формации, познания и самопознания, наблюдения за своими усилиями и работой других преподавателей [6].
Мотивируют и побуждают учителя к самообразованию ряд факторов, являющихся его компонентами: каждодневная работа с информацией, изобретательность, созидательность, рост научной мысли, среди прочего в психологической и педагогической сфере, социальные преобразования, соперничество, имидж и мнение общества, увлеченность, выгода, возможность продвижения по службе, материальная заинтересованность.
Среди основных направлений самостоятельного образования можно отметить: профессиональное (в качестве предмета педагогики); психолого-педагогическое (нацеленное на учащихся, их отцов и матерей); психологическое (репутация, коммуникация, навыки воздействия, признаки лидерства и пр.); методическое (виды, способы и приемы преподавания, технологии в образовании); юридическое; культурно-эстетическое; историческое; изучение иностранных языков; политологическое; компьютерные (информационные) технологии; здравоохранение; увлечения; прочее.
К источникам самостоятельного образования относятся: телевещание; периодические издания; все виды литературы; всемирная информационная сеть; видеоматериалы, аудиозаписи на разных информационных носителях; оплачиваемые курсы; практикумы, симпозиумы, семинары; программы по обмену опытом; путешествия, поездки, драматургия, галереи, выставочные комплексы, концертные мероприятия; курсы переподготовки.
Весь перечень форм самостоятельного образования можно неким образом разделить на следующие группы: индивидуальную и групповую. Индивидуальный вид самообразования инициирует учащийся. Но главы управленческих и методических структур могут активизировать данную деятельность и склонить к ней. В групповом виде самообразования (обучение в методических группах, творческих объединениях, на тренингах, курсах
Библиографический список
переподготовки) происходит ответная реакция между достижениями индивидуального самостоятельного образования и самим обучаемым [7].
К наиболее явственным, предметным видам самообразования следует отнести: регулярный просмотр некоторых телевизионных передач; прочитывание определенных профессиональных газет, журналов, справочников, информационных бюллетеней; прочитывание методических пособий, профессиональной литературы, материалов по преподаваемому предмету; анализ информации, размещенной в Интернете, предметного, педагогического, психологического характера, новаций и технологий, имеющих отношение к данной профессии; участие в мастер-классах, конференциях, практикумах, открытых уроках, проводящихся другими преподавателями; общение, предметные споры, совещания, обмен опытом между учителями; посещение диалоговых, онлайновых тренингов, способствующих освоению инновационных методик по психологии; овладение иностранными языками; регулярная переквалификация; проведение открытых уроков с целью изучения их восприятия другими преподавателями; ведение полемики и совместного рассмотрения отдельных проблем и вопросов со своими коллегами в учебном заведении, населенном пункте и во всемирной сети; ознакомление с информационно-компьютерными технологиями; соблюдение принципов здорового образа жизни, систематическое выполнение спортивных, физических упражнений [8].
Занимаясь самообразованием, можно: улучшить педагогическую деятельность; разработать или издать методические пособия, публикации, учебные руководства, программы, планы, результаты экспериментов и изысканий; предложить и продвинуть свежие идеи; выработать методики по использованию определенной разработанной технологии (информационной); создать комплексы профразработок; проводить семинары, практикумы, конференции и прочие мероприятия по обмену опыта.
1. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Available at: http://www.isuct.ru /umo/orgproc10.html
2. Суслонова С.А. Формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Архангельск, 2009.
3. Нагоева М.А. О некоторых вопросах оптимизации учебного процесса. Современный ученый. 2018; 1: 25 - 27.
4. Бидова Б.Б. Перспективы и тенденции познания права в условиях глобализационных процессов в мире. Государственно-правовое и социальное развитие современного общества: теоретические и практические аспекты: Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2018: 103 - 106.
5. Бидова Б.Б. Принципы развития преподавательских навыков ведения антипропагандистской работы, направленной на противодействие религиозному экстремизму. Вестник Чеченского государственного университета. 2017; № 4 (28): 139 - 143.
6. Нагоева М.А. Познавательная деятельность слушателей: структура, особенности и пути активизации. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 58-2: 182 - 185.
7. Коркмазов А.В. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018; 1: 18 - 20.
8. Нагоева М.А. Развитие личности в педагогической деятельности. Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018: 136 - 138.
