Теория и методика профессионального образования
УДК 378
И.А. Сошникова
кандидат педагогических наук Санкт-Петербургский университет МВД России, Российская Федерация, 198096, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.
E-mail: [email protected].
А.А. Сарсенова
УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области. Российская Федерация, 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Красная, 5.
E-mail: [email protected].
Организационно-педагогические условия самоуправления обучающихся в образовательных организациях МВД России
Аннотация: В статье анализируется опыт студенческого самоуправления в различных вузах. На основе проведённого анализа выделяются педагогические и организационные условия самоуправления обучающихся в образовательных организациях МВД России.
Институт самоуправления существует почти во всех вузах страны и имеет свои специфические признаки, основным из которых является самостоятельное принятие студентами решений по актуальным для них вопросам. Образовательные организации МВД России имеют особенность, выраженную в системе единоначалия и подчинения, которая влияет на возможность реализации обучающимися активности и самостоятельности. Важно определить организационно-педагогические условия, при которых институт самоуправления сможет нормально функционировать в образовательных организациях МВД России. К таким условиям можно отнести: заинтересованность и принятие руководством вуза МВД такой формы работы, как самоуправление; регламентация деятельности органов самоуправления локальными нормативными правовыми актами; в состав органов самоуправления должны входить только обучающиеся; на собраниях органов самоуправления должны обсуждаться
198
и приниматься решения по широкому кругу вопросов; участие обучающихся в работе органов самоуправления должно основываться на добровольности.
Ключевые слова: самоуправление курсантов, вузы МВД, воспитательная работа, интерактивные технологии воспитания.
Для цитирования: Сошникова И. А., Сарсенова А. А. Организационно-педагогические условия самоуправления обучающихся в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 1 (81). - С. 198-204.
Irina A. Soshnikova
Cand. Sci. (Pedag.)
Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation.
E-mail: [email protected].
Asel A. Sarsenova
MIA of Russia on the Gatchina area of the Leningrad region. 5, Krasnaya str., Gatchina, Gatchina district, Leningrad region, 188300, Russian Federation.
E-mail: [email protected].
Organization of activity of self-government student in educational establishments of MIA of Russia
Annotation: The article analyzes the experience of student self-government in various universities. On the basis of the conducted analysis, the pedagogical and organizational conditions of self-government of students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are highlighted.
The institute of self-government exists in almost all universities of the country and has its own specific characteristics, the main of which is the students' independent decision-making on issues of concern to them. Educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia have a feature expressed in the system of unity of command and control, which affects the ability of students to exercise activity and independence. It is important to determine the organizational and pedagogical conditions under which the institution of self-government can function normally in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. These conditions include: the interest and acceptance of the leadership of the university of the Ministry of Internal Affairs of such a form of work as self-government; regulation of the activities of self-government bodies by local regulatory legal acts; the structure of self-government bodies should include only students; self-government meetings should discuss and make decisions on a wide range of issues; Participation of students in the work of self-government bodies should be based on voluntariness.
Keywords: self-government, high schools of the Ministry of Internal Affairs, educational work, interactive technologies of education.
For citation: Soshnikova I. A., Sarsenova A. A. Organization of activity of self-government student in educational establishments of МВД of Russia // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2019. - № 1 (81). - Р. 198-204.
Вопросы организации и работы орга- «Об образовании», утвердившего «субъект-нов самоуправления обучающихся в об- субъектный» подход к процессу воспитания разовательных учреждениях высшего об- и обучения. Обучающийся как субъект образования получил особую актуальность с разовательного процесса стал его активным принятием в 2012 году Федерального закона участником.
199
Реализация субъектной активности обучающихся в учебном процессе - на лекциях, семинарах и практических занятиях - обеспечивается научно-педагогическим составом образовательных организаций за счёт использования активных и интерактивных педагогических технологий.
Реализация субъектной активности обучающихся в процессе воспитания также требует применения специальных форм, методов и технологий воспитательной работы. Данные формы должны обеспечивать возможность формирования самостоятельности, активности и ответственности у обучающихся. Одной из таких форм является самоуправление.
