сохранении накопленной культуры, благодаря чему обеспечивается репродуктивная деятельность общества.
Программы и проекты являются самыми популярными и активными формами деятельности органов студенческого самоуправления, которые аккумулируют содержательную часть моделей самоуправления [7]. Проектная деятельность германского студенческого самоуправления может быть или студенческой коллективной работой, или представлять собой сотрудничество органов студенческого самоуправления с руководством вуза, правительственными ведомствами определенной земли на условиях социального партнерства.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что содержание студенческого самоуправления в германских вузах на каждом этапе своего развития является актуальным, поскольку включает актуальные проблемы современности. К тому же деятельность моделей студенческого самоуправления носит прагматический характер на современном этапе XXI в. Студенчество ориентируется на конкретные и практические проблемы, которые связаны с личными возможностями каждого. Это связано с утилитаристической, практико-ориентированной концепцией в системе образования. Хотя она и относится к содержанию образования в школьной системе, но она также является базой прагматичности содержания моделей студенческого самоуправления.
1. Сидорова А. Студенческое самоуправление: теория и практика // Вестник высшей школы. 2000. № 2. С. 34-36.
2. Denninger E. Das “politische Mandat“ der Stu-dentenschaft und andere Moglichkeit studenti-scher Mitwirkung in der Hochschule // Kritische Justiz. 1994. S. 17.
3. Das parlamentarische Modell studentischer Interessenvertretung. URL: http://www. fzs.de/ aktuelles/papiere/14065.html (дата обращения: 29.09.2009).
4. Muller K. Globalisierung. Frankfurt; New York, 2002.
5. Qualitatsoffensive StudiTUM II. URL: http:// www.asta.fs.tum.de/unserearbeit/hochschulpoliti k/studium.pdf (дата обращения: 9.09.2009).
6. Bartsch H. Die Studentenschaften in der Bun-desrepublik Deutschland. Organisation, Aufga-ben und Rechtsform der studentischen Selbst-verwaltung in der Bundesrepublik. Transfutur Verlag Bonn-Holzlar, 1971. S. 114-115.
7. Исаев И.Ф. Студенческое самоуправление и преподаватель вуза: проблемы сотрудничества // Формирование сознательно активной личности учителя: сборник научных трудов / МГПИ им. Ленина. М., 1989. С. 150-154.
Поступила в редакцию 20.10.2009.
Isaev I.F., Akinshina I.B. The content of the German student self-government in the educational system.
In the given article peculiarities of the content of German student’s self-government in the educational system are considered. Peculiarities of the legislation, content and project activities of the German student’s selfgovernment in the German High School are analyzed.
Key words: student’s-self-government; content of the student’s-self-government; model of self-government; stu-dent’s-self-government culture.
УДК 372.881.111.1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПА МОДУЛЬНОСТИ
© С.Е. Цветкова
Профессиональная деятельность современных специалистов экономико-управленческого профиля осуществляется как внутри страны, так и на международном уровне. Возникает необходимость пересмотра старого и разработки нового содержания языковой подготовки студентов экономических специальностей. В данной статье рассмотрены особенности содержания такой подготовки, определены возможности поэтапного формирования межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей в контексте принципа модульности.
Ключевые слова: содержание; основные подходы; система принципов; принцип модульности; поэтапное формирование межкультурной коммуникативной компетенции.
Перспектива предстоящих контактов с зарубежными деловыми партнерами нацеливает студентов экономических специальностей на практическое овладение иностранным языком. Возникает необходимость пересмотра старых и реализации новых подходов к профессиональной языковой подготовке студентов экономических специальностей.
Целью данной статьи является рассмотрение особенностей содержания такого вида профессиональной подготовки в неязыковом вузе. В предыдущих публикациях мы уже рассмотрели вопросы о разработке содержания в контексте интегративного, профессионально-коммуникативного и социокультурного подходов. В данной статье следует рассмотреть вопрос об особенностях содержа-
ния языковой подготовки в контексте принципа модульности.
С общепринятых позиций содержание обучения представляет собой совокупность знаний и умений, а также способов деятельности, обеспечивающих жизнедеятельность человека в различных сферах самоопределения личности [1]. Соответственно, содержание профессиональной языковой подготовки студентов - будущих специалистов в сфере экономики и управления - включает в себя профессионально-иноязычные знания и умения, способы осуществления речевой деятельности в сферах профессионального взаимодействия.
При отборе содержания обучения будущих специалистов в сфере экономики и