References
1. Rekomendacii po organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Available at: http://www.isuct.ru /umo/orgproc10.html
2. Suslonova S.A. Formirovanie samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov v obrazovatel'nom processe vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Arhangel'sk, 2009.
3. Nagoeva M.A. O nekotoryh voprosah optimizacii uchebnogo processa. SovremennyJ uchenyj. 2018; 1: 25 - 27.
4. Bidova B.B. Perspektivy i tendencii poznaniya prava v usloviyah globalizacionnyh processov v mire. Gosudarstvenno-pravovoe isocial'noe razvitie sovremennogo obschestva: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 80-letiyu FGBOU VO «Chechenskij gosudarstvennyj universitet». 2018: 103 - 106.
5. Bidova B.B. Principy razvitiya prepodavatel'skih navykov vedeniya antipropagandistskoj raboty, napravlennoj na protivodejstvie religioznomu 'ekstremizmu. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 4 (28): 139 - 143.
6. Nagoeva M.A. Poznavatel'naya deyatel'nost' slushatelej: struktura, osobennosti i puti aktivizacii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 58-2: 182 - 185.
7. Korkmazov A.V. Rol' lichnostno smyslovoj sfery v professional'nom razvitii individa. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2018; 1: 18 - 20.
8. Nagoeva M.A. Razvitie lichnosti v pedagogicheskoj deyatel'nosti. Formirovanielichnostibuduschego na osnovepsihologo-pedagogicheskogo analiza: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 136 - 138.
Статья поступила в редакцию 02.06.18
УДК 378.1:371.48-057.875
Olenina G.V., Doctor of Sciences (pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: ustlama@mail.ru
STUDENTS' SELF-GOVERNMENT MODELS IN MORAL UP-BRINGING REALIZED BY ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION. The article gives an analysis of student's self-government models that forms in the context of moral up-bringing realized by Russian organizations of higher education at the beginning of the 21st century. The author notices that the system of moral up-bringing lived in a crisis caused by political and cultural processes touched Russia in the last decade of the 20th century. The author gives her own version of classification of students' self-government models modified in virtue of changes in the objectives of education. Since
then the tasks focused on the conversion of a personality of a young Russian into the Eurasian type of person who has a wide set of cross-cultural life skills. Nature, features, typology and key levels of a today's moral up-bringing system held in Russian organizations of higher education, which is considered as a base for definition of aims, tasks, principles of moral building the young people. They are identified with the next methodological approaches to the training process: anthropological approach (a personality's self-education, self-development), axiological approach (spiritual development of a student's personality, his or her inclusion into the context of ethnical and pedagogical and institutional culture), activity approach with priority of competence approach to moral up-bringing and forming of a specific type of a personality - highly-qualified specialists who are oriented to the Eurasian civilization. The author notices that models of genesis and activity of students' self-government bodies at the beginning of the 21st century show its polivariety, concern the state youth policy, social an institutional culture, universal human values.
Key words: student youth, state youth policy, students' self-government models, student council, moral building, methodological approaches to moral building activities.
Г.В. Оленина, д-р пед. наук, проф. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,
E-mail: ustlama@mail.ru
МОДЕЛИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дан анализ формирования моделей студенческого самоуправления в системе воспитательной работы учреждений высшего образования в России в начале XXI века. Отмечается, что в 90-е гг. XX века эта система пережила определённый кризис, связанный с соответствующими политическими и культурными процессами в стране. Автор систематизирует модели студенческого самоуправления в вузах в связи с изменившейся целью воспитания, ориентированной на формирование общекультурного типа личности современных молодых россиян как евразийского социокультурного типа.
Сущность, специфика, типология и уровни современной воспитательной системы в образовательных учреждениях, на основе которых формируются цели, задачи, принципы воспитания молодёжи, определяются в современной ситуации такими методологическими подходами к воспитанию студенчества, как антропологический подход (акцент на самовоспитание и саморазвитие), подход аксиологический (развитие духовно-нравственных ценностей и ценностей национальной и корпоративной культур, ценностей гуманизма), деятельностный подход с приоритетом компетентностного подхода к воспитанию.
Автор отмечает, что модели формирования и деятельности органов студенческого самоуправления уже в начале XXI века показывают их поливариантность, связь с молодёжной политикой, культурой общества и корпоративной культурой, общечеловеческими гуманистическими ценностями.