В педагогической научной литературе проблематика самоуправления студентов широко представлена работами разных авторов. Так, А. В. Шарыпин считает, что ориентация воспитания в образовательной организации высшего образования на студенческое самоуправление обеспечивает активную позицию студента в собственной жизни и одновременно является фактором конкурентоспособности учебного заведения [9, с. 49].
В работах Н. Д. Шафеевой студенческое самоуправление рассматривается как фактор, влияющий на развитие у обучающихся лидерских качеств. Автор доказывает, что к приоритетным лидерским качествам, формируемым у студентов за счёт работы в органах студенческого самоуправления, относятся такие качества, как способность создавать команду и работать в команде, коммуникабельность, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений, ответственность за результаты принятых решений, социальная активность, мобильность, креативность, способность преодолевать возникающие трудности [10].
Ряд авторов в своих трудах доказывает эффективность студенческого самоуправления в формировании профессиональных качеств специалистов в разных областях деятельности [3; 5; 6; 7].
Рассмотрение вопросов организации студенческого самоуправления и практики его функционирования в образовательных организациях МВД России в научной литературе практически отсутствует. Данный факт обнаруживает проблему недостаточной изученности самоуправления обучающихся в вузах МВД в связи с отсутствием
практики данной работы, несмотря на ее большие возможности по формированию личностно-профессиональных качеств курсантов и слушателей [2, с. 133].
Самоуправление студентов в образовательных организациях высшего образования России является сложившимся и имеющим свою историю институтом. Так, Е. В. Бабаева, рассматривая развитие студенческого самоуправления в России, отмечает, что оно стало складываться в вузах страны в конце XIX века. В период советской власти самоуправление студентов пережило период спада и подъёма. С начала 90-х годов XX века студенческое самоуправление постепенно возрождалось и приобретало значимость и вес в общей организации образования в вузах страны [4].
Широкое распространение студенческого самоуправления в образовательных организациях вызвано тем кругом возможностей, которые оно позволяет реализовать.
А. В. Пономарев относит студенческое самоуправление к обязательному элементу воспитательной среды вуза. По мнению автора, оно представляет собой:
- во-первых, особую форму самостоятельной, ответственной и инициативной общественной деятельности обучающихся, направленную на решение важных вопросов их жизнедеятельности;
- во-вторых, это система разнообразных организационных форм, обеспечивающих участие обучающихся в управлении студенческими коллективами;
- в-третьих, самоуправление является формой соуправления, когда обучающиеся участвуют в управлении образовательной организацией совместно с администрацией (реальное и действенное обсуждение и решение вопросов деятельности образовательной организации) [4, с. 218].
Все отмеченные черты самоуправления в совокупности позволяют обучающимся в полной мере реализовывать субъектную активность.
Проведённый анализ сайтов крупных российский образовательных учреждений высшего образования показал, что в вузах и гуманитарной, и технической направленности самоуправление студентов реализуется через работу специальных органов самоуправления. Например, Санкт-Петербургский государственный университет (СПб ГУ) -Студенческий совет; Московский государ-
ственный университет им. М. В. Ломоносова - Студенческий совет; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) - Совет обучающихся; Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ МИСиС) - Студенческий совет.
У каждого из приведенных объединений студентов есть свой сайт, перейти на который возможно с сайта образовательной организации. Наличие отдельных сайтов говорит о большом объёме информации о деятельности студенческих советов, которой возможно наполнить отдельный информационный ресурс, следовательно, и о большом объёме проводимой работы.
Изучение научной литературы, положений и других документов о студенческих объединениях (Студенческих советах, Советах обучающихся), представленных на сайтах вузов, позволило выделить ряд педагогических и организационных условий.
1. В состав всех студенческих организаций входят только студенты. Председателем и его заместителями также являются только обучающиеся.
2. Студенческие советы обсуждают и принимают решения по широкому кругу вопросов, касающихся как учёбы, так и вне-учебной жизни студентов.
Так, члены Студенческого совета СПб ГУ в декабре 2018 года обсуждали разработку обучающимися электронной информационной системы для подачи и проверки заявлений на государственную академическую стипендию в повышенном размере.
