Научная статья на тему 'Взаимодействие академического и студенческого самоуправления в вузах Германии'

Взаимодействие академического и студенческого самоуправления в вузах Германии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ / СТУДЕНЧЕСКИЙ МАНДАТ / REPRESENTATION OF THE STUDENTS' INTERESTS / ACADEMIC SELF-GOVERNMENT / STUDENT SELF-GOVERNMENT / COLLECTIVE SELF-GOVERNMENT / STUDENT MANDATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исаев Илья Федорович, Акиншина Инна Брониславовна

Рассматриваются вопросы взаимодействия академического самоуправления и студенческого самоуправления в рамках управления образовательным процессом в вузах Германии. Описывается практика представительства студенческого самоуправления в сенате вуза на основе студенческого мандата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of the academic and students' self-government in the German higher school

The present article deals with the questions of the academic and students' self-government within the management of the educational process in the German High School. The practical experience of the students' self-government representation in the German High School Senate on the basis of the students' mandate is described.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие академического и студенческого самоуправления в вузах Германии»

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

И. Ф. Исаев, И. Б. Акиншина

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО И СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ

Рассматриваются вопросы взаимодействия академического самоуправления и студенческого самоуправления в рамках управления образовательным процессом в вузах Германии. Описывается практика представительства студенческого самоуправления в сенате вуза на основе студенческого мандата.

Ключевые слова: академическое самоуправление, студенческое самоуправление, коллективное самоуправление, представительство интересов студентов, студенческий мандат.

I. F. Isaev, I. B. Akinshina Cooperation of the academic and students' self-government in the German High School

The present article deals with the questions of the academic and students' self-government within the management of the educational process in the German High School. The practical experience of the students' self-government representation in the German High School Senate on the basis of the students' mandate is described.

Keywords: academic self-government, student self-government, collective self-government, representation of the students' interests, student mandate.

последнее время вопросы участия студен-Х^ тов в управлении вузом и в образовательной вузовской политике Германии привлекают внимание отечественных исследователей студенческого самоуправления. В связи с этим особый интерес вызывает роль немецкого студенческого самоуправления в системе управления вузом. В соответствии с Основным законом ФРГ, «Рамочным законом о вузе» немецкие высшие школы имеют право на самоуправление в образовательной политике. Так как студенты являются членами корпорации вуза, то они в соответствии с вышеназванными документами также имеют право на самоуправление.

Проблема студенческого самоуправления и участие представителей студентов в управлении вузом широко дискутируется в немецкой социально-педагогической литературе. В рамках данной статьи интерес представляют следующие аспекты:

© Исаев И. Ф., Акиншина И. Б., 2012

— нормативно-правовые основы студенческого самоуправления (работы E. Denninger, Ch. Flämig, D. Heihter, M. Lemling, B. Holtz, K. Jarausch, M. Kater, U. Kersten, H. Zinn и др.);

— вузовское академическое самоуправление и студенческое самоуправление в рамках научной свободы и демократии вузов (H. Asche, O. Kimminich, Ch. Menger, W. Nitsch, H. Plander и др.);

— практика студенческого представительства (W. Albrecht, L. Becker, W. Nitsch, J. Schütte и

др.);

— студенческие права на самоуправление в студенческих организациях, политический мандат органов студенческого самоуправления (H. Bartsch, W. Damkowski, T. Denninger, K. D. Deumeland, Ch. Habermann, A. Keller, H. Krüger, U. Preuß, W. Thieme).

К нормативно-правовым основам студенческого самоуправления в вузах Германии относят-

И. Ф. Исаев, И. Б. Акиншина. Самоуправление в вузах Германии

И

ся «Рамочный закон о вузе» на уровне федерации и рамочные законы в каждой отдельной федеральной земле. Рамочный закон об основных принципах организации высшей школы регулирует целевые установки, правовой статус вуза и членство в вузе. Согласно гл. 3 (п. 1, § 37) «Рамочного закона о вузе», «участие в самоуправлении вузом считается правом и обязанностью всех членов вуза» [1]. В силу такого положения в рамочных законах федеральных земель указывается на то, что участие представителей студенческого самоуправления в образовательной политике вуза осуществляется через сенат или совет вуза. В соответствии с государственными и земельными документами руководство вузом разрабатывает уставы, а студенческие объединения на их основе создают свои статуты, которые регламентируют их самоуправленческую деятельность.