Ключевые слова: студенческая молодёжь, молодёжная политика, модели студенческого самоуправления, студенческие советы, воспитательная работа, методологические подходы к воспитанию студенчества.
Важным фактором развития демократических форм управления в системе высшего профессионального образования и значимым элементом самореализации и волеизъявления студенчества как наиболее активной части молодёжи является студенческое самоуправление. Основное назначение органов студенческого самоуправления характеризуется их представителями как создание условий для полноправного участия студентов под руководством лидерского актива и на условиях соуправления с ректоратом в процессе целенаправленной организации и повышения качества жизни студентов: их учебного труда, производственной практики, временного трудоустройства, здоровья, быта и досуга, а также - реализации целей молодёжной политики [1].
Анализируя приоритеты государственной молодёжной политики относительно студенчества как самой передовой части учащейся молодёжи, следует отметить, что и в наши дни, и в начале XXI века студенчество является масштабной представительной группой российской молодёжи. Так, в 2005 г. в Российской Федерации функционировало 1014 вузов, из них 614 государственных, 400 - негосударственных. С учетом деятельности 1577 филиалов вузов в России обучалось 6 миллионов 200 тысяч студентов [2]. В 2008 г. эта цифра увеличилась до 7 млн. 460 тыс. [3].
В 90-е гг. XX века система воспитательной работы вузов пережила определённый кризис, связанный с соответствующими политическими и культурными процессами в стране [4]. Управленческими документами, которые дали новый импульс для развития студенческого самоуправления стали два важных нормативных документа: межведомственная программа «Студенчество России (2004 - 2008 гг.)» и «Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования (2002 г.)». В документе 2002 г. руководители образовательной отрасли рекомендовали возродить в вузах деятельность студенческих советов, которые существовали в вузах России в советский период и накопили значительный положительный опыт развития студенческого самоуправления [5]. В данном исследовании эта тенденция возрождения позитивного опыта социально-инициативной деятельности недавнего прошлого подтверждает идею М. Фуко [6] и Н.А. Хренова [7] о ментальном маятнике в культуре России, когда в обществе происходит возврат к ценностям, от которых резко отказались (в данном случае - примерно двадцать пять лет назад).
Большая роль в реализации государственной молодёжной политики в аспекте работы со студенческой молодёжью отводится программированию и проектированию. В связи с этим в те годы было важным принятие ведомственной целевой программы «Студенчество России (2004 - 2008 годы)» [5]. Программа была направлена на развитие функциональности профессионального образования, рост социальной и деловой активности студенческой молодёжи, её профессионального становления и конкурентоспособности, социальной интеграции, гражданской зрелости и дисциплинированности, формирования партнёрства органов власти, бизнеса, гражданского общества со студенческим сообществом. Кроме того, в «Стратегии государственной молодёжной политики Российской Федерации» до 2016 г., которая реализовала три приоритетных направления молодёжной политики, указывалось семь актуальных проектов: «Российская молодёжная информационная сеть «Новый взгляд», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России», «Команда», «Успех в твоих руках», «Шаг навстречу» [8].
Сегодня органы студенческого самоуправления существуют в каждом третьем учреждении высшего и каждом четвёртом учреждении среднего профессионального образования [9]. В данном исследовании установлено, что модели студенческого самоуправления на локальном уровне, т. е. уровне отдельного учреждения высшего профессионального образования достаточно современны и разнообразны. Они отличаются вариативностью концептуальных подходов к проблеме организации и целям деятельности конкретного органа самоуправления в конкретном учреждении, но все они входят в структуру воспитательной работы образовательных учреждений, являющейся метасистемой по отношению к данным моделям.
В связи с этим необходима краткая характеристика основных тенденций, сущности и особенностей формирования разных типов воспитательных систем в вузах в современных условиях. Воспитательные системы высших учебных заведений многообразны и различаются по типу профессиональных задач, по сложившейся молодёжной субкультуре, по результативности, поэтому воспитательная система каждого учебного заведения уникальна как по содержанию, так и по результатам деятельности [10]. Важнейшую особенность воспитания состоит в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности. Этот инновационный процесс
свидетельствует о влиянии на воспитание расширяющихся демократических процессов в обществе, либерализации экономики, развития рыночных отношений, об овладении молодёжью новыми социальными навыками, практическими умениями в области экономики, науки, техники и образования. Следовательно, наряду с социальным подходом, определяющим социальное воспитание молодёжи, в современных условиях актуализируется антропологический подход к воспитанию человека.