3. Обязательное взаимодействие при решении необходимых вопросов с администрацией учебного заведения, с администрацией района или города, с общественными объединениями в сфере молодёжной политики.
4. Самостоятельное и активное участие студентов в социальных проектах и волонтёрском движении.
Выделенные условия обеспечивают реализацию студентами активной жизненной позиции, развитие их коммуникативных и управленческих навыков. Самостоятельность студентов в работе Студенческих советов позволяет сформировать у них высокий уровень ответственности и напрямую влияет на сплочение коллектива.
Развитие института самоуправления в образовательных организациях МВД Рос-
сии в настоящее время находится на этапе становления.
Обучение в вузах МВД России имеет ряд особенностей, которые напрямую влияют на возможность существования в них студенческого самоуправления. Основными из них являются: наличие уставных взаимоотношений как основы взаимодействия субъектов воспитательной работы - сотрудников подразделений по работе с личным составом и курсантов (слушателей) - и высокая регламентация воспитательной работы нормативными правовыми актами [8, с. 27].
Умение подчиняться и исполнять приказы и распоряжения руководителя отличает курсантов образовательных организаций МВД России от студентов «гражданских» вузов. Именно подчинение является одним из основных качеств личности, задача по формированию которого стоит перед воспитателями. В связи с некоторым ограничением свободы личного выбора курсантов, возникающим при единоначалии, появляется проблема соотношения данного ограничения с возможностью существования института самоуправления в образовательных организациях МВД России. Соответственно, встаёт вопрос, насколько курсант и слушатель может самостоятельно принимать решения и реализовывать свою активность через работу в органах самоуправления, насколько вообще понятие студенческого самоуправления сочетается с организацией обучения.
В мае 2018 года на базе Псковского филиала академии ФСИН России прошла ежегодная Международная научно-практическая конференция «Организация воспитательной и внеучебной работы в высших образовательных организациях». Ключевым вопросом научной дискуссии, проходившей в рамках конференции, стал вопрос студенческого самоуправления обучающихся.
Как пример работы студенческого самоуправления обсуждалась деятельность Совета самоуправления курсантов, созданного непосредственно в Псковском филиале академии ФСИН России. Отличительной особенностью работы данного Совета является наличие кураторов по направлениям работы из числа сотрудников академии (преподавателей, начальников отделов). Таким образом, курсанты осуществляют активную самостоятельную работу, но под руководством куратора. Куратор руководит обучающимися, исходя из принципов ин-
терактивности - на основе взаимодействия с обучающимися, хотя сам факт наличия «взрослых» в структуре самоуправления отличает её от организации самоуправления в гражданских вузах.
Примером организации и функционирования органов самоуправления в вузах МВД России является работа Совета курсантов, слушателей и адъюнктов Санкт-Петербургского университета МВД России (далее - Совет университета). Данный совет был создан в 2015 году, и с этого момента по настоящее время курсанты, слушатели и адъюнкты, входящие в его состав, ведут активную работу.
Совет университета является общественным формированием обучающихся университета, целью которого является решение актуальных для них задач во взаимодействии с руководством университета, благотворительными организациями города Санкт-Петербурга, городскими молодёжными и студенческими объединениями. Данные задачи включают в себя решение вопросов об организации благотворительных акций и мероприятий, направленных на формирование и развитие патриотического духа, творческих способностей, повышения качества коммуникативных навыков, поиск интеллектуального потенциала среди обучающихся университета, а также предоставление им возможности для реализации собственных общественно значимых и полезных инициатив.
Вся деятельность, осуществляемая Советом университета, регламентируется приказом от 25 декабря 2015 г. № 839 «Об утверждении Положения о Совете курсантов, слушателей и адъюнктов Санкт-Петербургского университета МВД России». Каждое мероприятие, проводимое в рамках университета, регламентируется отдельными приказами и положениями, что помогает одновременно регулировать деятельность совета на уровне руководящего состава, а также на многочисленных площадках университета.
На данный момент актив Совета университета насчитывает около 50 курсантов, слушателей и адъюнктов, занимающихся организацией деятельности по направлениям духовно-нравственного воспитания; культурно-досуговой работы; работы с общественными формированиями; связи с пресс-службой; патриотической работы; социально-волонтерской работы; работы с проживающими в общежитии университета.