Нормативно-правовая база дает право студенческому самоуправлению действовать в рамках закона, отстаивать свои интересы в конституционном суде. Рамочный закон, кроме того, что гарантирует право на самоуправление в вузе, также дает право заниматься социальной, культурной, финансовой деятельностью, образовательной политикой в вузе.

Следует заметить, что источником права на самостоятельную деятельность студентов в рамках студенческого самоуправления, как отмечают немецкие исследователи H. Bartsch, E. Denninger, U. Rohweder, H. Zinn и др., является основное право свободы научной деятельности, свободы обучения и учения, а также автономное право вузов в образовательной политике [2-5]. К. Ланд-фрид, говоря об автономии вуза, отмечал, что «требование свободы не означает безграничную свободу, а свободу как принятие ответственности» [6]. Поэтому главный вопрос для самих немецких студентов, могут ли они наряду с профессорско-преподавательским, административным составом брать на себя ответственность за принятые решения в управлении вузом и в образовательной политике.

Таким образом, нормативно-правовая база, которая дает студенческому самоуправлению в вузах Германии права, свободы действия, в то же время возлагает на них ответственность за свои действия и поступки, организует их жизненное пространство.

Говоря о самоуправлении в вузах Германии, необходимо отметить, что оно подразделяется на академическое самоуправление и студенческое самоуправление. Академическое самоуправление

представлено (академическим) сенатом — высшим органом, который по своей структуре является коллегиальным, избирается демократическим путем, стоит в одном ряду с такими управляющими структурами, как ректор, президент или канцлер вуза. В зависимости от положений устава вуза сенат выполняет следующие стратегические, законодательные, совещательные, контролирующие функции:

— принимает законодательные акты, издаваемые вузом;

— вносит предложения и изменения по внутренней структуре вуза;

— составляет списки кандидатур на выборы ректора;

— принимает предложения по назначению канцлера и его постоянных представителей вуза;

— назначает членов постоянной комиссии и других органов;

— разрабатывает основные направления научно-исследовательской деятельности;

— принимает решения по разработке, изменению, утверждению или отмене учебных курсов (программ) при условии согласия совета вуза;

— принимает предложения по назначению профессоров и назначению почетных профессоров;

— дает оценку запланированному государственному бюджету.

Так как сенат является коллегиальным органом, то в его составе есть представители студенческого самоуправления. Участие студентов в представительской деятельности позволяет им приобретать навыки управленческой деятельности, что соответствует демократическим нормам немецкого государства.

Важно отметить, что для немецкого студенческого самоуправления уже реальной является представительная демократия: на общем собрании избираются делегаты в студенческий парламент для принятия решений и реализации их в своем жизненном пространстве. Избранные студенты должны разбираться в социальных и хозяйственных проблемах, касающихся жизни студентов. Процедура избрания отвечает вузовскому закону. Кроме того, члены парламента остаются подотчетными студентам в своих действиях. Студенческий парламент, в свою очередь, формирует всеобщий студенческий комитет, который делегирует своих представителей в сенат.

Общая схема организации самоуправления (академического и студенческого) представлена на рисунке.

Студенческое самоуправление

Академическое самоуправление

Студенческое самоуправление

Студенчество

Организационная структура самоуправления

Изучение опыта студенческого самоуправления в вузах Германии показывает, что принципиально важным для немецкого студенческого самоуправления является практика коллективного соуправления и принятия совместных решений. Представители студенчества, которые принимают участие в общих органах самоуправления вуза, имеют такие же права и обязанности, как и остальные члены коллегиального органа. Они обязаны согласовывать свои цели и задачи в соответствии с общеуниверситетскими задачами. Представители студенчества по поручению студенческого парламента могут передавать свои пожелания и требования в коллегиальный орган самоуправления и в случае необходимости уметь защитить интересы студентов.

К общим вопросам коллективного соуправ-ления в организационной сфере относятся: определение режима работы вуза, его учреждений; взаимодействие с университетской библиотекой; определение сроков каникул и университетских праздников, организация университетских мероприятий. Общие вопросы в учебной сфере: обсуждение и реализация реформирования вуза; консультации студентов по учебным курсам; организация учебных мероприятий. В социальной сфере общие вопросы связаны с проблемами осуществления социальной работы в студенческой службе быта; с мероприятиями по стимулированию социальных проектов, моделей и претворением их в жизнь; с рекомендациями на получение стипендий, консультациями по вопросам ссуд и льгот для студентов и др. Следовательно, сенат или другой академический орган, где есть представители студенчества, выступает связующим звеном между так называемой «вузовской политикой» и «политикой» студенческого самоуправления. В данном случае под политикой

понимается умение управлять вузом в интересах всех членов вузовской корпорации.