Кроме того, важнейшее место в воспитании студентов занимают деятельностный и компетентностный подходы к воспитанию, учитывающие будущую профессию студента и означающие реализацию принципа совпадения интересов общества и личности. Важна также гуманистическая сущность системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания; единство воспитания и самовоспитания; одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами, для достижения воспитательных целей и формирования целостного духовного облика молодого человека, т. е. создание воспитательного пространства. Организация воспитательного пространства, все более приобретающего гуманитарный характер и представляющего собой профессионально-образовательное и культурное пространство, создаётся определённой педагогической системой и нацелено на формирование духовно-нравственных ценностей личности. Это происходит на основе методологии аксиологического подхода к воспитанию.
Определяя систему личностных компетенций студента, следует отметить, что воспитание жизнеспособного молодого поколения предполагает создание системы воспитания, базирующейся на двух уровнях. Здесь определяется не только общая модель специалиста с высшим образованием, но и общекультурный тип личности, формируемой в социально-культурной среде вуза на основе предложенной концепции воспитания: это евразийский социально-культурный тип личности обучающегося. Такой тип предполагает гармоничное сочетание определённых характеристик личности, присущих европейской культурной традиции, а также традиционных российских ценностей. При этом обеспечивается сохранение культурного ядра российской цивилизации, формируется готовность противостоять негативным влияниям других культур, что особенно важно в эпоху информационной цивилизации [10].
Целью современной системы воспитания является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностью к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей [10]. Сущность, специфика, типология и уровни современной воспитательной системы в образовательных учреждениях, на основе которых формируются цели, задачи, принципы воспитания молодёжи, определяются в современной ситуации такими методологическими подходами к воспитанию студенчества, как антропологический подход (акцент на самовоспитание и саморазвитие), подход аксиологический (развитие духовно-нравственных ценностей и ценностей национальной и корпоративной культур, ценностей гуманизма), и, как отмечалось выше - деятельностный подход с приоритетом компетент-ностного подхода к воспитанию и формированию евразийского социокультурного типа личности обучающегося. Происходит этот процесс в условиях формирования культурно-образовательного пространства. Следует отметить, что в этом аспекте особую значимость приобретает формирование различных объединений студентов (культуротворческих, спортивно-оздоровительных), где особое место занимают органы студенческого самоуправления.
Отмеченные тенденции развития воспитательных систем в учреждениях образования не могли не сказаться на содержании теоретико-практических моделей студенческого самоуправления в вузах России в начале XXI века. Анализ содержания данных моделей, проведённый в данном исследовании по материалам
Библиографический список
Всероссийской конференции по проблемам студенческого самоуправления [1], показал преобладание социально-ориентированных моделей формирования органов студенческого самоуправления, стратегическими, перспективными целями которых являются идеи развития патриотизма, гражданственности, добровольчества, толерантности, ценностей здорового образа жизни среди студенчества своих вузов.
Меньшую группу составили модели профессионально-ориентированные. Их стратегическая цель - повышение конкурентоспособности специалистов на рынке труда. В этом аспекте важна организация в вузе разнообразных студенческих отрядов, работающих на разных участках хозяйственно-экономического сектора страны. Кроме того, это развитие через студенческое самоуправление компетентностного подхода к формируемой модели специалиста с высшим образованием, где компетентность понимается как готовность и умение профессионально эффективно действовать в условиях максимальной неопределённости в ситуациях динамичной рыночной экономики. Следует отметить, что на момент 2005 г. компетентностный подход ещё только начал формироваться в системе образования и воспитания вузов России, поэтому профессионально-ориентированные модели студенческого самоуправления в количественном отношении тогда были незначительными.
Значительную часть составили культуроориентирован-ные модели студенческого самоуправления с ориентацией на формирование ценностей и традиций корпоративной культуры, любительского творчества (клубы по интересам), а также ценностей труда, в том числе учебного, основанного на академической честности и ответственности, а также социокультурных ценностях Истины, Добра и Красоты во взаимоотношениях между студентами, студентами и педагогами и т.д., понимаемыми как «школа радости», основанная на «трёх С»: сотрудничестве, сотворчестве, соуправлении.