Каждое направление самостоятельно курируется обучающимися университета, что помогает раскрытию собственного потенциала и расширению сферы реализации основных задач по воспитательной, психологической, социальной, культурно-просветительской работе, а также по работе по укреплению служебной дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел.
Для удобства координации действий участников Совета университета в одной из социальных сетей создано сообщество, где активно освещаются все прошедшие и предстоящие мероприятия, а также представляются ссылки на участие в действующих городских молодёжных организациях, для реализации практической помощи и повышения престижа университета. Также деятельность Совета университета активно освещается на официальном сайте Санкт-Петербургского университета МВД России.
Ежегодно обучающиеся университета участвуют в городских волонтёрских движениях, посвященных празднованию Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Дня Победы в Великой Отечественной войне и многих других мероприятиях, помимо несения службы по охране общественного порядка и общественной безопасности.
Ежегодной традицией является организация Полицейского бала, в котором принимают участие все желающие. Это помогает раскрытию творческого потенциала и расширению взаимодействия между обучающимися университета.
В настоящее время основной проблемой Совета университета является недостаточная информированность абитуриентов и курсантов, обучающихся на 1-2-х курсах, о деятельности Совета университета ввиду своей уникальности и специфики, что на личностном уровне создает некий психологических барьер в виде нежелания участвовать в предложенных мероприятиях, в силу определённых стереотипов по отношению к деятельности органов внутренних дел или индивидуально-психологическим особенностям личности.
Для решения данной проблемы Совет университета ежегодно проводит анкетирование курсантов 1-х курсов всех факультетов университета. Анкета включает в себя биографические данные, контактные данные, вопросы на изучение инди-
видуально-психологических особенностей личности, предложения участвовать в мероприятиях по различным направлениям деятельности Совета университета, а также контактные данные организаторов каждого направления. Анкета была совместно разработана отделом психологического обеспечения и отделом воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России.
После процедуры анкетирования все желающие автоматически зачисляются в Школу актива, откуда самые активные курсанты переходят в состав Совета университета, а остальные ребята занимают свои места при совете факультета, где по истечении некоторого времени и проявленного участия в организации и проведении тех или иных мероприятий имеют возможность перейти в Совет университета. В Школе актива курсанты получают новые знания от актива Совета университета, а также приглашённых гостей, например, представителей Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями города Санкт-Петербурга, которые делятся опытом формирования волонтёрских движений и акций, а также навыками коммуникации с гражданами и другими общественными формированиями. Также в рамках обучения в Школе актива курсанты, слушатели и адъюнкты имеют возможность посещать мероприятия, организованные Комитетом по молодежной политике, акции Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», а также молодежные форумы и фестивали (например, «Селигер», «Территория смыслов»).
Благодаря Школе актива, курсанты, слушатели и адъюнкты получают неоценимый опыт, который формирует и развивает их коммуникативные, творческие способности, обучает навыкам решения сложных задач и расширяет кругозор.
Анализ работы органов самоуправления студентов, курсантов и слушателей разных образовательных организаций по-
зволяет выделить педагогические и организационные условия самоуправления обучающихся в образовательных организациях МВД России:
Во-первых, несмотря на широкие возможности института самоуправления по формированию у обучающихся личностно-профессиональных качеств и на развитость данного института в большинстве вузов, в образовательных организациях МВД России самоуправление обучающихся развито слабо. Главным условием его развития будет являться заинтересованность и принятие руководством образовательной организации данной формы работы.
Во-вторых, система единоначалия и подчинения как основа организации обучения в образовательной организации МВД России может вступать в противоречие с самостоятельным выбором и активной жизненной позицией курсантов и слушателей, работающих в органах самоуправления. Из этого вытекает такое организационное условие, как нормативная регламентация деятельности органов самоуправления локальными правовыми актами.
В-третьих, в состав органов самоуправления должны входить только курсанты, слушатели и адъюнкты. Председателем и его заместителями также должны быть обучающиеся.