Сложным и дискуссионным вопросом в социально-педагогической практике, по мнению многих немецких исследователей студенческого самоуправления (W. Damkowski, T. Denninger, K. D. Deumeland, Ch. Habermann, A. Keller, H. Krüger, U. Preuß, W. Thieme), является представительство интересов студентов на основе политического мандата, под которым понимаются полномочия представителей студенческого самоуправления выражать точку зрения студентов по тем или иным вопросам, принимать участие в голосовании при принятии решений. Центральным моментом в вопросе политического мандата выступает право свободы выражения мнения. Поэтому разногласия между мнениями представителей преподавательского, научного состава сената и студенчества не квалифицируются как конфликтная ситуация, так как отношения между ними должны выстраиваться на демократическом принципе и принципе плюрализма мнений и суждений.

Недостатком в данной системе представительства выступает тот факт, что при принятии решений путем голосования студенческий «политический мандат» имеет меньшинство. И хотя это ограничивает влияние студенчества на принятие решений в вузе, но все-таки дает право на участие в принятии решений по тем или иным вопросам вузовской деятельности. Также это позволяет представителям студентов быть в курсе вузовской образовательной политики и в случае непринятия решений, утвержденных большинством голосов, организовать мероприятия для отстаивания и защиты своих интересов.

Анализ практики представительства немецкого студенческого самоуправления в сенате, т. е.

И. Ф. Исаев, И. Б. Акиншина. Самоуправление в вузах Германии

И

взаимодействие академического и студенческого самоуправления, их соуправление позволяет нам отметить положительный опыт, который можно учесть в практике российского студенческого представительства в вузах:

— присутствие студентов в органах управления вузом во многом определяет обновление содержания образования;

— представители органов управления вуза учитывают мнения представителей студенческого самоуправления при принятии решений по вопросам жизнедеятельности вуза;

— участие представителей студенчества в управлении вузом формирует у них навыки управленческой деятельности и умение соотносить свои интересы с интересами других;

— органы управления вузом по ходатайству представителей студенчества предоставляют финансовую поддержку студенческим культурно-массовым мероприятиям.

Таким образом, стратегия взаимодействия академического и студенческого самоуправления, соуправления и сотрудничества профессорско-преподавательского, научного, административного состава вуза и студенчества дает эффективные и продуктивные результаты в работе вуза.

1. Hochschulrahmengesetz vom 26.01.1976 Neuaufgefasst durch Bekanntmachung v. 19.01.1999 (BGBI. I S. 18): zulezt geflndert durch Art. 2 G.v. 12.04.2007 (BGBI. I S. 506). [Electronic resource]: URL: http://www.bmbf.de/ pub/hrg_20020815.pdf (дата обращения: 09.03.2012).

2. Bartsch H. Die Studentenschaften in der Bundesrepublik Deutschland. Organisation, Aufgaben und Rechtsform der studentischen Selbstverwaltung in der Bundesrepublik. 2 Aufl. Bonn-Holzlar, 1971.

3. Denninger E. Das «politische Mandat» der Studentenschaft und andere Möglichkeiten studentischer Mitwirklung in der Hochschule [Electronic resource]. URL: http://www.hopo-www.de/pm/Denninger93.html (дата обращения: 07.03.2012).

4. Keller A. Neues aus der Zwangskörperschaft. Zur aktuellen Disskussion um das politische Mandat der verfassten Studierendenschaft // Forum Wissenschaft 1994. H. 4. S. VIII-XI. 713-721.

5. Rohwedder U. Zwischen Selbsthilfe und «politischem Mandat». Zur Geschichte der verfassten Studentenschaft in Deutschland // Jahrbuch für Universitätsgeschichte. 2005. Bd. 8. S. 235-243.

6. Ландфрид К. Вузовские структуры в условиях конкуренции [Электронный ресурс] // Университетское управление: практика и анализ. 1997. № 3(3). С. 3440. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/univman/msg/ 144846.html (дата обращения: 19.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.