В данном исследовании значимо то, что большую часть составили личностно- и группоразвивающие модели студенческого самоуправления, которые фиксируют утверждение в педагогике высшей профессиональной школы в начале XXI века двух важных методологических подходов. С одной стороны, личност-но-ориентированного подхода к воспитанию человека, являющегося проявлением антропологической концепции в практической педагогике. В связи с этим целями воспитания становится гуманистическая концепция формирования жизнеспособной личности, т. е. личности, способной сделать свой жизненный выбор на основе ответственного поведения. С другой стороны, популярны группоразвивающие модели студенческого самоуправления, ориентированные на формирование школы лидеров, команды, создающейся в вузе часто под разработку и реализацию конкретного проекта. Это свидетельствует о том, что в практической педагогике в современных условиях не утрачены идеи педагогики советского периода, изучающей ценности коллектива, этапы, способы и методики его формирования. В современной ситуации в процессе формирования команды учитывается ориентация молодёжи преимущественно на собственное индивидуально-личностное развитие (саморазвитие), которое не равняется эгоцентризму, оно гармонично соотносится, при умелом руководстве данным процессом, с целями и ценностями группы и социально-культурного пространства.
Таким образом, можно отметить, что модели формирования и деятельности органов студенческого самоуправления уже в начале XXI века показывают их поливариантность, связь с молодёжной политикой, культурой общества и корпоративной культурой, общечеловеческими гуманистическими ценностями. Участие студенческой молодёжи в процессе создания и деятельности органов самоуправления в своих учебных заведениях формирует на уровне личности способность к социальному творчеству, что отвечает целям современной воспитательной системы в России и потребностям формирования гражданского общества [11].
1. Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов. Тезисы докладов участников всерос. конф. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005.
2. Щербаков Е.С. Деятельность молодёжных общественных объединений в Ярославской области. Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов. Тезисы докл. участников всероссийской конф. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005: 283 - 285.
3. В России растёт число студентов. Информационный портал «Утро.ру». Available at: http://www.utro.ru/news/2008/08/29/763628.shtml
4. Оленина Г.В. Развитие социального творчества студенческой молодёжи в системе воспитательной работы вузов: теория, технологии, практика. Мир науки, культуры, образования. 2009; 6: 233 - 237.
5. О межведомственной программе «Студенчество России» (2004 - 2008 гг.). Официальные документы в образовании. 2003; 35: 3 - 18.
6. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Перевод с французского. Санкт-Петербург: A-cad, 1994.
7. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. Москва: Едиториал урсс, 2002.
8. Рожков М.И. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью. Юногогика. Москва: ВЛАДОС, 2008: 237 - 247.
9. Мехонцева Д. М. Структура органов школьного и студенческого самоуправления и управления. Школьные технологии. 2003; 2: 130 - 136.
10. Кагерманьян В. С. Современная система воспитания студентов вузов: концептуальные основы и программа развития. Москва: ФИРО, 2006.
11. Оленина Г. В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. Барнаул, 2012.
References
1. Rol' studencheskogo samoupravleniya v podgotovke konkurentosposobnyh specialistov. Tezisy dokladov uchastnikov vseros. konf. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2005.
2. Scherbakov E.S. Deyatel'nost' molodezhnyh obschestvennyh ob'edinenij v Yaroslavskoj oblasti. Rol' studencheskogo samoupravleniya v podgotovke konkurentosposobnyh specialistov. Tezisy dokl. uchastnikov vserossijskoj konf. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2005: 283 - 285.
3. V Rossii rastet chislo studentov. Informacionnyjportal «Utro.ru». Available at: http://www.utro.ru/news/2008/08/29/763628.shtml
4. Olenina G.V. Razvitie social'nogo tvorchestva studencheskoj molodezhi v sisteme vospitatel'noj raboty vuzov: teoriya, tehnologii, praktika. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 6: 233 - 237.
5. O mezhvedomstvennoj programme «Studenchestvo Rossii» (2004 - 2008 gg.). Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. 2003; 35: 3 - 18.