В-четвертых, на собраниях органов самоуправления должны обсуждаться и приниматься решения по широкому кругу вопросов, касающихся как учёбы, так и внеучебной жизни курсантов, слушателей и адъюнктов. При этом обязательным является взаимодействие при решении вопросов с руководством учебного заведения, с администрацией района или города, с общественными объединениями с сфере молодежной политики.
В-пятых, участие обучающихся образовательных организций МВД России в работе органов самоуправления должно основываться на добровольности, инициативности и желании.
Список литературы
1. Бабаева Е. В. Из истории развития студенческого самоуправления в России // Сервис в России и за рубежом. - 2010. - № 2. - С. 47-51.
2. Борзых И. Н. Профессиональное воспитание студентов в условиях студенческого самоуправления // Гаудеамус. - 2008. - № 13. - С. 132-136.
3. Бурякова О. А. Педагогические условия развития студенческого самоуправления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. - № 74-2. - С. 61-64.
4. Воспитательная среда университета: традиции и инновации : монография / А.В. Пономарев и др. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 408 с.
5. Колмогорова О. А. Из опыта организации студенческого самоуправления в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 7. - С. 41 -52.
6. Сластёнин В. А. Педагогика : учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов; 3-е изд. - Москва : Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
7. Селезнева О. В., Кора Н. А. Студенческое самоуправление в вузе: этапы становления, подходы и опыт организации // European social science journal. - 2014. - № 5-2 (44).
- С. 89-95.
8. Сошникова И. А. Интерактивные технологии воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях МВД России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. -Санкт-Петербург, 2017. - 202 с.
9. Шарыпин, А. В. Педагогические условия развития студенческого самоуправления в вузе // Вестник ТГПУ - 2009. - № 11. - С. 48-54.
10. Шафеева Н. Д. Студенческое самоуправление в воспитательном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 11. - С. 48-54.
11. Каверина Л. В., Пелюх Е. И., Старосельцева М. М., Шарутенко В. Н. Использование возможностей медиапространстве вуза при формировании личности сотрудника органов внутренних дел// Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - № 1. - С. 92-96.
References
1. Babaeva E. V. Iz istorii razvitiya studencheskogo samoupravleniya v Rossii // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2010. - № 2. - S. 47-51.
2. Borzyih I. N. Professionalnoe vospitanie studentov v usloviyah studencheskogo samoupravleniya // Gaudeamus. - 2008. - № 13. - S. 132-136.
3. Buryakova O. A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya studencheskogo samoupravleniya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. - 2008.
- № 74-2. - S. 61-64.
4. Vospitatelnaya sreda universiteta: traditsii i innovatsii : monografiya / A.V. Ponomarev i dr.
- Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2015. - 408 s.
5. Kolmogorova O. A. Iz opyita organizatsii studencheskogo samoupravleniya v vuze // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2007. - № 7. - S. 41-52.
6. Slastenin V. A. Pedagogika : ucheb. posob. dlya stud. ped. ucheb. zaved. / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mischenko, E. N. Shiyanov; 3-e izd. - Moskva : Shkola-Press, 2000. - 512 s.
7. Selezneva O. V., Kora N. A. Studencheskoe samoupravlenie v vuze: etapyi stanovleniya, podhodyi i opyit organizatsii // European social science journal. - 2014. - № 5-2 (44). - S. 89-95.
8. Soshnikova I. A. Interaktivnyie tehnologii vospitatelnoy rabotyi s obuchayuschimisya v obrazovatelnyih organizatsiyah MVD Rossii : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Sankt-Peterburg, 2017. - 202 s.
9. Sharyipin A.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya studencheskogo samoupravleniya v vuze // Vestnik TGPU. - 2009. - № 11. - S. 48-54.
10. Shafeeva N. D. Studencheskoe samoupravlenie v vospitatelnom prostranstve vuza // Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 11. - S. 48-54.
11. Kaverina L. V., Pelyukh Ye. I., Starosel'tseva M. M., Sharutenko V. N. Ispol'zovaniye vozmozhnostey mediaprostranstve vuza pri formirovanii lichnosti sotrudnika organov vnutrennikh del// Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti. - 2017. - № 1. - S. 92-96.
© Сошникова И.А., Сарсенова А.А., 2019
Статья поступила в редакцию 01.12.2018 г.