6. Fuko M. Slova i veschi. Arheologiya gumanitarnyh nauk. Perevod s francuzskogo. Sankt-Peterburg: A-cad, 1994.
7. Hrenov N.A. Kul'tura v 'epohu social'nogo haosa. Moskva: Editorial URSS, 2002.
8. Rozhkov M.I. Strategiya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'yu. Yunogogika. Moskva: VLADOS, 2008: 237 - 247.
9. Mehonceva D. M. Struktura organov shkol'nogo i studencheskogo samoupravleniya i upravleniya. Shkol'nye tehnologii. 2003; 2: 130 - 136.
10. Kagerman'yan V. S. Sovremennaya sistema vospitaniya studentov vuzov: konceptual'nye osnovy i programma razvitiya. Moskva: FIRO, 2006.
11. Olenina G. V. Social'no-kul'turnoe proektirovanie i prodvizhenie grazhdanskih iniciativ molodezhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika. Barnaul, 2012.
Статья поступила в редакцию 04.06.18
УДК 373
Ondar Ch.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool
and Primary Education, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: chechena.o@mail.ru
SOME INFORMATION FROM HISTORY OF EMERGENCE OF NUMBERS IN TUVA PEOPLE AT THE STUDY OF THE THEME "SYSTEM OF CALCULATION". In the article some periods from the history of the origin of a concept of number, the ways of naming and writing numbers in Tuva people are considered. The materials of the article can be used by primary school teachers, when familiarizing the children with the numeric systems in the educational and extracurricular cognitive activities. The work provides an introduction to the development, the ways of naming and recording numbers by different peoples, at different periods of their development in the process of organizing extracurricular cognitive activity. The Tuva people, like other peoples, in the extreme antiquity used specific sets instead of the set of natural numbers. They used a binary, fivefold, septenary, decimal, decimal, hexadecimal number system.
Key words: number, account, finger account, number system, number system for Tuvinians, Tuvan writing.
Ч.М. Ондар, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики дошкольного и начального образования,
Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: chechena.o@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧИСЛА У ТУВИНЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
В статье рассматриваются некоторые периоды из истории возникновения понятия числа, способов названия и записи чисел у тувинцев. Материалы статьи могут быть использованы учителями начальных классов при ознакомлении детей системами счисления в учебной и внеурочной познавательной деятельности. В работе дано ознакомление с возникновением, способами названия и записи чисел разными народами, в разный период их развития в процессе организации внеурочной познавательной деятельности. Тувинцы, как и другие народы, в глубокой древности употребляли вместо множества натуральных чисел конкретные множества. Тувинцы пользовались двоичной, пятеричной, семеричной, десятичной, двенадцате-ричной, шестидесятеричной системой счисления.
Ключевые слова: число, счет, пальцевой счёт, системы счисления, системы счисления у тувинцев, тувинская письменность.
В процессе изучения основ начального курса математики, будущими учителями начальных классов, мы знакомим их с арабской (индийской) нумерацией, десятичными и недесятичными системами счисления, позиционным и непозиционным принципом записи чисел, которые необходимы для организации учебной и внеурочной познавательной деятельности.
Система счисления - раздел математики, в котором представлено описание способов обозначения любых конкретных количественных отношений такими материальными знаками -цифрами (написание чисел) и словами (чтение цифровых записей чисел), которые позволяют сохранять информацию, сравнивать количественные характеристики объектов и определять количественные характеристики результатов действий с реальными объектами на основе несложных процедур сравнения последовательностей знаков (цифровых записей чисел) и проце-
дур нахождения по двум данным знакам третьего (действий с числами) [1, с. 96].
А.М. Леушина отмечает, что для воспитателя, который впервые знакомит маленького ребенка с понятием числа, не только интересно, но и необходимо знать длительный путь развития данного понятия. Это поможет ему лучше представить, какие трудности преодолевают дети, усваивая это понятие [2, с. 328].
В данной статье мы рассматриваем некоторые сведения из истории возникновения числа у тувинцев, которая может быть использована учителями начальных классов при ознакомлении детей, наряду с вавилонской, египетской, славянской нумерациями (десятичными, но непозиционными), римской нумерацией (недесятичной и непозиционной). Во время которой происходит ознакомление с возникновением, способами названия и записи чисел разными народами, в разный